6484

Социальные проблемы на страницах Литературной газеты

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Социальные проблемы на страницах Литературной газеты Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе - социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и духовные изменения, ...

Русский

2015-04-22

50.26 KB

7 чел.

Социальные проблемы на страницах Литературной газеты

Глубокие и сложные процессы в современном  российском  обществе - социальный кризис,  трансформация  социальной  структуры,  политические  и духовные изменения, социальные конфликты и т.д. - происходят в  обществе переходного состояния. Ни одна  из  конкретных  проблем,  пусть  даже  очень крупная  и  значимая,  не  может  сама  по  себе  объяснить  содержание и своеобразия этого перехода. Только в свете общего системного  подхода к рассмотрению проблемы такого перехода с точки зрения выяснения структурно-функциональных особенностей  становления  новой  социальной системы  можно правильно понять с позиции социологии  сущность  и  значимость конкретных социальных процессов, происходящих в современном российском обществе.

Существуют проблемы, которые не перестают волновать человека. Разные СМИ освещают животрепещущие вопросы, стараясь обратить внимание простого населения на то, что пора меняться и изменить свое отношение ко многим аспектам нашей жизни. Люди, читая такие материалы, качают головой и говорят, что действительно нельзя сидеть на диване, сложа руки на груди, но большинство так и остаются безучастными - просто немыми зрителями. Поэтому журналисты придумывают новые пути и средства для привлечения народа к действию. В статье я рассмотрю, как они это делают на примере «Литературной газеты».

«Литературная газета» - старейшее российское периодическое издание. 1 января 2005 года исполнилось 175 лет со времени её создания, а в 2004 году отмечалось 75-летие регулярного выпуска "ЛГ".

Первый номер «Литературной газеты» вышел 1 января 1830 года. Газета была основана А. А. Дельвигом при ближайшем участии А. С. Пушкина ( который опубликовал здесь главу из «Путешествия в Арзрум» и «Арапа Петра Великого», отрывок из восьмой главы «Евгения Онегина», «Стансы», «Арион» и другие стихи).

Большую часть времени газету редактировал известный издатель А.А. Краевский. Газета имела подзаголовок «Вестник науки, искусств, литературы, новостей, театров и мод», выходила сначала 2-3 раза в неделю, а затем еженедельно. На её страницах печатались статьи В.Г. Белинского, произведения Д.В. Григоровича, В.И. Даля, В.А. Соллогуба, Н.А. Некрасова.

В 1947 году «ЛГ» из чисто литературной была преобразована в литературную и общественно-политическую газету. Тогда это был новый для отечественной журналистики тип газеты, охватывающей широкий диапазон тем от литературы и искусства до внутренней и международной политики. Она демонстрировала беспрецедентные для советской прессы смелость, свободу, раскованность, либерализм. В условиях цензуры и отсутствия свободы слова «Литературная газета» была «глотком свежего воздуха» для читателей, которые находили на её страницах острую постановку проблем, дискуссионность, представление различных, подчас противоположных, точек зрения.

«Литературная газета» была и остаётся неотъемлемой частью истории, культуры и духовной жизни России, её национальным достоянием [8]. На современном этапе все чаще на страницах «Литературной газеты» поднимаются социально-нравственные проблемы. Легко ли быть молодым? Как встречают старость большинство россиян? Что делать детям, которым некого назвать «мамой»? Как ужасны зависимости и как тяжело от них избавляться.

Главной причиной ухудшения здоровья молодежи продолжает оставаться кризисное состояние общества и его последствия - некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений и др. Возможно, ситуация изменится после реализации молодежных программ, принятых Правительством РФ[1].

В сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. Однако, как нынешним выпускникам поступать, куда бы то ни было, если каждый год ужесточается и сдать его все сложнее? С этим вопросом и выступили родители курганских школьников в своей статье в №6 за 2009 год. Даже если у ребенка неимоверная тяга к знаниям «Угадайка - » не в состоянии выявить талантов ученика. Нельзя же всех учителей страны подозревать в некомпетентности, если ребенок всего лишь растерялся на экзамене или неправильно понял задание? К тому же вечное запугивание детей сложностью экзамена не всегда способствует улучшению результата. «Куда идти обычным, не гениальным детям? Результаты  действительны только до 31 декабря текущего года. А если молодой человек после школы пойдет в армию?» такие вопросы интересуют родителей и детей по всей стране. «Количество слабоуспевающих растет. Причины – потерянный из-за сложности программы интерес к учебе, отсутствие в обществе культа знаний, слабое здоровье, неблагоприятные условия в семье, безнадзорность, вредные привычки. Для кого же придуманы задания ?». В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование, тех, кому повезло и они поступили в ВУЗы и техникумы. Но «при наличии двух неудовлетворительных оценок ребёнок не имеет права получить аттестат и, соответственно, не может поступить вообще никуда». В результате многие их них вынуждены работать не по специальности.Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше.

Об остроте социального положения молодого поколения в российском обществе говорят явления социальной патологии в молодежной среде. Несмотря на принимаемые профилактические меры (такие, как работа с трудными подростками, материальная поддержка малообеспеченным и др.), продолжают расти преступность несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм[4]. Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополучии, так и в неумении организовывать свой досуг, отсутствиивозможности найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров и т. д. и как следствие самые молодые более подвержены пагубным привычкам.

Наркомания является  одной  из важных проблем нашего общества,вызвавшей острую необходимость решительных и  активных  действий.  В конце ХХ века злоупотребление алкоголем, табаком,  наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями,  вызванными приемом  различных  психоактивных  веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек, а вместе с ними и того больше.

«На одиннадцатом этаже я решила уменьшить количество выкуриваемых сигарет, на своем двадцатом дала слово отказаться от табака вообще. Дотащившись до квартиры, плюхнулась в кресло и потянулась за…сигаретой» (№12-13 2008 год). Невероятно знакомая история, не так ли? Наверняка многие из нас тоже давали себе такое обещание и же не сдерживали его. Хотя всем нам, конечно же, известно, что в 90% случаев  рака легких виновата сигарета, но никак не получается побороть пагубную привычку. Минздрав всех конечно предупреждает, но как-то неубедительно. А молодежь так вообще «пугать бесполезно. Будет мода на табак – будут ходить смолить…».

В последнее  десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, табака,  наркотических веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения,  экономике страны, социальной сфере и правопорядку[4].

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании.  Это возросшая в 7-11 раз смертность,  увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней:  в первую очередь СПИДа (вРоссии среди больных СПИДом более 50%  наркоманов,  в Европе - 70 %), инфекционных гепатитов (в России более 90% наркоманов болеют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний [5].  ВИЧ-инфекции зарегистрированы не только у подростков и детей в возрасте 11-14 лет,  но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей,  больных наркоманией. «Ребята, вы там только кровью не испачкайтесь. У меня СПИД и гепатит С» - услышали врачи бригады скорой помощи от раненой в шею девушки. Возможно, это были бы ее последние слова, но она их сказала, позаботилась о других. «Эх, ты Маша! А вот поди ж ты. И молитвы знает. И спидозница, и вены резала, и вино кушает, а подумала о нас то. Может в последний для нее миг».

Многие зависимые решились попробовать наркотики, чтобы уйти от реальности и хоть не надолго забыть о проблемах. Недостаток денежных средств и невозможность жить так, как хочется загоняет в рамки, из которых необходимо выбираться. Бедность как явление, сопутствующее всем экономическим системам, существовала во все времена. Сегодня проблема бедности имеет глобальный характер. СПИД, преступность, наркотики, разрушение окружающей среды не знают государственных границ, как не знают их терроризм, войны и голод[3]. Только в 2000 году было 26 международных войн, в результате которых появилось 23 млн. беженцев. На эту тему рассуждал Жан Миндубаев в своей статье в 8 номере «ЛГ» за 2009 год. Проблему бедности автор рассматривал на примере жизни своей попутчицы, которая после наступления кризиса осталась без работы. А т.к. нужно кормить детей (муж хоть и есть, но толку от него мало - пьет) она каждый день ездит в город на работу (сама живет в деревне). «Квартира без горячего водоснабжения обходится в месяц около двух тысяч рублей. Дочери нужны кроссовки и школьная форма, и два пирожка в ранец.. Тридцать рублей выть да положь. Не в месяц – а каждодневно. За детсад надо платить.. А общий доход в семье – пять тысяч с небольшим… ». Именно так и живут большинство жителей России. Государство, конечно, пытается помогать, но сто двадцать рублей в месяц на ребенка – «не забота это, а издевательство…».

Очень часто к старости нас начинают одолевать не только многочисленные недуги, но и обостряется проблема одиночества. Хорошо, если у вас есть внуки. В них вы находите смысл и продолжение жизни. Многие старики со своей и без того маленькой пенсии стараются вычесть или отложить немного, а то и большую часть, для детей и их чад. Но как быть, если даже родные дети о тебе забыли? Они не стремятся выписаться домой из больницы, потому что дома их ждет, в лучшем случае, больной старик, в худшем – никто[6].

«Юлия Николаевна - счастливица». По крайней мере пенсионерка сама себя так называет (№37 2008 год). Живет скромно, но уютно. Ее пенсия позволяет ей не отказывать себе в самом необходимом. Она не требует лишнего, «хорошие зубные протезы, путевка в санаторий, красивая одежда» - все это не входит в ее понятие о счастливой старости. Несмотря на то, что Юлии Николаевне уже за восемьдесят, она те теряет бодрости духа и того самого огонька, света в глазах.  

Это во многом философский возраст. Взглянув в прошлое, они могут оценить свои удачи и ошибки. Сейчас они более отчетливо видят, чего  успели достигнуть и что еще предстоит совершить. «Ветеран войны и труда снова и снова переживает за общее дело. И кладбище, где все те же фронтовики – защитники Москвы похоронены, надо поддерживать: ждут там Василия Павловича. И пруд надо в селе своем выкопать, и лес защищать…и много чего еще сделать нужно». Не каждый молодой человек обладает таким запасом энергии, каким обладают некоторые старики. Им не хочется становиться обузой родственникам, им необходимо чувствовать, что они кому-то нужны[7]. С таким запасом опыта и знаний, как у старшего поколения, они могли бы стать наставником для более молодого поколения.

В наше время, когда все люди куда-то спешат, и у них нет времени оглянуться назад и посмотреть, а уж тем более помочь другим, очень важно не забыть, что все же мы люди, а не звери и в нас есть душа, милосердие и сострадание. Зачастую, люди, живущие в бешеном темпе жизни, забывают об этом и не замечают, что идут по головам. А ощущая себя безнаказанными и не собираются останавливаться.

В 49 номере «ЛГ» 2008 года Инна Кабыш затронула тему безразличия в своей статье «Все мы немножко лошади». В ней автор рассказывает о том, как неудачно закончилась ее попытка обучиться верховой езде. После падения, на которое инструктор не обратил никакого внимания, она попала в травмпункт, т.к. получила сотрясение мозга и смещение позвонков. Стоя в очереди к невропатологу она увидела ужасную картину. На подошедшую женщину после попытки зайти в кабинет просто «заорали в пятнадцать глоток, а один мужчина набросился и отшвырнул от двери». Как могут люди так поступать? Женщина потихонечку отошла и присела рядом с автором статьи. «Тут-то я и узнала, что она только что перенесла инсульт и была направлена – тоже без очереди - на прием к врачу». Конечно, люди этого не знали, но зачем же набрасываться на человека, который и так еле стоит?! Но это всего лишь простые люди, а как быть с безразличием тех, кому мы доверяем свои жизни? «Мать на руках с четырехлетней дочкой, сбитой машиной буквально в нескольких метрах от больницы, металась от одних дверей к другим и всюду получала отказ в помощи». Как так?! Неужели даже клятва, которую давали врачи пустой звук? «Девочка умерла. А на следующий день на дверях больницы появилось объявление, гласившее, что за детей, сбитых машинами на территории больницы, администрация ответственности не несет». И это реакция людей, которые должны лечить и спасать жизни, а не калечить и убивать своим бездушием и безразличием к другим. Что уж говорить об остальных…

Поднятые проблемы с одной стороны кажутся совершенно нерешаемыми каждому из нас по отдельности. Хотя и создаются различные студии, собрания, компании и т.п. для их решения, но все, в целом и общем, безрезультатно. Конечно, дело сдвигается с мертвой точки, но очень-очень медленно.

Аспекты нашей жизни, рассмотренные в данной статье, связаны между собой и, можно сказать, один вытекает из другого. Если на минутку призадуматься, то легко понять: стоит только взяться за одну проблему, так все остальные покажутся не такими страшными и абсолютно решаемыми.

Каждый день газеты, радио, телевидение рассказывают о многом, о многих, кому нужна наша помощь и поддержка. Стараются привлечь внимание общественности к действительно важным вещам.

Список используемой литературы:

  1.  Бестужев-Лада, И.В. Какая ты, молодежь? / И.В. Бестужев-Лада. – М. : Московский рабочий, 1988. – 111 с.
  2.  Лисовский, В.Т. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики/ В.Т. Лисовский. – М. : Республика, 1994. – 137 с.
  3.  Статья Румянцева, Е. Бедность как глобальная проблема / Елена Румянцева // Мировая экономика и мировые отношения. – Мировая экономика и мировые отношения. – 2003. –№2. – С.  57-65
  4.  Социальное положение и уровень жизни населения в России. 2002: стат. Сб. / Госкомстат России. М. : Факс, 2003. – 464 с.
  5.  Тарасов, Н.В. Наркомания: опыт работы в США / Н.В. Тарасов. – М. : ЮРКНИГА, 2004. – 184с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37509. Апология Сократа 15.75 KB
  Ксенофонт посвятил Сократу и его учению свои произведения Апология Сократа и Воспоминания о Сократе . Платон же почти все свое учение приписал Сократу так что трудно сказать где кончается Сократ а где начинается Платон Отсутствие прямой информации непосредственно исходящей от Сократа приводит к тому что некоторые историки античной философии в последние десятилетия не раз делали попытки доказать что Сократ всего лишь литературный персонаж. Вопросный метод Сократа Подход Сократа к вопросному методу основан на ведении последовательного...
37510. Патристика и Схоластика 93.75 KB
  К этим принципам относятся: теоцентризм признание в качестве источника всего сущего Бога; креационизм признание того что Бог создал все из ничего; провиденциализм признание того что Бог правит всем; персонализм признание того что человек “персона†сотворен Богом по собственному подобию и наделен совестью; ревеляционизм признание того что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного писания. И все же на переднем плане осталась проблема человека и его...
37511. Философия. Сборник тестов 425.5 KB
  Предмет и специфика философии. Мировоззрение и философия. Общий обзор исторических типов философии. Античная философия.2 Философия. Средневековья. Философия Возрождения. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия. Философия марксизма. Русская философия. Современная западная философия...
37512. Философия. Шпаргалка 363 KB
  Из объемных фигур происходят чувственно воспринимаемые тела которые имеют четыре основы огонь воду землю и воздух; превращение последних приводят к миру живого и человека. Кризис Конечно можно отказаться от атомизма но тогда что делать с парадоксами и апориями элеатов Сюда добавляется еще одна трудность: неясно как подступиться с атомистическими воззрениями к духовному миру человека. Проблема Предлагаемое решение Что удалось объяснить Что не удалось объяснить Что есть единое Материальная субстанция Часть природных явлений...
37514. Философия. Краткий конспект 20.02 KB
  11 Философия Пифагор: Мир не хаос мир подчиняется строгим математическим законам. Средневековая философия. С 5 века по 11 век – европейская философия по 16 – восточная философия. Гуманистическая философия т.
37515. Специфика мифологического мировоззрения 11.53 KB
  Мифологическое мировоззрение характеризуется преимущественно игнорированием причинноследственных методов описания действительности в результате чего картина мира предстает только в ее пространственновременном оформлении например в нереальных сроках жизни людей их перерождении и воскрешении в другом качестве и т. Мифологическое мировоззрение обладает еще одной особенностью – в мифе всегда есть присутствие целостного представления между природной субстанцией и самим человеком. Поэтому мифологическое сознание сначала растворяется в...
37517. Что такое философия На какие вопросы отвечает 10.8 KB
  Философия – не наука. Философия – к человеческим смыслам предпосылкам знания носит созерцательный характер и поэтому исключает научный критерии истинности в качестве которого с точки зрении философии выступает практика. Таким образом философия в отличие от науки – суть абстрактные размышления рефлексия противоположные опыту.