6478

Заслуги Ф.В. Булгарина и его уроки современному исследователю печати

Научная статья

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Заслуги Ф.В. Булгарина и его уроки современному исследователю печати Личности и деятельности Фаддея Венедиктовича Булгарина невозможно дать однозначную оценку в силу нескольких причин разного характера. Как писал А.И. Реблайт: Посмотришь с одной ст...

Русский

2013-01-04

35.06 KB

5 чел.

Заслуги Ф.В. Булгарина и его уроки современному исследователю печати

Личности и деятельности Фаддея Венедиктовича Булгарина невозможно дать однозначную оценку в силу нескольких причин разного характера. Как писал А.И. Реблайт: «Посмотришь с одной стороны – перед тобой просветитель, искореняющий пороки и исправляющий нравы. Посмотришь с другой – видишь меркантильного издателя, превыше всего ценящего деньги. Только что перед тобой был прямодушный отставной улан, друг А. Бестужева и Грибоедова, и вот уже на его месте циничный доносчик, дающий советы по организации тайной слежки. Патриот Польши, много сделавший для пропаганды ее культуры в России, он резко обрушивается в своей газете на восставших земляков и подсказывает, как лучше вести военные действия против них».

Писать Фаддей Венедиктович начал еще в юношестве во время учебы в кадетском корпусе в Петербурге, но начало журналистской деятельности приходится на период после окончания наполеоновских войн, когда Булгарин возвращается на Родину в Вильну, где он активно публикуется в городских газетах, в основном анонимно, а также издает бесцензурный журнал «Варшавский свисток» на польском языке.Уже тогда в нем выработался «нюх на сенсацию, жадность к действительным фактам, политическая гибкость, если не выразиться сильнее, и беспримерное чувство вкуса толпы, вкуса заказчика, который должен оплатить его беллетристические старания и новации». Это был талант Ф.В. Булгарина, который в нем все же отрицать нельзя, потому что природа наградила его хваткой памятью, наблюдательностью и немалым даром риска, всегда необходимым в журналистском деле.

В 1819 г. начинающий журналист и писатель переехал в Санкт-Петербург, где ему было разрешено поселиться – полякам тогда благоволил сам император Александр I, а потому им многое прощалось, даже прошлая служба Наполеону, которая определила для Булгарина славу беспринципного журналиста.Оказавшись в столице, он подает прошение министру духовных дел и народного просвещения А.Н. Голицыну с просьбой разрешить издание в Санкт-Петербурге «Дамского журнала» на польском языке. Однако ему было отказано из-за отсутствия в столице цензора, знающего польский язык – даже польское происхождение не помогло пройти через барьеры цензуры.

В сентябре 1821 г. Булгарин вновь предпринял попытку стать издателем собственного журнала, подав просьбу об издании уже не польского, а русского журнала истории, статистики и путешествий «Мнемозина», с указанием цели издания – «способствовать изгнанию романов и простых сказок занятиями более достойными людей просвещенных и благонамеренных», что отвечало потребностям русской просвещенной публики. На этот раз Булгарин уже 6 октября получил разрешение, так как к этому времени был достаточно известным литератором, членом высочайше утвержденных обществ, и с изменением названия на «Северный архив» приступил к изданию своего первого журнала, обретя статус русского журналиста.

Первый номер «Северного архива» вышел в январе 1822 года с эпиграфом, выбранным издателем для журнала из басни Федра: «Трудись лишь с пользой». Ф.В. Булгарин так определял для читателей программу своего издания: «Цель сего журнала состоит, во-первых, в распространении полезных сведений по части истории древней и новой, отечественной и иностранной, статистики и политической экономии относительно к России и другим странам, а во-вторых, в доставлении отечественной нашей публике чтения приятного и наставительного, как достойного людей просвещенных и благонамеренных».

«Северный архив» выходил в начале и середине каждого месяца, причем Фаддей Венедиктович не только заботился о своевременном поступлении журнала, но и тщательно следил за точностью публикуемого, что не соответствует образу, созданному впоследствии.

Имя Ф.В. Булгарина в 1830-е гг. прочно связывается с изданием «Северной пчелы». В 1825 г. он вместе с Н.И. Гречем создал первую русскую частную газету «Северная пчела». Важно, что в это время всем частным газетам строго запрещалось касаться политики. Исключение из общего правила представляла только «Северная пчела», которая начала выходить как «газета политическая и литературная».

Редакция «Северной пчелы» пыталась обеспечить доступ газеты во все слои населения и прежде всего к широкому читателю. Жанры и формы материалов газеты пришлись по нраву малотребовательному, неискушенному «среднему» читателю – купцам, мещанам, ремесленникам, мелкому чиновничеству, провинциальным помещикам. Ф.В. Булгарин и его сотрудники старались предлагать легкое занимательное чтение, часто основанное на сенсации, вымысле и непроверенных фактах, но начиненное советами хранить преданность царю и церкви.

А.В. Западов не зря назвал Ф.В. Булгарина «дельцом от журналистики», так как он превратил «Северную пчелу» в доходное предприятие, внеся в журналистику взяточничество и шантаж. «Скрытая реклама» в тестах (так называемая «джинса») находилась почти во всех материалах газеты: в статьях, очерках, фельетонах указывались фамилии фабрикантов, названия фирм, адреса модных магазинов и мастерских, причем упоминания эти напрямую зависели от того, чем мог помочь «рекламодатель» Ф.В. Булгарину. Таким образом, «Северная пчела» оказалась родоначальницей продажной «желтой» буржуазной прессы в России, положив начало «торговому направлению» в русской периодике.

«Северная пчела», по мнению многих критиков, впервые в России ввела отдел фельетона, и самому Ф.В. Булгарину, удачно перенесшему опыты французского фельетониста Виктора Жюи, обычно приписывают «русификацию» этого жанра. С развитием фельетона  вместо тяжеловесной публицистики  возникает  легкий разговор с читателем о текущих  событиях  и  насущных  проблемах.  Особенным успехом пользовался многолетний цикл Ф.В. Булгарина «Журнальная всякая  всячина».

Интересно также, что имя такому художественному направлению, как натуральная школа, дал не кто-либо из его представителей, а злейший её противник – Ф.В. Булгарин. Вскоре после появления некрасовского альманаха «Петербургский сборник» он употребил в своей «Северной пчеле выражение, которое он сам и его союзники употребили в качестве бранной клички, а оно было подхвачено самими участниками нового направления и наполнено другим, положительным смыслом.

Среди изданий Ф.В. Булгарина нужно вспомнить о театральном альманахе «Русская Талия, подарок любителям и любительницам отечественного театра на 1825 год», где была опубликована урезанная цензурой комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» –первая и последняя при жизни автора. Немаловажен и так называемый «Булгаринский список» «Горя от ума» –текст комедии с дарственной подписью автора, который он оставил перед своей последней поездкой  в Тегеран.

В литературе Булгарин оставилслед и созданием первого популярного русского авантюрного, плутовского романа. Созданный в 1829 году «Иван Выжигин» был переведен на французский, итальянский, немецкий, английский, литовский и польский языки и выдержал еще два переиздания в 1829 и 1830 годах – всего более десяти тысяч экземпляров. Н.И. Греч пишет, что «должно вспомнить, что он был, по времени, первым русским романом и что им началась обличительная наша литература. Многие черты и характеры схвачены в нем удачно и умно». А В.Г. Белинский отмечал, что «он приучал к  грамоте  и  возбуждал охоту к чтению» среди тех, кого мало интересовала «высокая» литература. Среди заслуг Фаддея Венедиктовича также нужно отметить его роль в развитии русского исторического романа вальтер-скоттовского типа, такие как «Димитрий Самозванец» (1830) и «Мазепа» (1834).

Фаддею Венедиктовичу принадлежат и одни из первых в русской литературе опыты в жанрах утопии («Правдоподобные небылицы, или Странствование по свету в XXIX веке», 1824) и антиутопии («Невероятные небылицы, или Путешествие к средоточию Земли», 1825). Не отличаясь особыми литературными достоинствами, произведения Ф.В. Булгарина были, тем не менее, написаны живо, интересно и профессионально, что обеспечивало ему успех у современников.

Потомки должны быть обязаны Булгаринуза помощь подследственному А.С. Грибоедову и за спасение архива К.Ф. Рылеева, хлопоты по смягчению его участи в 1826 г., окончившиеся, к сожалению, неудачей – декабриста казнили.

Но все эти положительные факты биографии Фаддея Венедиктовича были забыты в связи с его службой Наполеону, полемикой с А.С. Пушкиным, его отнюдь не аристократичные произведения, за словесный портрет разыскиваемого властямиВ. Кюхельбекера, доносы и служебные записки III Отделению – за которые он получил нелицеприятное прозвище ВидокФиглярин. Можем ли мы только по этим фактам судить об исторической личности? Это однобокое представление о Булгарине заставило почти на целый век подвергнуть его имя анафеме, поставить его в один ряд с Геростратом.

А ведь современному исследователю печати будет интересно и поучительно знать перипетии судьбы Ф.В. Булгарина, видеть его след в русской журналистике. Необходимо отметить отличительную особенность рассуждений Булгарина: его представления, записанные в разных литературных источниках имеют как бы идеализированный, теоретический характер, причем он сам часто забывал про провозглашаемые им самим принципы. А потому, с некоторой натяжкой можно сказать, что одним из уроков, который дает Фаддей Венедиктович своим читателям, заключается в формировании определённого скептицизма, недоверия хитросплетенным словам. На пример, из «Воспоминаний» мы можем почерпнуть не только стилистические черты, но и получить опыт «обеления» нелицеприятных фактов биографии и превращения судьбы в сюжет романа.

Журналистика представляется Фаддею Венедиктовичу как особая сфера деятельности, где можно употребить свое влияние, где самое главное достичь успеха, выбрать правильную нишу, где можно реализоваться: «Как журналист, состоя в беспрестанных литературных сношениях со всеми литераторами, цензурою и публикою, я узнал их потребности, недостатки и похвальные качества <…>». Он действительно понимал, что делал, все его действия носили осознанный характер – он потому и написал докладную записку о цензуре в 1826 г.: «Нашу публику можно совершенно покорить, увлечь, привязать к трону одной тенью свободы в мнениях насчет некоторых мер и проектов правительства  <… > … все зло происходит от того, что у нас смотрят не на дух сочинения, но на одни слова и фразы, и тот, кто искусными перифразами может избежать в сочинении запрещенных цензурой слов, часто заставляет пропускать ее непозволительные вещи».

Но он не заблуждался в природе журналистики, а потому сознавал, что «журналисту надлежит быть обходительным, ладить со всеми, иначе долго не протянешь». Задачу журналиста он сформулировал так: «Мы служим публике в качестве докладчика, и должны переносить все её прихоти, терпеливо слушать изъявление неудовольствия и быть весьма осторожными во время её милостивого расположения». Ему приходилось быть и на вершине успеха, и прозябать в безвестности, терять с таким трудом приобретенную славу, а ведь он создал в своей жизни все сам: и богатство, и славу, но он также и разрушал свои же труды.

Интересным представляется и то, что вопрос о выборе ориентации либо на массовый интерес читателей либо воспитание его, проявился еще в противостоянии двух знаменательных для эпохи журналистов – А.С. Пушкина и Ф.В. Булгарина.

Исследование жизни и творческой деятельности Ф.В. Булгарина ставит ряд вопросов, которые предстоит решить для себя современному журналисту. Нельзя отрицать новаторства в журналистике Ф.В. Булгарина: становление «желтой» журналистики в России (в этом отношении его имя можно поставить в одном ряду с У.Р. Херстом), но в то же время им издавался один из первых в России научно-популярных журналов и первый в России театральный альманах «Русская Талия», обращение со страниц периодических изданий к средним слоям: мещанам, купцам, темсамым он формировал общественное мнение в рамках официальной политики государства.

Мы предлагаем отойти от обличения к всестороннему анализу наследия Ф.В. Булгарина, который поможет яснее представлять суть и исторический путь русской журналистики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39466. Электрочайник 24.5 KB
  Большинство современных электрочайников изготавливаются из пластмассы что позволяет избежать ожогов при прикосновении к закипевшему чайнику а также помогает дольше удерживать высокую температуру воды в нём по сравнению с чайниками из металла. Кроме того они имеют автоматический выключатель на основе биметаллической пластины прозрачное окошко для контроля уровня воды есть не у всех моделей и контактную подставку позволяющую легко и быстро отключить чайник от питающего провода. в результате конвекции нижние прогретые слои воды поднимаются...
39467. Анализ процесса обновления лакокрасочного покрытия автомобиля средствами и методами управления качеством (QFD, FMEA и др.) 71.82 KB
  На первый взгляд многим может показаться что окраска автомобиля дело пяти минут не требующее особых усилий и специальных навыков. Другое дело доверить своего железного коня действительно тем кто занимается покраской кузова и деталей автомобиля профессионально. Кроме всего прочего при окрашивании автомобиля стоит уделять важное и особое внимание самой технологии окраски.
39468. Особенности формирования русской художественной культуры «Золотого века» 178.5 KB
  ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. Особенности живописи второй половины XIX века. XIX век занимает особое место в истории русской художественной культуры. По количеству шедевров в литературе изобразительном искусстве музыке он несравним ни с каким другим периодом не только в истории русской но и мировой культуры. Объектом исследования данной работы являются особенности формирования русской художественной культуры Золотого века.
39469. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 109.5 KB
  ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Склонность к классифицированию является важным компонентом творчества. Целью морфологического анализа является выявление существующих моделей технического объекта одной структуры. Основными принципами морфологического анализа являются: а максимально точная формулировка поставленной проблемы; бравный интерес ко всем существующим техническим решениям объекта исследования; в ограничения и оценки не учитывают пока не выявлены все возможные решения объекта проектирования; г систематическое...
39470. МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 69.5 KB
  В дополнение выбирают критерий качества с помощью которого из двух или нескольких допустимых вариантов технического решения выбирают наилучший. Рассмотрим далее как производят выявление эффективных комбинаций альтернативных вариантов принадлежащих одному столбцу. В каждом столбце путем объединения двух и более альтернативных вариантов выявляют эффективную взаимоусиливающую комбинацию со следующим свойством: она в значительно большей мере устраняет какойлибо недостаток недостатки или улучшает критерий качества чем отдельные...
39471. Оценка налоговых рисков- методы планирования налоговых проверок 129.5 KB
  Показатели налоговой нагрузки представлены в приложении . Таким образом величина налоговой нагрузки за 2006 г.ru Группа критериев отражающих показатели деятельности плательщика Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков в организации в течение двух и более календарных лет. Несоответствие темпов роста расходов темпам роста доходов по данным налоговой финансовой отчетности: а неоднократное приближение менее 5 к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей предоставляющих право применять...
39472. НАЛОГИ И НАЛОГОБЛОЖЕНИЕ 399 KB
  Курсовая работа выполняется студентами после изучения соответствующих глав Налогового Кодекса РФ, литературных источников по теме и производственной практики. За время практики студент собирает на предприятии необходимый фактический материал по теме курсовой работы. После прохождения практики собранные материалы обобщаются и студент приступает к написанию курсовой работы
39473. Порядок характеристики налогоплательщика 367 KB
  Оценка налоговой нагрузки Описать режим налогообложения исходя из вида деятельности предприятия организационноправовой формы и действующего налогового законодательства. При этом последовательно указывается: В связи с какими обстоятельствами возникли обязанности налогоплательщика плательщика сборов налогового агента ; Описание объектов обложения; Особенности формирования налоговой базы; Применяемые налоговые ставки ; Порядок исчисления налога сбора; Порядок и сроки уплаты. Кирову ИНН: 4345001066 КПП: 434501001; ОКАТО...