64868

Философия: смысл и значение

Лекция

Логика и философия

Научная картина мира. Образ Я это точка вокруг которой сфера мира. В этом определении фиксируется единство в сознании человека трех образов: образ мира образ себя и образ себя в мире. Универсалии категории культуры предельно обобщенная система...

Русский

2014-07-15

76 KB

2 чел.

"Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та,

… из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком"

И. Кант.

ТЕМА 1. Философия: смысл и значение.

Мировозрение. Универсалии культуры.

Виды мировоззрений.

Философия – теоретическое мировоззрение.

Естествознание. Научная картина мира.

1.Мировоззрение.

Давайте найдем начальную точку размышлений о взгляде на мир вообще. Как мы воспринимаем мир и что мы видим?

Как утверждают психофизиологи, первый вопрос, который встает перед чиловеком когда он выходит из анабиоза (или очень глубокого сна), - «Кто я?» Это восприятие своего тела и личности.

Второй вопрос – «Где я?» Это восприятие окружающей действительности – места и времени. Образ Я – это точка, вокруг которой сфера мира. Эта сфера обязательно целостна, в ней нет разрывов и состоит она из различённых объектов, которые соотнесены между собой. Вот это целостное представление о себе и о мире и есть мировоззрение.

Мировоззрение – это наиболее общий взгляд на мир, на человека и на место человека в мире.

Мировоззрение (в наиболее общем понимании) представляет собой по существу способ ориентации человека в окружающей действительности, обеспечивающий направленность его деятельности. 

В этом определении фиксируется единство в сознании человека трех образов: образ мира, образ себя и образ себя в мире. Эти образы выражаются в виде наиболее общих понятиях – универсалиях (категориях), образующих смысловой каркас культуры:

-Добро-зло, вера-знание, разум-воля,

-Справедливость, совесть,

-Жизнь, смерть, бессмертие, душа, дух и пр.

И универсалия универсалий - Абсолют-Бог.

Категория – наиболее общее понятие о чем-либо.

Универсалии (категори) культуры - предельно обобщенная система мировоззренческих представлений, которые формируют целостный образ человеческого мира. Образуют базисную структуру человеческого сознания.

Что вообще различается, из чего состоит мир?

- объекты – вещи, субъекты;

-изменения – движение, энергия, деятельность;

- отношения - связи, взаимодействие, причинность.

Но мировоззрение – это не только система различённых предметов и процессов. На эту карту мира наложена сетка значимостей и ценностей.

Ценности (как мыслительные формы) фиксируют стремление человека к тому, что переживается им как значимое само по себе, как сущностно необходимое.

Система ценностей задаёт миру человеческую мерность и служит основанием направленности поведения и деятельности человека. Реализация ценностей приводит к качественному изменению природной стороны: к изменению физиологии человека, его психики и индивидуального духа. В результате качественного изменения функционирования природной стороны возникают качественно иные ценности, что в свою очередь приводит к качественному изменению социокультурного бытия человека.

Т.О. в культуре наряду с категориями предметного мира формируются особые типы категорий - определения человека как субъекта деятельности, его отношения к другим людям, к целям и ценностям, например, «человек», «общество», «я», «сознание», «добро», «красота», «вера», «надежда», «долг», «совесть», «справедливость», «свобода» и т.п.

Они фиксируют в наиболее общей форме исторически конкретный опыт включения индивида в систему социальных отношений, его определённость как субъекта деятельности.

Т.О. мировоззрение - это не просто взгляд на мир. Это механизм ориентации в мире, который позволяет осуществлять жизнедеятельность, т.е. совершать направленную (а не хаотические) деятельность. Поэтому мировоззрение содержит в себе:

-карту мира - модель объяснения явлений, понимание ситуации (образ сущего);

-цели – модель обоснования ценностей (образ должного);

-программа поведения – модель деятельности, в которой осуществляется переход от карты мира к цели (от сущего к должному).

Мировоззрение выражается в виде:

-убеждения – аргументированные взгляды на вещи; уверенность в истинности, значимости или правильности чего-либо (человек без убеждения – скептик);

-знания – подтвержденные убеждения;

-мнения – оценочные суждения, определяющие значение чего-либо на основе принятой иерархии ценностей;

-сомнения – положения, в принятии которых есть колебания и опасения (человек без сомнения – догматик);

-предрассудки – мнения, принятые без размышления (аргументации и подтверждения);

-мироощущения – оценочные ощущения мира, без вопроса «почему».

Позитивное мироощущение возникает при совпадении мировоззренческой структуры с реальностью и при совпадении личного и общественного мировоззрений.

Сам термин «мировоззрение» впервые появляется в начале XVIII в. у немецких романтиков, а также в работе Ф. Э. Шлейермахера «Речи о религии». Восприятие мира человеком и его отношение к нему бесконечно многообразно, поэтому типология мировоззрений может быть построена на разных основаниях. Например, по характеру образов и способов их формирования.

2. Виды мировоззрений.

1) Житейское (обыденное) – стихийно складывающееся представление о мире в форме образных («размытых», ассоциативных) понятий.  

Пример:  Деревня – домик, огород, поля, лес, корова, молоко …

Формируется в практической повседневной жизнедеятельности и основано на здравом смысле (уверенности в существовании внешнего мира как источника нашего чувственного опыта) и наивном реализме (уверенность в том, что мир таков, каким он нам непосредственно представляется).

2) Мифологическое (миф = сказание) – мировоззрение в форме чувственно-наглядных образов, которые считаются самостоятельными явлениями реальности.

Его основные черты:

- гилозоизм - всё в природе – живое;

-очеловечивание природы – представление мира в антропоморфных образах.

Т.О. суть мифического мировоззрения в одушевленности мира, которая задает миру исходную целостность. «Одушевляя» предметы окружающего мира, человек ассимилирует их, наделяет их смыслом, включает в круг ценностей и таким образом обеспечивает взаимную согласованность всей системы убеждений.

Древнегреческая мифология - это многобожие (язычество); боги - антропоморфные существа, могучие и бессмертные, но власть их над миром не безгранична: сами боги, как и люди, подчиняются судьбе, уклониться от которой не дано никому. Боги, как и люди, обуреваемы страстями, враждуют и ссорятся между собой, заключают союзы, плетут интриги, в которые нередко втягивают и людей. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что всякое божество стоит на страже общего уровня и низвергает того, кто слишком возвысился над этим уровнем, - идея, глубоко укорененная тогда в сознании. Боги блюдут справедливость и являются гарантами всех принятых в обществе установлений.

3) Религиозное (религия, лат. - благочестие, святыня, предмет культа) – мировоззрение, основанное на вере в сверъестественные силы, разумно сотворивших или творящих все материальные и духовные формы бытия.

Различают три мировые религии:

-христианство (в центре отношение человека к себе);

-ислам (отношение человека к человеку),

-буддизм (отношение человека к природе).

Теологи считают, что неверующий человек заведомо не способен «со стороны» понять и содержательно определить сущность религии.

Разграничивая мифологию и религию, А. Ф. Лосев писал: «… религия есть вера в сверхчувственный мир и жизнь согласно этой вере. (...) Миф же ничего сверхчувственного в себе не содержит, не требует никакой веры. (…) всякий мифологический объект настолько достоверен и очевиден, что речь здесь должна идти не о вере, но о полном отождествлении человека с окружающей его средой, т.е. природой и обществом. Не будучи магической операцией, миф тем более не включает в себя никакой обрядности». [Лосев А. Ф. Мифология. — Философская энциклопедия. Под ред. Константинова. т. 3. М., 1964.].

4) Мистическое мировоззрение.

Мистическое (таинственное) – истолкование явлений природы, общества и человека как имеющих в своей основе таинственное, необъяснимое, сверъестественное начало.

Мистика - это духовная практика, в которой творится сверхэмпирическая реальность. (И.Т. Фролов)

Под мистикой в широком смысле понимают единство необычных ("мистических") состояний психики человека (видений, галлюцинаций, экстаза и пр.) и "мистицизма", то есть "теорий", объясняющих и оправдывающих эти состояния. Мистицизм систематизирует структуру и динамику этих состояний, придает им онтологический (бытийный) статус. В конечном счете мистицизм утверждает, что целенаправленное изменение сознания - это и есть путь спасения, путь освобождения от зла "неистинного существования".

Характерная черта мистицизма – использование научных понятий, которые наполняются ассоциативным содержанием.

С социальной стороны, мистика - это способ решения жизненных проблем, связанных с психическими травмами и страхами. Общество, где господствуют мистические настроения, не совместимо с принципом совместной активности, с налаживанием личных отношений.

5) Философскоетеоретическое рефлексивное мировоззрение.

Синоним теоретической мысли вообще.

Слово "философ" впервые употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. В учении Платона софия - это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий - философией.

Теоретическое понятие - это мысленное отображение предмета в виде совокупности общих и отличительных признаков.

Например: Деревняпоселение, жители которого заняты сельским хозяйством.

Рефлексия - тип мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок.

Рефлексия = самопознание = самоописание.

В.А. Лефевр «Конфликтующие структуры»: рефлексия – это особое исследовательское отношение. В философском понимании — это способность встать в позицию «наблюдателя», «исследователя» по  отношению к себе, своим действиям, своим мыслям.

В социологии рефлексия – это ещё и осознание того, как Я оцениваюсь другими (концепция «зеркального» Я). В этом смысле рефлексия - процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве социального взаимодействия.

Философия осуществляет рефлексию над универсалиями культуры. В этом процессе осмысления оснований культуры порождаются новые категории, а значит, и новые смыслы, выходящие за рамки культуры своего времени, и тем самым создаёся возможность описания должного – возможного будущего.

При этом следует различать:

Мудрость – осмысленный практический жизненный опыт. [Словарь Ожегова]

Это возможно в любом виде мировоззрения на уровне универсалий культуры. И крестьянин может быть мудрым человеком, формулируя жизненный опыт в виде афоризмов.

Философ – мудрый на уровне теоретического мышления, выходящего за рамки повседневности до границ мыслимой бесконечности.

Платон «Пир»: тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды. Ведь тем-то и скверно невежество, что человек и не прекрасный, и не совершенный, и не умный вполне доволен собой. А кто не считает, что в чем-то нуждается, тот и не желает того, в чем, по его мнению, не испытывает нужды. Философией «занимаются те, кто находится посредине между мудрецами и невеждами…»

Как мировоззрение философия ставит и разрабатывает проблемы предельного характера:

-проблемы бытия (онтология);

-проблемы человека (антропология);

-проблемы познания (гносеология) и др.

Задача философского размышления – выработать собственное мнение по мировоззренческим проблемам. Поэтому результат философии – не знание, а самоопределение. Поэтому философия – всегда личностна. М. К. Мамардашвили определяет философию как «элемент созидания человеком самого себя», а в социальном плане – как «человекообразующую машину».

Философия — это способ самоопределения свободной личности, которая полагается только на себя, на собственные силы чувства и разума в нахождении предельных (наиболее общих) оснований своей жизнедеятельности. Поэтому философия выступает также и как критика (исследование, анализ) культуры.

Бергсон Анри: «для философии … речь идет, скорее, о нахождении проблемы и, следовательно, о ее формулировке, чем о решении. Ибо спекулятивная проблема разрешается, как только она соответствующим образом поставлена. Под этим я имею ввиду, что тогда её решение существует, … единственное, что остается сделать, так это открыть его. Но постановка проблемы - не просто открытие, это - изобретение. Открытие должно иметь дело с тем, что уже существует - актуально или виртуально; значит, рано или поздно оно определенным образом должно произойти. Изобретение же наделяет бытием то, чего на самом деле не существует; оно могло бы никогда не произойти. … изобретательское усилие состоит в порождении проблемы, в созидании терминов, в каких она будет ставиться».

Т.О. В размышлениях о мире и о себе создается образ сущего и должного, и тем самым задается смысл существования как переход от сущего к должному – направленность жизни.

С. В. Борисов - моментом актуализации философствования «является период детства, осмысление ребенком собственного жизненного опыта, главным образом в мифической форме». «Одушевляя» предметы окружающего мира, ребенок ассимилирует их, наделяет их смыслом, включает в круг ценностей и таким образом обеспечивает взаимную согласованность всей системы убеждений. Причем, «в сфере наивного философствования мир детства и мир взрослости не могут быть искусственно разграничены, поскольку это есть единый мир людей».

Детство нашей культуры – мифологическое мировоззрение традиционного общества. В мифе всё объяснимо и всё понятно.

Мамардашвили М.К. (лекция 2): Философия начинается с удивления - мысли о том, что невозможно, а есть. Хаос – это то, что возможно, а порядок – невозможен, хотя он и бывает. Понятно, что есть глупость, а вот ум – непонятно. Маловероятно и невозможно, но есть. Безобразность – понятно, а вот красота – невозможно, непонятно».

Философия началась с вопроса: как это возможно?

Чанышев: Согласно Платону, начало философии в удивлении (изумлении). В платоновском диалоге «Теэтет» сказано: «..как раз философу свойственно испытывать... изумление. Оно и есть начало философии...».

Аристотель (Метафизика): … «миф слагается из удивительного» (Met. I, 2), и человек, любящий мифы, «филомифос», в некотором смысле философ. Однако у него нет знания, а потому его объяснение оказывается мнимым, таким, когда одно удивительное объясняется через другое. Когда люди открывают истинные причины изумившего их явления, они снимают не только ситуацию незнания, но и ситуацию удивления. Когда показаны истинные причины удивительного, то удивительное оказывается неудивительным. В противном случае из удивления родится не философия и не наука, а миф.

Аристотель понимал под наукой знание, выходящее за пределы обычных показаний чувств (этим наука отличается от восприятия), знание причин (этим наука отличается от опыта), знание ради него самого, а не ради какой-либо практической выгоды

4. Естествознание. Научная картина мира.

Первоначально философия формировалась как форма теоретического знания о мире и человеке. В одном мыслителе совмещалось и познание природных объектов, и мировоззренческое осмысление мира и человека. С начала XIX в. естествознание выделилось в самостоятельную дисциплину и наука самоопределилась под лозунгом: «наука сама себе философия». Суть: нет смысла заниматься пустыми размышлениями, нужен практический результат познания, который есть критерий истины в последней инстанции. Задача науки – познание с целью преобразования природы в интересах человека.

Каждое познание начинается с выделения объекта. Что является объектом научного познания? Фрагмент действительности, который концептуализируется в качестве теоретического объекта и определяет пределы дисциплинарности. Т.о. научная дисциплина – это не мировоззрение. Это познание фрагмента действительности, в частности, в естествознании нет человека как такового. Результат – научная картина мира (НКМ) как представление о мире через призму данной дисциплинарности (физическая, синергетическая, кибернетическая и пр. НКМ).

Первый тип НКМ связан со становлением в культуре Нового времени механистической картины мира как единой, выступающей и как общенаучная, и как естественнонаучная, и как специальная НКМ Ее единство задавалось через систему принципов механики, которые транслировались в соседние отрасли знания и выступали в них в качестве объясняющих положений.

 Темы семинарских выступлений:

1. Мировоззрение – наиболее общее представление о мире (способ ориентации в мире). Универсалии культуры.

2. Возникновение и универсалии мировых религий: христианство, буддизм, ислам.

3. А.Н. Чанышев: возникновение философии, основные философские проблемы, её роль в обществе.

4. Рефлексия (самопознание) – способность встать в позицию «наблюдателя» по  отношению к себе

5. М. К. Мамардашвили: философия как как «способ созидания человеком самого себя» («человекообразующая машина»).

3. Философия и наука как формы теоретического познания, мировоззрение и научная картина мира.

6. С. В. Борисов: «наивная философия» детства.