6492

Климат: мы уже прошли точку невозврата

Научная статья

Экология и защита окружающей среды

Климат: мы уже прошли точку невозврата Климат будет меняться. В следующие 10 лет нам следует резко поменять свои привычки: контролировать потребление ресурсов, ископаемых, скорее переходить на альтернативные источники энергии, а значит, мен...

Русский

2013-01-04

33.14 KB

2 чел.

Климат: мы уже прошли точку невозврата

Климат будет меняться. «В следующие 10–15 лет нам следует резко поменять свои привычки: контролировать потребление ресурсов, ископаемых, скорее переходить на альтернативные источники энергии, а значит, менять поведение, мышление, шаблоны, стандарты, ценности», – считает региональный представитель международных школьных программ SPARE и экошколы Любовь Кошкарёва. Она руководила одной из секций семинара для студентов и школьников «Изменение климата Сибири – вызов нашему будущему?». Студентка второго курса факультета журналистики НИ ИрГТУ Анастасия Улаханова участвовала в работе семинара и поделилась своими впечатлениями.

8-9 сентября в НИ ИрГТУ состоялся российско-германский семинар «Изменение климата Сибири – вызов нашему будущему?», на котором присутствовал немецкий профессор Рольф Баур, руководитель Центра международной аспирантуры экологического менеджмента, Дрезденский технический университет. Семинар проходил в рамках Российско-Германского года образования, науки и инноваций, совместно с Генеральным консульством Германии, расположенном в Новосибирске, Германской службой академических обменов DAAD и Филиалом Фонда имени Генриха Бёлля (Германия) в России. В нём приняли участие более 80 студентов и школьников от 15 до 22 лет, которые работали в четырёх секциях: «Стратегии адаптации к изменению климата» (руководитель Рольф Баур, директор центра международных программ послевузовского обучения технического университета Дрездена),  «Энергетика и климат» (рук. Сарапулова Г.И, доктор химических наук,  профессор ИрГТУ), «Глобальные изменения и экологические системы Сибири» (рук. Зилов Е.А,доктор биологических наук,  профессор ИГУ и Лопатовская О.Г., к.б.н, доцент ИГУ), «Изменение климата и персональная ответственность» (рук. Кошкарёва Л.Г, региональный представитель международных школьных программ SPARE  и Эко-школы/Зеленый флаг и Воронцов М. В.- специалист «Байкальской Экологической Волны»).

На открытии семинара участникам был показан фильм «Климат. Культура. Изменение», в котором главной причиной глобальных изменений назван человек. Также на открытии мероприятия появилась Ютта Хельд, атташе по вопросам экономики и науки Генерального консульства ФРГ в Новосибирске. «В ходе семинара  пройдет обсуждение, каким образом нужно подходить к проблеме изменения климата, и как на нее реагировать. Семинар - это первый шаг к совместной работе, потому что изменение климата и катастрофы, к которым оно ведет, имеют всемирное значение. В качестве примера может послужить прошлогодняя засуха в центральной России, которая привела к повышению цен на зерно, и некоторые люди в разных странах  потеряли способность покупать  хлеб»- отметила она.

Корреспонденту удалось поучаствовать в работе четвёртой секции, в которой обсуждалась личная ответственность человека за изменение климата. В начале семинара руководитель рассказала участникам, что такое манифест, показала готовые примеры, объяснила, в чём заключается личная ответственность каждого за климат, ведь главная цель мероприятия – создать свой собственный манифест. Затем участники семинара ушли на обед, получив диски с программой, высчитывающей углеродный след, оставляемый каждым человеком на Земле. Ребята настолько включились в работу, что начали на десять минут раньше запланированного времени. Секцию поделили на небольшие группы из 3-4 человек - каждая представила свой вариант манифеста. В конце семинара участники поделились своими впечатлениями от двухдневного мероприятия.  

Руководителем этой секции была Людмила Георгиевна Кошкарёва, которая и согласилась ответить на наши вопросы :

- Какое будущее, вы считаете, ожидает климат Сибири?

- Неустойчивое. В народе бытует мнение, что в Сибири будет тепло, и ананасы будут расти, но они расти не будут однозначно. Да, в какой-то степени расширятся возможности для сельского хозяйства, но станет оно более рискованным, ведь наши технологии направлены на климат сегодня: мы будем не готовы к новым культурам и не сможем производить многие старые. К тому же, пожилые люди очень метеочувствительны, следует беспокоиться и об их здоровье. Проблем будет очень много, и они будут охватывать немало нюансов, например, отношения с беженцами.

- Как изменение климата может повлиять на озеро Байкал?

- Уже влияет. Есть научные исследования, в которых доказано, что температура стала на 1-2 градуса выше. Озеро позже покрывается льдом и раньше вскрывается. В нашем Байкале живёт тысячи уникальных видов, которые существуют в определённых температурных условиях. И если даже доля изменения температуры станет постоянной, то будет меняться видовой состав, и Байкал может стать уже не Байкалом, а каким-нибудь Саргассовым морем или чем-нибудь в этом роде. То есть функция очищения воды будет нарушена. Конечно же, это пугает.

- Судя по истории, прогнозы учёных часто оказывались точными?

- Раньше они были, может, и неточными, но сейчас всё построено на моделях. Существует даже такая статья, где указаны 7 пророчеств об изменении климата, которые уже осуществились: ледники начали таять, появились перепады погоды: там, где дождливо, стало больше дождей, а там, где засуха, ещё меньше и т.д. и всё совпадает. Сегодня прогнозы делаются на готовых моделях и поэтому учёные стали ошибаться куда реже. Лучше заранее предупредить изменения климата и подготовиться к ним, чем потом разводить руками. В следующие 10-15 лет нам следует резко поменять своё поведение: контролировать потребление ресурсов, ископаемых, скорее переходить на альтернативные источники энергии, т.е. менять поведение, мышление, шаблоны, стандарты, ценности. Самая главная ценность – это наша планета, на которой мы и наши дети хотим жить.

- Сейчас происходит множество природных катастроф: наводнение в Корее, Таиланде, ураган в Северной Америке – это причины или последствия изменения климата?

- Климатическая система должна быть стабильна и устойчива, а когда в ней происходит нарушение отдельных элементов и надёжных связей, она приходит в неустойчивые состояние - появляются ураганы и смерчи – и учёные не могут определить точно, что делать, ведь эта система определяется очень многими факторами. Эти нарушения приводят к таким печальным последствиям, с которыми мы уже не можем справиться. Число опасных метеорологических условий увеличивается с каждым годом и в России и за рубежом и, к сожалению, мы не привыкли к такому количеству опасных гидрометеоусловий и мы не можем ни предупреждать их точно, ни быстро решать эти вопросы.

- Какие катаклизмы могут произойти у нас в Сибири?

- Самая главная проблема, которая может произойти – это, конечно, изменения в сельском хозяйстве, в котором мы будем не адаптированы из-за перемежения жарких периодов с холодными, у нас и так климат резко-континентальный, а теперь ещё и резко-непредсказуемый. Я никогда не могу угадать, что мне надеть сегодня: утром холодно, днём вдруг жара. И проблемы со здоровьем будут у многих людей, у гипертоников и сердечников, особенно. Также придут новые болезни типа малярии, лихорадки - болезни, к которым мы не готовы.

- За какое время климат Земли может измениться до необратимого состояния?

- На самом деле, некоторые учёные говорят, что мы уже прошли точку невозврата. Сознание людей очень медленное, и проблемой климата занимаются только группы, который бьются практически безуспешно. Процесс принятия решений и действий очень медленный. В Германии уже с 60-х годов преподают основы изменения климата в их учебных заведениях, но это только единичный случай. Я боюсь, что нужны оперативные меры по спасению планеты. Если политики будут показывать пример, как правильно жить, то все люди, следящие за тем, как ведёт себя власть, тоже обеспокоятся проблемой климата.

В работе четвёртой секции были обозначены предложения для уменьшения воздействия человека на окружающую среду посредством таких действий, как сбережение природных ресурсов, теплоизоляция помещений, переход на альтернативные источники энергии, использование «зелёных» (экологичных) автомобилей, употребление местных продуктов, сортировка и переработка мусора и т.п.

Профессор Баур руководил первой секцией, задачей которой был поиск решений для адаптации к изменению климата. В России он был третий раз, но в Сибири первый. Хотя немец провёл в городе всего два дня, он успел побывать на Листвянке и восхититься красотой Байкала. Профессор заинтересовался проблемой климата недавно, в связи с его научными трудами по водной инфраструктуре: результат изменения климата связан с водой, например, в некоторых регионах не хватает этого ресурса из-за ещё более засушливой погоды. «Я очень рад, что было много слушателей во время конференции и все проявили себя активно» - сообщил он в завершение.

Молодёжь также осталась довольна результатами семинара: участникам вручили именные сертификаты и памятные подарки, но, конечно же, главным их приобретением стали новые знания, опыт и контакты, полученные в ходе мероприятия. Хотя справедливости ради надо сказать, что некоторые из участников уже имели познания в изучении климата – занимались исследованием этой темы в школе, готовили доклады и рефераты.

С заключительным словом снова выступила Ютта Хельд. Она выразила благодарность присутствующим за участие, а также подчеркнула высокий уровень организации мероприятия.

«Доверие, оказанное НИ ИрГТУ, не только оправдалось, но и превзошло все ожидания», - заявила она.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53740. Часть речи – прилагательное 34 KB
  Цель: Ознакомить с новой частью речи именем прилагательным его ролью в речи. Ознакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи. Что вы для этого сделали изменили окончания О чем это говорит Это говорит о том что эти слова зависят от имени прилагательного Знаете ли вы к какой части речи относятся слова 2 столбика Значит какую цель мы ставим перед собой на этом уроке узнать о новой части речи.
53741. Правописание гласных против шипящих 41.5 KB
  Что же нам нужно сделать Щука в озере жила Червячка с крючка сняла Наварила щука щей Пригласила всех ершей Говорили всем ерши: Щи у Щуки хороши Давайте запишем наше упражнение в тетрадь. Запись в тетрадь. Нам нужно вставить пропущенные буквы и записать его в тетрадь. Разбор с учителем стихотворения запись его в тетрадь.
53742. Подготовка к сочинению-рассуждению 36 KB
  Цели урока: познакомить с работами писателей посвящённых русскому языку; развивать речевые умения и навыки; прививать любовь к родному краю к малой и большой Родине. В гостях у нас учителя русского языка и литературы. Мы будем говорить о русском языке.
53743. Обобщающий урок по теме “Природа”. Урок - КВН 51 KB
  Природа Да все что нас окружает это природа. Природа прекрасна в любое время года. Весной мы можем наблюдать как вся природа просыпается от зимней спячки.
53744. Роль имени прилагательного в русском языке 88.5 KB
  Цель: Обучающая учить детей правильно использовать имена прилагательные в речи находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет; Развивающая развивать критическое мышление умение ставить проблемные вопросы выдвигать гипотезы анализировать и сравнивать обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся; Воспитывающая создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать...
53745. Столетняя война 72 KB
  Учитель приветствует учеников и организует повторение ими материала прошлого урока. Учитель проводит фронтальный опрос класса по теме прошлого урока. которая подтвердила права и вольности церкви городов рыцарей баронов свободного населения Что такое совет двадцати пяти совет баронов который следил за исполнением Великой хартии вольностей; в случае нарушения условий этой хартии бароны могли начать военные действия против короля всяческими способами добиваться исправления нарушений Затем учитель заслушивает письменные ответы...
53746. Ателье мод 47 KB
  Как вы думаете какие Правильно основной материал для изготовления одежды это ткань. Что такое ткань Ткань изделие изготовленное путём плотного соединения накрест переплетённых нитей расположенных двумя рядами продольными основа и поперечными уток. Первая ткань которую мы с вами рассмотрим это хлопок. Преимущества хлопковой ткани: Мягкость Хорошая поглощающая способность в тёплое время Лёгкость в окраске Давайте с вами заполним табличку хлопковая ткань она натуральная или синтетическая Пощупайте хлопковую ткань она...
53747. Конструирование из бумаги. Изготовление новогодней елочки 95.5 KB
  Технологии: технология сотрудничества, деятельностный подход, активное обучение, технологии объяснительно-иллюстративного обучения (в основе которых информирование, просвещение учащихся и организация из репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков).
53748. Теорема Виета 95 KB
  Предметные результаты: наблюдать и анализировать связь между корнями и коэффициентами квадратного уравнения. Формулировать и доказывать теорему Виета, а также обратную теорему, применять теоремы для решения уравнений и задач.