64877

Языкознание. Структура современного языкознания

Лекция

Иностранные языки, филология и лингвистика

Языкознание Объект и предмет языкознания Предмет лингвистики Структура современного языкознания Языкознание в системе наук Связь языкознания с физико-математическими и техническими науками...

Русский

2014-07-15

162 KB

45 чел.

зыкознание (студ.)

  1.  Языкознание

  1.  Объект и предмет языкознания

1.1.  Соотношение объекта и предмета науки

1.2.  Предмет лингвистики

  1.  Структура современного языкознания
  2.  Языкознание в системе наук

4.1. Связь языкознания с гуманитарными науками

4.2. Связь языкознания с естественными науками

4.3. Связь языкознания с физико-математическими и техническими науками

Литература

_______________________________________

  1.  Объект  и  предмет  языкознания

Языкознание (языковедение, лингвистика – от лат. lingua ‘язык’) – это наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях [ЛЭС, с. 618].

В настоящее время  на Земле насчитывается от 2,5 до 6 тысяч  живых и мертвых языков. Такой разброс в подсчетах существует за счет,

  •  во-первых, сложности проведения границы между языком и диалектом,
  •  во-вторых, из-за недостаточной изученности большого числа языков (диалектов) [Гируцкий, с. 5]

По некоторым данным, общее количество языков и диалектов на Земле достигает 30 тыс. [Вендина, с. 4].

Языки мира принципиально сходны, т.к. все они являются средством общения людей. В их строении, функционировании  и закономерностях развития есть важные общие свойства, и в каждом из них по-своему реализуется человеческий язык вообще.

При этом языки мира серьезно отличаются друг от друга по разным параметрам.

  •  Прежде всего, языки  чрезвычайно разнообразны по структуре, т.е. по тому, как устроена их фонетика, лексика и грамматика.

Кроме того, среди них есть

  •  живые и мертвые (на них больше никто не говорит,  напр. старославянский, готский);
  •  крупные, т.е. широко используемые и так называемые малые; 180 языков являются родными для более чем 3,5 млрд. чел., а на некоторых языках говорят несколько сотен или даже десятков человек;
  •  письменные и бесписьменные;
  •  языки полифункциональные (которые функционируют и в бытовой коммуникации, и в литературе, и в науке, и в области права, и т.д.) и монофункциональные (чаще всего используемые лишь в быту) [Введение в языкознание, с. 12; Гируцкий, с. 5].

1.1. Соотношение  объекта  и  предмета  науки

Объект науки – это некоторая область действительности, которая изучается данной наукой.

Под предметом науки понимаются

  1.  те стороны, свойства объекта, которые рассматриваются данной наукой,
  2.  аспект изучения, специфическое понимание объекта, определяющее направления и методы его исследования [Введение в языкознание, с. 12].

Один и тот же объект может изучаться под различными углами зрения, а следовательно, представлять собой разные предметы.

Напр., человек является общим объектом, с одной стороны, для всех гуманитарных наук  (лат. humanitas ‘человеческая природа’). Это дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности: социология, психология, культурология, педагогика, юриспруденция, лингвистика и т.д.

Предмет исследования у каждой их этих наук свой – определенная сторона человека и его деятельности [Маслова, 2008, с. 35].

С другой стороны, человек является объектом изучения естественных наук: анатомии, физиологии и т.д. Очевидно, что и эти науки рассматривают человека каждая под своим углом зрения. Т.е. у всех этих наук (гуманитарных и естественных) один объект, но разные предметы изучения.

1.2. Предмет  языкознания

Объект языкознания указан в определении – язык.

Представление о предмете языкознания исторически менялось: в фокусе внимания в разные эпохи оказывались различные стороны языка [ЭРЯ, с. 672].

Как и все науки, лингвистика появилась потому, что в ней возникла практическая потребность. Изучение языка стало необходимым в связи с изобретением письменности: нужно было обучать письму и чтению. Вопрос же о том, как устроен тот феномен, с помощью которого люди общаются, возник гораздо позже.

Одно из первых научных описаний языка было сделано в древней Индии. Священные книги индийцев «Веды» были написаны в IIIII тысячелетиях до н.э. С течением веков язык изменился, и индийцам стало трудно понимать свои священные книги. Возникла необходимость сравнить язык «Вед» и язык, на котором говорили в обыденной жизни, чтобы учить жрецов-брахманов чтению священных книг. Так в IV в. до н. э. появилось первое научное описание языка – грамматика Пáнини (описание древнеиндийского литературного языка санскрита).

Примерно в это же время появляются грамматические описания в Древней Греции и на Древнем Востоке – в Месопотамии, Сирии, Египте.

Однако достаточно долго лингвистика не осознавалась как самостоятельная наука. С классической древности до начала XIX в. языкознание было частью логики и философии, и предметом его считались единые общечеловеческие способы выражения мыслей.

Настоящей наукой лингвистика стала только в XIX в., когда ее предмет был четко отграничен от предметов других наук. Стало ясно, что лингвистика – это не часть философии и не часть истории, что она не совпадает ни с литературоведением, ни с логикой, ни с психологией. Предметом языкознания становятся различные языки в их развитии, вырабатывается эволюционный взгляд на язык.

С XX в. языкознание изучает язык

  •  как сложную, полифункциональную, постоянно развивающуюся систему,
  •  как универсальную, неотъемлемую принадлежность человека [Леонтьев, с. 12–13; ЭРЯ, с. 672].

За время самостоятельного существования лингвистики были разработаны специальные приемы и методы, позволившие за два века узнать о языке больше, чем за предыдущие две тысячи лет.

Языком в той или иной мере интересуются разные науки. Но все они изучают язык не сам по себе, а как средство какой-либо конкретной деятельности.

Напр., психолога язык интересует как орудие мышления.

Для литературоведа язык – это средство создания произведения, художественных образов.

Для историка – это ключ к древним памятникам: надписям, грамотам и т.д. [Леонтьев, с. 12].

И только для лингвистики изучение языка является самостоятельной целью.

Лингвистика исследует в языке

  •  его природу (сущность),
  •  строение,
  •  функционирование,
  •  закономерности развития
  •  и связи с другими системами.

Под этими углами зрения язык изучает только лингвистика. Очевидно, что это не один предмет, так что современное языкознание объединяет целый ряд научных дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет.

  1.  Структура  современного  языкознания 

Современное языкознание – это целая отрасль научной деятельности с разветвленной структурой.

Это неслучайно, т.к.

  •  любой человеческий язык имеет сложную внутреннюю организацию,
  •  конкретные языки чрезвычайно разнообразны по своей структуре,
  •  язык тесно связан с другими системами: обществом, культурой, наукой, природой и т.д.  

Языкознание включает довольно широкий круг научных дисциплин, каждая из которых имеет

  •  свой предмет,
  •  собственную проблематику,
  •  особую терминологию,
  •  специфические методы сбора и исследования материала.

Лингвистические дисциплины объединяются в несколько частично пересекающихся разделов, которые вычленяются на разных основаниях [Введение в языкознание, с. 12].

1. В зависимости от целей исследования языкознание делится на

  •  теоретическое и
  •  прикладное

1.1.  Теоретическое языкознание занимается исследованием языков без специальной ориентации на практическое применение результатов исследования. Академические грамматики языков, работы по истории языка – примеры теоретических исследований.

1.2. Прикладная лингвистика занимается решением практических задач, связанных с использованием языка. Она решает

  •  как частные проблемы, касающиеся одного языка,
  •  так и вопросы, приложимые к любому языку.

Круг задач, решаемых прикладной лингвистикой или с ее участием, чрезвычайно широк, напр., создание алфавитов и усовершенствование письма, создание систем транскрипции и стенографии, систем письма для слепых,

В прикладной лингвистике  выделяются собственные разделы:

  •  лингводидактика – наука об обучении родному и неродному языку (напр., помимо теоретических грамматик, существуют практические грамматики);
  •  лексикография – теория и практика создания словарей;
  •  переводоведение – теория перевода;
  •  компьютерная лингвистика: создание компьютерных словарей, электронных корпусов текстов (корпусная лингвистика), информационно-поисковых систем и т.д.; автоматическая обработка текста, автоматическое распознавание и синтез речи;
  •  лингвистическая экспертиза (формируется юрислингвистика) [ЛЭС, с. 397; Введение в языкознание, с. 9].

2. В зависимости от круга исследуемых языков различают

  •  общее и
  •  частное языкознание.

2.1. Общее языкознание (теория языка) изучает общие свойства человеческого языка вообще: его возникновение, структуру, функционирование и развитие. Такое изучение, естественно, опирается на анализ возможно большего числа языков.

В рамках общего языкознания исследуются языковые универсалии, т.е. свойства, характерные

  •  либо для всех языков мира (абсолютные универсалии),
  •  либо для ряда языков (статистические универсалии).

К абсолютным универсалиям относятся, например, следующие:

  •  во всех языках мира есть гласные и смычные согласные (хотя их соотношение может быть разным);
  •  во всех языках мира есть имена собственные и местоимения;
  •  в грамматической системе любого языка различаются имя и глагол;
  •  на всех языках мира люди говорят предложениями и т.д.

Статистические универсалии можно проиллюстрировать следующими примерами:

  •  в большинстве языков мира существует не меньше двух гласных (исключение – австралийский язык  аранта);
  •  в большинстве языков мира в системе местоимений противопоставлено не менее двух чисел (ед. и мн.) (исключение – один из австронезийских языков – яванский, в котором местоимения ед. и мн. числа не различаются) [Вендина, с. 5].

Разделом общего языкознания является типологическая лингвистика (лингвистическая типология) (от греч. typos ‘отпечаток, форма, образец’ и logos ‘слово, учение’). Она занимается сравнительным изучением структуры и функций языков независимо от их родства или влияния одних языков на другие.

Для выявления структурных и функциональных типов лингвистическая типология обобщает факты большого количества языков. Помимо выявления и классификации различий и сходств между языками типологическая лингвистика стремится объяснять их, и это сближает ее задачи с задачами теории языка.

Объектом науки о языке является не только язык, но и само языкознание. Специальный раздел лингвистическая метатеория (теория теории) исследует

  •  строение лингвистической теории,
  •  научные методы,
  •  историю языкознания (историю лингвистических учений).

2.2.  Частное языкознание занимается изучением

  •  отдельных языков (эти разделы называются, как правило, по имени языка: русистика, полонистика, англистика, китаистика ...)
  •  или группы родственных языков (название раздела дается по названию группы: славистика, германистика, романистика и т.д.).

Каждую языковую семью, объединяющую группы родственных языков, изучает самостоятельная область лингвистики. Например, большую семью индоевропейских языков,
к которым относятся
русский, английский, немецкий, французский и т.д., изучает индоевропеистика.  Семитские языки изучаются в рамках семитологии и т.д.

Общее и частное языкознания очень тесно связаны. Общие закономерности устройства, функционирования и развития языка можно понять только при исследовании конкретных языков. С другой стороны, частное языкознание не может обойтись без теоретических знаний и опыта, накопленного общим языкознанием.

3.  В зависимости от исследовательского подхода к  языку различают

  •  синхроническое
  •  и диахроническое языкознание.

Первым последовательно разграничил синхронический и диахронический подходы к языку швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857–1913) в «Курсе общей лингвистики» (книга издана в 1916 г. учениками Соссюра по материалам его лекций).

Живые языки постоянно, хотя и не очень быстро, изменяются. Но в каждый определенный период времени язык относительно стабилен и един для всех говорящих на нем. В зависимости от того, что берется за основу в исследовании и описании: относительная стабильность или изменение – и различают синхронию и диахронию.

Синхроническое (= синхронное; греч. sýnchronos ‘одновременный’), или статическое, описательное языкознание изучает язык в определенный момент его развития в отвлечении от языковых изменений. С точки зрения синхронии изучают не только современное состояние, но и отдельные периоды в истории языков (в том числе мертвых) [ЛЭС, с. 451].

Диахроническое (= диахронное; греч. dia ‘через, сквозь’, chronos ‘время’) языкознание исследует язык во времени, в процессе его развития.

Синхронный и диахронный подходы изучения языка дополняют и обогащают друг друга.

Синхронное рассмотрение языка всегда предшествует диахронному, при котором сопоставляют по крайней мере две последовательные стадии (синхронных среза).

Синхронный анализ осуществляется легче: фактических данных больше (особенно если язык исследуется на современном этапе развития) и он проще подвергается проверке. Однако лишь диахронный подход помогает понять, как сложилась данная языковая система [ЛЭС, с. 451].

В исследованиях, посвященных истории языков, как правило, реализован диахронический подход. Они рассматривают,

  •  когда,
  •  как,
  •  на какой основе сложился данный язык,
  •  какие этапы выделяются в его истории,
  •  какие причины вызывали изменения в языке,
  •  каковы тенденции изменения языка [Введение в языкознание, с. 15].

Однако не любая работа по истории языка – пример диахронического исследования. Так, если в работе рассматривается фонетическая система русского языка начала 14 века без учета происходивших тогда изменений, то это синхроническое описание.

4. Еще одно основание деления языкознания связано с различиями в объекте, задачах и методах изучения.

С этих точек зрения в рамках теоретической лингвистики выделяются

  •  описательное,
  •  сопоставительное 
  •  и сравнительно-историческое языкознание.

4.1.  Описательная лингвистика создает описания фонетики, лексики, грамматики языков в отдельные периоды их существования. Объектами описательной лингвистики являются не только языки, но и их варианты: литературные языки, диалекты, просторечие, жаргоны. Особым объектом описательной лингвистики являются исчезающие языки. Языки эти (часто бесписьменные) находятся под угрозой исчезновения, потому что ими пользуется небольшое число говорящих (от нескольких тысяч до нескольких десятков человек) [Введение в языкознание, с. 17].

4.2.  Сопоставительная (контрастивная) лингвистика  выявляет сходства и различия в фонетике, лексике, грамматике, стилистике двух (или нескольких) языков независимо от наличия у них родственных связей или непосредственных контактов.

Основная область применения результатов сопоставительных исследований – обучение языкам.

4.3.  Главной целью сравнительно-исторического языкознания, или компаративистики (лат. comparativus ‘сравнительный’) является

  •  установление родства языков (происхождения от одного языка-источника)
  •  и описание их эволюции во времени и пространстве [ЛЭС, с. 486].

За относительно небольшой период (немногим более двух столетий) применение сравнительно-исторического метода дало значительные результаты:

  •  выявлены родственные связи наиболее изученных языков мира,
  •  установлены семьи, группы, подгруппы родственных языков,
  •  вскрываются все более глубокие исторические связи теперь уже между семьями языков,
  •  восстановлены основные процессы изменений и этапы развития языков [Введение в языкознание, с. 19].

Описательное и сопоставительное языкознание находятся в русле синхронической лингвистики, а сравнительно-историческое – диахронической.

5.  Языкознание делят на внутреннюю и внешнюю лингвистику.

Такое членение базируется на двух основных аспектах в изучении языка:

  •  исследовании  языка как самостоятельного феномена без учета его связи с другими (неязыковыми) явлениями,
  •  изучении взаимодействия языка с внешними по отношению к нему (=  экстралингвистическими) условиями и факторами.

Разграничение внутренней и внешней лингвистики было предложено Ф. де Соссюром. 

5.1.  Внутренняя лингвистика – это чрезвычайно разветвленная область языкознания, в которой выделяется множество самостоятельных дисциплин. Все разделы, которые назывались до сих пор,  относятся к внутренней лингвистике. Помимо этого внутренняя лингвистика включает дисциплины, изучающие разные уровни языковой системы:

  •  фонетику и фонологию,
  •  лексикологию,
  •  морфологию и синтаксис,
  •  лингвистику текста и т.д.

5.2.  Внешняя лингвистика изучает язык в аспекте его взаимодействия с другими системами. А потому сюда входит множество научных дисциплин, которые занимаются комплексными проблемами, возникшими на стыке лингвистики с другими науками:

  •  проблемой связи языка и мышления (психолингвистика, нейролингвистика),
  •  проблемой связи языка и общества, функциями языка в обществе, социальной дифференциацией языка (социолингвистика),
  •  соотношением языка и культуры народа (этнолингвистика, лингвокультурология),
  •  территориальным распространением языков (диалектология, лингвистическая география, ареальная лингвистика),
  •  межъязыковым общением и международными языками как средством такого общения  (интерлингвистика) и др. [ЭРЯ, с. 673].

Отношения между языком и человеком исследует прагмалингвистика (лингвистическая прагматика) (греч.  prágma ‘дело, действие’). Она изучает мотивы и цели использования языковых знаков, результаты речевых действий.

Ее интересует,

  •  как люди выражают свои цели в речи (прямо, косвенно, скрывают их); напр.:
    Как здесь душно! – скрытая просьба открыть окно,
  •  как адресаты речи распознают не выраженные прямо мотивы и цели собеседника,
  •  какими средствами говорящий выделяет в речи более важное и менее важное, новое и введенное раньше,
  •  как собеседник учитывает это деление,
  •  как и зачем люди играют речью и каковы цели и средства языковой игры (напр., каламбуров) и т.д. [Введение в языкознание, с. 17].

Очень активно в последнее время развивается когнитивная лингвистика (англ. cognitive ‘познавательный’), которая исследует язык с точки зрения его участия в познавательной деятельности человека:

  •  в получении и переработке информации,
  •  в приобретении опыта, знания,
  •  в закреплении результатов познания в виде различных мыслительных образований и форм 1.

Поскольку знание, познание и мышление входят в круг основных интересов многих наук, когнитивная лингвистика сотрудничает с ними в решении названных проблем.
Эта дисциплина
тесно связана с

  •  когнитивной психологией,
  •  науками о строении и функционировании мозга,
  •  исследованиями в области искусственного интеллекта,
  •  философией,
  •  наукой о знаковых системах (семиотикой)
  •  и другими, относящимися к так называемым когнитивным наукам [Введение в языкознание, с. 9].

6.  На структуру языкознания влияют лингвистическая традиция и научные школы.

В каждом национальном языкознании могут выделяться различные структурные области науки о языке. Например, в русистике и англистике очень четко различаются: фонетика, изучающая акустическую и артикуляционную сторону звуков, и фонология, изучающая функциональную сторону звуков; морфология – наука о формах слов и синтаксис – раздел, посвященный исследованию способов объединения слов в различного рода конструкции.

Такое членение принимает далеко не вся зарубежная лингвистика, даже европейская и североамериканская. Так, очень влиятельная американская школа дескриптивной лингвистики все сводит в основном к морфологии, а трансформационная грамматика практически все рассматривает через призму синтаксиса [Гируцкий, с. 9].

  1.  Языкознание  в  системе  наук

Язык обслуживает почти все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому языкознание тесно связано с другими науками:

  •  гуманитарными,
  •  естественными,
  •  техническими.

3.1. Связь  языкознания  с  гуманитарными  науками

Языкознание входит (в качестве одной из центральных) в круг гуманитарных (= социальных) научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество.

  •  Лингвистика является составной частью филологии (греч. phileō  ‘люблю’ + logos ‘слово’) – комплекса наук, изучающих духовную культуру народа прежде всего по письменным памятникам, текстам. Однако в последнее время языкознание занимается и устной речью.

Помимо лингвистики филология включает

  •  литературоведение,
  •  текстологию,
  •  палеографию и др.
  •  Еще в древности возникли связи языкознания с философией.

Древнегреческие мыслители – Аристотель (384–322 гг.до н. э.), Платон (428–348 гг. до н. э.), Сократ (470–399 гг. до н.э.) разрабатывали, в частности, такую теоретическую проблему языка как соотношение названия и предмета.

Вопросами философии языка занимались в XVII–XVIII вв. английский философ Ф. Бэкон (1561–1626), французский мыслитель Р. Декарт (1596–1650), немецкий ученый Г. Лейбниц (1646–1716).

В XIX в. немецкий языковед Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835), уделявший много внимания философским вопросам языка, фактически положил начало общему языкознанию.

Философия (наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и сознания) дает языкознанию общие методологические принципы подхода к языку как феномену. Господствующие философские идеи той или иной эпохи всегда оказывали влияние на теоретические концепции языка. В свою очередь, для философии является важнейшим вопрос о языке как инструменте мышления и познания, как средстве формирования понятий и концепций.

  •  Фактически на заре развития языкознания возникает его связь с логикой. Уже Аристотель сформулировал принципы логического подхода к языку, который позднее оформился в логическое направление в языкознании. Это направление исследует соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения [Гируцкий, с. 11].
  •  В начале XX в. возникла смежная лингвистическая дисциплина – лингвосемиотика. Своим появлением она обязана Ф. де Соссюру.

Семиотика (греч. sēmeiōtikē ‘учение о знаках’) – это наука о любых знаковых системах (телеграфный код, флажковая сигнализация, дорожные знаки, жестовые языки и т.д.). Язык – наиболее сложная по строению и при этом универсальная (не связанная с передачей значений одного типа или только в одной сфере коммуникации) динамическая знаковая система.

Лингвосемиотика изучает проблемы, связанные со знаковостью языка:

  •  какие единицы языка являются знаками,
  •  каковы разновидности языковых знаков,
  •  в чем их специфика по сравнению с другими знаками,
  •  как языковые знаки связаны с неязыковыми и т.д. [Введение в языкознание, с. 17].
  •  Уже на ранних этапах развития языкознание было тесно связано с историей. Начиная с XIX в. исторический подход к языку надолго остается ведущим в языкознании.

С одной стороны, изучение языка письменных памятников дает возможность судить о родстве языков и, следовательно, об общности судеб разных народов, территории их расселения, миграции.

С другой стороны, данные истории помогают прояснить условия формирования языков, судьбу отдельных слов и выражений. Так, массовые заимствования слов отмечаются, как правило, в период активных контактов народов (торговля, завоевания, культурные и научные связи). Например, в петровскую эпоху – время широких экономических, торговых и культурных связей с Западной Европой – в русский язык пришло большое количество слов из западноевропейских языков [Гируцкий, с. 11].

Историческая лингвистика включает

  •  сравнительно-историческое языкознание,
  •  этимологию (раздел лексикологии, занимающийся происхождением слов),
  •  историю литературных языков.

Языкознание тесно взаимодействует и с другими науками исторического цикла:

  •  археологией,
  •  этнографией,
  •  антропологией.
  •  Обнаруженные археологами при раскопках древние письменные памятники (таблички с текстами ассирийских законов, каменные плиты с иероглифами и клинописными знаками, берестяные грамоты древнего Новгорода и т.д.) дают лингвистам возможность
  •  узнать о существовавших ранее и умерших языках
  •  и прояснить многие вопросы истории современных языков.

Лингвистическая дисциплина, изучающая древние письменные памятники, называется палеографией (греч. palaios ‘древний’ + graphō ‘пишу’) [Гируцкий, с. 11].

  •  Из названных наук с языкознанием теснее всего связана этнография  (греч. éthnos ‘народ’ + graphō ‘пишу’) и ее различные отрасли, разрабатывающие, в частности, общие принципы функционирования языка в обществах разных типов, в том числе в архаичных (первобытных) коллективах 2.

На стыке лингвистики с этнографией на рубеже XIXXX вв. возникла этнолингвистика (Франц Боас, Эдвард Сепир и др.) [ЛЭС, с. 618].

Центральными для этнолингвистики являются две взаимосвязанные проблемы:

  1.  Как в языке отражаются культурные (бытовые, религиозные, социальные и др.) представления народа, говорящего на этом языке?
  2.  Какие формы и средства языкового общения являются специфическими для данной этнической группы? [Энциклопедия «Кругосвет»].
  •  Лингвокультурология  отрасль лингвистики, оформившаяся в 90-е гг. XX в. Она исследует
  •  проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке,
  •  исторические и современные языковые факты сквозь призму духовной культуры.

С ней тесно связаны этнолингвистика и социолингвистика [Маслова, 201, с. 11].

  •  Социолингвистика, возникшая в результате взаимодействия лингвистики и социологии, занимается вопросами соотношения языка и общества. Она изучает
  •  функции языка в обществе,
  •  социальную дифференциацию языка,
  •  причины исчезновения языков,
  •  двуязычие и многоязычие и т.д.
  •  Данные антропологии (греч. аnthrōpos ‘человек’), науки о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас, используются в лингвистике, напр., при изучении вопроса о происхождении речи у древних людей.
  •  С XIX в. существует союз лингвистики и психологии, психологическое направление в языкознании, переросшее в 60-е гг. XX в. (в США) в психолингвистику.

Область ее интересов – связь речи и сознания. Она исследует

  •  психические процессы при порождении речи (говорении, письме),
  •  психические процессы при ее восприятии (слушании и чтении) и понимании;
  •  освоение речи на родном и иностранном языке.

Одним из ведущих методов исследования в психолингвистике являются психолингвистические эксперименты [ЛЭС, с. 404; Введение в языкознание, с. 16].

3.2. Связь  языкознания  с  естественными  науками

  •  Древнейшими являются связи языкознания с физиологией: еще ученые Древней Индии описывали звуки на физиологической основе.

Физиология и нейрофизиология изучают

  •  устройство речевого аппарата,
  •  образование звуков речи в нем,
  •  восприятие речевого потока органами слуха.
  •  На стыке языкознания и неврологии – науки о высшей нервной деятельности человека – примерно во 2 половине XIX в. образовалась нейролингвистика 3.

Нейролингвистика изучает мозговые механизмы речевой деятельности в норме и при локальных поражениях мозга. Она возникла из потребностей клинической практики для решения диагностических задач. Изучение всевозможных речевых расстройств – афазий – очень много дает лингвистам

  •  не только для изучения нормальной речи,
  •  но и для исследования структуры языка и его функционирования.

Клинические наблюдения и специальные эксперименты позволили выявить, например, роль левого и правого полушарий в речевой деятельности. Данные нейролингвистики активно используются прежде всего психолингвистикой  [ЛЭС, с. 327–328; Гируцкий, с. 13].

  •  Связь с биологией демонстрирует натуралистическое направление в языкознании, возникшее в середине XIX в.

Его основателем считается крупный немецкий лингвист Август Шлейхер (1821–1868). Его натуралистические воззрения сформировались под влиянием натурализма в философии и эволюционной теории Ч. Дарвина. Шлейхер понимал язык как природный организм, который рождается, растет и умирает.

В XX в. огромную популярность приобрела теория известного американского лингвиста Ноама Хомского (Noam Chomsky, 1928–) о биологической «врожденности» языка 4.

В этом же веке было обнаружено структурное сходство генетического кода и естественного языка  [Алефиренко, с. 20].

  •  Давние и прочные отношения связывают лингвистику с географией.

Довольно часто географические факторы влияют на развитие и взаимоотношения языков:

  •  в условиях горного ландшафта (на Кавказе, Памире) языки нередко характеризуются очень небольшим числом носителей (за счет разобщенности носителей и трудностей коммуникации);
  •  просторные открытые территории способствуют, как правило, разобщению диалектов, а ограниченные – их сближению;
  •  моря и океаны в прошлом служили препятствием для широких языковых контактов.

Гибридная наука лингвогеография, возникшая в конце XIX в., изучает территориальное распространение языков и диалектов, а также отдельных языковых явлений.

Связь с географией проявляется и в топонимике – разделе лексикологии, изучающем различные географические названия (гор, морей, океанов, населенных пунктов и т.д.). Изучение таких названий часто дает надежные сведения о расселении и миграции народов [Гируцкий, с. 14].

3.3. Связь языкознания с физико-математическими и техническими науками

  •  Связь языкознания с одним из разделов физики – акустикой – обнаруживается уже у древних греков, изучавших звуки речи на акустической основе.

Современная экспериментальная фонетика широко использует приборы при исследовании звуков речи.

  •  В 50-е гг. XX в. на стыке математики и лингвистики  возникла математическая лингвистика, разрабатывающая формальный аппарат для описания естественных языков.

Математические методы применяются для

  •  количественного исследования языковых явлений (напр., частоты использования некоторого элемента в том или ином тексте),
  •  изучения формальной сочетаемости языковых единиц,
  •  моделирования процессов порождения и восприятия речи,
  •  решения ряда прагматических задач, таких как создание частотных словарей, установление авторства текста, года его написания и т.д. 5
  •  Информатика в союзе с лингвистикой обеспечивает создание и работу информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления.
  •  Контакты лингвистики с кибернетикой (наукой об управлении и месте информации в процессах управления) привели к формированию инженерной лингвистики, которая занимается изучением языка в его отношении
  •  к компьютерам,
  •  к возможностям машинной обработки текстов,
  •  к возможностям создания анализаторов и синтезаторов человеческого голоса и др. [Гируцкий, с. 14].

Таким образом, современная лингвистика – это разветвленная многоаспектная наука, имеющая широкие связи практически со всеми областями знания.

Литература

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. С. 4–8.

Введение в языкознание: конспект лекций / Балашова, Л. В., Гольдин В. Е., Дементьев В. В. и др. М.: Высшее образование, 2007. 191 с.

Гируцкий А. А. Введение в языкознание. Минск: «ТетраСистемс», 2001. С. 5–16.

Гринберг Дж. Антропологическая лингвистика. Вводный курс. М.: УРСС, 2004. С. 24–40.

Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008. С. 12–13.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Диахрония. С. 136; Математическая лингвистика. С. 287–289; Нейролингвистика. С. 327–328;  Прикладная лингвистика. С. 397;  Психолингвистика. С. 404–405; Прикладная лингвистика С. 397;  Синхрония. С. 451–452; Языкознание. С. 618–623.

Электронные версии:  http://lingvisticheskiy-slovar.ru 

 http://tapemark.narod.ru/les/index.html

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высш. шк., 1997. С. 4–6. Электронная версия:  http://www.classes.ru/grammar/120.Maslov 

Маслова А. Ю. Введение в прагмалингвистику. М.: Флинта : Наука, 2007. 152  с.

Маслова В. А. Когнитивная лингвистика. Минск: ТетраСистемс, 2004. 256 с.

Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. 208 с.

Прикладное языкознание: Учебник. СПб, Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. 528 с.

Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1997. § 6. Связь языковедения с другими науками. С. 50–59. Электронная версия:

http://www.classes.ru/grammar/134.Reformatsky/worddocuments/_13.htm 

Тимофеева М. К. Введение в экспериментальную когнитивную лингвистику. Новосибирск: НГУ, 2010. 113 с.

Хроленко А. Т. Основы лингвокультурологии. М.: Флинта : Наука, 2004. С. 22–34.

Хроленко А. Т., Денисов А. В. Современные информационные технологии для гуманитария: практическое руководство. М.: Флинта : Наука, 2008 (1-е изд. – 2007 г.). 128 с.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005. С 9–11.

ЭРЯ – Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Языкознание. С. 672–676. Электронная версия: http://russkiyyazik.ru 

Интернет-ресурсы

http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika – Онлайн энциклопедия «Кругосвет»

1 Изучение того, как говорят о различных явлениях, помогает понять и приемы освоения мира нашим мышлением. Напр., о таком отвлеченном понятии, как авторитет, мы говорим так, будто авторитет – конкретное материальное тело: авторитет может быть  большим и маленьким иногда дутым, он бывает собственным и чужим, его можно заработать, приобрести и потерять, чужим авторитетом можно прикрываться.


Сходным образом мы говорим и о многих других отвлеченных явлениях, напр. о мысли: она посещает нас, приходит в голову, как живое существо, или западает в голову, будто вещь, может быть неотвязной, беспокойной и успокаивающей, мрачной и веселой, тяжелой и легкой, мысль можно бросить, схватить, поймать на лету и т.д.


Наблюдения над подобными фактами приводят ученых к выводу, что мы осваиваем отвлеченные явления, уподобляя их явлениям конкретным. Так изучение языкового материала способствует расширению и уточнению наших представлений о собственном сознании [Введение в языкознание, с. 9].

2 Например, проблемы табу (запретов) и эвфемизмов (слов, заменяющих запретные), которые связаны с особенностями архаичного сознания.

3 В 1861 г. опубликована работа парижского  хирурга и анатома Поля Брокá (1824–1880) о моторной афазии – утрате способности к устной речи. Одним из основателей нейролингвистики считается выдающийся русско-польский языковед И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845–1929).

4 Пытаясь объяснить, как ребенок за весьма короткий срок овладевает всем многообразием форм речевого общения, Хомский предположил, что есть врожденные глубинные грамматические структуры – совокупность немногочисленных правил построения и понимания речевого высказывания, промежуточное звено от мысли к речи (при построении высказывания), от речи к мысли (при понимании  высказывания). Глубинные грамматические структуры универсальны и представляют собой суть языковой компетенции. Теория Хомского вызвала огромную дискуссию и подверглась строгой критике. Однако многие ее прогрессивные идеи и в наши дни плодотворно используются в психолингвистике [Алефиренко, с. 20].

5 Скандинавские ученые разрешили многолетний спор по поводу истинного автора романа «Тихий Дон». Они проанализировали тексты, бесспорно принадлежащие М. Шолохову, и тексты донского писателя Ф. Крюкова, которому приписывалось авторство романа. Ученые сравнили длину предложений, распределение длины предложений по количеству слов, распределение частей речи, сочетание частей речи в начале и конце предложения, частоту использования союзов в начале предложения, повторяемость словарного запаса по богатству.


Математическая статистика при контрольной выборке на компьютере в 12 тыс. фраз (164 637 слов) представлена в 250 таблицах формулах и графиках. Вывод: авторство Шолохова исключить невозможно, а авторство Крюкова может быть исключено. Позже была найдена рукопись романа (850 рукописных страниц,  605 из которых написаны рукой самого Шолохова, а 280 – женой писателя и ее сестрой) [Хроленко, Денисов, с. 36–37].

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17017. Основи теорії мотивації 12.21 MB
  ТЕМА 10. Основи теорії мотивації План лекції Людський фактор в управлінні. Змістовні теорії мотивації. Процесні теорії мотивації. 1. Людський фактор в управлінні Привести в дію організовану систему для отримання необхідного результату можливо л
17018. Система і процес контролю 6.4 MB
  ТЕМА 11. Система і процес контролю План лекції Поняття та процес контролю. Види управлінського контролю. Ефективність контролю. 1. Поняття та процес контролю Контроль – це процес забезпечення досягнення цілей організації шляхом постійного спост
17019. Інструменти управлінського контролю 5.62 MB
  ТЕМА 12. Інструменти управлінського контролю План лекції Фінансовий контроль. Операційний контроль. Контроль поведінки працівників. 1. Фінансовий контроль В спеціальній літературі з менеджменту існують різні підходи до класифікації засобів уп
17020. Управління групами 79.5 KB
  ТЕМА 14. Управління групами План лекції. Поняття та сутність груп в організації. Модель групової поведінки Дж. Хоманса. Типи груп в організації. 1. Поняття та сутність груп в організації Будьяка організація складається з великої кількості груп. Ке...
17021. Процес вимірювання рівня ультрафіолетового випромінювання 2.69 MB
  Штучне ультрафіолетове випромінювання широко використовується в хімічній промисловості, де також потрібний контроль його інтенсивності. В промисловості також існує чимало джерел мимовільного виникнення ультрафіолетового випромінювання, наприклад, зварювальні та інші електродугові пристрої...
17022. Вставлення в тексти документів графічних обєктів і формул 519.5 KB
  Практична робота №10 Тема: Вставлення в тексти документів графічних об'єктів і формул Мета: освоїти технології вставлення в тексти документів різних графічних об'єктів. Надбати навички з формування схем алгоритмів математичних формул та рівнянь. Обладнання: перс
17023. Виконання розрахунків у MatСad 104 KB
  Лабораторна робота №1 Тема. Виконання розрахунків у MatСad Мета: набуття навиків вводу і редагування формул використання стандартних функцій засвоєння особливостей застосування локального і глобального операторів присвоювання використання змінних що можу...
17024. Фізичні обчислення, розв’язання рівнянь і систем з використанням програми MathCad 243.5 KB
  Лабораторна робота №2 Тема: Фізичні обчислення розв’язання рівнянь і систем з використанням програми MathCad. Мета: ознайомитися з простими прийомами рішення рівнянь систем рівнянь і нерівностей фізичних обчислень з використанням програми MathCad. Обладнання: ПК ПЗ ...
17025. Робота з векторами і матрицями в системі MathCad 610.5 KB
  Лабораторна робота № 3 Тема: Робота з векторами і матрицями в системі MathCad. Мета: одержати навички обчислення векторів і матриць з використанням функцій системи MathCad. Обладнання: ПК ПЗ MathCad. Розв’язати систему рівнянь методом зворотн