64927

ОТКЛОНЕНИЯ ОТ КАНОНОВ ИСЛАМА В ЗОЛОТООРДЫНСКИХ ПОГРЕБЕНИЯХ

Научная статья

История и СИД

Для этоого мы сравним захоронения из могильников оставленных оседлым населением с территории Селитренного городища в Астраханской области раскопки разных лет Поволжской археологической экспедиции под руководством Г. Всего в базе данных находилось 637 погребений 494 погребения с могильников Селитренного городища...

Русский

2014-07-22

129.55 KB

0 чел.

С.Ю. Акимовский

(Астрахань, АГУ)

ОТКЛОНЕНИЯ ОТ КАНОНОВ ИСЛАМА В ЗОЛОТООРДЫНСКИХ

ПОГРЕБЕНИЯХ

Цель нашей работы - рассмотреть вопрос о распространении мусульманского погребального обряда среди оседлого населения Золотой Орды. Для этоого мы сравним захоронения из могильников, оставленных оседлым населением - с территории Селитренного городища в Астраханской области (раскопки разных лет Поволжской археологической экспедиции под руководством Г.А. Федорова-Давыдова, Н.М. Булатова, Э.Д. Зиливинской и др.) и могильника Хан-Тюбе в дельте Волги (исследования Е.В. Шнайдштейн 1969 года).  Выбор пал именно на эти памятники, так как Селитренное гродище является остатками столицы Золотой Орды города Сарая, а могильник Хан-Тюбе относится к периферийному поселению сельского типа. Мы проводили сравнительный анализ захоронений, исходя из того, что каноническим мусульманским погребением, как говорит Е.А. Халикова,  считается то, в котором присутствуют три главных признака: а) ориентировка покойного на запад; б) поворот лица покойного в сторону Мекки; в) отсутствие в захоронении сопровождающего инвентаря.

Всего в базе данных находилось 637 погребений (494 погребения с могильников Селитренного городища и 143 - с могильника Хан-Тюбе). Из общей выборки мусульманскими погребениями без каких-либо отклонений от обряда можно назвать 332 погребения (или 67,2% от общего количества) с Селитренного городища и 60 погребений (или 42%) с могильника Хан-Тюбе. Количество захоронений с отклонениями от традиционного мусульманского обряда следующее: 83 погребения на могильнике Хан-Тюбе (58%) и 162 с территории Селитренного городища (32,8%).

Из погребений с отклонениями от мусульманского обряда на могильниках Селитренного городища в 17 случаях (10,5% от общего числа захоронений с отклонениями от обряда) зафиксирована ориентировка покойного головой на юг. Лицом вверх обращены покойные в 77 погребениях (47,5%), из которых 65 лежит вытянуто на спине, а в 8 случаях в захоронениях обнаружен сопутствующий инвентарь. Кроме того, в 25 погребениях (15,4%) череп покойного обращён лицом влево, то есть на север. Из них в 18 захоронениях покойные лежат вытянуто на спине, и в одном - с доворотом вправо. Из этих 25 захоронений в 6 присутствует гроб или его остатки. В 35 погребениях череп покойного  обращён лицом вправо, к Мекке, но в 19 случаях в захоронениях данной группы присутсвуют вещи, а в 6 - гроб. На могильнике Хан-Тюбе из 83 погребений с отклонениями от мусульманского обряда лишь в одном погребённый ориентирован головой на север, а во всех остальных случаях -  на запад. В 60 погребениях (72,3%) покойные лежат лицом вверх. В одном захоронении этой группы содержался погребальный инвентарь. Кроме того, в 16 погребениях (19,3%) лицо покойного обращено влево (на север), из них двух случаях в погребениях отмечен погребальный инвентарь, а в одном - гроб. В одном погребении череп покойного повёрнут лицом вправо, костяк лежит с доворотом вправо, погребённый ориентирован головой на запад, то есть захоронение соответствует всем канонам ислама, но в могиле присутствует вещевой инвентарь.

Сравнивая эти цифры, можно говорить о том, что ислам распространялся среди оседлого населения Орды неравномерно. Наглядно видно, что ислам укоренился в погребальном обряде населения столицы Золотой Орды в большей степени, чем на периферии. В крупных городах процессу исламизации способствовала сильная централизованная власть, большое количество приезжих и переселенцев из стран ислама, а так же суфийские шейхи и братства, обращавшие в ислам население Золотой Орды. В удалении от столичных центров этот процесс был достаточно сильно заторможен влиянием сильных языческих традиций кочевого и оседлого домонгольского населения и отдалённостью от городов как центров распространения новой религии, выражающейся в нечётком знании требований ислама к погребальному обряду.  

Е.А. Пальцев

(Астрахань, АГУ)

Юртообразное жилище Самосдельского городища

В ходе работ сезона 2004 г. Самосдельской археологической экспедиции в раскопе №1 в предматериковом слое была обнаружена яма округлой формы с примыкающим с юга прямоугольным выступом. Глубина ямы в среднем 58 см, минимальный диаметр равен 2,84 м, а наибольший - 3,24 м. По периметру ямы на северном, восточном и южном бортах были прослежены три пары лунок (предположительно, оставленных жердями каркаса жилища). Южная примыкающая яма имела глубину около 30 см и длину 1,24 м. Ширина ямы - 0,9 м. По периметру ямы вдоль бортов на дне прослежены лунки диаметром около 6-7 см от жердей или колышков, которые предположительно удерживали деревянную облицовку песчаных боковых стен. Между стенками ямы и колышками были расчищены остатки горизонтально уложенных на ребро досок. Плоское дно прямоугольной ямы было выстлано древесными плахами. Дно круглого котлована подобной вымостки не имело. Уже в процессе расчистки данного объекта было сделано предположение, что перед нами котлован небольшого юртообразного жилища со входом, ориентированным на юг.

Находки позволяют окончательно убедиться в справедливости этого допущения. Заполнение котлована жилища и входа состояло преимущественно из слежавшихся деревянных жердей, обмазанных серой материковой глиной, которые могут являться остатками конструкции стен и перекрытия. В заполнении котлована, в придонной части, под слоями дерева, в большом количестве были обнаружены кости животных и фрагменты лепной и гончарной керамики. В юго-восточной его части на дне была обнаружена археологически целая деревянная долблёная миска. Дно котлована лежит в слое плотной материковой глины, борта же песчаные. Весьма интересно также заполнение примыкающей с юга ямы входа. Под досками предполагаемого пола были обнаружены два альчика. Имеются многочисленные свидетельства, в том числе и этнографического характера, об имевшейся у кочевых народов традиции закладывать альчики у входа в юрту в качестве оберега.

Следует отметить то, что в заполнении котлована (равно как и на его дне) наблюдалось полное отсутствие следов золы или прочих следов очага. Это наталкивает на следующие выводы: либо жилище было оборудовано жаровней, и в этом случае обнаружение продуктов горения маловероятно, либо оно было летним, то есть очаг располагался во дворе. Нельзя отрицать и того, что постройка могла носить сугубо хозяйственный характер, являясь складским помещением. Терминология и общие положения нашего исследования основаны на статьях и работах В.С. Флёрова. Данное сооружение может быть соотнесено с аналогичными конструкциями в других регионах Восточной Европы. Налицо общие принципы планировки и конструктивные особенности, но наиболее близка ему юртообразная постройка обнаруженная археологом Дм.Ил. Димитровым в Северо-восточной Болгарии, близ села Блысково. Юртообразная постройка, обнаруженная на городище Биляр в 1984 г., также сопоставима по ряду особенностей с самосдельской. Здесь были также обнаружены безочажные юртообразные постройки, у которых зафиксированы лунки от жердевых конструкций, располагавшиеся по внешнему периметру ямы. В.С. Флёровым юртообразные жилища Восточной Европы трактуются как признак оседания на землю кочевников (в частности - болгар) в рамках культуры Хазарского каганата.

Основной проблемой работы является вопрос датировки сооружения. Найденная керамика указывает на его принадлежность периоду конца IX  - начала X вв. Кроме того, опираясь на характер орнаментации лепной керамики можно предположить, что сооружение располагается в слое хазарского времени. Довольно расплывчатым выглядит его назначение, которое предстоит с той или иной степенью истинности выяснить на заключительном этапе исследований. Раскопки на городище Самосделка продолжаются, что позволяет надеяться на обнаружение других подобных построек в будущем.

С.В. Ермилов

(Астрахань, АГУ)

железные изделия Самосдельского городища

Самосдельское гордище располагается в 40 км к югу от Астрахани, на правом берегу Волги, напротив села Самосделка. В ходе, проводимых на территории городища работ в период с 2000 по 2004 гг среди прочих находок встречаются металлические предметы. Однако, ввиду того, что в XIXв на территории гордища раполагался рыбзавод, верхние слои оказались сильно засолёнными, поэтому металлические предметы в этих слоях имеют плохую сохранность. Но в нижних слоях металлические предметы, видимо из-за меньшего содержания соли в грунте и большей влажности, сохранились лучше, нежели  в верхних слоях.

В ходе работ сезона 2004 г, был обследован небольшой участок прирезки к раскопу №1, площадью 40кв.м. Однако, большинство металлических предметов было обнаружено в ходе снятия 10-12 штыков в северной части раскопа, большую часть этих находок составляли железные изделия. В ходе лабораторной обработки материалабыла составлена следущая таблица:

изделие

Штык, №

Прочие

1

Гвозди

4

-

-

Скобы

1

-

-

-

-

-

Крюки

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Фрагменты ножей

-

-

-

-

-

-

-

-

Фрагменты замков

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Шлак\

крицы

-

-

-

-

-

-

-

Неопределённые предметы

3

Все изделия были разделены на группы по принципу- вид изделия и уровень на котором оно было обнаружено. При составлении таблицы не учитывался третий штык прирезки, т.к. на нём не было найдено ни одного железного изделия, также все предметы найденные в ямах, подъёмном материале и при разборке сооружений были объединены в графу - "прочие".  Таким образом видно, что основную часть железных изделий составляют гвозди.  Исходя из этого можно предположить, что на исследуемом объекте существовало некоторое количество деревянных построек, которые видимо не сохранились. Также из данных пирведённых в таблице видно, что среди прочих находок встречаются железный шлак и крицы, что даёт оснавание предположить о наличее на территории городщища железоделательного производства. Однако, несмотря на то, что сохранность железных изделий в нижних слоях несколько лучше, чем в верхних, всё же она оставляет желать лучшего, поэтому весьма значительную часть находок составляют предметы неопределённого назначения.

В ходе дальнейшей обработки материала представляется возожным более подробное исследование гвоздей, возможно подразделение их на группы по форме, размеру и другим показателям. Также предполагается металлографические анализ материала.

Н.С. Мальцева

(Астрахань, АГУ)

задачи формализованного описания керамики

(на примере материалов самосдельского городища)

Самосдельское городище находится в Камызякском районе астраханской области. Полномасштабные исследования на нём ведутся с 2001 года. Раскоп №1, заложенный в самой высокой точке городище, показал наличие культурного слоя мощностью до 3,5 м. В настоящее время пришла пора для детального изучения находок, в том числе и керамического материала. Именно керамика в данный момент нуждается в синхронизации и привязке к стратиграфии. Эта задача на практике сталкивается с рядом существующих проблем - прежде всего, с фрагментированнностью материала, разнокультурностью памятника, поскольку на городище обнаружены следы пребывания разноэтничных групп населения, а также высокой степенью повреждения культурных слоёв городища в новое время и перекопанностью в древности.

Нужно отметить, что весь керамический материал Самосдельского городища проходит первоначальную обработку ещё в ходе полевых исследований, для чего используется полевой описательный код, разработанный С.Б. Болеловым и Е.Б. Бариновой. Безусловно, он не может носить характер детального отвлечённого, формализованного описания, отвечающего требованиям статистической обработки. Он опирается только на базовые данные, так как адаптирован для работы в полевых условиях. Поэтому для детальной статистической обработки, целью которой является выделение типов керамики путём выявления комплексов связанных признаков необходимо составить список признаков, формализованно описывающих керамический материал.

Описание керамического материала должно быть построено, на наш взгляд, по следующим блокам:

  1.  Описание технологических признаков артефакта (способ производства, характер обжига, качественные характеристики теста и наличие в нём примесей);
  2.  Морфологические характеристики артефактов (форма сосудов и их частей);
  3.  Пропорциональные соотношения частей сосудов и абсолютные их значения;
  4.  Описание орнамента и отделки поверхности артефактов
  5.  Описание контекста, в котором обнаружены артефакты (слой, яма, сооружение, штык, глубинная отметка и пр.)

Вышеуказанные проблемы с классификацией керамического материала требуют, чтобы база данных, построенная по разрабатываемому списку признаков, предоставляла исследователю возможность работать не только с целыми формами, но и с фрагментированным материалом.

Операции по выявлению силы и направленности связей между отдельными признаками и группами признаков в массиве базы данных должны привести к выделению типов сосудов, к их относительной синхронизации и чёткому соотнесению со стратиграфическими и хронологическими границами.

Подробный список признаков для описания керамического материала может быть использован в качестве базового при изучении керамического материала других памятников эпохи средневековья.

В.С. Богатырёв

(Астрахань, АГУ)

к вопросу о торговых связях Нижнего поволжья

в X-Xiii вв. (на примере Самосдельского городища)

Самосдельское городище уникально тем, что здесь впервые в Нижнем Поволжье были обнаружены подстилающие слои под золотоордынским культурным слоем. Город существовал непрерывно со времени своего основания, то есть с IX века и до второй половины XIV века. Из материалов городища видно, что город являлся центром транзитной торговли, чему напрямую способствовало его географическое расположение. Исследователями - Э.Д. Зиливинской, Т.Ю. Гречкиной и Д.В. Васильевым - данный памятник отождествляется с городом Саксин, центром одноимённой области в дельте Волги. Целью данного исследования является определение торговых связей Самосдельского городища на протяжении всего указанного периода его существования.

При археологических исследованиях на Самосдельском городище обнаружено большое количество импортной керамики. Предметы импорта составили около 10 % от общего числа керамических изделий. В нашей работе мы использум не только археологические материалы, но и письменные источники. Арабские авторы описывают Саксин как крупный торговый город. Особый интерес представляют записки Ибн-Исфандийара и Абу Хамида Ал-Гарнати. Ибн Исфандийар в своем труде "Тарих-и Табаристан", написанном в 1216 году, сообщает, что Саксин поддерживал торговый контакт с Амулем и сюда через Амуль прибывали мусульманские купцы из Ирана, Сирии, Хорасана и из Индии. По сведениям Ибн Исфандийара, до 400 больших морских кораблей ежегодно осуществляли перевозку между Саксином и Амулем. Текст источника имеет археологическое подтверждение. Предметы импорта из Хорезма обнаружены в самых нижних слоях городища, которые предварительно датированы IX –первой пол. X вв.. Торговые связи с Хорезмом, по всей видимости, были непрерывными вплоть до монгольского нашествия, поскольку в материалах городища известны предметы хорезмийского импорта, относящиеся к концу XII –началу XIII века. Известны здесь также стеклянные изделия сирийского происхождения. Но больше всего среди предметов импортного производства иранских и ширванских изделий. Видимо, Самосдельское городище имело торговые связи с Ираном, Ширваном, Ближним Востоком и Хорезмом, но о длительности связей мы можем говорить только в последнем случае.

Наибольший интерес для нас представляют связи Самосдельского городища с Волжской Булгарией. Именно булгары сумели обеспечить безопасность торговых караванов, плывших по Волге, что и определило успех транзита и непосредственной торговли на Средней Волге. Подтверждением непрерывности транзита с Востока через Самосдельское городище является тот факт, что в Булгарии находят керамику того же Хорезма, среднеазиатскую и иранскую посуду. Абсолютное большинство гончарной посуды из слоёв X-XII вв. составляет посуда булгарского производства, соотносящаяся по классификации Хлебниковой с первой и третьей общеболгарскими группами посуды, сделанная булгарскими мастерами непосредственно на месте. Столь значительные масштабы керамического производства позволяют говорить о тесных связях Самосдельского городища с Волжской Булгарией в X-XII вв., о большом булгарском компоненте среди населения городища, о чем свидетельствует и Ал-Гарнати, сообщая, что "существовали кварталы хазар, сувар, болгар". Д.В. Васильев утверждает, что на городище в XIXIII вв. существовала болгарская торгово-ремесленная фактория.

Торговля в Нижнем Поволжье замирает в первой половине XIII века в связи с монгольским нашествием, и новый ее подъем по старым направлениям наблюдается по материалам золотоордынских городов Поволжья к середине XIII века. На Самосдельском городище не были обнаружены предметы импорта из Ирана или Хорезма, которые относились бы к середине XIII века, либо более позднему периоду.

Д.И. Жарханалиев

(Астрахань, АГУ)

Ритуальное захоронение из окрестностей городища

Лапас (к вопросу о культе коня у средневековых

кочевников)

В полевом сезоне 2004 года на северной части Лапасского городища проводились охранные раскопки экспедицией Астраханского государственного университета. В ходе этих раскопок на бэровском бугре было обнаружено интересное захоронение. Оно было совершено в прямоугольной яме и ориентировано по линии запад-северо-запад - восток-юго-восток. На дне могильной ямы был обнаружен скелет лошади, лежащий с подогнутыми ногами, ориентированный передней частью на восток. У лошади отсутствовал череп и скаковые конечности, отчленённые по первый сустав.

Тазовая часть скелета была разрушена в ходе прокладки траншеи для телефонного кабеля. Однако, в борту траншеи было видно, что и задние конечности были подогнуты под брюхо. Исследованиями не был выявлен костяк человека или погребение, которому бы соспутствовал данный костяк лошади. Представляется очевидным, что данная яма была выкопана специально для того, чтобы похоронить именно тушу коня.

Данное захоронение мы трактуем как ритуальное. Обращают на себя внимание такие признаки преднамеренного погребения, как то, что туша была положена на брюхо, а конечности подогнуты под туловище и то, что у скелета коня отсутствовали череп и скаковые сегменты конечностей.

Дело в том, что в период с VI по X  века у тюркских племён существовал обычай хоронить умершего вместе с тушей коня. В археологических материалах встречались захоронения не только целых туш, но специально изготовленных чучел коенй. Для изготовления таких чучел использовали череп, конечности и шкуру лошади. Причём, как утверждает Е.В. Круглов, в так называемое огузское время (IX-X вв.) кочевники Нижнего Поволжья и южнорусских степей отчленяли скаковые конечности именно по первый сустав. Он связывает захоронения кочевников с такими чучелами или шкурами коней собственно с огузами. Считается, что вся остальная часть туши, остававшаяся после изготовления чучела, съедалась во время поминальной тризны. Но данная находка может пролить свет на некоторые аспекты поминального обряда и позволяет утверждать, что останки лошади захоранивались неподалёку от захоронения человека в ходе совершения погребального обряда.

И.В.Косточкин

(Астрахань, АГУ)

Аналогии изображениям доспехов из Шиловского

могильника

Произведения изобразительного искусства наряду с письменными и археологическими источниками дают нам богатый материал по древним видам оружия и доспехам.

Изображения воинов на обкладке седла из Шиловского могильника позволяют судить о формах защитного снаряжения у народов Урала, Поволжья и Западной Сибири.

На костяной пластине для обкладки седла острым предметом процарапаны изображения облаченных в доспехи всадников. Головы воинов защищают конусообразные шлемы с бармицами, возможно кольчужными (способ изображения структуры бармицы не характерен для кольчужного набора, можно предположить, что мы имеем дело с мелкочешуйчатой или стеганой защитой).

Всадники одеты в пластинчатые панцири, представляющие собой цельный доспех с широкой и длинной колоковидной юбкой. Панцирные пластины с узорчатым боковым краем имеют ламеллярно-ламинарный набор. Оплечья панциря, имеющие такую же структуру, крепятся отдельно.

Можно предположить, что панцирь доходит до подмышек, а грудь, шея и плечи защищены как оплечьями, так и надетой снизу кольчугой или нагрудником. Подобную систему защиты мы можем наблюдать как у воинов, изображенных на фресках Пенджикента, так и на всадниках из Монгольского Алтая (скала Хар-Хад (гора Цаст-Ул)).

По структуре доспех шиловских рыцарей близок к панцирю всадника, изображенного на щите с горы Муг. Правда, на данном аналоге пластины не выделены, а оплечья, по-видимому, представляют одно целое с панцирем.

Интересно и то, что все вышеперечисленные виды нательного доспеха относятся к одному и тому же периоду (вторая половина VI - начало VIII вв.)  Данный тип доспеха сохранялся и в дальнейшем, о чем свидетельствуют находки изображений воинов IX в. из Кумтуры (Восточная Сибирь) и Турфана (Восточный Туркестан).

Что касается шлемов, то мы можем найти массу аналогий и в более позднее время в конце IX-начале X в. н. э.. Это шлемы воинов из Преслава, Маяцкого городища, Сулекской писаницы.

Необходимо отметить, что объем шлема увеличивается по сравнению со своими ранними аналогами. Структура набора шлемов близка к шлему из кургана Черная могила, а так же к гнездовскому шлему и шлему, найденному у села Мокрое.

Костяные изделия и косторезное производство

на Самосдельском городище

Панахалиева Д.У.

(Астраханский государственный технический университет)

Самосдельское городище располагается в 45 км ниже Астрахани, на правом берегу реки Старая Волга. Главная часть городища находится на острове, который со всех сторон окружён высохшими протоками. Городище тянулось вдоль по берегу реки на расстояние около 2 км, предположительная ширина острова составляет около 500-700метров.

На городище 5 лет (2000-2004г.г.) проводятся комплексные археологические исследования, предусматривающие раскопки на самом городище, разведки в его окрестностях и почвенно-ландшафтные исследования. Они проходят под руководством Зиливинской Э.Д., Гречкиной Т.Ю., Васильева Д.В.

За это время на городище, помимо других находок, было обнаружено значительное количество костяных изделий, заготовок для них, костей со следами обработки, альчиков и т. п. Этот факт заставляет задуматься о существовании косторезного производства на Самосдельском городище. Но для того, чтобы уверенно утверждать это, необходимо тщательно исследовать и систематизировать найденный материал, что и является задачей настоящей работы. Кроме того, нам необходимо определить значение и уровень развития этого ремесла на данном городище.

При подготовке доклада использовались отчетные материалы раскопок на Самосдельском городище за 2000-2003 гг. 

Все находки подразделяются на три основных типа: альчики, разнообразные костяные изделия и заготовки к ним (а также отходы производства). Первая категория находок насчитывает около 69  предметов. Их можно разделить на альчики обработанные, то есть  со шлифовкой, насечками, отверстиями, и необработанные. Основными типами изделий, наиболее часто встречавшимися, являются так называемые “коньки”, лощила, костяные пуговицы с характерным орнаментом, множество фрагментов этих изделий, единичными экземплярами представлены такие изделия как костяное навершие нагайки, костяная накладка на лук с шестью круглыми отверстиями. Третья категория находок наиболее многочисленна. Он включает костяные трубочки с отверстиями, кости со следами обработки: с одним и более отверстиями, шлифовкой, кольцевой нарезкой, следами отпила, обточки, поперечного пропила; заготовки для “коньков”, пиленые рога, клык кабана со следами обработки, а также фрагменты подобных предметов.

Назначение многих предметов нам неизвестно, например, непонятно использование так называемых “коньков”, которые представляют собой большую берцовую кость крупного рогатого скота, которая имеет одно или два сквозных отверстия, сделанных в местах естественных каналов для поступления питательных веществ в ткани кости при жизни животного, и отшлифованный метафиз. Причем эти “коньки”делались как из костей старых, так и молодых животных, о чем свидетельствует наличие или отсутствие эпифизов. Очень много было найдено заготовок для “коньков”. Одна из них –это обработанная берцовая кость барана, одна из широких плоскостей которой частично спилена и отшлифована, метафиз срезан почти горизонтально и отшлифован. В диафизной части она имеет круглое сквозное отверстие, а боковые плоскости диафиза сточены. Помимо этого есть обработанные кости, обе широкие плоскости которых частично спилены и отшлифованы.

Вызывает интерес яма № 20, где было обнаружено наибольшее количество альчиков, а именно 48. Они различаются по степени обработанности, к примеру, два альчика с обработанной поверхностью и отверстием, один с обработанной поверхностью  насечками, три только с насечками, четыре только с обработанной поверхностью. Они предназначались для игры в кости, о чем также свидетельствуют насечки;  на разных альчиках –разное число насечек.

Всего в коллекцию было включено 182 предмета из кости. Из них 69 альчиков, 36 изделий из кости и 77 заготовок к изделиям.

Помимо находок внутри раскопа были обнаружены костяные изделия и заготовки в виде подъёмного материала.

Необходимо отметить основные места обнаружения наиболее массового материала. Большая масса находок была обнаружена в северной части раскопа. Немало предметов было найдено в землянке №1. Значительное число находок было изъято из ямы № 42 –альчиков, №21 –костяных предмета, № 20 –альчиков. В основном, это небольшие ямки цилиндрической формы, забитые костяными предметами.

Исследование показало, что наибольшее количество находок из кости было найдено на уровне 10-го штыка, который датируется X-XI вв.  Этот период характерен наиболее интересными находками. Среди них плосковыпуклая костяная пуговица диаметром 2,5 см и толщиной 0,6 см, с орнаментом на выпуклой стороне виде 2–х прорезных параллельных линий по кругу у внешнего края и семи двойных окружностей диаметром 0,4 см, расположенных по краю пуговицы на расстоянии от 0,2 до 0,5 см друг от друга, также костяные трубочки с отверстиями найденные в слое, датируемом X веком.

Одну десятую от всего числа находок составляют отпиленные рога со следами обработки. Мы отнесли их к числу заготовок к изделиям, но, скорее всего, это результат обучения косторезному делу, поскольку рога имеют пористую структуру, что обусловливает непрочность изделий из них, поэтому они не пригодны для использования, но вполне могут использоваться для обучения подмастерья в косторезной мастерской. Такое же предназначение, вероятно, имели и пористые трубчатые кости.

Учитывая, помимо самих изделий из кости, наличие относительно большого количества заготовок для них, среди которых есть кости со следами обработки и их фрагменты, фрагменты отпиленных рогов, фрагменты заготовок для “коньков”, пиленые рога, альчики, мы можем констатировать наличие на Самосдельском городище косторезного ремесла. Об этом говорят и находки бракованных изделий, то есть отходов производства.

Относительная малочисленность самих изделий, их несовершенство указывают на низкий уровень развития косторезного дела.

Кроме этого, отмеченный выше факт наличия наибольшего числа находок изделий из кости на уровне X-IX вв. и  тенденция к сокращению числа изделий из кости и даже их фрагментов с течением времени говорит об упадке этого производства с течением времени.

 Предметы из кости

 

      Изделия          Альчики             Заготовки

костяная               обработанные            кости со

ворворка                                                   следами

                                                                 обработки и

костяная                необработанные      их фрагменты

накладка                                               

на лук                                                       заготовки для      

                                                                “коньков”и

костяное                                                  их фрагменты   

навершие

нагайки                                                    трубчатые   

                                                                 кости и

лощила                                                     их фрагменты

                                                              

пуговицы                                                 отпиленные

                                                                 рога и их

костяные                                                 фрагменты    

трубочки

                                                               

коньки

      36  шт.                   69  шт.                        77  шт.    

Всего  198 шт.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53434. Интеграция на уроках музыки 42.5 KB
  Интеграция уроков музыки и развития речи обеспечивает межпредметную связь и раскрывает взаимосвязь человека и искусства. Что же такое интеграция Вот как это понятие трактуется в логическом словаресправочнике Н. Кондакова: Интеграция это объединение в целом какихлибо частей элементов.
53435. Диффузия – основа жизни 38 KB
  Однако разрозненные знания не позволяют создать целостную картину мира поэтому основная задача нашего урока показать взаимосвязь казалось бы таких разных наук как физика и биология при изучении такого распространенного явления как диффузия. Дать определения понятиям осмос и диффузия. Какой процесс имел место а тургор б диффузия в осмос 6.
53436. Обучить формулам обращения в русском и английском языке 56 KB
  Традиции употребления обращений в русском и английском языке Цель: обучить формулам обращения в русском и английском языке; Задачи: Актуализировать знания учащихся по теме Формы обращения в русском и английском языке; Продолжить ознакомление учащихся с формулами обращения в русском и английском языке; Создать условия для активизации употребления формул речевого этикета в речи учащихся; Приобщать учащихся к культуре традициям и реалиям стран родного и иностранного языков в рамках конкретной ситуации общения отвечающей опыту...
53437. Звук «р», букви Р р. Письмо великої літери «Р». Парасолька Оле Лукойє 43 KB
  Парасолька Оле Лукойє. Тип уроку: комбінований Обладнання: парасолька ілюстрація Оле Лукойє розрізані букви складові таблиці по швидко читанню демонстраційна таблиця Р р ілюстрації квітів назви квітів розсипані слова фішки настроюфарби пензлик ескізи парасольки стрічки уваги мішечок. Діти як звуть цього дідуся Оле Лукойє Навіщо дідусю парасолька щоб творити дива Урок в нас діти незвичайний – Гостя радо зустрічаймо Казку слухати почнемо і дідусю доведемо Що настрій...
53438. Путешествие по карте Украины 57 KB
  Оборудование: компьютеры карта Украины фотографии с видами городов Украины. Каждый ученик при подготовке к уроку получил индивидуальное задание и задание для работы в группах проведя самостоятельную исследовательскую работу Работа по виртуальным картам Украины установленным на каждом мониторе компьютера. А знаете ли вы сколько в мире стран Около 200 Выберите правильный вариант названия страны изображённой на мониторе Италия Россия Франция Украина Польша Назовите и покажите на карте соседей Украины.
53439. Інтегрований урок з української мови та трудового навчання в 7-му класі «Кухарі-мовознавці» 53.5 KB
  Твіррозповідь про процес праці з трудового навчання – Особливості приготування страв із круп Мета уроку: навчити писати твіррозповідь про процес праці; навчити готувати страви з крупів; повторити типи та стилі мовлення особливості побудови розповіді та опису; ознайомити дітей з видами крупів їхнім значенням у харчуванні людини народними традиціями пов’язаними із зерновими культурами з різноманітністю способів і рецептів приготування каш; допомогти учням вибрати жанр і стиль майбутнього твору; розвивати усне та писемне...
53440. Море у творчості митців 58 KB
  Тема: Море у творчості митців Мета: Показати взаємопроникнення видів мистецтва: поезії музики живопису підвести дітей до висновку що кожен митець застосовує ті засоби художньої виразносмті які йому найбільш подобаються розвивати вміння бачити музику чути картину розвивати творчу уяву; виховувати культурного слухача всебічно розвинену особистість; прищеплювати любов до мистецтва. Айвазовського репродукція картини Дев’ятий вал†грамзапис; папір фарби текст пісні Море Ю. Вчитель музики: Вірно сьогодні ми говоритимемо та...
53441. Інтегроване навчання та міжпредметні звязки на уроках: спільне, відмінне, особливості реалізації 75.5 KB
  З’ясуємо суть понять міжпредметні зв’язкиâ€ й інтеграція†та особливості їх впровадження в навчання учнів початкової школи. Проте згодом намітилася їх диференціація: у тих випадках коли один предмет є основним а відомості з іншого викладаються лише в допоміжній ролі з метою повторення прискорення процесу навчання чи закріплення знань умінь і навичок є підстава говорити про міжпредметні зв’язки. Словосполучення інтеграція навчання†у Педагогічному словнику тлумачиться як відбір та об’єднання навчального матеріалу з різних...