64735

Основные функции культуры

Конспект

Культурология и искусствоведение

Можно говорить о функциях отдельных элементов культуры по отношению ко всей системе культуры например о функциях языка или науки в культуре. Перечень социальных функций культуры: защитная; креативная лат.

Русский

2014-07-10

223.5 KB

0 чел.

PAGE  22

Лекция № 2

Основные функции культуры

Функция - предназначение, роль какого-либо элемента в системе, или, иными словами, определенного рода работа, которая требуется от этого элемента в интересах системы в целом.

Можно говорить о функциях отдельных элементов культуры по отношению ко всей системе культуры (например, о функциях языка или науки в культуре). Но правомерен вопрос и о функциях культуры в целом по отношению к обществу. Это и есть вопрос о ее социальных функциях.

Перечень социальных функций культуры:

  1.  защитная;
  2.  креативная (лат. creatio – созидание);
  3.  сигнификативная (англ. sign – знак) (функция обозначения);
  4.  коммуникативная;
  5.  интегративная и дезинтегративная;
  6.  нормативная;
  7.  адаптивная;
  8.  регулятивная;
  9.  семиотическая;
  10.  релаксационная (лат. relaxatio – ослабление, расслабление)

1. Защитная функция

Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений человек колоссально увеличил возможности своего приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы и управления ими. Вместе с тем, человечество постоянно заботится о своей безопасности и все время совершенствует методы и средства своей защиты.

Однако вопрос об их эффективности остается болезненным вопросом. На смену одним неблагоприятным факторам, устраненным техническим прогрессом, приходят другие, порожденные им. Сегодня последствия технического прогресса привели к массе глобальных проблем: освоение природных богатств и постоянное накопление и совершенствование т.н. «благ цивилизации» привели к экологическому кризису на планете; разработка современных биологических средств защиты и медикаментов соседствуют с созданием биологического оружия массового уничтожения, которое не всегда удается контролировать и т.д.

Таким образом, технический прогресс, с одной стороны, снижает угрозу жизни и здоровью людей, а с другой — повышает ее. Функция сопровождается дисфункцией.

2. Креативная функция

Суть креативной функции — преобразование и освоение мира. Человек постоянно стремится расширить среду своего обитания. Важно отметить, что в этом выражается не только стремление к более благоприятным условиям бытия, но и проявляется человеческая любознательность. Овладение силами внешней природы идет рука об руку с овладением внутренними силами человеческой психики. Это находит свое выражение в человеческом творчестве: в науке, искусстве и т.д.

3. Сигнификативная функция

Сигнификация — приписывание значений и ценностей. То, что не вовлечено в культурный оборот человечества, как бы не имеет значения и ценности. Звездное небо над головой первобытного человека не имело никакого значения до тех пор, пока он не вовлек его в свой круг мифологических представлений, не составил небесных карт, помогающих в мореплавании, не создал астрономических теорий и не послал в космос спутники. С тех пор небо стало частью культуры.

Расширяя сферу культурного освоения мира, человек одновременно расширяет область обозначаемых предметов. В итоге объем культуры и объем предметов, приобретших ценность и значение, всегда совпадают.

Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире. Форма выражения этого представления – не важна (в этом узком смысле равноценны и миф, и религия, и наука, и искусство).

4. Коммуникативная функция

Коммуникация – передача информации, в узком смысле слова – общение. Только коммуникация делает общество жизнеспособным. Только через коммуникацию с миром людей, то есть миром культуры, человек становится человеком.  Информационная изоляция от культуры наносит непоправимый ущерб человеческому существу, особенно на ранней стадии социализации. Пример -  так называемые феральные люди (люди-«маугли»).

5. Интегративная и дезинтегративная функции

Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры и определяющих сознание и поведение людей. У них формируется чувство принадлежности к одной культурной группе.

Сохранение культурного наследия, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа как существующей на протяжении столетий общности людей.

Широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями. Единая вера связывает различные народы, составляющие «христианский мир» или «мир ислама». В еще больших масштабах проявляется объединяющая роль науки. По мере своего развития наука все более становится коллективным делом всего человечества. Образуется единое всемирное сообщество ученых. Школьники и студенты всех стран осваивают одни и те же основы научных знаний. Повсюду на Земле распространяется одинаковая научная символика (язык математики, физики, химических формул, географических карт и т. д.).

Но в истории человечества возникают и в каждую эпоху существуют различные культуры. Культурные различия затрудняют общение людей, мешают их взаимопониманию. Эти различия выступают как барьеры, разгораживающие социальные группы и сообщества. Люди, принадлежащие к одному и тому же культурному кругу, воспринимаются как «Мы», а представители других культурных кругов — как «Они». Солидарность между «нашими» может сопровождаться настороженностью и даже неприязнью по отношению к «чужим». Культурные различия между сообществами нередко становятся причиной их противостояния и вражды.

Сегодня интегративная функция культуры призвана не уничтожить культурные различия, а соединить мировое разнообразие культур в единую гармоничную общепланетарную мозаику. Интегративная функция культуры нацелена на осознание всем человечеством своего единства.

6. Нормативная функция

Создание, соблюдение и изменения норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей находятся в пространстве культуры.

Нормы — правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать. Нормы предписывают образцы поведения и передаются индивиду в процессе инкультурации.

Культурные нормы — обязательные предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Они указывают меру необходимости в человеческих поступках; контролируют отклоняющееся поведение; служат образцами, эталонами поведения.

Культурные нормы носят разрешающий и запрещающий характер. Практика не выявила, какой вид норм — разрешающий или запрещающий — эффективнее влияет на поведение людей. Главное – мотивация поведения.

Совокупность взаимосвязанных культурных норм составляет нормативную систему культуры.

Нормативная система культуры:

Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грехэму Самнеру (1840—1910). Он выделял следующие виды норм:

  1.  обычаи (folkways);
  2.  нравы (mores);
  3.  законы (laws).

Сегодня этот список существенно расширен. К числу основных, наиболее социально значимых культурных норм сегодня относят следующие:

Индивидуальные культурные нормы:

Првивычки – установившиеся схемы (стереотипы) поведения в определенных ситуациях. Они возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения.

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры основаны на привычках.

Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям; принятая в особых кругах общения система правил поведения, составляющих единое целое.

Общественные культурные нормы:

Табу – абсолютный запрет, наиболее древняя из коллективных культурных норм. Это самый сильный вид социального запрета, нарушение которого карается особенно строго. Табу стало основой множества позднейших культурных норм.

Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычках, но, в отличие от манер, касается коллективных форм действия. Обычаи – это всегда одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиция – ценности, образцы поведения, идеи, взгляды, вкусы и т.п., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию, как правило окружены почетом и уважением, служат объединяющим началом в обществе.

Обряд – одна из разновидностей соблюдения традиций. В основе обряда лежит совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

Чаще всего мы можем встретить обряды в культовой религиозной практике. Но обряды имеют не только религиозную природу. Разновидностями обрядов являются церемония и ритуал.

Во всех обрядах все действия глубоко символичны.

Нравы – особо оберегаемые, особо чтимые обществом массовые образцы действий. В нравах отражаются моральные ценности общества. Преступление против нравов наказывается более сурово, чем забвение традиций.

Закон – разновидность нравов, содержащая нормы и правила поведения, оформленная и санкционированная политическим авторитетом общества или государства, зафиксированная в документе и требующая неукоснительного исполнения (см. рис. 1)

Рис. 1

Культуры и страны мира можно поделить на культуры интенсивного насыщения нормами и культуры неинтенсивного насыщения. Из европейских стран больше всего норм, правил, стандартов, законов, по единодушному мнению специалистов, существует в современной Германии. В конце находятся страны Восточной Европы, в том числе Россия.

Высока насыщенность нормами, обычаями и традициями восточных культур. Условно выражаясь, количество традиций и обычаев на квадратный километр территории наиболее высоко в Китае, Индии, Японии. Именно здесь обнаружены наиболее тонкие и разработанные правила этикета.

Еще раз напомним о «нормативной избыточности» и «нормативной недостаточности». Специалисты считают, что чрезмерная регламентация поведения, то есть избыточное количество норм, характерно для обществ с бедной культурой.

Противоположным состоянием общества является аномия такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.

Аномия отражает конфликт официально провозглашенных целей и доступных законных средств их достижения. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь законным путем провозглашенных обществом в качестве нравственного закона целей.  

7. Адаптивная функция

Культура обеспечивает адаптацию (приспособление) человека к окружающей среде: как к природной, так и к культурной (!).

Адаптация к среде обитания, согласно научному мировоззрению, происходит в процессе биологической эволюции благодаря изменчивости, наследственности и естественному отбору, посредством которых формируются и генетически передаются из поколения в поколение особенности органов тела и механизмов поведения, обеспечивающих выживание и развитие вида в заданных условиях внешней среды (его «экологической нише»).

Но адаптация человека отличается от характера приспособляемости всех других живых существ: все эти существа приспосабливаются к среде, то есть изменяются в соответствии с заданными условиями своего существования; человек же приспосабливает среду к себе, то есть изменяет ее в соответствии со своими потребностями.

Человек как биологический вид Homo Sapiens не имеет своей природной экологической ниши. По утверждению одного из основателей культурной антропологии А. Гелена, человек является «незавершенным», «неопределившимся», «биологически недостаточным» животным. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную, культурную среду. Таким образом, человек адаптируется к природной среде, изменяя ее под себя.

Но человека человеком делает не факт его рождения, а приобщение к миру культуры. Известно, что выкормленный волчьей стаей, и проживший с волками длительное время человек никогда не сможет приспособиться к социальной жизни. То есть – не станет собственно человеком. Но родившийся в России, а воспитанный в Афганистане в чужой семье, например, человек становится полноценным членом социума. Более того, он может еще раз (или несколько раз) поменять страну проживания (и, соответственно, социокультурное пространство) и оставаться полноценным человеком.

Каковы же механизмы и формы приобщения к культуре?

Основой приобщения человека к культуре является его социализация.

Социализация представляет собой процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью.

От социализации надо отличать собственно адаптацию в узком смысле слова – как ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям.

Процесс социализации начинается еще в период раннего детства и обычно заканчивается вместе с достижением человеком зрелого возраста, но нередко продолжается до старости. В процесс социализации включаются субпроцессы:

Воспитание - целенаправленная передача этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему. Эта передача осуществляется в системе различных педагогических практик. Но в воспитании происходит и стихийное усвоение культурных норм (например, через подражание родителям, киногероям и т.д.).

Обучение – передача практических знаний, умений и навыков с целью последующего включения обученного человека в систему общественных отношений, производства материальных и духовных ценностей, обладающих соответствующими уровню развития данного общества качествами и свойствами.

Однако обучение в школе, вузе и на производстве – это лишь техническое мероприятие. Обучить жизни – вот главная задача социализации. Поэтому более емким словом будет не обучение, а освоение содержания культуры.

В социализации принято выделять два вида: первичную и вторичную.

Первичная социализация протекает в ближайшем окружении человека: родители и другие родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, друзья. Эта первичная среда - не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования. Первичная социализация — сфера межличностных отношений.

Вторичная социализация протекает с участием социальных институтов и их представителей: администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, СМИ, политических партий, суда и т. д. Вторичная социализация — сфера социальных отношений.

Прочие формы приобщения к культуре:

1) Адаптация — особый процесс взаимодействия личности или группы с социальной средой, когда индивид усваивает социальные нормы и традиции ценностей определенной социальной группы (например, профессиональной). Т.е. адаптация – более узкое и частное понятие, чем социализация. Адаптация представляет элемент, составную часть социализации.

Адаптация предполагает, что существуют какие-то новые или неожиданные условия, к которым индивид должен со временем привыкнуть, приспособиться. При этом он не обязательно должен их глубоко усвоить, например, ценности и нормы группового поведения, которое человек не приемлет по нравственным соображениям.

Способность к адаптации с возрастом угасает.

2) Инкультурация (enculturation) — обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре.

Адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация — приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.

Адаптация происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором — к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации — тяжелая и медленная.

Инкультурация или обучение культуре происходит несколькими путями: через прямое научение чему-либо (например, ребенка учат говорить «спасибо» за подарок) и через наблюдение за тем, как ведут себя другие люди в подобных ситуациях. Сложность второго варианта заключается в том, что часто люди говорят одно, а делают другое. В этих ситуациях индивид теряет ориентацию, и процесс инкультурации затрудняется.

Социализация — врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации — личность.

Инкультурация — срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации — интеллигент.

Социализация связана с усвоением некоторого обязательного культурного минимума. Речь идет об усвоении основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера. Напротив, термин «инкультурация» подразумевает более широкое явление, а именно приобщение личности ко всему культурному наследию человечества. А значит, не только к своей национальной культуре, но и к культуре других народов. Речь идет об овладении иностранными языками, формировании широкого кругозора, знаний всемирной истории. В это понятие входит также профессиональное обучение, ведь приобретение профессиональных знаний не есть необходимое требование социализации.

Инкультурация и социализация развиваются по разным законам. На один и тот же возраст приходится максимум социализации и минимум инкультурации. И наоборот.

Социализация достигает своего максимума в молодости и начале зрелого возраста, а затем чаще всего уровень социализации снижается, реже – сохраняется неизменным.

Инкультурация же достигает своего максимума в старости, а в молодости ее показатели низки.

3) Аккультурация – процесс повторной социализации взрослого человека (ресоциализацию) или усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры.

Обычно аккультурацией является результат контактов представителей разных культур, при котором происходит восприятие культурных норм и ценностей. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на постоянное жительство. Обратного процесса, когда все население страны перенимает культурные нормы у приезжей группы иностранцев, практически не бывает.

Аккультурация — необходимый элемент межкультурного взаимодействия. Когда встречаются представители двух разных культур, то они, намереваясь найти общий язык, пытаются понять друг друга.

4) Ассимиляция - процесс усвоения культурных черт группой меньшинства, которая попала в культуру группы большинства. Ассимиляция может продолжаться до полного растворения в новой культуре и потери своей культурной самобытности, а может оставаться частичной.

5) Культурное обновление (полная ресоциализация).

Если аккультурация требует от человека лишь частичного отказа от старых норм и традиций, то процесс культурного обновления ведет к полному освобождению от них. Результатом служит окончательное вытеснение старых обычаев и ценностей новыми.

Примеры культурного обновления личности — длительное тюремное заключение; эмиграция для постоянного проживания в другой стране в раннем возрасте.

8. Регулятивная функция

(см. Лекцию 1, «информационно-семиотическая трактовка культуры»)

9. Семиотическая функция

Говорить о семиотике культуры — значит говорить о культуре как знаковой системе, а любые культурные явления рассматривать как тексты, несущие информацию и смысл.

Язык любой культуры своеобразен и уникален. Но во всех культурах используются одни и те же типы знаков и знаковых систем. Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В составе этого поля можно выделить 5 основных типов знаков и знаковых систем:

  1.  естественные знаки;
  2.  функциональные знаки;
  3.  конвенциональные знаки;
  4.  вербальные знаковые системы (естественные языки);
  5.  знаковые системы записи.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЗНАКИ

Под «естественными знаками» понимаются вещи и явления природы.

Предмет не может быть знаком самого себя, он становится знаком, когда указывает на какие-то другие предметы и рассматривается в качестве носителя информации о них. Чаще всего естественный знак является принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и потому дает информацию о последнем. Естественные знаки — это знаки-признаки. 

Пример: дым как знак огня.

Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию.

Приметы погоды, следы зверей, расположение небесных светил — все это знаки, которые многое могут сказать тому, кто способен «расшифровывать» их.

Умение понимать и использовать естественные знаки для ориентировки в природной среде являлось существенным компонентом первобытной культуры. Постепенно, с развитием цивилизации это умение утрачивается.

Естественных знаков великое множество, но в обыденном опыте они обычно не подвергаются систематизации. Построение систем естественных знаков является, как правило, результатом длительного развития практики и науки:

Примеры: 1) знаковая система медицинской диагностики (симптомы болезней); 2) спектральный анализ, позволяющий по цветам спектра определить химический состав вещества; 3) астронавигация, которая основывается на установлении систематической связи между наблюдаемым расположением звезд и координатами наблюдателя.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Функциональные знаки — это тоже знаки-признаки. Но в отличие от естественных знаков, связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена не их объективными свойствами и не законами природы, а теми функциями, которые они выполняют в деятельности людей. Эти знаки являются предметами, имеющими какое-то прагматическое назначение. Какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком.

Примеры: обнаруженное археологом в кургане оружие — функциональный знак, свидетельствующий о том, что в нем захоронен воин; обстановка квартиры — комплекс функциональных знаков (текст), несущий информацию о степени состоятельности хозяев; лопата на плече указывает, что человек занимался или собирается заняться земляными работами.

В качестве функциональных знаков могут выступать не только предметы, но и действия людей: когда учитель начинает водить пальцем по классному журналу, — это знак того, что он сейчас вызовет кого-то отвечать.

Функциональные знаки – порождение человеческой деятельности, поэтому они ей самой и систематизируются.

Примеры систем функциональных знаков:

  •  производственная техника (любой механизм или деталь — знак, который несет информацию обо всей технической системе, элементом которой он является);
  •  предметы обстановки городского или сельского быта;
  •  одежда;
  •  «язык тела» — мимика, жесты, позы и т. д.

КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЕ (УСЛОВНЫЕ) ЗНАКИ

Это принципиально иной класс знаков по сравнению с естественными и функциональными. Конвенциональные знаки — знаки в полном смысле слова. Если для предметов, выступающих в качестве естественных и функциональных знаков, знаковая функция является побочной и выполняется ими как бы «по совместительству» с их основными функциями, то для конвенциональных знаков эта функция является главной и основной. Они и создаются специально для того, чтобы выполнять ее.

Различают 4 типа конвенциональных знаков:

1. Сигналы — знаки извещения или предупреждения. Придание им определенного значения является результатом соглашения, договора. С этим значением сигналов люди знакомятся с детства.

Пример: цветовая сигнализация светофора; школьный (вузовский) звонок.

Значение многих специальных сигналов становится известным только в результате обучения

Примеры: флажковая сигнализация на флоте, навигационные сигналы.

2. Индексы — условные обозначения каких-то предметов или ситуаций, имеющие компактный, легко обозримый вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации из ряда других. Иногда (но не обязательно) их стараются выбирать так, чтобы внешний вид их подсказывал, что они должны обозначать.

Примеры: показания приборов; картографические знаки; условные значки в схемах; эмблемы и знаки различия в военной униформе.

3. Образы – главная их особенность - сходство с тем, что они обозначают.

Примеры: знаки-рисунки (обозначение пешеходных переходов, туалетных комнат и т.д.)

4. Символы — знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл, т. е. в наглядно-образной форме передают абстрактные идеи и понятия, связанные с этим-объектом.

Примеры: эмблемы, гербы, ордена, знамена; колесо в буддизме, крест в христианстве, полумесяц в исламе.

Смысл символа зачастую является многоуровневым, и на разных уровнях его понимания в него могут включаться различные историко-культурные смысловые слои. Глубинный историко-культурный смысл символа может быть понятным иногда только тому, кто знает его происхождение.

  •  Рассмотрим, например, герб России. Двуглавый орел, изображенный в нем, — символ Российского государства. На более глубоком уровне — символ силы, могущества государства, его орлиной «высоты полета». Но для того, кто знает историю и помнит, что эта гордая двуглавая птица прилетела к нам на крыльях христианства из Византии, гербом которой она была, в российском гербе обнаруживается еще один смысл: связь культур, историческая преемственность христианской культуры. Если принять во внимание, что Византия была империей, унаследовавшей государственный знак некогда могучей римской империи, силой оружия подчинившей себе огромную территорию, то в содержание этого символа включается новый смысловой регистр: идея имперской власти и могущества, мирового господства, победоносных войн и завоеваний, цезарианской славы. Можно пойти еще дальше: двуглавый орел сначала был знаком одного из лучших римских легионов (а еще раньше, вероятно, тотемным знаком племени, из которого он формировался); этот легион прославился не только воинской доблестью, но и свирепостью по отношению к врагам. Это придает содержанию символа новые смысловые оттенки.

Особое значение имеют образно-символические системы в искусстве — «художественные языки». Каждый вид искусства вводит свой образно-символический язык. Можно говорить в этом смысле о языках живописи и архитектуры, музыки и танца, театра и кино, и т. д.

ВЕРБАЛЬНЫЕ ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ — ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ

Это важнейшие из созданных людьми знаковых систем. Их называют «естественными», чтобы отличить от искусственных — например, формализованных — языков. В мире существует несколько тысяч естественных языков — от 2500 до 5000 (их точное число установить невозможно, поскольку нет однозначных критериев для отличия разных языков от разных диалектов одного и того же языка).

Любой естественный язык — это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нем народа. Никакая другая знаковая система не может сравниться с ним по своему культурному значению.

Можно указать на целый ряд преимуществ языка перед другими знаковыми системами:

язык экономичен и удобен для пользования – ведь произнесение звуков членораздельной речи не требует от человека сколько-нибудь заметных затрат энергии, не нуждается в предварительной подготовке каких-либо материальных средств, оставляет свободными руки и при всем этом позволяет передавать за сравнительно малое время достаточно большие объемы информации;

язык надежен как средство сохранения и передачи информации. Это достигается благодаря тому, что он, несмотря на свою экономичность, «избыточен», то есть кодирует информацию в большем количестве знаков, чем это необходимо для ее восприятия. Это позволяет нам правильно определить содержание языковых сообщений даже тогда, когда в сообщении содержатся пропуски и искажения.

  •  Избыточность современных языков достигает 70-80%. Это значит, что мы можем понять сообщение, даже если до нас дойдет всего лишь 1/5-1/6 часть его. В деловых, социально-политических и научных текстах избыточность обычно больше, чем в художественных (машинистки знают: стихи перепечатывать труднее всего, несмотря даже на то, что рифма помогает не ошибиться в окончаниях строк). Особенно велика избыточность — до 95% — в переговорах летчиков с диспетчерами («Чайка», «чайка», я «сокол», «сокол», вызываю «чайку», ответьте, ответьте...»): тут очень важно обеспечить надежную связь.

Три важнейшие коммуникативные функции языка:

Референтная функция направлена на предмет сообщения. Она заключается в передаче информации о нем. Задача говорящего состоит в том, чтобы средствами языка возможно более адекватно сформулировать смысл своего сообщения.

Экспрессивная функция связана с отражением в сообщении личности автора. Речь выступает как средство самовыражения личности. Автор передает свои чувства, переживания и эмоции, свое отношение к тому, о чем идет речь. Чувства автора в отношении предмета речи могут выражаться как прямо — путем их словесного обозначения («мне это нравится»), так и косвенно — например, с помощью употребления эпитетов («кошмарный случай»).

Импрессивная функция ориентирована на того, кому адресовано сообщение. Благодаря ей адресат получает не только информацию о предмете сообщения, но и эмоциональные впечатления — как об этом предмете, так и об авторе. Эта функция позволяет вызвать у адресата определенные настроения, чувства, желания и побудить его к каким-то действиям.

ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАПИСИ

Письмо - важнейшая из систем записи знаков.

К этому типу знаковых систем относятся, например, алфавит, нотная грамота.

Особенностью знаковых систем этого типа является то, что они возникают на базе других знаковых систем — разговорного языка, музыки, — и вторичны по отношению к ним. 

Изобретение знаковых систем записи — одно из величайших достижений человеческой мысли. Особенно большую роль в истории культуры сыграло появление и развитие письменности. Можно без всякого преувеличения сказать, что только создание ее позволило человеческой культуре выйти из начального, примитивного состояния. Без письменности было бы невозможно развитие науки, техники, искусства, права и т. д. и т. п.

Базисным знаком письма является не слово, как в разговорном языке, а меньшая и более абстрактная единица — буква. Количество базисных знаков системы при этом уменьшается и становится обозримым. Это ведет к коренным изменениям в логике пользования знаковой системой. Становятся возможными качественно новые способы обработки, восприятия и передачи информации.

Запись создает возможность существенно увеличить словарный состав языка. В племенных бесписьменных языках редко употреблявшиеся слова просто исчезали из социальной памяти, на смену забытым словам приходили новые. Словарь таких языков содержит не более 10-15 тысяч слов. В современных языках в течение их длительной истории использования письма происходит накопление слов и их количество достигает полумиллиона.

С возникновением письменности начинают складываться языковые нормы и правила. Это делает возможным создание нормированного литературного языка. В нем вырабатываются стойкие грамматические формы, усложняются речевые обороты и конструкции. Появляются и принципиально неосуществимые в устной речи приемы обработки текста: выделение абзацев и разделов, разделение основного содержания и комментариев, сносок, указателей к нему, введение графического оформления, облегчающего понимание смысла, таблиц, рубрикаций текста и т. д. В результате обогащаются и совершенствуются способы выражения мысли в языке, повышаются точность и глубина передачи ее тончайших нюансов.

Письменность позволяет обществу транслировать информацию, количество которой намного превосходит объем памяти отдельного человека. Возникают библиотеки, выполняющие функцию хранилищ знания и делающие его доступным для грядущих поколений. Снимаются временные и пространственные границы общения: становится возможной коммуникация между людьмыи, живущими на больших расстояниях друг от друга и в разное историческое время.

Одним из важных направлений развития систем записи явилось создание формализованных языков, играющих большую роль в современной логике и математике, а следовательно, и во всех науках, использующих логико-математический аппарат. С разработкой формализованных языков связано развитие электронно-вычислительной техники, которое ныне во многом определяет судьбы дальнейшего культурного прогресса человечества.

10. Релаксационная функция

Релаксация — искусство физического и психического расслабления, разрядки. Естественные средства разрядки — смех, плач, приступы гнева, физическое насилие, крик, объяснение в любви, исповедь. Все они относятся к разряду индивидуальных.

Для снятия же коллективного напряжения используются стилизованные формы: увеселения, праздники, фестивали, ритуалы.

Мощным средством релаксации выступает игра. Ее сущность заключается в удовлетворении влечений символическими средствами. Играя, участники игры одновременно верят и не верят в реальность происходящего. Игра не только расслабляет, она тренирует мастерство, умение находить выход из критических ситуаций, усиливает мотивацию к достижению. Игра хороша тем, что вызволяет спрятанные внутри бессознательные импульсы, тайные влечения и пристрастия, запрещаемые культурой. Таким образом, и во время игры можно обходить нормы. Через игру реализуются скрываемые сексуальные мотивы и пристрастия («бутылочка»), мотивы смерти (игра «в войну», коррида).

Итог:

Несмотря на перечисленное множество функций, в событиях и явлениях культуры мы всегда сталкиваемся с единством функций. Их расчленение и классификация всегда условна. В мире культуры все функции причудливо переплетаются и взаимно дополняют друг друга.

Лекция № 3

Типология культуры

План:

  1.  Основания типологии культуры
  2.  Виды культуры
  3.  Формы культуры
  4.  Комплексные виды культуры

 

1. Основания типологии культуры

Критериев, или оснований, типологии культур может быть много, например: связь с религией; региональная принадлежность культуры; регионально-этническая особенность; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или вид деятельности; связь с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории и др.

Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим главные разновидности (сферы) культуры.

В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые, составляют относительно замкнутую область в составе целого.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.

Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы будем относить:

а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;

б) сельскую и городскую культуры;

в) обыденную и специализированную культуры.

Особого разговора требуют духовная и материальная культуры. Их нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными, или комплексными, образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы.

Разновидностью духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальнойфизическая культура. О них мы поговорим отдельно.

Предлагаемую типологию культур не следует считать истиной в последней инстанции. Она весьма приблизительна и нестрога. Тем не менее, у нее есть несомненные достоинства: логическая обоснованность и непротиворечивость.

2. Виды культуры

2.1. Доминирующая культура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Этническая культура — совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства.

Специалисты различают в этнической культуре два слоя:

исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией. Поэтому считается, что они составляют каркас этнической культуры. При таком подходе этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культуры без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиции: внутрипоколен-ных традиций, действующих на протяжении нескольких лет или десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных традиций, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих механизмом передачи ценностей от поколения к поколению.

Этническая культура — это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) — одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне.

Если этнос указывает на социокультурную, территориальную, экономическую и языковую общность людей, то нация обозначает объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию.

Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими котлами. Американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. Большинство современных национальных культур полиэтничны.

Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, и африканцы, и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают его законы и национальные праздники. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры'.

В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями.

Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения.

Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной территории, должна называться доминирующей.

Вот почему национальная культура изучается преимущественно филологией, имеющей дело с памятниками письменности, а этническая культура — этнографией и антропологией, имеющими дело, прежде всего с дописьменной литературой.

2.2. Субкультура и контркультура

Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

У одного языка — несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах,— субкультуры, группы, говорящие на разных языках,— различные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствующей, культуры.

Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Контркулыпура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Примером контркультуры, по мнению известного американского социолога Н. Смелзера, служит культура богемы. «Среди других ценностей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства мужчин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами».

Возникновение контркультуры на самом деле — явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контркультуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других — с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.

Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В таких случаях на равных правах к одному явления применяют оба названия.

Преступная субкультура, произрастающая в коллективных тюрьмах, которые называют «фабриками насилия», отличается специфическим поведением, правилами и даже языком. Здесь своя система иерархии и привилегий. «Особо привилегированные» (босс, бугор, рог зоны) — неформальные лидеры, имеют лучшее спальное место, лучшую пищу, эксплуатируют других. «Просто привилегированные» (борзый, отрицал) — сподручные и советники босса. Они — исполнители его воли и толкователи норм. Ниже по лестнице стоят «нейтральные» (пацаны) — основная масса осужденных. Им запрещается контактировать и оказывать помощь «непривилегированным» (шестерки, чушки, шныри), которые используются для грязной работы и служат орудием издевательств над «лишенными».

3. Формы культуры

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы: элитарную, народную, массовую.

3.1. Высокая культура

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо или музыка Шенберга), трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».

Подробнее о высокой культуре мы поговорим в параграфах, посвященных художественной культуре и искусству, а также в специальном разделе, посвященном истории мировой художественной культуры.

3.2. Народная культура

Народная культура состоит из двух видов — популярной и фольклорной культуры. Когда компания подвыпивших друзей распевает песни Аллы Пугачевой или «Шумел камыш», то речь идет о популярной культуре, а когда этнографическая экспедиция из глубин России привозит материал о колядных праздниках или русских причитаниях, то говорят о фольклорной культуре. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная — его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит, часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например современным городским фольклором.

Таким образом, в народной культуре, в свою очередь, можно выделить два уровня — высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой.

Авторы народных творений (сказов, причитаний, былин) зачастую неизвестны, но это высокохудожественные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Их нельзя отнести к элитарной культуре только потому, что они созданы анонимными народными творцами: «Народная культура возникла в глубокой древности. Ее субъектом является весь народ, а не отдельные профессионалы. Поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение. В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медицине (лекарственные травы, заговоры), народной педагогике, суть которой часто выражается в пословицах, поговорках»'.

По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).

Аудитория народной культуры — всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.

3.3. Массовая культура

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует, на любое, новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют, актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре; классическая; музыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы Феллини — высокой, а боевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок— массовой. Однако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства.

Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры.

Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная — любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая — преимущественно необразованным. Малая по своим размерам и исторически более древняя, этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют единую национальную культуру, превращается в народную культуру: «Творцами и потребителями письменной культуры являются те, кто умеет читать и писать, т. е. образованные слои общества, которые на начальной фазе ее становления представляют собой явное меньшинство по сравнению с неграмотным населением. Это образованное меньшинство и становится носителем национальной культуры ».

Высокая и национальная культура создаются не этносом или народом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный, или авангардный, характер. Впервые применяются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда срок 50 лет. С таким опозданием образцы высшей художественной культуры опережают свое время.

Когда большевики пришли в 1917 году к власти, первым делом они постарались сократить культурное запаздывание, призвав всех художников не увлекаться формотворчеством, а говорить на понятном простому народу языке. Они выдвинули лозунг «Искусство должно быть понятно народу», приписав его выдающемуся немецкому марксисту Розе Люксембург. Но, как потом оказалось, Р. Люксембург на самом деле говорила другое: «Искусство должно быть понято народом». Первая формула предполагает, что художник, творец высокой культуры, должен опуститься до уровня примитивного сознания, вторая требует от неграмотного, полуобразованного крестьянства подняться до уровня восприятия мировых шедевров, постоянно учиться и совершенствоваться.

Какое-то время высокая культура не только может, но должна оставаться чуждой народу. Подобно хорошему вину, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время — творчески созреть. За 50 лет любое авангардное и необычное произведение успевает превратиться чуть ли не в ретроградное, консервативное. С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной культурой снижается. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, становится модой чуть ли не на следующий день.

4. Комплексные виды культуры

4.1. Художественная культура

Ее сущность заключается в том, что человек, называемый художником (а им может быть не только профессионал, но и народный умелец), благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме, будь то стихотворение, романс или танец.

Все, что создано профессионалами и любителями, включается в понятие художественной культуры. А то, что создано мастерами своего дела, профессионалами, и достойно сохраниться в веках как имеющее наивысшую ценность для общества, составляет искусство. Искусство — часть художественной культуры. Оно — вершина айсберга.

Рис. 3. Соотношение художественной культуры и искусства

Характер материала задает вид искусства. Звук дает нам музыку. Слово дает сразу два вида искусства:

устное слово — ораторское мастерство, письменное — литературу. И так далее.

Какую бы область художественной культуры мы ни взяли — теоретическую или практическую, фундаментальную или прикладную,— всякая деятельность, доведенная до наивысшего мастерства, превращается в искусство.

Разговор о художественной культуре и искусстве мы продолжим в следующих главах.

4.2. Физическая культура

В широком смысле она обозначает возделывание или окультуривание человеческого тела. Отсюда второе название — телесная культура. Она понимается как поддержание здоровья, жизненного тонуса, физической формы.

Широко понимаемая физическая культура включает в себя:

1) собственно физкультуру, т.е. любительские занятия физическими упражнениями;

2) спорт как профессиональное занятие физическими упражнениями с целью добиться наивысших достижений и получать за свою деятельность заработную плату, гонорар;

3) культивирование здорового образа жизни, отказ от алкоголя и курения, регулярные занятия физкультурой;

4) специализированные виды украшения или совершенствования тела, например, культуризм (бодибилдинг), пластическая хирургия лица и косметика, татуировка и художественная роспись, похудание (включая такие экзальтированные формы похудания, как упражнения йогов и религиозный аскетизм) и лечебное голодание;

5) спортивные, любительские и профессиональные танцы, в том числе конкурсы и соревнования танцоров, народные пляски и хороводы, дансинги и дискотеки, брейк-данс и т. п.;

6) современная и традиционная медицина, направленные на избавление организма от физических недугов, травм, недомоганий,

По мнению некоторых культурологов, профессиональная культура телесности имеет две основные формы: медицина и спорт. Медицина — это институт массового поддержания здоровья людей. Он включает традиционную и нетрадиционную медицину. Первая основана на твердой и экспериментально проверенной системе научных знаний. Вторая имеет две разновидности: народная медицина — проверенные долгой практикой методы лечения, применяемые людьми, не имеющими формального сертификата медицинского вуза, но доказавшие свою эффективность; псевдонародная медицина — ложные формы народной медицины, обман и шарлатанство, доказавшие свою неэффективность. Знахарство — разновидность первой формы народной медицины. Традиционную и нетрадиционную медицину неправильно уподоблять профессиональному и любительскому спорту, так как среди народных целителей много профессионалов, а среди врачей — много неумелых специалистов.

Такова в общих чертах типология видов и форм физической культуры. Как и в художественной культуре, здесь можно выделить основную и вершинную части айсберга. Будем относить к спорту любые высшие достижения или проявления наивысшего мастерства в каждом виде физической культуры. Они составляют искусство, т. е. результаты профессионального занятия физкультурой. К примеру, спортивные танцы — это спорт, а хоровод или дискотанцы — это любительские занятия. Татуирование тела в одном случае является профанацией, а в другом превращается в самостоятельное искусство.

Итак, в физической культуре одни виды деятельности являются полностью профессиональными, а в других, остающихся по преимуществу любительскими, некоторые достижения или разновидности выступают профессиональными. В целом их соотношение равно приблизительно 50:50. Взаимосвязь любительских и профессиональных видов деятельности можно изобразить схематически.

Рис. 4. Взаимосвязь любительских и профессиональных занятий в физической культуре

При обсуждении типов культуры мы будем использовать термины «простое» и «дописьменное», а также «сложное» и «письменное» общество. Дописьменное означает отсутствие письменного языка и соответственно описывает большинство доземледельческих обществ; Земледельческое общество относится к историческим, так как письменность уже существовала.

По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культуры: культура охотников и собирателей, культура огородников и фермеров; культура скотоводов; культура земледельцев; промышленная (индустриальная) культура

В основании такой классификации лежит способ добывания средств существования. Подобные типы культуры, в основании которых лежит хозяйственный уклад, получили в литературе название хозяйственно-культурного типа.

Хозяйственно-культурный тип — исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерных для народов, обитающих в определенных (сходных) естественно-географических условиях, при определенном (сходном) уровне их социально-экономического развития.

Один хозяйственно-культурный тип, например первобытных охотников и собирателей, подразделяется на ряд подтипов: культура охотников приледниковой полосы, тропических охотников и собирателей, собирателей приморских побережий. Кроме подтипов выделяют направления хозяйственно-культурного уклада: мотыжные земледельцы и лесные охотники, поливные земледельцы и скотоводы-полукочевники, поливные земледельцы  тропических долин  и  суходольные подсечно-огневые земледельцы соседних нагорий и т. д.

Благодаря тому, что технический прогресс постоянно двигался вперед, и соответственно ему развивались средства производства, классификация типов хозяйственной культуры носит эволюционный характер.

Эволюцию ХКТ можно представить в таблице.

Общественно-экономическая эпоха

Этапы развития хозяйства

Хозяйственно-культурный тип

Способ производства

Доцивилизационная (первичная)

Присваивающий

Бродячая охота, собирательство тропиков, специализир. охота и собирательство. Пешая таежная охота, прибрежное рыболовство и собирательство. Арктическая охота на морского зверя и оленная охота. Охота, рыболовство и собирательство с зачатками з/делия и скотоводства.

Архаический.        Первобытно-присваивающий.

Производящий ранний

Комплексность хоз-ва ранних з/дельцев субтропиков. З/делие и животноводство умеренного пояса. Оленеводство тайги и тундры. Ручные з/дельцы тропиков.

Первобытно-производящий.

Производящий экстенсивный

Пастушеское скотоводство. Кочевое и полукочевое. Традиционное з/делие ж/водство предгос-х общ-в Африки. З/делие и ж/водство лесной и лесостепной зон Евразии.

Патриархально-пастушеский. Номадизм.                  Африканский.               Варварский.               Дофеодальный

Цивилизационный (вторичная)

Производящий интенсивный

Плужное и ручное з/делие древн. цив-ций субтропиков и тропиков Сев. Африки, Азии, Центр. и Юж. Америки. Плужное з/делие Др. Греции и Рима. Плужное з/делие средн. Полосы, с/вековое ручное и плужное з/делие, ремесло и торговля.

«Азиатский».   Государственно-деспотический. Рабовладельческий. Феодальный.

Лекция № 4

Культура и цивилизация.

План:

  1.  Культура и цивилизация.
  2.  Ценности современного человека.

1. Культура и цивилизация.

Как свидетельствует исследовательский опыт, анализ этимологии того или иного понятия немного дает для уяснения его смысла. Категория – суть перманентно изменяющаяся конвенция ученого сообщества, а потому следует очертить границы основных дефиниций, употребляемых в культурологии, обращаясь не к языковому анализу, а к исторической традиции и к сущностному толкованию понятий "культура" и "цивилизация" различными школами и авторами.

На сегодняшний день существует несколько сотен определений категории "культура". Задача заключается не только в артикуляции содержания, которое мы вкладываем в это понятие, а в его отношении к понятию "цивилизация".

В отношении этих категорий возможны следующие основные парадигмы понимания:

  1.  культура тождественна цивилизации;
  2.  культура шире цивилизации, если последняя есть лишь заключительный этап ее развития и, следовательно, это нечто противоположное ей;
  3.  культура уже, если цивилизация подразумевает как духовную, так и материальную деятельность, а культура выступает в качестве цивилизационного стержня, исключительно в виде духовного творчества;
  4.  возможно разведение выделенных понятий, когда под культурой понимается только духовная деятельность, а под цивилизацией - материальная.

Понятие "культура" возникает в древности и увязывается с обработкой земли, ее возделыванием, что естественно, поскольку агрокультура - наипервейший вид искусственной деятельности человека, направленный на преобразование окружающей его природной среды.

В период существования высоких древних культур семантика понятия усложнилась, вобрав в себя духовный элемент - воспитанность, уровень образования человека, а позже и городской образ жизни.

Средневековье в качестве определяющего параметра культуры выдвинуло веру в Бога, религиозность.

Просвещение увидело в культуре прежде всего разумность человека. Именно в эту эпоху начинают доминировать прогрессивные взгляды относительно социокультурного развития человечества. Французские просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) сводили содержание культурно-исторического прогресса к развитию человеческого разума. Культурность и цивилизованность противопоставлялись дикости и варварству первобытных народов. Культурный уровень измерялся совокупностью достижений в области наук и искусств.

Однако, уже в рамках Просвещения, раздается критика в адрес превозносящих значение просвещения, а, следовательно, и культуры. Руссо утверждает необходимость возрождения простоты и чистоты нравов, находящихся на патриархальной ступени существования. Развитие наук и искусств, по его мнению, способствовали лишь моральной развращенности общества. "Не только наши души растлевают по мере того, как развиваются науки и искусства", но и наоборот, "науки и искусства обязаны своим рождением нашим порокам". "Политики древности постоянно рассуждали о морали и добродетели, наши же современники постоянно толкуют только о торговле и деньгах". (Ж.-Ж. Руссо " Рассуждение о науках и искусствах".)

Эта критика была положительно воспринята представителями немецкой классической философии, что придало ей характер общетеоретического осмысления противоречий начала цивилизационного пути развития стран Западной Европы. В трудах Канта, Шеллинга, Гегеля культура предстает как область духовной свободы человека, лежащая за пределами его природного и социального существования. Немецкая философская традиция, признавая множество разнообразных культур, тем не менее выстраивает их в одну историческую последовательность, представляющую единую духовную эволюцию человечества.

Особое место в формировании представлений о культуре занимает XIX век. В постклассической немецкой философии критические взгляды на культуру Руссо получают новую интерпретацию в трудах Шопенгауэра и Ницше. Их появление положило начало мощному пессимистическому направлению в культурологии. Так по Шопенгауэру злая Воля формирует антигуманную среду, где нет места человеку нравственному. Ницше трактует культуру как средство его подавления и порабощения. Дальнейшее развитие этих идей мы обнаруживаем в работах Шпенглера, Фрейда и их многочисленных последователей.

Параллельно разрабатывается иная концепция культурного развития – прогрессистская, основанная на идеях эволюционизма. Как известно, последняя треть XIX века прошла под знаменем эволюционизма, который в буквальном смысле витал в воздухе, проникая в различные области знания, как естественнонаучного, так и гуманитарного. Неслучайно одновременно в 1871году выходят: эпохальная книга Ч. Дарвина “Происхождение человека и половой отбор” и работа Э. Б. Тэйлора “Первобытная культура”, последняя вводит понятие “культура” в научный оборот в рамках эволюционных представлений о развитии человеческого общества. Тем самым закладываются основы нового гуманитарного знания – антропологии и культурологии.

В социальной антропологии Б. Малиновского, Радклифф-Брауна основным становится понятие социальной структуры, а культура рассматривается по составляющим ее институтам. Структуру социальные антропологи рассматривают как необходимый элемент устойчивости общества, а культуру определяют как свод правил, позволяющий сложиться такому образованию.

В рамках культурной антропологии было развито представление о коммуникативных свойствах культуры, подчеркивалась доминирующая роль культуры при передаче социального наследия от поколения к поколению. Язык стал рассматриваться в качестве основы для изучения строения культуры, что способствовало внедрению в учение о культуре методов семиотики, структурной лингвистики, математики и кибернетики (Э. Сепир, К. Леви-Строс). Однако структурная антропология неправомерно рассматривала культуру как чрезвычайно стабильную конструкцию, не учитывая культурных трансформаций. С поисками решения проблемы “культура – личность” связано возникновение психологии культуры (Р. Бенедикт, М. Мид, М. Херсковиц). Опираясь на концепцию Фрейда, истолковавшего культуру как механизм социального подавления и сублимации бессознательных психических процессов, а также на концепции неофрейдистов (Г. Рохейма, К. Хорни, Х. Салливана) о культуре как знаковом закреплении непосредственных психических переживаний, представители этого направления интерпретировали культуру как выражение свойственных человеку основных психических состояний. “Культурные образцы” стали рассматривать как механизмы приспособления, способствующие социальной и культурной адаптации индивида (М. Мид, Дж. Мердок).

В основу представления о символических свойствах культуры легли учения Кассирера и Юнга. Ряд представителей психологии культуры, опирающихся на концепцию “локальных цивилизаций”, стремились отыскать набор “культурных инвариантов”, не сводимых друг к другу и не имеющих под собой реального субстрата (Сепир, Б.Уорф, Бенедикт, Херсковиц). Напротив, сторонники феноменологического подхода к культуре, а также некоторые представители экзистенциализма выдвинули предположение об универсальности содержания любой частной культуры, исходя либо из утверждения об универсальности структур сознания (Гуссерль), либо из постулата о психобиологическом единстве человечества (Юнг), либо из идеи некоего "фундаментального основания”, “осевой изначальности” культуры, по отношению к которым все ее разновидности – лишь “частности” или “шифры” (Хайдеггер, Ясперс).

Сегодня популярна идея невозможности существования единой культуры. Это находит выражение в теории полицентризма, изначальной противоположности Запада и Востока, отрицающей общие закономерности общественного развития.

Такое многообразие трактовок можно объяснить тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. А каждый исследователь фокусирует свое внимание лишь на одной или нескольких (отдельных) сторонах этого феномена, поскольку невозможно охватить все воздействующие на исследуемый предмет факторы. Подчеркнем, что многообразие интерпретаций фундаментальных категорий - еще одно подтверждение чрезвычайной сложности изучаемого объекта, происходящей из-за многофакторности функционирования культуры.

Итак, культура в широком смысле – вся деятельность человека, в узком – духовная деятельность, в специфически культурологическом смысле – ценностная деятельность, служащая нравственному самосовершенствованию человека. Последнее ограничение данного понятия принципиально важно, поскольку позволяет выводить за рамки категории культуры деятельность, не могущую быть совмещенной с общечеловеческими представлениями о нравственности (к примеру, расовые, националистические и иные теории и основанные на них деяния). В культуре символически выражена духовная жизнь. По Бердяеву, происхождение цивилизации мирское, она родилась в результате борьбы человека с природой, вне храмов и культа. Если культура явление глубоко индивидуальное и неповторимое, то цивилизация есть явление общее и всюду повторяющееся.

2. Ценности современного человека.

Культура сегодня – надприродная среда, а изначально внутриприродная. Природа – необходимое условие существования человека. Атрибутивным свойством человека является способность к труду, к творческому труду, в результате которого он создает “вторую природу” – культурное пространство. Культура не является безоблачным приобретением человека, ее рождение несет в себе возмездие, расплату за приобретение. Культура – добро и зло одновременно.

Человек преобразует и достраивает природу. Культура – это творчество. Не было и нет природного человека, от истока и до заката истории есть лишь человек творящий, т. е. культурный. “Напрасны поиски человека до культуры, появление его на крене истории надлежит рассматривать как феномен культуры” (А. де Бенуа).

Человек, социум и культура неразрывны, подобно растению и почве, на которой оно произрастает. Человек есть соединительное звено между природой и культурой. Культура – это природа, которая пересоздает человек, утверждая посредством этого себя в качестве человека. Только человек является единственным существом, способным к непрестанному новаторству. Культура выступает в качестве результата всей человеческой деятельности. Не всякая деятельность порождает культуру, а только та ее часть, которая носит сакральный характер и связана с поиском смыслов бытия. Деятельность человека многообразна: в одном случае она порождает культуру, а в другом – цивилизацию. Отсутствие новаторства в деятельности позволяет нам дифференцировать культуру от цивилизации.

Культура не только социальный, но, прежде всего антропологический феномен. Ее основанием служит неустроенность человека в природе, потребность человека в реализации тех побуждений, которые не являются инстинктивными. Культура – феномен рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека, направленной на поиски сакрального смысла бытия и нравственного самосовершенствования (Гуревич).

Завершение цикла социалистической культуры в середине 80-х годов в России привело к распаду привычного образа мира, к социальной дезориентации и к поиску новых культурных моделей, могущих восстановить мир как целое. Проблема перешла в антропологическую плоскость, поскольку дезориентация есть утрата человеком способности адекватно вести себя в обществе.

Быстрые изменения в сфере политики, экономики, культуры ввергли советского человека в шок, поскольку процессы идентификации институционализированы, а потому разрушение последних или их радикальная реорганизация приводит к деидентификации. Наиболее пострадали от социокультурных трансформаций законопослушные граждане, ориентированные на положительные культурные образцы, требующей устойчивой и долговременной мотивации; менее всего - индивиды с низким уровнем притязаний, либо авантюристы, т.к. жизнь для них кратковременное приключение. По мнению Ионина, авантюрист - весьма характерная фигура для России, современной в том числе.

Становящееся информационное общество формирует человека нового типа. Если в индустриальном обществе складывается рациональный человек, то в постиндустриальном обществе – гиперрациональный человек информационной эпохи, "человек – компьютер", характеристиками которого являются:

-сверхинформированность,

-отсутствие систематизированного знания,

-поверхностные представления,

-скоростная переработка по схеме: принял – обработал – выдал – получил результат. Все, что не укладывается в эту схему отторгается.

Глубокое знание – итог разностороннего подхода к проблемам. Исследования последних лет показывают, что современный молодой человек не осознает противоречий интеллекта, утрачивает интерес к фундаментальному знанию, напряженной работе ума, духовному самосовершенствованию, поискам высших смыслов бытия. Человек как придаток информационных систем. Информационное рабство – неосознанное рабство. Иллюзия неограниченной свободы.

Возникает проблема изоляции индивидов, в глобальную перерастает проблема отчужденности человека в мире. Происходит разрыв жизненно важных сфер: природы, социума, человека. Если до Нового времени эти среды существуют в относительном единстве, то с приходом буржуазных экономических отношений, религиозных трансформаций и в целом ценностных изменений начинается процесс отторжения этих сфер друг от друга.

Однако, следует отметить и положительные черты человека, живущего в информационную эпоху. Так доступ к интернету расширяет кругозор, увеличивает требования к знанию европейских языков, что способствует знакомству с иными культурами. Еще видимо предстоит осмыслить многие проблемы, связанные с глобализацией распространения информации, но хочется надеяться, что такие межкультурные обмены информацией будут способствовать укреплению межкультурных связей или улучшению взаимопонимания.

В рамках обозначенной темы важно видеть две грани антропологической проблемы в социологии и культурологии: как человек генерирует ценность и как ценность определяет поведение человека в обществе и в формировании культуры. Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка. Всякое малейшее изменение, вносимое в мир каким бы то ни было деятелем, имеет ценностную сторону и предпринимается не иначе как на основе каких-либо ценностных моментов и ради них. Все сущее или могущее быть и вообще как-либо принадлежать к составу мира таково, что оно не только есть, но еще и содержит в себе оправдание или осуждение своего бытия: обо всем можно сказать, что оно хорошо или дурно, что должно или не должно, следует или не следует, чтобы оно было, что оно существует по праву или против права (не в юридическом смысле этого слова).

Вся деятельность человека содержит ценностную компоненту. Отношения в обществе между людьми учитывают социальный статус человека. Уважение, проявляемое к умному или глупому, богатому или бедному человеку и т. п. указывает на личную ценностную систему, а в масштабах общества на социокультурную систему. Любой материальный носитель предполагает наличие у него духовного элемента, который, однако, непосредственно с ним не связан, а находится исключительно в сознании человека. Так, к примеру, старая ленточка имеет огромную ценность для конкретного человека, поскольку напоминает ему о счастливых днях, для непосвященного же это сор. Ценность имеет значение в обществе, когда она разделяется многими. История человечества - это история смены системы ценностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62662. Конституция РФ 23.39 KB
  Основные вопросы урока: основной закон страны; правовой статус гражданина РФ; что значит быть гражданином РФ; основные права и обязанности человека и гражданина. Основные понятия урока: конституционное право конституция права обязанности.
62663. Літературна дискусія 1925-1928 років 34.43 KB
  Мета: ознайомити учнів із літературним життям України 20 х початку 30 х років із поняттям дискусія; розвивати уміння визначати звязок між змінами в суспільстві та розвитком літератури а також аналізувати отриману інформацію та робити висновки...
62666. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой» 71.2 KB
  Цели: образовательные: способствовать совершенствованию техники чтения развивать устную речь обогащать кругозор и словарный запас; познакомить учащихся со стихотворениями...
62667. Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и произведениях живописи А. Куинджи 27.85 KB
  А теперь послушайте внимательно стихотворение чтобы ответить на вопросы Весенняя гостья Милая певунья Ласточка родная К нам домой вернулась Из чужого края. Под окошком вьется С песенкой живой...
62668. Научно-познавательные рассказы Л. Н. Толстого 21.71 KB
  Ребята как вы думаете для чего Толстой написал этот рассказ Что нового мы можем узнать из этого рассказа А теперь давайте дополним этот рассказ. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье.
62670. «Серебряный век» русской поэзии. Историко-культурная ситуация в России конца ХIХ начала ХХ века 17.33 KB
  Обучающая цель: дать представление общественно-исторической обстановки начала ХХ века под влиянием которой в России сформировались новое искусство и литература. Вид урока: урок лекция с элементами беседы Межпредметная связь: История России конец...