6467

Роль и значимость сексуального поведения в семейно-брачных отношениях

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Роль и значимость сексуального поведения в семейно-брачных отношениях Семья - неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое буд...

Русский

2013-01-04

38.34 KB

10 чел.

Роль и значимость сексуального поведения в семейно-брачных отношениях

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.

В истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм были характерны для отдельных племенных союзов, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономического развития общества. Для первобытного человеческого стада была присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной “постольку, поскольку еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем”. Такие отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей (острые конфликты и драки во время подготовки к охоте, отсутствие единства действий во время охоты и др.). Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому существованию первобытного стада. “Объективной необходимостью становилось дальнейшее обуздание зоологического индивидуализма, смягчение остроты конфликтов между членами первобытного коллектива”.

Обуздание полового инстинкта началось с установления первобытной общиной половых табу – запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных рамках. Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми, между предками и потомками. Эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась только лишь их природой, и браком как социально регулируемым отношением между полами.  

Но для любого живого организма, наделенного полом, секс является необходимым условием воспроизведения своего биологического вида. Живые существа не воспроизводящиеся в достаточных количествах - обречены на вымирание. Именно благодаря своей сексуальной активности человеку на протяжении многих и многих тысячелетий удавалось сохранять и приумножать свою популяцию. Человек, как существо, наделенное разумом, на определенном этапе своего развития научился «обманывать» природу. Уже с античных времен до нас доходят сведения о применявшихся тогда различных  средствах и способах предохранения от нежелательной беременности. В современном обществе секс в значительной степени отделяется от деторождения и становится самостоятельной ценностью.

Соотношение различных форм межполового влечения волновали людей во все времена. Еще Платон, почти две с половиной тысячи лет назад, предупреждал, что «поклонник, который любит тело больше, чем душу» – обречен на неудачу, «поскольку непостоянно то, что он любит». «Стоит лишь отцвести телу» и любовь на этом этапе заканчивается. « А кто любит за высокие нравственные достоинства, тот остается, верен всю жизнь». Выдающийся русский мыслитель XIX века Владимир Соловьев различал следующие три формы межполовых отношений:

1)     чисто физическое влечение, которое не имеет никакого отношения к любви;

2)     законный семейный союз, как необходимость;

3)     исключительно духовная любовь, которая, как и две следующие формы является аномалией.

И только единство и гармония всех трех форм отношений восстанавливает целостность человеческого существа и является абсолютной нормой.

Психолог Николай Нарицин предлагает свое определение эротической любви и роли секса в ней. Он сравнивает любовь с красивым зданием, которое «основывается на фундаменте сексуальности». Постройка без фундамента, считает Нарицин, «это либо воздушный замок, когда строитель обманывает сам себя, либо карточный домик, когда обманывают его самого. Но, в свою очередь, голый фундамент тоже не годится для комфортного существования…»

Итак, в полноценных супружеских отношениях секс является необходимым компонентом семейного счастья и благополучия. Его можно рассматривать и как обоюдную цель супругов в их стремлении к единению, и как средство гармонизации отношений, и как способ удовлетворения различного рода потребностей (физиологических, психических, социальных и др.).

С возникновением моногамной семьи в супружеских отношениях происходит резкое размежевание между целями и задачами секса для мужчины и для женщины. Женский секс в брачных отношениях сводится к зачатию и рождению ребенка – наследника для своего мужа – хозяина. Мужчина же, пользуясь своим господствующим положением в семье, и в зависимости от материальных и иных возможностей, мог наслаждаться сексом и вне брачного ложа. Наиболее наглядно неравенство в супружеских сексуальных отношениях того периода выражено в одном из древнегреческих изречений: « Нам даны гетеры для удовольствия, наложницы для повседневных нужд и жены, чтобы давать нам законных детей и присматривать за хозяйством».

 Для мужчины секс вне брачного ложа был более предпочтителен по нескольким причинам. Во-первых, в технике секса жена, как правило, не могла конкурировать с женщинами «легкого поведения» и профессиональным проституткам, так как ее сексуальный опыт был весьма ограниченным. Во- вторых, отсутствие эффективных способов и средств предохранения от нежелательной беременности, а также существовавшие морально-этические нормы, запрещавшие предохраняться, объективно способствовали тому, что жены значительные периоды времени были обременены своей детородной функцией и не могли удовлетворять сексуальные потребности своих мужей. В-третьих, в патриархальной семье домашнее хозяйство отнимало у жены–хозяйки много сил и времени. Поэтому быть постоянно привлекательной и желанной для своего мужа, в таких условиях, было весьма непросто. В-четвертых, в традиционном обществе жены, как и дети, считались собственностью мужа – отца.

В патриархальной семье сами женщины в сексуальном плане вынуждены были довольствоваться тем, что им мог предложить муж. Да и говорить об этом в рамках христианской этики считалось неприличным. А всякие «вольности» со стороны жены, связанные с техникой секса, могли быть истолкованы мужем как сексуальная распущенность.

 В некоторых культурах и религиях (например, в исламе) наличие нескольких жен у одного мужчины являлось (является) свидетельством его состоятельности как главы семейства и показателем мужской силы. Поэтому у наиболее обеспеченных мужей количество жен и наложниц исчислялось десятками и даже сотнями. В странах традиционного ислама многоженство существует и сейчас. О равноправии полов в сексуальных отношениях в условиях многоженства, конечно же речи быть не может.

В христианском мире и по светским законам, и по религиозным нормам многоженство запрещено, а сама сексуальность многие века считалась «греховной». Первородность сексуального «греха» согласно христианскому учению, исходит от Адама и Евы (за что они и были изгнаны из Рая). Чувство вины за этот первородный «грех» и за свои сексуальные желания и «грехи» вдалбливалось в сознание людей иудаизмом и христианством на протяжении последних двух тясячилетий. Трудно даже представить, сколько за это время  было искалечено человеческих душ и тел, сколько нереализованной любви и страсти было похоронено в муках повседневного воздержания. Например, массовые обследования, проведенные в 60-х годах XX века американскими психологами, выявили, что больше половины женщин в США - фригидны. «Они живут в браке, рожают детей, случается – даже имеют любовников, но никогда не испытывают оргазма». Большинство из этих женщин, по мнению Ю.М. Бородая, вполне нормальны в сексуальном отношении. Причиной же их фригидности является то, что «в сознании миллионов евангельская поэма о деве святой и непорочном зачатии становилась символическим выражением идеала - пусть ирреального!- все, что связано с реальной сексуальной техникой, приобретало отрицательное значение, воспринималось не только как нечто безнравственное, но и как эстетически безобразное, отталкивающее. Как грязь». Единственным религиозно-моральным оправданием сексуально-половых отношений считалось деторождение.

Супружеский брак предполагает партнерские отношения между полами. Он открывает новые возможности для развития секса и взаимной близости супругов. Однако несомненный прогресс сексуальной революции и супружеского брака имеют определенные негативные моменты для сохранения стабильности брачных отношений. В равноправном браке как минимум  в два раза увеличивается число взаимных претензий, связанных с проблемами в сексе. Соответственно, как минимум в два раза больше возникает причин для супружеских конфликтов.

Это обусловлено, прежде всего, и тем, что жены уже не хотят мириться с потребительским отношением к ним со стороны их мужей, - это, во-первых. Во-вторых, относительная материальная, моральная и иная независимость партнерских отношений в браке, способствует развитию эгоизма у каждого из супругов, преодолеть который бывает непросто. В-третьих, в потребительском обществе секс становится товаром. Целые отрасли промышленности, торговые фирмы и рекламные агентства, преследуя свои коммерческие интересы, работают над тем, чтобы поддерживать высокую привлекательность секса. Они искусственно стимулируют различного рода сексуальные потребности и предлагают способы и средства их удовлетворения; создают секс – символы (секс-звезда, секс–бомба, секс–кумир и пр.) для подражания; навязывают стандарты сексуального поведения и сексуальных отношений, концентрируя внимание на внешних эффектах и технических деталях; воспитывают у молодежи потребительское отношение к сексу. Иллюзия беззаветного и повсеместного сексуального праздника,  которую навязывают средства массовой информации, провоцирует молодых людей (нередко еще подростков) на легкомысленные поступки и рискованные эксперименты в области секса, многие из которых заканчиваются весьма печально. Все это выхолаживает духовную составляющую сексуальных отношений.

Сексуальная революция не только позволила избавиться от существовавшего несколько тысячелетий неравенства полов , но и способствовала тому, что сексуальные отношения,  в значительной мере,  вышли из под жесткого контроля со стороны Церкви, Государства и Общества. Отныне каждый человек получил возможность индивидуально определять интимные аспекты своей сексуальной жизни.

 Но общая положительная тенденция  сексуальной революции имеет и свои негативные стороны для современного российского общества. Проблема заключается в том как, каким образом распорядится полученной свободой. Многие ценности традиционного и авторитарного общества оказались не жизнеспособными в условиях рынка и конкуренции, свободы слова и плюрализма идей. Молодое поколение находится в трудном поиске новых идеалов и образцов брачного союза, сексуальных отношений, да и смысла жизни в целом.

Каждый физически и психически нормальный молодой человек мечтает о возвышенной и светлой любви, которая, безусловно, предполагает и сексуальные отношения между влюбленными. Влюбленным порой бывает непросто разобраться в своих чувствах и определить чего в этих чувствах больше: стремления к духовной близости, радости от общения с любимым человеком или сексуальной страсти и желания удовлетворить эту страсть.

Известный психоаналитик Эрих Берн выделяет двенадцать наиболее значимых, по его мнению, функций секса в человеческой любви, мы приводим сокращенный вариант:

- секс как способ оплодотворения женской яйцеклетки для зачатия новой жизни;

- секс как супружеская обязанность мужа перед женой, а жены перед мужем;

- секс как желание одарить друг друга вожделенным оргазмом;

- секс как способ освобождения от полового напряжения (релаксация), возникающего в связи с неудовлетворенными сексуальными потребностями.  

- секс как физиологическое приспособление к жизни, дающее взаимное ощущение благополучия;

- секс как удовольствие, как чувственное наслаждение (гедонизм);

- секс как приятное развлечение или способ провести время;

- секс как любовная игра, различные варианты которой порождают новые чувства и отношения между мужчиной и женщиной;

- секс как средство достижения единства и понимания, как способ закрепления достигнутых соглашений.

В качестве дополнения к перечисленным функциям секса можно добавить некоторые из целей и мотивов секса, приведенных А.И. Антоновым в «Социологии семьи», например такие как:

 - познание, удовлетворение полового любопытства…

   - коммуникация,  обретение чувства психологической личностной интимности, полного слияния с другим человеком…

   - сексуальное самоутверждение, получение наглядных и убедительных доказательств собственной сексуальной состоятельности, потенции…

   - вне сексуальные цели, т.е. цели, внешние по отношению к собственно сексуальному поведению…

Сюда же относится поддержание определенного ритуала или привычки…

- компенсация, замена, возмещение каких- то иных, дефицитных для индивида в силу каких-то причин, видов и форм деятельности или способов эмоционального удовлетворения».

Не менее важными являются и многие другие функции секса, например такие:

- секс как подтверждение и удовлетворение претензий на обладание другим человеком;

- секс как кульминация взаимной нежности и ласки;

- секс как подтверждение взаимного доверия и «благонадежности» сексуальных партнеров.

Одной из задач столь подробного перечисления функций, целей и мотивов секса является стремление показать все многообразие межличностных и социальных отношений, так или иначе связанных с сексом. Многообразие сексуальных отношений может служить одним из показателей уровня развития социальных отношений в целом.

Сексуальные (половые) отношения людей, в отличие от животных, во многом обусловлены их сексуальной (половой) культурой, которая является составной частью общей культуры. Сексуальная культура представляет собой систему ценностей, норм, знаний, образцов поведения, запретов, традиций и обычаев, регулирующих отношения между полами. В процессе усвоения индивидом сексуальной культуры формируется его половая (сексуальная) роль, под которой «обычно понимают совокупность социокультурных норм, определяющих то, каким должны или не должны быть мужчины или женщины, как они должны или не должны себя вести». От степени усвоения индивидом сексуальной культуры во многом зависит и его сексуальное поведение в браке. При этом каждая из перечисленных (и многих других) целей и мотивов секса может стать как фактором, который способствует укреплению супружеских отношений, так и фактором, дестабилизирующим эти отношения.

Данная тема актуальна для нашего времени, так как при постоянно увеличивающемся числе разводов, семьи распадаются, в том числе и из-за сексуальной несовместимости партнеров.

Таким образом, цель нашего исследования состояла в определении роли и значимости сексуального поведения в семейно-брачных отношениях. Объектом исследования выступили семейные пары. На первый вопрос «Сколько лет вы состоите в браке?» респонденты ответили следующим образом: в отношениях состоят меньше года 16%, 74% состоят в браке больше одного года, в промежутке от 1 года до 5ти лет, 10% состоят в браке более 20 лет.  На второй вопрос о наличии детей ответы распределились следующим образом: 60% не имеют детей, 40% - имеют.

На вопрос « Работаете ли вы?» 80% женщин и 20% ответили - «нет» 80% мужчин и 20% женщины ответили - «да». На вопрос о том, сколько раз в неделю опрашиваемые занимаются сексом, ответы распределились следующим образом: 7 раз в неделю – 10% женщин и 20% мужчин,  5-6 раз в неделю 18% женщин и 20% мужчин, 3-4 раза 42% женщин и 20% мужчин  2 раза 10% женщин и 11% мужчин, 1 раз 10% женщин и 11% мужчин и 10% женщин и 20% мужчин занимаются сексом по настроению, желанию, не могут уточнить сколько раз в неделю точно.

На вопрос о состоянии своего здоровья по 5ти бальной шкале респонденты ответили следующим образом: 39% женщин оценили свое здоровье на 5, мужчин оценивающих свое здоровье на 5 - 30%. На 4 здоровье оценивают  50% женщин и 37% мужчин. На 3 оценивают свое здоровье 11% женщин, мужчин, оценивающих так свое здоровье, не оказалось. На 2 оценивают свое здоровье 11% мужчин и ни одной женщины. На 1 оценили свое здоровье 22 % мужчин и ни одной женщины.

На вопрос о романтических моментах в семейной жизни, 33% женщин ответили, что они бывают очень часто и так же как у 33% мужчин, изредка бывают - у 52% женщин и у 56% мужчин, никогда не бывает таких моментов у 15% женщин и у 11% мужчин. О значении роли секса в семейных отношениях ответили так: для женщин секс не является самым главным 0%, для 23% мужчин напротив самое главное, для 90% женщин секс важен, но не самое главное в семейной жизни  и 77% мужчин считают так же. Только 10% женщин считает секс не важным в семейных отношениях и ни одного мужчины, 10% мужчин считают секс самым главным, что есть в их семейной жизни.

На вопрос о том, как вы поступите если у вас будет свободное  время в течении дня, опрашиваемые ответили таким образом: 10% мужчин зайдет в интернет, 20% мужчин посмотрят телевизор, 20% женщин потратят время на отдых, так же поступят 46% мужчин, провести свободное время с супругом хотят 80% женщин и только 23% мужчин. На вопрос о том, нужен ли секс после 50 лет, 70% женщин и 70% мужчин ответили, что да, это важно, 30% женщин и 30% мужчин ответили, что секс в таком возрасте важен, но это не главное в семейных отношениях, ни один мужчина и ни одна женщина не ответили, что секс после 50 лет не нужен.

О том, что разнообразие в сексе полезно и интересно пары ответили следующим образом: 70% женщин и 70% мужчин ответили, что это интересно для них, против разнообразия 30% женщин, оставшиеся 30% мужчин от ответа воздержались. На вопрос об условиях проживания опрашиваемые ответили так: 30% пар проживают в 1- комнатной квартире, 20% пар - в двух комнатной, 30% пар проживают в 3- комнатной квартире и 20% пар проживают в 4 комнатной квартире. Вопрос о том, с кем, респонденты проживают на своей жилплощади, принес следующие результаты: с детьми проживают 20% пар, с родителями 10% пар, 60% пар проживают вдвоем, 10% пар уточнили, что помимо супруга с ними проживают домашние животные.

Исходя из результатов исследования сексуальное поведение занимает значимое место в семейно-брачных отношениях. Об этом нам говорят следующие результаты. Большинство семейных пар занимаются сексом более 1 раза в неделю, это связано и с тем, что практически во всех парах бывают романтические моменты, так же этому способствует хорошее состояние здоровья, респонденты достаточно высоко по 5ти бальной шкале оценили его состояние. И хотя у мужчин со здоровьем ситуация обстоит не много хуже, чем у женщин, им это не мешает заниматься сексом достаточно часто. Подчеркивает значимость сексуального поведения, прямой вопрос о значимости секса, для 90% опрошенных секс в семейных отношениях необходим для их поддержания. Супруги чаше всего проводят свободное время вместе, что говорит о значимости партнеров друг для друга. Все опрошенные пары положительно относятся к сексуальным отношениям после 50 лет. Так же большинство пар приветствуют в сексе разнообразие, это говорит о том, что респонденты достаточное время и внимание уделяют сексуальной жизни и хотят внести в нее, что - то новое не только для собственного удовольствия, но и ради удовольствия партнера. Результаты исследования показали, что большинству респондентов для ведения сексуальной жизнью не является препятствием стесненные жилищные условия и проживание с детьми, либо другими родственниками.

Список литературы:

  1.  Антонов А.И. Микросоциология семьи /А.И. Антонов. М.: 2005. - 368с.
  2.  Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28434. Дипломатический курьер 34 KB
  дипломатический курьер который должен быть снабжен официальным документом с указанием его статуса и числа мест составляющих дипломатическую почту пользуется при исполнении своих обязанностей защитой государства пребывания. Все места составляющие дипломатическую почту должны иметь видимые внешние знаки указывающие на их характер и они могут содержать только дипломатические документы и предметы предназначенные для официального пользования. Командир должен быть снабжен официальным документом с указанием числа мест составляющих почту но...
28436. Строки. Процедуры и функции действий над строками. Примеры обработки строк 31 KB
  Он во многом похож на одномерный массив символов ARRAY[0.N] of CHAR однако в отличие от последнего количество символов в строке переменной может меняться от 0 до N где Nмаксимальное количество символов в строке. COPY ST INDEX COUNTфункция типа STRING ; копирует из строки ST COUNT символов начиная с символа с номером INDEX; DELETE ST INDEX COUNT процедура ; удаляет COUNT символов из строки ST начиная с символа с номером INDEX. STR X [:L [: M] ST процедура; преобразует число X любого вещественного или целого типов в...
28437. Записи. Структура объявления типа записи. Оператор присоединения WITH. Использование записи с вариантными полями. Примеры 48.5 KB
  Записи. Структура объявления типа записи. Использование записи с вариантными полями. Примеры Запись – это структура данных состоящая из фиксированного числа компонентов называемых полями записи.
28438. Множества. Описание типа множества. Операции над множествами. Примеры 33 KB
  Операции над множествами пересечение множеств; результат содержит элементы общие для обоих множеств; например mset4mset6 содержит [2.5]; mset4mset5 пустое множество; объединение множеств результат содержит элементы первого множества дополненные недостающими элементами из второго множества: mset4mset5 содержит [0 1 2 3 4 5]; mset5mset6...