64947

УЧЕНЫЙ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ АЛА-ЭД-ДИН ЭННОМАН ЭЛЬХАРЕЗМИ, КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОРДЫНСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

Научная статья

История и СИД

В представлении современного образованного человека наличие какой-либо научной деятельности в степных кочевых государствах абсолютно не возможно. Известно что Алаэд Дин Энноман Эльхарезми родился в начале сентября 1259 г. Алаэд Дин Энноман вернулся в Хорезм в 701 г.

Русский

2014-07-22

46 KB

3 чел.

Селезнев Ю.В.

УЧЕНЫЙ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ АЛА-ЭД-ДИН ЭННОМАН

ЭЛЬХАРЕЗМИ, КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОРДЫНСКОЙ

КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ (историко-биографический очерк)

В представлении современного образованного человека наличие какой-либо научной деятельности в степных, кочевых государствах абсолютно не возможно. Не является исключением в этом ряду и Джучиев Улус (по русским источникам – Золотая Орда).

Однако, А.Ю. Якубовский в совместном с Б.Д. Грековом труде «Золотая Орда и ее падение» поставил вопрос: «Можно ли говорить о культуре Золотой Орды, как мы это обычно понимаем?» Ученый пришел к мнению, что «широко распространенное представление о монголах (татарах) как о варварах, стоявших на чрезвычайно низком уровне цивилизации, не соответствует действительности»1.

Г.А. Федоров-Давыдов, развивая эту идею, подчеркивал: «В силу ориентации ханов на мусульманство и городской быт среднеазиатско-иранского типа, в южнорусской степи, далекой от ислама, вдруг пышно распускается совершенно чуждая номадам яркая урбанистическая восточная средневековая культура, культура поливных чаш и мозаичных панно на мечетях, арабских звездочетов, персидских стихов и мусульманской духовной учености, толкователей Корана и математиков-алгебраистов, изысканно тонкого орнамента и каллиграфии»2.

К глубочайшему сожалению ученых-историков, от Джучиева Улуса (Золотой Орды) не сохранилось собственных исторических сочинений и других письменных источников (исключение составляют несколько ярлыков великих ханов). В этой связи, особое значение приобретают известия соседних и союзных с Джучиевым Улусом государств.

О герое данного повествования ряд отрывочных сведений сохранилось лишь у арабских авторов.

Известно, что Ала-эд-Дин Энноман Эльхарезми родился в начале сентября 1259 г. в городе Ургенч (Хорезм). Позже по названию родного города он получит свое прозвище – Эльхарезми. Известны имена его отца и деда – Даулет-шах и Али.

О его детских годах никаких подробностей источники до нас не донесли. В двадцать один год, то есть в 1280 г., он покинул родной город и совершил путешествие по мусульманскому востоку. По данным арабского историка Эннувейри, во время своих странствий он изучал логику, диалектику и медицину3.

Ала-эд-Дин Энноман вернулся в Хорезм в 701 г. хиджры (6 сентября 1301 – 25 августа 1302 г.). Был приближен к владельцу (улусбеку) Хорезма Мелик-Тимуру, стал его личным врачом и возглавил городскую больницу.

Позже он был вызван ко двору великого хана Джучиева Улуса (Золотой Орды), которым в то время являлся Токта. Хан приблизил его к себе.

Другой арабский историк Элайни называет Ала-эд-Динина Энномана Эльхарезми Шейх Номаном. По его данным, Ала-эд-Дин Энноман был приверженцем введения в Орде ислама, как государственной религии и поддерживал в претензиях на ордынский престол царевича Узбека.

При жизни Токты наследником являлся его старший сын Иксар (Ильбасар). Но он умер раньше отца. Тогда приемником был провозглашен сын Иксара (Ильбасара). Однако после смерти хана в Орде был составлен заговор, с целью возведения на

59

престол Узбека. В заговоре участвовали беклярибек Кутлуг-Тимир, одна из жен отца Узбека Боялынь, а идеологическим вдохновителем переворота был Ала-эд-Дин Энноман Эльхарезми.

Однако среди ордынской аристократии выявилась оппозиция исламизации, возглавили которую эмиры Кутлуг-Тимур (эмир г. Сарая), Тунгуз и Таз. Они заявили Узбеку: «ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон и устав Чингизхана и перейдем в веру арабов?». Упомянутые эмиры и ряд их сторонников, в том числе около 120 Чингизидов были казнены.

После перечисленных событий Ала-эд-Дин Энноман у нового хана «пользовался великим почетом…питавшего к нему большое доверие…и выпала Шейху Номану доля обильная»4.

Известно, что в 718 г хиджры (5 марта 1318 – 1 февраля 1319 гг.) Ала-эд-Дин Энноман выполнял дипломатическое поручение Узбека. Он прибыл в Каир к египетскому султану с целью передачи денег, посланных Узбеком для «богомольцев, живших в двух священных городах (Мекке и Медине – Ю.С.)»5. В Египте он пробыл около полутора лет, совершив хадж в Мекку.

Трудно сказать, возвращался ли он в Орду до 1320 г. или же встречал посольство Узбека в Египте, однако известно, что Ала-эд-Дин Энноман принимал активное участие в дипломатической миссии в мае упомянутого года. Она состояла в заключении брака между египетским султаном и царевной из рода Джучи. По данным Элайни, Ала-эд-Дин Энноман прибыл с этим посольством с целью «посетить Иерусалим и (могилу) Авраама, устроить себе место (молельню) в Иерусалиме и остаться там, чтобы поклоняться Аллаху»6. Однако одно должностное лицо, не указанное в источнике, не оказало почтения Ала-эд-Дину Энноману. Более того, оно (должностное лицо) «обругал его и наказал его». Эльхарезми вернулся в Орду и «сообщил Узбеку о поругании, которое встретил». Это событие поставило под вопрос дружеские связи между Ордой и Египтом. Узбек направил в Египет посольство с нотой протеста, в которой содержалось следующее: «Шейху Номану не было разрешено устроить в Иерусалиме место для поклонения Аллаху всевышнему, тогда как царю Грузинскому дозволено построить (там) церковь»7. Дело чуть не дошло до разрыва дипломатических отношений: послы египетского султана не получили должного приема при дворе Узбека (им было даже запрещено покупать невольников); послы ордынского хана, в свою очередь, были высланы из Каира.

Арабский путешественник Ибн Баттута, побывавший в столице Джучиева Улуса городе Сарае зимой 1334-1335 гг., беседовал с Ала-эд-Дином Энноманом, называя его правоведом, ученым имамом Номан-ед-Дин Эльхарезми.

Также он отметил, что имама каждую пятницу посещает великий хан Джучиева Улуса (Золотой Орды) Узбек. Причем Эльхарезми «не выходит к нему на встречу и не встает перед ним. Султан (хан Узбек — Ю.С.) садится перед ним, говорит с ним самым ласковым образом и смиряется перед ним, шейх же (поступает) противоположно этому». В то же время, «обхождение его с факирами, нищими и странниками было иное, чем обхождение его с султаном: он относился к ним снисходительно, говорил с ними ласково и оказывал им почет». Также Ибн Баттута сообщает, что «это один из отличнейших шейхов, прекрасного нрава, благородной души, чрезвычайно скромный и чрезвычайно строгий к обладателям благ мирских»8.

Известий об Ала-эд-Дине Энномане Эльхарезми после зимы 1334-1335 гг.) в источниках не сохранилось. Вероятно, в скором времени после посещения Орды Ибн Баттутой он скончался. Ведь к моменту беседы с арабским путешественником ему было уже 75 лет.

Таким образом, судьба Ала-эд-Дина Энномана Эльхарезми показывает нам, что в Золотой Орде были ученые (возможно только один). Необходимо отметить, что он был ученым в понятии современников, а не в нашем представлении о науке. Известно,

60

что Ала-эд-Дин Энноман изучал медицину, логику и богословие. Возможно, им были заложены какие-то начала обучения медицине в Джучиевом Улусе, ведь по данным Ибн Баттуты больница в Хорезме была одной из лучших в мусульманском мире. Причем сам Ала-эд-Дин Энноман пребывал во время путешествия араба в Сарае.

Конечно, наличие одного ученого не может говорить о развитии науки в Золотой Орде. И, тем более, о каком-либо ее уровне. Однако и совсем отрицать развитие в Джучиевом Улусе медицины, географии, логики судьба Ала-эд-Дина Энномана не позволяет. И, несомненно, мусульманское богословие в Золотой Орде в конце XIII-первой половине XIV вв. имело значительное развитие и высокий уровень. Об этом свидетельствует авторитетное мнение арабского путешественника Ибн Баттуты. Немаловажную роль в становлении и развитии богословия в степи играл и герой данного очерка Ала-эд-Дин Энноман Эльхарезми.

____________________________

1. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.-Л., 1950. С. 160-161.

2. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды: очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов. М., 1976. С. 118.

3. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.1. СПб., 1884. С. 175.

4. Там же. С. 523.

5. Там же. С. 175.

6. Там же. С. 523.

7. Там же. С.523-524

8. Там же. С. 307.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23586. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции 1.38 MB
  Дается характеристика этого принципа и его места в философии и методологии рассматривается типология деятельностных представлений языка в лингвистике. Деятельностная ориентация в построении картины языка в ходе исторического пути лингвистической науки сменялась нередко прямо противоположной а иногда и сосуществовала с ней. После блистательного опыта деятельностной трактовки языка у Гумбольдта в лингвистике наблюдается охлаждение к деятельностному видению языка и попыткам построения теоретических концепций исходящих из понимания языка как...
23587. СЕМИОТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (знак, схема, знание, семиотический организм, феномен человека). 440 KB
  Розин СЕМИОТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ знак схема знание семиотический организм феномен человека. Действительно возражая против социальнопсихологического подхода в семиотике ставящего природу знака в зависимость от понимания и других психических процессов человека Г. Дело в том что оно никак не учитывает роль актанта человека интерпретирующего и действующего. Это определение вызывает массу вопросов например стало ли нам понятнее от замены €œсходства€ на €œизоморфизм€ почему семиотические понятия Эко заменяет математическими и...
23588. Стереотипность и творчество в тексте: Межвузовский сборник С 79 научных трудов 934.5 KB
  ISBN 5794401192 Межвузовский тематический сборник посвящен актуальной и малоразработанной в функциональной стилистике проблеме стереотипности проявляющейся в разных функциональных стилях речи в частности конкретизации экстралингвистической основы развертывания текста некоторых подходов к изучению речевых жанров в текстах целых произведений а также средств и способов выражения устойчивых типов речи текстовых единиц и категорий в научных художественных публицистических разговорных и религиозных текстах. Сборник рассчитан на...
23589. Автоматизированные переводные словари. Принципы построения 11.5 KB
  Зона лексического грамматического класса ЛЕ по частям речи далее категоризация. Зона морфологической информации 4. Зона индекса надежности отражает степень общепринятости данного ПЭ: А официальный стандарт Б уважаемые словари В тетради новых терминов Г плавающие 6. Зона ПЭ при нескольких ПЭ у каждого свой номер 7.
23590. Лексикография как прикладная дисциплина. Внутренняя и внешняя типология словарей 19.5 KB
  Внутренняя и внешняя типология словарей. Лексикография прикладная лингвистическая дисциплина занимающаяся практикой и теорией составления словарей. Все многообразие различных типов словарей нормативные учебные переводные терминологические идеологические этимологические . Главная проблема в разработке оптимальной стратегии новых словарей проблема обоснованности словарей как с точки зрения их состава так и в плане адекватности подаваемой в них информации.
23591. Назначение и принципы организации Субд на ПЭВМ 19.5 KB
  Назначение и принципы организации Субд на ПЭВМ СУБД состоит из совокупности взаимосвязанных данных и набора программ обеспечивающих доступ к данным и манипуляцию ими. Совокупность взаимосвязанных данных принято называть БД. Концептуальный уровень содержит описание данных хранящихся в БД и отношений между ними. Модель данных представляет собой набор концептуальных инструментов для описания данных отношений между ними семантики данных и ограничений их целостности consistency constraints.
23592. Формальные модели синтаксической структуры предложения 19.5 KB
  Система составляющих это множество отрезков предложения которое обладает тем свойством что каждые два входящих в него отрезка либо не пересекаются либо один из них содержится в другом. При графическом изображении система составляющих тоже приобретает вид дерева дерева непосредственных составляющих ДНС. грамматика деревьев служит не для порождения предложений а для преобразования деревьев интерпретируемых как деревья подчинения или деревья составляющих например грамматика система правил преобразования деревьев интерпретируемых...
23593. Типы экспериментальных методов в лингвистике 17.5 KB
  Типы экспериментальных методов в лингвистике Экспериментальные методы в лингвистике это методы позволяющие изучать факты языка в условиях. что текст как таковой будучи данностью не может быть объектом ЭМ; именно поэтому ЭМ не применимы к изучению истории языка особенностей стиля автора и т. Объектом ЭМ является человек носитель языка порождающий текст воспринимающий тексты и выступающий как информант для исследователя. в лингвистическом эксперименте исследователь может иметь в качестве подобного объекта самого себя или других...
23594. Общенаучный метод моделирования и специфика его применения в лингвистике 11 KB
  Моделью можно назвать образ какоголибо объекта используемый в определенных условиях в качестве его заместителя фотография в паспорте модель человека. Свойства моделей: условность образ может быть не только материальным но и мысленным и передаваться посредством знаковой системы моделью может быть не только образ но и праобраз оригинала модель чаще всего является гомоморфной оригиналу то есть многим элементам оригинала соответствует меньшее количество элементов модели в отличие от изоморфизма Модель в лингвистике искусственно...