64868

Философия: смысл и значение

Лекция

Логика и философия

Научная картина мира. Образ Я это точка вокруг которой сфера мира. В этом определении фиксируется единство в сознании человека трех образов: образ мира образ себя и образ себя в мире. Универсалии категории культуры предельно обобщенная система...

Русский

2014-07-15

76 KB

2 чел.

"Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та,

… из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком"

И. Кант.

ТЕМА 1. Философия: смысл и значение.

Мировозрение. Универсалии культуры.

Виды мировоззрений.

Философия – теоретическое мировоззрение.

Естествознание. Научная картина мира.

1.Мировоззрение.

Давайте найдем начальную точку размышлений о взгляде на мир вообще. Как мы воспринимаем мир и что мы видим?

Как утверждают психофизиологи, первый вопрос, который встает перед чиловеком когда он выходит из анабиоза (или очень глубокого сна), - «Кто я?» Это восприятие своего тела и личности.

Второй вопрос – «Где я?» Это восприятие окружающей действительности – места и времени. Образ Я – это точка, вокруг которой сфера мира. Эта сфера обязательно целостна, в ней нет разрывов и состоит она из различённых объектов, которые соотнесены между собой. Вот это целостное представление о себе и о мире и есть мировоззрение.

Мировоззрение – это наиболее общий взгляд на мир, на человека и на место человека в мире.

Мировоззрение (в наиболее общем понимании) представляет собой по существу способ ориентации человека в окружающей действительности, обеспечивающий направленность его деятельности. 

В этом определении фиксируется единство в сознании человека трех образов: образ мира, образ себя и образ себя в мире. Эти образы выражаются в виде наиболее общих понятиях – универсалиях (категориях), образующих смысловой каркас культуры:

-Добро-зло, вера-знание, разум-воля,

-Справедливость, совесть,

-Жизнь, смерть, бессмертие, душа, дух и пр.

И универсалия универсалий - Абсолют-Бог.

Категория – наиболее общее понятие о чем-либо.

Универсалии (категори) культуры - предельно обобщенная система мировоззренческих представлений, которые формируют целостный образ человеческого мира. Образуют базисную структуру человеческого сознания.

Что вообще различается, из чего состоит мир?

- объекты – вещи, субъекты;

-изменения – движение, энергия, деятельность;

- отношения - связи, взаимодействие, причинность.

Но мировоззрение – это не только система различённых предметов и процессов. На эту карту мира наложена сетка значимостей и ценностей.

Ценности (как мыслительные формы) фиксируют стремление человека к тому, что переживается им как значимое само по себе, как сущностно необходимое.

Система ценностей задаёт миру человеческую мерность и служит основанием направленности поведения и деятельности человека. Реализация ценностей приводит к качественному изменению природной стороны: к изменению физиологии человека, его психики и индивидуального духа. В результате качественного изменения функционирования природной стороны возникают качественно иные ценности, что в свою очередь приводит к качественному изменению социокультурного бытия человека.

Т.О. в культуре наряду с категориями предметного мира формируются особые типы категорий - определения человека как субъекта деятельности, его отношения к другим людям, к целям и ценностям, например, «человек», «общество», «я», «сознание», «добро», «красота», «вера», «надежда», «долг», «совесть», «справедливость», «свобода» и т.п.

Они фиксируют в наиболее общей форме исторически конкретный опыт включения индивида в систему социальных отношений, его определённость как субъекта деятельности.

Т.О. мировоззрение - это не просто взгляд на мир. Это механизм ориентации в мире, который позволяет осуществлять жизнедеятельность, т.е. совершать направленную (а не хаотические) деятельность. Поэтому мировоззрение содержит в себе:

-карту мира - модель объяснения явлений, понимание ситуации (образ сущего);

-цели – модель обоснования ценностей (образ должного);

-программа поведения – модель деятельности, в которой осуществляется переход от карты мира к цели (от сущего к должному).

Мировоззрение выражается в виде:

-убеждения – аргументированные взгляды на вещи; уверенность в истинности, значимости или правильности чего-либо (человек без убеждения – скептик);

-знания – подтвержденные убеждения;

-мнения – оценочные суждения, определяющие значение чего-либо на основе принятой иерархии ценностей;

-сомнения – положения, в принятии которых есть колебания и опасения (человек без сомнения – догматик);

-предрассудки – мнения, принятые без размышления (аргументации и подтверждения);

-мироощущения – оценочные ощущения мира, без вопроса «почему».

Позитивное мироощущение возникает при совпадении мировоззренческой структуры с реальностью и при совпадении личного и общественного мировоззрений.

Сам термин «мировоззрение» впервые появляется в начале XVIII в. у немецких романтиков, а также в работе Ф. Э. Шлейермахера «Речи о религии». Восприятие мира человеком и его отношение к нему бесконечно многообразно, поэтому типология мировоззрений может быть построена на разных основаниях. Например, по характеру образов и способов их формирования.

2. Виды мировоззрений.

1) Житейское (обыденное) – стихийно складывающееся представление о мире в форме образных («размытых», ассоциативных) понятий.  

Пример:  Деревня – домик, огород, поля, лес, корова, молоко …

Формируется в практической повседневной жизнедеятельности и основано на здравом смысле (уверенности в существовании внешнего мира как источника нашего чувственного опыта) и наивном реализме (уверенность в том, что мир таков, каким он нам непосредственно представляется).

2) Мифологическое (миф = сказание) – мировоззрение в форме чувственно-наглядных образов, которые считаются самостоятельными явлениями реальности.

Его основные черты:

- гилозоизм - всё в природе – живое;

-очеловечивание природы – представление мира в антропоморфных образах.

Т.О. суть мифического мировоззрения в одушевленности мира, которая задает миру исходную целостность. «Одушевляя» предметы окружающего мира, человек ассимилирует их, наделяет их смыслом, включает в круг ценностей и таким образом обеспечивает взаимную согласованность всей системы убеждений.

Древнегреческая мифология - это многобожие (язычество); боги - антропоморфные существа, могучие и бессмертные, но власть их над миром не безгранична: сами боги, как и люди, подчиняются судьбе, уклониться от которой не дано никому. Боги, как и люди, обуреваемы страстями, враждуют и ссорятся между собой, заключают союзы, плетут интриги, в которые нередко втягивают и людей. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что всякое божество стоит на страже общего уровня и низвергает того, кто слишком возвысился над этим уровнем, - идея, глубоко укорененная тогда в сознании. Боги блюдут справедливость и являются гарантами всех принятых в обществе установлений.

3) Религиозное (религия, лат. - благочестие, святыня, предмет культа) – мировоззрение, основанное на вере в сверъестественные силы, разумно сотворивших или творящих все материальные и духовные формы бытия.

Различают три мировые религии:

-христианство (в центре отношение человека к себе);

-ислам (отношение человека к человеку),

-буддизм (отношение человека к природе).

Теологи считают, что неверующий человек заведомо не способен «со стороны» понять и содержательно определить сущность религии.

Разграничивая мифологию и религию, А. Ф. Лосев писал: «… религия есть вера в сверхчувственный мир и жизнь согласно этой вере. (...) Миф же ничего сверхчувственного в себе не содержит, не требует никакой веры. (…) всякий мифологический объект настолько достоверен и очевиден, что речь здесь должна идти не о вере, но о полном отождествлении человека с окружающей его средой, т.е. природой и обществом. Не будучи магической операцией, миф тем более не включает в себя никакой обрядности». [Лосев А. Ф. Мифология. — Философская энциклопедия. Под ред. Константинова. т. 3. М., 1964.].

4) Мистическое мировоззрение.

Мистическое (таинственное) – истолкование явлений природы, общества и человека как имеющих в своей основе таинственное, необъяснимое, сверъестественное начало.

Мистика - это духовная практика, в которой творится сверхэмпирическая реальность. (И.Т. Фролов)

Под мистикой в широком смысле понимают единство необычных ("мистических") состояний психики человека (видений, галлюцинаций, экстаза и пр.) и "мистицизма", то есть "теорий", объясняющих и оправдывающих эти состояния. Мистицизм систематизирует структуру и динамику этих состояний, придает им онтологический (бытийный) статус. В конечном счете мистицизм утверждает, что целенаправленное изменение сознания - это и есть путь спасения, путь освобождения от зла "неистинного существования".

Характерная черта мистицизма – использование научных понятий, которые наполняются ассоциативным содержанием.

С социальной стороны, мистика - это способ решения жизненных проблем, связанных с психическими травмами и страхами. Общество, где господствуют мистические настроения, не совместимо с принципом совместной активности, с налаживанием личных отношений.

5) Философскоетеоретическое рефлексивное мировоззрение.

Синоним теоретической мысли вообще.

Слово "философ" впервые употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. В учении Платона софия - это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий - философией.

Теоретическое понятие - это мысленное отображение предмета в виде совокупности общих и отличительных признаков.

Например: Деревняпоселение, жители которого заняты сельским хозяйством.

Рефлексия - тип мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок.

Рефлексия = самопознание = самоописание.

В.А. Лефевр «Конфликтующие структуры»: рефлексия – это особое исследовательское отношение. В философском понимании — это способность встать в позицию «наблюдателя», «исследователя» по  отношению к себе, своим действиям, своим мыслям.

В социологии рефлексия – это ещё и осознание того, как Я оцениваюсь другими (концепция «зеркального» Я). В этом смысле рефлексия - процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве социального взаимодействия.

Философия осуществляет рефлексию над универсалиями культуры. В этом процессе осмысления оснований культуры порождаются новые категории, а значит, и новые смыслы, выходящие за рамки культуры своего времени, и тем самым создаёся возможность описания должного – возможного будущего.

При этом следует различать:

Мудрость – осмысленный практический жизненный опыт. [Словарь Ожегова]

Это возможно в любом виде мировоззрения на уровне универсалий культуры. И крестьянин может быть мудрым человеком, формулируя жизненный опыт в виде афоризмов.

Философ – мудрый на уровне теоретического мышления, выходящего за рамки повседневности до границ мыслимой бесконечности.

Платон «Пир»: тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды. Ведь тем-то и скверно невежество, что человек и не прекрасный, и не совершенный, и не умный вполне доволен собой. А кто не считает, что в чем-то нуждается, тот и не желает того, в чем, по его мнению, не испытывает нужды. Философией «занимаются те, кто находится посредине между мудрецами и невеждами…»

Как мировоззрение философия ставит и разрабатывает проблемы предельного характера:

-проблемы бытия (онтология);

-проблемы человека (антропология);

-проблемы познания (гносеология) и др.

Задача философского размышления – выработать собственное мнение по мировоззренческим проблемам. Поэтому результат философии – не знание, а самоопределение. Поэтому философия – всегда личностна. М. К. Мамардашвили определяет философию как «элемент созидания человеком самого себя», а в социальном плане – как «человекообразующую машину».

Философия — это способ самоопределения свободной личности, которая полагается только на себя, на собственные силы чувства и разума в нахождении предельных (наиболее общих) оснований своей жизнедеятельности. Поэтому философия выступает также и как критика (исследование, анализ) культуры.

Бергсон Анри: «для философии … речь идет, скорее, о нахождении проблемы и, следовательно, о ее формулировке, чем о решении. Ибо спекулятивная проблема разрешается, как только она соответствующим образом поставлена. Под этим я имею ввиду, что тогда её решение существует, … единственное, что остается сделать, так это открыть его. Но постановка проблемы - не просто открытие, это - изобретение. Открытие должно иметь дело с тем, что уже существует - актуально или виртуально; значит, рано или поздно оно определенным образом должно произойти. Изобретение же наделяет бытием то, чего на самом деле не существует; оно могло бы никогда не произойти. … изобретательское усилие состоит в порождении проблемы, в созидании терминов, в каких она будет ставиться».

Т.О. В размышлениях о мире и о себе создается образ сущего и должного, и тем самым задается смысл существования как переход от сущего к должному – направленность жизни.

С. В. Борисов - моментом актуализации философствования «является период детства, осмысление ребенком собственного жизненного опыта, главным образом в мифической форме». «Одушевляя» предметы окружающего мира, ребенок ассимилирует их, наделяет их смыслом, включает в круг ценностей и таким образом обеспечивает взаимную согласованность всей системы убеждений. Причем, «в сфере наивного философствования мир детства и мир взрослости не могут быть искусственно разграничены, поскольку это есть единый мир людей».

Детство нашей культуры – мифологическое мировоззрение традиционного общества. В мифе всё объяснимо и всё понятно.

Мамардашвили М.К. (лекция 2): Философия начинается с удивления - мысли о том, что невозможно, а есть. Хаос – это то, что возможно, а порядок – невозможен, хотя он и бывает. Понятно, что есть глупость, а вот ум – непонятно. Маловероятно и невозможно, но есть. Безобразность – понятно, а вот красота – невозможно, непонятно».

Философия началась с вопроса: как это возможно?

Чанышев: Согласно Платону, начало философии в удивлении (изумлении). В платоновском диалоге «Теэтет» сказано: «..как раз философу свойственно испытывать... изумление. Оно и есть начало философии...».

Аристотель (Метафизика): … «миф слагается из удивительного» (Met. I, 2), и человек, любящий мифы, «филомифос», в некотором смысле философ. Однако у него нет знания, а потому его объяснение оказывается мнимым, таким, когда одно удивительное объясняется через другое. Когда люди открывают истинные причины изумившего их явления, они снимают не только ситуацию незнания, но и ситуацию удивления. Когда показаны истинные причины удивительного, то удивительное оказывается неудивительным. В противном случае из удивления родится не философия и не наука, а миф.

Аристотель понимал под наукой знание, выходящее за пределы обычных показаний чувств (этим наука отличается от восприятия), знание причин (этим наука отличается от опыта), знание ради него самого, а не ради какой-либо практической выгоды

4. Естествознание. Научная картина мира.

Первоначально философия формировалась как форма теоретического знания о мире и человеке. В одном мыслителе совмещалось и познание природных объектов, и мировоззренческое осмысление мира и человека. С начала XIX в. естествознание выделилось в самостоятельную дисциплину и наука самоопределилась под лозунгом: «наука сама себе философия». Суть: нет смысла заниматься пустыми размышлениями, нужен практический результат познания, который есть критерий истины в последней инстанции. Задача науки – познание с целью преобразования природы в интересах человека.

Каждое познание начинается с выделения объекта. Что является объектом научного познания? Фрагмент действительности, который концептуализируется в качестве теоретического объекта и определяет пределы дисциплинарности. Т.о. научная дисциплина – это не мировоззрение. Это познание фрагмента действительности, в частности, в естествознании нет человека как такового. Результат – научная картина мира (НКМ) как представление о мире через призму данной дисциплинарности (физическая, синергетическая, кибернетическая и пр. НКМ).

Первый тип НКМ связан со становлением в культуре Нового времени механистической картины мира как единой, выступающей и как общенаучная, и как естественнонаучная, и как специальная НКМ Ее единство задавалось через систему принципов механики, которые транслировались в соседние отрасли знания и выступали в них в качестве объясняющих положений.

 Темы семинарских выступлений:

1. Мировоззрение – наиболее общее представление о мире (способ ориентации в мире). Универсалии культуры.

2. Возникновение и универсалии мировых религий: христианство, буддизм, ислам.

3. А.Н. Чанышев: возникновение философии, основные философские проблемы, её роль в обществе.

4. Рефлексия (самопознание) – способность встать в позицию «наблюдателя» по  отношению к себе

5. М. К. Мамардашвили: философия как как «способ созидания человеком самого себя» («человекообразующая машина»).

3. Философия и наука как формы теоретического познания, мировоззрение и научная картина мира.

6. С. В. Борисов: «наивная философия» детства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66485. Мероприятия по снижению затрат в области энергоснабжения здания конторы ООО «Агрофирмы Тукса» 1.78 MB
  Граница балансовой принадлежности тепловых сетей по первому фланцу до запорной арматуры со стороны тепловой сети на элеваторном узле. Расчётные расходы теплоносителя вода 9060 определяются на основании проекта путём деления тепловой нагрузки...
66486. Исследование влияния дыхательных упражнений по методу Бутейко на процесс оздоровления школьников 116 KB
  Лечебная физкультура известна человечеству с давних времен. Широко применялась она в Египте, Риме, использовалась также некоторыми северными народами, в том числе и среди народов, населявших территорию нашей страны. Однако обоснованное применение физкультуры при инфаркте миокарда появилось сравнительно недавно.
66487. Разработка компьютерной программы при оформлении документации очного отделения - «Учебная часть РПТ» 1.54 MB
  Применение ЭВМ в учебном процессе является естественным продолжением многолетнего процесса внедрения в обучение технических средств. Обладающие высоким быстродействием, большой памятью, способностью перерабатывать информацию, поступающую одновременно от многих пользователей...
66489. Психокоррекция энуреза у детей дошкольного и младшего школьного возраста 298 KB
  В младшем школьном возрасте проблема энуреза напрямую соприкасается с проблемой адаптации к началу обучения в школе и закономерно влияет на успешность ребенка в учебной деятельности, в овладении новыми способами межличностных коммуникаций со сверстниками.
66490. СТРАТЕГІЯ УПРАВЛІННЯ АКТИВАМИ ТОРГІВЕЛЬНОГО ПІДПРИЄМСТВА 1.65 MB
  Мета роботи - розробка стратегії управління обіговими активами підприємства. Методика дослідження: методи фінансового аналізу, економіко-статистичні та економетричні методи. Одержані насідки та їх новизна: обгрунтування тактики стратегії управління активами підприємства.
66491. Исследование ономастического пространства поэзии Владимира Высоцкого 341 KB
  Ономастика как лингвистическая наука изучает основные закономерности истории, развития и функционирования имен собственных. Обладая своим материалом и методикой изучения его, ономастика не может не быть самостоятельной дисциплиной.
66492. Анализ условий выпуска и обращения ценных бумаг коммерческих банков 522.5 KB
  Целью моей работы является рассмотрение и анализ условий выпуска и обращения ценных бумаг коммерческих банков. Для достижения данной цели я поставила следующие задачи: определить понятие ценных бумаг и их виды; рассмотреть структуру, задачи и участников рынка ценных бумаг; определить роль банка на рынке ценных бумаг...
66493. МЕЖБАНКОВСКИЙ КЛИРИНГ 556.5 KB
  В соответствии с утвержденными планами модернизации платежной системы Республики Беларусь РБ в ближайшее время намечено внедрить пусковой комплекс нового проекта межбанковских расчетов в составе: системы расчетов по срочным и крупным платежам на валовой основе...