6469

Социальная работа с подростками с отклоняющимся поведением

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Социальная работа с подростками с отклоняющимся поведением Актуальность данной темы заключается в том, что, в нее вовлечены широкие массы людей и в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к ее увеличению. Данная проблема является про...

Русский

2013-01-04

30.45 KB

16 чел.

Социальная работа с подростками с отклоняющимся поведением

 

Актуальность данной темы заключается в том, что, в нее вовлечены широкие массы людей и в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к ее увеличению. Данная проблема является противоречивой поскольку всем очевидно, что не существует или слабо развита система работы с подростками нетрадиционной традиции, но при этом количество подростков нетрадиционной традиции в России не уменьшается, а увеличивается. Негативные последствия рассматриваемой  проблемы это психологические проблемы подростков, которые после своего coming out, не были приняты своими семьями, друзьями и обществом. Они замыкаются в себе, начинают употреблять алкоголь, наркотики. Они прекращают любые социальные контакты и, в конце концов, эти молодые люди умирают или совершают суицид, но не от гомосексуальности, а от страха перед ней и от жестокого отношения окружающих. По определению польского психиатра А. Кемпински, в большинстве случаев "социальная смерть равняется для человека биологической смерти"  [1; с.131].

Количество людей с нетрадиционной ориентацией в настоящее время постепенно увеличивается в нашей стране. Потому что  данное явление, как стало открытым в 90-х годах прошлого века.  Если стало открытым - стало более заметным.  Потом у гомосексуалов появилась появилась своя субкультура. Одна из главных причин данного процесса это большое внимание  со стороны СМИ.  

Средний возраст выхода или coming out ( выхода ил- перевод с англ. языка дословно) снижается. Так, у американских мужчин он снизился с 19,3 лет до 14,5-16 лет, т. е. "выход" приходится именно на подростково-юношеский период. Однако полное принятие себя происходит уже за рамками подросткового и юношеского возраста.

Принятие себя как индивида в сексуальном отношении и самораскрытие в отношениях  с окружающим миром, открытое признание своей гомосексуальности снимает, с одной стороны, очень многие психологические проблемы и внутренние конфликты у подростка, т.к. завершение  и определение сексуальной идентификации приносит огромное облегчение. Для подростков, которые приняли свою сексуальную ориентацию, она становится нормальной, естественной и единственно возможной. Но, в то с другой стороны, у подростков с нетрадиционной сексуальной ориентацией могут возникнуть социально-психологические трудности, которые вызывают мучительное чувство одиночества, депрессии и повышенную склонность к суициду.

Например, подросток  должен будет готов выдержать непонимание и  иногда открытое противостояние  родителей, для которых новость о том, что их ребёнок гомосексуал,  наверняка будет очень болезненным открытием.  Поэтому, если подросток финансово зависит от своих родителей и подозревает, что они способны после открытия перестать оказывать материальную поддержку или выгнать из дома, лучше подождать до тех пор, когда у них не будет этой возможности материально его ущемлять.

Современный мир, в рамках повышения образованности и просвещенности населения, стал более толерантным к людям  нетрадиционной ориентацией, особенно в развитых странах. Поэтому  сексуальные меньшинства  добиваются уравнения  своих прав с другими  людьми во многих сферах жизни. Это выражается  и в  разрешение однополых браков, и  в возможности иметь  права на усыновление детей такими парами.  Конечно, у такой позиции уравнивания прав сексуальных меньшинств с людьми, имеющими традиционную сексуальную ориентацию,  есть противники. Много ведется споров, многие с осуждением высказываются по данной теме.  Противники такой толерантности  утверждают, что общество становится слишком гуманным и терпимым  к таким проявлениям. Они утверждают что,  у людей   с нетрадиционной ориентацией имеются психические отклонения, что нетрадиционная ориентация  - это одна из форм девиации или то, что данные люди больные,  и им требуется медицинская помощь.  

Сексуальные меньшинства, а особенно дети в подростковом периоде,  должны являться объектами социальной работы.  Одним из направлений в работе социальных служб - это  решение проблем их подопечных, в том числе и таких подростков, во время кризисного состояния самоидентификации, или стресса, возникающего в силу страха признания своей ориентации. Если такое состояние в сочетании с отсутствием поддержки со стороны окружающих длится достаточно продолжительное время, тои ведет к необходимости вмешательства  со стороны службы социальных работников.

Социальный работник обязан учитывать в своей работе представления о проблеме  людей   с нетрадиционной ориентацией,  и об их преследовании  в обществе. Оказывая необходимую помощь, специалисты по социальной работе должны избегать традиционных методов, связанных с попыткой давления  и изменения  ориентации клиента; напротив им нужно мотивировать обратившегося на  повышение  уровня самоуважения, чтобы самостоятельно не доводить себя  до стрессовой ситуации. Необходимо, по возможности, подключать к реализации лечебного плана родных клиента, друзей.

Социальная работа с молодыми людьми с нетрадиционной ориентацией  намного сложнее, чем с такими же взрослыми.  Социальный работник должен принимать во внимание обстоятельство периодизации процесса формирования гомосексуальной идентичности, выдвинутую американским социологом Ричардом Тройденом, по которой время подросткового возраста и начало юности - это самый драматичный и психологически напряжённый этап развития. Это период сомнений и смешанной идентичности, когда подросток уже задумывается о своей сексуальной идентичности, но ещё не может чётко определить её. Переживания первого гомосексуального контакта, самоосознание своей гомосексуальности по данным различных исследований, в среднем, приходятся именно на возраст 12-16 лет. Однако для многих подростков даже наличие гомосексуального опыта и осознание своей гомосексуальности ещё не означает признания себя геем, так как считают, что это  естественно.  Некоторые из них обращаются за помощью к психотерапевту в надежде избавиться от своей гомоэротической направленности, другие занимаются самовоспитанием, искореняя в себе подобные чувства.  При этом подростку не у кого спросить совет, получить ценную информацию. Подростки-гомосексуалы  вообще очень одиноки. По мнению И. Кона, "юность - вообще довольно одинокий возраст, но никто не бывает так одинок, как гомосексуальные подростки"[2].

Социальному работнику  при работе с  подростками  с нетрадиционной сексуальной ориентацией  рекомендуется   соблюдать следующие правила:  

1.Соблюдайте конфиденциальность. Если молодые люди поделились с вами информацией о его или её сексуальной ориентации, вы получили доверие, которое должны уважать. Нарушение этой конфиденциальности может принести непоправимый урон  и психологический срыв, а в некоторых случаях и к суициду.

2.Понимайте значение сексуальной ориентации.  Каждый вид сексуальной ориентации - это то, что естественно для этого человека.

3.Помогайте, но не настаивайте.  Какова бы ни была собственная сексуальная ориентация консультанта, он должен исходить, прежде всего, из жизненных проблем обратившегося к   нему  подростка. Нельзя в категоричной форме осуждать или требовать  изменения сексуальной ориентации.

4.Знайте, когда и где искать помощь.  Обладать и собирать  информацию об  организациях и обществах,  компетентных специалистах Не забывайте о семейных условиях, помогите подростку разобраться в его отношениях с родителями, если возможно - поговорите с ними, но только с согласия самого подростка. Если он хочет сам раскрыться родителям, но не знает, как это сделать, познакомьте его с рекомендациями американских психологов организации P-FLAG, основанные на многолетних исследованиях, и посвящённые следующим вопросам: "Как открыться своим родителям", "Какие этапы проходят родители на пути понимания и принятия своего ребёнка" [3; с.8-10].  

5.Необходимо обратить особое внимание на признаки у клиента алкоголизма и наркомании, психологических нарушений. В случае необходимости и выявления своевременно направляйте молодых людей к нужному специалисту. Данные рекомендации помогут социальному работнику по работе с этой  категорией населения.  

       Таким образом, то взаимодействие, которое произойдёт между социальным работником и подростком, может оказаться решающим в судьбе молодого человека. Очень важно помочь подростку разобраться в его семейных и школьных проблемах. Необходимо стремиться облегчить состояние молодого человека в его внутренних конфликтах, помогая ему понять механизмы их возникновения. По мнению Виктора Франкла, в основе человеческого существования в целом лежит ответственность. Социальный работник  несёт дополнительную ответственность, поскольку он отвечает за того, кто обратился к нему за помощью. Его ответственность ещё более возрастает, когда его просят дать консультацию по сексуальным вопросам [4; с. 282]. Поэтому нам бы хотелось посоветовать оставить свои стереотипы и рассуждения на тему - кто лучше, быть или не быть гомосексуалом, а оказать помощь подростку, оказавшемуся  в сложной жизненной ситуации.

Список литературы

1. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. - М.: Совершенство, 1998. 320 с.

2. Использованы материалы http://gay.ru/science/kon/

3. Как открыться своим родителям // Один из нас. - 1998. - № 5-6 (12). - С. 8 - 10.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.