64856

ПАРЛАМЕНТ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Лекция

Мировая экономика и международное право

Парламент в системе высших органов государственной власти порядок формирования и структура парламента правовое положение депутата полномочия парламента законодательный процесс Однако реализация полномочия Парламента не всегда соответствуют его правовому статусу.

Русский

2014-07-15

69 KB

0 чел.

ТЕМА: ПАРЛАМЕНТ  В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

  1.  парламент в системе высших органов государственной власти
  2.  порядок формирования и структура  парламента
  3.  правовое положение  депутата
  4.  полномочия парламента
  5.  законодательный процесс

вопрос 1.

Парламент возник  в эпоху  антифеодальной  революции, как общенациональное. Представительное  учреждение  буржуазного государства.

«парламент» в переводе  с французского «парле»- разновидность.

Парламент – это  высший  общенациональный  представительный, выборный, коллегиальный орган законодательной власти, работающий на постоянной профессиональной основе в системе деления властей.

Конституции всех современных государств  провозглашает  парламент носителем  верховной законодательной власти, занимает особое положение в системе  высших органов государства (например, раздел 1 ст.1 К. США постановляет: все  установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат конгрессу , состоящему из сената и палаты представителей. Ст.70 Италии: законодательные функции  осуществляются  совместно обеими палатами; ст. 41 К. Японии: парламент – высший орган  государственной власти и единственный  законодательный  орган государства.). Однако  реализация  полномочия  Парламента не всегда  соответствуют  его правовому статусу.

Во многих странах  фактическое положение  парламента отличается от провозглашенного. Здесь  ограничение законодательной власти и  усиление  исполнительно -распорядительной власти. Т.о.   парламент  теряет свое  первоначальное значение. Тенденция  снижения  роли парламента во многих государствах  связана с кризисом парламентаризма.

Парламентаризм – это  такая форма государственного руководства. Для которого характерна:

  1.  ведущее положение парламента в системе  высших органов государственной власти
  2.  контроль парламента  над исполнительной властью
  3.  деление законодательного и исполнительного  труда
  4.  привилегированное положение депутатов и их юридическая независимость от избирателей.

Парламентом  оформляется и получило широкое распространение в  период  домонополистического развития буржуазии. Избирательное право было ограничено, следовательно, к участию  в В. Дополнилось незначительным числом  и депутаты Парламента были только представителями  только буржуазии. Именно это время  законодательно закрепило  особое положение   парламента в системе  высших органов  и учредился контроль парламента над  правительством. Однако в течении 20 в. В результате борьбы трудовых слоев населения  за свои политические права  происходила  постепенная демократизация  избирательного права – оно становится всеобщим. В парламентах получают представительство разные социальные слои, он  перестает быть  социально-однородным органом.

Внутри буржуазии происходит  дифференциация, расслоение на группы:

1. крупнейшая  монополистическая  буржуазия, интересы  которого не совпадают с интересами  средней и мелкой буржуазии. С  этого времени этот слой стремился ограничить  полномочия парламента, т.к. он мог быть использован другими слоями общества в борьбе  против  всевластия монополии. И  усиливается  роль исполнительной власти за счет  ограничения   парламентских полномочий наступлением кризиса парламента. Степень   развития  кризиса  парламента  зависит от  состояния экономической  и социально-политической системы страны. В  неблагоприятных условиях кризис парламентаризма усилился или наоборот  в странах  с высоким уровнем  экономики  парламентаризм  постепенно укреплялся (скандинавские страны). Еще  одним  фактором  является   принципиальная разница способов формирования и порядка работы этих органов парламента формируются избирателями в условиях  всеобщего избирательного права правящие  круги не могут  одновременно влиять  на парламентарное правительство – это орган не выборный, а назначаемый  составом правительства. Может быть предопределено  по воле  доминирующих  слоев общества. Работа   парламента достаточно публична. Прозрачных на заседаниях могут  присутствовать представители СМИ, протоколы заседания публикуются. (во Франции публикуются в специальных изданиях), а заседания правительства всегда за  закрытыми  дверями, в строгой секретности.

Ограничение прав парламента проявляется прежде всего в сфере взаимоотношений парламента с органами исполнительной власти. Законодательство – это важнейшая область государственной деятельности, изначально считалась исключительной прерогативой парламента.

Ограничения:

1. делегированное законодательство -прямое наделение правительства правом издания нормативных актов, обладающих силой закона. Это положение закреплено в конституциях ряда государств.

 А в некоторых странах это осуществляется на основе практики, даже вопреки конституции (США, Японии)

2. монополизация правительством права законодательной инициативы - правительственные законопроекты составляют подавляющее большинство всех законов, принимаемых парламентом.

3. фактическая или конституционное ограничение круга вопросов по которым может законодательствовать парламент. Все остальные вопросы, не вошедшие в этот перечень отнесены к ведению регламентарной, т.е. исполнительной власти.

 Ст.34 конституции Франции - устанавливает замкнутый перечень вопросов, который не подлежит расширительному толкованию.

4. Принятие "законов-рамок" или "законов-принципов" - это законы, принимаемые парламентом в самом общем виде с предоставлением правительству или президенту права развивать или дополнять эти законы. Зачастую это позволяет придавать такому закону смысл, прямо противоположный тому, который имел ввиду парламент.

Взаимоотношения парламента с правительством и главой государства зависят от формы правления. Так в парламентарных странах - парламент играет важную роль в процессе формирования правительства.

В некоторых  странах правительство может приступить к работе только после получения одобрения парламента.

Как правило парламент не влияет на определение программы правительства, но выражает свое пожелание. Кроме того, парламент может выразить недоверие правительству, побуждая его уйти в отставку.

Но в этом случае сам парламент подвергается риску досрочного роспуска, т.к. правительство может через главу государства распустить парламент. В

В президентских республиках парламент и президент независимы. Президент сам формирует правительство без участия парламента. Парламент не может быть досрочно распущен, но и не может выразить недоверие парламент.

Но парламент в президентских республиках правительство может влиять на президента только косвенно.

В смешанных государствах правительство формируется на непарламентской основе. При этом президент не обязан учитывать соотношение партийных сил парламента. Однако, как правило, формируя правительство президент принимает во внимание расстановку политических сил в парламенте. Парламент имеет право выразить правительству квотум недоверия.

Но при этом он также рискует быть распущенным.

Нужно иметь ввиду, что в реальности все государственные органы представляют собой единый механизм осуществления государственной власти. Его деятельность направлена на обеспечение интересов тех слоев общества, в руках которых находится государственная власть.

Вопрос 2.

Порядок формирования парламента тесно связан с их структурой. В большинстве современных стран парламент состоит из 2х палат. Лишь в некоторых странах из развитых государств парламентов однопалатные (Дании, Швеции).

Для развивающихся стран (Азии, Африки) характерна однопалатная структура парламента. Исключение здесь составляют только 2х палатные парламенты Алжира, Ямайки.

в странах с федеративной формой государственного устройства 2х палатный парламент - один из главных признаков федерализма, т.к. в верхней палате парламента представлены субъекты федераций, а нижняя палата является палатой общенационального палатного единства.

1) сохранение исторической традиции, согласно которой парламент первоначально был органом сословного представительства.

2) выполнение верхней палатой роли средства, сдерживающего радикальные демократические тенденции нижней палаты. Большинство ученых считают, что 2х палатная структура абсолютно обоснованна для федераций и избыточна для унитарных государств.

Однопалатные парламенты, а также каждая палата 2х палатного парламента обладает внутренней структурой. После избрания депутаты парламента формируют внутренние органы парламента. Заседаниями палат парламента  руководит единоличный председатель (в англоязычных странах - спикер), который избирается на первом заседании первой сессии парламента.

В отдельных странах существуют коллегиальные органы такого рода. Кроме председателя, избирается один или несколько заместителей. Председатель может избираться на весь срок полномочий парламента или на период одной сессии. В большинстве стран действует правило, в соответствии с которым председатель парламента должен быть политически нейтрален.

Т.е. на время выполнения своих обязанностей он приостанавливает членство в политической партии или даже выходит из нее. Разные страны наделяют председателя разным объем полномочий. Например, спикер в Великобритании - определяет многое. Слабым председателем является председатель в США.

Партийные фракции - объединение депутатов по партийной принадлежности. Создание партийной фракции законодательно урегулировано. Регламент палаты определяет сколько депутатов парламента могут создать партийную фракцию.

1) Партийная фракция имеет право на получение помещения для собрания, проведения заседания.

2) Партийный фракции д.б. представлены во всех комитетах парламента, комиссиях, бюро, пропорционально своей численности.  

3) От имени фракции разрешается выступление вне очереди.

Очень важным и очень влиятельным является пост председателя партийной фракции. Кроме лидера каждой фракции могут быть и другие представители руководств. "Партийные кнуты" должны обеспечивать явку своих депутатов на все заседания. Партийная фракция чрезвычайно важный элемент.

В каждой палате парламента создаются комитеты и комиссии. Комитеты являются постоянно действующими органами палат, количество комитетов в разных парламентах различно, устанавливается регламентом палаты и может со временем изменяться. Как правило, постоянные комитеты палат специализированные. Каждый из них осуществляет деятельность по определенной отрасли. В некоторых парламентах на ряду со специализированными комитетами создаются неспециализированные комитеты. Например в палате общин в Великобритании, не специализированные комитеты обозначаются просто буквами латинского алфавита.

Парламентские комитеты:

1. осуществляют работу над законопроектами

2. выражают совё мнение о поступившем законопроекте

3. выражают контрольные функции над органами исполнительной власти  по своей специализации. Министры в некоторых странах обязаны являться на заседания парламентского комитета, информировать соответствующий парламентский комитет.

4. представляют разного рода статистическую информацию своему комитету

5. Министры могут потребовать, чтобы их выслушали на заседании парламентского комитета.

За отказ явиться на заседание комитета может быть применены меры.

Комиссии парламента - создаются временно.

- следственные комиссии

- ревизионные комиссии

- редакционная комиссия

Кроме этих органах, в некоторых странах могут быть: совет старейшин; бюро и др.

Квесторы - обеспечивают порядок и дисциплину на заседания парламента.

Кроме органов внутри палат парламента, создаются органы, существующие при парламенте. Они не входят в структуру парламента, но помогают осуществлению деятельности парламента.

Например:

- счетная палата

- контрольная палата

- генеральный контролёр

- парламент избирает омбудсмана, т.е. парламентский комиссар или уполномоченный по правам человека, экологии, разоружению и т.п.

Рассмотрим порядок формирования парламента.

Во всех современных странах однопалатные парламенты, а также нижние палаты 2х палатных избираются населением путем прямых выборов. Верхняя палата 2х палатного парламента формируются различными способами:

1) по принципу наследования

2) путем назначения

3) по должности

4) по принципу избрания

В настоящее  время принцип наследования при формировании палаты лордов. После  реформы  1999 в верховной палате Британского парламента сохраняет свое место только 92 наследственных пэра. Пэры – лица, имеющие  дворовый титул  не ниже  барона и  обладает правом  заседать в палате лордов. Титул пэра только в мужской линии, старшего сына. В соответствии с реформой, предполагается полное  упразднение наследственных пэров в палате лордов. До настоящего времени она не завершена и 92 наследственных пэра  заседают в верховной палате.

Палата лордов состоит только из  наследственных пэров, в нее входят – духовные лорды (епископы и архиепископы Американской церкви)

- из пожизненных пэров (дворянский титул пожалованный монархом без  права передачи его по наследству)

- лорды-юристы (лорды по  апелляции) (группа ученых, которые от имени палаты, осуществляют судебные функции)

В некоторых странах применяется способ назначения членов верхней палаты главой государства. В Канаде, Иордании, некоторых государствах Индии верхние палаты парламента состоят целиком из назначенных членов. В Ирландии, Италии, Индии небольшое число членов верхних палат назначается главой государства.

В Германии весь состав верхней палаты (бундесрат) парламента назначается правительствами земель.

Состав Верховной палаты парламента по должности  духовные лорды (Великобритания) – священнослужители, достигшие  высшей  ступени иерархической лестницы английской церкви.

Верхние палаты многих парламентов формируются по принципу выборности. Прямыми выборами формируются сенаты в США, Бразилии, Италии, Румынии, Японии и многих др. Путем косвенных выборов формируется сенат во Франции. По регионам создаются избирательные комиссии. В Индии формируется путем выборов законодательными собраниями штатов. В Норвегии, Исландии верхние палаты избирают из своего состава депутаты нижней палаты. В Испании, Бельгии сочетаются различные способы формирования (часть назначается, часть - избирается). Влияет  способ  формирования на компетенцию и фактическую роль.

Наука КП на основе анализа практики парламентов ЗС выявила следующую закономерность: чем дальше процесс формирования палат отстоит от избирателей, тем меньше объем их компетенции. Самые влиятельные верхние палаты (сенат США, сенат Италии, палат советников Японии) избираются прямыми выборами, всем населением страны. А самые слабые верхние палаты (палата лордов Великобритании, совет штатов в Индии, бундесрат в ФРГ) формируются без участия избирателей.

Вопрос 3.

Правовое положение депутатов в ЗС определяется конституциями, конституционными и органическими законами, регламентами палат и обычаями. Современная доктрина государствоведения определяет свободный депутатский мандат. Депутат считается представителем всей нации, народа, а не только того избирательного округа от которого он был избран. Свободный депутатский мандат означает, что депутата не связан волей избирателей, т.е. не обязан отчитываться перед избирателями, депутат не может быть отозван своими избирателями. В конституциях многих ЗС содержаться соответствующие нормы: ч.1 ст.38 К ФРГ депутаты германского Бундестага являются представителями  всего народа, подчинены своей совести. ст.67 К Италии – каждый член парламента  представляет  всю  нацию и выполняют свою функцию без обязательного наказа. ст. 27 К. Франции  - императорские  мандаты  являются недействительными.

В некоторых современных  государствах депутаты представительных органов обладают императивным мандатом. Императивный мандат – депутат представляет в парламенте избирателей своего округа. Избиратели могут давать депутату обязательные наказы. И депутат обязан эти наказы выполнять. В противном случае депутат может быть отозван досрочно своими избирателями.

Депутат парламента  официально  провозглашается  абсолютно независимыми.

1)однако депутат не является  абсолютно независимым. Практически каждый депутат  связан  партийной  дисциплиной, поскольку он является  членом ПП.

2) Депутат зависит от тех юридических и физических лиц, которые финансировали его избирательную компанию.

3) Каждый депутат зависит от избирателей своего округа. Сроки депутатских полномочий ограничены.

4) Лобби. Лоббисты призваны добиваться различными методами проведения через парламент тех законопроектов, которые выгодны тем или иным коммерческим структурам. При этом профессиональные лоббисты воздействуют на депутатов различными методами (дружеские отношения, подкуп, шантаж и т.п.).

Правовой статус депутата состоит из нескольких элементов:

  •  депутатские привилегии
    •  индемнитет – это свобода речи и голосования в парламенте в силу которой не допускается привлечение депутата к какой0либо ответственности вне парламента за его выступление и голосование в парламенте.
      •  иммунитет – это парламентская неприкосновенность в силу которой не допускается судебное преследование и арест депутата без разрешения той палаты, членом которой он является. Только палата может принять решение о лишении депутата парламентской неприкосновенности и разрешить судебные преследования в отношении этого депутата. Исключение составляет лишь случай если депутат был застигнут на месте преступления.
        Иммунитет депутата в разных странах имеет разные объемы. Иногда весь период избрания депутата (Испании, Италии); иногда даже гражданский иск нельзя предъявить (Германия). В большинстве стран иммунитет распространяется только на время сессии парламента и пути туда и обратно. В США иммунитет не распространяется на особо тяжкие уголовные преступления.
        В целом  в ЗС наблюдается тенденция сокращения депутатского иммунитета.
  •  Специфические права депутата
    •  Каждые депутат, являясь профессиональным парламентарием имеет право на получение специального вознаграждения. Это вознаграждение включает в себя не только жалование самого депутата, но и покрытие служебных расходов. Жалование депутатов обычно приравнивается  к должностным окладам высших служащих. Во Франции первая часть – постоянные выплаты, вторая часть – после посещения заседаний. Также имеются пенсионные льготы.
      •  Депутат имеет право участвовать в заседаниях парламента, выступать в прениях, голосовать, вносить законопроекты и законодательные предложения, могут предлагать поправки к законопроектам
      •  Депутаты обладают правом запроса или вопроса к высшим должностным лицам государства. На эти вопросы обязательно должен быть дан ответ.
      •  Депутаты имеют право на первоочередной ко всем ДЛ, а так же давать ответы на все поставленные вопросы.
  •  Обязанности депутата
    •  Обязан посещать все заседания парламента
      •  Работать в составе комитетов и комиссии палаты. Если депутат уклоняется от работы, к нему применятся ряд санкций вплоть  до лишения депутатского мандата.
      •  Депутатам парламента запрещено участвовать в сделках с государственным имуществом, состоять в руководстве каких-либо АО, частных и государственных предприятий. Единственные виды оплачиваемой деятельности разрешенные – это научная, творческая и педагогическая.

Вопрос 4.

Полномочия парламента включает в себя  5 основных  групп:

  1.  законодательные полномочия
    1.  принимает конституцию
    2.  изменяет конституцию, принимает поправки
    3.  законодательно определяет  систему  и полномочия государственных органов и принципы их взаимоотношений
    4.  парламент принимает  законы, касающиеся  избирательного права граждан, полномочий ОМСУ, правовое положение церкви и другие вопросы.
  2.  финансовые полномочия
  3.  контроль за деятельностью правительства
  4.  судебные полномочия
  5.  полномочия по формированию другого органа государства

?????

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

808. Исследование линейного четырехполюсника 222.5 KB
  Измерение Z-параметров линейного пассивного четырехполюсника и экспериментальные исследования по косвенной проверке результатов измерений. Схема подключения приборов для измерения параметров Z21 и Z12.
809. Проектирование механического привода конвейера для транспортирования сухих сыпучих материалов 182 KB
  Определение мощности и выбор электродвигателя. Определение общего передаточного отношения привода и разбивка передаточного числа редуктора по ступеням. Определение вращающих моментов на валах редуктора. Проверочный расчет передач на контактную прочность. Уточненный расчет промежуточного вала.
810. ППП Евфрат 231.5 KB
  Удобный инструмент для адаптирования системы конкретно под нужды и структуры организации, позволяет создать полный маршрут движения определенного типа документа, что в процессе работы позволяет экономить время и ресуры, затрачиваемые на обработку документа.
811. Сравнительный анализ требований зарубежных (национальных) и отечественных нормативных и технических документов 300.5 KB
  Сравнительный анализ методов контроля обсадных труб по ГОСТ 632-80, документам API. Попробуем сравнить российские национальные стандарты со стандартами Американского института нефти (API) на примере стандартов API 5CT/ISO 11960:2001 и ГОСТ 632-80.
812. База данных 250.5 KB
  Совокупность сведений о реальных объектах, процессах, событиях или явлениях, относящихся к определённой теме или задаче. Создание базы данных Продажи книг. Описание структуры базы данных, обработка данных и управление данными.
813. Особенности использование кодов 170 KB
  Создать алфавит А, используемый при форматировании Ф.И.О., которые будут являться исходным текстом. Построить прямые двоичные коды постоянной длины и закодировать ими исходный текст. Коды, учитывающие частоту символов. Коды Грея. Построение кода для обнаружения и исправления ошибок.
814. Сознание в философии 229 KB
  Постановка проблемы сознания в философии. Информационное взаимодействие как генетическая структура. Сознание как необходимое условие воспроизводства. Типы и уровни информационного взаимодействия.
815. Привод ленточного транспортера 7.73 MB
  Подготовка данных для расчета червячной передачи на ЭВМ. Выбор типа и схемы установки подшипников. Расчет валов на статическую прочность и сопротивление усталости. Порядок сборки привода, выполнение необходимых регулировочных работ. Выбор смазочных материалов и системы смазывания.
816. Реформы и контрреформы государственного управления во второй половине ХIХ в. 227.5 KB
  Предпосылки реформ государственного управления в начале ХIХ века. Поиск путей совершенствования государственного управления при Александре I. Конституционные проекты декабристов. Причины незавершенности реформ государственного управления 1-й половины ХIХ века. Кризис абсолютистко-бюрократической системы управления при Николае I. Сущность и значение реформ государственного управления в период правления Александра II.