64853

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА В ЗС

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Форма государства совокупность внешних признаков организации и осуществление государственной власти. Форма государства включает в себя 3 стороны организации государственной власти: форма правления форма государственного устройства политический режим историческая практика свидетельствует...

Русский

2014-07-15

126 KB

1 чел.

ТЕМА: ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА В ЗС.

  1.  форма государства
  2.  формы  правления в ЗС
  3.  формы государственного устройства
  4.  политические режимы в ЗС

Вопрос 1.

Наука КП изучает государство как  определенное  общественное явление, а всякое явление обладает своей  сущностью, содержанием и формой. Все эти стороны явления тесно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга и в частности фолрма государства связана с его социальной  сущностью, материальным и политическим содержанием.

Форма государства – совокупность внешних признаков организации и осуществление государственной власти.

Форма государства включает в себя 3 стороны организации государственной власти:

  •  форма правления
  •  форма государственного устройства
  •  политический режим

историческая практика свидетельствует о том, что даже в пределах 1 исторического типа государства наблюдается  большим многообразием его форм. Такое многообразие форм государства связано с уровнем социально экономическим развитием, соотношением  социальных и политических сил, истории, нации, религии, культуры с демографическим и географическим фактором.

В науке  КП все государства, формы  классифицируются  по их внешним признакам.

1. по форме правления государство делится на:

  •  монархию
  •  республику

2. по форме  государственного устройства:

  •  унитарное (простое)
  •  федеративное (сложное)

3. по политическому режиму:

  •  демократическое
  •  антидемократическое

Вопрос 2.

Под формой правления понимается  организация  верховной власти, которая  характеризуется источником власти и признаками  взаимоотношения органов власти между собой и с населением.

Т.о. форма правления выражает принципы  организации, осуществление государственной власти.

По форме правления государства делятся на 2 вида:

  1.  монархия
  2.  республика

монархия – такая форма правления, при которой глава государства, монарх, занимает престол  в порядке наследования пожизненно и формально считается  источником государственной власти. Власть монарха не  производна от каких-либо других властей.

В современных буржуазных государствах  монархия является  пережитком феодальной системы. Монархия сохранялась в тех странах, где  буржуазная  революция не была доведена до конца и завершилась компромиссом между буржуазией и феодальной аристократией. Существенное  влияние на  сохранение  монархической формы правления в некоторых странах оказали нация, исторические традиции, международная обстановка и другие обстоятельства.

Следует отметить, что монархическая форма правления очень легко сочетается  с различными формами  государственного устройства, различными политическими режимами и легко  присоединилось к капиталистическим отношениям, существуют во многих буржуазных государствах.

Сейчас монархическая форма правления  - 12 раз, более 30 развивающихся. (Великобритания, Бельгия, Дания, Люксембург, Монако)

Все монархии делятся на абсолютную и ограниченную (конституционную)

Конституционная монархия делится на:

  •  дуалистическая
  •  парламентская
  •  выборная

абсолютная монархия – такая форма  правления при которой власть главы государства (монарха) не ограничивается никакими законами, отсутствует конституция, отсутствует  выборный (представительный) законодательный  орган (парламент). В руках  главы государства сосредоточенна вся власть (законодательная, исполнительная, судебная). Сейчас  абсолютная монархия в Саудовской Аравии, Омане, Кате.

Признак:

Отсутствие  ограничения власти монарха, временные конституции, формируется некий консультативный совет.

Характерна  для феодального типа государств.

Конституционная монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха ограничивается нормами конституции. В зависимости от степени ограничения монарха различают:

  •  дуалистическую – полномочия монарха  ограничены в незначительной степени. Существование конституции и парламента. Существует  двойственность власти – монарх и парламент. Парламент выполняет  законодательные  функции, но монарх безусловно должен обладать очень большими полномочиями. Монарх обладает абсолютным правом вето на законы, издаваемыми парламентом и может  в любой момент распустить парламент. Монарх сам  назначает правительство, которое ответственно не перед парламентом, а перед ним. В настоящее время такая монархия в чистом виде нигде не сохраняется, но многие элементы существуют в Кувейте, Марокко и т.д.
  •  парламентарная – такая форма правления, при которой полномочия главы государства монарха очень ограничены. Парламент наделен более широкими полномочиями. Основным признаком парламентской  монархии, как формы правления, является признак парламентаризма, т.е. такого устройства государственной власти, при которой парламент, как высший  представительный орган законодательной власти занимает особое положение в системе государственных органов. Все друге  органы формируются  на основе парламента при участии  парламента, подконтролен.

Юридическими признаками парламентской монархии является:

  1.  законодательство осуществляет только парламент с последующим формальным утверждением  закона главой государства
  2.  правительство формируется на основе парламентского большинства. Дополняется совмещение депутатского мандата и министерского  портфеля.
  3.  главой правительства, как правило, становится лидер парламентского большинства
  4.  правительство ответственно перед парламентом, а не перед монархом
  5.  если парламент выражает правительству недоверие, то правительство должно уйти в отставку, либо по предложению главы  правительства монарх должен  распустить  парламент и назначить новые выборы.
  6.  премьер-министр полностью  руководит деятельностью правительства и  обладает  очень широкими  полномочиями не только в исполнительной сфере, но и в других.
  7.  действует институт контрасигнатуры (по наибольшей важности вопросы государственной жизни акты монарха вступать в силу только в том случае, если они подписываются главой правительства, либо министром правительства по сфере  действия, который создает  данный акт, в результате ответственность за последствия применения этого акта  несет правительство, а не монарх.)

выборная монархия  - это такая форма правления, при которой глава государства, имеющего федеративное  устройство избирается на определенный срок из числа наследственных монархов, возглавляющих субъекты федераций.

Смешанной формой являются Объединенные Арабские Эмираты и Федерация Малайзии.

ОАЭ – федерации 7 княжеств, высший орган государственной власти является верховный совет из 7 представителей, есть парламент – Федеральное национальное собрание. Глава государства – президент, избирающийся верховным советом на 5 лет. На этот пост избирается то эмир, который на данный момент возглавляет княжество Абу-даби. Исполнительная власть – совет министров, который всегда назначается главой и как правило этот глава – Дубави.  

Республика – основная более распространенная форма правления в ЗС – такая форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок. Юридически власть президента считается производной от представительного или от избирательного округа. При этом источником государственной власти провозглашается  народ.

Все республики делятся на:

  1.  президентские
  2.  парламентские
  3.  смешанные (полу президентские)

Президентская республика как форма  правления существует в США, Мексике,  большинстве стран Латинской Америки, на Африканском континенте, но не в Европе.

Признаки президентской республики:

  1.  президент одновременно является главой государства и главой правительства
  2.  президент сам формирует правительство, иногда при формальном согласии верхней палаты парламента. Правительство формируется на внепарламентской основе, т.е. член правительства не может быть одновременно депутатом парламента.
  3.  правительство ответственно не перед парламентом, а только перед президентом
  4.  парламент не в праве выразить правительству недоверие
  5.  президент избирается всегда независимо от парламента либо непосредственно избирателями либо через  коллегию выборщиков, формируемую населением, в состав которой не могут входить депутату парламента
  6.  президент не вправе досрочно распустить парламент

Основным принципом президентской республики является принцип разделения властей в соответствии с которым каждый вид государственной власти осуществляется отдельными органами, взаимодействующими между собой, взаимодополняющими друг друга, но эти органы относительно независимы друг от друга. Парламент не может уволить президента и наоборот.

Но власть президента не безгранична и личные качества человека на этом посту не могут оказать решающего влияния на внутреннюю и внешнюю политику государства.

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА.

В основном встречаются в азиатском регионе, Европе (Италия, ФРГ, Индия). Признаки:

  1.  глава государства – президент избирается всегда при участии парламента
  2.  президент не является главой правительства и занимает весьма скромное место в системе государственных органов
  3.  главой правительства, т.е. премьер министром назначается лидер парламентского большинства, при коалиционном правительстве – лидер коалиции.
  4.  премьер министр формирует правительство на парламентской основе
  5.  правительство ответственно перед парламентом, а не перед президентом. Это означает, что правительство может находиться у власти только до тех пор пока пользуется доверием парламента.
  6.  если парламент выражает правительству недоверие, то правительство должно уйти в отставку либо премьер министр может предложить президенту досрочно распустить парламент и назначить новые выборы
  7.  президент осуществляет свои полномочия в основном  по совету и с согласия правительства
  8.  в парламентарных республиках действует институт контрасигнатуры, означающий, что указы президента по наиболее важным вопросам вступают в силу только в том случае, если они подписаны главой правительства либо членами правительства.

Основной идеей, на которой базируется парламентарная республика является – принцип парламентаризма, это такое устройство  государство при котором парламент занимает особое место в системе государственной власти. Парламент является органом общенационального представительства, олицетворение власти народа, поэтому все другие органы формируются парламентом на основе парламента и подотчетны парламенту. Парламентарная форма очень устойчива, а фигура президента второстепенна.

СМЕШАННАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Возникла в 1958 г. во Франции в момент вступления в силу действующей ныне конституции Франции1958г. Эта форма правления была придумана, искусственно создана путем совмещения признаков президентской и парламентарной  республики конституционным комитетом Франции под руководством Шарля де Голля как инструмент при помощи которого необходимо было вывести страну из тяжелейшего кризиса.

К концу 50х годов экономический кризис обнаружил многочисленные социальные проблемы Франции усугублялись необходимостью ведения колониальных войн, а также реальной угрозой фашистского переворота. Де Голль сказал, что нужно изменить конституцию. Он потребовал себе реальных полномочий, парламент согласился, но оставил некоторые положения: ответственность правительства перед парламентом и республику как форму правления.

Основная идея смешанной республики – это максимальное расширение полномочий главы государства, максимальная концентрация власти в руках президента.

Рассмотрим на примере Франции какими признаками характеризуется смешанная форма правления:

  1.  президент избирается путем прямых всеобщих выборов без участия парламента (президентская форма правления)
  2.  правительство формируется президентом без участия парламента и на внепарламентской основе (президентская ФП)
  3.  президент обладает очень широкими полномочиями в основном в исполнительной сфере, но кроме этого и в законодательной и в судебной.
  4.  президент фактически руководит правительством, не только назначает всех членов правительства, но и может уволить правительство в отставку.
  5.  президент не является одновременно главой правительства.
  6.  во главе правительства стоит премьер министр, назначаемый президентом.
  7.  правительство формально ответственно перед парламентом, парламент может выразить правительству недоверие и тем самым заставить правительство подать в отставку.
  8.  президент имеет право досрочного роспуска нижней палаты парламента
  9.  действует институт контрасигнатуры, он устанавливает положение парламента: парламент совместно с  главой правительства издает особый вид НА – ордонанс, издающиеся от имени правительства с  подписью премьер – министра; по юридической  силе они равны законом, принимаемым парламентом.

Смешанная форма правления максимально  усиливает фигуру главы государства; однако обладает 1 существенным  недостатком: при смешанной формой правления нарушение  внутренней  логики взаимоотношений ОГВ приводит к тому, что  именно глава государства – президент – становится абсолютно значимым, ключевой фигурой, от которого зависит судьба всей  государственной  системы; при этом  огромное  значение приобретают личные качества человека, занимающего этот важнейший государственный пост.

Вопрос 3.

Государственное устройство – территориально- политическая структура государства:

- правовой  статус составных частей государства (штатов, провинций, земель и т.д.)

- принципы  взаимоотношений  центральных и периферийных ОГВ

Другими словами, государственное устройство отвечает на вопрос, как организована территория  государства, как  государственная власть распространяется  территориально, из каких частей состоит  территория  государства какие  их правовых  положений, как  правовые связи между государством как целым и его составными  частями.

Существует только 2 формы государственного устройства:

  1.  унитарное государство
  2.  федерация

большинство   ЗС имеют  унитарную форму, только около 20 федераций.

На выбор формы государственного устройства влияют  различные формы:

  1.  социально – экономический фактор
  2.  географический фактор
  3.  политический фактор
  4.  степень территориальной общности населения
  5.  численность населения

влияют также исторические традиции, иногда – национальный состав населения.

Существуют только 2 формы государственного устройства: унитаризм и федерация.

Унитаризм – это простое единое государство в составе которого нет никаких государственных территориальных образований.

Унитарная форма государственного устройства характеризуется признаками:

  1.  в стране существует одна единая конституция, которая действует на всей территории страны
  2.  в унитарном государстве единая система высших органов государственной власти
  3.  наличие в стране единого гражданства
  4.  единая система права
  5.  правосудие осуществляется в рамках централизованной судебной системы на основе единых норм материального и процессуального права
  6.  территория унитарного государства делится на обычные (иногда автономные) административно-территориальные единицы
  7.  местные органы управления и самоуправления подчинены центральным органам государственной власти

Среди унитарных государств есть однонациональные (Франция, Швеция) страны, а есть и многонациональные (Шри-Ланка). В зависимости от степени и формы контроля центральных органов над местными все унитарные государства можно разделить на группы:

  1.  относительно централизованные – это государства в которых органы местного самоуправления выбираются населением, но они поставлены под контроль, административную опеку представителей центральной власти.
    1.  Швеция
    2.  Турция
    3.  Франция – институт префектов, выполняющий контрольную функцию
  2.  относительно децентрализованные – такие унитарные государства в которых местные органы избираются населением и обладают определенной степенью самостоятельности, назначаемых из центра представителей нет
    1.  Великобритания
    2.  Япония
    3.  Новая Зеландия
  3.  наиболее централизованные – в этих государствах все административно-территориальные единицы управляются чиновниками, назначаемыми из центра. Выборных органах на местах либо совсем нет либо они существует только в нескольких крупных городах.
    1.  Дания
    2.  Норвегия
    3.  Финляндия
  4.  децентрализованные унитарные государства – в которых имеются автономные административно-территориальные единицы.

Автономия – это внутреннее самоуправление определенной части государства обычно отличающейся рядом особенностей: бытовых, исторических, национальных, географических. Внутреннее самоуправление автономии проявляется в том, что в автономии создаются собственные органы, которым предоставлено право издания местных законов, право управления местными делами. Объем полномочий и степень самостоятельности автономных единиц несколько больше чем у обычных административно-территориальных единиц, но меньше, чем у субъектов федерации.
Как правило, автономные единицы не имеют специального представительства в центральных органах государственной власти, но в самих автономиях могут быть представители из центра.  Статус автономии может быть ликвидирован по решению центральных органов государственной власти.

Автономные единицы существуют в следующих государствах:

  •  Италия – 20 областей, обладающих статусом административно-территориальной автономии
  •  Финляндия – Аландские острова обладают статусом автономии получили в 1957 г. на основании географического и национального фактора.
  •  Испания – два вида автономных образований:
    •  Национальные области – Страна Басков, Каталония, Андалузия, Галиция. Обладают большей степенью самостоятельности, чем исторические.
    •  Исторические области
  •  *ИНДИЯ - единственная федерация, в составе которого помимо субъектов имеется 7 союзных территорий, обладающих ограниченной автономией.

Т.о. унитарное государство является единым и состоит из административно-территориальных единиц, простых или автономных и не имеет в своем составе государственных образований.

Федеративное государство.

Представляет собой объединение двух или более государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных и  исполнительных органов.

Федерация – это союзное государство, в которое входят государственные образования, имеющие юридически отчерченную самостоятельность, ограниченную лишь правами самой федерации.

Термин «федерация» переводится с латинского как «договор». По способу образования федерации делят:

  1.  договорные – возникшие на основе договора или соглашения между суверенными государствами (США, Австралия, Швейцария, Малайзия).
  2.  недоговорные – возникшие в результате предоставления центром статуса субъекта федерации отдельным частям территорий (Индия-25 субъектов, Пакистан-4 субъекта, Нигерия, Канада, Венесуэла).

Юридические признаки федерации можно разделить:

  1.  признаки абсолютного характера – такие, отсутствие которых означает, что данное государство не является федерацией
    1.  наличие субъектов федерации, т.е. государственных образований, составляющих федерацию
    2.  наличие у субъектов федерации собственных законодательных и исполнительных органов государственной власти
    3.  разграничение компетенции в законодательной сфере между федерацией и ее субъектами. Как правило, устанавливается сфера исключительной компетенции союза, т.е. круг вопросов только федеральной власти. Компетенция субъектов федерации определяется по-разному, это может быть сфера исключительного ведения, может быть по остаточному принципу; союза, субъектов и совместного и др.
    4.  верховенство федеральной конституции и других федеральных законов по отношению к законодательству субъектов федерации
    5.  двухпалатный союзный парламент, в верхней палате которого обеспеченно специальное представительство субъектов федерации, которое может быть равным (США); неравное (ФРГ).
  2.  факультативные признаки – такие, которые встречаются в некоторых федерациях, но  их отсутствие не ставит под сомнение федеративную форму государственного устройства.
    1.  Право принятия собственных конституций субъектами федерации (США, Швейцария)
    2.  Существование на ряду с гражданством федерации гражданства субъектов федерации. Гражданство субъектов федерации всегда носит формальный, символический характер и не имеет существенного значения для правового статуса личности (США, Швейцарии, Австрии).

Кроме того,  существуют также некоторые особенности зарубежных федераций

  1.  Большинство зарубежных федераций не связанны с национальным составом населения, они образованны на основе экономических. Исторических, географических и иных факторов (Индия – федерация, которая создавалась с учетом национально-языкового состава населения).
  2.  Субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом, он принадлежит только федерации в целом. Субъекты федерации нельзя называть государствами, их называют государственные образования, т.к. они обладают многими признаками государственности, но отсутствует важнейший – суверенитет.
  3.  отсутствие у субъектов федерации права сецессии – права выхода из состава федерации. Конституции федеративных государств не содержат норм, регулирующих вопрос о праве выхода из состава федерации. На практике все федерации признают невозможность выхода субъектов из их состава. Конституция США не регулирует этот вопрос и данный пробел был восполнен актом ВС США, который постановил, что штаты не имеют права выхода из состава федерации.

Вопрос 4.

Важной составляющей частью понятия форм государства является политический режим, которые выражается в степени политической свободы, правовом положении личности, а так же  в методах осуществления  политической власти и деятельности государственных органов.

При изучении формы государства следует уделять особое внимание политическому режиму, т.к. он отражает наиболее важные объективные черты организации и деятельности государственной власти. Современные государства в условиях высокой степени дифференциации общества  политический режим представляет собой прежде всего совокупность методов осуществления власти экономически и политически господствующими слоями общества.

Правящие классы на практике вырабатывают те или иные методы осуществления власти. Существуют 2 метода:

  1.  метод «либерализма» или демократический метод правления
    1.  метод прямого насилия, антидемократический, авторитарный.

Эти методы иногда применяются в сочетании, взаимно дополняют друг друга, но как правило один из методов преобладает в конкретной стране в конкретный исторический момент.

Наука КП изучая политические  режимы выявила следующую закономерность: чем слабее положение господствующего класса, чем уде его социальная база, тем в большей степени он прибегает к прямому насилию и напротив: чем прочнее, стабильнее положение господствующего класса, тем в большей степени он использует демократические методы осуществления своей власти. Т.о. наука доказала, что выбор метода продиктован объективными факторами, происходит не по случайности и не по расчету каких-то отдельных лиц. В период становления и развития капиталистического способа производства буржуазия была достаточно сильна, чтобы удерживать власть и осуществлять ее методами демократии. В этот период господствующий класс не испытывал никакой угрозы своему господству.

После 1ой Мировой войны, после социалистических революций, которые произошли в нескольких странах: Германии, Венгрии, Мексике буржуазия впервые ощутила абсолютно реальную угрозу своему господству. Именно в этот период, в 20е гг 20 века возникают первые антидемократические режимы фашистского типа. Т.е. буржуазия прибегает к авторитарным методам осуществления власти, правящий класс  прибегает к этим методам ни от силы, а от слабости.

В настоящее время применяются в большинстве стран оба метода в сочетании и в соответствии с тем какой из этих методов преобладает в конкретной стране в определенный исторический момент возникают разные виды политических режимов:

  1.  демократический
  2.  антидемократический (авторитарный)

Любая человеческая общность может существовать как таковая лишь в том случае, если она управляема. Без власти и управления она превращается в толпу, т.е. случайное скопление людей. Управление человеческой общностью может осуществляться двумя методами:

  1.  демократическим – предполагает управление человеческой общностью по воле большинства ее членов, создается система учреждений при помощи которой выявляется воля большинства. Эта воля оформляется в виде соответствующих актов и осуществляется. Т.о. демократия в любой своей форме представляет собой правление по воле большинства, меньшинство в условиях демократии не бесправно. Оно может бороться, может  предлагать альтернативные решения, однако когда решения по воле большинства приняты, меньшинство должно подчиниться, в противном случае оно будет принуждено к повиновению при помощи аппарата принуждения.
    Историческая практика доказала, что демократия – это не абстрактное правление по воле большинства, а политическая форма конкретного государства.
    Существуют исторические типы демократии, неизбежно сменяющие друг друга:
    - рабовладельческая демократия
    - феодальная
    - буржуазная
    - попытка построения общества с социалистической демократией.
    На смену буржуазной демократии неизбежно иная более совершенная форма демократии.
    Управляющее большинство в рамках конкретной демократии – это большинство экономически господствующих слоев общества. Все остальные общественные классы и слои общества к управлению не допускаются. Они только могут принимать участие в формировании некоторых органов государственной власти.
    В основном большинство общества в демократическом государстве является объектом управления со стороны экономически и политически господствующих слоев общества.
    Т.о. ДЕМОКРАТИЯ – это такой метод властвования, при котором государственная власть осуществляется  по воле и при участии большинства господствующего класса.
  2.  авторитарным – предполагает, что управление осуществляется либо отдельной личностью, либо небольшой группой людей. Все остальные члены общности от управления отстранены, они являются управляемыми. Им навязывают волевое решение, принятое управляющей группой. Их принуждают к подчинению, исполнению этих решений при помощи специального аппарата принуждения.

В большинстве современных стран существует либерально-демократический ПР, который характеризуется:

  1.  конституционное закрепление и частичное осуществление демократических прав и свобод
  2.  наличие независимой судебной системы
  3.  наличие многопартийной системы, при которой легально существуют, участвуют в политической жизни, представлены в парламенте не только правительственные но и оппозиционные политические партии
  4.  формирование представительных органов на основе свободных всеобщих выборов
  5.  представительные органы законодательной власти наделены достаточно широкими полномочиями
  6.  построение системы органов государственной власти на основе принципа разделения властей

(свобода печати, свобода слова)

Демократический политический режим сочетается с такими формами правления как президентская, парламентарная и смешанная республика, а также с парламентарной  монархией. Невозможен демократический ПР при абсолютной и дуалистической монархии. Эти формы предполагают насильственные методы.

В большинстве государств демократический ПР. Степень демократизма может быть различна, когда в стране упраздняются демократические элементов это может свидетельствовать о сползании демократического ПР к авторитарному.

АВТОРИТАРНЫЙ ПР.

Это не демократический ПР. Применяют также термины тоталитарный ПР – это высшая степень. Это всеобъемлющий контроль  государства.

Признаки авторитарного режима:

  1.  частичная или полная ликвидация демократических прав и свобод
    1.  запрещение деятельности всех оппозиционных политических партий
    2.  срастание правящей партии с  государственным аппаратом и юридическое закрепление этого. Совмещение высшей партийной и государственной власти.
    3.  Ограничение избирательных прав, принципа выборности государственных органов.
    4.  Резкое ограничение полномочий парламента, превращение его в марионеточное декоративное учреждение.
    5.  Концентрация всей государственной власти в руках главы государства или правительства.
    6.  Фактический, а часто и юридический отказ от принципа разделения властей

В настоящее время многие государства освободились от авторитарного режима, освободились. Но пока еще рано говорить, что недемократические режимы ушли в прошлое.

В 70-80х гг. были распространены в странах латинской Америки, во многих странах Африки и некоторых Азиатских странах.

Недемократические режимы имеют несколько разновидностей:

  •  Тоталитарные режимы
    •  Фашизм – самый крайний режим. Возник после 1ой мировой войны и после победы октябрьской революции в России. Первый такой режим был установлен в 20е годы в Италии. Слово «фашист» итальянского происхождения. В последствии этот режим был установлен в Германии и потом и во многих европейских странах. Фашизм появился как реакция буржуазии на уже победившую пролетарскую революцию и с самого начала приобрел особенность: воинствующий антикоммунизм.
    •  Неофашизм
  •  Военно-демократический

По своей социальной природе фашизм – ни что иное как превентивная контрреволюция, имеющая своей целью не только предотвратить надвигающуюся  социалистическую революцию, но и увести массы в сторону от революционной борьбы под псевдосоциалистическими и шовинистическими лозунгами. Установлении фашизма не меняет сущности государства, не меняет  характер общественно-экономического строя, однако в отличие от демократического режима при фашизме к власти приходит самая реакционная часть буржуазии. Т.о. фашизм представляет собой  открыто  террористическую диктатуру  и шовинистических элементов финансового и промышленного капитала.  Социальную базу составляет некая буржуазия деклассированные элементы, маргиналы, а так же какая то часть обманутого рабочего класса.

Фашизм как политический режим обладает следующими чертами:

  1.  характерно полное запрещение всех политических партий  кроме одной- фашистской
  2.  полное слияние государственного и партийного аппарата. Отсутствие  негосударственных учреждений или общественных организаций. Государство полностью поглощает общество
  3.  полная ликвидация всех демократических прав и свобод
  4.  уничтожение всех институтов демократии (упраздняется парламент, ликвидируется все виды  самоуправления, нет выборности)
  5.  сосредоточение власти в руках политического вождя

отличается от других не демократических режимов некоторыми особенностями:

  1.  этот режим не просто уничтожает демократический институт. Но пытается обосновать теоретически необходимость уничтожения демократии.
  2.  национальный социализм. Вместо понятия классы - понятие корпорации (рабочие, предприниматели)
  3.  запрещается забастовки – объявляются преступными деяниями
  4.  установление этого режима происходило с использованием  демократических институтов, т.е. фашисты приходили к власти через выборы, законным, легальным путем (Гитлер).

Установлению  фашистского режима предшествует процесс фашизации – это ряд  подготовительных этапов, реакционных мероприятий правительства, которые создают  условия для  прихода к власти  фашистов.

Фашизация проявляется:

  1.  открытое демонстративное нарушения демократических прав и свобод
  2.  преследование и запрещение  коммунистических рабочих социалистических партий
  3.  слияние государственного аппарата с монополией, когда представители крупного капитала занимают крупные посты
  4.  милитаризация государственного аппарата - большое  влияние силовой структуры
  5.  резкое снижение роли центральных и местных представителей
  6.  рост дискреционных полномочий исполнительных органов – те полномочия, которые осуществляются без контроля, самостоятельно
  7.  усиление антидемократической расистской и националистической пропаганды
  8.  легальное существование в стране фашистских партий, группировок (в США – более 2 тысяч)

неофашизм -  фашизм в новых условиях, который приспосабливается к новым условиям – политическим, социальным, экономическим.

Социальная сущность неофашизма точно такая же как и  у фашизма (страны Латинской Америки)

Не располагает сколько-нибудь  значимой  социальной базой. Социальную базу  заменяет армия.

  •  Самый  распространенный  вариант неофашизма – режим военной диктатуры. При нем  запрещается права и свободы, проводятся  массовые репрессии, ликвидируется  выборность органов, самоуправления. В условиях военной диктатуры запрещается деятельность всех политических партий, всех общественных организаций. Власть сосредоточена в руках небольшого круга людей. Эти режимы  существовали в 60, 70,80 годах  ХХ века в странах латинской Америки, существовали до 1988. этот режим установляется  путем военного переворота.
  •  Расистский режим – это такой режим, при котором вся полнота власти принадлежит только лицам 1 белой расы (идеология аппотеидов: существование  2 рас с абсолютным превосходством белой расы над небелой) сейчас  эти режимы перестали существовать (Южной Родезии не существует, вместо нее Зимбабве)
  •  Военно-демократический режим – он имеет широкую социальную базу.
    •  Руководство государством осуществляет армия
      •  Руководители как правило стоят на позиции либеральных контрреформ
      •  Временный характер
      •  Сохраняется многопартийность
      •  Социально-экономические программы (это переходной вариант между авторитарным и демократическим режимами)

 

 

PAGE  10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58404. Злой волшебник табак 47.5 KB
  Цели урока: формировать понятие у учащихся о негативных факторах влияющих на здоровье человека; разъяснение причин курения; предоставить информацию о влиянии курения на организм человека; Оборудование: видеофильм о курении...
58405. Коррекция письма детей младшего школьно возраста с использованием интерактивной доски 1.83 MB
  Помимо немалых возможностей комплексной работы над речью средства интерактивной доски позволяют эффективно развивать некоторые психические процессы.
58406. Разработка учебно-методического пособия по расчету релейной защиты электроустановок от коротких замыканий для подготовки бакалавров по направлению Элетроэнергетика и электротехника 2.96 MB
  Целью изучения дисциплины «Релейная защита и автоматизация систем электроснабжения» является ознакомление бакалавров с основами релейной защиты и автоматизации систем электроснабжения
58407. Моделирование процесса реализация схемы электронного декларирования 491 KB
  Электронное декларирование – не просто использование электронных документов для таможенного оформления и контроля. Это, в первую очередь, новые технологии с более высоким уровнем формализации и автоматизации
58408. Оперативный учет производства 37.5 KB
  Общими документами оперативного учета являются: отвес накладные накопительные ведомости товарно-транспортные накладные и акты приемки. Учет поступившего скота и передача его на переработку в течение дня производится в журнале учета его движения.
58409. Продолжающееся действие, действие в процессе 52 KB
  After breakfast I аm afraid of nothing Are you afraid of something? I аm afraid of nothing – я не боюсь ничего Before I was afraid but now I аm not afraid I аm tired of everything
58410. Комплекты. Верхняя женская одежда 7.48 MB
  Дизайн является проектной деятельностью и связан с культурой нового типа — проектной культурой, объединившей научно-техническую и гуманитарную культуры, это художественное проектирование и процесс промышленного производства
58412. Организация и нормирование труда 67 KB
  Разделение труда предусматривает рациональное распределение работ и трудовых функций работников: по цехам участкам бригадам звеньям отдельным работникам а также по профессиональным и квалификационным группам.