6478

Заслуги Ф.В. Булгарина и его уроки современному исследователю печати

Научная статья

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Заслуги Ф.В. Булгарина и его уроки современному исследователю печати Личности и деятельности Фаддея Венедиктовича Булгарина невозможно дать однозначную оценку в силу нескольких причин разного характера. Как писал А.И. Реблайт: Посмотришь с одной ст...

Русский

2013-01-04

35.06 KB

5 чел.

Заслуги Ф.В. Булгарина и его уроки современному исследователю печати

Личности и деятельности Фаддея Венедиктовича Булгарина невозможно дать однозначную оценку в силу нескольких причин разного характера. Как писал А.И. Реблайт: «Посмотришь с одной стороны – перед тобой просветитель, искореняющий пороки и исправляющий нравы. Посмотришь с другой – видишь меркантильного издателя, превыше всего ценящего деньги. Только что перед тобой был прямодушный отставной улан, друг А. Бестужева и Грибоедова, и вот уже на его месте циничный доносчик, дающий советы по организации тайной слежки. Патриот Польши, много сделавший для пропаганды ее культуры в России, он резко обрушивается в своей газете на восставших земляков и подсказывает, как лучше вести военные действия против них».

Писать Фаддей Венедиктович начал еще в юношестве во время учебы в кадетском корпусе в Петербурге, но начало журналистской деятельности приходится на период после окончания наполеоновских войн, когда Булгарин возвращается на Родину в Вильну, где он активно публикуется в городских газетах, в основном анонимно, а также издает бесцензурный журнал «Варшавский свисток» на польском языке.Уже тогда в нем выработался «нюх на сенсацию, жадность к действительным фактам, политическая гибкость, если не выразиться сильнее, и беспримерное чувство вкуса толпы, вкуса заказчика, который должен оплатить его беллетристические старания и новации». Это был талант Ф.В. Булгарина, который в нем все же отрицать нельзя, потому что природа наградила его хваткой памятью, наблюдательностью и немалым даром риска, всегда необходимым в журналистском деле.

В 1819 г. начинающий журналист и писатель переехал в Санкт-Петербург, где ему было разрешено поселиться – полякам тогда благоволил сам император Александр I, а потому им многое прощалось, даже прошлая служба Наполеону, которая определила для Булгарина славу беспринципного журналиста.Оказавшись в столице, он подает прошение министру духовных дел и народного просвещения А.Н. Голицыну с просьбой разрешить издание в Санкт-Петербурге «Дамского журнала» на польском языке. Однако ему было отказано из-за отсутствия в столице цензора, знающего польский язык – даже польское происхождение не помогло пройти через барьеры цензуры.

В сентябре 1821 г. Булгарин вновь предпринял попытку стать издателем собственного журнала, подав просьбу об издании уже не польского, а русского журнала истории, статистики и путешествий «Мнемозина», с указанием цели издания – «способствовать изгнанию романов и простых сказок занятиями более достойными людей просвещенных и благонамеренных», что отвечало потребностям русской просвещенной публики. На этот раз Булгарин уже 6 октября получил разрешение, так как к этому времени был достаточно известным литератором, членом высочайше утвержденных обществ, и с изменением названия на «Северный архив» приступил к изданию своего первого журнала, обретя статус русского журналиста.

Первый номер «Северного архива» вышел в январе 1822 года с эпиграфом, выбранным издателем для журнала из басни Федра: «Трудись лишь с пользой». Ф.В. Булгарин так определял для читателей программу своего издания: «Цель сего журнала состоит, во-первых, в распространении полезных сведений по части истории древней и новой, отечественной и иностранной, статистики и политической экономии относительно к России и другим странам, а во-вторых, в доставлении отечественной нашей публике чтения приятного и наставительного, как достойного людей просвещенных и благонамеренных».

«Северный архив» выходил в начале и середине каждого месяца, причем Фаддей Венедиктович не только заботился о своевременном поступлении журнала, но и тщательно следил за точностью публикуемого, что не соответствует образу, созданному впоследствии.

Имя Ф.В. Булгарина в 1830-е гг. прочно связывается с изданием «Северной пчелы». В 1825 г. он вместе с Н.И. Гречем создал первую русскую частную газету «Северная пчела». Важно, что в это время всем частным газетам строго запрещалось касаться политики. Исключение из общего правила представляла только «Северная пчела», которая начала выходить как «газета политическая и литературная».

Редакция «Северной пчелы» пыталась обеспечить доступ газеты во все слои населения и прежде всего к широкому читателю. Жанры и формы материалов газеты пришлись по нраву малотребовательному, неискушенному «среднему» читателю – купцам, мещанам, ремесленникам, мелкому чиновничеству, провинциальным помещикам. Ф.В. Булгарин и его сотрудники старались предлагать легкое занимательное чтение, часто основанное на сенсации, вымысле и непроверенных фактах, но начиненное советами хранить преданность царю и церкви.

А.В. Западов не зря назвал Ф.В. Булгарина «дельцом от журналистики», так как он превратил «Северную пчелу» в доходное предприятие, внеся в журналистику взяточничество и шантаж. «Скрытая реклама» в тестах (так называемая «джинса») находилась почти во всех материалах газеты: в статьях, очерках, фельетонах указывались фамилии фабрикантов, названия фирм, адреса модных магазинов и мастерских, причем упоминания эти напрямую зависели от того, чем мог помочь «рекламодатель» Ф.В. Булгарину. Таким образом, «Северная пчела» оказалась родоначальницей продажной «желтой» буржуазной прессы в России, положив начало «торговому направлению» в русской периодике.

«Северная пчела», по мнению многих критиков, впервые в России ввела отдел фельетона, и самому Ф.В. Булгарину, удачно перенесшему опыты французского фельетониста Виктора Жюи, обычно приписывают «русификацию» этого жанра. С развитием фельетона  вместо тяжеловесной публицистики  возникает  легкий разговор с читателем о текущих  событиях  и  насущных  проблемах.  Особенным успехом пользовался многолетний цикл Ф.В. Булгарина «Журнальная всякая  всячина».

Интересно также, что имя такому художественному направлению, как натуральная школа, дал не кто-либо из его представителей, а злейший её противник – Ф.В. Булгарин. Вскоре после появления некрасовского альманаха «Петербургский сборник» он употребил в своей «Северной пчеле выражение, которое он сам и его союзники употребили в качестве бранной клички, а оно было подхвачено самими участниками нового направления и наполнено другим, положительным смыслом.

Среди изданий Ф.В. Булгарина нужно вспомнить о театральном альманахе «Русская Талия, подарок любителям и любительницам отечественного театра на 1825 год», где была опубликована урезанная цензурой комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» –первая и последняя при жизни автора. Немаловажен и так называемый «Булгаринский список» «Горя от ума» –текст комедии с дарственной подписью автора, который он оставил перед своей последней поездкой  в Тегеран.

В литературе Булгарин оставилслед и созданием первого популярного русского авантюрного, плутовского романа. Созданный в 1829 году «Иван Выжигин» был переведен на французский, итальянский, немецкий, английский, литовский и польский языки и выдержал еще два переиздания в 1829 и 1830 годах – всего более десяти тысяч экземпляров. Н.И. Греч пишет, что «должно вспомнить, что он был, по времени, первым русским романом и что им началась обличительная наша литература. Многие черты и характеры схвачены в нем удачно и умно». А В.Г. Белинский отмечал, что «он приучал к  грамоте  и  возбуждал охоту к чтению» среди тех, кого мало интересовала «высокая» литература. Среди заслуг Фаддея Венедиктовича также нужно отметить его роль в развитии русского исторического романа вальтер-скоттовского типа, такие как «Димитрий Самозванец» (1830) и «Мазепа» (1834).

Фаддею Венедиктовичу принадлежат и одни из первых в русской литературе опыты в жанрах утопии («Правдоподобные небылицы, или Странствование по свету в XXIX веке», 1824) и антиутопии («Невероятные небылицы, или Путешествие к средоточию Земли», 1825). Не отличаясь особыми литературными достоинствами, произведения Ф.В. Булгарина были, тем не менее, написаны живо, интересно и профессионально, что обеспечивало ему успех у современников.

Потомки должны быть обязаны Булгаринуза помощь подследственному А.С. Грибоедову и за спасение архива К.Ф. Рылеева, хлопоты по смягчению его участи в 1826 г., окончившиеся, к сожалению, неудачей – декабриста казнили.

Но все эти положительные факты биографии Фаддея Венедиктовича были забыты в связи с его службой Наполеону, полемикой с А.С. Пушкиным, его отнюдь не аристократичные произведения, за словесный портрет разыскиваемого властямиВ. Кюхельбекера, доносы и служебные записки III Отделению – за которые он получил нелицеприятное прозвище ВидокФиглярин. Можем ли мы только по этим фактам судить об исторической личности? Это однобокое представление о Булгарине заставило почти на целый век подвергнуть его имя анафеме, поставить его в один ряд с Геростратом.

А ведь современному исследователю печати будет интересно и поучительно знать перипетии судьбы Ф.В. Булгарина, видеть его след в русской журналистике. Необходимо отметить отличительную особенность рассуждений Булгарина: его представления, записанные в разных литературных источниках имеют как бы идеализированный, теоретический характер, причем он сам часто забывал про провозглашаемые им самим принципы. А потому, с некоторой натяжкой можно сказать, что одним из уроков, который дает Фаддей Венедиктович своим читателям, заключается в формировании определённого скептицизма, недоверия хитросплетенным словам. На пример, из «Воспоминаний» мы можем почерпнуть не только стилистические черты, но и получить опыт «обеления» нелицеприятных фактов биографии и превращения судьбы в сюжет романа.

Журналистика представляется Фаддею Венедиктовичу как особая сфера деятельности, где можно употребить свое влияние, где самое главное достичь успеха, выбрать правильную нишу, где можно реализоваться: «Как журналист, состоя в беспрестанных литературных сношениях со всеми литераторами, цензурою и публикою, я узнал их потребности, недостатки и похвальные качества <…>». Он действительно понимал, что делал, все его действия носили осознанный характер – он потому и написал докладную записку о цензуре в 1826 г.: «Нашу публику можно совершенно покорить, увлечь, привязать к трону одной тенью свободы в мнениях насчет некоторых мер и проектов правительства  <… > … все зло происходит от того, что у нас смотрят не на дух сочинения, но на одни слова и фразы, и тот, кто искусными перифразами может избежать в сочинении запрещенных цензурой слов, часто заставляет пропускать ее непозволительные вещи».

Но он не заблуждался в природе журналистики, а потому сознавал, что «журналисту надлежит быть обходительным, ладить со всеми, иначе долго не протянешь». Задачу журналиста он сформулировал так: «Мы служим публике в качестве докладчика, и должны переносить все её прихоти, терпеливо слушать изъявление неудовольствия и быть весьма осторожными во время её милостивого расположения». Ему приходилось быть и на вершине успеха, и прозябать в безвестности, терять с таким трудом приобретенную славу, а ведь он создал в своей жизни все сам: и богатство, и славу, но он также и разрушал свои же труды.

Интересным представляется и то, что вопрос о выборе ориентации либо на массовый интерес читателей либо воспитание его, проявился еще в противостоянии двух знаменательных для эпохи журналистов – А.С. Пушкина и Ф.В. Булгарина.

Исследование жизни и творческой деятельности Ф.В. Булгарина ставит ряд вопросов, которые предстоит решить для себя современному журналисту. Нельзя отрицать новаторства в журналистике Ф.В. Булгарина: становление «желтой» журналистики в России (в этом отношении его имя можно поставить в одном ряду с У.Р. Херстом), но в то же время им издавался один из первых в России научно-популярных журналов и первый в России театральный альманах «Русская Талия», обращение со страниц периодических изданий к средним слоям: мещанам, купцам, темсамым он формировал общественное мнение в рамках официальной политики государства.

Мы предлагаем отойти от обличения к всестороннему анализу наследия Ф.В. Булгарина, который поможет яснее представлять суть и исторический путь русской журналистики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34004. Антропология 25 KB
  в изучении человека никогда не будет поставлена точка что никогда очевидно не удастся создать унифицированную теорию человека.Сущность человека нельзя точно и строго зафиксировать как например сущность лошади собаки змеи и т. Универсальность человека многомерна.1она означает разнообразие и многообразие человека и человечества во времени и пространстве.
34005. Понятие человека 38 KB
  Изучая поведение разных животных и человека К. Практически все инстинкты у социализированного человека поставлены под контроль общества и моральнопсихологических механизмов саморегуляции. при помощи которой сдерживаются агрессивные импульсы умиротворяется и облагораживается эмоциональноволевая сфера человека.
34006. Основные антропологические парадигмы 31.5 KB
  Проблема человека одна из центральных тем философии. В разных философских традициях и школах по разному трактуется феномен человека. Христианская антропология зиждется на ряде основополагающих постулатов: а человек есть триединство духовного душевного и телесного;б человек есть образ и подобие Божие;в онтологическая ущербность человека наступившая после грехопадения прародителей человечества Адама и Евы;г онтологический грех человека искупается жертвенной смертью Иисуса Христа каждый имеющий в своем сердце веру в Спасителя...
34007. Человек как духовное существо. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия 24 KB
  И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности Поэтому призвание задача каждого человека всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю в прогресс общества его культуры. Смысл жизни общва и челтва в целом. Буддизм: чел живет для того чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться. Христво восхождением чел к богу.
34008. Этология Конрада Лоренца 34.5 KB
  Изучая поведение разных животных и человека К.Зонди 18931986 швейцарский ученый развивая и продолжая традиции психоанализа наряду с индивидуальным и коллективным бессознательным выделил понятие родового бессознательного это влияние наследственности и рода предков на судьбу человека. Навязанная судьба которая складывается: а под влиянием генетической наследственности; б под действием генотрофизма развития психики человека под влиянием того или иного предка или родственника от которых может зависеть выбор профессии хобби...
34009. Религия как социокультурный феномен. Понятие Бога в философии и религии 40.5 KB
  Понятие Бога в философии и религии. Философия религии важный раздел философского знания поскольку религия составляет системообразующий элемент различных культур цивилизаций и обществ. Философию религии нельзя также отождествлять с религиозной философией. Философия религии это прежде всего рефлексия над религией как сложным социокультурным феноменом определение ее знания в жизни человека и общества.
34010. Предмет и задачи этики. Основные этические системы 44 KB
  Вся совокупность проблем в той или иной мере посвященных изучению этих вопросов была представлена особой философской теорией получившей название философия морали нравственности или этика. Термин этика происходит от древнегреческого слова ethos этос подразумевавший пространство совместного проживания людей или животных дом звериное логово птичье гнездо и т. Поэтому термин этика также введенный в употребление Аристотелем изначально приобрел двоякую направленность: 1 обозначение совокупности добродетелей правил и норм...
34011. Основные этические системы 46.5 KB
  Остановимся на нескольких наиболее значительных и как нам представляется не утративших свое значение и по настоящее время именно в силу своей вневременной универсальной значимости для нравственного сознания человека: гедонизме стоицизме этике долга и этике любви. Именно такая постановка личности по Эпикуру порождает три степени свободы каждая из которых есть в сущности ничто иное как освобождение человека от тяжелых экзистенциальных переживаний сопровождающих его на протяжении всей жизни: от страха перед Богами от страха перед...
34012. Искусство как социокультурное явление.Эстетические основания и закономерности развития ис 45.5 KB
  Искусство это одна из форм культуры и сфера художественного творчества. философия исследует искусство в общем плане и в контексте жизни человека и общества. Искусство отражает и изображает жизнь в художественных образах которые позволяют человеку непосредственно в чувственном виде переживать то что в них заключил художник.