64934

Как улус Джучи стал Золотой Ордой

Научная статья

История и СИД

ТМ уже публиковал заметки о том когда и как родилось одно из названий этой державы Золотая Орда см. Согласно Рашид ад Дину автору Сборника летописей Джами аттаварих главному источнику по истории Монгольской империи орда ставка Джучи была в пределах Иртыша.

Русский

2014-07-22

38 KB

0 чел.

Турсун Султанов
Санкт Петербург

Как улус Джучи стал Золотой Ордой

Когда и почему созданное Батыем государство стали называть Золотой Ордой

В исследовании доктора исторических наук, профессора Турсуна ИкрамовичаСултанова (Санкт-Петербург) "Род Шибана, сына Джучи: место династии в политической истории Евразии" уделено внимание истории различных названий могучей евразийской державы, созданной ханом Бату (Батыем).
"ТМ" уже публиковал заметки о том, когда и как родилось одно из названий этой державы — "Золотая Орда" (см. "ТМ" № 3(32), стр.6). Ниже излагаются основные положения исследования Т.И.Султанова по этой теме. 

• История образования Золотой Орды связана с историей складывания удела-владения Джучи. Чингисхан, подчиняясь народному обычаю, ещё при жизни определил уделы своим сыновьям и другим родичам. Насколько можно судить по имеющимся материалам, первым был выделен старший сын — Джучи. Когда в 1207-1208 годах тот покорил енисейских кыргызов и прочие "лесные народы" юга Сибири, говорится в монгольской хронике 1240 года, отец "подарил" все эти народы ему. Впоследствии, после покорения Чингисханом Средней Азии (1219-1224) в состав удела Джучи вошли также обширные земли к западу от Иртыша и от границ Каялыка (в Семиречье) и Хорезма (нижняя Амударья) "вплоть до тех пределов, куда доходили копыта татарских коней".
Завершив военную кампанию в Средней Азии, Чингисхан в 1224 году вернулся в Монголию. Джучи остался в полюбившихся ему Кипчакских степях, чтобы заняться организацией управления своим улусом-владением. Согласно Рашид ад-Дину, автору "Сборника летописей" ("Джами ат-таварих"), главному источнику по истории Монгольской империи, орда (ставка) Джучи " была в пределах Иртыша". По утверждению Абу-л-Гази, чингисида и автора "Шаджара-йи тюрк" ("Родословное древо тюрков"), "резиденция (тахтгах) Джучи располагалась в Дешт-и Кипчаке, и это место (йер) называлось Кок-Орда.
• После смерти Джучи в начале 1227 году его преемником стал сын Бату.
О первых десяти годах правления Бату-хана в источниках мало сведений. На курултае 1235 года было принято решение о новом походе в западные страны и Бату был назначен предводителем объединённого монгольского войска. Разгромив в ходе кампании 1236-1242 годов Волжскую Булгарию, русские княжества, опустошив Польшу, Венгрию, Чехию, Валахию и другие европейские области и страны, Бату вернулся на берега Волги, куда была перенесена и резиденция Джучидов, располагавшаяся ранее в районе Иртыша.
Впервые в истории всё пространство Великой Степи от Иртыша — на востоке до Дуная — на западе целиком оказалось в составе владений династии Джучидов — потомков Джучи.
Бату, первый правитель улуса Джучи, после смерти своих дядей Угедея (конец 1241 года) и Чагатая (начало 1242 года) считался, по выражению одного из авторов, "всем царевичам старшой (ака)", пользовался наибольшим авторитетом и обладал даже некоторыми правами государя. Тем не менее он до конца своей жизни оставался вторым после великого хана человеком в Монгольской империи и не стал главой самостоятельного государства. Как при Бату (умер в 1256 году), так и при первых преемниках его (Сартаке, Улагчи, Берке) улус Джучи оставался лишь одной из частей Монгольской империи с центральным правительством в Каракоруме (Монголия).
• Политическую самостоятельность Джучиды обрели лишь в годы правления внука Бату Менгу-Тимура (1267-1280): он первым из правителей Джучиева улуса стал от своего имени чеканить монеты с титулом "правосудный великий хан" и выдавать ярлыки (повеления), в частности русскому духовенству (первый ярлык датирован августом 1267 года).
Таким образом, с конца 60-х годов XIII века улус Джучи отделяется от общеимперского центра и становится самостоятельным государством. Для обозначения этого нового монгольского государства в сочинениях мусульманских авторов и текстах официальных документов на протяжении всего средневековья употреблялись различные названия. Вот неполный их перечень: улус Джучи, Дешт-и Кипчак, Кипчак, Дом Бату, страна Берке, Северное царство, Улуг улус, Токмак, Токмакский улус, Узбеково государство, Узбекский улус. В исследовательской же литературе оно известно под именем Золотой Орды.
• Принято считать, что словосочетание "Золотая Орда" перешло в научную литературу из русских летописей и имеет позднее происхождение. На Руси новое монгольское государство с центром в Нижнем Поволжье долгое время не имело какого-либо специального названия, и вместо него в русских летописях употреблялись выражения типа: поехать "в татары", приехать "из татар", "к Батыю" и т.п. С конца XIII века на смену этим выражениям приходит наименование "Орда", которое прочно утверждается во всех русских официальных документах и летописях. Название "Золотая Орда" (в форме "Златая Орда" и "Великая Орда Златая") в русских источниках зафиксировано лишь во второй половине XVI века, когда основанное Джучидами государство с центром в Поволжье уже полностью распалось. Следует особо отметить, что в русских источниках выражение "Златая Орда" употребляется только в значении части улуса Джучи; лишь в исследовательской литературе понятие "Золотая Орда" — синоним государства потомков Джучи в целом.
• Происхождение названия "Золотая Орда", по мнению ряда исследователей (А.Г.Митрошкина, Г.А.Богатова, Г.А.Фёдоров-Давыдов, В.Л.Егоров), находится в прямой связи с ханской ставкой, а точнее, с богато украшенной золотом и дорогими материями парадной юртой монгольского правителя.
Действительно, в средневековую эпоху присвоение названия "золотая орда", "золотой шатёр" царской ставке было явлением ординарным. Так, у арабского путешественника Х века Тамима ибн Бахра мы находим описание "золотого шатра" правителя страны древних уйгуров. Термин "Золотая Орда" нередко употреблялся в мусульманских и европейских источниках XIII-XIV веков при описании событий в Монгольской империи. Вот несколько примеров. Рашид ад-Дин, рассказывая о возвращении Чингисхана в 1224 году из Средней Азии в Монголию, указывает, что когда тот достиг местности Бука-Суджигу, то приказал разбить Урду-и заррин-и бузург", то есть "Большую, или Великую, Золотую орду". В другом случае говорится о том, что в местности Карчаган в одном дне пути от Каракорума, столицы Монгольской империи, для великого хана Угедея "разбили такой большой шатёр, что в нём помещалась тысяча человек, и этот шатёр никогда не убирали. Скрепы его были золотые, внутренность его была обтянута тканями; его называли "Сира урду" — "Золотая Орда", "Золотая ставка".
В связи с этим интересен рассказ из отчёта монаха-францисканца Иоанна де Плано Карпини, который присутствовал на интронизации хана Гуюка в 1246 году. Для возведения Гуюка на престол в степи был установлен большой шатёр, "называемый у них Золотой Орды… Шатёр же этот был поставлен на столбах, покрытых золотыми листами и прибитых к дереву золотыми гвоздями, и сверху и внутри стен он был крыт балдахином, а снаружи были другие ткани". Перед этим описанием Иоанн де Плано Карпини отмечает, что ставка, двор монгольского хана, "именуется ими Сыра орда".
Возникает вопрос: не имеем ли мы во всех трёх рассказах описание одного и того же большого парадного царского шатра, называемого у древних монголов "Золотой ордой" и разбитого в первом случае в ставке Чингисхана, во втором — Угедей-хана, в третьем — в ставке Гуюк-хана?
Очевидно, что впоследствии монгольские улусные правители, став самостоятельными государями независимых владений, стремились, подобно великому хану в Каракоруме, иметь свою "Золотую орду", "Золотую ставку". Действительно, в источниках (Рашид ад-Дин, Вассаф, Ибн Баттута) мы находим упоминания и даже описания "Золотой орды" (по-персидски урду-и заррин) чингисида Шаха, которая располагалась в долине Таласа (юго-западный Казахстан), хулагуида Газан-хана (правил в Иране в 1295-1304 годах), джучида Узбек-хана (правил в 1313-1341 годах).
Вот описание парадного шатра золотоордынского хана Мухаммеда Узбека, которое приводит арабский путешественник XIV века Ибн Баттута. Когда Узбек-хан в пути и живёт в кочевой ставке, пишет этот автор, "он садится в шатёр, называемый золотым шатром, разукрашенный и диковинный. Он состоит из деревянных прутьев, обтянутых золотыми листками. Посредине его деревянный престол, обложенный серебряными позолоченными листками; ножки его из чистого серебра, а верх усыпан драгоценными камнями". Судьба диковинного "Золотого шатра" (Золотой орды) Узбек-хана незавидна: по словам хорезмийского автора XVI века Утемиша-хаджи, при Хызр-хане (правил в Золотой Орде в 1359-1361 годах) он был разломан и поделен между приближёнными хана.
Таким образом, термин "золотая орда" — достаточно древний: у монголов так называлась царская кочевая ставка, а точнее, роскошный парадный шатёр Чингисхана, его первых преемников на каракорумском престоле, а затем и ставка улусных ханов-чингисидов.
• Вполне вероятно, что словосочетания "Золотая Орда" и "Великая Орда Златая" поздних русских источников связаны с более ранними восточными терминами — Сыра орда ("Золотая орда") и Урду-и заррин-и бузург ("Большая, или Великая, Золотая орда") или даже являются калькой этих восточных терминов. Напомним в связи с этим, что в русских источниках XVI-XVII веков выражение "Золотая Орда" встречается не только в значении части государства потомков Джучи, но также и ханской резиденции. Насколько известно, понятие "Золотая Орда" как название улуса Джучи прочно утвердилось на страницах исторических трудов лишь с XIX века


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84786. Координатная плоскость 132 KB
  Развивающие: развивать умения сравнивать выделять главное анализировать и делать выводы; развивать умение самостоятельной учебно-познавательной деятельности; развивать навыки применения компьютерных технологий при изучении математики; развивать речь; развивать внимание...
84787. Норд – Ост: 10 лет спустя 45.5 KB
  Формирование навыков анализа синтеза умения извлекать фактические знания из исторических источников применение их на практике; Развития умения аргументировать свою точку зрения давать оценку явлениям государственной и общественной жизни XXI века. Умение выражать свою точку зрения.
84788. Библия и Евангелие 37 KB
  Энциклопедии. Я думаю, многие из вас очень любят читать энциклопедии. В одних мы можем узнать много интересного из жизни животных, в других – о строении Вселенной. Есть энциклопедии, которые отвечают на самые разные вопросы. А есть такая книга, которую можно назвать энциклопедией жизни? Это – Библия.
84789. В.П. Астафьева «Васюткино озеро» 25.03 KB
  Находясь вдали от близких и родного дома оставшись один на один с суровой и величавой природой Васютка борется за выживание. Можно ли назвать наш урок; Поединок Васютки и тайги; Нет в поединке участвуют враги противники в этом же рассказе они находят общий язык...
84790. Формирование слогового и звукового анализа и синтеза 2.1 MB
  Коррекционные: уточнить и активизировать словарь по теме Игрушки; упражнять в согласовании количественных числительных с существительными; отрабатывать навык составления предложения; совершенствовать психические процессы логическое мышление зрительное слуховое и тактильное восприятие.
84791. Покорители космоса 156.5 KB
  В конспекте представленного занятия сформулированы педагогические задачи по ознакомлению детей с социальным миром, в соответствии с требованиями и рекомендациями программы «Школа 2100». Старший дошкольный возраст – это стартовая площадка для развития у детей нравственных чувств, в том числе ценностного...
84792. Путешествие на лесную поляну 49.5 KB
  Ой смотрите что-то случилось с цветочками все лепесточки перепутались Кто это так обидел цветочки как вы думаете плохие дети животные ветер пошалил сильно дул и лепесточки разлетелись у цветков и перепутались Поможем собрать одинаковые лепесточки и соединим в цветочки...
84793. Конспект тематического занятия, посвящённого Дню Победы 36.5 KB
  Задачи: Способствовать формированию у детей чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги; Закрепить представления о празднике День Победы; Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ. Ход: Под музыку «День Победы» в зал входят дети, рассаживаются.