64947

УЧЕНЫЙ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ АЛА-ЭД-ДИН ЭННОМАН ЭЛЬХАРЕЗМИ, КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОРДЫНСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

Научная статья

История и СИД

В представлении современного образованного человека наличие какой-либо научной деятельности в степных кочевых государствах абсолютно не возможно. Известно что Алаэд Дин Энноман Эльхарезми родился в начале сентября 1259 г. Алаэд Дин Энноман вернулся в Хорезм в 701 г.

Русский

2014-07-22

46 KB

3 чел.

Селезнев Ю.В.

УЧЕНЫЙ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ АЛА-ЭД-ДИН ЭННОМАН

ЭЛЬХАРЕЗМИ, КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОРДЫНСКОЙ

КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ (историко-биографический очерк)

В представлении современного образованного человека наличие какой-либо научной деятельности в степных, кочевых государствах абсолютно не возможно. Не является исключением в этом ряду и Джучиев Улус (по русским источникам – Золотая Орда).

Однако, А.Ю. Якубовский в совместном с Б.Д. Грековом труде «Золотая Орда и ее падение» поставил вопрос: «Можно ли говорить о культуре Золотой Орды, как мы это обычно понимаем?» Ученый пришел к мнению, что «широко распространенное представление о монголах (татарах) как о варварах, стоявших на чрезвычайно низком уровне цивилизации, не соответствует действительности»1.

Г.А. Федоров-Давыдов, развивая эту идею, подчеркивал: «В силу ориентации ханов на мусульманство и городской быт среднеазиатско-иранского типа, в южнорусской степи, далекой от ислама, вдруг пышно распускается совершенно чуждая номадам яркая урбанистическая восточная средневековая культура, культура поливных чаш и мозаичных панно на мечетях, арабских звездочетов, персидских стихов и мусульманской духовной учености, толкователей Корана и математиков-алгебраистов, изысканно тонкого орнамента и каллиграфии»2.

К глубочайшему сожалению ученых-историков, от Джучиева Улуса (Золотой Орды) не сохранилось собственных исторических сочинений и других письменных источников (исключение составляют несколько ярлыков великих ханов). В этой связи, особое значение приобретают известия соседних и союзных с Джучиевым Улусом государств.

О герое данного повествования ряд отрывочных сведений сохранилось лишь у арабских авторов.

Известно, что Ала-эд-Дин Энноман Эльхарезми родился в начале сентября 1259 г. в городе Ургенч (Хорезм). Позже по названию родного города он получит свое прозвище – Эльхарезми. Известны имена его отца и деда – Даулет-шах и Али.

О его детских годах никаких подробностей источники до нас не донесли. В двадцать один год, то есть в 1280 г., он покинул родной город и совершил путешествие по мусульманскому востоку. По данным арабского историка Эннувейри, во время своих странствий он изучал логику, диалектику и медицину3.

Ала-эд-Дин Энноман вернулся в Хорезм в 701 г. хиджры (6 сентября 1301 – 25 августа 1302 г.). Был приближен к владельцу (улусбеку) Хорезма Мелик-Тимуру, стал его личным врачом и возглавил городскую больницу.

Позже он был вызван ко двору великого хана Джучиева Улуса (Золотой Орды), которым в то время являлся Токта. Хан приблизил его к себе.

Другой арабский историк Элайни называет Ала-эд-Динина Энномана Эльхарезми Шейх Номаном. По его данным, Ала-эд-Дин Энноман был приверженцем введения в Орде ислама, как государственной религии и поддерживал в претензиях на ордынский престол царевича Узбека.

При жизни Токты наследником являлся его старший сын Иксар (Ильбасар). Но он умер раньше отца. Тогда приемником был провозглашен сын Иксара (Ильбасара). Однако после смерти хана в Орде был составлен заговор, с целью возведения на

59

престол Узбека. В заговоре участвовали беклярибек Кутлуг-Тимир, одна из жен отца Узбека Боялынь, а идеологическим вдохновителем переворота был Ала-эд-Дин Энноман Эльхарезми.

Однако среди ордынской аристократии выявилась оппозиция исламизации, возглавили которую эмиры Кутлуг-Тимур (эмир г. Сарая), Тунгуз и Таз. Они заявили Узбеку: «ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон и устав Чингизхана и перейдем в веру арабов?». Упомянутые эмиры и ряд их сторонников, в том числе около 120 Чингизидов были казнены.

После перечисленных событий Ала-эд-Дин Энноман у нового хана «пользовался великим почетом…питавшего к нему большое доверие…и выпала Шейху Номану доля обильная»4.

Известно, что в 718 г хиджры (5 марта 1318 – 1 февраля 1319 гг.) Ала-эд-Дин Энноман выполнял дипломатическое поручение Узбека. Он прибыл в Каир к египетскому султану с целью передачи денег, посланных Узбеком для «богомольцев, живших в двух священных городах (Мекке и Медине – Ю.С.)»5. В Египте он пробыл около полутора лет, совершив хадж в Мекку.

Трудно сказать, возвращался ли он в Орду до 1320 г. или же встречал посольство Узбека в Египте, однако известно, что Ала-эд-Дин Энноман принимал активное участие в дипломатической миссии в мае упомянутого года. Она состояла в заключении брака между египетским султаном и царевной из рода Джучи. По данным Элайни, Ала-эд-Дин Энноман прибыл с этим посольством с целью «посетить Иерусалим и (могилу) Авраама, устроить себе место (молельню) в Иерусалиме и остаться там, чтобы поклоняться Аллаху»6. Однако одно должностное лицо, не указанное в источнике, не оказало почтения Ала-эд-Дину Энноману. Более того, оно (должностное лицо) «обругал его и наказал его». Эльхарезми вернулся в Орду и «сообщил Узбеку о поругании, которое встретил». Это событие поставило под вопрос дружеские связи между Ордой и Египтом. Узбек направил в Египет посольство с нотой протеста, в которой содержалось следующее: «Шейху Номану не было разрешено устроить в Иерусалиме место для поклонения Аллаху всевышнему, тогда как царю Грузинскому дозволено построить (там) церковь»7. Дело чуть не дошло до разрыва дипломатических отношений: послы египетского султана не получили должного приема при дворе Узбека (им было даже запрещено покупать невольников); послы ордынского хана, в свою очередь, были высланы из Каира.

Арабский путешественник Ибн Баттута, побывавший в столице Джучиева Улуса городе Сарае зимой 1334-1335 гг., беседовал с Ала-эд-Дином Энноманом, называя его правоведом, ученым имамом Номан-ед-Дин Эльхарезми.

Также он отметил, что имама каждую пятницу посещает великий хан Джучиева Улуса (Золотой Орды) Узбек. Причем Эльхарезми «не выходит к нему на встречу и не встает перед ним. Султан (хан Узбек — Ю.С.) садится перед ним, говорит с ним самым ласковым образом и смиряется перед ним, шейх же (поступает) противоположно этому». В то же время, «обхождение его с факирами, нищими и странниками было иное, чем обхождение его с султаном: он относился к ним снисходительно, говорил с ними ласково и оказывал им почет». Также Ибн Баттута сообщает, что «это один из отличнейших шейхов, прекрасного нрава, благородной души, чрезвычайно скромный и чрезвычайно строгий к обладателям благ мирских»8.

Известий об Ала-эд-Дине Энномане Эльхарезми после зимы 1334-1335 гг.) в источниках не сохранилось. Вероятно, в скором времени после посещения Орды Ибн Баттутой он скончался. Ведь к моменту беседы с арабским путешественником ему было уже 75 лет.

Таким образом, судьба Ала-эд-Дина Энномана Эльхарезми показывает нам, что в Золотой Орде были ученые (возможно только один). Необходимо отметить, что он был ученым в понятии современников, а не в нашем представлении о науке. Известно,

60

что Ала-эд-Дин Энноман изучал медицину, логику и богословие. Возможно, им были заложены какие-то начала обучения медицине в Джучиевом Улусе, ведь по данным Ибн Баттуты больница в Хорезме была одной из лучших в мусульманском мире. Причем сам Ала-эд-Дин Энноман пребывал во время путешествия араба в Сарае.

Конечно, наличие одного ученого не может говорить о развитии науки в Золотой Орде. И, тем более, о каком-либо ее уровне. Однако и совсем отрицать развитие в Джучиевом Улусе медицины, географии, логики судьба Ала-эд-Дина Энномана не позволяет. И, несомненно, мусульманское богословие в Золотой Орде в конце XIII-первой половине XIV вв. имело значительное развитие и высокий уровень. Об этом свидетельствует авторитетное мнение арабского путешественника Ибн Баттуты. Немаловажную роль в становлении и развитии богословия в степи играл и герой данного очерка Ала-эд-Дин Энноман Эльхарезми.

____________________________

1. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.-Л., 1950. С. 160-161.

2. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды: очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов. М., 1976. С. 118.

3. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.1. СПб., 1884. С. 175.

4. Там же. С. 523.

5. Там же. С. 175.

6. Там же. С. 523.

7. Там же. С.523-524

8. Там же. С. 307.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76539. Теоретические методы усвоения русского языка 26.5 KB
  Теоретические методы усвоения русского языка. Федоренко выделяет методы практического изучения языка объяснение непонятных слов подготовка устных сообщений письменных сочинений составление планов конспектов тезисов исправление ошибок грамматических и стилистических обучение работе со справочной литературой методы теоретического изучения языка беседа сообщение чтение правил в учебнике методы теоретикопрактического изучения языка различные упражнения: при изучении грамматики грамматический разбор анализ готового материала...
76540. Языковой разбор и его роль в формировании знаний, навыков и умений обучающихся 30 KB
  Языковой разбор и его роль в формировании знаний навыков и умений обучающихся. Языковый разбор представляет собою лингвистический анализ и толкование предложенного учителем дидактического материала: это могут быть отдельные слова предложения небольшие тексты. Языковый разбор основывается на рецептивной деятельности учащихся так как проводится на готовом языковом материале восприятие которого сквозь призму изученных понятий и правил и составляет суть метода. В зависимости от того какое умение отрабатывается различаются следующие виды...
76542. Методы практического изучения языка и обучения речи. Анализ текста на уроке русского языка 26.5 KB
  Анализ текста на уроке русского языка. Сочинение вид письменной школьной работы изложение своих мыслей знаний на заданную тему Анализ текста. анализ текста создаёт условия для формирования у школьников представления о языковой системе реализации внутрипредметных межуровневых а также метапредметных связей включает уроки русского языка в единую систему филологического образования. Определить тему и проблему текста 3.
76543. Урок как основная форма обучения. Основные свойства и структура урока 32.5 KB
  Урок как основная форма обучения. Основные свойства и структура урока. Классификация: урок объяснение новых знаний введение новых теоретических понятий уроки закрепления формирования умений и навыков урок повторения и обобщения урок контролирования или контрольный урок. комбинированный урок классический Классификация в соответствии с ведущим методом обучения: урок лекция урок семинар урок практикум урок зачетТак же выделяются уроки развития речи2 направления: развитие речи на уроке с любой темой то есть изучение грамматики и...
76545. Методика изучения раздела «фонетика, графика, орфоэпия». Цели, содержание, методы обучения 31 KB
  Необходимо при изучении словообразования: буквы имеющие два один звук. Цель изучения: осознаное усвоение звуковой системы языка; знакомство с орфоэпическими нормами СРЛЯ; формирование орфографических навыков.Задачи:Формирование основных фонетических понятий: звук слог ударение интонация; ать представление о русской графике как науке устанавливающей общие принципы передачи звучащей речи на письме; Развивать фонематический слух учащегося и на этой основе формировать орфографическую грамотность школьника; Закрепить умение обозначить звуки...
76546. Методика обучения лексике и фразеологии. Цели, содержание, методы обучения 34 KB
  Цель формирование представлений о лексико фразеологической системе русского языка; знакомство со лексическим и нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса учащихся; Задачи: формирование основных лексических понятий знакомство с разными способами пополнения словарного запаса научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц речи сформировать умение школьников использовать лексику и фразеологизмы в соответствии с лексич значением научить пользоваться разными видами словарей В начальной школе...
76547. Обзор лингвистических терминов по морфемике и словообразованию 27.5 KB
  Морфема служит для образования новых слов или форм слова и может воспроизводиться в составе слова. Выделить в составе слова его значимые части то есть морфемы корень приставка суффикс окончание В 56 классах школьники знакомится с морфемой и словообр системой как с элементами системы языка. На первых же уроках по изучению морфемики учащиеся учатся различать два понятия словообразование и словоизменение Корень слова основная морфема в которой заключено основное лексическое значение слова. Окончание флексия значимая часть слова изменяемая...