64704

Доходах и расходах государственного бюджета

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Понятие государственного бюджета понятие расхода и дохода государственного бюджета. Так в практической части данной работе рассматривается влияние доходов государственного бюджета на расходы государственного бюджета.

Русский

2014-07-10

852.5 KB

7 чел.

PAGE  2

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………3

2.Теоретическая часть

2.1.Понятие доходов и расходов государственного бюджета……………4

2.2.Бюджетный дефицит. Бюджетный профицит………………………..12

2.2.Анализ динамики доходов и расходов РФ……………………………18

3.Практическая часть………………………………………………………22

4.Аналитическая часть……………………………………………………..46

Заключение…………………………………………………………………50

Список использованной литературы…………………………………...51

Введение.

В данной  курсовой  работе  рассматривается вопрос о  доходах  и  расходах  государственного бюджета. А именно: понятие  государственного бюджета, понятие расхода и  дохода  государственного  бюджета.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Так в практической части данной работе рассматривается влияние  доходов государственного бюджета на расходы государственного бюджета.                         

В аналитической части рассматривается динамика прибыли по годам. Для этого рассчитываются: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, средние за период уровень ряда, абсолютный прирост, темпы роста и прироста и покажем динамику доходов в виде диаграмме.

Для написания работы использованы средства пакета MS Office, а именно такие программы как: MS Excel, MS Word.

2.1 Понятие  доходов  и  расходов государственного бюджета.

Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся (в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами):

-налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 %;

-налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 %;

-налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, - по нормативу 20 %;

-налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 %;

-акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50%;

-акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 %;

-акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 %;

-акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 %;

-государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты)- по нормативу 100 %.

И  некоторых  других  налогов  и  акцизов.

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

-доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений;

-доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;

-средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

-средства, вносимые в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд и не подлежащие возврату лицу, внесшему такие средства, в соответствии с законодательством на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

-другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений.

Указанные доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Штрафы подлежат зачислению в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в том числе за счет:

-доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности (за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений), доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, - после уплаты налогов и сборов;

-части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

-сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - по нормативу 100 %;

-прочих лицензионных сборов - по нормативу 100 %;

-таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100 %;

-платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100 %;

-платы за пользование водными объектами - по нормативу 100 %;

фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

-субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

-безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

-безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ , в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Главным источником формирования доходов бюджета является национальный доход, а в некоторых случаях и национальное богатство. При перераспределении национального дохода в бюджет поступает часть прибыли хозяйствующих субъектов, заработной платы работников сферы материального и нематериального производства, доходов работников, работающих по найму, ренты собственников земли.

Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005-2007 гг. (млрд. руб.)

Год

Доходы млрд. руб.

Абсолютный прирост, млрд. руб.

Темп роста

Темп прироста

Абсолютная величина 1% прироста, млрд. руб.

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2005

5127,23

 

 

 

 

 

 

 

2006

6276,30

1149,07

1149,07

122,41

122,41

22,41

22,41

51,27

2007

7779,10

2651,87

1502,80

151,72

123,94

51,72

23,94

62,76

 

Среднегодовой абсолютный прирост

883,96

Средний темп роста

123,18

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

В бюджетном кодексе трактовка иная: бюджетные расходы – денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, такие как: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

1). Принцип целевого использования средств;

Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным
Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.

2). Соблюдение режима экономии;

Одной из важнейших задач бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.

3). Безвозвратность государственных расходов.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно- территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

2.2 Бюджетный дефицит. Бюджетный профицит.

Государственный бюджет, как и всякий баланс предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).

В соответствии с бюджетным кодексом ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 % прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Дефицит бюджета субъекта РФ, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением ограничений, установленных законодательством. Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15 % утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Для субъекта РФ, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

В случае утверждения законом субъекта РФ о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта и снижения остатков средств на счетах дефицит может превысить ограничения в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для муниципального образования дефицит бюджета не должен превышать 5 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств росту государственного долга.

Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с решением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.) приводит к «проеданию» бюджетных средств, а не к умножению общественного богатства. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.

Бюджетная несбалансированность может быть и полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.

Экономисты предлагают три основных подхода к проблеме сбалансированности бюджета.

Первый подход связан с ориентацией на ежегодную сбалансированность бюджета, что означает объявление его сбалансированности основной целью государственных финансов. Такая ориентация фискальной политики сводит на нет её антициклический и стабилизационный характер. Ежегодно балансируемый бюджет на самом деле усугубляет колебания экономического цикла, вызывает ускорение инфляции. Это происходит потому, что в условиях депрессии, значительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну, и в такой ситуации правительство, стремясь балансировать бюджет, должно либо увеличивать налоги, либо сокращать государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Но эти меры являются сдерживающими по своему характеру: каждая из них ещё больше сокращает совокупный спрос, что приводит к дальнейшему снижению общественного производства.

В противоположном случае, при профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста доходов, чтобы не допустить превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить расходы, либо сделать и то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали.

Второй подход предполагает достижение сбалансированности бюджета в течение экономического цикла, при этом он не должен балансироваться ежегодно. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего подъема и проявления инфляции необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Таким образом правительство может сбалансировать бюджет не на ежегодной основе, а в период в несколько лет. Сторонники этой концепции считают, что надо стремиться к балансу бюджета в течение всего цикла деловой активности. С точки зрения кейнсианцев, этого можно достичь с помощью продуманной фискальной политики. Монетаристы предлагают придерживаться рациональной политики денежного обращения. Защитники этой теории считают что бюджет выступает инструментом антициклической политики. Однако, ключевой проблемой такого подхода, несмотря на его внешнюю привлекательность является его явная упрощенность. Дело в том, что подъемы и спады в экономическом цикле неодинаковы по глубине и длительности. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочным и небольшим подъемом и наоборот. И в том, и в другом случае будет наблюдаться циклическая разбалансированность государственного бюджета.

Третий подход к регулированию государственного бюджета связан с концепцией функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. При этом вопрос о ежегодной или циклической сбалансированности бюджета – второстепенный. Основной целью государственных финансов является макроэкономическая стабильность, а сбалансированность госбюджета рассматривается как один из составляющих элементов такой стабильности. В соответствии с этим подходом, развитие экономики может сопровождаться бюджетными дефицитами или профицитами. Предполагается, что макроэкономическая стабильность и экономический рост автоматически оказывают положительное воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.

Бюджетный дефицит оказывает в свою очередь влияние на кредитно-денежное хозяйство и функционирование экономики в целом. В условиях существования бюджетного дефицита правительство вынужденно искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются денежная эмиссия и государственные заимствования (займы в центральном банке, займов в частном секторе и внешние заимствования).

Эмиссия денег является самым простым методом покрытия бюджетного дефицита. Большинство стран со времен перехода от золотого к бумажно- денежному обращению неоднократно использовали дополнительную эмиссию для этих целей. Правительства особенно часто применяют это средство в критических ситуациях – во время войны или длительного кризиса. Избыточная эмиссия широко применяется и в настоящее время во многих развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой. Такая эмиссия приводит к весьма отрицательным последствиям для экономики. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения и предприятий, стремительно снижается курс национальной валюты, в итоге всё это приводит к воспроизводству бюджетного дефицита.

Государственные займы более безопасны по сравнению с эмиссией, но и они оказывают негативное влияние на экономику. Во-первых, в некоторых случаях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг, что искажает действие рыночных механизмов и мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. Во-вторых, даже при свободном размещении, когда правительство создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами государственных ценных бумаг, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. При этом происходит сокращение предложения кредитных ресурсов, так как государственные ценные бумаги отвлекают часть свободных денежных средств. Вместе с этим повышение спроса со стороны государства на денежные средства ведет к росту процентных ставок, а следствием этого является сокращение инвестиций в реальный сектор экономики. В результате возникает «эффект вытеснения» частных инвестиций.

Однако, как подтверждают эмпирические данные, этот эффект имеет наиболее явное и отрицательное проявление при ограниченных ресурсах и высоком уровне занятости, тогда как при избыточных ресурсах и соответствующей денежной политике вместо «эффекта вытеснения» может появиться стимул для активизации инвестиционной деятельности.

Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических проблем путем государственных заимствований порождает государственный долг. Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам.

2.3 Анализ  динамики  доходов и  расходов РФ

Динамика доли расходов и доходов в федеральном бюджете на соответствующий год

Таблица №1

год

Доля расходов в ВВП, %

Доля доходов в ВВП, %

2005

2006

2007

2008

2009

2010

16,9

16,3

20,9

17,7

18,6

17,8

23,7

22,7

23,8

20,7

19,5

18,5

Динамика доходов, расходов и ВВП за соответствующие годы

Таблица №2

год

Доходы

федерального

бюджета,

трлн. Руб.

Расходы федерального бюджета, трлн. Руб.

ВВП, трлн. Руб.

2005

2006

2007

2008

2009

2010

5,127

6,276

7,779

8,057

8,706

9,408

3,539

4,431

6,531

6,902

8,283

9,935

21

27,22

31,22

38,952

44,565

50,781

Из таблицы доходов, расходов и ВВП за соответствующие годы очевидна тенденция роста как доходов, так и расходов федерального бюджета РФ.

В таблице № 3 представлены  доходы РФ. В  таблице № 4-  расходы.

Таблица №3

Доходы

2007  в млрд. руб.

2006  в  млрд. руб.

2005  в млрд.

руб.  

Доходы

7, 779,10

6, 276,30

5, 127,23

Налоги  на  прибыль

635,607

485,681

328,746

Налоги  и взносы на  социальные  нужды

389,087

310,412

266,159

Налоги  на  товары (работы,  услуги), реализуемые на территории  РФ

1 489,232

1 049, 017

1 162, 553

Налоги  на  товары, ввозимые  на  территорию РФ

874,330

593,028

445,342

Налоги, сборы  и  регулярные платежи  за  пользование  природными  ресурсами

1 114,683

1 104,226

830,175

Государственная  пошлина, сборы

26,660

25,002

22,517

Задолженность  и  перерасчеты по отмененным налогам, сборам  и  иным  обязательным платежам

2291

4,674

Доходы  от  внешнеэкономической деятельности

2 364,266

2301,236

1 644,570

Доходы  от  использования  имущества, находящегося  в  муниципальной собственности

88,220

113,338

81,555

Платежи  при  пользовании  природными  ресурсами

46,551

53,501

36,274

Доходы  от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

125,407

95,869

64,164

Доходы  от  продажи материальных и  нематериальных активов

6,976

1,512

1,045

Административные  платежи  и  сборы

41,226

3,252

8,379

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

3,896

2,735

1,762

Прочие неналоговые доходы

2,187

2,787

3,293

Поступление дохода, соответственно, в размере 33,923 968 млрд. рублей, 22,064 млрд. рублей, 33,927 млрд. рублей  обеспечивала Федеральная налоговая служба, в размере 814,917 млрд. рублей, 554, 326 млрд.рублей, 393,847,млрд. рублей  обеспечивает Федеральная таможенная служба.

Поступление налога в федеральный бюджет за вычетом отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации составило 320,594 млрд. рублей, 318,827 млрд. рублей, 314, 032 млрд. рублей, соответственно.

Поступление пошлины в федеральный бюджет за вычетом отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации составило 255,193 млрд. рублей, 188,056 млрд. рублей, 581,943 млрд. рублей, соответственно.

Наиболее значимыми доходами федерального бюджета в 2007 г. в соответствии с законом о федеральном бюджете на этот год являются: доходы от внешнеэкономической деятельности; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; налог на товары, ввозимые на территорию РФ; налог на прибыль.

Распределение расходов федерального бюджета на 2007 год по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Таблица № 4

Расходы

2007  в  млрд. руб.

2006  в млрд. руб.

2005 в млрд.

Общегосударственные  вопросы

1 122,104

623,208

521,432

Национальная  оборона

839,102

686,148

578,350

Национальная безопасность и  правоохранительная деятельность

674,790

556,337

455,310

Национальная экономика

730,234

358,628

263,259

Жилищно-коммунальное хозяйство

296,241

54,336

12,110

Охрана окружающей среды

8,232

6,816

4,760

Образование

287,080

211,976

160,468

Культура, кинематография и СМИ

70, 772

55,834

48,375

Здравоохранение и спорт

276,678

160,374

94,078

Социальная политика

286,410

216,506

185,874

Межбюджетные трансферты

1 939,742

1 500,937

1 215,429

3. Практическая  часть.

Имеются следующие выборочные данные о доходах и расходах бюджетов субъектов РФ за полугодие (выборка 25%-ная механическая), млн руб.

Таблица 1

Исходные данные

Номер

региона

п/п

Доходы бюджета, млн руб.

Расходы бюджета, млн руб.

Номер

региона

п/п

Доходы бюджета, млн руб.

Расходы бюджета, млн руб.

1

4,2

5,4

16

1,2

3,1

2

3,8

5,2

17

3,6

4,5

3

6,4

8,7

18

2,2

3,8

4

2,1

3,2

19

0,9

1,9

5

2,4

4,6

20

2,3

3,1

6

2,0

3,5

21

3,5

4,6

7

0,7

2,0

22

4,4

6,2

8

3,9

5,0

23

4,8

7,2

9

8,0

7,4

24

7,5

8,0

10

4,2

6,0

25

0,8

1,7

11

2,5

4,6

26

3,5

4,7

12

3,9

4,9

27

4,1

6,5

13

7,6

8,6

28

6,3

8,6

14

4,1

5,8

29

5,3

6,8

15

0,5

1,8

30

5,2

7,1

Задание 1

По исходным данным (табл.1) необходимо выполнить следующее:

  1.  Построить статистический ряд распределения субъектов РФ по доходов бюджета, образовав 5 групп с равными интервалами.
  2.  Построить графики полученного ряда распределения. Графически определить значения моды и медианы.
  3.  Рассчитать характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.
  4.  Вычислить среднюю арифметическую по исходным данным, сравнить ее с аналогичным показателем, рассчитанным в пункте 3 для интервального ряда распределения.

Выполнение Задания 1

Целью выполнения данного задания является изучение состава и структуры выборочной совокупности субъектов путем построения и анализа статистического ряда распределения субъектов по признаку Доходы бюджета.

1.Построение интервального ряда распределения субъектов по величине доходов бюджета

При построении ряда с равными интервалами величина интервала h определяется по формуле

,                                                   (1)

где  – наибольшее и наименьшее значения признака в исследуемой совокупности,  k - число групп интервального ряда.

При заданных k = 5, xmax = 8 млн руб., xmin = 0,5 млн руб.:

При h = 1,5 млн руб. границы интервалов ряда распределения имеют следующий вид (табл. 2):

Таблица 2

Номер группы

Нижняя граница,

млн руб.

Верхняя граница,

млн руб.

1

0,5

2,0

2

2,0

3,5

3

3,5

5,0

4

5,0

6,5

5

6,5

8,0

Для построения интервального ряда необходимо подсчитать число субъектов, входящих в каждую группу (частоты групп), по принципу полуоткрытого интервала [ ). Т.к. при этом верхние границы интервалов не принадлежат данным интервалам, то соответствующие им единицы совокупности включаются не в данную группу, а в следующую. В последний интервал включаются и нижняя, и верхняя границы.

Процесс группировки единиц совокупности по доходам бюджета представлен во вспомогательной (разработочной) таблице 3 (графа 4 этой таблицы необходима для построения аналитической группировки в Задании 2).

Таблица 3

Разработочная таблица для построения интервального ряда распределения и аналитической группировки

Группы субъектов РФ по величине доходов бюджета, млн руб.

Номер субъекта

Доходы бюджета, млн руб.

Расходы бюджета,

млн руб.

1

2

3

4

0,5 – 2

15

0,5

1,8

7

0,7

2,0

25

0,8

1,7

19

0,9

1,9

16

1,2

3,1

Всего

5

4,1

10,5

2 – 3,5

6

2,0

3,5

4

2,1

3,2

18

2,2

3,8

20

2,3

3,1

5

2,4

4,6

11

2,5

4,6

Всего

6

13,5

22,8

3,5 – 5

21

3,5

4,6

26

3,5

4,7

17

3,6

4,5

2

3,8

5,2

8

3,9

5,0

12

3,9

4,9

14

4,1

5,8

27

4,1

6,5

1

4,2

5,4

10

4,2

6,0

22

4,4

6,2

23

4,8

7,2

Всего

12

48,0

66,0

5 – 6,5

30

5,2

7,1

29

5,3

6,8

28

6,3

8,6

3

6,4

8,7

Всего

4

23,2

31,2

6,5 – 8

24

7,5

8,0

13

7,6

8,6

9

8,0

7,4

Всего

3

23,1

24,0

ИТОГО

30

111,9

154,5

На основе групповых итоговых строк «Всего» табл. 3 формируется итоговая таблица 4, представляющая интервальный ряд распределения субъектов по доходам бюджета.

Таблица 4

Распределение субъектов по доходам бюджета

Номер группы

Группы субъектов по доходам бюджета, млн руб.,

Х

Число субъектов,

F

1

0,5-2

5

2

2-3,5

6

3

3,5-5

12

4

5-6,5

4

5

6,5-8

3

Итого

30

Приведем еще три характеристики полученного ряда распределения - частоты групп в относительном выражении, накопленные (кумулятивные) частоты Sj, получаемые путем последовательного суммирования частот всех предшествующих (j-1) интервалов, и накопленные частости, рассчитываемые по формуле .

Таблица 5

Структура субъектов по доходам бюджета

№ группы

Группы субъектов по доходам бюджета, млн руб.

Число субъектов, fj

Накопленная

частота,

Sj

Накопленная

частота, %

в абсолютном выражении

в % к итогу

1

2

3

4

5

6

1

0,5-2

5

16,7

5

16,7

2

2-3,5

6

20,0

11

36,7

3

3,5-5

12

40,0

23

76,7

4

5-6,5

4

13,3

27

90,0

5

6,5-8

3

10,0

30

100,0

Итого

30

100,0

Вывод. Анализ интервального ряда распределения изучаемой совокупности субъектов показывает, что распределение субъектов по доходам бюджета не является равномерным: преобладают субъекты с доходами от 3,5 млн руб. до 5 млн руб. (это 12 субъектов, доля которых составляет 40%); 36,7% субъектов имеют доход менее 3,5 млн руб., а 23,3% – более 5 млн руб.

1.2. Нахождение моды и медианы полученного интервального ряда распределения графическим методом и  путем расчетов

Для определения моды графическим методом строим по данным табл. 4 (графы 2 и 3) гистограмму распределения банков по изучаемому признаку.

Рис. 1 Определение моды графическим методом

Конкретное значение моды для интервального ряда рассчитывается по формуле:

                       (3)

где   хМo – нижняя граница модального интервала,

h –величина модального интервала,

fMo – частота модального интервала,

fMo-1 – частота интервала, предшествующего модальному,

fMo+1 – частота интервала, следующего за модальным.

Согласно табл.1.3 модальным интервалом построенного ряда является интервал 3,5 -5 млн руб., так как его частота максимальна (f3 = 12).

Расчет моды по формуле (3):

Вывод. Для рассматриваемой совокупности субъектов наиболее распространенный доход бюджета характеризуется средней величиной 4,143 млн руб.

Для определения медианы графическим методом строим по данным табл. 5 (графы 2 и 5) кумуляту распределения банков по изучаемому признаку.

Рис. 2. Определение медианы графическим методом

Конкретное значение медианы для интервального ряда рассчитывается по формуле:

,                                       (4)

где    хМ е– нижняя граница медианного интервала,

h – величина медианного интервала,

– сумма всех частот,

fМе – частота медианного интервала,

SMе-1 – кумулятивная (накопленная) частота интервала, предшествующего медианному.

Определим медианный интервал, используя накопленные частоты из табл. 5 (графа 5). Медианным является интервал 3,5 - 5 млн. руб., т. к. именно в этом интервале накопленная частота впервые превышает величину, равную половине численности единиц совокупности (=).

Расчет значения медианы по формуле (4):

Вывод. В рассматриваемой совокупности субъектов РФ половина субъектов имеют в среднем доход бюджета не более 3,999 млн. руб., а другая половина – не менее 3,999 млн. руб.

3. Расчет характеристик ряда распределения

Для расчета характеристик ряда распределения , σ, σ2, Vσ на основе табл. 5 строится вспомогательная таблица 6 ( – середина j-го интервала).

Таблица 6

Расчетная таблица для нахождения характеристик ряда распределения

Группа банков по доходам бюджета, млн руб.

Середина интервала,

Число субъектов,

fj

1

2

3

4

5

6

0,5-2

1,25

5

6,25

-2,70

36,45

2-3,5

2,75

6

16,50

-1,20

8,64

3,5-5

4,25

12

51,00

0,30

1,08

5-6,5

5,75

4

23,00

1,80

12,96

6,5-8

7,25

3

21,75

3,30

32,67

Итого

 

30

118,50

91,80

Расчет средней арифметической взвешенной:

                                  (5)

Расчет среднего квадратического отклонения:

                   (6)

Расчет дисперсии:

σ2 =1,7492=3,060

Расчет коэффициента вариации:

                                    (7)

Вывод. Анализ полученных значений показателей  и σ говорит о том, что средний доход бюджетов субъектов РФ составляет 3,95 млн руб., отклонение от среднего дохода в ту или иную сторону составляет в среднем 1,749 млн руб. (или 44,3%), наиболее характерная величина доходов находится в пределах от 2,201 млн руб. до 5,699 млн руб. (диапазон ).

Значение Vσ = 44,3% превышает 40%, следовательно, вариация доходов бюджета в исследуемой совокупности субъектов значительна и совокупность по данному признаку достаточно не однородна. Расхождение между значениями , Мо и Ме не столь значительно (=3,95 млн руб., Мо=4,143 млн. руб., Ме=3,999 млн. руб.). Однако, можно утверждать, что найденное среднее значение величины доходов бюджета является типичной, хоть и не совсем надежной характеристикой исследуемой совокупности банков.

4.Вычисление средней арифметической по исходным данным

Для расчета применяется формула средней арифметической простой:

,                             (8)

Причина расхождения средних величин, рассчитанных по формулам (8) и (5), заключается в том, что по формуле (8) средняя определяется по фактическим  значениям  исследуемого  признака  для  всех  30 субъектов, а по формуле (5) средняя вычисляется для интервального ряда, когда в качестве значений признака берутся середины интервалов  и, следовательно, значение средней будет менее точным (за исключением случая равномерного распределения значений признака внутри каждой группы).

Задание 2

По исходным данным табл. 1 с использованием результатов выполнения Задания 1 необходимо выполнить следующее:

  1.  Установите наличие и характер связи между доходами и расходами бюджета, образовав заданное число групп с равными интервалами по обоим признакам, методами:

а) аналитической группировки;

б) корреляционной таблицы

Выполнение задания 2

Целью выполнения данного Задания является выявление наличия корреляционной связи между факторным и результативным признаками, установление направления связи и оценка ее тесноты.

По условию Задания 2 факторным является признак Доходы бюджета (X), результативным – признак Расходы бюджета (Y).

1. Установление наличия и характера связи между признаками Доходы бюджета и Расходы бюджета методами аналитической группировки и корреляционной таблицы

1а. Применение метода аналитической группировки

При использовании метода аналитической группировки строится интервальный ряд распределения единиц совокупности по факторному признаку Х и для каждой j-ой группы ряда определяется среднегрупповое значение  результативного признака Y. Если с ростом значений фактора Х от группы к группе средние значения  систематически возрастают (или убывают), между признаками X и Y имеет место корреляционная связь.

Используя разработочную таблицу 3, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком Х – Доходы бюджета - и результативным признаком Y  Расходы бюджета. Макет аналитической таблицы имеет следующий вид (табл. 7):

Таблица 7

Зависимость расходов бюджета от доходов бюджета

Номер группы

Группа субъектов по доходам бюджета, млн. руб.

Число субъектов в группе

Расходы бюджета,

млн руб.

Всего

в среднем на один субъект

1

2

3

4

5

 Итого

Групповые средние значения  получаем из таблицы 3 (графа 4), основываясь на итоговых строках «Всего». Построенную аналитическую группировку представляет табл. 8.

Таблица 8

Зависимость расходов бюджета от доходов бюджета

Номер группы

Группа субъектов по доходам бюджета, млн руб.,

х

Число банков,

fj

Расходы бюджета, млн руб.

Всего

в среднем на один субъект,

1

2

3

4

5=4/3

1

0,5-2

5

10,500

2,100

2

2-3,5

6

22,800

3,800

3

3,5-5

12

66,000

5,500

4

5-6,5

4

31,200

7,800

5

6,5-8

3

24,000

8,000

 итого

30

154,500

5,150

Вывод. Анализ данных табл. 8 показывает, что с увеличением доходов бюджета от группы к группе систематически возрастает и средняя величина расходов субъектов, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.

1б. Применение метода корреляционной таблицы.

Корреляционная таблица представляет собой комбинацию двух рядов распределения. Строки таблицы соответствуют группировке единиц совокупности по факторному признаку Х, а графы – группировке единиц по результативному признаку Y. На пересечении j-ой строки и k-ой графы указывается число единиц совокупности, входящих в j-ый интервал по факторному признаку и в k-ый интервал по результативному признаку. Концентрация частот около диагонали построенной таблицы свидетельствует о наличии корреляционной связи между признаками. Связь прямая, если частоты располагаются по диагонали, идущей от левого верхнего угла к правому нижнему. Расположение частот по диагонали от правого верхнего угла к левому нижнему говорит об обратной связи.

Для построения корреляционной таблицы необходимо знать величины и границы интервалов по двум признакам X и Y. Величина интервала и границы интервалов  для  факторного  признака  ХДоходы бюджета известны из табл. 8. Для результативного признака YРасходы бюджета величина интервала определяется по формуле (1) при k = 5,  уmax = 1,7 млн руб., уmin = 8,7 млн руб.:

Границы интервалов ряда распределения результативного признака Y имеют следующий вид (табл. 9):

Таблица 9

Номер группы

Нижняя граница,

млн руб.

Верхняя граница,

млн руб.

1

1,7

3,1

2

3,1

4,5

3

4,5

5,9

4

5,9

7,3

5

7,3

8,7

Подсчитывая с использованием принципа полуоткрытого интервала [ ) число банков, входящих в каждую группу (частоты групп), получаем интервальный ряд распределения результативного признака (табл. 10).

Таблица 10

Распределение субъектов по расходам бюджета

Группы субъектов по расходам бюджета, млн. руб.,

Х

Число субъектов,

fj

1,7 – 3,1

4

3,1 – 4,5

5

4,5 – 5,9

10

5,9 – 7,3

6

7,3 – 8,7

5

Итого

30

Используя группировки по факторному и результативному признакам, строим корреляционную таблицу (табл. 11).

Таблица 11

Корреляционная таблица зависимости расходов от доходов бюджета субъектов РФ

Группа субъектов по доходам бюджета,

млн руб.

Группы субъектов по расходам бюджета, млн. руб.

 

1,7 – 3,1

3,1 – 4,5

4,5 – 5,9

5,9 – 7,3

7,3 – 8,7

Итого

0,5-2

4

1

5

2-3,5

4

2

6

3,5-5

8

4

12

5-6,5

2

2

4

6,5-8

3

3

Итого

4

5

10

6

5

Вывод. Анализ данных табл. 11 показывает, что распределение частот групп произошло вдоль диагонали, идущей из левого верхнего угла в правый нижний угол таблицы. Это свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между расходами и доходами бюджета.

  1.  Измерение тесноты корреляционной связи

Для анализа тесноты связи между факторным и результативным признаком рассчитывается показатель  - эмпирическое корреляционное отношение, задаваемое формулой (9):

где   – общая дисперсия признака Y,

        – факторная дисперсия признака Y

Величина общей дисперсии  рассчитывается в MS Excel с помощью функции ДИСПР инструмента Мастер функций.

Макет таблицы для выполнения расчетов приведен ниже.

Таблица 12

Таблица для расчета показателей внутригрупповой дисперсии

Номер группы

Группа субъектов по доходам бюджета, млн руб.

Число субъектов в группе

Внутригрупповая дисперсия

1

2

3

4

5

Итого

Для расчета факторной дисперсии  используется правило сложения дисперсий

=  +

согласно которому

=  -

где - внутригрупповая дисперсия j-й группы результативных значений (j = 1, 2, …, 5).

Внутригрупповые дисперсии для каждой группы рассчитываются с помощью функции ДИСПР инструмента Мастер функций.

Поскольку Excel не содержит встроенных функций для расчета средних, то вычисление средней величины внутригрупповых дисперсий производится по формуле

,

где  - внутригрупповая дисперсия j-й группы;

- количество субъектов в j-й группе;

k – количество групп (k=5).

При этом для вычисления числителя  используется функция СУММПРОИЗВ.

Для расчета общей дисперсии , средней из внутригрупповых дисперсий  и показателя используются функции инструмента Мастер функций:

  1.  ДИСПР (Диапазон ячеек) – статистическая функция, оценивающая дисперсию .
  2.  СУММПРОИЗВ (Диапазон ячеек1, Диапазон ячеек2) – математическая функция, вычисляющая скалярное произведение

*  +  *  + … +  * ,

где  - значение из Диапазона ячеек1;

- значение из Диапазона ячеек2 (i = 1, 2, …, k).

  1.  КОРЕНЬ (Число) - математическая функция, вычисляющая квадратный корень из числа, введенного в качестве аргумента.

Макет таблицы для выполнения расчетов приведен ниже.

Таблица 13

Таблица для расчета показателей дисперсии и эмпирического корреляционного отношения η

Общая дисперсия

Средняя из внутригрупповых дисперсий

Межгрупповая дисперсия

Эмпирическое корреляционное отношение

Для вычисления значения внутригрупповых дисперсий в функции ДИСПР необходимо в качестве аргумента функции указать диапазон ячеек j-й группы, для которой выполняется вычисление указанной функции (диапазон ячеек j-й группы распознается по соответствующей цветовой заливке данной группы).

Таблица 14

Показатели внутригрупповой дисперсии признака Y

Номер группы

Группа субъектов по доходам бюджета, млн руб.

Число субъектов в группе

Внутригрупповая дисперсия

1

0,5-2

5

0,260

2

2-3,5

6

0,370

3

3,5-5

12

0,657

4

5-6,5

4

0,735

5

6,5-8

3

0,240

Итого

 

30

2,262

Для вычисления значения общей дисперсии в функции ДИСПР в качестве аргумента функции указан диапазон C2:C31 (диапазон ячеек со значениями признака Y).

Для вычисления значения средней из внутригрупповых дисперсий в функции СУММПРОИЗВ в качестве аргумента функции М1 указан диапазон ячеек, содержащих значения внутригрупповых дисперсий (D36:D40), а в качестве аргумента функции М2 - диапазон ячеек, содержащих значения частот ряда распределения в группах (C36:C40).

Для вычисления значения функции КОРЕНЬ в качестве аргумента функции введена формула C46/A46 для расчета отношения .

Для выполнения вычислений следует ввести знак равенства «=» перед именами функций и формулами.

Таблица 14

Показатели дисперсии и эмпирического корреляционного отношения

Общая дисперсия

Средняя из внутригрупповых дисперсий

Межгрупповая дисперсия

Эмпирическое корреляционное отношение

4,215

0,502

3,713

0,939

Вывод. 93,9% вариации расходов бюджета обусловлено вариацией доходов бюджета, а 6,1% –  влиянием прочих неучтенных факторов.

Для качественной оценки тесноты связи на основе  служит шкала Чэддока (табл. 14):

Таблица 15

Шкала Чэддока

0,1 – 0,3

0,3 – 0,5

0,5 – 0,7

0,7 – 0,9

0,9 – 0,99

Характеристика

силы связи

Слабая

Умеренная

Заметная

Тесная

Весьма тесная

Вывод. Согласно шкале Чэддока связь между расходами и  доходами бюджета является весьма тесной.

Задание 3

По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 определите:

  1.  Ошибку выборки среднего дохода бюджета и границы, в которых  он будет находиться в генеральной совокупности.
  2.  Ошибку выборки доли регионов со средним доходом бюджета 5 млн. руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

Выполнение  задания 3

1. Определение ошибки выборки среднего дохода и границы, в которых будет находиться средний дохода бюджета в генеральной совокупности.

Применяя выборочный метод наблюдения, необходимо рассчитать ошибки выборки (ошибки репрезентативности), т.к. генеральные и выборочные характеристики, как правило, не совпадают, а отклоняются на некоторую величину ε.

Принято вычислять два вида ошибок выборки - среднюю  и предельную . Для расчета средней ошибки выборки  применяются различные формулы в зависимости от вида и способа отбора единиц из генеральной совокупности в выборочную. Для собственно-случайной и механической выборки с бесповторным способом отбора средняя ошибка  для выборочной средней  определяется по формуле

,                                                    (10)

где  – общая дисперсия выборочных значений признаков,

      N – число единиц в генеральной совокупности,

       n – число единиц в выборочной совокупности.

Предельная ошибка выборки  определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная средняя:

,

                                      ,                                            (11)

где     – выборочная средняя,

          – генеральная средняя.

Предельная ошибка выборки  кратна средней ошибке  с коэффициентом кратности t (называемым также коэффициентом доверия):

                                                      (12)

Коэффициент кратности  t зависит от  значения  доверительной вероятности Р, гарантирующей вхождение генеральной средней в интервал , называемый доверительным интервалом.

Наиболее часто используемые доверительные вероятности Р и соответствующие им значения t задаются следующим образом (табл. 15):

Таблица 15

Доверительная вероятность P

0,683

0,866

0,954

0,988

0,997

0,999

Значение t

1,0

1,5

2,0

2,5

3,0

3,5

По условию демонстрационного примера выборочная совокупность насчитывает 30 субъектов, выборка 25% механическая. Выборочная средняя , дисперсия  определены в Задании 1 (п. 3). Значения параметров, необходимых для решения задачи, представлены в табл. 16:

Таблица 16


Р

T

n/N

0,683

1

0,25

3,95

3,060

Расчет средней ошибки выборки по формуле (10):

,

Расчет предельной ошибки выборки по формуле (12):

Определение по формуле (11) доверительного интервала для генеральной средней:

3,95 – 0,277  3,95 + 0,277;

3,673 млн руб. 4,227 млн руб.

Вывод. На основании проведенного выборочного обследования субъектов РФ с вероятностью 0,683 можно утверждать, что для генеральной совокупности субъектов РФ средняя величина доходов бюджета находится в пределах от 3,673 млн руб. до 4,227 млн руб.

2. Определение ошибки выборки для доли регионов со средним доходом бюджета 5 млн руб. и более, а также границ, в которых будет находиться генеральная доля

Доля единиц выборочной совокупности, обладающих тем или иным заданным свойством, выражается формулой:

             ,                                                                  (13)

где  m – число единиц совокупности, обладающих заданным свойством;

       n – общее число единиц в совокупности.

Для собственно-случайной и механической выборки с бесповторным способом отбора предельная ошибка выборки  доли единиц, обладающих заданным свойством, рассчитывается по формуле

                ,                                           (14)

где  w – доля единиц совокупности, обладающих заданным свойством;

      (1-w) – доля единиц совокупности, не обладающих заданным свойством,

       N – число единиц в генеральной совокупности,

       n– число единиц в выборочной совокупности.

Предельная ошибка выборки  определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная доля р единиц, обладающих заданным свойством:

                                                         (15)

По условию Задания 3 исследуемым свойством является равенство или превышение доходов бюджета величины 5 млн руб.

Число банков с заданным свойством определяется из табл. 3 (графа 3):

m=7

Расчет выборочной доли по формуле (13):

Расчет по формуле (19) предельной ошибки выборки для доли:

Определение по формуле (15) доверительного интервала генеральной доли:

0,166  0,300

или

16,6%  30,0%

Вывод. С вероятностью 0,683 можно утверждать, что в генеральной совокупности субъектов РФ доля субъектов со средним доходом бюджета 5 млн руб. и более будет находиться в пределах от 16,6% до 30%.

Задание 4.

Исполнение регионального бюджета в процентах к валовому региональному продукту (ВРП) характеризуется следующими данными:

Таблица № 1.8.

Исходные данные.

Месяц

Налоговые поступления в % к ВРП

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Январь

2,5

2,6

2,4

Февраль

2,6

2,7

2,3

Март

3,0

2,8

2,5

Апрель

2,9

2,8

2,1

Май

2,8

2,7

2,3

Июнь

2,7

2,8

2,2

Июль

2,9

2,7

2,6

Август

2,8

2,7

2,6

Сентябрь

2,9

2,8

2,7

Октябрь

3,0

2,9

2,8

Ноябрь

3,1

3,0

3,0

Декабрь

3,2

2,9

3,3

ВРП в 2002 г. Составил 26 млрд. руб., а в 2003 и 2004 гг. соответственно 29,1 млрд. руб. и 32,2 млрд. руб.

Для анализа сезонных колебаний налоговых поступлений в регионе:

  •  Определите индексы сезонности методом простой средней;
  •  Постройте график сезонности волны;
  •  осуществите прогноз налоговых поступлений в процентах к ВРП по месяцам 2005 г. При условии, что доля налоговых поступлений в ВРП региона в 2005 г. составит 70%.

Выполнение задания 4.

Индекс сезонности рассчитывается по формуле:

  или

Построим таблицу, в которой рассчитаем индексы сезонности.

Таблица № 1.9.

Расчет индекса сезонности.

год   

Налоговые поступления в % ВРП

 

 

Индекс сезон-ности

Прог-ноз на 2005 год

месяц

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Январь

2,5

2,6

2,4

7,5

2,5

92,60

5,3

Февраль

2,6

2,7

2,3

7,6

2,5

92,60

5,3

Март

3,0

2,8

2,5

8,3

2,8

103,70

6,0

Апрель

2,9

2,8

2,1

7,8

2,6

96,30

5,5

Май

2,8

2,7

2,3

7,8

2,6

96,30

5,5

Июнь

2,7

2,8

2,2

7,7

2,6

96,30

5,5

Июль

2,9

2,7

2,6

8,2

2,7

100,00

5,8

Август

2,8

2,7

2,6

8,1

2,7

100,00

5,8

Сентябрь

2,9

2,8

2,7

8,4

2,8

103,70

6,0

Октябрь

3,0

2,9

2,8

8,7

2,9

107,40

6,2

Ноябрь

3,1

3,0

3,0

9,1

3,0

111,11

6,4

Декабрь

3,2

2,9

3,3

9,4

3,1

114,81

6,7

Итого:

34,4

23,4

30,8

98,6

32,8

-

70,0

рассчитывается по формуле: .

На основе полученных данных построим график сезонности волны.

Вывод: Построен график  сезонности на  основании  данных,  приведенных  в  таблице.  А  также  осуществлен  прогноз  налоговых  поступлений по  месяцам  в  2005 г. Виден  рост  налоговых поступлений  в последних  месяцах  года.

4.Аналитическая часть.

  1.  Постановка задачи

По данным отчетов о прибылях и убытках бюджета государства РФ, за несколько лет, представленным в табл.1, проведем анализ динамики прибыли по годам, для чего рассчитаем следующие показатели:

- абсолютный прирост;

- темп роста;

- темп прироста;

- средние за период уровень ряда, абсолютный прирост, темпы роста и прироста.

Таблица 1

Прибыль предприятия до налогообложения, мрлд. руб.

Год

Доходы бюджета РФ

2005

5127,23

2006

6276,30

2007

7779,10

2. Методика решения задачи

Расчет показателей анализа ряда динамики осуществим по формулам, представленным в табл.2.

Таблица 2

Формулы расчета показателей

Показатель

Базисный

Цепной

Средний

Абсолютный прирост

(1)

(2)

(3)

Темп роста

(4)

(5)

(6)

Темп прироста

(7)

(8)

(9)

Средний уровень в интервальном ряду динамики вычисляется по формуле:

Для определения абсолютной величины, стоящей за каждым процентом прироста прибыли, рассчитывают показатель абсолютного значения одного процента прироста (А%). Один из способов его расчета - расчет по формуле:

Числовые обозначения:

y1 – уровень первого периода;

yi – уровень сравниваемого периода;

yi-1 – уровень предыдущего периода;

yn – уровень последнего периода;

n – число уровней ряда динамики.

  1.  Технология выполнения компьютерных расчетов.

Расчеты показателей анализа динамики доходов бюджета РФ выполнены с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.

Расположение на рабочем листе Excel исходных данных (табл.1) и расчетных формул (в формате Excel) представлено в табл.3.

Табл.3

Результаты расчетов приведены в таблице 4

Табл.4

Год

Доходы млрд. руб.

Абсолютный прирост, млрд. руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютная величина 1% прироста, млрд. руб.

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

2005

5127,23

 

 

 

 

 

 

 

2006

6276,30

1149,07

1149,07

122,41

122,41

22,41

22,41

51,27

2007

7779,10

2651,87

1502,80

151,72

123,94

51,72

23,94

62,76

Среднегодовой абсолютный прирост

883,96

Средний темп роста

123,18

На рис.1 представлено графическое изображение динамики доходов бюджета РФ за 3года.

Рис. 1. Диаграмма динамики доходов, млрд. руб.

Заключение

В данной курсовой работе была рассмотрена тема государственного бюджета. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Анализ статистических показателей государственного бюджета предполагает изучение динамики доходов и расходов государственного бюджета, степени исполнения государственного бюджета, закономерностей формирования доходной части бюджет расходования бюджетных средств; определение роли и экономического значения основных источников доходов, в общем, объем, доходов бюджета; выявление расходных статей, вызывающих дефицит государственного бюджета; анализ источников финансирования государственного бюджета и т.д.

Важнейшими аналитическими показателями государственного бюджета являются относительные показатели доходов (расходов) государственного бюджета, позволяющие определить долю каждого раздела (или статьи) доходов (или расходов) в общем объеме доходов (расходов) бюджета и сделать выводы о самых значимых статьях доходной (или расходной) части государственного бюджета. Наличие подобных данных в динамике (при условиях их полной сопоставимости) дает возможность сделать выводы о структурных сдвигах в составе доходов и расходов государственного бюджета и определить круг факторов, вызвавших изменения в строении доходной и расходной частей бюджета.

Применение относительных показателей структуры доходов и расходов государственного бюджета обеспечивает сопоставимость в динамике абсолютных (денежных) показателей бюджета, исчисленных в рамках одной классификации.

Данные вопросы были проанализированы в практической и аналитической частях курсовой работы.


Список использованной литературы

  1.  Социально-экономическая статистика:  учебник/ Салин В.Н, Шпаковская Е.П. – М.:Юрист, 2001;
    1.  Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник под редакцией О.Э. Башиной, А.А. Спирина. - М.: Финансы и статистика,2005;
      1.  Финансовая статистика: Учебное пособие под редакцией Т.В. Тимофеевой. - М.: Финансы и статистика, 2006

4       Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999.

5     Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

6.     Финансовая статистика: учебное пособие под редакцией канд. экон. наук, доцента Т.Ю Теймуровой. – Калуга: Изд. дом «Эйдос, 2003;»

7.  Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская и др. – М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 1998.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6784. Основні етапи розробки дизайн-проекту 265.54 KB
  Основні етапи розробки дизайн-проекту. 2.Поняття експертиза виробу. 3.Поняття проектно-технологічна документація. 1.Основні етапи розробки дизайн-проекту. На цьому етапі, також здійснюється виготовлення робочої моделі та виконання робочих креслень. ...
6785. Загальні питання ергономіки. Ергономічний аналіз технологічного процесу по виготовленню певного об’єкта 74.34 KB
  Загальні питання ергономіки. Ергономічний підхід до організації праці. Ергономічний аналіз технологічного процесу по виготовленню певного об’єкта. Загальні питання ергономіки. На даний час, ергономіка являє собою достатньо розвинен...
6786. Екологічні і техногенні проблеми в перетворювальній діяльності людини 229.08 KB
  Екологічні і техногенні проблеми в перетворювальній діяльності людини Проблеми загальносвітового рівня - демографічні, екологічні, енергетичні. Техногенні проблеми в суспільстві. Інформаційна система спостереження та аналізу стану природи...
6787. Економічний аналіз проекту. Загальне поняття про економічну систему, продуктивні сили, засоби виробництва, три основних питання економіки 49.94 KB
  Економічний аналіз проекту Загальне поняття про економічну систему, продуктивні сили, засоби виробництва, три основних питання економіки продуктивність праці та основні її показники (норма часу, норма продуктивності). Прибуток і рен...
6788. Шляхи економії матеріальних ресурсів проекту (підвищення якості об’єктів проектування, зменшення ваги, багаторазове використання деяких матеріалів тощо) 37.17 KB
  Шляхи економії матеріальних ресурсів проекту (підвищення якості об’єктів проектування, зменшення ваги, багаторазове використання деяких матеріалів тощо). 2.Поняття маркетингу як дослідження ринку певного регіону. 3.Дослідження потреб ринку. 1.Ш...
6789. Проектування професійного успіху 44.46 KB
  Проектування професійного успіху Основні функції професійної діяльності. Професійна діяльність та професійне самовизначення. Основні поняття: культура праці, професійне становлення особистості, професійна кар’єра. Основні функції профес...
6790. Суть та призначення портфоліо в професійній та в освітній діяльності людини 27.29 KB
  Суть та призначення портфоліо в професійній та в освітній діяльності людини. 2.Основні частини портфоліо в залежності від майбутньої професії. 1.Суть та призначення портфоліо в професійній та в освітній діяльності людини. Портфо...
6791. Компонування портфоліо. Фактори, що впливають на професійну кар’єру (особистісні, службові, виробничі, соціально-економічні тощо) 42.89 KB
  Компонування портфоліо. Фактори, що впливають на професійну кар’єру (особистісні, службові, виробничі, соціально-економічні тощо). 1.Компонування портфоліо. За характером і структурою репрезентованих у портфо...
6792. Изучение методов вывода иллюстраций, создания битовых образов, создания движущихся и изменяющихся рисунков 70 KB
  Цель работы: Изучение методов вывода иллюстраций, создания битовых образов, создания движущихся и изменяющихся рисунков. Приобретение навыков создания программ  мультипликации. Постановка задачи:Изобразить на экране прямоугольник, враща...