6488

Хедлайны новостных материалов сетевой ленты slon.ru

Научная статья

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Хедлайны новостных материалов сетевой ленты slon.ru В последние годы наблюдается тенденция стремительного развития интернет-коммуникации, которая вовлекает все большее число пользователей. Интернет-пространство, в котором информация быстро теряет ак...

Русский

2013-01-04

32.48 KB

16 чел.

Хедлайны новостных материалов сетевой ленты slon.ru

В последние годы наблюдается тенденция стремительного развития интернет-коммуникации, которая вовлекает все большее число пользователей. Интернет-пространство, в котором информация быстро теряет актуальность, требует иных подходов к  внутренней организации потока информации.  Исследователей интересуют  особенности организации материалов сетевых новостных лент.  К одной из таких  проблем  О.Р. Лащук относит изучение структуры новостного сообщения в сетевой ленте.

Исследование О.Р. Лащук посвящено изучению композиции новостного сообщения, в котором есть три компонента: хедлайн, лид и корпус. В хедлайне сообщается главная новость, из-за которой, собственно, и публикуется материал; в лиде – важные аспекты этой новости, в корпусе – менее значительные факты, сравнения, комментарии и т.д.

В нашей работе мы более подробно остановимся на рассмотрении только одного компонента – хедлайна. По мнению О.Р. Лащук,  хедлайн – это заголовок, который характеризуется более высокой степенью информационной насыщенности. Хедлайн выделяет   важнейшие  элементы текста и служит ориентиром в пространстве сетевой новостной ленты.

   Стиль хедлайнов во многом определяет «лицо» веб-издания, так как  является изложением в самой краткой форме главной (или единственной) новости сообщения (около 50 % от всей информации новости).    Материалом нашего исследования послужили хедлайны, взятые из материалов новостной ленты Slon.ru (всего 100 примеров).

Опираясь на классификацию принципов организации новости М. Шостак, нами были выделены  типы хедлайнов:

1. Повествовательный хедлайн составляет в нашем материале 23%. Например, «Путин дал первое постинагурационное интервью Russia Today» (07.05.2011, 18:40. Автор: Николай Дзись-Войнаровский).

2. Хедлайн-резюме носит  комментирующий характер. В изученных нами материалах новостной сетевой ленты Slon.ru подобного рода хедлайны встречались в 21% случаев. Не редкость резюме с ироничной «оговоркой». Например, «Почему «милый» капитализм наступил только в Скандинавии?» (05.05.2011, 13:56. Автор: Екатерина Метелица); «График дня: почему сентябрь – худший месяц для фондового рынка»(07.05.2011, 17:16. Автор: Константин Симонов).

3. Игровой хедлайн, основанный на игре слов (18 % от исследуемого материала), например, «Суд коллектору не товарищ» (05.05.2011, 18:45. Автор: Тоня Самсонова).

4.  Хедлайн-парадокс свойственен стилю Slon.ru, так как пробуждает любопытство, шокирует читателя, а иногда искусственно усиливает содержательную значимость (14% от исследуемого материала), например,  «Дезодорант извинился перед принцем Гарри» (05.05.2011, 15:13. Автор: Роман Доброхотов).  

5. Эффективен и очень распространен заголовок-цитата (11 % от исследуемого материала), где возможно прямое цитирование, например, «Новый гендиректор РБК: «Через три года РБК будет стоить миллиард долларов» (17.04.2011, 19:55. Автор: Роман Доброхотов).

6. Хедлайн-констатация  состоит из двух-трех предложений и  содержится в 8% сообщений, например, «Китайцы на постсоветском пространстве. Куда они вкладывают деньги?»(07.05.2011, 18:40. Автор: Николай Дзись-Войнаровский).

7. Хедлайн-оним, который содержит имена, упоминание участников события, непосредственно актуализирующих информацию (5% от исследуемого материала). Например, «Майк Верду покинет Zynga ради собственного стартапа» (07.05.2011, 16:53. Автор: Иван Ниненко).

Достаточно распространенным стало употребление заимствований и аббревиатур в хедлайне, например, «Надоело летать? Копите мили РЖД» (30.08.2012, 20:00. Автор: Татьяна Алешкина).

Анализ хедлайнов показал, что большинство из них обладает рекламной функцией, направленной на привлечение внимания аудитории. Обычно для этого используются  тропы. В исследуемом материале нами были выявлены такие экспрессивно окрашенные конструкции:

1. Эпитет (26 % от исследуемого материала) – простейшая форма тропа, слово, определяющее какое-нибудь свойство или качество предмета, понятия или явления, это – определение, создающее образ. Например, «Краденные японцы в обмен на продовольствие» (07.05.2011, 11:37. Автор: Арташес Газарян). «Кривые выборы губернаторов или политические контрреформы Медведева» (11.04.2011, 12:21. Автор: Николай Петров).

2. Ирония (26 % от исследуемого материала), (от греч. eironea – «скрытая насмешка») – троп, состоящий в употреблении слова в противоположном значении. Например, «У какого фонда пенсионеры богаче» (06.05.2011, 19:22. Автор: Вера Кичанова); «Почему для Путина ипотека дорогая, а для банков – нет» (06.05.2011, 20:33. Автор: Петр Биргер).

3.  Аллегория (18 % от исследуемого материала) – воплощение какой-либо отвлеченной идеи в конкретных образах. Аллегория изображает одно, а подразумевает другое. Например, «Суд коллектору не товарищ» (05.05.2011, 18:45. Автор: Тоня Самсонова).

4. Метонимия (15 % от исследуемого материала) – это замена одного названия другим, при этом эти названия тесно связаны друг с другом в нашем сознании. Метонимия – это еще один способ употребления слова в переносном значении для создания более ярких, сжатых образов. Например, «Виновные в белых халатах» (17.04.2011, 13:55. Автор: Павел Воробьев).

5.  Метафора (10 % от исследуемого материала), (от греч. metaphora – «перенесение») – выражение или слово, употребленное в переносном значении для создания образной характеристики, основанной на сходстве предметов. Например, «Economist: если Обаму переизберут, он может стать «самой хромой уткой»» (06.05.2011, 09:12. Автор: Злата Онуфриева).

6. Гипербола (9 % от исследуемого материала) – чрезмерное преувеличение каких-либо свойств изображаемого предмета с целью усиления впечатления. Например, «Как по капле выдавливать из себя… начальника» (06.05.2011, 18:57. Автор: Владимир Чесноков); «45 рублей за доллар?» (07.05.2011, 09:44. Автор: Марина Семко).

7. Сравнение (8 % от исследуемого материала) – это образное выражение, в основе которого лежит сопоставление каких-либо двух объектов. Сравнить – это значит обнаружить общий признак у двух предметов, поэтому обычно сравнение состоит из двух объектов: один объект сравнивают с другим. Например, «Война как лекарство от экономической депрессии» (06.05.2011, 09:12. Автор: Злата Онуфриева); «С начала года рубль потерял 10%. Как и другие валюты» (07.05.2011, 11:11. Автор: Александр Голиков); «Мировой финцентр как плавательный бассейн» (10.04.2011, 15:47. Автор: Елена Тофанюк). Сравнения делают хедлайн ярче, богаче, выразительнее, придают ему оригинальность, образность.

8. Литота (8 % от исследуемого материала) – в противоположность гиперболе это чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета. Например, «Автомобиль Volvo за 300 000 руб., холодильник за 40 рублей и кондиционер за 154 рубля» (06.05.2011, 21:39. Автор: Сергей Пятенко).

Проведенное исследование показало, что хедлайны обладают особой структурой, в них используются разнообразные языковые средства, с помощью которых можно сжато, но полно изложить содержание новостного сообщения, они помогают создать короткие, надолго запоминающиеся тексты. Отличительной особенностью хедлайнов  является использование экспрессивно окрашенных конструкций: эпитетов, метафор, метонимий, аллегорий, иронии, сравнений и других стилистических приемов.

Таким образом, хедлайны подчинены особым синтаксическим и грамматическим правилам, которые успешно используются журналистами Slon.ru при освещении важных российских и международных событий для воздействия на читателя, для активного привлечения его внимания к данным темам.

Примечание 1.

Информация о хедлайне, лиде и корпусе взята из книги Лащук О.Р. «Редактирование информационных сообщений».

Примечание 2.

Сайт Slon.ru был запущен в мае 2009 года. Генеральным директором с марта 2011-го года является бывший главный редактор Forbes Кашулинский Максим Владимирович. В 2010-м Slon получил премию РОТОР как лучший информационный сайт года.

Список использованной литературы:

1) Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений [Текст]/ О.Р. Лащук. М.: Аспект Пресс, 2004. – 159с.

2) Шостак, М. Сочиняем заголовок [Текст] / М. Шостак //Журналист, 1998. № 3.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67274. Маркетинг и общество 32.63 KB
  Маркетинг одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка таких как розничные торговцы работники рекламы исследователи маркетинга заведующие производством новых и марочных товаров и т. По определению основоположника теории маркетинга американского ученого...
67275. Моделирование случайных воздействий 302 KB
  В моделировании систем методами имитационного моделирования, существенное внимание уделяется учету случайных факторов и воздействий на систему. Для их формализации используются случайные события, дискретные и непрерывные величины, векторы, процессы.
67276. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ 124.5 KB
  Можно сказать что в истории и социологии есть много общих точек соприкосновения. Ядов дает такое определение предмета социологии l: Социология это наука о становлении развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем социальных структур и институтов.
67277. Характеристики качества программных средств 275.5 KB
  Основные факторы определяющие качество сложных программных средств Общее представление о качестве ПС международным стандартом ISO 9126:14:2002 рекомендуется описывать тремя взаимодействующими и взаимозависимыми метриками характеристик качества отражающими: внутреннее качество проявляющееся в процессе разработки...
67278. Художественная культура 17-18 веков 46 KB
  Общие характерные черты – 1) выделение мира искусства в относительно автономную сферу; 2) теоретическое осознание его качественного единства. Этот процесс начался в период Ренессанса. Уже тогда художественно-творческая деятельность начала постепенно вычленяться из массы цехового ремесла.
67279. ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯ ТРАВМА. ТРАВМЫ ПОЗВОНОЧНИКА. ПОВРЕЖДЕНИЯ ГРУДИ И ЖИВОТА. ОПЕРАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПЕРЕЛОМОВ 159 KB
  Черепно-мозговая травма ЧМТ травма мозга нередко сочетающаяся с повреждением внутричерепных сосудов и костей черепа. Выделяют три основные формы ЧМТ: Сотрясение головного мозга Ушиб головного мозга Сдавление головного мозга Под сотрясением головного мозга понимают легкую форму...
67280. Перевантаження оператора «[]» 49 KB
  На додаток до традиційних перевантажених операторів мова програмування C++ дає змогу перевантажувати і оператор індексації елементів масиву "[]". У мові програмування C++ (з погляду механізму перевантаження) оператор "[]" вважається бінарним.
67281. Экспертиза и контроль экологичности и безопасности 23.01 KB
  Нормативные показатели являются основой для проведения экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза проводится общественными организациями объединениями основным направлением деятельности которых является охрана окружающей природной среды в том числе проведение экологической...
67282. Буддизм. Джайнизм. Сикхизм 33.5 KB
  Одной из самых старейших дхармических религий является индуизм – это национальная религия Индии. Индус приверженец индуизма а индиец гражданин Индии вне зависимости от его этнической религиозной или другой принадлежности поэтому не все жители Индии индусы.