6483

История через призму рекламы

Научная статья

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

История через призму рекламы История. Что есть история? В переводе с древнегреческого это слово означает расспрашивание, исследование. Профессор Кембриджа, сэр Ричард Дж. Эванс, говорит, что история - это область знаний, а также гуманитарная...

Русский

2013-01-04

29.57 KB

2 чел.

История через призму рекламы

История. Что есть история? В переводе с древнегреческого это слово означает «расспрашивание, исследование». Профессор Кембриджа, сэр Ричард Дж. Эванс, говорит, что история – это область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом. Но для меня, как и для многих других людей по всему миру, история – это в первую очередь опыт. Опыт, положительный и отрицательный, опыт, который учит нас, как поступать правильно и чего остерегаться, учит тому, что даже самое безобидное действие может привести к катастрофическим последствиям, а также тому, что даже к мелочам надо относиться с должным вниманием. Ведь как абсолютно верно писал поэт Ирек Биккин: «У того, кто не знает своего прошлого, нет будущего!». Поэтому совсем неудивительно, что история – это неотъемлемая часть нашей жизни, которая сопровождает нас не только на страницах учебников, но и является важной частью развлекательной и познавательной культур, а также вносит свой вклад в масс-медиа жизнь. И, естественно, история нашла своё место в таком явлении масс-медиа, как реклама.

Реклама, согласно Федеральному Закону Российской Федерации от 13 марта 2006 года «О рекламе», это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Так почему же история нашла своё место и в рекламе? Кроме того, о чём я говорил выше, существует также и более специфическое объяснение этого феномена. Как писал Р. Барт, рекламная фраза содержит два сообщения, взаимное включение которых как раз и образует специфику языка рекламы. Первое сообщение – это заявление о необычайно высоком качестве товара. Исследователи отмечают, что покупая вещи, мы, как правило, преследуем две основные цели – приобретение необходимого нам товара и получение удовольствия. Поэтому второе сообщение существует не для разъяснения («Почему я должен это купить?»), а для ответа на вопрос «Почему я должен это слушать (смотреть, терпеть у себя в гостиной и т.д.)?». Отображение истории – отличный материал для формирования второго сообщения. Почему? Потому что, во-первых, как писал французский историк Марк Блок, история воистину увлекательна для многих людей, а во-вторых, её узнаваемость и смысловая насыщенность позволяют избежать пояснительного текста, обойдясь лишь одним словом или именем, и, в-третьих, статус истории, её принадлежность к «высокой культуре» придают рекламе глубину и повышенную убедительность. Вспомним знаменитейшие на весь мир рекламные ролики банка «Империал». Ведь в них отсутствовал рекламный текст, рассказывающий о положительных сторонах или новых услугах банка. Нет, это были полноценные короткометражные фильмы, с великолепными костюмами и отличной, «киношной» режиссурой. То, что это реклама, выдавал лишь финальный слоган – «Всемирная история. Банк Империал.» И хотя прошло больше десяти лет с окончания рекламной кампании, люди всё равно помнят эту рекламу, а специалисты по всему земному шару признают эти ролики эталоном жанра.       

Реклама может легко расшатывать стереотипы и переосмысливать традиционно серьёзные темы. Эдакое «влезание» рекламы в историю, разрушение её границ и переосмысление неких исторических фактов является, по сути своей, способом «приблизить» прошлое и актуализировать его в настоящем. Во многом именно реклама определяет, какие исторические реалии, события, имена и даты вплетаются в нашу современную жизнь и становятся фактами обыденного языка. Взять к примеру рекламные ролики сухариков «ХРУСteam» с известным юмористом Павлом Волей в главной роли – насколько весело, интересно и непринужденно там обыгрываются знаменитые исторические события и личности.   

Реклама позволяет нам выявить ключевые социокультурные значения популярной культуры, связанные с представлением о прошлом, а следовательно и увидеть, какие ценности современного российского общества реализуются через обращение к истории. Одни рекламные ролики обращаются к теме Петровской России (XVIII-XIX вв.), показывая благородство, эстетизм и высокие манеры российского человека, а также его любовь к искусству и всему прекрасному в целом. Показывается преемственность той эпохи в современном мире. Можно вспомнить большинство роликов банка «Империал», пива «Сибирская Корона», «Сбербанка», пива «ПИТ», некоторые ролики сухариков «ХРУСteam». Другие же напротив, обращаются к теме Киевской Руси, показывая мужественность, великий дух славянского народа и одновременно с этим говоря о том, что в те времена люди ко всему относились проще. Здесь стоит вспомнить квас «Никола», сухарики «Воронцовские». Советская тематика в современных рекламных роликах используется в основном для предания преемственности советских традиций и технологий в производстве, ведь бытует мнение, что в советское время в производстве было гораздо меньше вредной химии и больше натуральных продуктов. Если бренд пришел из советских времен, то он позиционирует себя как «эталон качества». Можно вспомнить ролики мясокомбината «Хороший Вкус» с их линейкой «СССР» и ролики кондитерской фабрики «Красный Октябрь».

Современная российская реклама стала одним из тех каналов, что напоминают нам о нашем историческом прошлом, а возможно и одним из инструментов исторического самосознания нации.

Нынешнее развитие исторической тематики в российской рекламе позволяет предположить, что данная реклама может содействовать преодолению своего рода отчуждению во временном измерении, т.е. отчуждение от исторического опыта нашей страны, которое, без сомнения, имело место быть в нашей стране. Например, Российская Империя Петра I «закрывалась» от опыта Руси Московской, в советское время критиковался весь исторический опыт царской России, а в наше время заметно стремление критиковать всё, что было во времена Советского Союза.

Однако отказ от своей истории как от ценности чреват неприятными последствиями. И если современная реклама в какой-то мере поможет искоренить «историческое беспамятство» и станет содействовать развитию уважения и интереса к родной истории, то можно будет говорить о том, что она выполняет не только коммерческие, но и важные социальные функции.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22705. Географічна і галузева структура прямих іноземних інвестицій 27 KB
  Географічна і галузева структура прямих іноземних інвестицій Державний комітет статистики зафіксував у 2002 році рекордний для України показник залучення прямих іноземних інвестицій у 107 млрд. Галузева структура іноземних інвестицій визначається значною диференціацією. Більше 60 іноземних інвестицій зосереджено у п'яти галузях харчовій промисловості внутрішній торгівлі машинобудуванні фінансах та паливній промисловості. Безпосередньо в 2000 році до галузей промисловості надійшло лише близько 42 прямих іноземних інвестицій тоді як...
22706. Основні системні наслідки економічного спаду 1992-1999 рр 44.5 KB
  Об'єкт економічної стратегії в Україні на початку періоду трансформації характеризувався складною і недосконалою структурою великою кількістю неузгоджених чинників розвитку що мають різну природу. Надмірний негативний вплив цих чинників став можливим через значну розбалансованість економічної стратегії неузгодженість її елементів. Ефективність економічної стратегії на цьому етапі може бути оцінена як вкрай низька. В основі його виникнення і поширення лежить відсутність економічної свободи і надмірно високі податки.
22707. Реформування відносин власності в Україні 37.5 KB
  Зокрема у Великобританiї нараховувалось понад два десятки методик якi застосовувались у ходi приватизацiї залежно вiд ситуацiї. Для зростання виробництва iнколи достатньо лише приватизацiї управлiння шляхом переведення пiдприємств у ринковi умови iснування лiбералiзацiї ринкiв тощо. Дослiдники видiлили вимоги недотримання яких зумовлює неефективнiсть приватизацiї. Серед них утворення сприятливого для приватної власностi середовища широкi програми iнформування населення i пiдготовки спецiалiстiв встановлення прiоритетiв врахування...
22709. Нетарифні заходи ЗЕД 32.5 KB
  Ліцензування – це комплекс питань пов’язаних з підготовкою та поданням переліку документів потрібних для отримання ліцензії. Вимоги до системи ліцензування: коли не обмежує конкуренцію коли створені чіткі і прозорі ліцензійні умови коли використання ліцензій сприяє розвитку окремого виду діяльності. Ліцензування має бути логічним послідовним економічно обґрунтованим умови зрозумілі для всіх підприємств.
22711. Протиріччя у зовнішньополітичному курсі президента Дж. Кеннеді 38.5 KB
  Кеннеді. Піднесення національновизвольного руху у країнах третього світу примусило адміністрацію Кеннеді розглядати цей регіон як пріоритетний. Попри наполягання американських військовиків Кеннеді заборонив повторний повітряний наліт як і перебування американських кораблів та підводних човнів в межах 20мильної зони ЗО км від місця висадки десанту. Для Кеннеді це був важкий удар.
22712. Основні напрямки зовнішньої політики адміністрації Л. Джонсона 27.5 KB
  Він продовжив політику нормалізації відносин з СРСР: всупереч позиції конгресу надав московському урядові кредити на закупівлю хліба в американських фермерів; 1964 року оголосив доктрину наведення мостів розвиток торговельних і гуманітарних зв'язків із деякими соціалістичними країнами 1968 року підписав Договір про нерозповсюдження ядерної зброї а під завісу свого урядування готувався до переговорів щодо обмеження стратегічних озброєнь ОСО1.Джонсон все ж 1965 року проголосив нову доктрину названу його ім'ям Доктрина Джонсона яка...
22713. Доктрина ядерного стримування у зовнішній політиці США 32 KB
  Доктрина ''ядерного стримування'' у зовнішній політиці США. Ядерное оружие играет важнейшую роль в системе обороны США их союзников и друзей. Этот ядерный потенциал обладает уникальными свойствами которые позволяют США решать важные стратегические и политические задачи. Интересы США и их союзников необязательно потребуют нанесения ядерных ударов.