6472

Социология глазами школьников

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Социология глазами школьников Рецензируя работы учащихся среднего образования по программе Шаг в будущее следует отметить, что работы, как правило, посвящены самым актуальным проблемам, волнующим как все общество, так и представи...

Русский

2013-01-04

27.11 KB

3 чел.

Социология глазами школьников

Рецензируя работы  учащихся среднего образования  по программе «Шаг в будущее» следует отметить, что работы, как правило, посвящены самым актуальным проблемам, волнующим  как все общество, так и представителей молодого поколения. Выбор темы обусловлен теми интересами, которыми живет школа и ее окружение. Следует отметить понимание  учащимися тех сложных социальных процессов, которые сегодня характерны для социальной динамики российского общества. Вопросы, которые привлекли внимание участников конкурса можно сгруппировать по нескольким направлениям. Это вопросы, касающиеся развития общества как целого, например проблемы развития волонтерства, которое получало распространения в последние годы в стране как отражение формирующегося гражданского общества. Волонтерство имея достаточную историю, приобрело новое качественное направление, которое включает в себя  помощь в решении новых задач, новых форм работы с социальными проблемами.( работа «Волонтерство – школа добра»), другое направление можно выделить как связанное с социокультурой темой, это работы посвященные анализу субкультурных объединений молодежи и школьников, изучение творческого потенциала через анализ  разных видов памятников, проблемы нормативного русского языка и ненормативной лексики у своих сверстников, юзеровской субкультуры (работа «Юзеровская субкультура как средство инфосоциализации старшикласников»), работы посвященные социальному поведению школьников, проблемы интернет культуры и т.д. Следует отметить, что работы по социологи включают социологические исследования, проведенные авторами, что подчеркивает самостоятельность  в решении актуальных проблем. Чаще всего авторы используют собственно социологический метод – анкетирование, совокупная выборка которого сопоставима с  реальными данными в этой области. Знакомство с методами социологических исследований  в работах с каждым годом усложняется, довольно часто используется метод включенного наблюдения, экспертный опрос в котором участвуют взрослые – педагоги школы ,родители, соседи и  жители города, поселка, села. Знакомство с методами социологических исследований выходит за рамки школьной программы, как и постановка изучаемых проблем. Как правило, выводы исследования иллюстрируются таблицами, диаграммами, презентациями, что означает хорошую компьютерную подготовку участников конкурса.

Среди работ конкурса выделяются работы, которые можно охарактеризовать как выполненные на высоком уровне – это работа посвященная инфосоциолизации старшеклассников («Юзеровская субкультура как средство инфосоциализации старшикласников»). Автор рассматривает новый вид социализации, связанной с интернет-культурой, дает определение категории инфосоциолизация. Анализируется  процесс социализации через юзеровскую субкультуру, ставшую неотъемлемой частью молодежного поведения в современном обществе. Работа «Сквернословие и здоровье человека», посвящена проблеме, которая сегодня является сложной и актуальной одновременно. Она связана как справедливо отмечает автор с общим падением культурного уровня в обществе, так и поведением взрослых в семье, на улице. Срезом общественной патологии выступает школа, где данное явление распространено повсеместно. Особую роль в этом вопросы отводится СМИ. В работе приведены убедительные доказательства того, что данное явление приобрело социальный характер. В работе «Волонтерство – школа добра» автор кроме хорошо описанной проблемы волонтерства, дается реальный  проект организации  волонтеров. Важной частью работы является описание созданного автором в своей школе волонтерского отряда, где на практике осуществлены те идеи, которые изложены в работе. Следует отметить, что многие работы по социологии содержат практические рекомендации, которые вполне приемлемы для практического применения  в общеобразовательной системе, тем более что их предлагают лица не только видящие проблему как бы «изнутри», но и проявляющие определенный интерес в реализации своих идей.

Выполненные работы по социологии, а их становится все больше с каждым годом, темы разнообразнее, изложения самостоятельнее, научное обоснование усложняется, говорят о  заинтересованности молодых граждан в совершенствании социальных процессов, понимании сложности социальных проблем, умении видеть многие процессы  с точки зрения научного  анализа, выходя за пределы обыденности., что ведет к успешной  социальной адаптации и профессиональной ориентации будущих студентов.

Социология позволяет расширить кругозор старшеклассников так как обладает широким полем нерешенных задач в развитии общественного строительства, раскрывает потенциала личности, творческих возможностей человека. Умение использовать социально инженерные возможности социологии позволяют разрабатывать социальные проекты, которые многие авторы работ реализуют в школе, в классах, вовлекая своих сверстников в поле деятельности, где идет формирование будущих граждан страны. Умение решать сложные социальные задачи формирует будущих руководителей производства (материального и духовного) и дает возможность реализации личностного потенциала для каждого.

В заключении хотелось бы отметь работу научных руководителей работ (педагогов школ). В том, что работы с каждым годом становятся качественнее как по тематике, так и оформлению во многом благодаря работе и профессионализму учителей. В  конкурсе 2012 года можно сказать, что практически все работы получили высшие балы по разделу композиции работы, где сформулированы цель, задачи, объект, предмет, структура, обоснование актуальности., в каждой работе видны авторское видение проблемы, даны рекомендации для практического использования выводов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54154. «Математика - жизнь и здоровье человека» для учащихся 5-7 классов 83.5 KB
  Так как преподавание в школе ведётся на русском языке, с целью формирования и развития навыков общения на государственном языке сценарий разработан в виде диалога его участников на двух языках.
54155. Гра «Щасливий випадок» 51.5 KB
  Запитання для першої команди Результат додавання чисел називається сума Одиницею вимірювання площі є см Фігура яка складається з чотирьох точок і чотирьох відрізків що послідовно їх сполучають називається чотирикутник Площа квадрата обчислюється за формулою а Градусна міра прямого кута. 90˚ Прямі називаються паралельними якщо вони не перетинаються Рівність що містить змінну називається рівнянням Добуток всіх дійсних чисел дорівнює 0 Відрізок що зєднує вершину трикутника з серединою...
54156. Математичний бій 50 KB
  Хід заходу Ведучий 1: Добрий день всім хто зібрався сьогодні в цьому залі Ведучий 2: Всім шанувальникам великої і прекрасної науки. Ведучий 1: Математика. Ведучий 2: Математика. Ведучий 1: Математика це мистецтво наук і наука мистецтв Ведучий 2: Математика це політ фантазії і творчості.
54158. Математика в оточуючому світі 33.5 KB
  Відстань між пристанями А і В дорівнює 40 км. Від А до В за течією річки рухається моторний човен, власна швидкість якого 18 км/год., а від В до А – інший моторний човен, власна швидкість якого 16 км/год. При зустрічі виявилось, що перший човен йшов 1 год., а другий – 1,5 год. Знайдіть швидкість течії річки.
54159. Неможливо бути математиком, не будучи в той же час поетом у душі 92 KB
  Мета: Показати учням звязок математики з літературою, формувати філософське сприймання світу як органічне поєднання духовності і науковості; Розширити кругозір учнів, збагатити їх інтелект, виховувати в них свідоме ставлення до одержання знань.
54160. НАЙРОЗУМНІШИЙ. Математична гра для учнів 5-6 класів 85.5 KB
  Модуль числа це: Завжди невідємна величина; Завжди відємна величина; Завжди число. Як називається сота частина числа відсоток; ар; міліметр. Натуральні числа. Квадрат числа.
54161. Математика – цариця наук 102.5 KB
  Мета: активізація пізнавальної діяльності учнів; розвиток логічної та загально математичної культури учнів; тренування уваги, пам’яті учнів; підвищення інтересу до вивчення математики.
54162. Інтегрований підхід на уроках математики 1.48 MB
  Львова Підготувала учитель математики вища кв. Для математики спорідненими є фізика чи інформатика а протилежними християнська етика музика історія основи здоровя і т. Працюючи багато років вчителем математики я зауважила що досягнути кращих результатів з математики можна поєднуючи її з основами християнської етики. Головним завданням математики є забезпечення міцного і свідомого оволодіння учнями системою математичних знань і умінь необхідних у професійної освіти.