6483

История через призму рекламы

Научная статья

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

История через призму рекламы История. Что есть история? В переводе с древнегреческого это слово означает расспрашивание, исследование. Профессор Кембриджа, сэр Ричард Дж. Эванс, говорит, что история - это область знаний, а также гуманитарная...

Русский

2013-01-04

29.57 KB

2 чел.

История через призму рекламы

История. Что есть история? В переводе с древнегреческого это слово означает «расспрашивание, исследование». Профессор Кембриджа, сэр Ричард Дж. Эванс, говорит, что история – это область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом. Но для меня, как и для многих других людей по всему миру, история – это в первую очередь опыт. Опыт, положительный и отрицательный, опыт, который учит нас, как поступать правильно и чего остерегаться, учит тому, что даже самое безобидное действие может привести к катастрофическим последствиям, а также тому, что даже к мелочам надо относиться с должным вниманием. Ведь как абсолютно верно писал поэт Ирек Биккин: «У того, кто не знает своего прошлого, нет будущего!». Поэтому совсем неудивительно, что история – это неотъемлемая часть нашей жизни, которая сопровождает нас не только на страницах учебников, но и является важной частью развлекательной и познавательной культур, а также вносит свой вклад в масс-медиа жизнь. И, естественно, история нашла своё место в таком явлении масс-медиа, как реклама.

Реклама, согласно Федеральному Закону Российской Федерации от 13 марта 2006 года «О рекламе», это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Так почему же история нашла своё место и в рекламе? Кроме того, о чём я говорил выше, существует также и более специфическое объяснение этого феномена. Как писал Р. Барт, рекламная фраза содержит два сообщения, взаимное включение которых как раз и образует специфику языка рекламы. Первое сообщение – это заявление о необычайно высоком качестве товара. Исследователи отмечают, что покупая вещи, мы, как правило, преследуем две основные цели – приобретение необходимого нам товара и получение удовольствия. Поэтому второе сообщение существует не для разъяснения («Почему я должен это купить?»), а для ответа на вопрос «Почему я должен это слушать (смотреть, терпеть у себя в гостиной и т.д.)?». Отображение истории – отличный материал для формирования второго сообщения. Почему? Потому что, во-первых, как писал французский историк Марк Блок, история воистину увлекательна для многих людей, а во-вторых, её узнаваемость и смысловая насыщенность позволяют избежать пояснительного текста, обойдясь лишь одним словом или именем, и, в-третьих, статус истории, её принадлежность к «высокой культуре» придают рекламе глубину и повышенную убедительность. Вспомним знаменитейшие на весь мир рекламные ролики банка «Империал». Ведь в них отсутствовал рекламный текст, рассказывающий о положительных сторонах или новых услугах банка. Нет, это были полноценные короткометражные фильмы, с великолепными костюмами и отличной, «киношной» режиссурой. То, что это реклама, выдавал лишь финальный слоган – «Всемирная история. Банк Империал.» И хотя прошло больше десяти лет с окончания рекламной кампании, люди всё равно помнят эту рекламу, а специалисты по всему земному шару признают эти ролики эталоном жанра.       

Реклама может легко расшатывать стереотипы и переосмысливать традиционно серьёзные темы. Эдакое «влезание» рекламы в историю, разрушение её границ и переосмысление неких исторических фактов является, по сути своей, способом «приблизить» прошлое и актуализировать его в настоящем. Во многом именно реклама определяет, какие исторические реалии, события, имена и даты вплетаются в нашу современную жизнь и становятся фактами обыденного языка. Взять к примеру рекламные ролики сухариков «ХРУСteam» с известным юмористом Павлом Волей в главной роли – насколько весело, интересно и непринужденно там обыгрываются знаменитые исторические события и личности.   

Реклама позволяет нам выявить ключевые социокультурные значения популярной культуры, связанные с представлением о прошлом, а следовательно и увидеть, какие ценности современного российского общества реализуются через обращение к истории. Одни рекламные ролики обращаются к теме Петровской России (XVIII-XIX вв.), показывая благородство, эстетизм и высокие манеры российского человека, а также его любовь к искусству и всему прекрасному в целом. Показывается преемственность той эпохи в современном мире. Можно вспомнить большинство роликов банка «Империал», пива «Сибирская Корона», «Сбербанка», пива «ПИТ», некоторые ролики сухариков «ХРУСteam». Другие же напротив, обращаются к теме Киевской Руси, показывая мужественность, великий дух славянского народа и одновременно с этим говоря о том, что в те времена люди ко всему относились проще. Здесь стоит вспомнить квас «Никола», сухарики «Воронцовские». Советская тематика в современных рекламных роликах используется в основном для предания преемственности советских традиций и технологий в производстве, ведь бытует мнение, что в советское время в производстве было гораздо меньше вредной химии и больше натуральных продуктов. Если бренд пришел из советских времен, то он позиционирует себя как «эталон качества». Можно вспомнить ролики мясокомбината «Хороший Вкус» с их линейкой «СССР» и ролики кондитерской фабрики «Красный Октябрь».

Современная российская реклама стала одним из тех каналов, что напоминают нам о нашем историческом прошлом, а возможно и одним из инструментов исторического самосознания нации.

Нынешнее развитие исторической тематики в российской рекламе позволяет предположить, что данная реклама может содействовать преодолению своего рода отчуждению во временном измерении, т.е. отчуждение от исторического опыта нашей страны, которое, без сомнения, имело место быть в нашей стране. Например, Российская Империя Петра I «закрывалась» от опыта Руси Московской, в советское время критиковался весь исторический опыт царской России, а в наше время заметно стремление критиковать всё, что было во времена Советского Союза.

Однако отказ от своей истории как от ценности чреват неприятными последствиями. И если современная реклама в какой-то мере поможет искоренить «историческое беспамятство» и станет содействовать развитию уважения и интереса к родной истории, то можно будет говорить о том, что она выполняет не только коммерческие, но и важные социальные функции.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29118. Недействительные сделки. Последствия недействительности сделок 30 KB
  Недействительные сделки. Оспоримые и ничтожные сделки Сделка недействительна по основаниям в силу признания ее таковой судом оспоримая сделка – одна из сторон независимо от такого признания ничтожная сделка любое заинтересованное лицо. Общие положения о последствиях недействительности сделки Недействительная сделка не влечет юридических последствий. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
29119. Представительство в гражданском праве (понятие, основания возникновения, ограничение полномочий представителя) 31 KB
  Сделка совершенная одним лицом представителем от имени другого лица представляемого в силу полномочия основанного на доверенности указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления непосредственно создает изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Основания возникновения: Доверенность Акт органов МСУ Акт государственного органа На основании закона Не являются представителями: лица действующие хотя и в чужих интересах но от собственного имени...
29120. Виды законного представительства 32.5 KB
  Виды законного представительства Представительство – сделка совершенная лицом представителем от имени другого лица представляемого в силу полномочия основанного на законе доверенности акта органов государственного управления местного управления непосредственно изменяет прекращает гражданские правоотношения. Виды представительства: Законное Фактическое Добровольное Административное Виды законного представительства: Представительство родителями – родители выступают от имени своего ребенка до 18 лет в защиту прав и интересов в...
29121. Представительство по доверенности (понятие и виды доверенности, сроки в доверенности) 30 KB
  Представительство по доверенности понятие и виды доверенности сроки в доверенности. Представительство – сделка совершенная лицом представителем от имени другого лица представляемого в силу полномочия на основании доверенности. Три вида доверенности: – генеральная доверенность для управления и распоряжения имуществом доверителя совершения всех возможных сделок и представительства перед любыми третьими лицами доверенность директора филиала. Срок действия доверенности: не может превышать 3 лет Если срок не указан в течение года...
29122. Форма доверенности и ее реквизиты. Заверение подписи физических лиц 27.5 KB
  Форма доверенности и ее реквизиты. Доверенность – это Сделка Документ подтверждающий полномочия 1 лица в отношении другого лица перед 3 лицом Последствия по сделке возникают у представляемого Все действия происходят за счет представляемого Письменная форма Реквизиты доверенности: Подпись представляемого Дата выдача доверенности Если представляемый юр. К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются: 1 доверенности военнослужащих 2 доверенности лиц находящихся в местах лишения свободы; 3 доверенности совершеннолетних...
29123. Прекращение доверенности 25 KB
  Доверенностью признается письменное уполномочие выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Прекращение доверенности: 1 истечения срока доверенности; 2 отмены доверенности лицом выдавшим ее; 3 отказа лица которому выдана доверенность; 4 прекращения юридического лица от имени которого выдана доверенность; 5 прекращения юридического лица которому выдана доверенность; 6 смерти гражданина выдавшего доверенность признания его недееспособным ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим; 7...
29124. Коммерческое представительство 27.5 KB
  Коммерческое представительство. Коммерческим представителем является лицо постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности. Одновременное коммерческое представительство разных сторон в сделке допускается с согласия этих сторон и в других случаях предусмотренных законом. При этом коммерческий представитель обязан исполнять данные ему поручения с заботливостью обычного предпринимателя.
29125. Сроки в гражданском праве и их классификация 33 KB
  В зависимости от того кем устанавливаются сроки: законными зафиксированы в законах и иных нормативных актах законом установлен 3 летний общий срок исковой давности договорными устанавливаются соглашением сторон судебными устанавливаются судом арбитражным или третейским судом 2. По характеру определения сроков последние делятся: –императивные – они точно определены законом и не могут быть изменены по соглашению сторон; – диспозитивные – эти сроки хотя и предусмотрены законом но могут быть изменены соглашением сторон;...
29126. Исковая давность (понятие, сроки, применение) 28.5 KB
  Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица право которого нарушено. Сроки: Общий срок исковой давности 3 года для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон. Основания приостановления и перерыва течения сроков исковой давности устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.