6488

Хедлайны новостных материалов сетевой ленты slon.ru

Научная статья

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Хедлайны новостных материалов сетевой ленты slon.ru В последние годы наблюдается тенденция стремительного развития интернет-коммуникации, которая вовлекает все большее число пользователей. Интернет-пространство, в котором информация быстро теряет ак...

Русский

2013-01-04

32.48 KB

16 чел.

Хедлайны новостных материалов сетевой ленты slon.ru

В последние годы наблюдается тенденция стремительного развития интернет-коммуникации, которая вовлекает все большее число пользователей. Интернет-пространство, в котором информация быстро теряет актуальность, требует иных подходов к  внутренней организации потока информации.  Исследователей интересуют  особенности организации материалов сетевых новостных лент.  К одной из таких  проблем  О.Р. Лащук относит изучение структуры новостного сообщения в сетевой ленте.

Исследование О.Р. Лащук посвящено изучению композиции новостного сообщения, в котором есть три компонента: хедлайн, лид и корпус. В хедлайне сообщается главная новость, из-за которой, собственно, и публикуется материал; в лиде – важные аспекты этой новости, в корпусе – менее значительные факты, сравнения, комментарии и т.д.

В нашей работе мы более подробно остановимся на рассмотрении только одного компонента – хедлайна. По мнению О.Р. Лащук,  хедлайн – это заголовок, который характеризуется более высокой степенью информационной насыщенности. Хедлайн выделяет   важнейшие  элементы текста и служит ориентиром в пространстве сетевой новостной ленты.

   Стиль хедлайнов во многом определяет «лицо» веб-издания, так как  является изложением в самой краткой форме главной (или единственной) новости сообщения (около 50 % от всей информации новости).    Материалом нашего исследования послужили хедлайны, взятые из материалов новостной ленты Slon.ru (всего 100 примеров).

Опираясь на классификацию принципов организации новости М. Шостак, нами были выделены  типы хедлайнов:

1. Повествовательный хедлайн составляет в нашем материале 23%. Например, «Путин дал первое постинагурационное интервью Russia Today» (07.05.2011, 18:40. Автор: Николай Дзись-Войнаровский).

2. Хедлайн-резюме носит  комментирующий характер. В изученных нами материалах новостной сетевой ленты Slon.ru подобного рода хедлайны встречались в 21% случаев. Не редкость резюме с ироничной «оговоркой». Например, «Почему «милый» капитализм наступил только в Скандинавии?» (05.05.2011, 13:56. Автор: Екатерина Метелица); «График дня: почему сентябрь – худший месяц для фондового рынка»(07.05.2011, 17:16. Автор: Константин Симонов).

3. Игровой хедлайн, основанный на игре слов (18 % от исследуемого материала), например, «Суд коллектору не товарищ» (05.05.2011, 18:45. Автор: Тоня Самсонова).

4.  Хедлайн-парадокс свойственен стилю Slon.ru, так как пробуждает любопытство, шокирует читателя, а иногда искусственно усиливает содержательную значимость (14% от исследуемого материала), например,  «Дезодорант извинился перед принцем Гарри» (05.05.2011, 15:13. Автор: Роман Доброхотов).  

5. Эффективен и очень распространен заголовок-цитата (11 % от исследуемого материала), где возможно прямое цитирование, например, «Новый гендиректор РБК: «Через три года РБК будет стоить миллиард долларов» (17.04.2011, 19:55. Автор: Роман Доброхотов).

6. Хедлайн-констатация  состоит из двух-трех предложений и  содержится в 8% сообщений, например, «Китайцы на постсоветском пространстве. Куда они вкладывают деньги?»(07.05.2011, 18:40. Автор: Николай Дзись-Войнаровский).

7. Хедлайн-оним, который содержит имена, упоминание участников события, непосредственно актуализирующих информацию (5% от исследуемого материала). Например, «Майк Верду покинет Zynga ради собственного стартапа» (07.05.2011, 16:53. Автор: Иван Ниненко).

Достаточно распространенным стало употребление заимствований и аббревиатур в хедлайне, например, «Надоело летать? Копите мили РЖД» (30.08.2012, 20:00. Автор: Татьяна Алешкина).

Анализ хедлайнов показал, что большинство из них обладает рекламной функцией, направленной на привлечение внимания аудитории. Обычно для этого используются  тропы. В исследуемом материале нами были выявлены такие экспрессивно окрашенные конструкции:

1. Эпитет (26 % от исследуемого материала) – простейшая форма тропа, слово, определяющее какое-нибудь свойство или качество предмета, понятия или явления, это – определение, создающее образ. Например, «Краденные японцы в обмен на продовольствие» (07.05.2011, 11:37. Автор: Арташес Газарян). «Кривые выборы губернаторов или политические контрреформы Медведева» (11.04.2011, 12:21. Автор: Николай Петров).

2. Ирония (26 % от исследуемого материала), (от греч. eironea – «скрытая насмешка») – троп, состоящий в употреблении слова в противоположном значении. Например, «У какого фонда пенсионеры богаче» (06.05.2011, 19:22. Автор: Вера Кичанова); «Почему для Путина ипотека дорогая, а для банков – нет» (06.05.2011, 20:33. Автор: Петр Биргер).

3.  Аллегория (18 % от исследуемого материала) – воплощение какой-либо отвлеченной идеи в конкретных образах. Аллегория изображает одно, а подразумевает другое. Например, «Суд коллектору не товарищ» (05.05.2011, 18:45. Автор: Тоня Самсонова).

4. Метонимия (15 % от исследуемого материала) – это замена одного названия другим, при этом эти названия тесно связаны друг с другом в нашем сознании. Метонимия – это еще один способ употребления слова в переносном значении для создания более ярких, сжатых образов. Например, «Виновные в белых халатах» (17.04.2011, 13:55. Автор: Павел Воробьев).

5.  Метафора (10 % от исследуемого материала), (от греч. metaphora – «перенесение») – выражение или слово, употребленное в переносном значении для создания образной характеристики, основанной на сходстве предметов. Например, «Economist: если Обаму переизберут, он может стать «самой хромой уткой»» (06.05.2011, 09:12. Автор: Злата Онуфриева).

6. Гипербола (9 % от исследуемого материала) – чрезмерное преувеличение каких-либо свойств изображаемого предмета с целью усиления впечатления. Например, «Как по капле выдавливать из себя… начальника» (06.05.2011, 18:57. Автор: Владимир Чесноков); «45 рублей за доллар?» (07.05.2011, 09:44. Автор: Марина Семко).

7. Сравнение (8 % от исследуемого материала) – это образное выражение, в основе которого лежит сопоставление каких-либо двух объектов. Сравнить – это значит обнаружить общий признак у двух предметов, поэтому обычно сравнение состоит из двух объектов: один объект сравнивают с другим. Например, «Война как лекарство от экономической депрессии» (06.05.2011, 09:12. Автор: Злата Онуфриева); «С начала года рубль потерял 10%. Как и другие валюты» (07.05.2011, 11:11. Автор: Александр Голиков); «Мировой финцентр как плавательный бассейн» (10.04.2011, 15:47. Автор: Елена Тофанюк). Сравнения делают хедлайн ярче, богаче, выразительнее, придают ему оригинальность, образность.

8. Литота (8 % от исследуемого материала) – в противоположность гиперболе это чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета. Например, «Автомобиль Volvo за 300 000 руб., холодильник за 40 рублей и кондиционер за 154 рубля» (06.05.2011, 21:39. Автор: Сергей Пятенко).

Проведенное исследование показало, что хедлайны обладают особой структурой, в них используются разнообразные языковые средства, с помощью которых можно сжато, но полно изложить содержание новостного сообщения, они помогают создать короткие, надолго запоминающиеся тексты. Отличительной особенностью хедлайнов  является использование экспрессивно окрашенных конструкций: эпитетов, метафор, метонимий, аллегорий, иронии, сравнений и других стилистических приемов.

Таким образом, хедлайны подчинены особым синтаксическим и грамматическим правилам, которые успешно используются журналистами Slon.ru при освещении важных российских и международных событий для воздействия на читателя, для активного привлечения его внимания к данным темам.

Примечание 1.

Информация о хедлайне, лиде и корпусе взята из книги Лащук О.Р. «Редактирование информационных сообщений».

Примечание 2.

Сайт Slon.ru был запущен в мае 2009 года. Генеральным директором с марта 2011-го года является бывший главный редактор Forbes Кашулинский Максим Владимирович. В 2010-м Slon получил премию РОТОР как лучший информационный сайт года.

Список использованной литературы:

1) Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений [Текст]/ О.Р. Лащук. М.: Аспект Пресс, 2004. – 159с.

2) Шостак, М. Сочиняем заголовок [Текст] / М. Шостак //Журналист, 1998. № 3.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54346. Урок русского языка и литературного чтения 352 KB
  Планируемые результаты учебного предмета Русский язык общие на 4 года обучения Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явление национальной культуры; понимание того что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; способность к итоговому и пооперационному самоконтролю; ...
54347. Етапи розвязування задач за допомогою компютера 1.3 MB
  Для розвязання цих задач компютер озброєний найрізноманітнішим програмним забезпеченням, яке поділяється на чотири великих категорії: операційні системи, системні утиліти, системи програмування, прикладне програмне забезпечення.
54348. Інформаційно-комп’ютерні технології на уроках географії та природознавства 83.5 KB
  Вчителями природознавства опановано такі теми: Створення слайдових презентацій у середовищі програми MS Power Point Пошук та завантаження текстової звукової та відеоінформації з Інтернету Створення потокових презентацій відео кліпів у середовищі програми Movie Mker Створення та обробка графічної інформації засобами растрового графічного редактора dobe Photoshop. № п п Термін Тема заняття 1 Вересень Створення слайдових презентацій у середовищі програми MS Power Point. 3 Лютий Створення потокових презентацій відео кліпів у...
54349. Методика вивчення дробових чисел за курсом Математика у 5-6 класах 334 KB
  Організація самостійної діяльності учнів при вивченні дій ззвичайними дробами. ВСТУП Характеристика обовязкових результатів навчальних досягнень при вивченні дробових чисел Основною метою курсу математики 5-6 класів вважається: систематичний розвиток понять числа та вироблення вмінь усно та письмово робити арифметичні операції над числами формувати вміння переводити практичні задачі на мову математики підготовка учнів до вивчення курсів Алгебра€ та Геометрія€. Форми організації усного рахунку Добре розвинені у учнів навики усної...
54350. Методика организации инновационной деятельности в школе 142.5 KB
  Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности интерес к результату деятельности стремление к саморазвитию развитию какихлибо своих качеств способностей. Мотив придает смысл деятельности для человека. Проведение диагностики: Изучение мотивов трудового поведения Ваш творческий потенциал Личностные ориентации педагога Готовность педагога к работе в инновационном режиме наблюдения за работой учителя индивидуальные собеседования дали возможность заинтересовать 76 педагогов нашей школы в участии в инновационной...
54351. Методика створення ігрових зон для першокласників 225.5 KB
  Сюжети ігор дуже різноманітні й відображають реальні умови життя дитини. Народна педагогіка виділяє дві основні групи ігор. Дидактичні гри різновид ігор за правилами. Успіх дидактичних ігор значною мірою залежить від правильного використання в них ігрового обладнання іграшок геометричних фігур природного матеріалу шишок плодів насіння листків тощо.
54352. Вибір учительських методик відповідно до індивідуальних стилів навчання молодших школярів 159 KB
  Ось декілька методів читання які допомагають організувати ефективну роботу учніввізуалів з друкованими текстами. Вчитель розбиває текст на короткі частини об’єднує учнів у пари і дає чіткі пояснення що вони повинні будуть робити. Навчання учніваудіалів Ученьаудіал сприймає світ через призму звуків.
54353. Методика розробки гри-подорожі для молодших школярів у навчальному закладі, як ефективна традиційна форма виховної роботи 106.5 KB
  Місце проведення: ЦДЮТ Дзержинського району Мета: Ознайомити учасників із особливостями форм організації довгострокової гриподорожі для молодшої ланки школярів та сформувати навички проектування їх окремих різновидів. Завдання: Надати учасникам інформацію про різновиди гри –подорожі молодших школярів; Сформувати в учасників навички проектування довгострокової гриподорожі; Показати шляхи практичного застосування отриманої інформації. План...
54354. Методика організації лекційно-семінарських залікових занять в системі особистісного зорієнтованого навчання 82.5 KB
  Щоб учень міг успішно освоїти ці етапи діяльності вчитель повинен перш за все підвищити ефективність і результативність уроку. Не завжди виправдовується поділ навчальної теми і вивчення її по частинах на окремих уроках. Помилка в тому що ми хочемо одержати від своєї роботи миттєвий результат: дали сьогодні урок пояснили новий матеріал а наступного дня вже проводимо опитування перевіряючи як засвоєно нове. Саме тому досвід показує що доцільно планувати і проводити уроки в системі з багаторазовою проробкою учнями всієї теми...