64867

Русская литература и жанровая система первой трети XIX века

Лекция

Литература и библиотековедение

Русская литература первой трети 19 века Это время А. В истории русской литературы это время будут еще называть золотым веком русской поэзии. В это время на всероссийском престоле находится Александр I сместивший Павла I.

Русский

2014-07-15

37.5 KB

13 чел.

Руслан и Людмила, Бахчисарайский фонтан, Цыганы, Дубровский.

Стихи: «Воспоминания о царском селе», «Анчар», «Арион», «Вновь я посетил», «Во глубине Сибирских руд…», «Дар напрасный, дар случайный», «Деревня», «Если жизнь тебя обманет», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «И.И. Пущину», «А.П. Керн», «К Чаадаеву», «Мадонна», «Ненастный день потух», «Осень», «Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит», «Пророк», «Отцы пустынники и жены непорочны», «Румяный критик мой», «Талисман», «Три ключа», «Я вас любил», «Я памятник себе воздвиг», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «19 октября» (Роняет лес багряный свой убор), «19 октября 1827 года».

Читательский только по стихам.


Русская литература первой трети 19 века

Это время А.С. Пушкин назовет «дней Александровых прекрасное начало». В истории русской литературы это время будут еще называть золотым веком русской поэзии. В это время на всероссийском престоле находится Александр I, сместивший Павла I. Александр 1 рассматривался как противник идей Екатерины 2. Александр 1 разрешает ввоз книг, отменяет пытки, именно с Александром 1 связывались либеральные надежды. Первая треть 19 века – это время очень бурное и очень интенсивное. Интенсивное оно еще и потому, что происходит ряд событий мирового значения, и значения имперского. Франция теряет свое значение на международной арене. В России происходит смена культурной ориентации с Франции на Германию. В моде всё было французское…

На Руси произошла холера, холерные бунты. Россия хорошо не жила. В Петербурге было наводнение. Появилась тема рока.

Наполеоновские войны. Как следствие происходит подъем национального сознания. Большое внимание к вопросам русского языка, к вопросам русской истории, русской культуры. В это время публикуется «Слово о полку Игореве», культовое произведение той эпохи. В это время формируется первая историографическая мысль и Карамзин работает над «Историей государства Российского». Именно в это время назревает проблема двуязычия: Русский и Французский. Проблема соотнесения языков. Русский язык, как правило распространялся на бытовую и патриотическую сферу, французский на идеальную (объяснялись в любви, например). Появляется две школы, которые называются «Беседа» (Шишков) и «Арзамас» (Карамзин), они решали проблему двуязычия. Поводом к дискуссии послужила книга А.С. Шишкова, которая называлась «Рассуждение о старом и новом слоге Российского языка». Шишковцы считали, что язык – это воплощение народного характера. Идеальным, по их мнению, было общество древней Руси. Порча древнерусского языка, по мнению  Шишкова, ведет и к разложению нравов. Выход Шишков видел в создании новых слов. Шишковцы выступали против слов французского происхождения.

Карамзинисты они ратовали за сближение книжного языка и разговорного языка света. Они ориентировались на салонность. Данная теория абсолютно исключала народный стиль. Поэтому языку «Арзамаса» была присуще вычурность, манерность, разрабатывался особый стиль, который получил название стиль «Элеганс». Сфера применения этого стиля – мир чувств, интимный стиль.

Следующая черта. Создается русская античность. Идеалом для русского национального самосознания была Греция. Так как национальная идея была с Греческой символикой. Как следствие жанры анакреонтической песни. Происходит формирование и зарождение третьей сословной интеллигенции. Ярким представителем сословной интеллигенции являлся Виссарион Белинский. В это время образуются тайные общества, которые были построены по образцу масонских лож. В это же время создаются декабристские организации. 14 декабря 1825 в Петербурге на Сенатской площади восстание. Эпоха Александра 1 закончилась. Развивается в это время и романтизм.

Литературная жизнь эпохи

Литературная жизнь эпохи концентрировалась вокруг салонов, кружков и журналов.

В начале 19 столетия их было более 400. Здесь как правило сосредотачивалась культурная жизнь того времени. Самые известные салоны того времени – это салон Карамзиных и салон Волконской, салон Одоевской был в Петербурге. Центром салона была женщина, так как она была  атрибутом вкуса. Язык женщины был свободен от жаргонов и являлся образцом легкости и изящества. Московские салоны были более либеральными по сравнению с Питерскими. Петербургские салоны были более элитарные (сливки общества). Значение салонов: развлечение, тренировка ума и чувства, поддержка талантов, женщины, как правило, были благосклонны молодым авторам. Салоны взяли на себя роль посредника между писателем и публикой.

Кружки. Создавались, как правило, вокруг университетов (МГУ и СпбГУ), главная идея кружка – самосовершенствование, поэтому характерен культ дружбы, то есть людей не проверенных туда не брали. Человек раз предавший, человек струсивший, лицемеривший в этот кружок не принимался. Самые крупные кружки того времени: дружеское литературное общество  в него входили В.А. Жуковский, братья Тургеневы, Военков, Мерзляков. Цель кружка – «Совершенствовать себя на пути словесности и вкуса». Это был Московский кружок, ему был свойственен неофициальный тон, атмосфера дружеской общности. Здесь впервые рождается идея народности литературы, что литература должна быть для народа, что простой человек может быть героем. Начинает формироваться декабристская идеология.

Вольное общество любителей наук и художеств. Оно было создано в Петербурге, туда входили сыновья Радищева, Пнин, Измайлов. У руля стояли сыновья Радищева, цель кружка – широкие просветительские цели.

Общество любомудрия. Иван Кириевский, Дмитрий Владимирович Винивитев, Хомяков, Швырев, Погодин. Это кружок, который просуществовал 2 года с 1823 – 1825. Любомудры в России – это первое русское философие. Истинные поэты всех времен и народов были Философами. Общество ставило перед собой решение философско-эстетических вопросов и проблем.

Зеленая лампа. Функционировало с 1818-1820 года. Во главе стояли А.А. Дельвиг, А.С. Пушкин, Н. Гнедич, Барсков. Кружок изначально ставил перед собой широкие культурные цели. Это было легальное общество декабристской ориентации. Здесь читались республиканские стихи. Антиправительственные эпиграммы. В целом можно сказать, что кружки совершенствовали форму литературной полемики, совершенствовали выработку эстетических платформ. Кружки были колыбелью литературной критики.

Журналы.

Самый известный «Вестник Европы» (Карамзин) с 1802 – 1830. В его издании принимал активное участие В.А. Жуковский и Измайлов. У журнала стояли высокие просветительские цели, приобщение публики к достижениям Европейской и Русской литературы, журнал публиковал молодого Пушкина, Петра Вяземского, Николая Михайловича Карамзина.

Другой журнал – «Северный Вестник». 1804 – 1805 годы. Издателем выступал Мартынов. Цель – поддержание традиций сатирического направления в русской литературе.

Еще один – «Русский Вестник». С 1808 – 1824 год. У истоков стоял главный редактор Федор Глинка. Центральное направление было патриотическим. Журнал публиковал  только русские стихи и только русскую прозу.

«Сын отечества». Возник в связи с войной с Наполеоном. 1812 – 1844. Прежде всего, печатались материалы об «Отечественной войне 1812 года».  Публиковались критические статьи А.С. Грибоедова, Гнедича, Вяземского, Веневитинова. С 1812 – 1825 этот журнал обнаруживает декабристское направление. С 1825 журнал принимает консервативно монархическое направление.

Жанровая система первой трети XIX века.

Жанр – это определенная форма произведения предопределенная его содержанием.

18 век считается веком жанрового мышления. Это было время, когда жанр диктовал стиль, образы, темы и мотивы. 19 век разрушает просветительскую эстетику и создает новую систему ценностей. Среди которых, на первый план выдвигается новая категория, эта категория авторства. В это время меняется мышление, и 19 век считается веком авторского мышления. Доминантой в жанровой системе того времени была поэзия, поскольку первая треть 19 века – золотой век русской поэзии.

Проза начала 19 века.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76505. Алиментные правоотношения родителей и совершеннолетних детей 19.06 KB
  И здесь следует остановиться на соглашении об уплате алиментов. Соглашение об уплате алиментов – способ добровольной уплаты алиментов. Родители вправе заключить соглашение о предоставлении алиментов своим совершеннолетним детям независимо от их нетрудоспособности и нуждаемости.
76506. Алиментные правоотношения других членов семьи 17 KB
  Трудоспособные совершеннолетние братья и сестры обладающие необходимыми средствами обязаны содержать своих нуждающихся в помощи несовершеннолетних братьев и сестер в случае невозможности получения ими содержания от своих родителей а также нетрудоспособных нуждающихся в помощи совершеннолетних братьев и сестер если они не могут получить содержание от своих трудоспособных совершеннолетних детей супругов бывших супругов или от родителей ст. 94 СК РФ предусмотрена алиментная обязанность дедушки и бабушки в отношении своих внуков. К...
76507. Соглашение об уплате алиментов (понятие, форма, содержание, правовое значение) 17.43 KB
  Заключить соглашение может также лицо не являющееся алиментообязанным когда нет оснований для назначения алиментов в судебном порядке. Соглашение об уплате алиментов должно быть заключено в письменной форме с последующим нотариальным удостоверением п. В содержании соглашения об уплате алиментов должны быть указаны размер алиментов; порядок и способы их уплаты.
76508. Порядок взыскания и уплаты алиментов 19.8 KB
  2 ст 104 Семейного кодекса РФ установлены следующие способы уплаты алиментов: долевой в процентах к заработку и или доходу плательщика; в твердой сумме уплачиваемой периодически; в твердой сумме уплачиваемой единовременно; путем предоставления имущества это может быть единовременно или периодически в согласованные периоды; смешанные варианты. 81 Семейного кодекса Российской Федерации размер алиментов зависит от материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Взыскание алиментов...
76509. Взыскание задолженности по алиментам 17.93 KB
  Задолженность по уплате алиментов может образоваться в двух случаях: Судом установлен размер алиментов в твердой денежной сумме однако алиментообязанное лицо по какимто причинам не платит положенные алименты. Судом установлен размер алиментов в процентах от заработка однако алиментообязанное лицо нигде не работает и не получает иного дохода. В первом случае расчет задолженности по алиментам не составляет особого труда: необходимо умножить количество месяцев в течение которых не производилась уплата алиментов на твердую денежную сумму...
76510. Прекращение алиментных правоотношений 17.14 KB
  Так если алиментные обязательства были установлены соглашением сторон об уплате алиментов то они согласно п. 120 СК прекращаются: смертью одной из сторон; истечением срока действия соглашения; по иным основаниям непосредственно предусмотренным соглашением об уплате алиментов например при восстановлении трудоспособности или прекращении нуждаемости бывшего супруга на содержание которого другим бывшим супругом выплачивались алименты. Что же касается алиментов взыскиваемых в судебном порядке то основания...
76511. Формы контроля знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка 33 KB
  Формы контроля знаний умений и навыков учащихся на уроках русского языка. Устный опрос На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию его последовательность самостоятельность суждений и выводов степень развития логического мышления культуру речи учащихся.
76512. Понятие «компетенция» в методике русского языка. Виды компетенций 28 KB
  Понятие компетенция в методике русского языка. Введение понятия компетенция в методику преподавания русского языка в школе связано с поисками более точного строгого определения целей обучения с выявлением уровней владения языком иначе говоря с ответом на вопрос как ученик владеет языком. Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения....
76513. Методическое наследие и его роль в развитии методики русского языка 33 KB
  Методическое наследие и его роль в развитии методики русского языка Возникновение методики преподавания русского языка датируют 1844 годом годом выхода в свет книги Федора Ивановича Буслаева О преподавании отечественного языка но еще задолго до этого исследования появлялись работы которые сейчас мы могли бы называть методическими пособиями. Срезневского 1812-–1870 больше известного как автора словаря древнерусского языка но ему принадлежат и методические работы. Автор рекомендует не ограничиваться в школе изучением литературного...