6477

Тематика и особенности подачи информации в журналистских выступлениях и. Ильфа и е. Петрова

Научная статья

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Тематика и особенности подачи информации в журналистских выступлениях И. Ильфа и Е. Петрова И. Ильф и Е. Петров - известные фельетонисты, вызывающие интерес любого начинающего журналиста своей особой манерой написания статей, поэтому мы и взяли...

Русский

2013-01-04

34.57 KB

9 чел.

Тематика и особенности подачи информации в журналистских выступлениях И. Ильфа и Е. Петрова

И. Ильф и Е. Петров – известные фельетонисты, вызывающие интерес любого начинающего журналиста своей особой манерой написания статей, поэтому мы и взяли их творчество главной темой данной статьи. В своих материалах фельетонисты поднимали важные вопросы, описывали жизненные проблемы, которые никто не хотел решать.

Самая ярко выраженная тема материалов И.Ильфа и Е.Петрова – это осмеяние властей. Их бесконечной глупости, страха перед вышестоящими инстанциями и готовности поверить даже босяку с улицы, если тот угрожает расправой. О глупости вышестоящих органов Илья Ильф и Евгений Петров могли писать бесконечно, таких материалов было огромное количество, например, «Человек в бутсах», «Холостой мальчик», «Когда уходят капитаны», «Великий канцелярский шлях» и т.д. Статья «Как создавался Робинзон» повествует о том, как главный редактор газеты потребовал нового интересного произведения наподобие Робинзона Крузо, писатель согласился и создал его. Но главный редактор переделал это произведение до состояния обычных скучных работ, похожих на другие материалы номера. Уничтожив все творчество, он сказал: «Наконец-то, у меня будет настоящее приключенческое и притом вполне художественное произведение».

Далее было отмечено, что И.Ильф и Е.Петров осмеивают не только начальство и вышестоящие правительственные органы, но и простой народ, которым овладела гордыня, хвастовство, предательство или другие отрицательные качества. «Любовь должна быть обоюдной» одно из таких произведений. Здесь молодой глуповатый «писатель» зазнался до того, что требует напечатать книгу, написанную безграмотно и некорректно. Издатель протестует, потому что ему важно качество книги, а не корочки писателя, показывающие «его талант и профессиональность».

В продолжение темы осмеяния простого народа, фельетонисты пишут о его бездействии. То есть, люди всегда будут жаловаться на то, что их не устраивает, но никто ничего не сделает, чтоб это исправить, о чем и говорят И.Ильф и Е.Петров в своих произведениях. Например, в «Пятой проблеме» говорится о том, что общество вечными разговорами окружило тему кинохроники, обсуждая, когда выйдут новые фильмы, но кроме разговоров это ничем не сопровождается. Никаких действий по поводу съемок или покупки кинохроники, только ожидание нового, ожидание фильмов, которых нет.

Следующей темой, затронутой И.Ильфом и Е.Петровым, стала тема повышения нравственности в стране. Здесь говорится о людях, которые решили до нереальных размеров возвысить уровень нравственности в стране. Девушек превращая в дурнушек или вообще одевая в мужские одежды, они ставили спектакли, которые были неожиданными для зрителя, который должен был увидеть прекрасных девушек, а не страшных мужчин. В конце говорится о женщине, которая стеснялась вида мужчин и поэтому не выходила на улицу вообще. Предоставим фрагмент из статьи «Саванарыло»:

«Красивых девушек перестали брать на работу в кинематографию. Режиссер мыкался перед актрисой, не решался, мекал:

- Дарование у вас, конечно, есть... Даже талант. Но какая-то вы такая... с физическими изъянами. Стройная, как киевский тополь. Какая-то вы, извините меня, красавица. Ах, черт! "Она была бы в музыке каприччио, в скульптуре статуэтка ренессанс". Одним словом, в таком виде никак нельзя. Что скажет общественность, если увидит на экране подобное?

- Вы несправедливы, Люцифер Маркович, - говорила актриса, - за последний год (вы ведь знаете, меня никуда не берут) я значительно лучше выгляжу. Смотрите, какие морщинки на лбу. Даже седые волосы появились.

- Ну что - морщинки! - досадовал режиссер. - Вот если бы у вас были мешки под глазами! Или глубоко запавший рот. Это другое дело. А у вас рот какой? Вишневый сад. Какое-то "мы увидим небо в алмазах". Улыбнитесь. Ну, так и есть! Все тридцать два зуба! Жемчуга! Торгсин! Нет, никак не могу взять вас. И походка у вас черт знает какая. Грациозная. Дуновение весны! Смотреть противно!

Актриса заплакала.

- Отчего я такая несчастная? Талантливая - и не кривобокая?

- В семье не без урода, - сухо заметил режиссер. - Что ж мне с вами делать? А ну, попробуйте-ка сгорбиться. Больше, гораздо больше. Еще. Не можете? Где ассистент? Товарищ Сатанинский, навесьте ей на шею две-три подковы. Нет, не из картины "Шурупчики граненые", а настоящие, железные. Ну как, милуша, вам уже удобнее ходить? Вот и хорошо. Один глаз надо будет завязать черной тряпочкой. Чересчур они у вас симметрично расположены. В таком виде, пожалуй, дам вам эпизод. Почему же вы плачете? Фу, кто его поймет, женское сердце!»

Эпизод большой, но довольно точно описывает тему, указанную выше.

Возьмем следующую тему и обозначим ее как «Правила». В этих статьях рассказывается о людях, которые четко выполняют правила, не отклоняясь ни на секунду от установленных норм. Доходит даже до смешного. И.Ильф и Е.Петров называют таких людей паникерами, ибо они всем указывают на их ошибки и всегда начинают нервничать и нервировать других при неподчинении. «Мне хочется ехать», «Сделал свое дело и уходи» и «Сквозь коридорный бред».

При анализе было обнаружено два фельетона, в которых И.Ильф и Е.Петров пишут о себе. То есть о том, как к ним относятся читатели, что спрашивают или описывают интервью, взятое у них. Названия их – «Бродят по городу старухи» и «Под сенью изящной словесности». В этих материалах И.Ильф и Е.Петров смеются над собой, говоря о том, что писать они не умеют, потому что никто не научил.

Итак, нами было изучено 35 фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова.  При этом 15 из них – осмеивали власть и людей, поставивших себя выше своего социального статуса, 4 – осмеивали бездействие народа на какие-то происходящие события, 5 – осмеивали паникеров, вечно живущих по правилам и не дающих другим жить спокойно, 2 публикации касались самих авторов. Остальные были абсолютно на разные темы: тема детей, футбола, Москвы, мелких профессий и т.д. При этом больше всего в публикациях были задеты писатели и кинематографисты, И.Ильф и Е.Петров любили писать именно о двух данных группах людей. На основе результатов построим диаграмму:

Язык фельетона не может не иметь своих особенностей, вытекающих из характера его конфликта. И здесь мы снова приходим к выводу о глубоко пристрастной публицистической оценке. К примеру, газетные штампы и стереотипы, использование которых вполне оправданно в информационных и аналитических материалах, в обычном виде фельетону просто противопоказан. Зато фельетонисты широко используют казенно-деловой стиль для пародирования, что придает их творениям новые краски и ярко публицистическую направленность.

В качестве примера один из наиболее часто цитируемых фельетонов Ильфа и Петрова, «Веселящаяся единица»: «По поводу здорового гулянья велись болезненно страстные дебаты. Товарищи, давно уже пора дать отпор вредным и чуждым теорийкам о том, что гулять можно просто так, вообще. Надо, наконец,  осмыслить этот гулятельно - созидательный процесс, который некоторыми вульгаризаторами опошляется названием прогулки. Мы должны дать нагрузку каждой человеко-гуляющей единице. И эта единица должна, товарищи, не гулять, а, товарищи, должна проводить огромную прогулочную работу».

Материалы И.Ильфа и Е.Петрова отличаются особой художественностью. Читая их, создается впечатление рассказа, а не публикации. При анализе статей было замечено несколько особенностей в подаче материала.

Во-первых, в материале «Пятая проблема» проблема показана довольно интересно – в виде формулировки задачи. То есть сначала эта задача диктуется, далее читатель ее решает, а если не может решить, то в конце И.Ильф и Е.Петров рассказывают, что нужно для решения поставленной задачи.

«Есть неумирающие темы, вечные, всегда волнующие человечество.

Например, наем дачи или обмен получулана без удобств в Черкизове на отдельную квартиру из трех комнат с газом в кольце "А" (телефон обязательно), или, скажем, проблема взаимоотношений главы семейства со свояченицей, или покупка головки для примуса.

И никак нельзя разрешить все эти важные проблемы. Дачник всем сердцем стремится на Клязьму, поближе к электропоезду, а дачный трест грубо посылает его на реку Пахру, в бревенчатую избушку, добраться до которой труднее, чем до Харькова. Горемычный хозяин получулана никак не может сговориться с обитателем отдельной квартиры в кольце "А", хотя переговоры с необыкновенным упрямством ведутся через "Вечернюю Москву". Что касается свояченицы, то половые разногласия здесь настолько велики, что их не удается разрешить даже отдельным представителям ВАПП {1}. А головка для примуса - это вообще глупая фантазия домашней хозяйки, которой кооперация дает вежливый, но чрезвычайно холодный отпор… ».

Такая манера весьма необычна, и у И.Ильфа и Е.Петрова встречается редко. Обычно они раскрывают ясно и четко проблему, описываемую ими, и только изредка дают отдохнуть читателю, показывая то, что они хотели рассказать. Как, например, в материале «Человек в бутсах».

«Не забудьте, - предостерегают врачи, - что каждый кружковец, кроме общественной нагрузки, несет еще нагрузку физиологическую - он вдыхает кислород, выдыхает азот и прочий там ацетилен. Нужны обширные помещения, полные света и воздуха». Здесь в простой формулировке предложения И.Ильфа и Е.Петрова выражается сатира статьи «Для полноты счастья». Простые вещи они умудряются представить в сатирической форме,  чтоб показать всю нелепость героев своих фельетонов.

Подача материала у И.Ильфа и Е.Петрова также характеризуется злободневностью, грубой насмешкой и гиперболизированностью недостатков героя сатирического произведения.

В фельетоне «Отдайте ему курсив» повествуется как раз о том, какие особенности следует использовать авторам. Здесь говорится о том, что журналист или писатель пишет без творчества, на все явления у него уже есть заготовленные фразы. Например, «Начиная свою статью, первый ученик никогда не скажет: "Автор изобразил", "Автор нарисовал". Тут есть более осторожная фраза: "Автор пытался изобразить", "Автор сделал попытку нарисовать"».

«Для названия статьи употребляется так называемая формула сомнения. Если рецензируемая книга называется "Жили два товарища", статья о ней первого ученика имеет заголовок "Жили ЛИ два товарища?" Произведение носит название "Трагедийная ночь". Рецензия - "Трагедийная ночь ли?" ».

Также заметим особенность слов в материалах. Для усиления эффекта сатиры часто используются сокращенные или новые слова. Приведем два примера:

«Может быть, не нравятся? Или одно нра, а другое не нра?» - из материала «Мы уже не дети». Сокращение «Нра» – это молодежный сленг, который используют для того, чтоб придать названию оттенок иронии, ибо этого требует сам фельетон.

«Организованные зрители очень удивлялись. В программе обещали тридцать герлс, а показали тридцать замордованных существ неизвестного пола и возраста» (произведение «Саванарыло»). Здесь слово «герлс» используется для того, чтоб придать девушкам фальшивости.

На основе изученных материалов получилось такое соотношение тем: власти – 42,8 % ; бездействие – 11,4% ; правила – 14,4% ; авторы – 5,7% ; остальное – 25,7% .

А особенности подачи информации мы разделили на два вида: это то, как подавалась информация в плане структуры (примером мы показали фельетон в виде математической задачи) и то, как они использовали такие слова, как жаргонизмы, неологизмы и т.д. Каждое из этих слов несет определенный смысл в материале, который обычно легко объяснить.

Фельетоны Ильфа и Петрова уникальны по своей сути и интересны читателям и по сей день.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82519. Источники романо-германского права 26.8 KB
  Среди нормативно-правовых актов главное место занимает закон. Среди законов наибольшей юридической силой обладают конституции. Затем следуют органические (конституционные) законы, которые, однако, существуют не во всех странах этой семьи.
82520. Задания, направленные на развитие логического мышления младших школьников с ЗПР 61.5 KB
  Примеры такого анализа: Данное упражнение можно использовать на уроках математики. Данное упражнение рекомендуется использовать на уроках математики ознакомления с окружающим миром а также труда 2. Упражнение можно использовать на уроках математики. Это задание рекомендуется использовать на уроках математики ознакомления с окружающим миром и труда.
82521. Развитие мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста 35.5 KB
  Особый интерес представляет метод обучения детей модельному конструированию разработанный А. Важным при таком способе обучения конструированию является то что мыслительные процессы детей приобретают опосредованный характер нежели при конструировании по образцу. Для этого необходим достаточно высокий уровень абстрагирования что дает возможность формированию у детей специфических способов соотнесения определенных свойств условий с соответствующими свойствами постройки.
82522. Развитие мышления у младших школьников с ОНР 4.26 MB
  Отгадывание ребусов: отгадать слово из двух предлогов: найти в слове квас три предлога: Цель: развитие словеснологического мышления Установление простых аналогий навыков словообразования. Цель: развитие словеснологического мышления устойчивости и концентрации слухового внимания. Задание: определить что пропущено в рассказе: названия предметов предлоги или названия признаков Цель: развитие нагляднообразного мышления.
82523. Методы и приемы развития словесно-логического мышления учащихся с речевой патологией на уроках 83.5 KB
  Инструкция: Я буду говорить слово по звукам слогам а ты запиши его в тетради. а сани солома зэркало дворэц б первый слогпу третий слог вик второй слог хо; первый слог пу третий слог ка второй слогшин второй слог шок первый слог пу третий слог ка второй слог пуш первый слого Дополнительное задание: подчеркнуть лишнее слово. первый слог са второй слог мо третий слог кат третий слог ле второй слог то первый слог вер первый слог са третий слог ник...
82524. Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мышления у детей с умственной отсталостью дошкольного возраста 100.5 KB
  Педагог просит ребенка отнести на один стул такие указательный жест а на другой такие. Педагог дает одному из детей коробку с круглой прорезью а другому с квадратной и ставит условие: отобрать сразу все что можно протолкнуть в данную коробку. Если он выбирает правильно например шары но берет не все а только один или два шара педагог напоминает ему что нужно взять все такие указывает на шары. После того как дети отберут и бросят в прорези коробок нужные формы педагог подводит итог: Правильно Таня собрала все шары и...
82525. Игры для развития мышления и воображения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха 88.5 KB
  Педагог просит: Достань тележку. Если ребенок вытянул тесьму то педагог вставляет ее снова обязательно за экраном. Если все же ребенок не сумел сделать сам педагог медленно показывает. Педагог предлагает детям выложить из своих фишек узоры по картинке.
82526. Развитие мышления на уроках русского языка 96.5 KB
  Ход проведения: детям были даны карточки с нижеприведёнными упражнениями. Ход проведения: на уроке идёт беседа об известных модельерах анализируются модели одежды созданные ими. Ход проведения: детям говорится что им сейчас будут зачитываться слова и они должны в уме переставить буквы наоборот и тут же записать в тетрадь получившийся результат. Ход проведения: на доске зарисовывается схема.
82527. Развитие памяти и мышления у детей с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Я все умею делать сам, что не умею, научусь!» 38 KB
  Ведущий: Дети сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского Путаница. Ведущий перед игрой проводит короткую беседу уточняя понимание детьми слов профессия действия. Ведущий. Ведущий.