6489

Использование темы глобальных катастроф в современной рекламе

Научная статья

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Использование темы глобальных катастроф в современной рекламе Во второй половине ХХ столетия, цивилизация, достигнув не малых высот в различных сферах общественной жизни-науке, технике, культуре- столкнулась лицом к лицу, с казалось, бы с неразреши...

Русский

2013-01-04

32.38 KB

6 чел.

Использование темы глобальных катастроф в современной рекламе

Во второй половине ХХ столетия, цивилизация, достигнув не малых высот в различных сферах общественной жизни- науке, технике, культуре- столкнулась лицом к лицу, с казалось, бы с неразрешимыми проблемами. Военно-политические, ресурсно-экономические, демографические, мирохозяйственные - все это виды глобальных проблем современности. Проявляются они в частности, через кризисы в области здравоохранения, экологии, образования, культуры, растущую преступность.  

Как отмечают исследователи, к глобальным проблемам относятся: угроза термоядерной войны, ресурсное истощение планеты, экология, глобальное потепление, озоновые дыры, терроризм и т.д.

В теоретической литературе проводится разграничение таких понятий как глобальные проблемы современности и глобальные катастрофы.

Глобальные проблемы современности- это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Глобальная катастрофа – это происшествие, возникшее в следствии не решения, каких либо чрезвычайных ситуаций, повлекшее за собой непоправимые последствия в истории того или иного объекта.2 В данном случае, речь идет о исчезновении человеческой цивилизации т.е. апокалипсисе.

Глобальные катастрофы, в частности тема конца света, всегда была актуальной для определенного вида СМИ. В последнее время она эксплуатируется очень активно.

Начиная с 2000 года, резко возросло число публикаций, посвященных глобальным катастрофам. Известно много случаев, когда объявлялась       конкретная дата конца света и Судного дня и каждая с разным сценарием событий.3 На сегодняшний день, самая ближайшая из них: 21.12.2012 года.

Без сомнений, достаточно оперативно (в интересах рынка), сработала и  рекламная индустрия, которая активно использует тему глобальных катастроф .

Это связано с тем, что реклама как процесс донесения информации от рекламодателя до целевой аудитории посредством медиа-каналов, выступает в качестве стимулирования сбыта. Однако реклама удовлетворяет и другие общественные потребности. А именно, опирается на потребность людей в эмоциональных переживаниях т.е.: удовольствие, страх, ностальгия, радость и т.д.4

Все газеты, журналы, теле-и радиостанции, а так же многие веб-сайты основной доход получают именно от рекламной деятельности.

Так например, в сети интернет, стали появляться сайты, получающие доход от посещения и активности интернет-пользователей.

В социальной сети «Фейсбук»,  представители страховой компании «АльфаСтрахование» создали группу под девизом «Получи страховку от конца света». В блоге данной группы участвует шестнадцать тысяч постоянных, заинтересованных  пользователей. Другой сайт, под названием «2012» позиционирует себя как достоверный источник правды о конце света, которую якобы скрывают от общества государственные власти. Создатели данного сайта обращаются к потенциальным рекламодателям, гарантируя внимание 400-600 тысяч пользователей ежемесячно.

Другой интернет-ресурс, обещающий всю правду об Апокалипсисе, предлагает множество его сценариев: от извержения вулкана, до ядерной катастрофы и т.д. Целью данного сообщества, является продажа ассортимента, размещенного на сайте. Создатели ресурса утверждают, что продукция поможет пережить судный день. Каталог товаров разнообразен:

палатки, фонарики, спальные мешки, походные наборы, термокружки  и многое другое.

Популярную тему глобальной катастрофы, использует и сеть «Спортмастер», которая в рекламной рассылке предлагает подготовиться к концу света и приобрести у них необходимые товары.

Специалисты в области рекламы утверждают, что существует множество «Чудо-средств», таких как бады, таблетки и многое другое. Одним словом все то, что поможет им пережить «Армагеддон». Продавцы подобной продукции размещают рекламу там,  где им заблагорассудится.

Производители ламп накаливания, например, зачастую обыгрывают ситуацию, уверяя потребителей, что конца света не будет. Различные бренды одежды, стали выпускать футболки с остроумными надписями и изображениями, посвященными Апокалипсису. Печатные издательства разрабатывают календари и тетради на подобную тематику.

Украинские разработчики браузерных игр решили не отставать от остального мира и в текущем году выпустили постапокалиптический  проект- Апокалипсис 2056. Киностудии в свою очередь, не прекращают снимать картины, с апокалиптической сюжетной линией: 2012, Армагеддон, Знамение, Послезавтра и т.д.

Тема конца света- это довольно удачный рекламный ход, если брать во внимание только тех людей, которые со здравым смыслом относятся к этой тематике и воспринимают идею конца света с необходимой долей юмора. Однако, речь в данной статье посвящена и людям, которые искренне верят в возникновение катастрофы, связанной с концом света. Как правило, эти люди доверчивые и наивные. Они составляют идеальную клиентуру для подобной рекламы.

Исследователи относят этот вид рекламы к недобросовестной, т.к. она вводит потребителя в заблуждение.

Очень трудно разграничить введение в заблуждение и обычные хвалебные речи в адрес рекламируемого товара или услуги. Однако впоследствии потребитель почувствует разницу на себе. Подобная реклама неправильной интерпретацией, неосторожным обращением со словом способна не только запутать клиента, но и нанести ему вред, в том случае, если ожидания потребителя не оправдаются, т.е. конец света не наступит и предназначенные для этого услуги и продукция не понадобится.5

В рекламе подобного характера, прослеживается открытая манипуляция, человеческим поведением, за счет эмоций. В данном случае используется эмоция страха.

Манипуляция- скрытое психологическое воздействие на конкретное лицо в общении, с целью добиться от него выгодного поведения.6

Особенностью человеческой эмоции страха, является способность человека включаться в ответ на конкретный стимул в конкретной ситуации.

Психологи объясняют периодические всплески в обществе, связанные с концом света, потребностью человека в ощущении ужаса, по сравнению с которыми, насущные проблемы кажутся мелкими.

Ошибочное представление о том, что люди в целом не хотят катастрофы и конца света. А.П. Назаретян описывает базовую потребность людей в сильных эмоциях и экстремальных ощущениях. Эта потребность побуждает их нарушать скоростной режим движения машин, вести войны, в общем находить приключения. Типичный пример: физическое ограничение скорости машин до 50 км/час заметно сократило бы число автомобильных аварий, но большинство водителей на это не согласится. И нельзя недооценивать эту «скуку». При этом люди всегда «рационализируют» свои иррациональные потребности.7

Потребители, не осознают, что тем самым, становятся заложниками сложившейся ситуации. Создавая спрос на товары и услуги подобного назначения.

Приведенные выше примеры, объясняют желание  рекламодателей, использовать данную концепцию в интересах рынка.

Такая реклама, безусловно, требует усиления государственного регулирования. Ранее известны попытки законодательно ограничить пропаганду апокалипсиса и стимуляцию панических настроений среди определенной части населения, которые на сегодняшний день, не дали ожидаемых результатов.8

На наш взгляд, реклама с использование темы глобальных катастроф, связанных с концом света, способна вызвать любопытство и привлечь внимание потребителей. Однако опора на такие эмоции как страх, не всегда оправдана, из-за двоякости понимания и отношения к теме глобальных катастроф.

Список литературы:

  1.  Ростошинский Е.Н. Культурология и глобальные проблемы  современности, СПБ.2011.-140-144с.
  2.  Там же
  3.  Миголатьев А.А. Альтернативы века: что впереди? – М. Луч, 1992.-130с.
  4. Свиткин М.З.Социальные и этические аспекты рекламы 2004. - № 1. - С. 74-79.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56192. Будова жіночої та чоловічої статевих систем 62.5 KB
  Основні поняття і терміни: гормони матка прогестерон сімяні міхурці передміхурова залоза куперова залоза яєчко яєчники тестостерон маткова труба естроген. Чоловічі статеві органи складаються з: внутрішніх статевих органів яєчок із придатками...
56193. Початкові відомості про статистику 298 KB
  На відкидній дошці написані слова: Вибірка Репрезентативна Ранжирування Варіанта Частоти відносна частота Гістограма Мода Центральні тенденції Медіана Середнє значення На магнітній дошці розміщені різні види діаграм...
56194. «Статистика» методом проектов 77 KB
  Потом провожу урок-лекцию по теме Статистика. Разбиение класса на творческие группы для работы над проектом Статистика. Методы сбора и обработки информации І Группа изучения данных о состоянии здоровья детей Медики: а статистика данных...
56195. Математична статистика 125 KB
  А саме при дослідженні розповсюдженості вад зору; набуття учнями досвіду дослідницької роботи в пізнавальній діяльності; формування активної компетентної творчої особистості. Отже мета лабораторноі работи дослідити розповсюдженість вад зору серед учнів нашої школи...
56196. ЕКОНОМІЧНЕ ВИХОВАННЯ В ПОЧАТКОВОМУ КУРСІ МАТЕМАТИКИ 71.5 KB
  На сучасному етапі проблемами економічного виховання займаються такі відомі педагоги та методисти: Богданович М. Коли під час уроків та позакласних занять водяться елементарні початкові поняття терміни ази економічного виховання.
56197. Використання настільних ігор на початковому етапі навчання англійській мові 44 KB
  Як можна використовувати такий кубик Зображення Типи завдань Примітки кольори назвати колір сторони кубика що випадає; назвати колір іграшки квітки фруктів та овочів залежно від теми що вивчається...
56198. Використання інформаційно-комунікаційних технологій в професійній діяльності педагога 97.5 KB
  Використання мультимедійного комплексу дає можливість ефективно використовувати час на уроці, підвищує ефективність презентації методичного матеріалу, дозволяє демонструвати Інтернет-сайти у режимі реального часу, проводити педагогічні ради...
56199. Развитие читательской деятельности учащихся на уроке литературы при помощи использования мультимедийной презентации 15.24 MB
  В большей степени соответствующий природе литературы способ организации мотивационного этапа читательской деятельности на уроке эмоциональная включенность школьников в предстоящую деятельность и мультимедийная презентация...
56200. Компетентність і компетенція у результатах початкової освіти 134.5 KB
  Аналіз визначень поняття компетенція дозволяє тлумачити її в різних контекстах зокрема як: сукупність взаємоповязаних якостей особистості знань умінь навичок способів діяльності які є заданими до відповідного кола предметів і процесів та необхідними...