6471

Социологическое сопровождение организации воспитательной работы в средних профессиональных учебных заведениях

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Социологическое сопровождение организации воспитательной работы в средних профессиональных учебных заведениях Данная статья является попыткой раскрыть роль качества социологического сопровождения в организации воспитательной работы в средних професс...

Русский

2013-01-04

33.16 KB

21 чел.

Социологическое сопровождение организации воспитательной работы в средних профессиональных учебных заведениях

Данная статья является попыткой раскрыть роль качества социологического сопровождения в организации воспитательной работы в средних профессиональных учебных заведениях (на примере Байкальского колледжа права и предпринимательства г. Иркутска). В соответствии с Типовом положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) колледж - это среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки. В средних профессиональных учебных заведениях обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года (по некоторым специальностям — за 2 года). При этом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углубленной подготовки (4 года). Приём в образовательные учреждения СПО осуществляется на базе основного общего образования (9 классов), а также на базе среднего (полного) общего образования. В средних профессиональных учебных заведениях готовят квалифицированных специалистов и организаторов первичных звеньев производства, просвещения, здравоохранения, культуры, сферы обслуживания. Особое внимание уделяется наряду с качеством подготовки специалистов со средним специальным образованием, воспитанию, соблюдению учебной и трудовой дисциплины, повышению их общественной активности, формированию моральных и деловых качеств, которые позволили бы в дальнейшем активно включиться в работу трудовых коллективов.

В настоящее время актуальность воспитания молодежи не вызывает сомнений. Воспитание молодежи является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и образовательным учреждениям в отдельности. Определение ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, обретение духовности, общепризнанных и традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи является важным для человека, поскольку помогает ему адаптироваться к изменившимся условиям, осмыслить свое место в жизни. Глобальные проблемы, такие как экономические, экологические, духовно-нравственные, стремительно нарастают перед человечеством и подчеркивают возрастающую ответственность в стратегии образования. Подростки сегодня постоянно оказываются перед выбором, какие ценности, какие идеалы принять, и долг педагогов, родителей и представителей общественности помочь им сделать правильный выбор.

Воспитание должно базироваться на достоверных научных знаниях, развитии культурных традиций и воспитании юных граждан в духе православной нравственности. Педагогический коллектив колледжа призван координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию комплекса социально-значимых профессионально-личностных качеств специалиста. Сегодня фактор взаимодействия, взаимозависимости процесса воспитания с социальной средой, в которую погружен обучающийся, приобрел особую значимость и актуальность. 

Программа воспитательной работы должна и способна охватывать основные направления воспитания, которые позволяют обучающимся реализовать себя в современных условиях, сформировать гражданскую зрелость, культурно-нравственную личность, воспитать трудолюбие, профессиональные качества личности и быть востребованным со стороны государства и общества.

Воспитание, будучи тесно связанным с обучением, имеет свои особенности. В широком смысле понятие «воспитание» охватывает весь процесс подготовки студентов к жизни, включая образование и обучение. При комплексном подходе воспитание рассматривается как двуединая деятельность преподавателя и студента и предметом изучения является взаимодействие преподавателя и студента. Основными элементами этой системы являются цель и средства, методы и организационные формы воспитания. Иными словами, учебно-воспитательный процесс-это комплекс взаимосвязанных компонентов, объединенных общей целью функционирования и единством управления. Эффективность этого процесса возможна только на основе взаимодействия преподавателя и студента. Это взаимодействие опосредованно выражается в структурной организации учебно-воспитательного процесса.

Воспитательная система учебного заведения, включающая в себя учебный процесс, вне учебную жизнь студентов, их деятельность и общение за пределами образовательного учреждения, призвана обеспечить возможно более полное и всестороннее развитие личности студента, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления. Современное образование актуализирует проблему готовности человека к выбору и самостоятельному действию в социально-политической, экономической, профессиональной и культурной жизни. Именно поэтому в настоящее время особое внимание уделяется воспитанию будущего поколения.

Вся учебно-воспитательная работа в учебном заведении должна быть направлена на формирование у учащейся молодежи соответствующих профессиональных, организаторских навыков, умений вести воспитательную работу в коллективе.
Очень важно осуществлять единство обучения и воспитания, комплексных подходов к идейно-политическому, трудовому, нравственному, эстетическому воспитанию и физическому развитию учащихся. При реализации комплексного подхода к организации идейно-воспитательной работы с группой значительно возрастает нагрузка на каждое конкретное мероприятие. Выступая перед своими сверстниками, ребята должны уметь говорить убедительно и доходчиво, коротко и по существу, воздействовать не только на сознание, но и на чувства слушателей, заботиться о злободневности и актуальности содержания своих выступлений, яркости и образности их формы. Модернизация среднего профессионального образования в стране требует существенно повысить эффективность и качество воспитательных работ в средних профессиональных учебных заведениях, развивать самостоятельную управленческую деятельность студентов под педагогическим руководством. В связи с этим значительно возрастает роль кураторов групп. Главные задачи кураторов – организовать воспитательную работу в группе на основе самоуправления в коллективе; развивать социальную активность студентов, гражданственность, ответственность; вырабатывать у студентов умения анализировать ситуации в коллективе, ставить задачи коллективной деятельности, планировать работу коллектива, организовывать деятельность, осуществлять контроль и оценку ее результатов, формировать здоровые межличностные отношения, нравственно-психологический климат коллектива.

Изучение воспитательной работы в учебных группах в Байкальском колледже права и предпринимательства показало, что кураторы проводят большую по объему работу, используют различные методы формы воспитательного воздействия на студентов, стремятся ответственно выполнять обязанности, возложенные на них «Положением о кураторе среднего профессионального учебного заведения». Классный час – это наиболее распространенная форма организации воспитательной работы куратора, в который заложены богатые возможности для осуществления комплексного подхода к всестороннему развитию личности. За подготовку и проведение классного часа отвечает куратор. В числе первоочередных задач выдвигается формирование воспитательной системы, которая включала бы в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и обучение. Руководство БКПП ежегодно составляет план работы колледжа, составной частью которого является план воспитательной работы.

План воспитательной работы начинается с определения цели и направлений воспитательной работы и перечня мероприятий. Целями воспитательной работы являются – развитие личности студента, адаптированной к социальной жизни в обществе, в условиях структурирования ресурсного многопрофильного образовательного центра; воспитание конкурентоспособного специалиста, умеющего принимать решение в условиях выбора, обладающего комплексом навыков управленческой деятельности; воспитание гражданина, патриота своей страны, осознающего свою ответственность перед страной и обществом. Основными направлениями деятельности воспитательной работы являются: создание условий для становления гуманистического мировоззрения и системы ценностных ориентаций личности, формирование профессиональной направленности воспитательной деятельности, создание здоровьесберегающего пространства и формирование экологической культуры, формирование морально-нравственной, гражданской, коммуникативной компетентности студентов; развитие отношений сотрудничества студентов и преподавателей; организация досуга студентов колледжа.

Перечень мероприятий по воспитательной работе на учебный 2011-2012 год состоит из следующих мероприятий: 

1) Мероприятия по адаптации студентов нового набора, развитию студенческого соуправления;

2) Мероприятия по формированию морально-этических качеств, коммуникативной культуры;

3) Мероприятия по формированию патриотизма и гражданской позиции;

4) Мероприятия по формированию здорового образа жизни;

5) Мероприятия по формированию конкурентоспособного специалиста.

Большое значение в организации воспитательной работы имеет ее социологическое сопровождение, которое обеспечивает получение достоверного знания о восприятии и отношении студентов к проводимым мероприятиям воспитательного характера, и представляет собой совокупность научных знаний и методов для анализа основного объекта воспитательной работы колледжа – студентов БКПП. Точная, объективная и своевременная информация позволяет скорректировать направления и формы воспитательной работы, адекватно и своевременно учитывать предпочтения студентов. Социологическое сопровождение организации воспитательной работы  является одним из средств и направлений воспитательной деятельности БКПП, обеспечивающих эффективную обратную связь со студентами. Один из способов получения информации в процессе воспитательной работы колледжа являются различные виды социологических исследований, главным из которых является анкетирование.

Реальность сегодняшней ситуации такова, что субъекты воспитательного процесса, производя свои действия, практически не ориентируются на действительное состояние своего основного объекта управления, то есть на состояние, предпочтения студентов, отсюда слабая эффективность, а порой и полная нереализуемость воспитательных мероприятий, низкая степень участия студентов в мероприятиях, их незаинтересованность. Руководство БКПП в целях получения необходимой информации в октябре 2011 года провело пилотажное исследование у студентов всех курсовопросе участвовало 60 студентов экономических специальностей и 43 студента по специальности «Право и организация социального обеспечения), анализируя результаты которого мы пришли к выводу, что качество социологического исследования является недостаточным: данная анкета не является анкетой в социологическом понимании, поскольку представляет собой простую совокупность вопросов на различные темы: какую подготовку студенты получили в школе до обучения в колледже, чем в свободное время они занимаются, какие предметы им интересны, чтобы хотели изменить в работе колледжа, привлечение студента или его родственников к уголовной ответственности. При проведении опроса был использован открытый тип вопросов, что несомненно отразилось на качестве проведения исследования, так как многие вопросы в проведенном исследовании студентами остались неотмеченными, поэтому на наш взгляд, лучше использовать закрытый тип вопроса также это сделает обобщение полученных данных более удобным, стандартизированным и структурированным. Некоторые вопросы дублируют друг друга, например, вопрос об увлечениях в свободное от учебы время перекликается с вопросом о хобби, поэтому те студенты, которые ответили, перечислили те виды деятельности, которые они обозначили как хобби. Также есть вопросы, несоответствующие общей тематике и являющиеся некорректными, например, на вопрос о том, кто из близких родственников (или сам оформляемый) привлекался к судебной ответственности, все опрошенные ответили, что никто не привлекался, либо прочерк вместо ответа, либо просто на него не ответили. Возможно, этот вопрос для опрашиваемых студентов показался не совсем уместным наряду с такими вопросами, как, например «Чем ты увлекаешься?», или «В каких конкурсах и олимпиадах ты участвовал?» с одной стороны, и с другой стороны, возможно, этот вопрос для них является некорректным (студенты пришли учиться в колледж, а не устраиваться на работу в государственную структуру, где вопрос в подобной анкете был бы приемлемым и вполне уместным), а потому посчитали не нужным на него отвечать, поскольку респонденты либо действительно не знают о судебной ответственности своих родственников, либо посчитали нужным это скрыть, на что в нашем современном обществе у каждого человека на это имеется право. В заключении можно сказать, что одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является повышение уровня качества ее социологического сопровождения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81291. Проблемы коллизии в праве и способы их восстановления и разрешения 37.14 KB
  Коллизии следует отличать от сходных понятий: Разногласие расхождение интересов и мнений между политическими деятелями органами государственной власти и их руководителями в оценках коллизионных проблем. Коллизии составляют серьёзную проблему права. Коллизии вызванные объективными причинами связаны с динамикой развития общественных отношений что влечет необходимость изменения дополнения конкретизации норм регулирующих данные отношения.
81292. Правоотношение: понятие, виды 35.47 KB
  Правоотношение характеризуется следующими главными признаками: наличием как минимум двух сторон управомоченной и обязанной; связью между ними через субъективные права и юридические обязанности; отрегулированностью содержания субъективных прав юридических обязанностей условий возникновения правоотношения правовыми нормами; обеспеченностью возможностью государственного принуждения. К факторам порождающим правоотношения относятся: общие материальные; специальные юридические. Под общими материальными факторами...
81294. Правомерное поведение 36.61 KB
  Формы проявления правовой активности весьма многообразны. Это и добросовестная служебная деятельность, и участие в формировании и работе партий, общественных объединений, и предметное обсуждение законопроектов, и сотрудничество с различными государственными структурами и т.д.
81295. Правонарушение: понятие, признаки, виды 36.97 KB
  Основными признаками преступления являются: противоправность которая заключается в нарушении предписания правовых норм; совершении деяний прямо запрещенных правом деяния не предусмотренные правовыми нормами либо не нарушающие требований правовых норм не могут считаться правонарушением; общественная опасность в зависимости от которой правонарушения классифицируются на преступления и проступки общественно неопасные деяния не являются правонарушениями; внешняя выраженность правонарушение должно быть выражено вовне мысли...
81296. Состав правонарушений 35.38 KB
  К числу обязательных элементов любого состава правонарушений относятся: объект правонарушения объективная сторон правонарушения субъект правонарушения субъективная сторона правонарушения. Объектом правонарушения являются общественные отношения регулируемые и охраняемые правом. В этой связи наряду с общим можно выделить и непосредственный объект правонарушения.
81297. Юридическая ответственность: понятие, виды. Основания юридической ответственности 36.49 KB
  Основания юридической ответственности Юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение за нарушение требований которые содержатся в нормах права. Юридическая ответственность характеризуется следующими основными признаками...
81298. Система прав человека. Международная защита прав человека 41.46 KB
  Эти права и свободы также именуемые гражданскими составляют основу базу правового статуса человека. Право на жизнь. Данное право закреплено всеми международноправовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями мира как неотъемлемое право человека охраняемое законом. Право на свободу и личную неприкосновенность.
81299. Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм 38.75 KB
  Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностноправовых ориентаций синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. С точки зрения глубины отражения правовой деятельности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное эмпирическое научное теоретическое и профессиональное.