64934

Как улус Джучи стал Золотой Ордой

Научная статья

История и СИД

ТМ уже публиковал заметки о том когда и как родилось одно из названий этой державы Золотая Орда см. Согласно Рашид ад Дину автору Сборника летописей Джами аттаварих главному источнику по истории Монгольской империи орда ставка Джучи была в пределах Иртыша.

Русский

2014-07-22

38 KB

2 чел.

Турсун Султанов
Санкт Петербург

Как улус Джучи стал Золотой Ордой

Когда и почему созданное Батыем государство стали называть Золотой Ордой

В исследовании доктора исторических наук, профессора Турсуна ИкрамовичаСултанова (Санкт-Петербург) "Род Шибана, сына Джучи: место династии в политической истории Евразии" уделено внимание истории различных названий могучей евразийской державы, созданной ханом Бату (Батыем).
"ТМ" уже публиковал заметки о том, когда и как родилось одно из названий этой державы — "Золотая Орда" (см. "ТМ" № 3(32), стр.6). Ниже излагаются основные положения исследования Т.И.Султанова по этой теме. 

• История образования Золотой Орды связана с историей складывания удела-владения Джучи. Чингисхан, подчиняясь народному обычаю, ещё при жизни определил уделы своим сыновьям и другим родичам. Насколько можно судить по имеющимся материалам, первым был выделен старший сын — Джучи. Когда в 1207-1208 годах тот покорил енисейских кыргызов и прочие "лесные народы" юга Сибири, говорится в монгольской хронике 1240 года, отец "подарил" все эти народы ему. Впоследствии, после покорения Чингисханом Средней Азии (1219-1224) в состав удела Джучи вошли также обширные земли к западу от Иртыша и от границ Каялыка (в Семиречье) и Хорезма (нижняя Амударья) "вплоть до тех пределов, куда доходили копыта татарских коней".
Завершив военную кампанию в Средней Азии, Чингисхан в 1224 году вернулся в Монголию. Джучи остался в полюбившихся ему Кипчакских степях, чтобы заняться организацией управления своим улусом-владением. Согласно Рашид ад-Дину, автору "Сборника летописей" ("Джами ат-таварих"), главному источнику по истории Монгольской империи, орда (ставка) Джучи " была в пределах Иртыша". По утверждению Абу-л-Гази, чингисида и автора "Шаджара-йи тюрк" ("Родословное древо тюрков"), "резиденция (тахтгах) Джучи располагалась в Дешт-и Кипчаке, и это место (йер) называлось Кок-Орда.
• После смерти Джучи в начале 1227 году его преемником стал сын Бату.
О первых десяти годах правления Бату-хана в источниках мало сведений. На курултае 1235 года было принято решение о новом походе в западные страны и Бату был назначен предводителем объединённого монгольского войска. Разгромив в ходе кампании 1236-1242 годов Волжскую Булгарию, русские княжества, опустошив Польшу, Венгрию, Чехию, Валахию и другие европейские области и страны, Бату вернулся на берега Волги, куда была перенесена и резиденция Джучидов, располагавшаяся ранее в районе Иртыша.
Впервые в истории всё пространство Великой Степи от Иртыша — на востоке до Дуная — на западе целиком оказалось в составе владений династии Джучидов — потомков Джучи.
Бату, первый правитель улуса Джучи, после смерти своих дядей Угедея (конец 1241 года) и Чагатая (начало 1242 года) считался, по выражению одного из авторов, "всем царевичам старшой (ака)", пользовался наибольшим авторитетом и обладал даже некоторыми правами государя. Тем не менее он до конца своей жизни оставался вторым после великого хана человеком в Монгольской империи и не стал главой самостоятельного государства. Как при Бату (умер в 1256 году), так и при первых преемниках его (Сартаке, Улагчи, Берке) улус Джучи оставался лишь одной из частей Монгольской империи с центральным правительством в Каракоруме (Монголия).
• Политическую самостоятельность Джучиды обрели лишь в годы правления внука Бату Менгу-Тимура (1267-1280): он первым из правителей Джучиева улуса стал от своего имени чеканить монеты с титулом "правосудный великий хан" и выдавать ярлыки (повеления), в частности русскому духовенству (первый ярлык датирован августом 1267 года).
Таким образом, с конца 60-х годов XIII века улус Джучи отделяется от общеимперского центра и становится самостоятельным государством. Для обозначения этого нового монгольского государства в сочинениях мусульманских авторов и текстах официальных документов на протяжении всего средневековья употреблялись различные названия. Вот неполный их перечень: улус Джучи, Дешт-и Кипчак, Кипчак, Дом Бату, страна Берке, Северное царство, Улуг улус, Токмак, Токмакский улус, Узбеково государство, Узбекский улус. В исследовательской же литературе оно известно под именем Золотой Орды.
• Принято считать, что словосочетание "Золотая Орда" перешло в научную литературу из русских летописей и имеет позднее происхождение. На Руси новое монгольское государство с центром в Нижнем Поволжье долгое время не имело какого-либо специального названия, и вместо него в русских летописях употреблялись выражения типа: поехать "в татары", приехать "из татар", "к Батыю" и т.п. С конца XIII века на смену этим выражениям приходит наименование "Орда", которое прочно утверждается во всех русских официальных документах и летописях. Название "Золотая Орда" (в форме "Златая Орда" и "Великая Орда Златая") в русских источниках зафиксировано лишь во второй половине XVI века, когда основанное Джучидами государство с центром в Поволжье уже полностью распалось. Следует особо отметить, что в русских источниках выражение "Златая Орда" употребляется только в значении части улуса Джучи; лишь в исследовательской литературе понятие "Золотая Орда" — синоним государства потомков Джучи в целом.
• Происхождение названия "Золотая Орда", по мнению ряда исследователей (А.Г.Митрошкина, Г.А.Богатова, Г.А.Фёдоров-Давыдов, В.Л.Егоров), находится в прямой связи с ханской ставкой, а точнее, с богато украшенной золотом и дорогими материями парадной юртой монгольского правителя.
Действительно, в средневековую эпоху присвоение названия "золотая орда", "золотой шатёр" царской ставке было явлением ординарным. Так, у арабского путешественника Х века Тамима ибн Бахра мы находим описание "золотого шатра" правителя страны древних уйгуров. Термин "Золотая Орда" нередко употреблялся в мусульманских и европейских источниках XIII-XIV веков при описании событий в Монгольской империи. Вот несколько примеров. Рашид ад-Дин, рассказывая о возвращении Чингисхана в 1224 году из Средней Азии в Монголию, указывает, что когда тот достиг местности Бука-Суджигу, то приказал разбить Урду-и заррин-и бузург", то есть "Большую, или Великую, Золотую орду". В другом случае говорится о том, что в местности Карчаган в одном дне пути от Каракорума, столицы Монгольской империи, для великого хана Угедея "разбили такой большой шатёр, что в нём помещалась тысяча человек, и этот шатёр никогда не убирали. Скрепы его были золотые, внутренность его была обтянута тканями; его называли "Сира урду" — "Золотая Орда", "Золотая ставка".
В связи с этим интересен рассказ из отчёта монаха-францисканца Иоанна де Плано Карпини, который присутствовал на интронизации хана Гуюка в 1246 году. Для возведения Гуюка на престол в степи был установлен большой шатёр, "называемый у них Золотой Орды… Шатёр же этот был поставлен на столбах, покрытых золотыми листами и прибитых к дереву золотыми гвоздями, и сверху и внутри стен он был крыт балдахином, а снаружи были другие ткани". Перед этим описанием Иоанн де Плано Карпини отмечает, что ставка, двор монгольского хана, "именуется ими Сыра орда".
Возникает вопрос: не имеем ли мы во всех трёх рассказах описание одного и того же большого парадного царского шатра, называемого у древних монголов "Золотой ордой" и разбитого в первом случае в ставке Чингисхана, во втором — Угедей-хана, в третьем — в ставке Гуюк-хана?
Очевидно, что впоследствии монгольские улусные правители, став самостоятельными государями независимых владений, стремились, подобно великому хану в Каракоруме, иметь свою "Золотую орду", "Золотую ставку". Действительно, в источниках (Рашид ад-Дин, Вассаф, Ибн Баттута) мы находим упоминания и даже описания "Золотой орды" (по-персидски урду-и заррин) чингисида Шаха, которая располагалась в долине Таласа (юго-западный Казахстан), хулагуида Газан-хана (правил в Иране в 1295-1304 годах), джучида Узбек-хана (правил в 1313-1341 годах).
Вот описание парадного шатра золотоордынского хана Мухаммеда Узбека, которое приводит арабский путешественник XIV века Ибн Баттута. Когда Узбек-хан в пути и живёт в кочевой ставке, пишет этот автор, "он садится в шатёр, называемый золотым шатром, разукрашенный и диковинный. Он состоит из деревянных прутьев, обтянутых золотыми листками. Посредине его деревянный престол, обложенный серебряными позолоченными листками; ножки его из чистого серебра, а верх усыпан драгоценными камнями". Судьба диковинного "Золотого шатра" (Золотой орды) Узбек-хана незавидна: по словам хорезмийского автора XVI века Утемиша-хаджи, при Хызр-хане (правил в Золотой Орде в 1359-1361 годах) он был разломан и поделен между приближёнными хана.
Таким образом, термин "золотая орда" — достаточно древний: у монголов так называлась царская кочевая ставка, а точнее, роскошный парадный шатёр Чингисхана, его первых преемников на каракорумском престоле, а затем и ставка улусных ханов-чингисидов.
• Вполне вероятно, что словосочетания "Золотая Орда" и "Великая Орда Златая" поздних русских источников связаны с более ранними восточными терминами — Сыра орда ("Золотая орда") и Урду-и заррин-и бузург ("Большая, или Великая, Золотая орда") или даже являются калькой этих восточных терминов. Напомним в связи с этим, что в русских источниках XVI-XVII веков выражение "Золотая Орда" встречается не только в значении части государства потомков Джучи, но также и ханской резиденции. Насколько известно, понятие "Золотая Орда" как название улуса Джучи прочно утвердилось на страницах исторических трудов лишь с XIX века


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81758. Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы 35.02 KB
  В рассказе от образов Матрены и ее односельчан автор переходит к изображению картины русской деревни которая предстает перед нами серой бесприютной опустошенной. Пьянство сплетни и постоянное стремление урвать кусок побольше и получше делают жителей деревни равнодушными ко всему что не касается материальной стороны их жалкой жизни и грозят привести к тому что обнищавшее село вотвот рухнет развалится. является Матрена одинокая хозяйка дома где снимает комнату герой рассказа женщина с интересной но невероятно сложной и несчастливой...
81759. Развитие лицейской темы в лирике А.С.Пушкина. (на примере 3 – 4 стихотворений). Разбор одного стихотворения 32.7 KB
  Творческая жизнь Пушкина начинается в годы национальнопатриотического подъема вызванного войной 1812г. Другим явлением определившим духовное и нравственное развитие Пушкина было начавшееся еще в годы его пребывания в Лицее освободительное движение в среде дворянской молодежи в дальнейшем движение декабристов. Уже в Лицее Пушкин приобщается к вольнолюбивым идеям которые находили благодатную почву среди лицеистов. На развитие Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева сочинения французских просветителей ХУШ века.
81760. Проблема добра и зла в прозе Л. Андреева ( на примере одного произведения 30.42 KB
  Образы и мотивы Нового завета проблему отношений идеала и действительности героя и толпы истинной и неистинной любви Андреев разработал и в рассказе Иуда Искариот 1907. Иуда верит Христу но сознает что он как идеал не будет понят человечеством. Предатель предстает у Андреева фигурой глубоко трагической: Иуда хочет чтобы люди уверовали в Христа но для этого толпе нужно чудо воскресение после мученической смерти. В трактовке Андреева предавая и принимая на себя навеки имя предателя Иуда спасает дело Христа.
81761. Мотив дуэли в произведениях отечественной классики 19 века 32.05 KB
  Пушкин Евгений Онегин В деревне куда едет О. Пушкин дал О. которого Пушкин таким родством снижает. Пушкин не раз подчеркивает этот мотив в истории дуэли.
81762. Вечные вопросы и их осмысление в лирике А.С.Пушкина (на примере 3 – 4 стихотворений). Разбор одного стихотворения 45.14 KB
  В петербургский период лирика Пушкина особенно вбирает в себя свободолюбивые политические идеи и настроения. Первым значительным произведением после выхода из лицея была написанная Пушкиным в самом конце 1817 г. Лирике лицейских лет Пушкин лротивопоставляет поэзию вольности и обличения порока у свободы он ищет вдохновения. Недаром Пушкин в одном из вариантов своего Памятника в конце жизни прямо указывает что вслед Радищеву восславил он свободу.
81763. Тема отцов и детей в произведениях отечественной классики 19 века 32.44 KB
  Отцов или детей обличает Т. дети не должны убивать отцов а отцы заставлять детей думать так же как они думают. потому что смешно и бессмысленно полагать что можно силой заставить молодое поколение думать так же как и поколение отцов.
81764. М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» (1880) 31.48 KB
  Нет любви в доме госпожи Головлевой. В ее доме все подчинено процессу припасания. Все в доме Головлевых дышит ненавистью. Из бесконтрольной обладательницы головлевских имений Арина Петровна сделалась скромной приживалкой в доме младшего сына.
81765. Своеобразие композиции романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 33.37 KB
  Чтение наизусть отрывка из романа Евгений Онегин . В годы создания романа Пушкину пришлось пережить ссылку потерять многих друзей испытать горечь от гибели лучших людей России того времени. Ее духовный и нравственный облик представлен в героях романа Евгении Онегине и Ленском.
81766. Социальная и философская проблематика пьесы М. Горького «На дне» 32.62 KB
  изображением дна являющегося изнанкой современного буржуазного строя Горький утверждал мысль о необходимости решительного обновления этого строя во имя освобождения человека. Горький поновому показал босяка дав строго реалистический анализ бродяжного люда ни разу не отрываясь от трезвого взгляда на босячество как на явление в основе своей антисоциальное. Горький усилил и художественно обобщил одну черту босяка его презрение к мещанским предрассудкам к мещанской морали к мещанскому фетишизму вещей и понятий. Горький использовал эту...