6488

Хедлайны новостных материалов сетевой ленты slon.ru

Научная статья

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Хедлайны новостных материалов сетевой ленты slon.ru В последние годы наблюдается тенденция стремительного развития интернет-коммуникации, которая вовлекает все большее число пользователей. Интернет-пространство, в котором информация быстро теряет ак...

Русский

2013-01-04

32.48 KB

16 чел.

Хедлайны новостных материалов сетевой ленты slon.ru

В последние годы наблюдается тенденция стремительного развития интернет-коммуникации, которая вовлекает все большее число пользователей. Интернет-пространство, в котором информация быстро теряет актуальность, требует иных подходов к  внутренней организации потока информации.  Исследователей интересуют  особенности организации материалов сетевых новостных лент.  К одной из таких  проблем  О.Р. Лащук относит изучение структуры новостного сообщения в сетевой ленте.

Исследование О.Р. Лащук посвящено изучению композиции новостного сообщения, в котором есть три компонента: хедлайн, лид и корпус. В хедлайне сообщается главная новость, из-за которой, собственно, и публикуется материал; в лиде – важные аспекты этой новости, в корпусе – менее значительные факты, сравнения, комментарии и т.д.

В нашей работе мы более подробно остановимся на рассмотрении только одного компонента – хедлайна. По мнению О.Р. Лащук,  хедлайн – это заголовок, который характеризуется более высокой степенью информационной насыщенности. Хедлайн выделяет   важнейшие  элементы текста и служит ориентиром в пространстве сетевой новостной ленты.

   Стиль хедлайнов во многом определяет «лицо» веб-издания, так как  является изложением в самой краткой форме главной (или единственной) новости сообщения (около 50 % от всей информации новости).    Материалом нашего исследования послужили хедлайны, взятые из материалов новостной ленты Slon.ru (всего 100 примеров).

Опираясь на классификацию принципов организации новости М. Шостак, нами были выделены  типы хедлайнов:

1. Повествовательный хедлайн составляет в нашем материале 23%. Например, «Путин дал первое постинагурационное интервью Russia Today» (07.05.2011, 18:40. Автор: Николай Дзись-Войнаровский).

2. Хедлайн-резюме носит  комментирующий характер. В изученных нами материалах новостной сетевой ленты Slon.ru подобного рода хедлайны встречались в 21% случаев. Не редкость резюме с ироничной «оговоркой». Например, «Почему «милый» капитализм наступил только в Скандинавии?» (05.05.2011, 13:56. Автор: Екатерина Метелица); «График дня: почему сентябрь – худший месяц для фондового рынка»(07.05.2011, 17:16. Автор: Константин Симонов).

3. Игровой хедлайн, основанный на игре слов (18 % от исследуемого материала), например, «Суд коллектору не товарищ» (05.05.2011, 18:45. Автор: Тоня Самсонова).

4.  Хедлайн-парадокс свойственен стилю Slon.ru, так как пробуждает любопытство, шокирует читателя, а иногда искусственно усиливает содержательную значимость (14% от исследуемого материала), например,  «Дезодорант извинился перед принцем Гарри» (05.05.2011, 15:13. Автор: Роман Доброхотов).  

5. Эффективен и очень распространен заголовок-цитата (11 % от исследуемого материала), где возможно прямое цитирование, например, «Новый гендиректор РБК: «Через три года РБК будет стоить миллиард долларов» (17.04.2011, 19:55. Автор: Роман Доброхотов).

6. Хедлайн-констатация  состоит из двух-трех предложений и  содержится в 8% сообщений, например, «Китайцы на постсоветском пространстве. Куда они вкладывают деньги?»(07.05.2011, 18:40. Автор: Николай Дзись-Войнаровский).

7. Хедлайн-оним, который содержит имена, упоминание участников события, непосредственно актуализирующих информацию (5% от исследуемого материала). Например, «Майк Верду покинет Zynga ради собственного стартапа» (07.05.2011, 16:53. Автор: Иван Ниненко).

Достаточно распространенным стало употребление заимствований и аббревиатур в хедлайне, например, «Надоело летать? Копите мили РЖД» (30.08.2012, 20:00. Автор: Татьяна Алешкина).

Анализ хедлайнов показал, что большинство из них обладает рекламной функцией, направленной на привлечение внимания аудитории. Обычно для этого используются  тропы. В исследуемом материале нами были выявлены такие экспрессивно окрашенные конструкции:

1. Эпитет (26 % от исследуемого материала) – простейшая форма тропа, слово, определяющее какое-нибудь свойство или качество предмета, понятия или явления, это – определение, создающее образ. Например, «Краденные японцы в обмен на продовольствие» (07.05.2011, 11:37. Автор: Арташес Газарян). «Кривые выборы губернаторов или политические контрреформы Медведева» (11.04.2011, 12:21. Автор: Николай Петров).

2. Ирония (26 % от исследуемого материала), (от греч. eironea – «скрытая насмешка») – троп, состоящий в употреблении слова в противоположном значении. Например, «У какого фонда пенсионеры богаче» (06.05.2011, 19:22. Автор: Вера Кичанова); «Почему для Путина ипотека дорогая, а для банков – нет» (06.05.2011, 20:33. Автор: Петр Биргер).

3.  Аллегория (18 % от исследуемого материала) – воплощение какой-либо отвлеченной идеи в конкретных образах. Аллегория изображает одно, а подразумевает другое. Например, «Суд коллектору не товарищ» (05.05.2011, 18:45. Автор: Тоня Самсонова).

4. Метонимия (15 % от исследуемого материала) – это замена одного названия другим, при этом эти названия тесно связаны друг с другом в нашем сознании. Метонимия – это еще один способ употребления слова в переносном значении для создания более ярких, сжатых образов. Например, «Виновные в белых халатах» (17.04.2011, 13:55. Автор: Павел Воробьев).

5.  Метафора (10 % от исследуемого материала), (от греч. metaphora – «перенесение») – выражение или слово, употребленное в переносном значении для создания образной характеристики, основанной на сходстве предметов. Например, «Economist: если Обаму переизберут, он может стать «самой хромой уткой»» (06.05.2011, 09:12. Автор: Злата Онуфриева).

6. Гипербола (9 % от исследуемого материала) – чрезмерное преувеличение каких-либо свойств изображаемого предмета с целью усиления впечатления. Например, «Как по капле выдавливать из себя… начальника» (06.05.2011, 18:57. Автор: Владимир Чесноков); «45 рублей за доллар?» (07.05.2011, 09:44. Автор: Марина Семко).

7. Сравнение (8 % от исследуемого материала) – это образное выражение, в основе которого лежит сопоставление каких-либо двух объектов. Сравнить – это значит обнаружить общий признак у двух предметов, поэтому обычно сравнение состоит из двух объектов: один объект сравнивают с другим. Например, «Война как лекарство от экономической депрессии» (06.05.2011, 09:12. Автор: Злата Онуфриева); «С начала года рубль потерял 10%. Как и другие валюты» (07.05.2011, 11:11. Автор: Александр Голиков); «Мировой финцентр как плавательный бассейн» (10.04.2011, 15:47. Автор: Елена Тофанюк). Сравнения делают хедлайн ярче, богаче, выразительнее, придают ему оригинальность, образность.

8. Литота (8 % от исследуемого материала) – в противоположность гиперболе это чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета. Например, «Автомобиль Volvo за 300 000 руб., холодильник за 40 рублей и кондиционер за 154 рубля» (06.05.2011, 21:39. Автор: Сергей Пятенко).

Проведенное исследование показало, что хедлайны обладают особой структурой, в них используются разнообразные языковые средства, с помощью которых можно сжато, но полно изложить содержание новостного сообщения, они помогают создать короткие, надолго запоминающиеся тексты. Отличительной особенностью хедлайнов  является использование экспрессивно окрашенных конструкций: эпитетов, метафор, метонимий, аллегорий, иронии, сравнений и других стилистических приемов.

Таким образом, хедлайны подчинены особым синтаксическим и грамматическим правилам, которые успешно используются журналистами Slon.ru при освещении важных российских и международных событий для воздействия на читателя, для активного привлечения его внимания к данным темам.

Примечание 1.

Информация о хедлайне, лиде и корпусе взята из книги Лащук О.Р. «Редактирование информационных сообщений».

Примечание 2.

Сайт Slon.ru был запущен в мае 2009 года. Генеральным директором с марта 2011-го года является бывший главный редактор Forbes Кашулинский Максим Владимирович. В 2010-м Slon получил премию РОТОР как лучший информационный сайт года.

Список использованной литературы:

1) Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений [Текст]/ О.Р. Лащук. М.: Аспект Пресс, 2004. – 159с.

2) Шостак, М. Сочиняем заголовок [Текст] / М. Шостак //Журналист, 1998. № 3.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31815. Позиционные игры и метод «Дерево решений» при разработке управленческих решений 34 KB
  Позиционные игры и метод Дерево решений при разработке управленческих решений. Позиционные игры класс бескоалиционных игр в которых принятие игроками решений т. в ходе процесса принятия решений субъект проходит последовательность состояний в каждом из которых ему приходится принимать некоторое частичное решение. Дерево решений это графоаналитический метод позволяющий визуально оценить различные действия различных факторов на выбор УР.
31816. Технология ведения деловых бесед 29 KB
  К числу целей требующих проведения деловой беседы можно отнести вопервых стремление одного собеседника посредством слова оказать определенное влияние на другого человека или группы к действию с тем чтобы изменить существующую деловую ситуацию или деловые отношения другими словами создать новую деловую ситуацию или новые деловые отношения между участниками беседы; вовторых необходимость выработки руководителями соответствующих решений на основании анализа мнений и высказываний сотрудников. В сравнении с другими видами речевой...
31817. Личные качества менеджера, темперамент и психологический тип лица, принимающего решения 34 KB
  Личные качества менеджера темперамент и психологический тип лица принимающего решения. менеджер занимается приемом передачей и обработкой информации необходимой для работы предприятия; руководитель принимает решения которые ложатся в основу работы предприятия. К основным личным качествам современного менеджера можно отнести такие качества как: жажда знаний профессионализм новаторство и творческий подход к работе; упорство уверенность в себе и преданность делу; нестандартное мышление изобретательность инициативность и...
31818. Организация процесса разработки, принятия и выполнения управленческих решений 26 KB
  Фактор виляющие на организацию проц ЛПР: 1Степень структурированности проблемы 2Степень загрузки ЛПР 3Налич инфи 4Степень неопределенности 5Наличие ресв 6Масштабность проц принимаемого решения 7 организационная культура предприятия Особенности разработки запрограммированных и не запрограммированных решений: Алгоритм разрки запрогго решения: 1Распредеелние ресв на разработку решения 2Назаначение ответственных за выполнение УР Алгоритм разрки не запрогго решения: 1Создание временного труд колва по РУР 2Координация проц РУР 3Контроль хода...
31819. Использование власти и личностного влияния в процессе принятия управленческих решений 24 KB
  Управленческие отношения формируются самим рукм в сфере его воздействия в поле его влияния. Формализованные УР ориентируют рукля на жесткие требования а работников на подчинение этим требованиям. Персонализированные ориентируют руководителя на мягкие требования а работников на самостоятельное решение проблем. Виды: 1Атхократические подчиняются силе воли рукля 2Технократические рабки подчиняются производственному проц 3Бюрократические подчиняются организационному порядку в ущерб делу Персонализированные упре отношения:...
31820. Современные программные средства, используемые для поддержки принятия решений 24 KB
  Продукт SS Wrehouse dministrtor позволяет реализовать хранилища данных на верхнем уровне и SS OLP ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ В РЕЖИМЕ реального времени. Продукт Orcle Wrehouse Builder OWB средства для проектирования и развертывания хранилищ данных витрин данных и приложений по деловому интеллекту в Интернет. Система Business Objects предназначен для создания самых сложных консолидирующих упрх и аналитических отчетов на основе накопленных в организации разнородных данных рассылки этих отчетов корпоративным сервером. Система...
31821. Понятие и классификация автоматизированных информационных систем в управлении 28.5 KB
  Автоматизированная информационная система АИС совокупность программноаппаратных средств предназначенных для автоматизации деятельности связанной с хранением передачей и обработкой информации. АИС являются с одной стороны разновидностью информационных систем ИС с другой автоматизированных систем АС вследствие чего их часто называют ИС или АС. В АИС за хранение информации отвечают: на физическом уровне встроенные устройства памяти RM внешние накопители дисковые массивы на программном уровне файловая система ОС СУБД...
31822. Реформа армии Петра I 595 KB
  Для приверженцев первой точки зрения в военной историографии характерна уверенность в том, что военное дело в допетровской России было безнадежно отсталым, устаревшим и к моменту воцарения Петра I находилось в состоянии полного развала и запустения, армия была дезорганизована и небоеспособна
31823. Создание плана озеленения с использованием древесно-кустарниковых и травянистых растений, исключительно имеющих лечебные свойства 150.18 KB
  Фитотерапия с лечебной и профилактической целью использует либо растения в целом либо их отдельные части: корни корневища клубни луковицы листья цветки стебли кору почки ягоды плоды и семена. Цветет в мае плоды созревают в июле августе. Плоды черемухи использовались человеком каменного века о чем свидетельствуют результаты археологических раскопок. Используя их в пищу люди не могли не отметить их специфического вяжущего действия поэтому плоды черемухи можно считать одним из древнейших лекарственных средств.