64877
Языкознание. Структура современного языкознания
Лекция
Иностранные языки, филология и лингвистика
Языкознание Объект и предмет языкознания Предмет лингвистики Структура современного языкознания Языкознание в системе наук Связь языкознания с физико-математическими и техническими науками...
Русский
2014-07-15
162 KB
76 чел.
зыкознание (студ.)
1.1. Соотношение объекта и предмета науки
1.2. Предмет лингвистики
4.1. Связь языкознания с гуманитарными науками
4.2. Связь языкознания с естественными науками
4.3. Связь языкознания с физико-математическими и техническими науками
Литература
_______________________________________
Языкознание (языковедение, лингвистика от лат. lingua язык) это наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях [ЛЭС, с. 618].
В настоящее время на Земле насчитывается от 2,5 до 6 тысяч живых и мертвых языков. Такой разброс в подсчетах существует за счет,
По некоторым данным, общее количество языков и диалектов на Земле достигает 30 тыс. [Вендина, с. 4].
Языки мира принципиально сходны, т.к. все они являются средством общения людей. В их строении, функционировании и закономерностях развития есть важные общие свойства, и в каждом из них по-своему реализуется человеческий язык вообще.
При этом языки мира серьезно отличаются друг от друга по разным параметрам.
Кроме того, среди них есть
1.1. Соотношение объекта и предмета науки
Объект науки это некоторая область действительности, которая изучается данной наукой.
Под предметом науки понимаются
Один и тот же объект может изучаться под различными углами зрения, а следовательно, представлять собой разные предметы.
Напр., человек является общим объектом, с одной стороны, для всех гуманитарных наук (лат. humanitas человеческая природа). Это дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности: социология, психология, культурология, педагогика, юриспруденция, лингвистика и т.д.
Предмет исследования у каждой их этих наук свой определенная сторона человека и его деятельности [Маслова, 2008, с. 35].
С другой стороны, человек является объектом изучения естественных наук: анатомии, физиологии и т.д. Очевидно, что и эти науки рассматривают человека каждая под своим углом зрения. Т.е. у всех этих наук (гуманитарных и естественных) один объект, но разные предметы изучения.
1.2. Предмет языкознания
Объект языкознания указан в определении язык.
Представление о предмете языкознания исторически менялось: в фокусе внимания в разные эпохи оказывались различные стороны языка [ЭРЯ, с. 672].
Как и все науки, лингвистика появилась потому, что в ней возникла практическая потребность. Изучение языка стало необходимым в связи с изобретением письменности: нужно было обучать письму и чтению. Вопрос же о том, как устроен тот феномен, с помощью которого люди общаются, возник гораздо позже.
Одно из первых научных описаний языка было сделано в древней Индии. Священные книги индийцев «Веды» были написаны в IIIII тысячелетиях до н.э. С течением веков язык изменился, и индийцам стало трудно понимать свои священные книги. Возникла необходимость сравнить язык «Вед» и язык, на котором говорили в обыденной жизни, чтобы учить жрецов-брахманов чтению священных книг. Так в IV в. до н. э. появилось первое научное описание языка грамматика Пáнини (описание древнеиндийского литературного языка санскрита).
Примерно в это же время появляются грамматические описания в Древней Греции и на Древнем Востоке в Месопотамии, Сирии, Египте.
Однако достаточно долго лингвистика не осознавалась как самостоятельная наука. С классической древности до начала XIX в. языкознание было частью логики и философии, и предметом его считались единые общечеловеческие способы выражения мыслей.
Настоящей наукой лингвистика стала только в XIX в., когда ее предмет был четко отграничен от предметов других наук. Стало ясно, что лингвистика это не часть философии и не часть истории, что она не совпадает ни с литературоведением, ни с логикой, ни с психологией. Предметом языкознания становятся различные языки в их развитии, вырабатывается эволюционный взгляд на язык.
С XX в. языкознание изучает язык
За время самостоятельного существования лингвистики были разработаны специальные приемы и методы, позволившие за два века узнать о языке больше, чем за предыдущие две тысячи лет.
Языком в той или иной мере интересуются разные науки. Но все они изучают язык не сам по себе, а как средство какой-либо конкретной деятельности.
Напр., психолога язык интересует как орудие мышления.
Для литературоведа язык это средство создания произведения, художественных образов.
Для историка это ключ к древним памятникам: надписям, грамотам и т.д. [Леонтьев, с. 12].
И только для лингвистики изучение языка является самостоятельной целью.
Лингвистика исследует в языке
Под этими углами зрения язык изучает только лингвистика. Очевидно, что это не один предмет, так что современное языкознание объединяет целый ряд научных дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет.
Современное языкознание это целая отрасль научной деятельности с разветвленной структурой.
Это неслучайно, т.к.
Языкознание включает довольно широкий круг научных дисциплин, каждая из которых имеет
Лингвистические дисциплины объединяются в несколько частично пересекающихся разделов, которые вычленяются на разных основаниях [Введение в языкознание, с. 12].
1. В зависимости от целей исследования языкознание делится на
1.1. Теоретическое языкознание занимается исследованием языков без специальной ориентации на практическое применение результатов исследования. Академические грамматики языков, работы по истории языка примеры теоретических исследований.
1.2. Прикладная лингвистика занимается решением практических задач, связанных с использованием языка. Она решает
Круг задач, решаемых прикладной лингвистикой или с ее участием, чрезвычайно широк, напр., создание алфавитов и усовершенствование письма, создание систем транскрипции и стенографии, систем письма для слепых,
В прикладной лингвистике выделяются собственные разделы:
2. В зависимости от круга исследуемых языков различают
2.1. Общее языкознание (теория языка) изучает общие свойства человеческого языка вообще: его возникновение, структуру, функционирование и развитие. Такое изучение, естественно, опирается на анализ возможно большего числа языков.
В рамках общего языкознания исследуются языковые универсалии, т.е. свойства, характерные
К абсолютным универсалиям относятся, например, следующие:
Статистические универсалии можно проиллюстрировать следующими примерами:
Разделом общего языкознания является типологическая лингвистика (лингвистическая типология) (от греч. typos отпечаток, форма, образец и logos слово, учение). Она занимается сравнительным изучением структуры и функций языков независимо от их родства или влияния одних языков на другие.
Для выявления структурных и функциональных типов лингвистическая типология обобщает факты большого количества языков. Помимо выявления и классификации различий и сходств между языками типологическая лингвистика стремится объяснять их, и это сближает ее задачи с задачами теории языка.
Объектом науки о языке является не только язык, но и само языкознание. Специальный раздел лингвистическая метатеория (теория теории) исследует
2.2. Частное языкознание занимается изучением
Каждую языковую семью, объединяющую группы родственных языков, изучает самостоятельная область лингвистики. Например, большую семью индоевропейских языков,
к которым относятся русский, английский, немецкий, французский и т.д., изучает индоевропеистика. Семитские языки изучаются в рамках семитологии и т.д.
Общее и частное языкознания очень тесно связаны. Общие закономерности устройства, функционирования и развития языка можно понять только при исследовании конкретных языков. С другой стороны, частное языкознание не может обойтись без теоретических знаний и опыта, накопленного общим языкознанием.
3. В зависимости от исследовательского подхода к языку различают
Первым последовательно разграничил синхронический и диахронический подходы к языку швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (18571913) в «Курсе общей лингвистики» (книга издана в 1916 г. учениками Соссюра по материалам его лекций).
Живые языки постоянно, хотя и не очень быстро, изменяются. Но в каждый определенный период времени язык относительно стабилен и един для всех говорящих на нем. В зависимости от того, что берется за основу в исследовании и описании: относительная стабильность или изменение и различают синхронию и диахронию.
Синхроническое (= синхронное; греч. sýnchronos одновременный), или статическое, описательное языкознание изучает язык в определенный момент его развития в отвлечении от языковых изменений. С точки зрения синхронии изучают не только современное состояние, но и отдельные периоды в истории языков (в том числе мертвых) [ЛЭС, с. 451].
Диахроническое (= диахронное; греч. dia через, сквозь, chronos время) языкознание исследует язык во времени, в процессе его развития.
Синхронный и диахронный подходы изучения языка дополняют и обогащают друг друга.
Синхронное рассмотрение языка всегда предшествует диахронному, при котором сопоставляют по крайней мере две последовательные стадии (синхронных среза).
Синхронный анализ осуществляется легче: фактических данных больше (особенно если язык исследуется на современном этапе развития) и он проще подвергается проверке. Однако лишь диахронный подход помогает понять, как сложилась данная языковая система [ЛЭС, с. 451].
В исследованиях, посвященных истории языков, как правило, реализован диахронический подход. Они рассматривают,
Однако не любая работа по истории языка пример диахронического исследования. Так, если в работе рассматривается фонетическая система русского языка начала 14 века без учета происходивших тогда изменений, то это синхроническое описание.
4. Еще одно основание деления языкознания связано с различиями в объекте, задачах и методах изучения.
С этих точек зрения в рамках теоретической лингвистики выделяются
4.1. Описательная лингвистика создает описания фонетики, лексики, грамматики языков в отдельные периоды их существования. Объектами описательной лингвистики являются не только языки, но и их варианты: литературные языки, диалекты, просторечие, жаргоны. Особым объектом описательной лингвистики являются исчезающие языки. Языки эти (часто бесписьменные) находятся под угрозой исчезновения, потому что ими пользуется небольшое число говорящих (от нескольких тысяч до нескольких десятков человек) [Введение в языкознание, с. 17].
4.2. Сопоставительная (контрастивная) лингвистика выявляет сходства и различия в фонетике, лексике, грамматике, стилистике двух (или нескольких) языков независимо от наличия у них родственных связей или непосредственных контактов.
Основная область применения результатов сопоставительных исследований обучение языкам.
4.3. Главной целью сравнительно-исторического языкознания, или компаративистики (лат. comparativus сравнительный) является
За относительно небольшой период (немногим более двух столетий) применение сравнительно-исторического метода дало значительные результаты:
Описательное и сопоставительное языкознание находятся в русле синхронической лингвистики, а сравнительно-историческое диахронической.
5. Языкознание делят на внутреннюю и внешнюю лингвистику.
Такое членение базируется на двух основных аспектах в изучении языка:
Разграничение внутренней и внешней лингвистики было предложено Ф. де Соссюром.
5.1. Внутренняя лингвистика это чрезвычайно разветвленная область языкознания, в которой выделяется множество самостоятельных дисциплин. Все разделы, которые назывались до сих пор, относятся к внутренней лингвистике. Помимо этого внутренняя лингвистика включает дисциплины, изучающие разные уровни языковой системы:
5.2. Внешняя лингвистика изучает язык в аспекте его взаимодействия с другими системами. А потому сюда входит множество научных дисциплин, которые занимаются комплексными проблемами, возникшими на стыке лингвистики с другими науками:
Отношения между языком и человеком исследует прагмалингвистика (лингвистическая прагматика) (греч. prágma дело, действие). Она изучает мотивы и цели использования языковых знаков, результаты речевых действий.
Ее интересует,
Очень активно в последнее время развивается когнитивная лингвистика (англ. cognitive познавательный), которая исследует язык с точки зрения его участия в познавательной деятельности человека:
Поскольку знание, познание и мышление входят в круг основных интересов многих наук, когнитивная лингвистика сотрудничает с ними в решении названных проблем.
Эта дисциплина тесно связана с
6. На структуру языкознания влияют лингвистическая традиция и научные школы.
В каждом национальном языкознании могут выделяться различные структурные области науки о языке. Например, в русистике и англистике очень четко различаются: фонетика, изучающая акустическую и артикуляционную сторону звуков, и фонология, изучающая функциональную сторону звуков; морфология наука о формах слов и синтаксис раздел, посвященный исследованию способов объединения слов в различного рода конструкции.
Такое членение принимает далеко не вся зарубежная лингвистика, даже европейская и североамериканская. Так, очень влиятельная американская школа дескриптивной лингвистики все сводит в основном к морфологии, а трансформационная грамматика практически все рассматривает через призму синтаксиса [Гируцкий, с. 9].
Язык обслуживает почти все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому языкознание тесно связано с другими науками:
3.1. Связь языкознания с гуманитарными науками
Языкознание входит (в качестве одной из центральных) в круг гуманитарных (= социальных) научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество.
Помимо лингвистики филология включает
Древнегреческие мыслители Аристотель (384322 гг.до н. э.), Платон (428348 гг. до н. э.), Сократ (470399 гг. до н.э.) разрабатывали, в частности, такую теоретическую проблему языка как соотношение названия и предмета.
Вопросами философии языка занимались в XVIIXVIII вв. английский философ Ф. Бэкон (15611626), французский мыслитель Р. Декарт (15961650), немецкий ученый Г. Лейбниц (16461716).
В XIX в. немецкий языковед Вильгельм фон Гумбольдт (17671835), уделявший много внимания философским вопросам языка, фактически положил начало общему языкознанию.
Философия (наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и сознания) дает языкознанию общие методологические принципы подхода к языку как феномену. Господствующие философские идеи той или иной эпохи всегда оказывали влияние на теоретические концепции языка. В свою очередь, для философии является важнейшим вопрос о языке как инструменте мышления и познания, как средстве формирования понятий и концепций.
Семиотика (греч. sēmeiōtikē учение о знаках) это наука о любых знаковых системах (телеграфный код, флажковая сигнализация, дорожные знаки, жестовые языки и т.д.). Язык наиболее сложная по строению и при этом универсальная (не связанная с передачей значений одного типа или только в одной сфере коммуникации) динамическая знаковая система.
Лингвосемиотика изучает проблемы, связанные со знаковостью языка:
С одной стороны, изучение языка письменных памятников дает возможность судить о родстве языков и, следовательно, об общности судеб разных народов, территории их расселения, миграции.
С другой стороны, данные истории помогают прояснить условия формирования языков, судьбу отдельных слов и выражений. Так, массовые заимствования слов отмечаются, как правило, в период активных контактов народов (торговля, завоевания, культурные и научные связи). Например, в петровскую эпоху время широких экономических, торговых и культурных связей с Западной Европой в русский язык пришло большое количество слов из западноевропейских языков [Гируцкий, с. 11].
Историческая лингвистика включает
Языкознание тесно взаимодействует и с другими науками исторического цикла:
Лингвистическая дисциплина, изучающая древние письменные памятники, называется палеографией (греч. palaios древний + graphō пишу) [Гируцкий, с. 11].
На стыке лингвистики с этнографией на рубеже XIXXX вв. возникла этнолингвистика (Франц Боас, Эдвард Сепир и др.) [ЛЭС, с. 618].
Центральными для этнолингвистики являются две взаимосвязанные проблемы:
С ней тесно связаны этнолингвистика и социолингвистика [Маслова, 201, с. 11].
Область ее интересов связь речи и сознания. Она исследует
Одним из ведущих методов исследования в психолингвистике являются психолингвистические эксперименты [ЛЭС, с. 404; Введение в языкознание, с. 16].
3.2. Связь языкознания с естественными науками
Физиология и нейрофизиология изучают
Нейролингвистика изучает мозговые механизмы речевой деятельности в норме и при локальных поражениях мозга. Она возникла из потребностей клинической практики для решения диагностических задач. Изучение всевозможных речевых расстройств афазий очень много дает лингвистам
Клинические наблюдения и специальные эксперименты позволили выявить, например, роль левого и правого полушарий в речевой деятельности. Данные нейролингвистики активно используются прежде всего психолингвистикой [ЛЭС, с. 327328; Гируцкий, с. 13].
Его основателем считается крупный немецкий лингвист Август Шлейхер (18211868). Его натуралистические воззрения сформировались под влиянием натурализма в философии и эволюционной теории Ч. Дарвина. Шлейхер понимал язык как природный организм, который рождается, растет и умирает.
В XX в. огромную популярность приобрела теория известного американского лингвиста Ноама Хомского (Noam Chomsky, 1928) о биологической «врожденности» языка 4.
В этом же веке было обнаружено структурное сходство генетического кода и естественного языка [Алефиренко, с. 20].
Довольно часто географические факторы влияют на развитие и взаимоотношения языков:
Гибридная наука лингвогеография, возникшая в конце XIX в., изучает территориальное распространение языков и диалектов, а также отдельных языковых явлений.
Связь с географией проявляется и в топонимике разделе лексикологии, изучающем различные географические названия (гор, морей, океанов, населенных пунктов и т.д.). Изучение таких названий часто дает надежные сведения о расселении и миграции народов [Гируцкий, с. 14].
3.3. Связь языкознания с физико-математическими и техническими науками
Современная экспериментальная фонетика широко использует приборы при исследовании звуков речи.
Математические методы применяются для
Таким образом, современная лингвистика это разветвленная многоаспектная наука, имеющая широкие связи практически со всеми областями знания.
Литература
Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. С. 48.
Введение в языкознание: конспект лекций / Балашова, Л. В., Гольдин В. Е., Дементьев В. В. и др. М.: Высшее образование, 2007. 191 с.
Гируцкий А. А. Введение в языкознание. Минск: «ТетраСистемс», 2001. С. 516.
Гринберг Дж. Антропологическая лингвистика. Вводный курс. М.: УРСС, 2004. С. 2440.
Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008. С. 1213.
ЛЭС Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Диахрония. С. 136; Математическая лингвистика. С. 287289; Нейролингвистика. С. 327328; Прикладная лингвистика. С. 397; Психолингвистика. С. 404405; Прикладная лингвистика С. 397; Синхрония. С. 451452; Языкознание. С. 618623.
Электронные версии: http://lingvisticheskiy-slovar.ru
http://tapemark.narod.ru/les/index.html
Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высш. шк., 1997. С. 46. Электронная версия: http://www.classes.ru/grammar/120.Maslov
Маслова А. Ю. Введение в прагмалингвистику. М.: Флинта : Наука, 2007. 152 с.
Маслова В. А. Когнитивная лингвистика. Минск: ТетраСистемс, 2004. 256 с.
Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. 208 с.
Прикладное языкознание: Учебник. СПб, Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. 528 с.
Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1997. § 6. Связь языковедения с другими науками. С. 5059. Электронная версия:
http://www.classes.ru/grammar/134.Reformatsky/worddocuments/_13.htm
Тимофеева М. К. Введение в экспериментальную когнитивную лингвистику. Новосибирск: НГУ, 2010. 113 с.
Хроленко А. Т. Основы лингвокультурологии. М.: Флинта : Наука, 2004. С. 2234.
Хроленко А. Т., Денисов А. В. Современные информационные технологии для гуманитария: практическое руководство. М.: Флинта : Наука, 2008 (1-е изд. 2007 г.). 128 с.
Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005. С 911.
ЭРЯ Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия Дрофа, 1997. Языкознание. С. 672676. Электронная версия: http://russkiyyazik.ru
Интернет-ресурсы
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika Онлайн энциклопедия «Кругосвет»
1 Изучение того, как говорят о различных явлениях, помогает понять и приемы освоения мира нашим мышлением. Напр., о таком отвлеченном понятии, как авторитет, мы говорим так, будто авторитет конкретное материальное тело: авторитет может быть большим и маленьким иногда дутым, он бывает собственным и чужим, его можно заработать, приобрести и потерять, чужим авторитетом можно прикрываться.
Сходным образом мы говорим и о многих других отвлеченных явлениях, напр. о мысли: она посещает нас, приходит в голову, как живое существо, или западает в голову, будто вещь, может быть неотвязной, беспокойной и успокаивающей, мрачной и веселой, тяжелой и легкой, мысль можно бросить, схватить, поймать на лету и т.д.
Наблюдения над подобными фактами приводят ученых к выводу, что мы осваиваем отвлеченные явления, уподобляя их явлениям конкретным. Так изучение языкового материала способствует расширению и уточнению наших представлений о собственном сознании [Введение в языкознание, с. 9].
2 Например, проблемы табу (запретов) и эвфемизмов (слов, заменяющих запретные), которые связаны с особенностями архаичного сознания.
3 В 1861 г. опубликована работа парижского хирурга и анатома Поля Брокá (18241880) о моторной афазии утрате способности к устной речи. Одним из основателей нейролингвистики считается выдающийся русско-польский языковед И. А. Бодуэн де Куртенэ (18451929).
4 Пытаясь объяснить, как ребенок за весьма короткий срок овладевает всем многообразием форм речевого общения, Хомский предположил, что есть врожденные глубинные грамматические структуры совокупность немногочисленных правил построения и понимания речевого высказывания, промежуточное звено от мысли к речи (при построении высказывания), от речи к мысли (при понимании высказывания). Глубинные грамматические структуры универсальны и представляют собой суть языковой компетенции. Теория Хомского вызвала огромную дискуссию и подверглась строгой критике. Однако многие ее прогрессивные идеи и в наши дни плодотворно используются в психолингвистике [Алефиренко, с. 20].
5 Скандинавские ученые разрешили многолетний спор по поводу истинного автора романа «Тихий Дон». Они проанализировали тексты, бесспорно принадлежащие М. Шолохову, и тексты донского писателя Ф. Крюкова, которому приписывалось авторство романа. Ученые сравнили длину предложений, распределение длины предложений по количеству слов, распределение частей речи, сочетание частей речи в начале и конце предложения, частоту использования союзов в начале предложения, повторяемость словарного запаса по богатству.
Математическая статистика при контрольной выборке на компьютере в 12 тыс. фраз (164 637 слов) представлена в 250 таблицах формулах и графиках. Вывод: авторство Шолохова исключить невозможно, а авторство Крюкова может быть исключено. Позже была найдена рукопись романа (850 рукописных страниц, 605 из которых написаны рукой самого Шолохова, а 280 женой писателя и ее сестрой) [Хроленко, Денисов, с. 3637].
PAGE 1
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
41816. | Ознакомление с устройством карбюратора | 82.04 KB | |
На автомобилях имеющих датчик расхода топлива устанавливается карбюратор 2114110701031 отличающийся от карбюратора базовой комплектации отсутствием патрубка слива топлива. Ось поплавка; игольчатый клапан; поплавок; прокладка крышки карбюратора; крышка пускового устройства; винт; диафрагма пускового устройства; прокладка; рычаг воздушной заслонки; топливный жиклер холостого хода; электромагнитный заорпный клапан; патрубок подачи топлива; крышка карбюратора; топливный... | |||
41817. | Создание электронных таблиц программой Microsoft Excel | 867.33 KB | |
На экране ячейки листа таблицы разделяются линиями сетки. Правая часть служит для отображения содержимого текущей ячейки. Для перехода в режим редактирования содержимого ячейки в строке формул следует нажать клавишу F2 или выполнить щелчок в правой части строки формул. Кнопка в строке формул служит для подтверждения ввода данных или изменения содержимого ячейки и соответствует действию по клавише Enter . | |||
41818. | Приобретение навыков в работе с ACCESS по созданию таблиц | 45.96 KB | |
Характеристики таблицыобъекта СОТРУДНИК: идентификационный код Идент код 10 символов тип текстовый ; фамилия Фамилия 20 символов тип текстовый; имя Имя 15 символов тип текстовый; отчество Отчество 15 символов тип текстовый; пол Пол 1 символ тип текстовый; дата рождения Дата рожд поле типа дата ; место рождения Место рожд 15 символов тип текстовый ; образование Образов 15 символов тип текстовый; должность Должн 15 символов тип Мастер подстановок; стаж работы Стаж работы длинное целое... | |||
41819. | Разборка, исследование устройства, сборка и проверка работы электропневматического клапана автостопа 150 | 316.61 KB | |
Разборка исследование устройства сборка и проверка работы электро-пневматического клапана автостопа 150. Цель работы: Изучить устройство и действие электро-пневматического клапана автостопа 150 получить практические навыки по его разборке и сборке. Приборы и оборудование Натурный электропневматический клапан автостопа 150 набор отвёрток и гаечных ключей плакаты учебник. Ход работы Электропневматический клапан автостопа ЭПК150 служит для выполнения экстренного торможения по команде АЛСН. | |||
41820. | Матричные операции. Применение стандартных функций Excel для работы с матрицами | 277.1 KB | |
Ответьте на контрольные вопросы. Порядок выполнения: Поместим матрицу А и вектор b в блоки 2:C4 и E2:E4 соответственно рис. Выполните все приведенные ниже задания используя описанные способы и сравните с ответом Сложить матрицы Исходные матрицы Ответ Вычислить линейную комбинацию матриц Линейные комбинации... | |||
41821. | Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет СМИ, Интернет-библиотекой | 500.57 KB | |
Изучение функциональной структуры web-браузеров и уметь выполнять навигацию по гиперссылкам, открытие, просмотр и загрузку различных информационных ресурсов. Научиться оформлять заказы в Интернет-магазине. Изучить принцип работы Интернет-библиотеки и Интернет-СМИ. | |||
41822. | Инструмент Roughen Brush (Огрубление) | 91.22 KB | |
Инструмент Roughen Brush Огрубление позволяет превратить объект с гладким контуром в рваный с острыми зубцеобразными краями. Инструмент Roughen Brush Огрубление можно применять к фигурам представляющим собой кривую Безье. Если фигура не является кривой Безье то при попытке применить к ней инструмент Roughen Brush Огрубление программа предложит автоматически преобразовать объект в кривую Безье. | |||
41823. | Исследование особенностей и способов поиска правовой информации в СПС КОДЕКС | 46.72 KB | |
38 Кто руководит Конституционным судом Российской Федерации Найдите и вставьте в данный документ фотографию этого чиновника. Зорькин Валерий Дмитриевич Найдите координаты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.9 Сколько документов на сегодняшний день содержится в системе Сколько новых документов появилось в разделе международное право Всего 959376 В Международном праве 238 Сколько новостей в январе 2013 года... | |||
41824. | Программирование алгоритмов формирования и обработки двумерных массивов | 79.24 KB | |
Выполнения данной лабораторной работы состоит в изучении средств, приемов и получении практических навыков разработки, написания и отладки программ формирования и обработки двумерных массивов... | |||