6489

Использование темы глобальных катастроф в современной рекламе

Научная статья

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Использование темы глобальных катастроф в современной рекламе Во второй половине ХХ столетия, цивилизация, достигнув не малых высот в различных сферах общественной жизни-науке, технике, культуре- столкнулась лицом к лицу, с казалось, бы с неразреши...

Русский

2013-01-04

32.38 KB

6 чел.

Использование темы глобальных катастроф в современной рекламе

Во второй половине ХХ столетия, цивилизация, достигнув не малых высот в различных сферах общественной жизни- науке, технике, культуре- столкнулась лицом к лицу, с казалось, бы с неразрешимыми проблемами. Военно-политические, ресурсно-экономические, демографические, мирохозяйственные - все это виды глобальных проблем современности. Проявляются они в частности, через кризисы в области здравоохранения, экологии, образования, культуры, растущую преступность.  

Как отмечают исследователи, к глобальным проблемам относятся: угроза термоядерной войны, ресурсное истощение планеты, экология, глобальное потепление, озоновые дыры, терроризм и т.д.

В теоретической литературе проводится разграничение таких понятий как глобальные проблемы современности и глобальные катастрофы.

Глобальные проблемы современности- это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Глобальная катастрофа – это происшествие, возникшее в следствии не решения, каких либо чрезвычайных ситуаций, повлекшее за собой непоправимые последствия в истории того или иного объекта.2 В данном случае, речь идет о исчезновении человеческой цивилизации т.е. апокалипсисе.

Глобальные катастрофы, в частности тема конца света, всегда была актуальной для определенного вида СМИ. В последнее время она эксплуатируется очень активно.

Начиная с 2000 года, резко возросло число публикаций, посвященных глобальным катастрофам. Известно много случаев, когда объявлялась       конкретная дата конца света и Судного дня и каждая с разным сценарием событий.3 На сегодняшний день, самая ближайшая из них: 21.12.2012 года.

Без сомнений, достаточно оперативно (в интересах рынка), сработала и  рекламная индустрия, которая активно использует тему глобальных катастроф .

Это связано с тем, что реклама как процесс донесения информации от рекламодателя до целевой аудитории посредством медиа-каналов, выступает в качестве стимулирования сбыта. Однако реклама удовлетворяет и другие общественные потребности. А именно, опирается на потребность людей в эмоциональных переживаниях т.е.: удовольствие, страх, ностальгия, радость и т.д.4

Все газеты, журналы, теле-и радиостанции, а так же многие веб-сайты основной доход получают именно от рекламной деятельности.

Так например, в сети интернет, стали появляться сайты, получающие доход от посещения и активности интернет-пользователей.

В социальной сети «Фейсбук»,  представители страховой компании «АльфаСтрахование» создали группу под девизом «Получи страховку от конца света». В блоге данной группы участвует шестнадцать тысяч постоянных, заинтересованных  пользователей. Другой сайт, под названием «2012» позиционирует себя как достоверный источник правды о конце света, которую якобы скрывают от общества государственные власти. Создатели данного сайта обращаются к потенциальным рекламодателям, гарантируя внимание 400-600 тысяч пользователей ежемесячно.

Другой интернет-ресурс, обещающий всю правду об Апокалипсисе, предлагает множество его сценариев: от извержения вулкана, до ядерной катастрофы и т.д. Целью данного сообщества, является продажа ассортимента, размещенного на сайте. Создатели ресурса утверждают, что продукция поможет пережить судный день. Каталог товаров разнообразен:

палатки, фонарики, спальные мешки, походные наборы, термокружки  и многое другое.

Популярную тему глобальной катастрофы, использует и сеть «Спортмастер», которая в рекламной рассылке предлагает подготовиться к концу света и приобрести у них необходимые товары.

Специалисты в области рекламы утверждают, что существует множество «Чудо-средств», таких как бады, таблетки и многое другое. Одним словом все то, что поможет им пережить «Армагеддон». Продавцы подобной продукции размещают рекламу там,  где им заблагорассудится.

Производители ламп накаливания, например, зачастую обыгрывают ситуацию, уверяя потребителей, что конца света не будет. Различные бренды одежды, стали выпускать футболки с остроумными надписями и изображениями, посвященными Апокалипсису. Печатные издательства разрабатывают календари и тетради на подобную тематику.

Украинские разработчики браузерных игр решили не отставать от остального мира и в текущем году выпустили постапокалиптический  проект- Апокалипсис 2056. Киностудии в свою очередь, не прекращают снимать картины, с апокалиптической сюжетной линией: 2012, Армагеддон, Знамение, Послезавтра и т.д.

Тема конца света- это довольно удачный рекламный ход, если брать во внимание только тех людей, которые со здравым смыслом относятся к этой тематике и воспринимают идею конца света с необходимой долей юмора. Однако, речь в данной статье посвящена и людям, которые искренне верят в возникновение катастрофы, связанной с концом света. Как правило, эти люди доверчивые и наивные. Они составляют идеальную клиентуру для подобной рекламы.

Исследователи относят этот вид рекламы к недобросовестной, т.к. она вводит потребителя в заблуждение.

Очень трудно разграничить введение в заблуждение и обычные хвалебные речи в адрес рекламируемого товара или услуги. Однако впоследствии потребитель почувствует разницу на себе. Подобная реклама неправильной интерпретацией, неосторожным обращением со словом способна не только запутать клиента, но и нанести ему вред, в том случае, если ожидания потребителя не оправдаются, т.е. конец света не наступит и предназначенные для этого услуги и продукция не понадобится.5

В рекламе подобного характера, прослеживается открытая манипуляция, человеческим поведением, за счет эмоций. В данном случае используется эмоция страха.

Манипуляция- скрытое психологическое воздействие на конкретное лицо в общении, с целью добиться от него выгодного поведения.6

Особенностью человеческой эмоции страха, является способность человека включаться в ответ на конкретный стимул в конкретной ситуации.

Психологи объясняют периодические всплески в обществе, связанные с концом света, потребностью человека в ощущении ужаса, по сравнению с которыми, насущные проблемы кажутся мелкими.

Ошибочное представление о том, что люди в целом не хотят катастрофы и конца света. А.П. Назаретян описывает базовую потребность людей в сильных эмоциях и экстремальных ощущениях. Эта потребность побуждает их нарушать скоростной режим движения машин, вести войны, в общем находить приключения. Типичный пример: физическое ограничение скорости машин до 50 км/час заметно сократило бы число автомобильных аварий, но большинство водителей на это не согласится. И нельзя недооценивать эту «скуку». При этом люди всегда «рационализируют» свои иррациональные потребности.7

Потребители, не осознают, что тем самым, становятся заложниками сложившейся ситуации. Создавая спрос на товары и услуги подобного назначения.

Приведенные выше примеры, объясняют желание  рекламодателей, использовать данную концепцию в интересах рынка.

Такая реклама, безусловно, требует усиления государственного регулирования. Ранее известны попытки законодательно ограничить пропаганду апокалипсиса и стимуляцию панических настроений среди определенной части населения, которые на сегодняшний день, не дали ожидаемых результатов.8

На наш взгляд, реклама с использование темы глобальных катастроф, связанных с концом света, способна вызвать любопытство и привлечь внимание потребителей. Однако опора на такие эмоции как страх, не всегда оправдана, из-за двоякости понимания и отношения к теме глобальных катастроф.

Список литературы:

  1.  Ростошинский Е.Н. Культурология и глобальные проблемы  современности, СПБ.2011.-140-144с.
  2.  Там же
  3.  Миголатьев А.А. Альтернативы века: что впереди? – М. Луч, 1992.-130с.
  4. Свиткин М.З.Социальные и этические аспекты рекламы 2004. - № 1. - С. 74-79.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77467. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействия), соглашения, согласованные действия органов власти и местного самоуправления 15.6 KB
  ОГВ и ОМСУ запрещается принимать акты и или осуществлять действия бездействие которые приводят или могут привести к недопущению ограничению устранению конкуренции за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и или осуществления таких действий бездействия в частности запрещаются:  введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или...
77468. Понятие экономической концентрации по антимонопольному законодательству. Формы государственного контроля за экономической концентрацией 15.74 KB
  Правовые последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок и иных действий а также нарушения порядка его уведомления о совершении сделок и иных действий. Государственный контроль за экономической концентрацией подразделяется на два основных типа: Предварительный контроль осуществляется до момента совершения сделок и или процессов выступающих в качестве объектов антимонопольного контроля или обстоятельств которые могут приводить к увеличению экономической концентрации. В данном...
77469. Государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением антимонопольного законодательства (название органа, функции и полномочия) 23.47 KB
  Возбуждение и рассмотрение дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Способы реагирования антимонопольного органа по результатам рассмотрения дела. Осуществляет след функции: по принятию НА контролю за соблюдением антимонопольного законодательства законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий контроль за соблюдением законодательства о рекламе И иные полномочия.
77471. Понятие, способы, формы и особенности защиты прав предпринимателей 30.46 KB
  Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер механизмов по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей которые осуществляются в определенных формах определенными способами в законодательно определенных границах с применением к нарушителям мер юридической ответственности а также механизма по практической реализации исполнимости этих мер. Понятие защита права следует отличать от понятия охрана права которое обычно трактуется более широко так как...
77472. Правовое регулирование рекламной деятельности 36.5 KB
  Участниками рекламной деятельности являются рекламодатели рекламо-производители распространители рекламы. Ситуация когда отсутствие правового регулирования рекламы имеет неблагоприятные последствия наблюдалась в период становления рыночных отношений. Основные направления государственного регулирования рекламы...
77473. Субъекты рекламной деятельности 43.5 KB
  У частникам так же относят потребителей рекламы и государственные органы которые осуществляют контроль в этой сфере. Саморегулируемые организации в сфере рекламы Саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей...