6483

История через призму рекламы

Научная статья

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

История через призму рекламы История. Что есть история? В переводе с древнегреческого это слово означает расспрашивание, исследование. Профессор Кембриджа, сэр Ричард Дж. Эванс, говорит, что история - это область знаний, а также гуманитарная...

Русский

2013-01-04

29.57 KB

2 чел.

История через призму рекламы

История. Что есть история? В переводе с древнегреческого это слово означает «расспрашивание, исследование». Профессор Кембриджа, сэр Ричард Дж. Эванс, говорит, что история – это область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом. Но для меня, как и для многих других людей по всему миру, история – это в первую очередь опыт. Опыт, положительный и отрицательный, опыт, который учит нас, как поступать правильно и чего остерегаться, учит тому, что даже самое безобидное действие может привести к катастрофическим последствиям, а также тому, что даже к мелочам надо относиться с должным вниманием. Ведь как абсолютно верно писал поэт Ирек Биккин: «У того, кто не знает своего прошлого, нет будущего!». Поэтому совсем неудивительно, что история – это неотъемлемая часть нашей жизни, которая сопровождает нас не только на страницах учебников, но и является важной частью развлекательной и познавательной культур, а также вносит свой вклад в масс-медиа жизнь. И, естественно, история нашла своё место в таком явлении масс-медиа, как реклама.

Реклама, согласно Федеральному Закону Российской Федерации от 13 марта 2006 года «О рекламе», это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Так почему же история нашла своё место и в рекламе? Кроме того, о чём я говорил выше, существует также и более специфическое объяснение этого феномена. Как писал Р. Барт, рекламная фраза содержит два сообщения, взаимное включение которых как раз и образует специфику языка рекламы. Первое сообщение – это заявление о необычайно высоком качестве товара. Исследователи отмечают, что покупая вещи, мы, как правило, преследуем две основные цели – приобретение необходимого нам товара и получение удовольствия. Поэтому второе сообщение существует не для разъяснения («Почему я должен это купить?»), а для ответа на вопрос «Почему я должен это слушать (смотреть, терпеть у себя в гостиной и т.д.)?». Отображение истории – отличный материал для формирования второго сообщения. Почему? Потому что, во-первых, как писал французский историк Марк Блок, история воистину увлекательна для многих людей, а во-вторых, её узнаваемость и смысловая насыщенность позволяют избежать пояснительного текста, обойдясь лишь одним словом или именем, и, в-третьих, статус истории, её принадлежность к «высокой культуре» придают рекламе глубину и повышенную убедительность. Вспомним знаменитейшие на весь мир рекламные ролики банка «Империал». Ведь в них отсутствовал рекламный текст, рассказывающий о положительных сторонах или новых услугах банка. Нет, это были полноценные короткометражные фильмы, с великолепными костюмами и отличной, «киношной» режиссурой. То, что это реклама, выдавал лишь финальный слоган – «Всемирная история. Банк Империал.» И хотя прошло больше десяти лет с окончания рекламной кампании, люди всё равно помнят эту рекламу, а специалисты по всему земному шару признают эти ролики эталоном жанра.       

Реклама может легко расшатывать стереотипы и переосмысливать традиционно серьёзные темы. Эдакое «влезание» рекламы в историю, разрушение её границ и переосмысление неких исторических фактов является, по сути своей, способом «приблизить» прошлое и актуализировать его в настоящем. Во многом именно реклама определяет, какие исторические реалии, события, имена и даты вплетаются в нашу современную жизнь и становятся фактами обыденного языка. Взять к примеру рекламные ролики сухариков «ХРУСteam» с известным юмористом Павлом Волей в главной роли – насколько весело, интересно и непринужденно там обыгрываются знаменитые исторические события и личности.   

Реклама позволяет нам выявить ключевые социокультурные значения популярной культуры, связанные с представлением о прошлом, а следовательно и увидеть, какие ценности современного российского общества реализуются через обращение к истории. Одни рекламные ролики обращаются к теме Петровской России (XVIII-XIX вв.), показывая благородство, эстетизм и высокие манеры российского человека, а также его любовь к искусству и всему прекрасному в целом. Показывается преемственность той эпохи в современном мире. Можно вспомнить большинство роликов банка «Империал», пива «Сибирская Корона», «Сбербанка», пива «ПИТ», некоторые ролики сухариков «ХРУСteam». Другие же напротив, обращаются к теме Киевской Руси, показывая мужественность, великий дух славянского народа и одновременно с этим говоря о том, что в те времена люди ко всему относились проще. Здесь стоит вспомнить квас «Никола», сухарики «Воронцовские». Советская тематика в современных рекламных роликах используется в основном для предания преемственности советских традиций и технологий в производстве, ведь бытует мнение, что в советское время в производстве было гораздо меньше вредной химии и больше натуральных продуктов. Если бренд пришел из советских времен, то он позиционирует себя как «эталон качества». Можно вспомнить ролики мясокомбината «Хороший Вкус» с их линейкой «СССР» и ролики кондитерской фабрики «Красный Октябрь».

Современная российская реклама стала одним из тех каналов, что напоминают нам о нашем историческом прошлом, а возможно и одним из инструментов исторического самосознания нации.

Нынешнее развитие исторической тематики в российской рекламе позволяет предположить, что данная реклама может содействовать преодолению своего рода отчуждению во временном измерении, т.е. отчуждение от исторического опыта нашей страны, которое, без сомнения, имело место быть в нашей стране. Например, Российская Империя Петра I «закрывалась» от опыта Руси Московской, в советское время критиковался весь исторический опыт царской России, а в наше время заметно стремление критиковать всё, что было во времена Советского Союза.

Однако отказ от своей истории как от ценности чреват неприятными последствиями. И если современная реклама в какой-то мере поможет искоренить «историческое беспамятство» и станет содействовать развитию уважения и интереса к родной истории, то можно будет говорить о том, что она выполняет не только коммерческие, но и важные социальные функции.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10920. Процес різання тонколистового металу. Технологія різання листового металу ручними і важільними ножицями 53.5 KB
  Тема. Процес різання тонколистового металу. Технологія різання листового металу ручними і важільними ножицями. Мета: ознайомити учнів з видами слюсарних ножиць навчити різати слюсарними ножицями листовий метал ознайомити учнів з правилами безпечної роботи при різан...
10921. Організація робочого місця в слюсарній майстерні. Прийоми розмічання заготовок на листовому металі 41.5 KB
  Тема. Організація робочого місця в слюсарній майстерні. Прийоми розмічання заготовок на листовому металі. Мета: ознайомити учнів з основними моментами організації робочого місця в слюсарній майстерні навчити користуватися штангенциркулем для розмічання та контролю...
10922. Опорядження виробів. Призначення та способи опорядження виробів з тонколистового металу 35 KB
  Тема уроку: Опорядження виробів. Призначення та способи опорядження виробів з тонколистового металу. Практична робота: виготовлення проектної роботи. Мета уроку: Засвоєння знань учнями про види оздоблення виробів з тонколистового металу та дроту. Формування вмін
10923. Оцінка результатів проектної діяльності. Тематичне оцінювання. Аналіз допущених помилок 51.5 KB
  Тема: Оцінка результатів проектної діяльності. Тематичне оцінювання. Аналіз допущених помилок. Мета уроку: Засвоєння знань про оцінку виробу його відповідність технічному малюнку. Формування вмінь користуватися вимірювальними пристроями. Розвивати увагу уяву світ...
10924. Проектування та виготовлення виробів з тонколистового металу або дроту. Проектна робота 57.5 KB
  Тема уроку: Проектування та виготовлення виробів з тонколистового металу або дроту. Проектна робота. Демонстрація готових проектів. Пошук необхідної інформації для проекту в інформаційних джерелах. Складання ескізу. Мета уроку: Формування умінь розробки нових ідей д
10925. Еволюція знарядь праці. Машина як вид техніки. Призначення та використання машин 41.5 KB
  Тема уроку: Еволюція знарядь праці. Машина як вид техніки. Призначення та використання машин. Мета: Навчальна: поглибити знання з техніки і машин технічні відомості машин та механізмів формувати уміння визначати окремі механізми машин. Виховна: виховати відповідне с...
10926. Методи проектування (метод комбінування). Планування роботи з проектування та виготовлення виробу 49.5 KB
  Тема уроку: Методи проектування метод комбінування. Планування роботи з проектування та виготовлення виробу. Мета уроку: Формування умінь необхідних для роботи з технічною літературою з метою пошуку зразків виробів аналізу та копіювання їх а також виявлення найкр
10927. Поняття про механізми 46.5 KB
  Тема 3:Поняття про механізми. Мета: Навчальна: сформувати знання вміння та навички пов’язані по даній темі. Виховна: виховувати в учнів бережливе ставлення до чужої праці. Естетичне сприймання предметів культуру праці. Розвиваюча: розвивати у школярів спеціальні...
10928. Зєднання деталей виробу. Види зєнань з листового металу 46 KB
  Тема уроку: З’єднання деталей виробу. Види зєнань з листового металу. Практична робота: виготовлення проектної роботи.. Мета: ознайомити з прийомами гнуття листового металу прийомами та способами зєднання за допомогою заклепок та фальцевого шва; виховувати бережли...