64880

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК НАУКА

Лекция

Педагогика и дидактика

Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях. Первые попытки осмысления практики воспитания с учётом потребностей общества относятся к эпохе расцвета рабовладельческих государств в средиземноморских странах.

Русский

2014-07-15

753.04 KB

36 чел.

МЧС России

Санкт-Петербургский университет Государственной

противопожарной службы

Лекция по дисциплине 

«Педагогика высшей школы»

СМК-УМК-4.4.2-45-12

Управление документацией

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

психологии и педагогики

полковник внутренней службы

А.В. Шленков

«____» ___________ 2012 г.

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Педагогика высшей школы»

ТЕМА 1: «ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК  НАУКА»

для адъюнктов всех специальностей очной и заочной форм обучения

СМК-УМК-4.4.2-45-12

Рассмотрена и утверждена на

                                                                                   заседании кафедры

психологии и педагогики 

Протокол № _____от «_____»____________20____г.

Должность

Фамилия/ Подпись

Дата

Разработал

Профессор кафедры

Лобжа М.Т.

Проверил

Начальник кафедры

Шленков А.В.

Стр. 1 из 32


I. Учебные цели

1. Ознакомить слушателей с историей возникновения педагогики.

2. Рассмотреть объект, предмет, задачи науки, основные категории.

3. Уяснить связь педагогики с другими науками, роль педагогической науки для развития общества.

II. Воспитательные цели
  1.  Воспитывать у обучаемых стремление к самообразованию. 
III. Расчет учебного времени
Содержание 
и порядок проведения занятия
Время,
мин
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ
ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ
Учебные вопросы
  1.  Педагогика в системе общечеловеческого знания.
  2.  Теории и подходы в педагогической науке.
  3.  Основные категории педагогики. Методология науки.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

10
160

55
50
55
10

IV. Литература

  1.  Практикум по общей педагогике: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.
  2.  Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях. Под ред. И.Н. Шкадова. М. 2006. - 523 с.
  3.  Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебное пособие/ В. В. Краевский. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
  4.  Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2006.544 с.
  5.  Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С.  Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2006. - 720 с.

V. Учебно-материальное обеспечение

  •  Плакаты,
  •  Слайды.


ВВЕДЕНИЕ

Педагогика есть прикладная наука; науки, с которыми она находится в наиболее тесной связи, и законы, которые она должна применять, суть науки о человеке.

П. Ф. Каптерев

Есть две науки, которые все знают: медицина и педагогика. Каждый человек пытается давать простые советы, как лечить и воспитывать, и в то же время нет более сложной проблемы, как решать эти задачи.

Педагогикаслово греческое. Оно состоит из двух понятий: дитя и – веду. Значит, буквальное значение слова «педагогика» – вести детей.

Проблемы обучения и развития детей всегда являлись важнейшими для общества, и именно поэтому предъявляются значительные требования к тем, кто должен решать их профессионально. Если воспитание как особая общественная функция появилось с зарождением человеческого общества, то педагогика в качестве науки оформилась значительно позднее. В России первые научные труды по педагогике появились при Екатерине П.

Любую деятельность, где основу составляет творчество, отнести к искусству или науке однозначно невозможно; даже актеру или художнику, служение которых искусству не вызывает ни у кого сомнений, требуются научные знаний, чтобы профессионально овладеть своим мастерством. Как искусство практическая педагогика неповторима и всегда идентифицируется с конкретным человекомучителем. Неповторимость, индивидуальный стиль каждого педагогаглавное условие успешности его профессиональной деятельности. 


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Вопрос1. Педагогика в системе общечеловеческого знания

Педагогика есть прикладная наука; науки, с которыми она находится в наиболее тесной связи, и законы, которые она должна применять, суть науки о человеке.

П. Ф. Каптерев

Прежде чем решать задачи психолого-педагогической подготовки к профессиональной деятельности, необходимо уяснить исторические и научно-теоретические предпосылки формирования, а также сущность и содержание науки.

Первоначально педагогика появилась в форме практической деятельности. С разделением труда в первобытном обществе возникла потребность в передаче трудового опыта, формирования верности интересам рода, племени и т.д. Тогда и появляется деятельность, называемая ныне педагогической. Однако педагогическая деятельность в то время носит несистемный характер и осуществляется в рамках так называемой "народной педагогики". 

Первые попытки осмысления практики воспитания с учётом потребностей общества относятся к эпохе расцвета рабовладельческих государств в средиземноморских странах. Высказывания о цели, задачах, содержании и средствах воспитания (конечно, только для свободнорождённых) занимали видное место в сочинениях Демокрита, Платона, Аристотеля и др. древнегреческих философов. Эти высказывания не были самостоятельными педагогическими теориями, а являлись компонентами философских систем или проектов организации общества. Для последующего развития педагогической мысли большое значение имели идеи древнегреческих философов об опоре воспитания на принципы этики и психологии, о единстве умственного, нравственного и физического воспитания, о возрастной периодизации развития человека и др. В Древнем Риме возник особый интерес к проблемам организации, содержания и методов обучения в риторских школах. Книга Квинтилиана «О воспитании оратора» явилась по существу первым специальным трудом, где был обобщён опыт обучения, сформулированы требования к учителю и воспитателю, содержались указания на необходимость учёта индивидуальных особенностей детей.

Основные этапы развития педагогики как науки

В зависимости от ее содержания, в развитии педагогики можно выделить несколько самостоятельных этапов.

1-й этап (VI в. до н.э. - XV в.) - формирование эмпирической педагогики (предпедагогики). Именно в это время начинают решаться задачи передачи социального опыта подрастающему поколению в форме его обучения и воспитания. 

Впервые зачатки этого процесса появились в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Ассирия, Вавилон и др.). Подлинного расцвета они достигли в Греции и Риме. Именно в Древней Греции люди, сопровождавшие (водившие) ученика в школу и помогавшие ему в учебе, стали называться "пейдагогес" ("пейда" - ребенок, "гогес" - вести). После некоторой трансформации оно приобрело современное звучание и педагогами стали называть людей, решающих задачи обучения и воспитания.

2-й этап (XV-XVI вв.) - создание теоретических предпосылок педагогической науки.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) вернула в педагогику идеи гуманизма. Это видно из работ итальянских ученых П.Верджерио (1350-1444), Л.Бруни (1370-1444), С.Пикколомини (1405-1464). Целый курс педагогики изложен в шести книгах "О воспитании детей и их хороших нравах" М.Веджио (1406-1458). Идеи гуманизма проповедует немецкий педагог Р.Агрикола (1443-1485). Наиболее ярким представителем французской педагогической мысли этого времени был Ф.Рабле (1494-1553 гг.).

3-й этап (XVII-XIX вв.) - оформление педагогики в самостоятельную науку.

В начале XVII века в развитых для того времени государствах создаются классические школы, дающие среднее, а затем и высшее образование. Обучение и воспитание приобретает системный характер и получает первые теоретические разработки методики обучения и воспитания.

Всемирное признание в рассматриваемый период получает педагогическая деятельность и научные труды многих наших соотечественников. К их числу можно отнести С.Полоцкого, М.В.Ломоносова, Н.И.Новикова, Л.Н.Толстого и многих других. Итоги многих научных исследований были обобщены К.Д.Ушинским (1824-1870) и изложены в его труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1869).

4-й этап (XX век) - педагогика выступает теоретической и практической основой обучения и воспитания людей.

Педагогические воззрения европейских народов в эпоху средневековья испытали сильное влияние христианства, ставшего господствующей религией феодального общества в Европе; все взгляды на воспитание развивались исключительно в рамках христианского богословия. Аналогичное положение было и в др. регионах земного шара, где господствовали иные религиозные идеология (ислам, буддизм).

Стремление к освобождению человеческой мысли от религиозных догматов, возрождение интереса к самому человеку в его повседневной деятельности, характерное для эпохи разложения феодального общества и зарождения капиталистических общественных отношений (14-16 вв.), отразились и на педагогических воззрениях. В различных по жанру сочинениях гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень и др.) выдвигались идеи всестороннего и гармоничного развития духовных и физических сил человека, светского образования на базе усвоения культурного наследия античного мира и достижений бурно развивавшихся в тот период научных знаний.

История педагогики как целостной теории воспитания человека начинается с эпохи первых буржуазных революций в Европе и связана с именем чешского мыслителя Я. А. Коменского, который, обобщив и теоретически осмыслив практику европейского воспитания, создал стройную педагогическую систему. В «Великой дидактике» Коменского рассмотрены основные проблемы обучения и воспитания. Коменский явился основоположником классно-урочной системы обучения. Педагогическая теория Коменского была органичной частью его широкой социально-политической концепции, изложенной в капитальном труде «Общий совет об исправлении дел человеческих», одна из частей которогоПампедия») полностью посвящена педагогическим вопросам. В частности, в ней впервые сформулирована и раскрыта идея непрерывного образования и воспитания человека на протяжении всей жизни, изложены требования к подготовке книг как главного инструмента образования и т. д.

Начиная с эпохи Английской буржуазной революции 17 в. в развитии педагогической мысли можно выделить два основных течения: с одной стороны, продолжала сохранять господствующее положение клерикально-феодальная концепция воспитания, с другойначинает складываться новая, буржуазная трактовка воспитания как средства формирования деятельного человека, подготовки его к жизненной борьбе за собственное благополучие. Яркое выражение новые идеалы воспитания получили в трудах английского философа-просветителя Дж. Локка, выдвинувшего на первый план проблемы нравственного и физического воспитания и явившегося родоначальником утилитаристского подхода к образованию и обучению. Важное значение имела борьба Локка против теории врождённых идей.

В 18 в. теоретическая разработка вопросов воспитания осуществлялась главным образом в рамках Просвещения. Опираясь на учение Локка о природном равенстве людей, передовые французские мыслители (К. А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др.) развивали положение о решающей роли воспитания и среды в формировании личности. Дидро, в частности, одной из основных задач воспитания считал развитие индивидуальности человека. Французскими материалистами обосновывалась и популяризировалась идея реального образования, которое должно было вытеснить так называемую схоластическую образованность. Наибольший вклад в развитие педагогической мысли в 18 в. внёс Ж. Ж. Руссо, явившийся основоположником концепции естественного, свободного воспитания. Руссо предпринял попытку наметить задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей, исходя из особенностей их физического и духовного развития на различных возрастных этапах, выдвинул требование активизировать методы обучения детей. 

Влияние идей Руссо прослеживается в демократических проектах реформы народного образования во Франции в период революции 1789-93, в деятельности немецких филантропистов (И. Б. Базедов, Х. Г. Зальцман, И. Г. Кампе и др.), создавших оригинальные педагогические учреждения интернатного типа и положивших по существу начало теоретической разработке педагогики.

  Педагогическая мысль 18-19 вв. испытала воздействие ряда положений немецкой классической философии (И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель). В разработке же собственно педагогической проблематики важным этапом была деятельность швейцарского педагога-демократа И. Г. Песталоцци, который попытался построить теорию воспитания и обучения на базе данных психологии. Опыт и мысли Песталоцци, касавшиеся развития ребёнка в процессе обучения и воспитания, вопросов трудового обучения, методов первоначального обучения чтению, письму, счёту, географии и др., явились стимулом для развития науки о воспитании в 1-й половине 19 в. Песталоцци был первым теоретиком народной школы.

  В 1-й половине 19 в. немецкий педагог, психолог и философ И. Ф. Гербарт сделал попытку представить педагогику в виде научно обоснованной теории, опирающейся на философию и психологию (первая обосновывает цели воспитания, вторая позволяет отыскать правильные пути достижения этих целей). Ряд положений Гербарта (роль интереса в обучении, воспитывающий характер обучения, структура учебного процесса и др.) был использован в последующем развитии педагогики.

Однако вместе с этим буржуазными педагогами были усвоены и консервативные стороны учения Гербарта, нашедшие выражение в его теории управления детьми, которая по существу приводила к подавлению личности ребёнка с помощью детально разработанной системы ограничений и наказаний.

 Значительный вклад в разработку педагогики вообще и дидактики в особенности внёс немецкий педагог-демократ 19 в. Ф. А. В. Дистервег, который в качестве одного из важнейших принципов воспитания выдвинул принцип культуросообразностиучёта в процессе воспитания всей совокупности данных культуры, истории, экономики, характерных для страны и народа. Этот принцип наряду с идеей природосообразности воспитания (которую обосновывали, трактуя её, правда, различно, Коменский, Руссо, Песталоцци) значительно обогатил педагогику.

В конце 19 в. возникло движение так называемой реформаторской педагогики. Её сторонники выражали интересы различных слоев буржуазии (боровшихся между собой, но единодушно выступавших против пролетариата и его идеологии), но вместе с тем они критиковали схоластическое содержание и догматические методы обучения в школе, подавлявшей личность учащихся.

Представители различных течений реформаторской педагогикинового воспитания», «трудовой школы», «движения за художественное воспитание», «педагогики личности» и др.) выступали за свободное развитие индивидуальности каждого ребёнка, разработку новых организационных форм и методов обучения, изменение содержания школьного образования, усиление воспитательного аспекта деятельности школы. 

Идеи и концепции таких деятелей реформаторской педагогики, как Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Л. Гурлитт, Г. Шаррельман, О. Декроли, М. Монтессори, А. Ферьер и др., господствовали в буржуазной педагогике до середины 20 в., но сохранили в той или иной мере своё влияние и до настоящего времени.

В России в 16-17вв., в противовес христианско-феодальной концепции воспитания как преодоления первородной греховности человека и выработки у него чувства смирения, покорности и религиозности, начинают распространяться гуманистические взгляды на человека (деятели братских школ, Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий и др.), выражавшиеся, правда, часто в понятиях и терминах православного вероучения.

В 18 в. в связи со становлением первой государственной системы школ, закрепленной уставом 1786, русская педагогическая мысль была связана с обоснованием различных вариантов этой системы (Ф. Ф. Салтыков, Феофан Прокопович, В. Н. Татищев и др.). Взгляды на задачи, содержание и методы воспитания и обучения отражали главным образом интересы «просвещённого абсолютизма» и испытали довольно сильное влияние идей французских просветителей, с которыми были хорошо знакомы передовые русские мыслители (И. И. Бецкой, Н. И. Новиков и др.). В конце 18 в. начинает развиваться дидактика, что было связано с необходимостью обеспечить расширявшуюся сеть школ учебниками и учебными пособиями, а учителейрекомендациями по организации и методике обучения (Ф. И. Янкович де Мириево).

До 60-х гг. 19 в. прогрессивные педагогические идеи в России развивались преимущественно в русле революционно-демократической общественной мысли и составляли её органическую часть (А. Н. Радищев, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, А. Н. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев и др.). Внимание революционеров-демократов привлекали вопросы, связанные с выяснением сущности, цели и задач воспитания, с содержанием и методами воспитания и образования и т. д. Целью воспитания они считали подготовку гражданина-патриота с революционно-материалистическим мировоззрением, непримиримого борца с общественным злом, широко образованного и трудолюбивого. 

  Общий подъём освободительного движения, начавшийся с середины 50-х гг. 19 в., вызвал к жизни широкое общественно-педагогическое движение, которое носило антикрепостнический характер. В обсуждении проблем воспитания и подготавливавшейся школьной реформы принимали участие видные учёные, писатели, деятели народного образования (Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Н. Х. Вессель и др.). 

В центре внимания находились вопросы назначения школы, гуманизации воспитания, изменения характера образования и методов обучения и т.п. Развернулась борьба против некритического использования зарубежных педагогических теорий и воспитательных систем, началось движение за создание национальной системы воспитания. Всё это способствовало выделению П. в самостоятельную отрасль научной деятельности, разработке её на профессиональном уровне.

Становление педагогики как науки в России связано с именем К. Д. Ушинского, который, творчески использовав всё положительное, что было достигнуто педагогикой и психологией к середине 19 в., создал стройную психолого-педагогическую концепцию и на её основе теорию воспитания и обучения. 

Ушинский подошёл к пониманию детерминированности воспитания социально-экономическими условиями жизни людей; различение социального формирования человеческой личности и воспитания как целенаправленной деятельности по социальному воспроизводству человекавоспитание в широком и тесном смысле слова», по терминологии Ушинского) позволило ему вычленить предмет педагогики как науки. 

Комплексное рассмотрение проблем человека в свете данных всех наук, изучающих его самого и условия его существования, дало Ушинскому возможность заложить основы педагогической антропологии, которая была для него наукой о воспитании развивающегося человека, то есть собственно педагогикой. 

Исследование этих фундаментальных проблем явилось базой для серьёзно обоснованной теории образования и обучения, на основе которой были созданы лучшие из дореволюционных учебников для народной школы и разрабатывались методы учебно-воспитательной работы. Под влиянием идей Ушинского и при активном участии его последователей в конце 19начале 20 вв. начинают широко разрабатываться как общие проблемы педагогики и дидактика (П. Ф. Каптерев, В. П. Острогорский, В. П. Вахтеров, Н. Ф. Бунаков, И. Н. Ульянов, П. Ф. Лесгафт и др.), так и методики преподавания отдельных учебных предметов (В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, Д. Д. Семёнов и др.).

Педагогические идеи Ушинского оказали влияние на развитие педагогической мысли др. народов России (Я. С. Гогебашвили, И. Я. Яковлев, Г. Агаян, И. Алтынсарин, Р. Эфендиев и др.).

Поворотным пунктом в становлении и развитии подлинно научной педагогики явилось создание К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине 19 в. теории диалектического и исторического материализма. Сформулированное основоположниками научного коммунизма положение о том, что сущность человекаэто совокупность общественных отношений, которые он «переносит» на себя в процессе общественно-практической деятельности, что люди, активно воздействуя на окружающую природу и общественную среду, изменяют тем самым и свою собственную природу, выявило пути и факторы социального формирования личности. В трудах Маркса и Энгельса вскрыт классовый характер воспитания в классовом обществе и в общей форме рассмотрены: содержание и методы формирования всесторонне и гармонически развитого человека; задачи, содержание и методы политехнического образования; формы и методы соединения обучения с производительным трудом; соотношение между семейным и общественным воспитанием и др. 

Основные положения марксистского учения о воспитании были развиты и конкретизированы В.И. Лениным: в социалистическом обществе у подрастающего поколения должно быть сформировано материалистическое мировоззрение, выработаны коммунистические убеждения и высокие нравственные качества. Средствами для достижения этой цели являются широкое научное образование на политехнической основе, связь обучения с производительным трудом, активное участие молодёжи в практике строительства нового общества. Учение Ленина о социалистической культуре, просвещении и коммунистическом воспитании стало основой советской педагогики.

Педагогическая наука в СССР. Великая Октябрьская социалистическая революция создала необходимые предпосылки для претворения в жизнь марксистско-ленинской концепции воспитания. Советская педагогическая наука, руководствуясь учением марксизма-ленинизма о человеке и обществе, главное внимание уделила разработке принципов построения единой трудовой политехнической школы, определению содержания обучения и воспитания в ней, отысканию путей и методов активизации учебно-воспитательной работы, проблемам воспитывающего коллектива (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, П. Н. Лепешинский, А. С. Макаренко и др.).

Разработка теоретических проблем советской П., связанных с выяснением взаимоотношений с др. науками, с определением её предмета, задач и методов и т. п., вызвала необходимость критического пересмотра педагогических концепций и теорий прошлого.

Уже в 20-е гг. Наркомпросом РСФСР были созданы в Москве научно-исследовательские институты методов школьной работы (1922), методов внешкольной работы (1923), научной педагогики при 2-м МГУ (1926), в ЛенинградеИнститут научной педагогики (1924). В 1931 в Москве основан Институт политехнического образования (в 1937 преобразован в Институт средней школы). В 1938 все научно-исследовательские институты педагогического профиля были объединены в Институт школ Наркомпроса РСФСР. Во 2-й половине 20-х гг. педагогические научно-исследовательские учреждения были открыты на Украине (1926), в Белоруссии (1928), в Грузии (1929), в Азербайджане (1931), в 40-50-е гг.- в др. союзных республиках. В 1943 с целью консолидации научно-исследовательские работы в области педагогики учреждена Академия педагогических наук РСФСР, преобразованная в 1966 в Академию педагогических наук СССР.

Становление и развитие советской П. связано с именами таких известных педагогов, как П. П. Блонский, А. П. Пинкевич, Б. П. Есипов, М. А. Данилов, Ш. И. Ганелин, Л. В. Занков, М. Н. Скаткин, И. Т. Огородников, С. Г. Шаповаленко (дидактика), В. А. Сухомлинский, И. Ф. Свадковский, И. А. Каиров, Н. К. Гончаров, Э. И. Моносзон, Н. И. Болдырев (теория и методика воспитания), Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, В. З. Смирнов, Ф. Ф. Королев. Д. О. Лордкипанидзе, И. К. Кадыров, М. М. Мехти-заде, А. А. Курбанов, С. Х. Чавдаров, А. Э. Измайлов, С. Р. Раджабов (история педагогики) и др. За годы Советской власти подготовлены научные издания педагогических сочинений многих выдающихся мыслителей прошлого, внёсших вклад в создание фундамента педагогической науки (Коменского, Дистервега, Локка, Песталоцци, Гербарта, Фурье, Оуэна, Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Ушинского, Лесгафта и др.). Вместе с тем критическому анализу были подвергнуты основные течения в П. эпохи империализма (новое воспитание, трудовая школа, прагматизм, экспериментальная педагогика и др.).

Обобщению и систематизации достижений советской педагогики способствовала подготовка учебников и учебных пособий по П. и истории, а также подготовка справочно-энциклопедических изданийПедагогическая энциклопедия», т. 1-3, 1927-29; «Педагогический словарь», т. 1-2, 1960; «Педагогическая энциклопедия», т. 1-4, 1964-68).

Неоценимый вклад в развитие мировой педагогической мысли внесли наши соотечественники А.С.Макаренко (1888-1939), П.П.Блонский (1884-1941), С.Т.Шацкий (1876-1936), В.А.Сухомлинский (1918-1970). Ими не только продолжено исследование педагогических проблем, но и значительно расширены сферы исследований. В результате этого в 70-е годы появляется целая плеяда педагогов-практиков, названных в последствии педагогами-новаторами. Рассмотрение ими обучаемого (воспитуемого) не в качестве объекта педагогического воздействия, а как субъекта совместной педагогической деятельности сформировало предпосылки для дальнейшей гуманизации педагогических отношений, своеобразной ориентации обучения и воспитания на конкретную личность. В настоящее время это рассматривается как начало отечественных педагогических исследований нового направления, и, следовательно, нового этапа в истории отечественной педагогики.

Все предшествующее развитие педагогики позволило в XX веке сформировать ее как самостоятельную отрасль человеческих знаний. В настоящее время педагогика представляет собой науку о воспитании, обучении, образовании и развитии отдельных людей и коллективов их объединяющих. Ее внутренняя структура состоит из двух компонентов: теории и практики воспитания и теории и практики обучения (дидактики).

Чтобы ответить на вопрос, является ли педагогика наукой, обратимся к энциклопедическому словарю, где указаны признаки науки: 1) возникает из потребностей общества; 2) имеет свой предмет исследования; 3) имеет собственный категориальный аппарат; 4) имеются свои методы исследования; 5) представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы 

Признаки педагогики как науки

Признаки науки

Признаки педагогики

Возникает 

из потребностей общества.

Для того, чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт (культуру) все новым и новым поколениям. Выделилась область наукипедагогика как наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.

Имеет свой предмет исследования.

Имеет свой предмет: воспитание человека как особая функция общества.

Имеет собственный категориальный 

аппарат.

Имеет свой категориальный аппарат: к числу основных понятий (категорий) относятся образование, развитие, воспитание, обучение.

У каждой науки имеются свои методы исследования.

Наряду с использованием психологических и социологических методов в педагогике используются такие методы педагогического исследования, как педагогический эксперимент, учебные тесты, педагогическое наблюдение, опытная работа.

Всякая наука представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы.

Педагогика является наукой в том смысле, что осуществляет поиск наиболее эффективных педагогических систем, конструирует их, выявляет зависимости, при которых наиболее эффективно могут функционировать эти системы.

Объект педагогики

Под объектом педагогики понимается реальность, воспринимаемая через призму накопленных наукой знаний. Мнение об объекте педагогики в научной и учебной литературе неоднозначно. Несомненно, что педагогика изучает человека.

К. Д. Ушинский подчеркивал, что педагогика относится к широкому кругу антропологических наук, изучающих человека. Он писал, что во всех этих науках излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека.

Педагогика имеет свой объект познания и исследования: передача культуры, формирование культурного человека как особая функция общества. При этом, несмотря на аспектное изучение человека различными науками, в том числе и педагогикой, человек должен рассматриваться как целостность, в которой в единстве сочетаются биологическое и социальное.

Изучая человека, педагогика выделяет в человекознании свой собственный аспект. Он связан с деятельностью, направленной на образование человека. Педагогическая наука рассматривает человека как объект своего изучения. В то же время это изучение, прежде всего, направлено на педагогические явления и факты.

Педагогическое явление – это явление, происходящее в процессе взаимодействия педагогов и учащихся и отражающее решение определенных педагогических целей и задач. Оно представляет те стороны реальных процессов, которые мы непосредственно воспринимаем, наблюдаем, описываем, и характеризуется необычайной сложностью, богатыми взаимосвязями и большой динамичностью.

Рассматривая педагогические явления, необходимо иметь в виду, что деятельность педагогов и обучаемых развивается во взаимосвязи и взаимодействии. Любое педагогическое явление обусловлено как особенностями того социума, где оно происходит, так и личностным поведением каждого участника педагогического процесса.

Педагогический фактэто сведения о наблюдаемой педагогической действительности, данные педагогических измерений. Он может не являться непосредственным результатом чувственного восприятия. Педагогическое явление становится научным фактом тогда, когда оно включается в определенную систему научного знания.

Педагогические факты можно выразить по-разному; в словесной форме, в форме логического суждения, в виде сообщения, описывающего определенное явление, в виде статистических данных, свидетельствующих об определенных изменениях в воспитании, развитии и образовании человека. 

Таким образом, объектом педагогики являются процессы обучения, воспитания и развития личности.

Предмет педагогики

Рассматривая предмет педагогики, можно определить, что важной его составляющей является управление процессом развития личности и индивидуальности. 

Предмет педагогики - закономерности обучения, воспитания и развития личности.

Данное определение предмета педагогики предполагает, что педагогика как наука изучает процессы развития и формирования человека во взаимодействии его с социальными институтами общества, процессы, реализующие воспитательные функции. Таким образом, можно говорить и о том, что предметом педагогики является педагогический процесс. Говоря об общем предмете педагогики как науки, мы предполагаем, что у каждого педагогического исследования имеется свой предмет, отражающий то явление, которое изучается педагогом.

Функции педагогики

Функции педагогики как науки – это однородные основные задачи, присущие данной науке, которые определяются ее предметом и основными целями педагогической деятельности.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях;

  •  изучение педагогического опыта и диагностики состояния и результатов педагогических процессов;
  •  выявление устойчивых связей и закономерностей в педагогических явлениях;
  •  прогностическое исследование педагогической деятельности.

Технологическая функция имеет также три уровня реализации:

  •  разработка методических материалов;
  •  внедрение достижений педагогической науки в педагогическую практику;
  •  оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и соответствующая коррекция взаимодействия теории и практики.

Взаимосвязь психологии и педагогики

Важно отметить, что сближение психологии с педагогикой шло в различных направлениях. Считается, что первый проект построения единого отечественного психолого-педагогического знания на принципах естественно-научного подхода к обучению и воспитанию детей предложил П.Ф.Каптерев. С аналогичной позиции исследовал роль мышечной активности в формировании детского ума П.Ф.Лесгафт, которому также принадлежит исследование так называемых «школьных типов».

В начале XX века уже зарождается идея создания специальной комплексной науки о детях - педологии. Применительно к детской психике, наряду с направлением, которое объясняло ее развитие исходя из принципов эволюции биологии, складываются концепции, ориентирующиеся на культурно-исторический подход и ставящие поведение ребенка в зависимость от социальных факторов (Н.Ланге, Т.Рибо, Дж.Мид). В то же время, изучение проблем развития (обучения и воспитания) детей побуждало опираться на объективные показатели строения, функций и развития психики ребенка. 

Глубокое воздействие на изменение облика педагогики также оказали достижения исторической и этнической психологии, изучающей психику народов, стоящих на различных исторических ступенях культурного развития. Вслед за систематизацией этнографических фактов широкое развитие получили сопоставительные экспериментальные исследования восприятия, памяти, мышления у детей и взрослых, живущих в условиях различных культур. 

Реализация этих и многих других подходов привела к формированию специфических психолого-педагогических отраслей в точке соприкосновения интересов психологии и педагогики (например, педагогической психологии). В результате иногда встречаются утверждения, что психология является теоретической основой педагогики. Однако в этом случае реальная грань, разделяющая предметы этих наук, стирается. В то же время она существует. Если психология изучает психические процессы, строго говоря, безотносительно к использованию соответствующих данных в процессах воспитания, то педагогику интересует именно инструментальная сторона. Например, общие закономерности внимания и его развития изучаются психологией, а педагогику интересует его целенаправленное использование в целях обучения и воспитания. Следовательно, она использует установленные психологией факты для исследования своего собственного предмета. Вот почему в английской и американской психолого-педагогической традиции соответствующая проблематика относиться к прикладной части общей, педагогической или социальной психологии.

И все же, несмотря на достаточную самостоятельность психологии и педагогики в практической деятельности результаты их исследований реализуются преимущественно совместно. Это обусловлено рядом причин:

во-первых, в самом общем виде совпадает их объект изучения: личность и коллектив (группа людей);

во-вторых, главной целью обеих наук выступает повышение эффективности обучения (профессиональной подготовки), воспитания и развития человека.

в-третьих, обе науки используют общие категории, опираются на единую методологическую и общенаучную основу.

Следовательно, это две взаимосвязанные, взаимодополняющие науки. При этом психология дает в руки педагога своеобразный инструмент изучения и воздействия на личность и коллектив, который он использует в ходе их обучения, воспитания и развития - процессов, рассматриваемых педагогикой.

Однако включение психологии и педагогики в состав междисциплинарных исследований продуктивно лишь тогда, когда они обогащают их присущими только им понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем в результате контактов с другими науками психология и педагогика сами обогащаются новыми идеями и подходами, развивающими их содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки.

 

Психология и педагогика в системе гуманистических наук

 Современные отечественные психология и педагогика входят в систему гуманитарного знания, поскольку непосредственно обращены к человеку. Но столь же верно утверждать, что они являются частью обществознания, поскольку изучают человека в обществе, группах людей и в условиях межличностного взаимодействия в ходе его обучения, воспитания и развития. Следовательно, эти явления можно рассматривать как специфический процесс социализации личности, что одновременно является предметом социологии.

Непосредственно отношение к психологии и педагогике имеет философия. Во-первых, эпистемология (теория познания) составляет наиболее общую методологическую основу психолого-педагогических исследований. При этом различные философские направления в существенной мере по-разному «видят» процесс познания вообще и соответственно процесс научного исследования. А это уже определяет как приоритеты исследования, так и его методику. Во-вторых, такие традиционно философские человековедческие вопросы, как отношение материи и духа, цель и смысл жизни человека определяют  практическое решение собственно психолого-педагогических задач (цели образования, его содержание и др.). В результате со второй половины XX века стали активно развиваться некоторые отрасли философского и социологического знания, тесно связанные с психологической и педагогической проблематикой: философия психологии, философия образования, социальная психология, социология образования и др.

Весьма существенное значение для психологии и педагогики имеет и этика. Выводя нормы нравственности из жизненной практики и различных философских систем, формулируя их в виде моральных норм, она, однако, не занимается вопросом о том, как индивид или общество присваивает эти нормы и соответствующие образцы поведения. Этим занимается психология и педагогика, выстраивая направления воспитания и разрабатывая его методы. Подобным образом можно представить взаимодействие психологии и педагогики с эстетикой, в результате которого становится возможным разработка теории и создание действенной системы художественного воспитания. Психология и педагогика также устанавливают свои формы связи и с некоторыми естественными науками, изучающими человека как биологическое существо (анатомия, физиология, гигиена и др.).

Логика во многом определяет структуру психологических и педагогических исследований, содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, а также способы развития мышления в рамках образовательного процесса. Конечно, это также является задачей психологии и педагогики в пределах своего собственного предмета, но логические схемы, фигуры, законы являются необходимой (хотя и недостаточной) основой, если используется аппарат одной науки для решения прикладных задач другой. 

Неоспоримы связи психологии и педагогики с различными разделами математики и кибернетики (теория вероятности, математическая статистика, теория автоматов и др.). Они важны для решения на современном научном уровне психолого-педагогических проблем с использованием аппарата этих наук (например,  моделирования и алгоритмизации). 

Таким образом, психология и педагогика используют теоретические построения, конкретные данные и научный аппарат названных и многих других наук для решения своих задач. Однако в связи с этим возникает проблема единого научного основания. Она решается на основе опоры на общие научные позиции.

 

Вопрос2. Теории и подходы в педагогической науке

Как и в психологии, в педагогике к настоящему времени сформировался достаточно широкий спектр теорий и подходов. 

В фундаменте педагогических теорий лежат идеи о природе человека, его воспитуемости, обучаемости, созревании, росте, развитии, а также о природе различных групп людей. Эти фундаментальные знания о человеке и обществе являются основанием для решения вопроса о природе воспитания, обучения, образования. Наконец, из знаний о природе воспитательных и образовательных процессов формируются утверждения о природе педагогического знания. В зависимости от способа решения этих проблем в педагогике различаются несколько относительно самостоятельных и с разным уровнем распространенности педагогических теорий, которые можно условно объединить в несколько групп.

Опытным путем в течение многих веков были накоплены средства и приемы воспитания и обучения, которые сохранились в народной педагогике и позднее частично вошли в научную. Вершиной педагогического искусства в древнем мире считается деятельность Конфуция и Сократа.

Структуралистские теории восходят к идеям Пифагора, который считал гармонию одним из основных начал всего существующего и распространил это представление на человека. В современном виде они разработаны представителями гештальтпсихологии, Ж.Пиаже, Н.Хомским и их последователями. В их основе лежит категория опыта, обладающего свойствами структурированной целостности. Образование и воспитание выступают обязательным условием приобретения такого опыта. 

Сенсуалистские теории зародились в Европе (Аристотель, Квинтилиан) и исходят из того факта, что способность к образованию дана человеку от рождения. Однако дать образование может не всякий, а только тот, кто знаком с необходимыми для этого приемами, а также с условиями психической жизни питомца. Школьное воспитание следует предпочитать семейному, т.к. только в школе могут развиваться социальные чувства. Кроме того, уже Аристотель различал физическое, нравственное и умственное воспитание в связи с чем указывал на образовательное значение грамматики, риторики, диалектики, математики, графики (рисования) и политики (в современной системе знаний - политология и социология).

Томистский подход в воззрениях Фомы Аквинского синтезировал разум и веру, философию и теологию, деятельность и созерцание. Для него важнейшим субъектом педагогического процесса являлся учащийся, цель которого в обретении способности к самообразованию. Интеллектуально независимый, он должен сам управлять своими исследованиями и открытиями. Однако и современная римская католическая церковь чаще всего ставит учащегося под жесткое руководство учителя.

Гуманистические теории имеют в своей основе воспитательные идеалы древности. Воспитать человека для жизни в обществе, человека со здоровым духом и телом - такова ее главная задача. Многие гуманисты того времени первостепенное значение придавали устройству школьного обучения и воспитания. Ряд их ценных трудов был посвящен воспитанию принцев и княжеских детей. В начале XX века гуманистическая педагогика пережила новый взлет. В современной педагогике гуманистический подход опирается на идеи психологов А. Маслоу, К. Роджерса и учеников их школы.

Основы апперцептивных теорий изложены в трудах Дж.Локка, развиты И.Гербартом и экспериментально обоснованы Ж.Пиаже. Обучение базируется на ассоциации новых идей и имеющихся элементов опыта человека. Это предполагает как интеллектуальное лидерство учителя, так и спонтанную творческую активность учеников.

Бихевиористская теория представлена трудами Б.Ф.Скиннера, в которых подчеркивается возможность и необходимость управления социально позитивным поведением человека с помощью научно организованного педагогического процесса. Отсюда - программированное обучение и операционально определяемая систематизация целей педагогического процесса.

Педоцентристский подход базируется на идеях Сократа, который считал, что добродетель есть знание и что ей, поэтому, можно и нужно учиться. Для этого он создал особый метод преподавания, носящий и ныне его имя, предполагающий «наведение» педагогом обучаемого на необходимую мысль. В связи с этим, основными функциями учителя становятся консультирование и помощь в саморазвитии человека.

Когнитивные теории обучения (проблемное обучение) изложены в трудах Ж.Пиаже и его последователей. Они предусматривают формирование у обучаемых интереса к новому знанию, подачу учебного материала, формулирование гипотезы, отбор необходимых идей (понятий) для ее подтверждения и объяснения. Такой алгоритм развивает интеллектуальную сферу учеников. В Российской Федерации технологии проблемного обучения разрабатывают М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер и их последователи.

Экзистенциалистский подход представлен моделями педагогического процесса С.Кьеркегора, М.Бубера, Н.И.Пирогова и др., основанными на понимании процесса выбора и принятия человеком решения. Для его самоопределения как неповторимой личности необходимо установление отношений растущего человека с другими "Я" и с "Ты" (Богом). Сторонники подхода считают, что главное в педагогическом процессе - диалог личности с миром, в ходе которого вырастает и укрепляется ее ответственность за себя и за мир. 

Анализ основных отечественных педагогических теорий показывает, что рассмотренные подходы в той или иной степени нашли отражение в каждой из них. В то же время их научные результаты реализуются в различных отраслях педагогики. При этом выделяются отрасли (разделы) педагогики  по отдельным аспектам педагогического исследования и педагогического процесса. 

Отрасли педагогики

Общая педагогика исследует общие закономерности образования и средства решения педагогических задач. В курс общей педагогики входят;

  •  педагогика индивидуальности изучает человека, индивидуальность, его основные сферы (интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, предметно-практическую, саморегуляции и экзистенциальную), закономерности, принципы, формы и методы их развития;
  •  педагогика личности исследует личность и общество, человека как главную ценность общества, познание, труд, отечество, красоту, моральные и материальные ценности, целостный педагогический процесс как фактор формирования личности;
  •  интерсоциальная педагогика изучает человечество, природу, планету, экологическую культуру, гражданское отношение к историческим, духовным и материальным памятникам культуры, личное отношение к таким последствиям деятельности человека, как межнациональные конфликты, войны, милитаризация, аварии, катастрофы; формирование интерсоциальных качеств, основанных на общечеловеческих ценностях – правах человека; достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека.

Педагогика школы имеет своим предметом изучения педагогические теории, системы, технологии: человек треть своей жизни проводит в школе (от яслей до вуза), поэтому здесь делается акцент не только на формировании знаний (основ наук и профессиональных), но и на обучении навыкам межличностного и делового общения, самопознания, азбуке эмоций и других психических состояний, выработке жизненной философии, системы ценностей.

Возрастная педагогика – наука, изучающая закономерности воспитательно-образовательной работы с детьми преддошкольного, дошкольного и школьного возрастов и создающая программы осуществления этой работы, прежде всего, в условиях учебно-воспитательных учреждений.

Социальная педагогика – это наука о подготовке человека к взаимодействию с различными соц. институтами и социальной средой в целом.

Отраслевая педагогика включает изучение проблем профессионального образования. Предметом отраслевой педагогики является изучение закономерностей специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, юридической и пр.) в различных условиях.

Коррекционная педагогика включает лечебную педагогику (направленную на сохранение здоровья детей, их лечение и реабилитацию), дефектологию (работа с детьми, имеющими задержки в психическом развитии), сурдопедагогику (работа со слабослышащими детьми), тифлопедагогику (работа со слабовидящими и незрячими детьми), логопедию (работа по исправлению дефектов речи). Предметом изучения здесь являются специальные педагогические воздействия на больных детей.

Сравнительная педагогика. Ее предмет – педагогическая теория и практика зарубежных стран, возможности использования зарубежного опыта в отечественной педагогике.

История педагогики и образования рассматривает вопросы исторического развития педагогической науки и практики.

Частные методики преподавания отдельных предметов (частные дидактики) изучают проблемы преподавания учебных предметов в школе.

Начинают все отчетливее выступать и оформляться педагогика взрослых (акмеология), теория обучения взрослых (андрагогика). Сегодня начинает завоевывать свое право на существование педагогика старости (герогогика).

Разделы педагогики

Философия образования – раздел педагогической науки, изучающий роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их реализации.

Теория и методика воспитания – раздел о теоретических основах и организации воспитательного процесса в структуре деятельности различных социальных институтов.

Дидактика – раздел, в котором рассматриваются общие основы обучения.

Школоведение (педагогический менеджмент) – раздел об основах управления и организации деятельности образовательных учреждений.

Дифференциально-интеграционные процессы, выделившие как в педагогике, так и в психологии разнообразие отраслей, обусловлены запросами различных сфер человеческой практики, сталкивающими ее со специфическими для каждой из них проблемами. Они являются, как правило, комплексными и поэтому разрабатываются многими другими науками. Наиболее результативно эта связь проявляется с педагогикой.

 

Вопрос3.  Основные категории педагогики. Методология науки

Категории, как известно, представляют основные, фундаментальные в данной науке понятия.

Необходимо выделить три группы таких категорий. Первая группа характеризует объект педагогики. Это «индивидуальность» и «личность», т. е. категории, отражающие те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на изменение которых влияет педагогическая практика. Вторая группа характеризует предмет педагогики, т. е. процессы, на основе которых происходят эти изменения. Это социализация, образование, воспитание, обучение. И третья группа – категории, интегрирующие основные педагогические средства. Это педагогическая деятельность, образовательный процесс, педагогическое взаимодействие.

Личность и индивидуальность

Как известно, в человеке выделяют три грани: наряду с биологическим основанием (индивид) и социальным (личность) выделяют третью грань – «человеческое в человеке» (индивидуальность) – и различают три понятия: индивид, личность и индивидуальность, т. е. в каждом присутствуют и животное начало (организм), и социальное (личность), и чисто человеческие качества (индивидуальность).

Понятие «индивид» обозначает принадлежность к представителям вида Ноmо Sapiens, это продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт.

Личность отражает социальное начало в человеке, его принадлежность к социальному миру. Личность есть живая система отношений между поведениями, отношений, в конечном итоге, общественных, но которые всегда связаны с человеческим поведением. Личность определяется тем, насколько включена индивидуальная деятельность в социальный мир отношений. 

Личность это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и так далее, а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Это сложная система социально значимых актов, проявление способностей в социальном мире. 

Поэтому основная функция личности –это развитие своих способностей. Личность определяется совокупностью устойчивых качеств, которых насчитывается свыше полутора тысяч (ответственное и безразличное отношение к людям, делу, природе; доброжелательность и агрессивность и т. п.).

Индивидуальность –это то, что отличает человека от животного и социального мира. Она дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу (И. Кант). В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Она рассматривается как высокий уровень развития человеческого в человеке. 

Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Индивидуальность определяется основными ее сферами: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной.

Личностные и индивидуальные качества дополняют друг друга, поэтому в педагогических целях необходимо предусмотреть и воспитание личности, и развитие индивидуальности.

Образование и социализация человека

Сегодня в качестве наиболее широкой педагогической категории рассматривают образование. Причем в это понятие включают весь процесс становления человека как социального существа.

Образование предполагает формирование социальности человека, которая включает культуру, воспитанность и образованность.

Образованный человек –это человек знающий, компетентный в своей деятельности, развитый и воспитанный.

Социализация –это взаимодействие человека с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, включения в социальную среду.

Социализация выступает как элемент механизма саморегуляции социальной жизни, обеспечивает сохранение и развитие социума. При этом человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять на личность, с другой –формирование способности личности поддаваться влиянию других людей.

Общество, являясь сложной системой, дифференцируется, предполагает участие каждого воспитанника в деятельности и общении зависимых подструктур (в сфере политических и экономических отношений, социальных групп, общественных институтов и т. п.). Это определяет разнообразие социальных ролей и социальных позиций человека. Говоря о социализации человека, мы имеем ввиду, прежде всего формирование готовности к реализации индивидом совокупности этих ролей, их освоение. 

При этом происходит социальное самоопределениевыбор детьми своей роли и позиции в общей системе общественных отношений, предполагающий их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.

Социализация формирует личность, существенные черты которой определяются тем, какое место занимает человек в системе общественных отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т. д. 

В науке существуют два подхода к пониманию сущности социализации, различающихся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи указывают, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т. д. Это характеризует человека как объект социализации (Дж. Балантайн, Т. Парсонс и др.). Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности, саморазвития, т. е. не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.

В первой половине XX века психологи Н. Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин «социальное научение». На этой основе вот уже полвека разрабатываются концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации.

Социализация –это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Приведем понимание социализации, введенное в науку французской социологической школой: «социализация» –это «очеловечивание» под влиянием воспитания, это «воздействие поколения взрослых на поколение молодых» (Э. Дюргейм). При этом для индивида воспитание выступает как давление, принуждение, навязывание чужих идей. По Ж. Пиаже, социализация –это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, чтобы ребенок, достигнув определенного уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. В отечественной педагогике введено аналогичное понимание этого процесса.

В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям общественной среды, а социальная автономизацияреализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «быть со всеми» и «оставаться самим собой». 

Несомненно, результатом социализации человека также является общественная активностьреализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах общественных отношений человека. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о социализации человека, являются: социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание.

В деятельности личность осваивает все новые и новые виды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т. е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости. Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.

Третья сфера социализации – самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образца его Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. 

Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).

Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер: деятельности, общения, самопознания.

Социализация обучаемого – это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку приобретаемые знания, можно рассматривать как базу для социального становления человека. 

В этом плане мы можем говорить о том, что в основе определения содержания образования, наряду с отражением уровня науки, должна лежать востребованность данных знаний в будущем. 

Развитие, воспитание, обучение

Развитие – это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. Физическое и психическое развитие человека подчиняется общим закономерностям. Поскольку оно, как и все явления природы, имеет свое прошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся, ему свойственны внутренние противоречия (например, противоречие между требованиями, предъявляемыми к организму, индивидуальности или личности, и тем, чем уже располагает человек и как он может ответить на эти требования).

Рост организма (количественные изменения) связан с изменением его структуры и функций (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводит к переходу от одних ступеней возрастного развития к другим, более высоким ступеням. При этом каждая ступень качественно отлична от всех других.

Задача педагога – способствовать развитию организма (физическое развитие), индивидуальности (психическое развитие) и личности (воспитание личности). Формирование этих качеств начинается с первого шага жизни и с уверенности воспитателя (родителя, учителя), а затем и ребенка, что всего можно добиться, если проявить достаточную настойчивость и упорство. Сошлемся на афоризм Конфуция: «Если я буду ежедневно приносить по корзине земли и не отступлюсь от этого, то создам гору».

Когда говорят о развитии, предполагают изменение биологического (организм), психического (индивидуальность) и социального (личность) в человеке. В педагогике к этому понятию относится развитие индивидуальности и организма. Развитие социальных качеств (личностных свойств) под воздействием других людей называется воспитанием.

В педагогике и психологии постоянно сталкивались два подхода к пониманию сущности развития личностибиологический и социологический: первый обусловливает этот процесс сугубо природными факторами и прежде всего теми, которые присущи человеку от рождения, второй предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы. Целесообразно рассматривать личность как целостную систему, в которой находит отражение как биологическое, так и социальное. Растущий организм стремится к реализации собственного «Я» в границам, определенных задатками.

Развитие личности представляет собой единый процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования. Это предполагает разрешение различного рода противоречий, которые являются источниками развития личности:

противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения;

противоречие между возможностями личности и требованиями общества;

противоречие - между целями, которые ставит перед собой
личность, и условиями их достижения.

Эти противоречия проявляются по-разному на различных возрастных этапах развития человека.

Л. С. Выготский выделил два уровня развития детей: «уровень актуального развития» –отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день; «зону ближайшего развития» –отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.

Существенное значение для социализации человека имеет воспитание.

Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Проблема определения сущности этого понятия является одной из самых древних. Раньше оно рассматривалось, исходя из социальных установок и актуальных задач общества, которое при этом чаще заботилось о своей стабильности, чем о развитии потенциалов человека. Изменения социально-экономических условий, возникшие в результате крушения тоталитаризма в стране, отказ от идеологических стереотипов, реформирование всех социальных институтов, в том числе и сферы образования, требуют новых подходов к определению цели воспитания, содержанию и структуре воспитательного процесса в вузе. Многие ученые стали отказываться от специфического для отечественной науки термина и заменять его привычным, для многих стран более широким, термином «образование».

Такое положение не случайно. Сегодня в педагогической науке нет более разнообразно определяемого термина, чем «воспитание».

Рассматривая различные трактовки понятия «воспитание», можно определить общие признаки, которые выделяются большинством исследователей:

  •  целенаправленность воздействий на воспитанника;
  •  социальную направленность этих воздействий;
  •  создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
  •  освоение человеком комплекса социальных ролей.

Необходимо отметить определенный дуализм в понятии «воспитание». В классической педагогике воспитание определялось в широком и узком смыслах слова. В первом случае воспитание предполагало влияние на человека всех формирующих его факторов и в этом смысле отождествлялось с социализацией.

Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание – вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретные же его социальные функции, содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни, общественными отношениями, борьбой идеологий.

В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой  активности). В этом плане можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Процесс воспитания не охватывает все возможные влияния на личность и, следовательно, может лишь способствовать социализации.

Воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на учащихся предполагает их активную позицию. Воспитание выступает как средство регулирования основных отношений в обществе; оно должно способствовать реализации человеком себя, достижению идеала, культивируемого обществом. Если развитие направлено на качества, которые присущи индивиду, то воспитание исходит из качеств общественной морали, которые присваиваются индивидом. Оно как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида социальное направление, предполагает не только формирование личности, но и создание условий для развития индивидуальности. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности.

Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.

Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, т. е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным – отношение личности к данной деятельности. Вторым условием является самореализация в процессе социального взаимодействия.

Таким образом, образование, социализация, развитие и воспитание воздействуют на индивида с одной и той же целью – полной реализации себя в обществе. В своем единстве развитие, социализация и воспитание составляют сущность формирования личности.

Обучение. В педагогической литературе существует множество определений категории обучения. Эту категорию определяют как бы с двух позиций: результата и процесса. В первом случае обучение определяют как процесс, направленный на формирование определенных знаний, умений, навыков, социального опыта, личностных качеств. Во втором – обучение определяют как взаимодействие между обучающим и обучаемым.

В процессе обучения происходит управляемое познание. Обучение всецело зависит от мотивов учения, от действий обучаемого. Поэтому этот процесс двусторонний: обучающий учит, а обучаемый учится. Несмотря на единство и взаимосвязь этих процессов, каждый имеет свои особенности. Обучение, формируя общественный опыт, является необходимым условием социализации человека, способствует его образованию как полноценной личности, развивает его индивидуальность.

В педагогике широко используется также термин «формирование» (формирование интеллектуальной, мотивационной и других сфер, формирование коллектива, личностных качеств, характера и пр.).

Формирование означает придание чему-либо определенной формы. Это – непедагогическое (межнаучное) понятие. Сказанное ранее позволяет следующим образом соотнести упомянутые категории. Развитие, согласно словарю по психологии, определяется как «процесс формирования... в результате его социализации и воспитания».

Понятие «формирование» здесь имеет условный смысл в зависимости от рассматриваемого механизма – воспитания или социализации, которые различаются по признаку стихийности воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществе (социализация) или целенаправленности формирования знаний (обучение), формирования личности (воспитание), формирования индивидуальности (развитие). 

Обучение, развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же цельюполной его реализации в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще ивдивиду, а воспитание и обучениек тому, чего у него нет, но что дано в культуре, в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах людей. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогике исследуются и воспитание личности, и развитие индивидуальности, и обучение как процесс передачи культуры (социального опыта). Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственное направление. В своем единстве обучение, развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности и результат целенаправленной социализации индивида.

Педагогическая деятельность всегда предполагает воздействия, целью которых являются качественные изменения в жизни людей. Эти воздействия ориентированы на упорядочение системы отношений, т. е. педагог, прежде всего, реализует управленческие задачи по отношению к конкретному человеку. Наряду с воздействием и управлением педагог создает условия для воспитания и самовоспитания личности, для развития и саморазвития индивидуальности.

Рассматривая педагогическую деятельность как систему действий педагога, направленных на достижение педагогических целей через решение педагогических задач, выделяют пять взаимосвязанных ее компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Образовательный и педагогический процесс во многом синонимичные понятия. Происхождение их можно объяснить следующими обстоятельствами. В одних странах (Германия, Россия, Польша и др.) употребляется термин «педагогика», в других (англоязычные страны) этого термина нет, но есть термин «education» – «образование». Поэтому в одних странах употребляется понятие «образовательный процесс», в других – «педагогический процесс». В России употребляются оба понятия.

В одних случаях «образовательный процесс» употребляется, когда хотят раскрыть общественную сторону явления, например, «образовательный процесс в dept», или дать описание образовательного процесса в нормативных документах (например, требование к образовательному процессу в ГОСТе).

В других случаях понятие «образовательный процесс» трактуется как единство процессов обучения и воспитания (учебно-воспитательный процесс). Как известно, обучение является средством воспитания, а воспитание содержит в себе элементы обучения. Например, типичная последовательность обучения умениям: показ – рассказ – тренировка. 

Типичная последовательность воспитания качеств личности: включение в систему социальных отношений – накопление опыта – осмысление этого опыта. Однако эти последовательности вполне применимы и к обучению, и к воспитанию. Так, обучение интеллектуальным операциям приближается по своей логике к воспитанию (организация самостоятельной работы – накопление опыта – осмысление выводов), а воспитание элементарных навыков поведения может, напротив, осуществляться по схеме: показ – разъяснение – тренировка. Все эти и другие оттенки и смыслы отражаются в понятии «образовательный процесс».

Понятие «педагогический процесс» отражает конкретную практическую деятельность педагога или педагогического коллектива. Так называют целостный процесс осуществления образования путем обеспечения единства обучения и воспитания. Синонимом этого понятия является широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс».

Как отмечает М. А. Данилов, педагогический процесс – это внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, его образованность, культуру и нравственный облик, его способности, привычки, характер. 

В педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое достояние человека.

Педагогическое взаимодействие. Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. К общим свойствам всех педагогических явлений относится взаимодействие учителя и ученика, в котором реализуются задачи обучения, воспитания и развития слушателей в их единстве и взаимосвязи.

Важнейшим условием формирования учебной деятельности, успешного воздействия на детей является структурирование взаимодействия педагога и учащегося. 

В педагогическом отношении под структурированием взаимодействия преподавателя и учащихся понимается процесс целенаправленного планирования и организации деятельностей на основе единства их структур.

Методологическую основу большинства направлений современной отечественной психологии и педагогики составляет диалектический материализм. Опираясь на его основные положения, психология и педагогика применяют его законы, принципы и категории к анализу психолого-педагогических проблем, выявляют закономерные связи явлений и разрабатывают конкретные методы их познания с учетом происходящих изменений. Ее структура иерархична, что позволяет представить ее в виде трех взаимосвязанных уровней: гносеологического, научно-содержательного и методического.

1-й уровень - гносеологический. Его содержание составляют материалистическое решение основного вопроса философии (что первично - сознание или материя и познаваем ли мир), законы (единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания), категории (явления и сущности, формы и содержания, возможности и действительности, причины и следствия, необходимости и случайности, общего, особенного и единичного) и принципы (объективности и всесторонности анализа, развития, единства теории и практики, конкретности истины) материалистической диалектики. 

Идеи, составляющие в совокупности данный уровень методологии, направляют познавательную и практическую деятельность специалистов психологии и педагогики.

2-й уровень - научно-содержательный. Его основу формируют закономерности и принципы педагогического процесса. Они выявлены и обоснованы психолого-педагогической наукой в результате длительных научных поисков и отражают существенные связи, проявляющиеся внутри психологических явлений и педагогического процесса в целом.

3-й уровень - методический. Его содержание составляют знания о методах психолого-педагогических исследований. При этом следует учитывать, что методы психологии и педагогики представляют собой совокупность способов и приемов изучения содержания и основных характеристик психолого-педагогических явлений личности и коллективов. По содержанию и условиям реализации методы исследования психолого-педагогических проблем в рамках психологии и педагогики можно условно объединить в три самостоятельные группы: всеобщие, общие и частные.

Всеобщий метод - представляет собой методологическую основу познания сути и содержания психолого-педагогических явлений и базируется на основных законах материалистической диалектики. Главной особенностью метода является то, что он применяется во всех без исключения науках, однако дает в руки психологов и педагогов весьма приблизительную информацию об исследуемом объекте, требующую последующего уточнения.

Общие методы - способы исследования психолого-педагогических явлений, применяемые в ряде наук, объектом которых является человек или коллектив. Психологией и педагогикой используются достаточно широкий спектр методов исследования, к числу наиболее применяемых из которых, прежде всего, относятся:

1. Метод наблюдения, предполагающий изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа их внешнего проявления в естественных условиях. 

2. Метод эксперимента, который в отличие от наблюдения предусматривает изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа их внешнего проявления в специально созданных условиях, в которых изучаемое явление обязательно должно проявиться.

3. Метод диагностической беседы (интервью) представляет собой изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа содержания устных ответов на определенный перечень вопросов, задаваемых участнику (участникам) педагогического процесса.

4. Метод анкетирования также как и беседа дает возможность изучать психолого-педагогические процессы на основе анализа ответов опрашиваемых на заранее составленный перечень вопросов. Однако как и сами вопросы, так и ответы излагаются письменно.

5. Метод анализа результатов деятельности – изучение психолого-педагогических явлений на основе изучения объема (продуктивности) и качества решаемых исследуемыми или группами исследуемых учебных, профессиональных и других задач.

6. Метод анализа документов позволяет изучать психолого-педагогические явления на основе изучения содержания документов (характеристик, дипломов, актов, протоколов и др.), касающихся исследуемых объектов и субъектов педагогического процесса.

7. Метод независимых характеристик – изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа их оценки другими объектами и субъектами педагогического процесса. Если в их число входят специалисты в данной области, то метод получает название метода экспертных оценок.

8. Биографический метод дает возможность изучать психолого-педагогические явления на основе анализа жизненного пути человека, предшествующих условий его обучения, воспитания и психологического развития.

Кроме того, к рассматриваемой группе можно отнести методы иконографии, графологии, физиогномики и многие другие. 

Частные методы - способы исследования, применяемые только в конкретной науке - психологии или педагогике. К ним, в частности, относятся методы тестирования, опроса, моделирования и некоторые другие. Вместе с тем следует учитывать, что сущность первых двух нередко ошибочно представляют тождественными. В то же время они принципиально различаются. Так если тестирование предполагает изучение психологических и педагогических явлений на основе анализа соотношения правильных и ошибочных ответов на определенные вопросы (в тесте всегда имеется один или несколько правильных ответов), то в основу опроса положен анализ сделанного изучаемым выбора из предложенных вариантов ответа. Следовательно, для каждого из опрашиваемых правильный вариант может отличаться от выборов, сделанных другими лицами.

Методологические основы отечественной психологии и педагогики составляют фундамент наук и уже обеспечивают их самостоятельное функционирование. Однако результаты изучения и содержание практических рекомендаций будут более точными, если в них будет учтена особенность деятельности объекта психолого-педагогических исследований: ребенка, взрослого человека, коллектива (малой группы) учебного, научного, производственного и т.д. подразделения. 

 

Естественнонаучная основа

 Естественнонаучные основы психологии и педагогики большинством авторов объединяются в три группы:

1. Учение о высшей нервной деятельности, разработанное выдающимися отечественными учеными Иваном Михайловичем Сеченовым (1829-1905 г.) и Иваном Петровичем Павловым (1849-1936 г.). Его суть заключается в раскрытии механизмов саморегулирования психики человека, отражающей объективную реальность и развивающейся, таким образом, от низшего уровня к высшему. 

Оно формирует содержание условного рефлекса, динамического стереотипа, сигнальных систем, адаптации и их основного механизма - силы и динамики процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре головного мозга.

2. Учение об обратной афферентации. Ученик и последователь И.П.Павлова академик Петр Кузьмич Анохин (1898-1974) доказал, что любое психическое действие не завершается рефлексом, а продолжается его контролем и коррекцией (обратной афферентацией).

3. Учение об акцепторе действия, которое, по мнению И.П.Павлова, представляет собой физиологический нервный аппарат в коре головного мозга, формирующийся в процессе жизни человека, для предварительного программирования необходимых действий в определенных условиях.

Ныне поставлен вопрос о необходимости специальных естественнонаучных исследований в связи с особой деятельностью в экстремальных условиях.

Наличие четкой методологической и естественнонаучной основы психолого-педагогических исследований позволяет вести более глубокое изучение проблем отечественной психологии и педагогики, сосредоточивать наибольшие усилия ученых на решении актуальных задач обучения и воспитания современного человека.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отыскание оптимальных путей формирования всесторонне и гармонически развитой личности, духовно богатой, высоконравственной, физически совершенной, составляет главное направление современных исследований в педагогической науке. Педагогика обосновывает пути развития содержания образования, приведения его в соответствие с потребностями социалистической экономики, культуры и науки. Для эпохи научно-технической революции характерно быстрое приращение знаний во всех областях науки, что влечёт за собой расширение объёма научного образования, которое должно давать школа при почти не изменяющихся возможностях её самой и учащихся (продолжительность срока обучения, длительность учебного дня, физические силы и утомляемость учащихся и т.п.). Педагогика разрабатывает новые принципы и критерии отбора содержания общего образования: проблемы укрупнения единиц усвоения, генерализации знаний применительно к нуждам общего образования, усиление его системности и теоретичности, последовательное проведение принципа политехнизации как одного из ведущих критериев отбора научного материала, подлежащего изучению в школе, и т. п.

  Направление исследований в области организации учебной работы связано с поисками путей активизации учащихся, развития их самостоятельности и инициативы в процессе овладения знаниями. В связи с этим ведутся исследования, направленные на усовершенствование средств и методов обучения для максимального развития у обучаемых познавательных интересов и способностей, выработки у них умений рациональной организации труда. Важнейшим направлением исследований в педагогике является разработка вопросов, связанных с идейно-политическим и нравственным воспитанием молодёжи, с формированием мировоззрения. 

Дальнейший прогресс педагогики как науки в значительной степени зависит от разработки теоретических проблем, связанных с уточнением её предмета, категорий, терминологического аппарата, с совершенствованием методов исследования и укреплением связей с другими науками.

Большую актуальность имеют также педагогические исследования, посвященные истории отдельных педагогических проблем и их решений, генезису различных педагогических концепций, теорий, методов, понятий и т. д. 

Такой подход превращает историю педагогики в подлинную историю науки о воспитании, придаёт историко-педагогическим исследованиям прогностическую значимость.

33


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18860. Русская иконопись XII – XVII в. Домонгольская икона, Андрей Рублёв, Дионисий, Симон Ушаков 24.83 KB
  Русская иконопись XII – XVII в. Домонгольская икона Андрей Рублёв Дионисий Симон Ушаков. Все основные иконографические типы Русь унаследовала от Византии. Поэтому для людей не особо искушенных в искусстве русская икона мало чем отличается от византийской. Те же типы Бого...
18861. Европейский классицизм 20.97 KB
  Европейский классицизм. Настало время и высокий мистицизм готики пройдя через испытания ренессанса уступает место новым идеям основанным на традициях древних демократий. Стремление к имперскому величию и демократическим идеалам трансформировалась в ретроспекцию п
18862. Уильям Моррис и «Движение искусств и ремёсел» 26.64 KB
  Уильям Моррис и Движение искусств и ремёсел. Движение искусств и ремёсел Arts Crafts английское художественное движение викторианской эпохи кон. 19 в. участники которого занимались ручной выработкой предметов декоративноприкладного искусства стремясь к сближению
18863. Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) 24.74 KB
  Микеланджело Буонарроти Michelangelo Buonarroti; иначе Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони 1475-1564 итальянский скульптор живописец архитектор и поэт. В искусстве Микеланджело с огромной выразительной силой воплотились как глубоко человечные полные героиче
18864. Русское барокко. Окно в Европу 29.03 KB
  Русское барокко. Окно в Европу. Барокко стиль зародившийся в конце XVI в. в Италии в Европе был распространен до начала XVIII в. в Латинской Америке отчасти в Северной Америки и Азии в XVII XVIII вв. Основополагающая черта синтетичность. Искусство барокко отличается динами
18865. Немецкое Возрождение. А.Дюрер, Г.Гольбейн 24.43 KB
  Немецкое Возрождение. А.Дюрер Г.Гольбейн. Развитие немецких городов запаздывало даже по отношению к Нидерландам и немецкий Ренессанс сформировался в сравнении с итальянским на целое столетие позже. На примере творчества многих художников XV в. можно проследить как фор
18866. Скандинавская традиция Алвар Аалто 22.6 KB
  Скандинавская традиция Алвар Аалто. Годы жизни: 1898-1976 Основная информация: Выдающийся финский архитектор. Представитель функционализма близкого органической архитектуре. Его постройки общественные промышленные сооружения жилые дома церкви и выставочные павиль
18867. Русская архитектура Х-ХVII 23.49 KB
  Русская архитектура ХХVII. Крестовокупольный храм архитектурный тип христианского храма сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православно...
18868. Стиль барокко в живописи и скульптуре. Дж. Лоренцо Бернини, Питер Пауль Рубенс 30.3 KB
  Стиль барокко в живописи и скульптуре. Дж. Лоренцо Бернини Питер Пауль Рубенс. Лоренцо Бернини итальянский архитектор и скульптор. Его скульптурам присущи текучая стремительность движения сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувственностью €œЭк...