64871

Литература средних веков и эпохи возрождения. Зарубежная литература на рубеже античности и средневековья

Лекция

Литература и библиотековедение

В эпоху возрождения средневековье воспринимали критически. Романтикам было свойственно идеализировать прошлое и они увидели в средневековье множество привлекательных моментов. Тысячелетний период принято делить на 3 этапа: Раннее средневековье с 5 по 10 век...

Русский

2014-07-15

18.9 KB

3 чел.

Искусство публичной речи: Петрова – «Искусства речи». Как правильно артикулировать. Небольшая брошюра.

Литература средних веков и эпохи возрождения. Зарубежная литература на рубеже античности и средневековья.

Понятие средние века появилось лишь в 60-е года 15 века, то есть в тот период, который историки  именуют ренессансом. Это время, когда можно подводить итоги прежнему периоду. Одним из первых этот термин ввел епископ Джованни Рондэ. В эпоху возрождения средневековье воспринимали критически. Отношение к средневековью изменилось в 18 – начале 19 века и это изменение было связано с развитием романтизма. Романтикам было свойственно идеализировать прошлое, и они увидели в средневековье множество привлекательных моментов. Их привлекали идеалы рыцарской чести, культ прекрасной дамы, религиозная мистика, их привлекал символизм средневекового мышления. Более объективная оценка этого периода скалывается в классической науке второй половины 19 века, именно в этот период приходит понимание, что это закономерный и объективный период в истории. Важность этого периода связана не только с его протяженностью (c 5 по 15 век), но в этот период складываются Европейские нации и государства. В этот период языком учености и книжности становится латынь, но под влиянием латыни формируются другие Европейские языки. Именно в эту эпоху складывается христианская картина мира, а вместе с ней и та система ценностей, которая составляет основу Европейской цивилизации.

Тысячелетний период  принято делить на 3 этапа:

Раннее средневековье (с 5 по 10 век) Основные события: 476 год – начало отсчета, в этом году был низложен последний Римский император Ромул Великий. Низложение произошло в результате нашествия Германских племен под управлением Одоакра. Рим постепенно клонился к своему закату, и можно назвать множество факторов. С 3 века управление Римской империи становится малоэффективным, центральная власть уже не может удерживать провинции. Усиливались протестные настроения среди рабов и социальных низов. Варвары получали поддержку со стороны римлян. Кризис морали, кризис духовных ценностей. Римская элита предпочитала вести образ жизни основанной на культе чувственных удовольствий. С 3 века на территории Европы начинается процесс великого переселения народа. С запада границы Римской империи осаждают Готы, с востока Гунны, между ними часто происходят стычки. Готы терпят поражение и просят поселиться на западных границах Рима. Готы постепенно проникали вглубь империи и со временем начали совершать набеги на Рим. Варвары несли более низкую культуру, они разрушали ценности античного мира, в результате их опустошительных набегов Европа приходила в запустение. Варвары грабили и уничтожали художественные ценности. Атилла, который наводил страх и ужас на всю Европу. Одно из Германских племен породило нарицательное слово: Вандал – вандализм. Европейская культура испытывала глубочайший кризис. Уничтожались и библиотеки, сжигались произведения античных авторов и все те духовные ценности девальвировались. Однако, знакомство с античной культурой не прошло для варваров бесследно. Жак Ле Гофф говорит следующее: «Оба лагеря двигались навстречу друг другу: деградирующие Римляне опускались до уровня варваров, варвары же приобретали внешний лоск. Главное, что было воспринято захватчиками – это новая религия – христианство. Под ее влиянием облик варварской культуры начинает меняться, средневековье обретает свои черты.

Культура средневековья вбирает в себя варварскую культуру завоевателей, и ее влияние сохраняется на всю культуру (легенды, предания, песни, обычаи, ритуалы). Античное наследие варвары начинают адаптировать и воспринимать.

Наследие христианской культуры – которая видоизменила Европы, христианство стало объединяющим началом.

Вторая эпоха (с 10 – 14 век) – высокое или классическое средневековье. Особенностью этого периода стоит считать то, что к 10 веку происходит раздел территории между племенами и отдельными народами, начинают складываться средневековые государства. Чаще всего они имеют форму военной демократии. Вожди провозглашают себя королями и герцогами.  Появляется система воссалитета. Формируется первая абсолютная империя средневековья в 9 веке. Предводитель франков Карл Великий провозглашает себя императором Европейских земель.

Важной вехой стала эпопея с крестовыми походами. Крестовые походы имели важнейшее культурное значение, благодаря походам на восток – грубые нравы Европейцев начинают облагораживаться. Оказывается воздействие на развитие художественной литературы и всего искусство. Развиваются поэзия и рыцарский роман. Центром культуры этого периода становились церкви и монастыри. Именно там сосредотачивалась средневековая ученость, в скрипториях переписывались книги. Изучалась латынь и благодаря этому могли приобщиться к наследию античности.

Третий период. Позднее средневековье (с конца 14 по 15 (16 век)). Позднее средневековье ознаменовано развитием городской культуры. Города этой эпохи возникают в результате двух факторов. Появляются они на месте древних античных поселений. (Например Кёльн). Второй способ возникновения – результат пересечения торговых путей. Самым крупном городе был Париж. Лондон (60 тыс.)

В городах складывается новый уклад и новая система миро представления, жители городов пользуются большей свободы, чем крестьяне. В городах жители постепенно начинают уповать не только на религиозные догмы, но и на практическое знание, в городах появляются университеты. (Учили медиков, юристов). Всякое знание проходило через обсуждение, диспутов. Важным моментом в развитии стало развитие социальных связей. Появляются профессиональные корпорации. Внутри них формировалась и отрабатывалась система самоуправления. В городах эпохи позднего средневековья уделяется внимание развитие литературы и искусства. Фаблио (короткие занимательные истории с поучительным сюжетов). В городской культуре прорывается критическая струя, которая связана с характеристикой системы общественных отношений. Роман о Лисе. Лис стал воплощением хитроумного практичного горожанина. Эпоха средневековья оставила нам в наследство богатый опыт интеллектуальной рефлексии, в которой богословские рассуждения соединяются с потребностью решать практические жизненные вопросы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82999. Казка – дитяча опера «Коза Дереза» муз. М. Лисенко, Дніпрова Чайка. Омоніми – слова однакові за написанням, різні за значенням 492.5 KB
  Формування поняття про багатозначність слів в українській мові, виробляти вміння правильно вживати багатозначні слова в мовленні; розширювати уявлення про значення слів; збагачувати словниковий запас, розвивати монологічне та діалогічне мовлення, мислення, самостійність...
83000. ЇЖА, КОРИСНА ДЛЯ ЗДОРОВ’Я 661.5 KB
  Мета: Розширити уявлення дітей про їжу корисну для здоров’я вчити їх правильно харчуватися виховувати естетичні смаки щодо зовнішнього вигляду страв. Обладнання: Малюнки ілюстрації таблиці слайди до теми предметні малюнки із зображенням продуктів для гри Смачного...
83001. Как животные готовятся к зиме? 107.5 KB
  Цель: Продолжать формировать представления о птицах и зверях, устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой природе, жизни растений и животных; развивать логическое мышление; воспитывать желание беречь родную природу. Оборудование: таблицы, рисунки с изображением птиц и зверей зимой, образцы.
83002. Резание бумаги и картона. Изготовление раздаточного материала для дидактической игры «Рыбалка» 254.5 KB
  Цель: формировать умение резать бумагу прямыми и закругленными линиями; совершенствовать умение вырезать фигуры по шаблону; развивать пространственные навыки воображение фантазию; воспитывать аккуратность. Обвести и вырезать по шаблону верхний нижний плавник.
83003. Здоровье – самая большая ценность 486.5 KB
  Цель: расширить и закрепить представление о том что здоровье главное богатство каждого человека; дать учащимся представление о семье как важнейшем условии формирования сохранения и укрепления здоровья детей; сформировать представление о влиянии микроклимата семьи на здоровье детей...
83004. ПОЗИТИВНІ І НЕГАТИВНІ ЕМОЦІЇ 100 KB
  Мета: формувати в учнів уявлення про емоції і почуття як умову що сприяє зміцненню і збереженню власного здоров’я й здоров’я інших людей; вчити розрізняти види емоцій та причини їх виникнення; аналізувати зв’язок між емоціями почуттями настроєм та їх впливом на стосунки з іншими людьми.
83005. Де ти живеш? Урок – екскурсія 90.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з походженням назви рідного села, з історичними пам’ятками; Продовжити навчання учнів вмінню вибирати головне з різних джерел інформації; робити висновки. Залучати школярів до дослідницької та пошукової діяльності.
83006. Організація туру по Чернігівській області 978.5 KB
  Якому пропонують на вибір різні варіанти обслуговування по кожному із видів послуг в запропонованому їм самим місця відпочинку: розміщення різні за рівнем типом та місцем розташування готелю; харчування різні варіанти повний або напівпансіон або зовсім без харчування шведський стіл...
83007. Лезникиківське родовище Житомирьска область 470.22 KB
  Завдяки своїй твердості граніт завжди користувався популярністю в будівництві і продовжує широко застосовуватися і в наші дні. Так гранітний камінь часто Однак крім своєї надзвичайної твердості граніт дуже гарний. Гранітний камінь має безліч різноманітних кольорів і відтінків.