64873

Грамматика. Разделы грамматики как науки

Лекция

Иностранные языки, филология и лингвистика

Грамматическая система гораздо более стабильна по сравнению с лексической, которая легко и быстро меняется под влиянием внеязыковых факторов. Основа грамматической системы языка может оставаться относительно неизменной на протяжении веков.

Русский

2014-07-15

107 KB

29 чел.

рамматика (студ.)

  1.  Грамматика
  2.  Грамматический строй языка
  3.  Подсистемы грамматического строя и разделы грамматики как науки
  4.  Типы грамматик

Литература

___________________________________________________

Грамматика (от греч. grammatikē téchnē ‘письменное искусство’ от grámma ‘буква, написание’):

  1.  грамматический строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций.

А также совокупность правил построения:

  •  лексических единиц (слов и их форм) из морфем,
  •  связанных высказываний и их частей – из лексических единиц.

Правила построения являются одновременно и правилами понимания выражаемых смыслов.

  1.  Раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка [ЛЭС, с. 113].
  2.  Грамматический  строй  языка

Своеобразие каждого языка наиболее ярко проявляется в его грамматической системе. Грамматика как наиболее устойчивая часть языка определяет его тип.

В определенный момент своего развития грамматический строй языка,

  •  с одной стороны, представляет собой относительно стабильную систему, организованную по строгим законам;
  •  с другой стороны, эта система активно функционирует [ЛЭС, с. 114; Реформатский, с. 244; Плунгян, с. 8].

Грамматическая система гораздо более стабильна по сравнению с лексической, которая легко и быстро меняется под влиянием внеязыковых факторов. Основа грамматической системы  языка может оставаться относительно неизменной на протяжении веков.

При этом грамматика постоянно развивается. Изменения в ней касаются, как правило, внутреннего устройства отдельных грамматических категорий. Напр., меняется количество падежей, во многих языках исчезли формы двойственного числа при сохранении категории числа в целом [Вендина, с. 187].

Конечно, есть и примеры кардинального изменения грамматической системы (в частности, под влиянием другого языка):

  •  утрата грамматической категории (падеж в англ. и фр., спряжение глагола в англ.)
  •  или ее существенная перестройка (русск. восьмичленная категория времени 1 преобразовалась в трехчленную, и при этом сформировалась категория вида).

С течением времени может измениться тип языка: англ. яз. из флективного синтетического языка постепенно превращается в аналитический язык с тенденцией к корнеизоляции (типа древнекитайского).

Грамматика тесно  связана с другими подсистемами языка.

  •  Фонемы образуют материальную оболочку морфем. Чередования звуков и смена ударения принимают участие в выражении грамматических значений. Предложение всегда интонационно оформлено.
  •  С лексикой грамматика связана через слово, которое наряду с морфемой и предложением традиционно считается одной из основных единиц грамматики.

Слово принадлежит одновременно и лексике, и грамматике:

  •  к лексике оно относится как единица, которая имеет лексическое значение, связана разнообразными семантическими отношениями с другими лексическими единицами, входит в различные лексические группы и подгруппы;
  •  к грамматике слово относится как единица морфологии (обладает грамматической формой и грамматическими значениями, принадлежит к тому или иному морфологическому классу) и как единица синтаксиса (используется в словосочетаниях и предложениях).

Соответственно, в лексикологии и грамматике слово изучается с разных сторон, т.е. объект у лексикологии и грамматики один, а предметы – разные.

Взаимозависимость лексики грамматики регулярно проявляется в языке.

Так, синтаксические валентности (требование той или иной формы от зависимого слова) – одна из неотъемлемых характеристик ЛЕ:

  •   подарил – кто, что, кому; рад – кто, кому / чему; интересуется – кто, кем / чем.

Многие грамматические категории взаимодействуют с определенными лексико-семантическими группами.

Напр., категория числа тесно связана с лексико-грамматическими разрядами существительных: абстрактные и вещественные существительные имеют формы либо единственного, либо множественного числа:

  •  дружба, мудрость,
  •  вода, песок, масло – чернила, сливки.

Если же соотносительная форма все-таки есть, то она имеет другое лексическое значение, ср.:

  •  выбор – выборы (мероприятие), вода – вóды (большое количество воды), масло – маслá (разные сорта масла).

Категория лица глаголов также зависит от ЛЗ. Например, безличные глаголы обозначают процессы, не предполагающие субъекта-деятеля, а потому, вполне естественно, не спрягаются:

  •  светает, тошнит …

У некоторых глаголов безличным является один из ЛСВ:

  •  Она морозит клубнику на зиму (есть субъект действия) – Ее морозит (нет субъекта).

Есть глаголы, которые в силу специфики семантики в прямых ЛСВ также не имеют форм 1-го и 2-го л. ед.ч.:

  •  телиться, ветвиться, толпиться…

Группа глаголов движения (идти – ходить, ехать – ездить и т.д.) характеризуется специфическими грамматическими свойствами.

Основные модели предложения связаны с предикатами (сказуемыми), принадлежащими к определенным лексико-семантическим группам (предикаты существования, локализации, перемещения и т.д.).

В современных грамматических исследованиях взаимодействие грамматики и лексики последовательно учитывается.

  1.  Подсистемы  грамматического  строя  и  разделы  грамматики  как  науки

Грамматическая система языка сложно организована, включает ряд крупных  взаимосвязанных и пересекающихся подсистем. Названия этих подсистем и разделов грамматики, которые их изучают, совпадают.

Основными подсистемами грамматического строя традиционно считаются морфология и синтаксис. Они неразрывно связаны как в языке, так и в научном описании.

К морфологии (от греч. morphē ‘форма’ lógos ‘слово, учение’) относится все, что связано с грамматическими значениями слова и формами, которые эти значения выражают. Морфология  как раздел грамматики разрабатывает также учение о частях речи.

К синтаксису (от греч. sýntaxis ‘построение, порядок’) относятся все явления, связанные с сочетаемостью слов и их форм, а также с построением и функционированием словосочетаний и предложений.

Ключевым для разграничения морфологии и синтаксиса является понятие слова. Все, что меньше слова (внутри слова), – предмет морфологии, все, что больше слова (сочетания слов), – предмет синтаксиса [Волошина]. Однако слово по-разному устроено в языках мира, и более того, в одном языке слово нередко трудно отграничить от морфемы и от сочетания слов. Поэтому и граница между морфологией и синтаксисом далеко не всегда очевидна.

Такое членение грамматики важно для языков, где слова и морфемы четко противопоставлены [ЛЭС, с. 313; Гируцкий, с. 185]. В языках с бедной морфологией (английский, китайский, индонезийский и др.) морфология как раздел грамматики отходит на задний план, а в корневых языках (тайский, вьетнамский, йоруба, пиджин-инглиш и др.) ее значение практически сводится к нулю.

Отдельной единицей грамматического строя является морфема, минимальная значимая часть слова или словоформы.  Из морфем создаются слова и их формы. Явления, связанные с функционированием словообразовательных и словоизменительных морфем, выделяются в отдельную сферу – морфемику [ЛЭС, с. 114].

Закономерности звукового состава морфем разных типов 2 и изменения морфов при образовании слов и их форм принадлежат к сфере морфонологии [ЛЭС, с. 315].

Явления, связанные с образованием новых слов и изменением лексического значения, относятся к словообразованию. 

Словообразование традиционно включалось в состав лексикологии. Это и сейчас встречается в зарубежном языкознании. В отечественной лингвистике словообразование относят к грамматике. Такое неоднозначное положение словообразования связано с его двойственной природой:

  •  с одной стороны, слова образуются по существующим в языке грамматическим законам сочетания морфем 3,
  •  с другой, – в результате действия этих законов создаются новые лексические единицы [Вендина, с. 187].

В отечественной лингвистике словообразование и морфемика рассматриваются либо как самостоятельные разделы грамматики, либо как часть морфологии.

Включение словообразования в морфологию обусловлено, во-первых, типологической ориентацией: во многих языках есть только словообразовательные морфемы, а словоизменительные отсутствуют. Во-вторых, граница между словоизменением и словообразованием для целого ряда языков далеко не всегда очевидна [Плунгян, с. 15–16].

Все эти подсистемы взаимодействуют, но особенно тесно связаны морфология и синтаксис.

Грамматические формы слов существуют в предложении и создаются для функционирования в предложении. Единицы синтаксиса – словосочетания и предложения, соответственно, состоят из слов и их форм. Так что отнесение тех или иных грамматических явлений к морфологии или синтаксису в значительной степени условно:

  •  напр., категория падежа и залога реализуются только в синтаксических конструкциях [ЛЭС, с. 114; Маслов,  с. 130].

В грамматиках многих языков немалую роль играет описание технических правил, напр., распределение слов по типам склонения и спряжения. Но подлинную суть грамматики составляют грамматические значения и грамматические категории. Поэтому в современных исследованиях морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса на первое место выдвигаются проблемы грамматической семантики (как в комплексе лексикологических дисциплин ведущее место принадлежит лексической семантике) [Маслов, с. 131; Плунгян, с. 14].

Соотношение подсистем грамматического строя языка и разделов грамматической науки представлено в таблице:

подсистема грамматического строя языка

основная единица

раздел грамматики как науки

предмет изучения

морфемика

морфема (словоизменительная)

морфемика

морфемы и их типы, морфемная структура слов

морфонология

морфема

(словоизменительная и словообразовательная)

морфонология

фонемный состав морфем 
и формальная сочетаемость морфов

словообразование

морфема

(словообразовательная) 4

словообразование

способы создания слов

морфология

форма слова

морфология

формы слова и их грамматические значения, части речи

синтаксис

словосочетание предложение

синтаксис

синтаксические конструкции, правила  
их построения и функционирования

  1.  Типы  грамматик

Грамматика как наука изучает

  •  форму и содержание грамматических единиц и категорий,
  •  их строение и функционирование
  •  в современном состоянии и историческом развитии.

Типы грамматик выделяются по предмету изучения при единстве объекта.

Основными типами грамматик являются:

  1.  теоретическая и практическая,
  2.  синхроническая (описательная) и диахроническая (историческая),
  3.  формальная и функциональная,
  4.  языковая и коммуникативная (речевая) [Кодухов, с. 205–206].

1.  Теоретическая (научная) грамматика делится на

  •  общую
  •  и частные.
  •  Общая грамматика исследует общие свойства грамматического строя языков мира. Она включает грамматику универсалий, т.е. языковых явлений, общих для всех или многих языков. Напр.:
  1.  в любом человеческом языке есть  имя и глагол;
  2.  в любом человеческом языке есть  служебные слова;
  3.  во всех языках мира есть одноместные и двухместные предикаты (т.е. предикаты, предполагающие одного или двух участников ситуации):  Ребенок спит;  Ребенок читает книгу [Хоккет, с. 81–84].
  •  Частные грамматики занимаются изучением грамматического строя отдельных языков.

2.  Теоретическую грамматику разделяют также на

  1.  описательную (синхроническую, статическую),
  2.  историческую (диахроническую, динамическую).
  3.  Разновидностью описательной грамматики является сопоставительная, или контрастивная грамматика, описывающая сходства и различия в строе родственных и неродственных языков в определенный период их существования– современный или прошлый.
  4.  Разновидность исторической грамматики – сравнительно-историческая, изучающая грамматику родственных языков в историческом развитии.
  5.  Кроме того, выделяется типологическая грамматика. Она может быть синхронической и диахронической.

Синхроническая типология занимается распределением (классификацией) языков по морфологическим и синтаксическим типам.

В рамках диахронической типологии выявляются диахронические константы, т. е. доминирующие тенденции изменения языка (М. М. Гухман) [ЛЭС, с. 135]. Напр., изменение грамматического строя англ. языка от синтетического к аналитическому, от флективного в направлении к изолирующему.

Все названные типы грамматик – теоретические.

Теоретической грамматике противостоит практическая (педагогическая, учебная, школьная), которая предназначена для обучения родному и неродному языку. Она опирается не только на лингвистическую теорию, но и на  психологию, педагогику и методику [Кодухов, с. 207].

3. В соответствии с основными характеристиками грамматического строя языка – его формальной структурой и функционированием –  противопоставляют

  •  формальную и
  •  функциональную грамматики.
  •  Формальными являются основные описательные и нормативные грамматики, в которых представлены системы морфологических и синтаксических формальных средств языка и описаны грамматические значения, выражаемые этими формами [ЛЭС, с. 114; Гируцкий, с. 185].

Формальная  грамматика описывает грамматический строй языка от формы к значению (т.н. пассивная грамматика). Напр., сначала описывается форма императива, ее образование,  а затем описываются  функции, которые выполняет эта форма:

  1.  выражения волеизъявления, совета, приглашения, разрешения и т. п.:
  •  Запишите задание. Надень шапку. Заходите почаще;

2) выражение нереализованного условия:

  •  Сообщи он о своем приезде раньше, мы бы его встретили (= если бы он сообщил).
  •  При функциональном подходе грамматика описывается в направлении от значения к выражающей его форме (т. н. активная грамматика). Описание ведется по функционально-семантическим полям (ФСП) [ЛЭС, с. 114]. Напр., при описании функционально-семантического поля побудительности сначала описывается спектр значений, входящих в это поле: волеизъявление, совет, приказ, приглашение, разрешение. Затем описываются формы, которые выражают эти значения:

1) формы императива: Пиши! Входите! Давайте споем!

2) форма инфинитива (приказ): Молчать! 

3) форма прошедшего времени: Так, быстренько оделся и пошел в магазин!

Пошли! (приглашение)

4) форма настоящего времени: Берешь нож и чистишь картошку! Быстро!

Педагогическая (практическая) грамматика  также может быть как формальной, так и функциональной.

4.  Во всех указанных типах грамматик акцент делается на изучении языка как самостоятельного феномена, безотносительно к его носителям. Соответственно, все они являются лингвоцентрическими (или абстрактно-языковыми).

Абстрактно-языковым грамматикам противостоят грамматики речевые, коммуникативные. Они рассматривают общение при помощи языка (речевое общение), а следовательно, говорящего и пишущего, слушающего и читающего человека. Такой подход к изучению языка называется антропоцентрическим.

  •  Предметом коммуникативной грамматики являются речевое общение, речевая деятельность, речевой акт, его единицы, тематико-ситуативная обусловленность речевой деятельности, типы речевых высказываний. В коммуникативной грамматике анализируется не только функционирование единиц и категорий языка, но и актуальное членение высказывания [Кодухов, с. 207].

Литература

Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2004. Грамматика. С. 287–288.

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Грамматика. С. 187–189.

Гируцкий А. А. Введение в языкознание. М.: ТетраСистемс, 2001. Грамматика и ее предмет. С. 184–186.

Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1987. § 32. Грамматика как лингвистическая наука. С. 205–211.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь М.: Советская энциклопедия, 1990. Грамматика С. 113–115. Диахроническая типология. С. 135–136. Морфология. С. 313–315. Морфонология. С. 315–316. Синтаксис. С. 448–451. Словообразование. С. 467–469. Функциональная грамматика С. 565–566.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997. Глава IV. Грамматика. 1. Вступительные замечания. С. 125–131.

Плунгян В. А. Общая морфология: Введение в проблематику. М.: Едиториал УРСС, 2003. Глава 1. Объект морфологии и ее основные единицы. С. 12–36.

Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1996. Глава IV. Грамматика. § 43. Что такое грамматика. С. 244–263.

Хоккет Ч. Ф. Проблема языковых универсалий // Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание». / Сост. А. В. Блинов, И. И. Богатырева, В. П. Мурат, Г. И. Рапова. М.: МГУ, 1998. С. 79–88.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005. Глава III. Грамматика. § 26. Предмет изучения грамматики. С. 76–78.

ЭРЯ – Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Грамматика С. 92–96. Морфология. С. 243– 246. Морфонология. С. 246–247. Синтаксис. С. 471–476. Словообразование. С. 500–503.

Интернет-источники

Волошина О. А. Современные теории общего синтаксиса – школе. Определение основных понятий синтаксической теории – http://rus.1september.ru/view_article.php?ID=200901302

1 Категория времени в древнерусском языке включала 1 настоящее время; 4 прошедших: аорист, имперфект, перфект и плюсквамперфект; 3 будущих: простое, сложное и будущее сложное второе, глагольные формы совмещали временные и видовые значения.

2 Напр., во многих языках корневые морфемы строятся отлично от аффиксальных, а глагольные корни – от именных или местоименных.

3 Это далеко не единственный способ образования новых слов.

4 Для языков, в которых новые слова строятся из морфем.

6

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60415. Включення українських земель до складу Російської та Австрійської імперій 164 KB
  Які держави брали участь у поділах Речі Посполитої Яка була їхня мета Як ви оцінюєте значення поділів Речі Посполитої для українського народу Які землі увійшли до складу Росії після російсько-турецьких війн...
60416. Планета Земля чекає на захист 303.5 KB
  Мета. Узагальнити та розширити знання учнів про стан природи нашої планети; розкрити деякі екологічні проблеми.
60417. Розробка позакласного заходу Земля моя – Луганщина 62 KB
  Обладнання: карта України виставка книжок портрети відомих людей плакат Земля моя Луганщина герб Луганської області Хід уроку Слово вчителя. Тема нашого уроку Земля моя –Луганщина.
60418. Загальна характеристика класу Земноводні 405.5 KB
  Мета: сформувати в учнів знання про наступний клас типу Хордові Земноводні; ознайомити учнів із середовищем існування земноводних їх способом життя; розглянути зовнішню будову на прикладі жаби озерної...
60419. Особливості процесів життєдіяльності та поведінки Земноводних 139 KB
  Мета: продовжувати формувати знання учнів про земноводних тварин; розкрити особливості внутрішньої будови земноводних системи органів; ознайомити із особливостями процесів життєдіяльності...
60420. Загальна характеристика класу Земноводні 48 KB
  Так саме жаби зробили неоціненний вклад в розвиток науки. До земноводних належать жаби ропухи тритони саламандри прочитав Сашко тихим голосом і замовк. Полудень і жаби підставили свої спини яскравим сонячним променям.
60421. Школьный пресс-центр как интеллектуально-творческое объединение учащихся 73 KB
  Оформление наглядности: создание настенных плакатов отражающих работу пресс-центра. 1 Приобретение канцтоваров Попечительский совет 2 Оплата энергопотребления Попечительский совет...
60422. Церковне життя України у першій половині ХVІІ століття 60 KB
  Мета: визначити вплив Берестейської унії на церковне життя України; розглянути діяльність митрополита Петра Могили; розвивати вміння працювати з підручником та історичними документами виховувати інтерес...
60423. Загальні основи фізичної підготовки в гуртках спортивного туризму 1.04 MB
  Загальна та спеціальна фізичні підготовки мають бути спрямовані безпосередньо на розвиток фізичних якостей, потрібних для обраного виду туризму. Та сподіваюсь що дані методичні рекомендації стануть у пригоді не лише керівникам гуртків спортивного туризму