64757

Введение в психологию

Лекция

Психология и эзотерика

Основные разделы психологии как науки. Основные направления современной психологии. Развитие психологии как самостоятельной науки начинается с XIX века.

Русский

2014-07-10

55 KB

0 чел.

Лекция 1. Введение в психологию

1.Психология: понятие, предмет, значение.

2.Основные разделы психологии как науки.

3.Основные направления современной психологии.

4.Методы психологического исследования.

5.Психология в системе знаний человека.

1.Психология: понятие, предмет, значение

Слово «психология» восходит к древнегреческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Афродита, недовольная, что ее сын хочет соединить судьбу с простой смертной, заставила Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, что тронула богинь и богов, которые решили помочь ей. Эроту, в свою очередь, удалось убедить Зевса превратить Психею в богиню. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.

Понятие «психология» от греч. «psyche» (душа) и «logos» (изучение, наука) появилось впервые в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

С VI в. до н.э. до сред. XIX в. психология развивалась в рамках философии. Развитие психологии как самостоятельной науки начинается с XIX века.

Основателем научной психологии принято считать немецкого исследователя Вильгельма Вундта, открывшего в 1879 году первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. Этот год считается годом рождения психологии как науки, поскольку Вундт как бы узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания.

Психология – наука о явлениях душевной жизни, о закономерностях развития и функционирования психики.

Духовность – индивидуальная способность к миро- и самопознанию, ориентированность личности действовать «для других», поиск ею нравственных абсолютов.

Душа – нематериальное, глубоко личностное начало в человеке, его внутренний мир как уникальное целое, остающееся относительно равным себе на протяжении всей жизни человека.

Психика – субъективный образ («картина») внешней и внутренней среды, ориентация в этой среде, совокупность всех психических состояний и процессов, сознательных и бессознательных.  

Предметом изучения психологии является мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Однако предмет и задачи психологии в разные времена и разными учеными мыслились по-разному. Кроме того, названные выше субъективные явления (явления человеческой души, «внутреннего» мира) становятся предметом рассмотрения не только психологии, но и логики, педагогики, физиологии и других наук. Что же характерно для подхода к ним психологии?

Психология изучает преимущественно ориентировочную функцию душевных (психических) явлений, т.е. участие их в анализе проблемной (новой для субъекта, необычной) ситуации, построении внутреннего (мысленного) плана последующего действия, контроля за его ходом. Пример: мы дышим, как правило, лишь за счет чисто физиологической (внепсихической) регуляции дыхания. Однако, когда в комнате становится «невыносимо» душно, начинает «работать» психика: оцениваются факторы данной ситуации, устанавливается их связь, определяется путь ее изменения («открыть окно или выйти из комнаты») и т. д., т.е. осуществляется ориентировка в плане образа изменившейся ситуации.

Значение психологии

1)важно понимать окружающих нас людей, ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья.

2)важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация);

3)психология необходима родителям и педагогам, чтобы знать, чтобы понимать детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие;

4)психология необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы;

5)без психологии также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.

2.Основные разделы психологии как науки

Психология познавательных процессов: изучение психических явлений, с помощью которых человек познает себя и окружающий мир (ощущения и восприятия, внимание и воображение, память и мышление).

Психология личности изучает психические явления, которые определяют возможность самореализации человека и специфику его отношения к людям, мобилизуют его на целенаправленные действия, т.е. непосредственно управляют поступками человека. Их именуют психологическими свойствами и состояниями личности, относя к ним склонности и способности, характер, потребности и мотивы, волю, чувства, эмоции и др.

Психология человеческого общения

Общая психология изучает общие (фундаментальные) понятия и положения, характеризующие психику поведения людей независимо от того, кто они, какой у них возраст и какой деятельностью они занимаются.

Специальные отрасли психологии: 

  •  генетическая, изучающая наследственные механизмы психики и поведения;
  •  дифференциальная, рассматривающая психологические различия, как между индивидами, так и между группами людей;
  •  педагогическая, исследующая психологические аспекты обучения и воспитания; социальная психология – отрасль психологии, изучающая психические характеристики поведения и деятельности людей, включенных в социальные общности (группы);
  •  экспериментальная психология – общее обозначение различных исследований психических явлений посредством экспериментальных методов и др.

3.Основные направления современной психологии

Бихевиоризм – направление в психологии XX века, пытающееся объяснить поведение человека в обход его сознания, психики, принимающее во внимание лишь связь реакций организма на стимулы внешней среды (американский ученый Д.Уотсон).

Гештальтпсихология – направление в психологии, согласно которому структурная (системная) организация сложных психических образований определяет свойства и функции образующих его частей. Гешталът (от нем. «форма») – устойчивый способ организации целого, его изменяющихся частей (германские ученые: Т.Вертгеймер, В.Келер, К.Левин).

Ассоциативная психология – одно из направлений психологической мысли, согласно которому сложные психические образования (представления, мысли) возникают из простых (ощущений) посредством ассоциаций. Ассоциация – связь между психическими явлениями, при которой наличие одного из них влечет за собой появление другого (В.Вундт, Э.Титченер).

Глубинная психология – ряд направлений психологии, придающий решающее значение в поведении глубинным, неосознаваемым самим человеком побуждениям и установкам. Основа – психоанализ З.Фрейда.

Неофрейдизм – направление в психологии, сторонники которого пытаются преодолеть биологизм психоанализа 3. Фрейда и ввести основные его положения в социальный контекст.

Аналитическая психология – одна из разновидностей глубинной психологии, созданная швейцарским психологом К.Юнгом, учеником 3.Фрейда. Целью психического развития человека Юнг считал индивидуализацию – творческую реализацию индивидом коллективного бессознательного, в котором запечатлен опыт предшествующих поколений.

Индивидуальная психология – одно из направлений глубинной психологии, разработанное А.Адлером, учеником 3.Фрейда. Психическое развитие определяется, согласно Адлеру, чувством неполноценности, которое формируется в детском возрасте и затем может быть преодолено через самоутверждение, в творческих актах, в борьбе за власть, превосходство над другими.

Гуманистическая психология – направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальное, открытое возможностям, ищущее смыслов и ценностей, творческое духовное начало (К.Роджерс, А.Маслоу, Г.Мэрфи).

Когнитивная психология – направление в психологии XX в., задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении человека (У.Найссер, А.Пайвио).

Логотерапия – разновидность психологической теории и клинической практики, разработанной В.Франклом. Согласно логотерапии, основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является поиск человеком смысла своей жизни.

4.Методы психологического исследования

Организационные методы

Сравнительный метод (метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой.

Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.

Комплексный метод – способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.

Эмпирические методы

Обсервационные методы 

Наблюдение (внешнее) – метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

Самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

Экспериментальные методы 

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого.

Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов.

Естественный эксперимент – психологический эксперимент, исключенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого.

Формирующий (обучающий) эксперимент – метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.

Психодиагностические методы 

Тест – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности.

Тесты достижений – одна из методик психодиагностики, позволяющая выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

Тесты интеллекта – методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.

Тесты креативности – совокупность методик изучения и оценки творческих способностей.

Тесты личностные – методика психодиагностики для измерения различных сторон личности индивида.

Тесты прожективные (проективные) – совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т.е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей.

Анкета – методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Интервью – метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные, вопросы.

Беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения.

Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и надежен (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании).

Праксиометрические, т.е. приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографические описания, оценка изделий и выполненных работ и т.п.).

Биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.).

Приемы обработки данныхколичественный (математико-статистический) и качественный анализ, в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т.е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил; к интерпретационным методам – различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов.

5.Психология в системе знаний человека

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности.

Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы.

Углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентированного поведения.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой.

Наконец, принято считать (и не без оснований), что психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого познания и деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7904. Конституційні права та свободи людини і громадянина 139 KB
  Тема: Конституційні права та свободи людини і громадянина Мета: ознайомити учнів з конституційними правами та свободами людина і громадянина, їх класифікацією, пояснити значення прав та свобод людини і громадянина та їх захист в Україні формувати в...
7905. Право власності. Урок 52.5 KB
  Тема уроку: Право власності Мета уроку: сформувати уявлення про зміст спадкового права, порядок спадкування за заповітом та за законом навчити аналізувати правові ситуації, що регулюються нормами спадкового права розвивати ...
7906. Володимиро-Суздальське князівство. Великий Новгород. Монгольське завоювання Русі 25.48 KB
  Всесвітня історія: Володимиро-Суздальське князівство. Великий Новгород. Монгольське завоювання Русі. Невська битва та Льодове побоїще. Початок збирання руських земель навколо Москви. Мета: створити умови для всебічного розуміння учнями всіх політичн...
7907. Віра, надія, любов як духовно-практичні виміри людини 41 KB
  Віра, надія, любов як духовно-практичні виміри людини Загальноприйнятим і простим є твердження, що людина не може жити без віри. Насамперед віру тлумачать якупевненість людини в існуванні якого-небудь явища, визнання його реальності. Віра...
7908. Загальні засади організації системи органів влади України 40 KB
  Загальні засади організації системи органів влади України У розділі І Конституції Загальні засади є низка важливих положень, які стосуються характеру і статусу організації державної влади. В ч. 1 ст. 5 Конституції встановлено: «Народ здійснює влад...
7909. Причини, характер, періодизація Другої світової війни 29.2 KB
  Причини, характер, періодизація Другої світової війни Більше, ніж півстоліття минуло з дня закінчення Другої світової війни, яка принесла людству чисельні жертви і руйнування. У цій війні брали участь понад 60 держав, на території яких проживало...
7910. Стереотипи та їх роль у житті людини і суспільства. Толерантність. Ксенофобія. Расизм 26.28 KB
  Стереотипи та їх роль у житті людини і суспільства. Толерантність. Ксенофобія. Расизм. Мета: розвивати готовність і потребу учнів до самопізнання і самореалізації своєї особистості визначити сутність понять стереотипи, толерантність формувати ...
7911. Засоби масової інформації та їх роль у суспільному житті 28.66 KB
  Засоби масової інформації та їх роль у суспільному житті Мета: дати знання про сутність понять інформація, ЗМІ, Інформаційна революція визначити основні види і функції ЗМІ розкрити роль ЗМІ у сучасному суспільному житті продовжити формування вмін...
7912. Особливості розвитку української культури. Освіта. Недільні школи в наддніпрянській Україні. Вищі навчальні заклади. Новоросійський університет 25.19 KB
  Особливості розвитку української культури. Освіта. Недільні школи в наддніпрянській Україні. Вищі навчальні заклади. Новоросійський університет Освіта в другій половині XIX ст.Чому освіту називають світлом життя? МЕТА:формувати вміння аналізув...