6472

Социология глазами школьников

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Социология глазами школьников Рецензируя работы учащихся среднего образования по программе Шаг в будущее следует отметить, что работы, как правило, посвящены самым актуальным проблемам, волнующим как все общество, так и представи...

Русский

2013-01-04

27.11 KB

3 чел.

Социология глазами школьников

Рецензируя работы  учащихся среднего образования  по программе «Шаг в будущее» следует отметить, что работы, как правило, посвящены самым актуальным проблемам, волнующим  как все общество, так и представителей молодого поколения. Выбор темы обусловлен теми интересами, которыми живет школа и ее окружение. Следует отметить понимание  учащимися тех сложных социальных процессов, которые сегодня характерны для социальной динамики российского общества. Вопросы, которые привлекли внимание участников конкурса можно сгруппировать по нескольким направлениям. Это вопросы, касающиеся развития общества как целого, например проблемы развития волонтерства, которое получало распространения в последние годы в стране как отражение формирующегося гражданского общества. Волонтерство имея достаточную историю, приобрело новое качественное направление, которое включает в себя  помощь в решении новых задач, новых форм работы с социальными проблемами.( работа «Волонтерство – школа добра»), другое направление можно выделить как связанное с социокультурой темой, это работы посвященные анализу субкультурных объединений молодежи и школьников, изучение творческого потенциала через анализ  разных видов памятников, проблемы нормативного русского языка и ненормативной лексики у своих сверстников, юзеровской субкультуры (работа «Юзеровская субкультура как средство инфосоциализации старшикласников»), работы посвященные социальному поведению школьников, проблемы интернет культуры и т.д. Следует отметить, что работы по социологи включают социологические исследования, проведенные авторами, что подчеркивает самостоятельность  в решении актуальных проблем. Чаще всего авторы используют собственно социологический метод – анкетирование, совокупная выборка которого сопоставима с  реальными данными в этой области. Знакомство с методами социологических исследований  в работах с каждым годом усложняется, довольно часто используется метод включенного наблюдения, экспертный опрос в котором участвуют взрослые – педагоги школы ,родители, соседи и  жители города, поселка, села. Знакомство с методами социологических исследований выходит за рамки школьной программы, как и постановка изучаемых проблем. Как правило, выводы исследования иллюстрируются таблицами, диаграммами, презентациями, что означает хорошую компьютерную подготовку участников конкурса.

Среди работ конкурса выделяются работы, которые можно охарактеризовать как выполненные на высоком уровне – это работа посвященная инфосоциолизации старшеклассников («Юзеровская субкультура как средство инфосоциализации старшикласников»). Автор рассматривает новый вид социализации, связанной с интернет-культурой, дает определение категории инфосоциолизация. Анализируется  процесс социализации через юзеровскую субкультуру, ставшую неотъемлемой частью молодежного поведения в современном обществе. Работа «Сквернословие и здоровье человека», посвящена проблеме, которая сегодня является сложной и актуальной одновременно. Она связана как справедливо отмечает автор с общим падением культурного уровня в обществе, так и поведением взрослых в семье, на улице. Срезом общественной патологии выступает школа, где данное явление распространено повсеместно. Особую роль в этом вопросы отводится СМИ. В работе приведены убедительные доказательства того, что данное явление приобрело социальный характер. В работе «Волонтерство – школа добра» автор кроме хорошо описанной проблемы волонтерства, дается реальный  проект организации  волонтеров. Важной частью работы является описание созданного автором в своей школе волонтерского отряда, где на практике осуществлены те идеи, которые изложены в работе. Следует отметить, что многие работы по социологии содержат практические рекомендации, которые вполне приемлемы для практического применения  в общеобразовательной системе, тем более что их предлагают лица не только видящие проблему как бы «изнутри», но и проявляющие определенный интерес в реализации своих идей.

Выполненные работы по социологии, а их становится все больше с каждым годом, темы разнообразнее, изложения самостоятельнее, научное обоснование усложняется, говорят о  заинтересованности молодых граждан в совершенствании социальных процессов, понимании сложности социальных проблем, умении видеть многие процессы  с точки зрения научного  анализа, выходя за пределы обыденности., что ведет к успешной  социальной адаптации и профессиональной ориентации будущих студентов.

Социология позволяет расширить кругозор старшеклассников так как обладает широким полем нерешенных задач в развитии общественного строительства, раскрывает потенциала личности, творческих возможностей человека. Умение использовать социально инженерные возможности социологии позволяют разрабатывать социальные проекты, которые многие авторы работ реализуют в школе, в классах, вовлекая своих сверстников в поле деятельности, где идет формирование будущих граждан страны. Умение решать сложные социальные задачи формирует будущих руководителей производства (материального и духовного) и дает возможность реализации личностного потенциала для каждого.

В заключении хотелось бы отметь работу научных руководителей работ (педагогов школ). В том, что работы с каждым годом становятся качественнее как по тематике, так и оформлению во многом благодаря работе и профессионализму учителей. В  конкурсе 2012 года можно сказать, что практически все работы получили высшие балы по разделу композиции работы, где сформулированы цель, задачи, объект, предмет, структура, обоснование актуальности., в каждой работе видны авторское видение проблемы, даны рекомендации для практического использования выводов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81495. Биосинтез мочевины. Связь орнитинового цикла с ЦТК. Происхождение атомов азота мочевины. Нарушения синтеза и выведения мочевины. Гипераммонемии 382.01 KB
  Мочевина - основной конечный продукт азотистого обмена, в составе которого из организма выделяется до 90% всего выводимого азота. Экскреция мочевины в норме составляет 25 г/сут. При повышении количества потребляемых с пищей белков экскреция мочевины увеличивается.
81496. Обмен безазотистого остатка аминокислот. Гликогенные и кетогенные аминокислоты. Синтез глюкозы из аминокислот. Синтез аминокислот из глюкозы 162.72 KB
  В ходе катаболизма аминокислот происходит отщепление аминогруппы и выделение аммиака. Другим продуктом дезаминирования аминокислот служит их безазотистый остаток в виде α-кетокислот. Катаболизм аминокислот происходит практически постоянно. За сутки в норме в организме человека распадается примерно 100 г аминокислот, и такое же количество должно поступать в составе белков пищи.
81497. Трансметилирование. Метионин и S-аденозилметионин. Синтез креатина, адреналина и фосфатидилхолинов 166.74 KB
  Метальная группа метионина мобильный одноуглеродный фрагмент используемый для синтеза ряда соединений. Перенос метильной группы метионина на соответствующий акцептор называют реакцией трансметилирования имеющей важное метаболическое значение. Метальная группа в молекуле метионина прочно связана с атомом серы поэтому непосредственным донором этого одноутлеродного фрагмента служит активная форма аминокислоты. Реакция активация метионина Активной формой метионина является Sаденозилметионин SM сульфониевая форма аминокислоты...
81498. Метилирование ДНК. Представление о метилировании чужеродных и лекарственных соединений 108.02 KB
  Метилирование ДНК это модификация молекулы ДНК без изменения самой нуклеотидной последовательности ДНК что можно рассматривать как часть эпигенетическойсоставляющей генома. Метилирование ДНК заключается в присоединении метильной группы к цитозину в позиции С5 цитозинового кольца. У человека за процесс метилирования ДНК отвечают три фермента называемые ДНКметилтрансферазами 1 3 и 3b DNMT1 DNMT3 DNMT3b соответственно.
81499. Источники и образование одноуглеродных групп. Тетрагидрофолиевая кислота и цианкобаламин и их роль в процессах трансметилирования 168.87 KB
  Образование и использование одноуглеродных фрагментов. Ещё один источник формального и формиминофрагментов гистидин. Все образующиеся производные Н4фолата играют роль промежуточных переносчиков и служат донорами одноуглеродных фрагментов при синтезе некоторых соединений: пуриновых оснований и тимидиловой кислоты необходимых для синтеза ДНК и РНК регенерации метионина синтезе различных формиминопроизводных формиминоглицина и т. Перенос одноуглеродных фрагментов к акцептору необходим не только для синтеза ряда соединений но и для...
81500. Антивитамины фолиевой кислоты. Механизм действия сульфаниламидных препаратов 104.02 KB
  В медицинской практике в частности в онкологии нашли применение некоторые синтетические аналоги антагонисты фолиевой кислоты. Аминоптерин является наиболее активным цитостатикомантагонистом фолиевой кислоты; отличается высокой токсичностью вследствие чего показан лишь при тяжёлых формах псориаза. ПАБК необходима микроорганизмам для синтеза фолиевой кислоты которая превращается в фолиниевую кислоту участвующую в синтезе нуклеиновых кислот.
81501. Обмен фенилаланина и тирозина. Фенилкетонурия; биохимический дефект, проявление болезни, методы предупреждения, диагностика и лечение 261.77 KB
  Тирозин условно заменимая аминокислота поскольку образуется из фенилаланина. Метаболизм феиилаланина Основное количество фенилаланина расходуется по 2 путям: включается в белки; превращается в тирозин. Превращение фенилаланина в тирозин прежде всего необходимо для удаления избытка фенилаланина так как высокие концентрации его токсичны для клеток.
81502. Алкаптонурия и альбинизм: биохимические дефекты, при которых они развиваются. Нарушение синтеза дофамина, паркинсонизм 403.53 KB
  Нарушение синтеза дофамина паркинсонизм. Заболевание развивается при недостаточности дофамина в чёрной субстанции мозга. Для лечения паркинсонизма предлагаются следующие принципы: заместительная терапия препаратамипредшественниками дофамина производными ДОФА леводопа мадопар наком и др. подавление инактивации дофамина ингибиторами МАО депренил ниаламид пиразидол и др.
81503. Декарбоксилирование аминокислот. Структура биогенных аминов (гистамин, серотонин, γ-аминомасляная кислота, катехоламины). Функции биогенных аминов 239.46 KB
  Процесс отщепления карбоксильной группы аминокислот в виде СО2 получил название декарбоксилирования. В живых организмах открыты 4 типа декарбоксилирования аминокислот. αДекарбоксилирование характерное для тканей животных при котором от аминокислот отщепляется карбоксильная группа стоящая по соседству с αуглеродным атомом.