6485

Жанровое разнообразие районной прессы (на примере газеты Усть-Удинские вести)

Научная статья

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Жанровое разнообразие районной прессы (на примере газеты Усть-Удинские вести) Районная печать, несмотря на ряд исторически сложившихся неблагоприятных факторов (трудная экономическая ситуация, зависимость от местных властей, отсутствие квалифицирова...

Русский

2013-01-04

46.51 KB

75 чел.

Жанровое разнообразие районной прессы (на примере газеты Усть-Удинские вести)

Районная печать, несмотря на ряд исторически сложившихся неблагоприятных факторов (трудная экономическая ситуация, зависимость от местных властей, отсутствие квалифицированных журналистских кадров), пользуется неизменным спросом у местных жителей.

Возможно, такие газеты не всегда устраивают своего читателя по качеству исполнения, но ни одна центральная газета с высот своего взгляда на мир спускаться к читателю не будет [6], в то время как «районка» выходит исключительно для своей потребительской аудитории, которая во многом определяет содержание и тематику издания.

Большинство журналистов, работающих в районной прессе, не имеют специальной профессиональной подготовки. В основном, это учителя, бывшие представители местной администрации или простые жители. Отсутствие некоторых знаний профессии журналиста открывает перед корреспондентами возможности самостоятельного поиска необходимых решений. Их главным учителем становится опыт и собственное чутье.

Одной из таких проблем является выбор жанра будущего материала.

Изучение жанров публицистики занимает в подготовке будущего журналиста одно из главных мест. Под жанром журналистского произведения понимают устойчивые особенности его содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики.

Выбор той или иной жанровой формы диктуется не только требованиями редакционного плана и творческими интересами журналиста, но и ее особенностями, признаками [4]. К ним исследователи относятся разные факторы. Например, С.М. Гуревич выделяет следующие: назначение жанра, объект, предмет и методы отображения, выразительные средства, стилистика текста и роль автора. В то время А.А. Тертычный ограничивается лишь тремя основными: предмет, целевая установка (функция) и метод отображения.

Если все публицистические материалы разобрать по этим жанрообразующим факторам, то можно выделить три основных родовых группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Информационные материалы, к которым относят заметку, интервью, отчет, репортаж, объединяет между собой событийный повод для выступления. Они, как правило, оперируют простой, первичной информацией и идут по горячим следам события [8]. Их главная цель –оперативно сообщить о факте, событии, явлении. Одним из определяющих признаков информационных жанров, прежде всего, выделяется новизна.

К аналитическим жанрам относят статью, корреспонденцию, версию, комментарий, журналистское расследование, открытое письмо, обозрение, обзор печати, рецензию. Их объединяет глубокое исследование и всесторонний анализ фактов.

Художественно-публицистическим – зарисовке, беседе, исповеди, очерку, фельетону, памфлету, пародии, эпиграмме, публицистической сказке, публицистическому рассказу – свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями [8].

В последнее время усиливается тенденция к смешению, к взаимопроникновению жанров. И потому некоторые исследователи делают ошибки, выделяя как новые жанры те, которые объединили в себе черты двух или более уже давно известных [8].

Кроме этого существует еще одна классификация жанров. Ее приводит С.М. Гуревич. Он выделяет жанры новостной информации, диалогические, эпистолярные, ситуативно-аналитические, художественно-публицистические, сатирические и жанровые публикации других типов. Мы объединим в одну обе приведенные классификации.

Информационные жанры. Обращаясь к исследованиям С.М. Гуревича и основываясь на материалах районной прессы, мы выделим в информационных жанрах две группы, а именно жанры новостной информации и диалогические жанры.

Основной поток информационных публикаций в периодической печати вообще, не только районного издания, составляют событийные заметки. Их основным содержанием является фактологическое описание. В качестве предмета отображения выступают разнообразные события, а также положение дел в той или иной сфере деятельности.

К такому виду заметки можно отнести материал «“Большие бега” отдали нам четыре попоны». Ответы на вопросы что, когда и где произошло, даны сразу в первом абзаце – «В минувшую субботу, 16 июля, на иркутском ипподроме состоялись традиционные большие бега». Автор вкратце рассказывает, кто принял участие в таких забегах, основное внимание уделяя именно жителям района, что характерно для местных изданий. Далее, не вдаваясь в подробные описания скачек, журналист знакомит читателей сразу с результатами соревнований. Такое событие вполне могло бы стать репортажем с подробным изображением скачек и личным восприятием автором происходящего, однако на страницах периодики стало лишь заметкой.

Вид заметки, предметом которого выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление, прежде всего, книги или статьи – называется аннотацией. Цель данного типа публикации заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении нового издания, сколько дать ему краткую характеристику.

Элементы аннотации мы можем проследить в заметке «Книги для библиотеки». В качестве основного информационного события является подарок секретаря областного комитета КПРФ центральной библиотеке. Этот подарок – несколько книг, о которых автор вкратце рассказывает, приводя отрывки из одной из них.

С аннотацией схожа мини-рецензия, однако их цели немного отличаются. Целью последней является сообщить читателю о впечатлении, полученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предметов, в качестве которого выступают все те же книги, статьи, пьесы и т.п.

К мини-рецензии можно отнести заметку «Певцы родного края», которая рассказывает о презентации двух сборников стихов местных поэтов. Но это мини-рецензия не в чистом виде, а представляет собой смешанный жанр с событийной заметкой. После вводного абзаца о том, сколько ранее выходило подобных сборников в районе вообще, журналист перешел к непосредственному описанию своих впечатлений от недавно вышедших произведений: «Эрнест Дмитриевич целый цикл посвятил временам года – каждый месяц несет в его стихах свое очарование, стихи Татьяны Федоровны пропитаны удивительным патриотизмом». Кроме самих сборников еще один предметом отображения стала сама презентация, поэтому корреспондент не оставил без внимания гостей.

Еще одним видом заметки является блиц-портрет. Публикации такого типа содержат краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности. К такому материалу можно отнести заметку «Им благодарны». Информационным поводом послужило празднование дней рождений двух работников центральной районной больницы. Краткая информации об именинницах характера – где учился, кем работал, кто сейчас, а также отзывы пациентов и коллег («Татьяна Гордеева, соседка по кабинету методической статистики, с уверенностью называет Любовь Толмачеву мировой женщиной») поверхностно знакомит с аудиторией героев данной публикации.

Основным содержанием мини-совета является программная информация. Публикации такого вида служат целям извещения читателей о возможном порядке действий, приводящем к желаемой цели, но не претендуют на аргументированность правильности данного совета [7]. Такого рода советы когда-то являлись неотъемлемой частью районного издания. Но сейчас появляются на страницах газеты все реже и реже. Их можно найти в рубрике «Полезные советы» на «Странице выходного дня».

Так называемых расширенных заметок в «Усть-Удинских вестях» довольно много. Журналисты не могут кратко рассказать о каком-либо событии, тем более учитывая тот факт, что районная газета выходит для своих земляков. Читателям было бы не так интересно читать газету, если бы там они не смогли увидеть информацию о себе, друзьях и коллегах. Поэтому, если происходит какое-то событие, будь это праздник или акция, оно по мере возможности подробно освещается в СМИ. В особенности это касается имен выступающих.

Такое мы можем наблюдать в материале «С днем рождения, школа!». В рамках празднования дня рождения школы, в образовательном учреждении прошел ряд мероприятий. Кроме самого праздничного концерта, были проведены различные конкурсы, выставки, интересные уроки. Автор публикации поименно перечисляет тех, кто выступал на сцене или стал победителем того или иного конкурса.

Более детальным и более широким освещением предмета отличается от заметки информационная корреспонденция. В качестве предмета ее отображения выступает единичное действие, событие или явление. Автор публикации при этом не ставит перед собой задачу проникнуть в суть предмета, а лишь сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления.

В качестве такой корреспонденции может выступить материал «От классического вальса до клубного танца». Информационный повод публикации – районный «Праздник танца». Автор материала подробно освещает ход конкурса, описывает выступления, приводит комментарии организаторов концерта, и высказывает свою оценку выступающих: «…танец, это выражение эмоций и чувств через движения тела… К сожалению далеко не все смогли это прочувствовать и донести до сидящих в зале». Такое небольшое авторское мнение допустимо для информационной корреспонденции, что делает ее близкой с репортажем. Однако данный материал не дотягивает до последнего, так как эффект присутствия, что крайне важно для репортажа, является незначительным. А задача репортера заключается, прежде всего, в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца. [4].

В чистом виде репортаж в районной газете «Усть-Удинские вести» найти крайне сложно. Чаще можно встретить материалы с его элементами. Например, материал «Рыбацкий азарт и охотничья меткость» о районном соревновании охотников и рыболовов. После вводного абзаца, где в «художественной» манере рассказывается о зимней рыбалке, журналист приступает к описанию соревнования, начиная репортажную часть с приветственных слов организаторов мероприятия. В материале присутствует изложене динамики события, при этом чувствуется атмосфера приподнятого настроения. Местами автор прибегает к детальному описанию происходящего: «Первым соревнование в этом турнире стало бурение. Десять человек, уверенные в своем мастерстве, быстроте, силе, а также в надежности бура, выстроились в ряд. Три, два, один, начали! Бур, как юла стал крутиться, все больше и больше погружаясь в ледяной покров реки. А вот и вода появилась, только вот кто из трех претендентов стал первым – непонятно. Еще раз бурить надо».

«Усть-Удинские вести», являясь, прежде всего, газетой общественно-политической, к тому же учрежденной администрацией муниципального образования, почти в каждом своем выпуске сообщает о заседаниях районной думы. Жанром периодической печати, предметом изложения которого служат «события, совершающиеся в форме обмена информацией» [7] является отчет.

Он представляет собой развернутое информационное сообщение о конференциях, заседаниях, симпозиумах, семинарах, собраниях и пр.

В отчете должны быть изложены основные темы, положения и идеи докладов, речей, выступлений лиц, принимающих участие в обсуждении [2].

В зависимости от характера и глубины освещения того или иного вопроса, обсуждаемого на событиях в сфере «слухоговорения» [2], выделяют несколько видов отчета. Но если А.А. Тертычный делит такой жанр на информационный и аналитический, то Е.В. Барнева, О.А. Петрова, Н.Э. Шишкин в своем учебном пособии «Журналистское мастерство» помимо двух вышеупомянутых видов выделяют отдельно тематический отчет. Остановимся подробнее на второй классификации.

Информационный отчет – воспроизводит событие в хронологическом порядке. Журналист подробно отражает происходящее, ничего не комментируя. Однако его позиция может выражаться в акцентировании внимания на определенных деталях, например, доклады некоторых лиц могут быть более детализированы.

Аналитический отчет – рассказывая о событии, журналист сообщает подробности с некоторыми комментариями. Для этого он имеет право привлекать дополнительные сведения, факты, цифры, мнения, вычленяя наиболее актуальные проблемы, затронутые в выступлениях рассказчиков.

Тематический отчет – нарушает хронологический порядок события, автор выбирает доклады, связанные одной-двумя темами, проблемами, отказывается от побочных деталей и уделяет внимание выступлениям людей, затронувших выбранную им тему. [2]

Например, к последнему можно отнести материал «Про детские сады и малокомплектные школы».

Из всех вопросов повестки дня заседания районной думы журналист выбрал два, которые объединяет общая тема образования. Уже в лиде автор комментирует ситуацию, сложившуюся вокруг проблемы детских садов: «Уже не один год в нашей стране существует проблема с устройством детей в детские дошкольные учреждения. В том числе и в нашем районе. Решать ее власти всех уровней пытались по-разному: где-то активно строятся новые детские сады, где-то открываются сады семейные. А в некоторых, как, к примеру, в нашем, упор делается на соблюдении строгой очередности приема ребятни в садик, или открытие дополнительных групп в помещениях, ранее бывших детскими садами». Такой подход к изложению информации добавляет в материал элементы аналитики.

В самом лиде нет никакого намека на информационный отчет, так как указывается лишь проблема, а не то, каким способом она была обсуждена. Но уже ниже можно прочитать: «об это говорила на июньском заседании районной думы депутат Елизавета Тихоновна Шестакова». Далее изложены комментарии выступающих, причем приведены различные точки зрения по вопросам порядка приема детей в детские сады. Кроме того, журналист уделяет внимание реакции депутатов по высказанным точкам зрения:

 «Разработанное положение вызвало некоторое недоумение парламентария. А именно…»; «Однако Людмила Георгиевна Осиповна… с подобным предложением не согласилась. По ее мнению…».

Следует отметить, что заседания районной думы или административного совета освещаются на страницах «Усть-Удинских вестей» весьма подробно и объемно. Почти все материалы отчетного характера занимают площадь газеты в полторы полосы, при этом частично ставятся на первую полосу в качестве главной темы недели.

Исследователь С.М. Гуревич выделяет интервью, диалог и беседу (полилог) в отдельную группу – группу диалогических жанров публицистики. У них общее назначение и специфический предмет отображения – с помощью этих жанров журналисты сообщают не только о событиях, но и о мнениях людей об этих событиях. А различаются они количеством участников, их ролью и методами получения информации [4].

В интервью всегда участвуют два собеседника – интервьюер и интервьюируемый. При этом главную роль играет интервьюируемый, у которого журналист получает интересующую его информацию, а также узнает его мнение о фактах и ситуациях, о которых он сообщает. Эта роль изменяется в зависимости от вида интервью, которое предполагают напечатать в газете [4]. Оно в свою очередь может быть информационным или аналитическим. А.А. Тертычный делит эти два вида интервью по основным вопросам. Если в нем преобладают такие вопросы, как что? где? когда? – то интервью будет считаться информационным, если же интервьюер или его собеседник будет «разворачивать» ответы на вопросы: почему, каким образом и что это значит?, – может появиться аналитический материал [7].

В материале «Галина Ланяк: “Многие инвалиды Усть-Удинского района не хотят лечиться”» мы предполагаем приведено информационное интервью, несмотря на выделение проблемы в заголовке. Это мы можем аргументировать тем, что все вопросы журналиста преследовали цель не столько разобраться в сложившейся ситуации, сколько рассказать читателям, как происходит обследование инвалидов медико-социальной экспертизой. Журналиста интересовала информация: какие задачи выполняет такая экспертиза, какие документы необходимо при себе иметь, как определяется группа инвалидности и с какими проблемами приходилось сталкиваться при обследовании больных района. Перечисление этих проблем без поиска путей возможных решений и без выяснения причин сложившейся ситуации не дает право назвать это интервью аналитическим.

В аналитических жанрах факты являются основанием, фундаментом для будущего материала газетной публицистики. Авторская позиция, тезисы, выводы, исследования, логично выстроенная цепочка доказательств – основа аналитических жанров. При этом каждый жанр имеет свои особенности, свою специфику, свои отличительные черты [3]. Группу аналитических жанров можно подразделить на ситуативно-аналитические и эпистолярные.

В группу ситуативно-аналитических жанров публицистики входят комментарий, корреспонденция, статья и обозрение. У них общее назначение: анализ ситуаций, возникающих и развивающихся в различных сферах жизни общества.

Отдельно материалов, представленных в жанрах комментария, статьи или обзора в газете найти практически невозможно. По крайней мере в выпусках за 2010 год. Это можно объяснить тем, что зачастую в данной газете не хватает места для многих материалов, в основе которого лежит какое-либо событие, а именно такие работы обладают преимуществом перед всеми остальными. Тем более, имея в штате всего лишь два журналиста, очень сложно помимо фактического материала разрабатывать проблемные статьи или составлять обзоры. Можем сказать, что такие жанры не характерны для районной прессы.

Однако встретить на страницах газеты корреспонденцию вполне возможно. В ней анализ углубляется, становится масштабнее. Его предметом становится локальная, ограниченная – временем или пространством – ситуация. Ее автор стремится дать читателю достаточно полное представление о возникшей ситуации – важнейших ее сторонах – и высказать свое мнение о дальнейшем ее развитии и возможных его результатах.

Если главным для автора становится сообщение о новой ситуации, он создает информационную корреспонденцию, схожую с крупной заметкой. Но если он не ограничивается сообщением о возникновении ситуации, а ставит перед собой задачу подвергнуть ее анализу и дать ей оценку, в газете появляется аналитическая корреспонденция. Роль автора в ней возрастает, он выражает свое мнение о ситуации, которую описывает и анализирует. Ему приходится не ограничиваться ответами на известные нам вопросы: что произошло, где произошло, когда произошло, характерные для процесса подготовки газетных текстов в жанрах оперативной новостной информации, но и ответить на обязательные для него вопросы: почему произошло и почему возникла ситуация, о которой он сообщает?

В связи с этим возрастает значение и убедительность корреспонденции. Журналист стремится убедить читателя в своей правоте, аргументировать свое отношение к тому, что сообщает. Наилучшими аргументами для него являются факты, которые он приводит в своем тексте, логически соединяя их между собой [4].

К аналитической корреспонденции можно отнести материал «Членские охотбилеты никто не отменял». Уже в вводном абзаце журналист обозначил проблему: «Несколько месяцев назад основной темой для обсуждения в охотничьем кругу стало введение новых государственных охотничьих билетов единого федерального образца. Это вызвало некоторое непонимание со стороны многих членов общественных организаций охотников и рыболовов…». Как обозначено в материале, это непонимание сводилось к вопросам: а нужен ли членский билет, и будут ли закрыты региональные общества охотников?

Опираясь на приказ Министерства природных ресурсов и экологии, а также на документ за подписью представителя правления Иркутской областной организации охотников и рыболовов, журналист пытается разобраться в сложившейся ситуации и аргументировано ответить на возникающие вопросы: «Строго говоря, речь идет не об отмене охотбилетов, а о выдаче новых. Старые никто изымать не будет».

Письмо – это жанр публицистики, представленный в виде обращения какого-либо автора к какому-либо адресату, содержащего текст на социально-политическую, экономическую, культурно-бытовую или иную тему, имеющий общественное значение и предназначенный для опубликования. Авторами писем могут выступать отдельные граждане, группы людей, коллективы предприятий и их руководители, общественные деятели, объединенные какой-либо партийной, корпоративной, профессиональной принадлежностью или просто общими взглядами. [1].

В газете «Усть-Удинские вести» такие письма читателей печатаются под рубрикой «Свободная форма», где люди высказывают свое мнение по наболевшим вопросам. Например, в одном из таких писем «Поселок любим мы, но странною любовью!» читательница выражает свое мнение по поводу мусора на улицах поселка и за его пределами, а также обращается непосредственно к землякам: «Если мы, жители любимого нами поселения, не приложим никаких усилий к тому, чтобы не было у нас такого, не побоюсь этого слова, бардака, то мы будем жить не в прекрасной Усть-Уде, как пишут нам поэты, а в процветающей помойке».

Но, если вышеприведенное письмо написано простой читательницей, то письмо-обращение «Стоит доверять специалистам» стоит за подписью госветинспектора поселения. «Мы не спорим с врачами на приеме в поликлинике… так почему стало традицией спорить с ветеринаром? Наша работа очень многогранна и целиком направлена на профилактику заразных и массовых незаразных заболеваний наших питомцев… – и эта профилактическая направленность часто оспаривается владельцами частных подворий…». Далее ветеринар проясняет суть дела и в конце своего обращения просит «относиться друг к другу по-человечески и при этом соблюдать законы России».

Из всей жанровой «палитры» художественно-публицистических материалов в районной периодике можно встретить лишь зарисовку и очерк. Причем первое встречается намного чаще, чем второе.

Из всех видов зарисовки распространение на страницах «районки» получила портретная зарисовка. В основном ее героями становились юбиляры. Это материалы «Победа над старостью» о 95-летней жительнице поселка и об ее военном детстве, «Две пятерки Галины Лазавой, «Учитель с большой буквы» и другие. В этих зарисовках рассказывается об именинниках, в том числе их краткая биография (где родились, на кого учились, кем стали и т.п.).

Очерк – один из важнейших жанров публицистики, потому что требует от автора высокого профессионального мастерства.

Выбор очерка журналистом определяется назначением этого жанра – сообщение и показ всего, что окружает человека. Объект очерка – все, что представляет интерес для людей: их отношения между собой и с природой, результаты их деятельности и проблемы, которые встают перед ними, и т.д. Специфический предмет очерка – человек.

К портретному очерку можно отнести материал «Долгожданная встреча». В центре очерка стоит история матери и ее сына, которые встретились спустя 60 лет. Используя кольцевую композицию, журналист начинает свое повествование с описания счастливой семьи, которые рассказывают свою историю: «Передо мной сидит милая 85-летняя бабушка. В глазах Ольги Андреевны можно прочесть многое, но в этот день они излучали радость. особенно тогда, когда взор устремлялся к сыну, встречу с которым она так долго ждала. Слева от нее – всеми уважаемый наш земляк – Владимир Анатольевич Толстоухов. рука Ольги Андреевны лежит в надежной ладони Владимира. Вот так, держась за руки, они поведали мне историю длинною в 60 лет».

Далее журналист дает возможность самим героям рассказать о том, как им пришлось расстаться, как долго они искали друг друга и как, наконец, нашли. Благодаря прямой речи, которая преобладает в публикации, читатель может прочувствовать внутренний мир рассказчика: «Сын встал и говорит: «Мама, а ты знаешь Иркутск?». У меня все внутри оборвалось… «А ты знаешь Усть-Уду?», «Ой, Вова мой, наверное, живой!»… – на глазах Ольги Андреевны проступили слезы».

Далеко не все жанры периодической печати можно встретить на страницах районного издания, в частности в газете «Усть-Удинские вести». Располагая небольшой газетной площадью (8 полос, 2,5 из которых отданы по программу передач, 2 – под официальную информацию) журналисты издания больше пишут о происходящих события, предпочитая такие жанры, как информационный отчет, заметка, информационная корреспонденция. Это характеризуется в большей степени предметом исследования – мероприятия, события, процессы и т.п., и целью – сообщить читателям о текущих новостях района. Реже можно встретить аналитические материалы с рассмотрением проблемных вопросов. Чаще такие вопросы упоминаются в отчетах в качестве рассматриваемого материала на заседаниях районной думы или административного совета, но больше как факт, без глубокого его рассмотрения. Практически отсутствуют материалы художественно-публицистических жанров. В основном, они представлены в виде портретных заметок, героями которых являются юбиляры.

Несмотря на то, что многие районные журналисты не знают теорию жанров, их материалы подчинялись основным признакам, характерным для того или иного типа материала. Однако, отсутствие этих знаний, привело к некой скудности жанров издания. Ведь многие из них для журналиста являются неизвестными. На наш взгляд, блиц-опросы, репортажи, беседы, статьи, рецензии, эксперименты и многое другое только разнообразили бы газету и сделали ее интереснее.

Помимо материалов в четко выраженной жанровой форме, часто на страницах газеты встречались публикации смешанных жанров. Например, мы не встретили в чистом виде репортаж, но отдельные его черты можно было проследить в других материалах, так же как и образность, характерную для художественно-публицистических жанров.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68494. Цитомегаловирусная инфекция 59.5 KB
  В культуре фибробластов эмбриона человека он образует гигантские клетки цитомегал – отсюда название клетки и болезни. Цитомегалы крупные клетки размером 28 50 м. В ядре клетки видны четко очерченные включения размером 8 – 20 микрон. Микроскопически: отдельные клетки эпителия концевых и секреторных отделов слюнных трубочек превращаются в цитомегалов.
68495. Цифровая печать: технологии и перспективы 152 KB
  Ее основные стадии: формирование скрытого латентного изображения на воспринимающей поверхности рецепторе; проявление изображения; прямой или косвенный через промежуточную поверхность перенос изображения на запечатываемый материал; закрепление изображения на запечатываемом материале...
68497. Электричество Пособие для самостоятельной работы 414 KB
  Как для любого векторного поля у электростатического существуют две характеристики Силовая характеристика – напряженность электростатического поля связанная с силой действия поля на другие заряды Энергетическая характеристика – потенциал электростатического поля связанная с потенциальной...
68498. Электрофотография 263 KB
  Элемент изображения поддельной купюры 100 рублей образца 1997 года выпуска номинал 100 обозначенный в левом нижнем углу лицевой стороны банкноты выполненной способом электрофотографии. Элемент изображения поддельной купюры 100 долларов США образца 1996 года выпуска SERIES 1996 выполненной...
68499. Экономическая эффективность метрологического обеспечения производства 60.61 KB
  Механизм формирования экономических потерь от погрешности измерений. Экономическая эффективность внедрения новых методов и средств измерений. Экономический эффект от проведения аттестации не стандартизованных средств измерений технологического контрольноизмерительного и испытательного оборудования.
68500. Морфологические особенности опухолей из эпителия и опухоли из тканей, производных мезенхимы 113 KB
  Эпителиальные опухоли - возникают из плоского, переходного, призматического и железистого эпителия. Доброкачественные опухоли из эпителия. Папиллома – опухоль из плоского и переходного эпителия. Локализуется на коже, слизистой полости рта, голосовых связках, в лоханке, мочеточнике, мочевом пузыре и влагалище.
68502. Мораль, нравственность и этика в системе регулярного поведения 102.99 KB
  Ритуалы и этикет как регуляторы поведения Ритуал магическое действие имеющее космический смысл Основная функция упорядочить взаимоотношения между социумом и Виды ритуалов: календарный погребальный Свадебный рождение ребенка инициации ритуал гостеприимства и обмена дарами ритуальные жертвоприношения...