64854

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Избирательное право и избирательная система связана с формированием органов государственной власти и ОМС. в объективном смысле это система юридических норм регулирующих порядок формирования выборных государственных органов...

Русский

2014-07-15

120 KB

0 чел.

ТЕМА: ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.

  1.  избирательное право и выборы
  2.  организация и порядок проведения выборов
  3.  понятие и виды избирательных систем
  4.  референдум и практика его применения.

Вопрос 1.

Избирательное право и избирательная система связана с формированием органов государственной власти и ОМС.

Выборы  являются 1 из неотъемлемых элементов демократии. Под  выборами понимается формирование каких-либо органов, в т.ч. и органы государства путем голосов.

Существовали выборы в рабовладельческом государстве, в эпоху феодализма. Однако самое  широкое  распространение выборы получили  в период становления и развития буржуазного государства.

Наука  КП изучает проблемы выборов, связанные только с формированием высших и местных органов власти и управления. Никакие другие выборы КП не регулируются.

Значение выборов, их роль, общественная функция зависит от соотношения социальных и политических сил в конкретной стране, а так же от фактической роли того  органа. Который формируется путем выборов.

Виды выборов:

  •  В зависимости от формы проведения:
  •  Прямые – голос за определенного участника
  •  Косвенные – избирателями путем голосования формируется коллегия выборщиков, а затем члены коллегии избираются органы государственной власти. (президент США)  
  •  Многостепенные – когда избиратели выбирают  представительные органы (парламент), а затем депутаты представительного органа выбирают вышестоящие органы, президента – при участии парламента.
  •  По времени:
    •  Очередные – проводятся тогда, когда заканчивается срок полномочий выборного органа
    •  Внеочередные – когда срок прекращается раньше
    •  Промежуточные – проходят между выборами президента, и не совпадают по времени с президентскими. Переизбирается часть  представительного органа (США)
  •  Иногда бывают  экстраординарные выборы – в случае принятия новой конституции, в случае государственного переворота.

Выборы – способ формирования органов государственной власти (ОМС в странах с демократическим правовым режимом)

Юридической формой выборов является избирательное право.

В науке КП этот термин  имеет 2 значения:

1. в объективном смысле – это  система юридических норм, регулирующих порядок формирования выборных государственных органов

2. в субъективном смысле – это  право каждого гражданина участвовать в формировании  выборного органа, т.е.  право избирать (активное) и право быть избранным (пассивное)

Все современные конституции провозглашают всеобщее и равное избирательное право при тайном голосовании.

Институт избирательного права возник в конце 17, 18 веке в эпоху антифеодальных революций и с самого начала этот институт носил ограниченный характер. Правовая доктрина того времени провозглашала естественные права личности на свободу и неприкосновенность, однако личностью признавался только собственник, т.е владелец собственности. Те, кто не располагал ч/с рассматривались как не свободные люди, имели зависимое положение. Избирательное право изначально было чрезвычайно ограниченным.

Принцип всеобщего избирательного права появился в буржуазных государствах и получил свое закрепление только в результате длительной упорной борьбы рабочего класса и других слоев населения за свои политические права. По воздействием демократического движения, которое усилилось к середине 20 века конституции многих стар провозглашали принцип всеобщего избирательного права.

Всеобщность избирательного права означает, что этим правом должны обладать все без исключения совершеннолетние дееспособные граждане данного государства. Принцип всеобщности в течении очень длительного времени существенно ограничивался. Долгое время почти половина населения всех зарубежных стран были лишены возможности участвовать в выборах. Женщины не имели права участвовать в выборах, только в результате борьбы они этого добились (Франция1944, Иран1963, Швейцария1971г.). Возраст в большинстве стран долго равнялся 21-25 лет. В конце 60-70х гг во многих странах мира активизировалась борьба молодежи за свои права, в числе лозунгов было и снижение возраста политического совершеннолетия. Под воздействием этих событий в большинстве ЗС возраст был снижен до 18 лет. Сейчас в Нидерландах -23, Италия -25, Финляндия  - 20 лет.

Однако, это не значит, что на практике все указанные могут реализовать право голоса. Во всех странах действуют избирательные цензы – это  установленное законом условие, которому должен соответствовать гражданин, чтобы получить право голоса.

В разных странах различные избирательные цензы:

  •  Имущественный ценз -  требование уплачивать определенную сумму налога со своих доходов. Встречается редко.
    •  Колумбия
    •  Либерия
    •  Коста-рика
    •  Австралия
    •  Новая Зеландия
  •  Образовательный ценз – требование иметь определенный уровень образования, ценз грамотности- требование обычной функциональной грамотности.
    •  Страны Латинской Америки
    •  Австралия
    •  Азия
  •  Ценз оседлости – наиболее распространен, требование проживать в течение определенного законом времени в той местности, где проходят выборы.
  •  Специальный ценз, который лишает и активного и пассивного избирательного права военнослужащих
    •  Аргентина
    •  Колумбия
    •  Эквадор
    •  Гондурас
    •  Мексика
    •  Нидерланды
  •  Дания, Швейцария – не имеют права голоса, лица содержащиеся за общественный счет.
  •  Камерун, Ливан – лица объявленные не состоятельными должниками или банкротами лишаются права голоса
  •  США – бедняки, которые проживают в государственных приютах или получают пособия от ОМС не имеют права голоса. В некоторых штатах США действует «моральный» ценз – чтобы избиратель обладал добрым характером, наличие здравого смысла.

Многие граждане, внесенные в избирательные списки и соответствующие требованиям, не являются не выборы. Это абсентеизм – массовое уклонение избирателей от участия в выборах. Обычно причиной этого отмечают:

  •  неверие избирателей, что участие в их выборах может позитивно повлиять на выборы
  •  отсутствие реального выбора у избирателей
  •  экономическое благополучие страны, политическая стабильность, отсутствие напряженности

В Индонезии 96% населения участвует в выборах, Австралия – 95%, Германия -82%, Великобритании – 72%, Япония – 60%, США – 49%.

2 принцип избирательно права: ПРИНЦИП РАВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА.

Принцип равного избирательного права означает, что все избиратели принимают участие в выборах на равных основаниях. Он означает равенство голосов избирателей.

Этот принцип предполагает правило:

  •  одни избиратель = один голос
  •  все избиратели составляют единый избирательный корпус и никакие категории населения не обладают преимуществами по количеству избирательных голосов
  •  избирательные округа от которых избирается равное число представителей должны приблизительно равны между собой по количеству населения, т.е. избирателей, проживающих на их территории.

Иногда при создании округов применяются приемы:

  •  избирательная геометрия – стараются выкроить округи более выгодно
  •  избирательная география

3 принцип: ПРИНЦИП ТАЙНЫ ГОЛОСОВАНИЯ

Принцип тайны голосования обеспечивает абсолютную свободу  волеизъявления избирателей. Никто и никогда не узнает как голосовал избиратель в ходе выборов. Избиратель может попросить другого избирателя проголосовать, но только это д.б. не член избирательной комиссии или иные представители политических партий и т.п.

Вопрос 2.

С избирательным правом тесно связанна избирательная система. В науке КП этот термин понимают в широком и узком значении. В узком смысле избирательная система понимается как способ определения результатов голосования. Именно в этом узком смысле различаю мажоритарные и пропорциональные избирательные системы.

В широком смысле избирательная система понимается как совокупность ОО, возникающих в связи с организацией и проведением выборов государственных органов и определение результатов голосования. ИС в широком смысле включает в себя:

  1.  правоотношения
  2.  ОО не урегулированные нормами права, складывающиеся из механизма действия политической системы данной страна, традиций, обычаев, национальных и религиозных особенностей

ИС в широком смысле включает 3 группы ОО:

  1.  отношения по поводу организации выборов
  2.  по вопросу проведения выборов
  3.  отношения по поводу определения результатов голосования

ИС включает в себя избирательный процесс, т.е. последовательный ряд действий уполномоченных органов по организации, проведению выборов и определению результатов.

Избирательный процесс состоит из 3х стадий:

  1.  организация выборов
    1.  организацию избирательных округов и избирательных участков – избирательные округа – это часть территории государства с проживающим населением, на которой проводятся все действия по организации и проведению выборов. В избирательных округах регистрируются кандидаты и проводится вся предвыборная работа. Избирательные округа бывают:
      1.  униноминальные (одноименные) – из числа нескольких кандидатов д.б избран один представитель от этого округа
      2.  полиноминальные (многоименные) – из многих кандидатов выбирается несколько человек
        Избирательные округа делятся на избирательные участки – это часть территорий избирательного округа с проживающим населением, в которых проводится регистрация избирателей, ведется предвыборная агитация и осуществляется голосование в специально предназначенном для этого пункте.

Для организации и проведения выборов создаются специальные органы: специальные избирательные комиссии, но в ряде стран руководство и наблюдение осуществляет административный аппарат (МВД), иногда суды, муниципалитеты.  

  1.  составление избирательных списков. Избирательные списки – это политический и юридический документ, который определяет круг субъектов голосования. Составление избирательных списков в европейских странах осуществляется местными органами (Великобритания – чиновники; Индия – комиссары по выборам; Израиль – МВД). Для внесения в избирательный список избиратель д.б. зарегистрирован в качестве избирателя. Практика ЗС знает две системы регистрации избирателей:
    1.  обязательная – в основном применяется в странах Европы и Азии. При этой системе согласно закону регистратор обязан заботиться о том, чтобы каждый гражданин, соответствующий избирательным цензам, был внесен в избирательные списки. В некоторых странах избирательные списки составляются заново перед каждыми выборами.
      1.  не обязательная – применяется в США, большинстве стран Латинской Америки. При этой системе регистратор даже формально не обязан включать в избирательные списки всех избирателей. Регистрация проводится только по инициативе самого избирателя, а регистратор лишь проверяет соответствие гражданина цензам.
      2.  *система постоянной регистрации – применяется в некоторых странах – когда избиратель навсегда вносится в избирательный список
    2.  выдвижение кандидатов. Основную роль играют политические партии. Прежде всего, ПП разрабатывают избирательную платформу партии – это политический документ. Избирательная платформа в определенной мере отражает политическую линию данной партии, намечает перспективу ее деятельности и, как правило, содержит значительное число предвыборных обещаний. Каждая ПП выдвигает кандидатов на выборные должности.
    3.  Финансирование – выборы стоят чрезвычайно дорого. Демократия дороже чем авторитаризм. Часть расходов покрывает государственный бюджет. Используются пожертвования избирателей (создаются избирательные фонды ПП и фонды кандидата). Каждая политическая партия может и должна создавать свой избирательный фонд – это банковский счет, на которые поступают средства от физических и ЮЛ в поддержку ее избирательной кампании. Законодательство устанавливает условия по которым могут быть приняты средства на счет в большинстве стран запрещается принимать средства от иностранных лиц. Во многих странах устанавливается верхняя планка  принятия таких пожертвований. Аналогичные требования предъявляются в фонду кандидатов. Ограничения во всех государствах- запрещается принимать анонимные пожертвования. Остатки средств должны быть возвращены  пожертвователю в равных долях. Так же источником могут служить собственные средства.
    4.  Предвыборная агитация, которая осуществляется в рамках закона. Законодательство определяет формы и способы агитации. Задействуются все средства массовой информации, выпускается огромное количество брошюр. Агитация прекращается за сутки до выборов.

  1.  проведение выборов
    1.  решается вопрос о том, какое голосование проводится: обязательное или не обязательное
    2.  определяется механизм определения выборов
    3.  обеспечение тайны голосования

в большинстве стран закон устанавливает тайное голосование и предусматривает целый ряд технических мер. В большинстве стран голосуют при помощи избирательны бюллетеней, т.е листов бумаги, на которых напечатаны фамилии кандидатов или список кандидатов. Голосование осуществляется лично, в закрытой кабинке, где голосующий присутствует один, затем бюллетень опускается в закрытый ящик. В некоторых странах применяется машина для голосования, нажимают кнопку в закрытой кабине. В большинстве стран субъект избирательного права рассматривается как право гражданина которое он может реализовать а может и отказаться. В некоторых странах было введено обязательное голосование. Рассмотренное как гражданский долг, за неисполнение которого могут применяться санкции до 2 лет лишения свободы. Общественное порицание, денежный штраф и лишение избирательного права (Бельгия, Дания, Австралия, Нидерланды). В Италии, Аргентине и Эквадоре денежные штрафы применяются по нарастающей. В Австрии тюремное заключение  на 4 недели. Институт не демократичен, т.к нарушает свободу волеизъявления.

  1.  подведение итогов, определение результатов
    1.  какая избирательная система в узком значении применяется на данных выборах: мажоритарная или пропорциональная

подведение итогов.

После  закрытия помещения, где  расположены  избирательные участки, подводится  подсчет голосов, на всех кандидатов  составляется протокол, в котором отражаются результаты голосования на данном участке.

На основании этих  сведений делается вывод по данному участку. Эти сведения незамедлительно передаются в окружную избирательную компанию. Там подводятся итоги по округу в целом и  определяют, кто в данном округе победил.

Затем из округов – в  территории и, наконец, в  центральной избирательной  компании. В установленный срок все  сведения о выборах должны обнародоваться. ЦИК  публикует сведения в официальном источнике, объявляется победитель. Избирательный процесс считается законченным.

 Если выборы были признаны несостоявшимися, то должен быть назначен день повторных выборов, которые проводятся точно так же, только в более сокращенные сроки.

Результаты голосования зависят от того, какая избирательная система применяется на данных выборах: мажоритарная или пропорциональная.

Вопрос 3.

Существует несколько видов избирательных систем. Прежде всего различают:

  •  мажоритарную
  •  пропорциональную

мажоритарная избирательная система – это избирательная система, при которой в каждом избирательном округе для избрания необходимо получить большинство голосов. Кандидаты меньшинства не могут быть избранны.

Разновидности:

  1.  это  МИС относительного  большинства. Система применяется в Великобритании, США, Канаде, Индии и в других странах англосаксонской  правовой системы. При этой системе  избранным считается тот, кто  собрал больше голосов. Чем каждый из его соперников. При этом победителем может  быть кандидат, набравший значительно меньше половины всех голосов поданных по округу. Если в округе  баллотируются много кандидатов, то голоса могут быть распределены так, что  ни 1 не победит.                                                                                                         Существует 2 достоинства:
    1.  эта система очень проста, она не требует значительных затрат, голосование проводится в один тур
    2.  высокая степень результативности. При любом раскладе сил, при любой явке избирателей победитель может  быть выявлен всегда

недостатки:

  1.  то обстоятельство, что избранным может быть кандидат, который не представляет большинство избирателей, может быть кандидат представляющий интересы  меньшинства.
  2.  Очень значительное число голосов как бы  пропадает. Все избиратели, которые голосовали за  другого кандидата, не получили  своего представителя в парламенте или ином коллегиальном органе.
  3.  Крайне  несовершенна, несправедлива, выгодна крупным  ПП. Крупные ПП однозначно одерживают победу.
  4.  мажоритарная система  абсолютного большинства – при этой системе для победы кандидату необходимо  набрать абсолютное большинство голосов, т.е. 50% + 1 голос.                                                                                                                                Эта система обладает определенными достоинствами:
    1.  кандидат, одерживающий победу. Реально является представителем большинства

недостатки:

  1.  пропадает очень значительное число избирательных голосов. Все голоса, поданные за  другого кандидата, пропадают
  2.  низкая степень результативности – если ни один из кандидатов не набирает  абсолютного большинства голосов, возникает необходимость  проведения  2 тура голосов. Это усложняет, удорожает выборы, увеличивает время. Для участия во 2 туре  допускаются только те кандидаты которые, которые принимали участие в 1 туре (Франция: избираются депутаты парламента и президент французской республики)
  3.  мажоритарная система квалификационного большинства. Это такая система, при которой для избрания кандидату  необходимо набрать  заранее установленное  законное большинство голосов, как правило, значительное превосходство 50% (например, выборы президента Италии). Формируется коллегия  из депутатов парламента и выборщики из  представителей области. В этой  коллегии проходных голосов  по выборам президента необходимо набрать не менее 65% голосов. Количество туров неограниченно.

Достоинства:

  1.  избранный по этой системе глава государства реально является представителем  большинства (членов коллегии выборщиков)

недостаток:

а.   очень низкая степень результативности

эта система практически не применяется как система общенационального голосования. Данная система принимается, когда круг избирателей ограничен рамками коллегии выборщиков.

 

Пропорциональная избирательная система  - применяется только для формирования коллегии представительного органа.

Применяется  пропорциональная избирательная система  на выборах парламента – Италия, Швейцария, Австралия, некоторые страны Латинской Америки.

Эта система основана на принципе пропорциональности между количеством голосов избирателей и количеством  завоеванных мандатов.

Пропорциональная избирательная система может быть только полиноминальной, т.е. она применяется только при наличии многоименных, многомандатных округов. Эта система предполагает  образование очень больших избирательных  округов, от каждого  избирается по несколько депутатов, причем чем больше избирательные  округа, тем  точнее действует  пропорциональная система. Идеальный вариант – превращение страны в один избирательный округ.

В тех странах, где  применяется эта система, выборы являются строго-партийными. Каждая ПП выдвигает свой список  кандидатов на  выборные должности и избиратели  голосуют именно за эти партийные списки. После того, как  окончено голосование. Определяют сколько мандатов достается  каждой ПП, необходимо разделить эти депутатские мандаты между этими ПП пропорционально. Для того, чтобы распределить места в парламенте между списками ПП необходимо вычислить  избирательную квоту.

Избирательная квота – наименьшее число избирательных голосов, необходимых для получения 1 депутатского мандата. Избирательная квота  приблизительно равна  частному от деления количества подданных  по округу голосов на количество избирательных мандатов. Существует много различных способов вычисления  избирательной квоты. Самый простейший способ был предложен  более 100 лет тому назад Томасом Хэром – естественная  квота = частному от деления количества поданных  по округу голосов на количество распределения  депутатских мандатов.

Q =x / y

Каждая ПП получает столько мест, сколько раз  избирательная квота укладывается  в количестве  голосов, необходимых этой партии.

Избирательная квота – избирательный метр.

При этой системе всегда остаются остаточные голоса и всегда остаются нераспространенные мандаты.

Для того, что бы  распространить  оставшиеся нераспространенные  мандаты, применяется метод  «наибольшего остатка», в  соответствии с которым дополнительные мандаты получают те ПП, которые имеют наибольшие остатки голосов после первого деления на квоту.

Иногда применяется метод «наибольшей цифры», при котором не распространенные мандаты передаются тем ПП, которые набрали относительное большинство голосов.

Методы эти несовершенны, поэтому были  придуманы новые методы вычисления  избирательной квоты, чтобы можно было распределить все мандаты при первом делении.

Одним из методов вычисления избирательной квоты был метод, придуманный Друпом: при  определении квоты по формуле Q= х / у, знаменателю прибавляется ряд натуральных чисел (+1, деление, +2, деление …) т.е Q = х/ у+1  Q= х/ у +2   Q =х/ у +3 и т.д.

Вычисление проводится  до тех пор, пока не получит квоту при помощи которой можно распределить все мандаты. Но все равно остаются остаточные голоса, которые пропадают.

Еще один метод – метод «наибольший  средний». Этот  метод был предложен профессором  Виктором д’Онтом.  

Суть  этого метода заключается в том, что голоса поданные за каждый партийный список делятся на  ряд натуральных чисел, т.е. сначала делят на 1, потом первоначальное число голосов  делят на 2 и т.д. полученные остатки располагаются строго по порядку – по убывающей.

В этом ряду находится частное отделенное, которое занимает порядковый номер, равный числу мандатов, подлежащие распространению и это  частное принимается  за избирательную квоту. На эту квоту делят голоса каждой ПП без остатка.

Если по этой системе проводить выборы в  едином общенациональном избирательном округе. То этот недостаток исчезает, т.е сводится к незначительному минимуму.

Названный способ исчисления избирательной квоты позволяет ответить на вопрос о том сколько депутатских мест получит та или иная ПП. Однако необходимо решить еще 1 задачу, ответить на вопрос, кто из кандидатов займет места в парламенте. Для ответа на этот вопрос применяется правило «связанных списков» и  правило «свободных списков».

После того, как распределены соответственно кто из списков кандидатов получит мандаты, применяют 2 правила:

  1.  правило связанных списков – ПП сама определяет порядок расположения кандидатов в списке. Избиратель не может повлиять на этот порядок, он голосует за весь список в целом. При этом партия может провести в парламент даже крайне не популярного кандидата, поставив его во главе списка в том округе, где наибольшие шансы на победу. Т.о. это правило существенно искажает волю избирателей. (Израиль)
    1.  правило свободных списков – более демократическое, применяется  в Италии при выборах депутатов парламента. Это правило позволяет избирателям выразить свое отношение к кандидатам внутри партийного списка путем выставления против фамилии депутата своих преференций (предпочтений). Напротив фамилий он ставит нумерация в том порядке, в котором хотел бы видеть. После того как голосование закончилось и мандаты распределены между ПП, в отношении каждого кандидата из партийного списка проводится подсчет преференций. И тот кандидат у которого самая маленькая цифра (больше первых мест) в окончательном варианте списка передвигается на первое место и т.д. Т.о. избиратель имеет возможность выразить свое отношение к конкретным кандидатам в партийном списке. Такое голосование принято называть преференциальным голосованием. Такое голосование в известной степени возмещает негативные стороны пропорциональной избирательной системы.

В целом пропорциональная система по сравнению с мажоритарной является более демократической. При этой системе пропадает намного меньше голосов избирателей, а распределение мест в парламента боле мене точно соответствует влиянию ПП. Эта система. Эта система создает наибольшие гарантии равного избирательного права. Оно позволяет различным слоям общества получить представительство в парламенте и использовать парламент как средство более справедливого отстаивания своих интересов.

Как правило, крупные буржуазные партии заинтересованы в сохранении мажоритарной системы. Но в тез случаях когда им не удается ликвидировать пропорциональную систему прибегают к различным способам искажения принципа пропорциональности.

Способов искажения этой системы много. Наиболее распространенными являются:

  •  панаширование – это установленное законом разрешение избирателю голосовать за кандидатов из различных партийных списков. Избирателю предоставляются столько голосов сколько депутатских мандатов подлежит распределению в этом округе. Эти голоса он может отдать либо все за один список либо разделить между несколькими партийными списками.
  •  соединение списков или блокирование партий – блокирование партий разрешается и заранее до момента голосования, но иногда блокирование разрешается даже в момент подсчета голосов.  Объединенный список вступивший в объединенный блок по количеству показателей сразу опережает списки других ПП. При этом голоса, поданные за каждый из списков механически складываются. Распределение мандатов в пользу такого блока партий. Кроме того нарушается волеизъявление избирателей.
  •  введение загородительных пунктов законодательства – это установленное законом условие, в соответствии с которым участие в распределении мандатов принимает только партии набравшие установленный минимум голосов. Минимум везде различен, например, в Израиле – 1%, в Лихтенштейне – 18 %. В среднем составляет 4-5%. Голоса избирателей отданные за  партии не набравшие  установленного минимума, не  учитываются при вычислении избирательной квоты. Голоса избирателей за партии  не набравшие минимума не учитываются. Заградительный пункт преграждает доступ в парламент представителей малых  ПП, что приводит к нарушению идеи демократии. Малочисленные ПП подвергаются дискриминации, по единственному основанию, по численности избирателей. Заградительный барьер – это искусственно созданный  барьер для крупных партий, защита от мелких. Искажение принципов пропорциональности в пользу крупных партий.

Вопрос 4.

Референдум  в переводе означает –«то, что должно быть сообщено». Референдум – форма прямой демократии. Это всенародное голосование по законопроектам. В ходе референдума принимается закон, вносятся изменения в закон, принимаются решения об отмене, могут быть приняты государственные решения, например, о вступлении страны в международную организацию, об изменении формы правления, о предоставления статуса автономии и т.д.

Существует много различных видов референдумов:

  •  императивные – решения такого референдума окончательное, оно обязательно для исполнения всеми органами государственной власти
  •  консультативные – решения такого референдума имеет рекомендательный характер. Такой референдум – это способ выявления мнений избирателя по тому или иному вопросу, однако орган, принимающий окончательное решение учитывать не обязан.

Различают референдум:

  •  дозаконодательный – проводится по проекту закона, который выносится непосредственно на референдум, минуя парламент.
  •  послезаконодательный – проводится по поводу закона уже одобренного парламентом для окончательного утверждения.

Различают:

  •  конституционный – на котором принимаются поправки к конституции либо принимается новая конституция
  •  обыкновенный – все остальные виды законов

Различают:

  •  обязательный – проводится в тех случаях, когда конституция не предусматривает других способов принятия решения
  •  факультативный – назначение такого референдума зависит от усмотрения соответствующих органов тех субъектов, которые наделены этим правом.

Различают:

  •  общенациональный
  •  региональный
  •  местный

Референдум предусмотрен конституционным законодательством очень многих зарубежных стран. Характер референдума зависит от конкретной исторической ситуации, зависит от политического режима в данной стране, от расстановки социальных и политических сил в момент проведения референдума (Германия).

В зарубежных нормах КП одни авторы считают, плебисцит – это разновидность референдума, другие – более широкое понятие и референдум – это разновидность плебисцита.

Различия:

Референдум – это всегда голосование в ходе которого решается судьба законодательного акта.

Плебисцит – это всенародное голосование по какой-либо политической проблеме в ходе которого избирателями решается вопрос внутренней или внешней политики.

Иногда между референдумом и плебисцитом сложно провести грань, в конкретном случае, т.к. иногда референдуму специально предают черты плебесцизма. Например, референдумы, которые были объявлены бывшим президентом Французской республики Шарлем де Голлем. Согласно ст.11 конституции Франции президент имеет право объявить референдум и вынести любой вопрос, минуя парламент. Де Голль придавал этим референдумам характер плебисцита, т.к. связывал голосование по законопроекту с вопросом о доверии ему как главе государства. 1969 г. де Голль провел такой референдум, воздействуя на избирателей таким образом, но этот референдум дал отрицательный результат и де Голль был вынужден подать в отставку.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4556. Електрообладнання автомобіля 53.5 KB
  Електрообладнання автомобіля поділяється на дві групи. Перша група – це джерела електричної енергії: генератор і акумуляторна батарея. Друга група, яка носить назву споживачів – це всі інші прилади електрообладнання. 1.Джерела струму Акуму...
4557. Битлз и из роль в развитии молодежной музыкальной культуры ХХ века 192 KB
  Тинэйджеры зачастую подвержены подростковому нигилизму, когда не воспринимается ничего, связанного с поколением родителей.Мне же всегда была интересна эпоха их юности, то время, когда мои мама с папой были такими же, как я теперь...
4558. Валютные операции банков 167 KB
  Валютные операции банков Регулирование валютных операций коммерческих банков Сущность и классификация валютных операций коммерческого банка. Валютная позиция: содержание, виды, лимиты Основные виды валютных операц...
4559. Внутренний контроль в коммерческих банках 91.5 KB
  Внутренний контроль в коммерческих банках Система внутреннего контроля в коммерческих банках и банковских группах Служба внутреннего контроля банка, функции и принципы организации Система внутреннего контроля в коммерческ...
4560. Прогнозирование производства продукции скотоводства в племрепродукторе, разводящем черно-пеструю породу крупного рогатого скота с поголовьем в 1700 коров и удоем 5000 кг 457 KB
  Прогнозирование производства продукции скотоводства в племрепродукторе, разводящем черно-пеструю породу крупного рогатого скота с поголовьем в 1700 коров и удоем 5000 к Введение Скотоводство является одной из важных и сложных отраслей сельского хозя...
4561. Разработка комплексного проекта свиноводческой фермы с годовой производительностью 7 000 ц свинины в живой массе 340 KB
  Разработка комплексного проекта свиноводческой фермы с годовой производительностью 7 000 ц свинины в живой массе Введение Свиноводство - важная отрасль животноводства. Поголовье свиней на земном шаре составляет около 740 млн. В мясном балансе на дол...
4562. Изучение модуля аналого-цифрового преобразователя ADC08 и способов согласования АЦП с внешними устройствами 138.5 KB
  Изучение модуля аналого-цифрового преобразователя ADC08 и способов согласования АЦП с внешними устройствами Цель работы: Изучить модуль АЦП микропроцессора, освоить методику программирования модуля. Изучить способы согласования аналоговых сигналов. ...
4563. Государственный долг 143.56 KB
  Цель работы — изучить государственный долг в финансовой системе государства и определить его роль в бюджетном процессе, также осветить проблемы и пути совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь. В процессе работы ...
4564. Совершенствование мотивации труда как функции управления на примере ОАО Хлебная база № 52 Заринского района 469.5 KB
  Совершенствование мотивации труда как функции управления на примере ОАО Хлебная база № 52 Заринского района Введение Одним из основных условий высокой эффективности деятельности организации любой формы собственности является наличие сознательной тру...