64871

Литература средних веков и эпохи возрождения. Зарубежная литература на рубеже античности и средневековья

Лекция

Литература и библиотековедение

В эпоху возрождения средневековье воспринимали критически. Романтикам было свойственно идеализировать прошлое и они увидели в средневековье множество привлекательных моментов. Тысячелетний период принято делить на 3 этапа: Раннее средневековье с 5 по 10 век...

Русский

2014-07-15

18.9 KB

3 чел.

Искусство публичной речи: Петрова – «Искусства речи». Как правильно артикулировать. Небольшая брошюра.

Литература средних веков и эпохи возрождения. Зарубежная литература на рубеже античности и средневековья.

Понятие средние века появилось лишь в 60-е года 15 века, то есть в тот период, который историки  именуют ренессансом. Это время, когда можно подводить итоги прежнему периоду. Одним из первых этот термин ввел епископ Джованни Рондэ. В эпоху возрождения средневековье воспринимали критически. Отношение к средневековью изменилось в 18 – начале 19 века и это изменение было связано с развитием романтизма. Романтикам было свойственно идеализировать прошлое, и они увидели в средневековье множество привлекательных моментов. Их привлекали идеалы рыцарской чести, культ прекрасной дамы, религиозная мистика, их привлекал символизм средневекового мышления. Более объективная оценка этого периода скалывается в классической науке второй половины 19 века, именно в этот период приходит понимание, что это закономерный и объективный период в истории. Важность этого периода связана не только с его протяженностью (c 5 по 15 век), но в этот период складываются Европейские нации и государства. В этот период языком учености и книжности становится латынь, но под влиянием латыни формируются другие Европейские языки. Именно в эту эпоху складывается христианская картина мира, а вместе с ней и та система ценностей, которая составляет основу Европейской цивилизации.

Тысячелетний период  принято делить на 3 этапа:

Раннее средневековье (с 5 по 10 век) Основные события: 476 год – начало отсчета, в этом году был низложен последний Римский император Ромул Великий. Низложение произошло в результате нашествия Германских племен под управлением Одоакра. Рим постепенно клонился к своему закату, и можно назвать множество факторов. С 3 века управление Римской империи становится малоэффективным, центральная власть уже не может удерживать провинции. Усиливались протестные настроения среди рабов и социальных низов. Варвары получали поддержку со стороны римлян. Кризис морали, кризис духовных ценностей. Римская элита предпочитала вести образ жизни основанной на культе чувственных удовольствий. С 3 века на территории Европы начинается процесс великого переселения народа. С запада границы Римской империи осаждают Готы, с востока Гунны, между ними часто происходят стычки. Готы терпят поражение и просят поселиться на западных границах Рима. Готы постепенно проникали вглубь империи и со временем начали совершать набеги на Рим. Варвары несли более низкую культуру, они разрушали ценности античного мира, в результате их опустошительных набегов Европа приходила в запустение. Варвары грабили и уничтожали художественные ценности. Атилла, который наводил страх и ужас на всю Европу. Одно из Германских племен породило нарицательное слово: Вандал – вандализм. Европейская культура испытывала глубочайший кризис. Уничтожались и библиотеки, сжигались произведения античных авторов и все те духовные ценности девальвировались. Однако, знакомство с античной культурой не прошло для варваров бесследно. Жак Ле Гофф говорит следующее: «Оба лагеря двигались навстречу друг другу: деградирующие Римляне опускались до уровня варваров, варвары же приобретали внешний лоск. Главное, что было воспринято захватчиками – это новая религия – христианство. Под ее влиянием облик варварской культуры начинает меняться, средневековье обретает свои черты.

Культура средневековья вбирает в себя варварскую культуру завоевателей, и ее влияние сохраняется на всю культуру (легенды, предания, песни, обычаи, ритуалы). Античное наследие варвары начинают адаптировать и воспринимать.

Наследие христианской культуры – которая видоизменила Европы, христианство стало объединяющим началом.

Вторая эпоха (с 10 – 14 век) – высокое или классическое средневековье. Особенностью этого периода стоит считать то, что к 10 веку происходит раздел территории между племенами и отдельными народами, начинают складываться средневековые государства. Чаще всего они имеют форму военной демократии. Вожди провозглашают себя королями и герцогами.  Появляется система воссалитета. Формируется первая абсолютная империя средневековья в 9 веке. Предводитель франков Карл Великий провозглашает себя императором Европейских земель.

Важной вехой стала эпопея с крестовыми походами. Крестовые походы имели важнейшее культурное значение, благодаря походам на восток – грубые нравы Европейцев начинают облагораживаться. Оказывается воздействие на развитие художественной литературы и всего искусство. Развиваются поэзия и рыцарский роман. Центром культуры этого периода становились церкви и монастыри. Именно там сосредотачивалась средневековая ученость, в скрипториях переписывались книги. Изучалась латынь и благодаря этому могли приобщиться к наследию античности.

Третий период. Позднее средневековье (с конца 14 по 15 (16 век)). Позднее средневековье ознаменовано развитием городской культуры. Города этой эпохи возникают в результате двух факторов. Появляются они на месте древних античных поселений. (Например Кёльн). Второй способ возникновения – результат пересечения торговых путей. Самым крупном городе был Париж. Лондон (60 тыс.)

В городах складывается новый уклад и новая система миро представления, жители городов пользуются большей свободы, чем крестьяне. В городах жители постепенно начинают уповать не только на религиозные догмы, но и на практическое знание, в городах появляются университеты. (Учили медиков, юристов). Всякое знание проходило через обсуждение, диспутов. Важным моментом в развитии стало развитие социальных связей. Появляются профессиональные корпорации. Внутри них формировалась и отрабатывалась система самоуправления. В городах эпохи позднего средневековья уделяется внимание развитие литературы и искусства. Фаблио (короткие занимательные истории с поучительным сюжетов). В городской культуре прорывается критическая струя, которая связана с характеристикой системы общественных отношений. Роман о Лисе. Лис стал воплощением хитроумного практичного горожанина. Эпоха средневековья оставила нам в наследство богатый опыт интеллектуальной рефлексии, в которой богословские рассуждения соединяются с потребностью решать практические жизненные вопросы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72367. ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА АЛГОРИТМИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ БЕЙСИК С ЛАБОРАТОРНЫМ ПРАКТИКУМОМ 352 KB
  Большие и маленькие буквы в именах и операторах воспринимаются компьютером одинаково т. Операторы языка Оператор является основной единицей программы и выполняет какое-то элементарное действие. Во многих версиях Бейсика операторы в программе нумеруются.
72368. Теоретическая информатика. Архитектура ЭВМ 1.56 MB
  Настоящее время характеризуется всё возрастающим процессом информатизации общества - созданием развитием и всеобщим применением информационных технологий - совокупности технических средств и методов компьютерной обработки хранения передачи и использования информации.
72369. Друга іноземна (французька) мова: Методичні рекомендації 824 KB
  Мета методичних рекомендацій до самостійної та індивідуальної роботи - допомогти студентам, які почали вивчати французьку мову, раціонально розподілити програмний навчальний матеріал, правильно організувати самостійну роботу, ефективно застосовувати набуті знання й навички під час виконання індивідуальних завдань творчого характеру.
72370. Цифровая обработка сигналов: Лабораторный практикум 3.88 MB
  Информативным параметром сигнала может быть частота сигнала центральная частота и ширина полосы сигнала если сигнал широкополосный период повторения сигналов и т. Обработка зашумленного сигнала имеет целью обнаружение сигнала и определение информативных параметров.
72371. Психология и педагогика: Учебно-методический комплекс 1.24 MB
  Ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки; овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития...
72372. Общая социология 5.8 MB
  Наряду с хрестоматийным ставшим уже классическим материалом в учебнике представлена трактовка наиболее актуальных вопросов социологии дано их авторское видение в полемике с иными точками зрения. Однако логика структура и содержание учебника являются результатом авторского видения предмета социологии и ее специфики.
72373. Основи діловодства: Навчально-методичний посібник 512 KB
  На практичному занятті розширюються, поглиблюються й деталізуються знання, отримані студентами на лекції та в процесі самостійної роботи, і спрямовуються на підвищення рівня засвоєння навчального матеріалу, прищеплення умінь і навичок, розвиток логічного мислення та усного мовлення студентів.
72374. Социология: Учебное пособие 2.02 MB
  В них рассматриваются наиболее значимые с точки зрения жизни современного общества проблемы: особенности социальной жизни и ее базисные элементы общество как социальная и социетальная система социальная структура общества и ее изменения культура личность и ее различные теории семья...
72375. Этическая и психологическая культура на предприятии питания: учебно-методический комплекс 431.5 KB
  Задачи дисциплины сформировать основные направления менеджмента в индустрии гостеприимства определить пути повышения культуры и качества обслуживания в гостиничном и ресторанном бизнесе и эффективности деятельности предприятий изучить методы и средства интенсификации труда...