64876

Предмет и разделы фонетики

Лекция

Иностранные языки, филология и лингвистика

Предмет и разделы фонетики Фонетика как раздел языкознания Аспекты изучения звуков речи Акустические параметры звуков Артикуляционный аспект изучения звуков речи Артикуляционная база Перцептивный аспект изучения звуков речи Функциональный аспект изучения звуков речи...

Русский

2014-07-15

55.63 KB

42 чел.

Фонетика (кор.)

  1.  Предмет  и  разделы  фонетики
  2. Фонетика как раздел языкознания
  3. Аспекты изучения звуков речи
  4. Акустические параметры звуков
  5. Артикуляционный аспект изучения звуков речи

4.1.  Строение речевого аппарата

4.2.  Артикуляция

4.3.  Артикуляционная база

  1. Перцептивный аспект изучения звуков речи
  2. Функциональный аспект изучения звуков речи

Литература

____________________________________________

  1.  Фонетика  как  раздел  языкознания

Фонетика (греч. < phōnētikos ‘звуковой’) – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.

Фонетика делится на

  1.  общую
  2. и частную.

Общая фонетика является теоретической основой для описания звуковых систем разных языков. Она занимается следующими проблемами:

  1. выясняет звуковые возможности речевого аппарата человека,
  2. определяет особенности производства звуков и их восприятия,
  3. устанавливает дифференциальные (различительные) признаки типовых единиц звуковых систем,
  4. вырабатывает принципы классификации звуков речи,
  5. исследует взаимодействие звуков в речевом потоке,
  6. изучает фонетическое членение речи (слоги, такты),
  7. ударение, интонацию.

Частная фонетика исследует звуковой строй того или иного конкретного языка и в зависимости от целей делится на

  1.  описательную (синхроническую, статическую),
  2.  историческую (диахроническую, динамическую), изучающую эволюцию звукового строя данного языка или группы языков.

Особо выделяется сопоставительная фонетика, которая выявляет соотношение звуков двух или более современных языков.

В фонетике широко применяются экспериментальные (инструментальные) методы. К ним относятся:

  1. палатография (статическая и динамическая), при помощи которой устанавливаются места соприкосновения языка с небом при звукообразовании,
  2. тензопалатография для измерения силы артикуляции,
  3. рентгенография, позволяющая видеть положения органов речи и их движение (при кинорентгене),
  4. осциллография, позволяющая определять длительность, высоту и интенсивность звуков,
  5. спектрография, дающая общую акустическую картину звука.

В фонетике применяются, кроме того, различные методы изучения восприятия тех или иных звуковых явлений носителями языка, что особенно важно для фонологического истолкования этих явлений. В 80-е гг. 20 в. в фонетике стали использовать ЭВМ. (См.: [Реформатский, 2000. С. 228–243 «Методы и приемы экспериментальной фонетики»]).

Фонетика имеет прикладное значение в различных областях:

  1. рационализация письма (графики и орфографии),
  2. обучение правильному произношению, особенно на неродном языке, диагностика и исправление недостатков речи (логопедия и сурдопедагогика),
  3. проверка средств связи и повышение их эффективности,
  4. автоматическое распознавание текста [ЛЭС, с. 554].
  5.  Аспекты  изучения  звуков  речи

Звуки речи – минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся определенными акустическими и перцептивными  (связанными с восприятием речи) свойствами [ЛЭС,  с. 165].

Звуки речи отличаются от прочих звуков тем, что они выполняют в речи определенные функции:

  1.  строительную (из них стоятся морфемы и слова),
  2.  опознавательную (слушающие воспринимают  морфемы, слова, предложения),
  3.  различительную (звуки различают материальные оболочки морфем и слов: честь ↔ шесть).

Следовательно, описание звуков речи должно учитывать

  1. не только их основные материальные свойства,
  2. но и их роль в образовании значимых единиц языка [ООФ, с. 3; ЛЭС, с.554].  

Соответственно, в фонетике выделяется несколько аспектов изучения звуков речи:

  1.  акустический (греч. akustikos ‘слуховой’) аспект: звуки изучаются как явление физическое (как звучат),
  2.  артикуляторный (артикуляционный; лат. articulātio от articulo ‘произношу членораздельно’) аспект: звуки изучаются как явление физиологическое (как звуки производятся),
  3.  перцептивный (лат. perceptio ‘восприятие’) аспект (как звуки воспринимаются),
  4.  функциональный (лингвистический, социальный) аспект (как звуки функционируют в языке, в коммуникации людей).

Изучением разных сторон звуков речи и других фонетических единиц занимаются разные дисциплины – фонология, физиология речи, акустика и перцептивная фонетика. 

  1.  Акустические  параметры  звуков

Звук речи, как и все другие звуки, является результатом колебаний частиц воздушной среды, а источником этих колебаний является какое-либо тело или система тел. В данном случае это органы речи.

Акустика выделяет несколько характеристик (параметров) звуков:

  1. высота,
  2. сила,
  3. длительность,
  4. тембр.

1)  Высота звука определяется частотой колебаний в единицу времени и измеряется в герцах (1 колебание в сек.). Чем больше число колебаний в единицу времени, тем выше звук.

2)  Сила звука (интенсивность) прямо пропорциональная амплитуде (размаху) колебаний. Чем больше амплитуда  колебаний, тем сильнее звук.

Сила звука имеет для речи большое значение:

1) она обеспечивает ясность передачи и восприятия речи, что является решающим для языка как средства общения;

2) лежит в основе очень распространенного типа ударения [Зиндер, с. 101; Шайкевич, с. 13].

3) Длительность (долгота) звука – это протяженность его во времени. Для звуков речи важна не столько абсолютная, сколько относительная долгота. Во многих языках (англ., чешск., нем. и др.) звуки противопоставлены по длительности с длительностью звука связано различие в значении слов:

  1. чеш.  pás ‘пояс’ – pas ‘паспорт’, dráha ‘дорога’ drahá ‘дорогая’;
  2. финск.  vapa ‘прут’ – vapaa ‘свободный’ [Кодухов, с. 124].

В рус. языке долгота и краткость не имеют смыслоразличительной функции. Долгота и краткость связана с ударностью – безударностью.

4) Тембр  (фр. timbre ‘колокольчик’) – индивидуальное качество, специфическая окраска звука. Звук речи – это результат сложения нескольких одновременных колебаний (т.н. сложный звук).

По характеру колебаний различаются

  1. тоны,
  2. шумы.

Тон – это музыкальный звук, возникает при равномерных (ритмических, гармонических) колебаниях источника звука (количество колебаний в единицу времени не меняется).

В речи это колебания голосовых связок и воздуха, заполняющего полости рта и носа.

Шум – результат неравномерных, (неритмических, негармонических) колебаний (количество колебаний в единицу времени меняется).

Это колебания губ, языка, маленького язычка, звуки трения и взрыва у сближенных или сомкнутых органов речи.

Гласные звуки являются в основном тоновыми, а бóльшая часть согласных содержит шумы. 

Тоны имеют абсолютную высоту, а шумы  лишь относительную: можно говорить о более высоких и низких шумах, но определить абсолютную высоту шума нельзя.

Выталкиваемый из легких человека воздух заставляет вибрировать голосовые связки, за счет чего образуется основной тон голоса. Это самая низкая по частоте составляющая звука. Частота основного тона зависит от

  1.  собственно физических особенностей связок (их длины и толщины: у мужчин, напр., связки более длинные и массивные)
  2. и от степени натяжения связок – это дает возможность изменять частоту колебания связок, т.е. изменять основной тон на протяжении высказывания (это основной компонент интонации).

Помимо основного тона, возникающего в результате колебания всей голосовой связки, звук речи содержит, большое число обертонов (нем. ober ‘верхний, высший’), или гармоник. Они возникают от колебания отдельных частей голосовых связок: половины, третьей части, четвертой, пятой и т.д.3

В формировании звуков речи большую роль играет резонанс (фр. résonance ‘отзвук’). Сущность резонанса в том, что всякое упругое тело способно приходить в соколебание с другим звучащим телом, если собственные частоты их колебаний совпадают. Тело, в котором возникает резонанс, называется резонатором. Примеры резонаторов – деки струнных инструментов, корпус барабана.

У человека резонаторами являются:

  1. ротовая,
  2. носовая и
  3. глоточная полости.

Речеобразующий тракт представляет собой систему резонаторов, в которой могут усиливаться или подавляться отдельные составляющие звука.

Однако тоны в резонаторе могут возникать и без наличия основного тона. Это резонаторные тоны (или собственные тоны резонатора). Они возникают от колебания воздуха в резонаторе, которое возбуждается, напр., при дыхании, дуновении.

Каждый резонатор имеет собственный тон, который зависит от

  1.  объема резонатора,
  2. его формы,
  3. его перегораживания 
  4. и от состояния его стенок.

Чем больше объем резонатора, тем ниже его собственный тон, и наоборот.

При одинаковом объеме резонатор с меньшим отверстием имеет более низкий тон,  чем резонатор с бóльшим отверстием.  

Задняя и передняя части резонатора резонируют отдельно.

Резонаторы сложной формы  соответственно резонируют на несколько разных частот.

Напряженная мускулатура языка способствует излучению резонаторных тонов, а рыхлая поверхность ненапряженного языка поглощает и сглаживает резонаторные тоны.

Резонаторы человеческого речевого аппарата могут быстро менять свой объем и форму благодаря подвижности языка, губ, мягкого неба, а также  и степень напряженности.

Таким образом, тембр звука содержит

  1.  основной тон или шум (или их комбинацию),
  2.  гармонические обертоны (если есть основной тон)
  3. и резонаторные тоны

Большую роль играет количество обертонов и их соотношение с основным тоном по высоте и силе [Зиндер, с. 99–102; Кодухов, с. 111 ЛЭС, с. 23; Норман, с. 212; ООФ, с. 61; Реформатский, с. 160–161; Селютина, с. 22–23; Шайкевич, с. 14].

  1.  Артикуляционный  аспект  изучения  звуков  речи

C физиологической точки зрения, звуки речи являются результатами работы человеческого речевого аппарата.  (См. схему речевого аппарата в [Реформатский, с. 163]).

4.1. Строение  речевого  аппарата

Описание дается по ходу воздушной струи.

Речевой аппарат включает несколько отделов:

  1.  дыхательный аппарат:
  2. диафрагма,
  3. легкие,
  4. бронхи,
  5. трахея

(здесь создается необходимое для образования звуковых колебаний давление воздушной струи);

  1.  гортань (греч. larynx) с голосовыми связками и хрящами

(здесь происходят колебания голосовых связок, и образуется тон звука);

  1.  надгортанные полости, т.е. полости
  2. глотки (греч. pharynx),
  3. рта,
  4. носа

(здесь создаются резонаторные тоны и усиливаются или гасятся обертоны);

  1.  органы произношения:
  2. язык,
  3. губы (лат. labia),
  4. зубы (лат. denti),
  5. десны (лат. gingīva ‘десна’),
  6. небо (лат. palātum).

Язык и губы меняют объем и форму резонаторов.

Все органы произношения, взаимодействуя, создают преграды различной формы и величины на пути воздушной струи, в результате чего возникают шумы.

Образование звуков речи – вторичная функция этих органов. Их первичная функция – дыхание и пищеварение.

По роли в процессе произнесения звуков произносительные органы делятся на

а) активные (осуществляющие движение):

  1. голосовые связки,
  2. мягкое небо (лат. velum palati), или небная занавеска, и маленький язычок (лат. uvula),
  3. язык (который делится на корень, спинку и кончик),
  4. губы.

К активным органам относят также нижнюю челюсть.

б) пассивные (неподвижные):

  1. твердое небо (лат. palātum durum),
  2. десны,
  3. альвеолы (лат. alveolus ‘желобок, выемка’) – бугорки над зубами,
  4. зубы.

В данном случае активные и пассивные органы определяются как способные или не способные к самостоятельному движению.

Однако деление может быть относительным. А. А. Реформатский подчеркивает, что активные и пассивные органы следует определять по роли в данной паре.

Дело в том, что подвижные органы могут быть

  1. как активными,
  2. так и пассивными.

Напр., задняя часть языка и язычок могут взаимодействовать по-разному, образуя различные звуки:

  1. если задняя часть языка двигается к язычку, а он остается неподвижным, то получается глубокое [γ],
  2. если же язычок приближается к задней части языка, то получается картавое [р] [Реформатский, с. 175].

5) В широком понимании к речевому аппарату относят также головной мозг и нервную систему: нервные импульсы, идущие из мозга, управляют работой органов речи [Кодухов, с. 112–116; ООФ, с. 16–19; Реформатский, с. 161–169].

4.2. Артикуляция

Артикуляция (лат. articulātio от articulo ‘расчленяю, произношу членораздельно’) – совокупность работ произносительных органов при образовании звуков речи.

Артикуляция – это процесс, в котором различают несколько этапов:

  1. построение программы произнесения,
  2. сокращение мышц в результате нейростимуляции,
  3. движение органов речи, приводящее голосовой тракт в состояние, необходимое для произнесения данного звука.

Термин «артикуляция» применяется

  1. либо к процессу в целом,
  2. либо к последнему его этапу [ЛЭС, с. 46].

Артикуляция звуков в узком смысле состоит из трех фаз:

  1.  экскурсия (лат. excursio ‘вылазка, выбегание’), или приступ – фаза артикуляции, на которой органы речи переходят в положение, необходимое для произнесения данного звука;
  2.  экспозиция (лат. expositio ‘изложение, описание’), или выдержка, при которой органы речи находятся в положении, необходимом для произнесения данного звука, или выполняют  необходимые для этого движения;
  3.  рекурсия (лат. recursio ‘возвращение’), или отступвозвращение органов речи в нейтральное положение или переход к артикуляции следующего звука.

Все три фазы артикуляции реально встречаются только при изолированном произнесении звуков. В речевом потоке происходит взаимодействие фаз артикуляции [Кодухов, с. 116–118; Маслов, с. 37].

4.3. Артикуляционная  база

У каждого языка есть своя артикуляционная база – совокупность привычных движений и состояний органов речи, необходимых для произнесения звуков данного языка.

Артикуляционные базы языков отличаются друг от друга различной активностью органов речи и сочетанием работ разных органов (произносительный аппарат у носителей разных языков устроен принципиально одинаково).

Напр., для русского языка нехарактерно использование глубоких произносительных органов (увула, глотка, гортань). А в тюркских языках, в грузинском, арабском есть увулярные, фарингальные (глоточные) и ларингальные (гортанные) звуки.

При образовании русских согласных могут активно работать голосовые связки, вследствие чего согласные становятся звонкими. В финно-угорских языках образование согласных редко сопровождается работой голосовых связок: звонких согласных в них нет.

Большое значение для артикуляционной базы имеют сочетания работ различных органов. В рус. яз. подъем средней части спинки языка может сопровождать любую артикуляцию; результат – наличие  большого числа мягких (палатализованных от лат. palatum  ‘небо’) согласных. Для многих языков это нехарактерно.  

В рус. яз. работа губ при произнесении гласных сочетается только с задним положением языка: [у], [о]. Во франц., нем., тюркских языках  работа губ может сопровождать и заднее, и переднее положение языка: есть пары  огубленных гласных ([u] – [ü], [o] – [ö]).

Артикуляционная база родного языка является причиной акцента при изучении иностранных языков. Напр., согласные [д], [т], [н], [л] в рус. яз. артикулируются с участием передней части спинки языка вместе с кончиком, которые прижимаются к верхним зубам. В артикуляции аналогичных согласных англ., нем. и франц. языков принимает участие только кончик языка, который касается альвеол. При произнесении англ., нем. и франц. [d], [t], [n], [l] носители рус. яз. используют привычную им зубную артикуляцию, и наоборот. Русские мягкие согласные представляют огромную трудность для носителей многих языков.

Артикуляционная база языка – явление историческое. Составляющие ее артикуляционные навыки со временем могут меняться. Напр.:

  1. в русском языке раньше не было мягких согласных,
  2. во всех славянских языках были носовые гласные, но сохранились только в польском:

старослав.

русск.

польск.

>зыкъ

язык

język

м#со

мясо

mięso

@зъкъ

узкий

wązki

[Шайкевич, с. 21]

В причинах звуковых изменений и в связанных с ними изменениях артикуляционной базы языка многое остается  неясным.

Процесс развития артикуляционной базы носит очень длительный характер: звуковая система языка, как правило, сохраняется неизменной на протяжении ряда эпох. Меняясь с течением времени, артикуляционная база сохраняет свои основные, доминантные черты. Более того, артикуляционная база настолько устойчива, что сохраняется даже при переходе этноса на другой язык. Поэтому ее используют как источник изучения истории бесписьменных языков.

В последнее время говорят об артикуляционно-акустической базе, т.к. способность к произношению и восприятию звуков того или иного языка (произносительные и перцептивные навыки) связаны.

Носители данного языка, с одной стороны, произносят определенный набор звуков, а с другой, –  различают эти звуки в речи. При этом они, как правило, не различают некоторые звуки  других языков, отождествляя их (в частности, со сходными звуками родного языка). Нередко бывает, что люди не воспринимают на слух разницу между звуками, которые не способны различать в произношении [Зиндер, с. 80–82; Гируцкий, с. 53; Кодухов, с. 118–120; Шайкевич, с. 15].

  1.  Перцептивный  аспект  изучения  звуков  речи

Основная задача перцептивной фонетики состоит в исследовании способностей носителей определенного языка замечать, опознавать и использовать акустические характеристики звуковых единиц в процессе восприятия речевых сообщений.

Изучение перцептивной деятельности человека требует особых методов, потому что в обычных условиях восприятие речевого сообщения опирается не только на акустические свойства этого сообщения, но в большей степени – на общий смысл, который прогнозируется ситуацией и контекстом: слушающий, напр., не замечает отсутствие согласного [г] в слове когда, если его спрашивают: А када ты придешь?

Без изучения перцептивной деятельности носителей того или другого языка не удается понять устройство звуковой системы этого языка, а следовательно, эффективно  обучать языку.

Перцептивными характеристиками звуков речи называются такие особенности восприятия этих звуков, которые связаны с их языковой функцией (в отличие от психоакустических характеристик, свойственным любым звукам, воспринимаемым звуковой системой) 4.

Многочисленные исследования показывают, что существуют два вида перцептивных характеристик:

  1. особенности восприятия, общие для носителей всех языков, напр., универсальная способность человека различать гласные и согласные;
  2. особенности, зависящие от конкретной системы фонем определенного языка. Напр.:
  3. носители русск. яз. различают мягкие и твердые согласные,
  4. носители франц. яз. различают гласные среднего подъема [eε] и [ø – œ],
  5. носители финно-угорских языков не различают глухие и звонкие согласные [ООФ, с. 92–97].
  6.  Функциональный  аспект  изучения  звуков  речи

Самый важный подход к изучению звуков – функциональный (лингвистический, социальный). Функциональным этот аспект называется потому, что он изучает то, как звуки функционируют. Лингвистическим – потому, что он изучает языковую сущность звуков: их функции, сочетаемость в потоке речи, образуемую ими систему. Название «социальный» объясняется тем, что звуки речи изучаются здесь с точки зрения их роли в коммуникации людей.

Звук (самостоятельно или в сочетании с другими звуками) является экспонентом или частью экспонента языкового знака (морфемы, слова). Язык может служить средством общения, именно потому, что значащие единицы языка материализуются в звуках, которые произносит говорящий и воспринимает слушающий.  

При исследовании звуков речи в функциональном, лингвистическом аспекте используются методы, характерные для общественных дисциплин: системные (структурные), сравнительно-сопоставительный, сравнительно-исторический. Это также отличает функциональный подход от акустического, артикуляционного и перцептивного, использующих естественнонаучные методы. Однако изучение звуков в функциональном аспекте невозможно без привлечения данных других разделов фонетики [Маслов, с. 44–45; Лукьянова, с. 8].

Раздел языкознания, который занимается изучением функциональной, лингвистической стороны звуков, называется фонематикой, или фонологией (термин Н. С. Трубецкого).

Звук в фонологии рассматривается как системно значимый элемент языка, способный различать звуковые оболочки морфем, слов и  их форм, – фонема. Вне этой функции звуковая сторона языка не может быть понята: даже отдельный звук речи выделяется из звуковой цепи лишь как представитель фонемы, т.е. благодаря его связям со смысловыми единицами языка. Данные современной акустики речи свидетельствуют о том, что элементы членения звуковой последовательности, осуществленные самыми совершенными акустическими методами, не совпадают со звуками речи как реализациями фонем [ЛЭС, с. 554].

Одно и то же звучание оценивается носителями разных языков по-разному:

  1. арабы не заметят отличия [о] и [у],
  2. французы в словах вес и весь оценят как разные звуки гласные, а не согласные,
  3. носители японского и корейского языков не различают [л] и [р]:

в японском есть только [r], в корейском есть оба звука, но они не выполняют смыслоразличительную роль: [r] появляется перед гласными и [h], а [l]  – в остальных положениях: тори ‘нога’, но  тал ‘луна’, марян ‘фураж’, но  мал ‘лошадь’ [ООФ, с. 5; Шайкевич, с. 7].

Носители русского языка воспринимают звуки [л] – [р], [о] – [у], [с] – [с’] как разные фонемы, так как в русском языке эти звуки различают звуковые оболочки слов и морфем:

  1.  мол – мул, тот – тут,
  2.  вес – весь, рус – Русь,
  3.  дал – дар, мол – мор.

С другой стороны, в русском языке, в отличие от французского, невозможно найти ни одной пары слов или морфем, которые отличались бы только более открытым и более закрытым [е].

Литература

Бурлак С. А. Происхождение языка: новые материалы и исследования. М.: ИНИОН РАН, 2007.  80 с. Электронная версия – http://www.philology.ru/linguistics1/burlak-07.htm

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. С. 66–68.

Гируцкий А. А. Введение в языкознание. М.: ТетраСистемс, 2001. С. 77–88.

Зиндер Л. Р. Общая фонетика. М., 1979. С. 45–110.

Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979 (2-е изд. – 1987). С. 109–120.

Лукьянова Н. А. Современный русский язык: Лекции по фонетике. Новосибирск: НГУ, 1999. 110 с.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Акустика. С. 23–24. Артикуляция. С. 46. Звуки речи. С. 165. Органы речи. С. 349–350. Фонетика. С. 554–555.

Маслов Ю. С.  Введение в языкознание. М.: Высш. шк., 1997. С. 33–44.

Норман Б. Ю. Теория языка. Вводный курс. М.: Флинта, Наука,  2004. С. 212–220.

ООФ – Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2000. С. 3–100.

Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 157–169.

Селютина И. Я. Введение в общую фонетику. Новосибирск: НГУ, 2008. 66 с.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. С. 12–17.

3 Частота обертонов в целое число раз выше частоты основного тона. Сила обертонов мала по сравнению с силой основного тона и падает с увеличением частоты.

4  Исследования показывают, что в восприятии звучащей речи задействованы другие нейроны, чем при восприятии прочих звуков [Бурлак. Цит. по электронной версии].


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2271. Политология как наука и учебная дисциплина. Политическая власть 19.77 KB
  Предмет и структура политологического знания. Сущность и природа политической власти. Формы политической власти и её функции. Политическая система общества.
2272. Экономическая структура 17.52 KB
  Сущность экономической системы и ее структура. Типы и вида экономических систем. Формы хозяйствования.
2273. Лекарственное сырье животного происхождения 93.5 KB
  В современной фармакологии объекты животного происхождения единичны (пиявки, шпанская мушка), больше применяются продукты их переработки - животные жиры, выделения, змеиный яд, продукты жизнедеятельности пчел и т. п.
2274. Профессия учитель 21.61 KB
  Дать детям знания о работе учителя. Воспитывать уважение к учителям и к профессии. Развитие творческого потенциала учащихся.
2276. Конструирование и производство малогабаритного импульсного источника питания 76.67 KB
  Описание принципа работы схемы электрической принципиальной. Разработка конструкторской документации с использованием ПК. Выбор и обоснование структуры технологического процесса, и виды технологической документации.
2277. Определение основных характеристик предприятия 475.5 KB
  В ходе выполнения курсовой работы описан вид деятельности и основные задачи создаваемого предприятия, проведен маркетинговый анализ сферы его деятельности с целью определения перспектив развития. Будут проведены расчеты касающиеся общей организации работы предприятия, а также сделан вывод.
2278. Проект художественного изделия в технике войлоковаляния 29.61 KB
  Изучить литературу по проблеме исследования. Ознакомиться с разновидностью технологий художественной обработки войлока. Освоить технику фильцевания. Разработать и выполнить проект изделия в технике художественной обработки войлока.
2279. Проект производства работ по сооружению земляного полотна 68.78 KB
  Требования СНиП, ВСН и СН к проектированию земляного полотна. Определение помассивных земельных работ и профильная кубатура. Выбор ведущей землеройной машины. Календарный график производства работ.