64947

УЧЕНЫЙ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ АЛА-ЭД-ДИН ЭННОМАН ЭЛЬХАРЕЗМИ, КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОРДЫНСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

Научная статья

История и СИД

В представлении современного образованного человека наличие какой-либо научной деятельности в степных кочевых государствах абсолютно не возможно. Известно что Алаэд Дин Энноман Эльхарезми родился в начале сентября 1259 г. Алаэд Дин Энноман вернулся в Хорезм в 701 г.

Русский

2014-07-22

46 KB

2 чел.

Селезнев Ю.В.

УЧЕНЫЙ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ АЛА-ЭД-ДИН ЭННОМАН

ЭЛЬХАРЕЗМИ, КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОРДЫНСКОЙ

КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ (историко-биографический очерк)

В представлении современного образованного человека наличие какой-либо научной деятельности в степных, кочевых государствах абсолютно не возможно. Не является исключением в этом ряду и Джучиев Улус (по русским источникам – Золотая Орда).

Однако, А.Ю. Якубовский в совместном с Б.Д. Грековом труде «Золотая Орда и ее падение» поставил вопрос: «Можно ли говорить о культуре Золотой Орды, как мы это обычно понимаем?» Ученый пришел к мнению, что «широко распространенное представление о монголах (татарах) как о варварах, стоявших на чрезвычайно низком уровне цивилизации, не соответствует действительности»1.

Г.А. Федоров-Давыдов, развивая эту идею, подчеркивал: «В силу ориентации ханов на мусульманство и городской быт среднеазиатско-иранского типа, в южнорусской степи, далекой от ислама, вдруг пышно распускается совершенно чуждая номадам яркая урбанистическая восточная средневековая культура, культура поливных чаш и мозаичных панно на мечетях, арабских звездочетов, персидских стихов и мусульманской духовной учености, толкователей Корана и математиков-алгебраистов, изысканно тонкого орнамента и каллиграфии»2.

К глубочайшему сожалению ученых-историков, от Джучиева Улуса (Золотой Орды) не сохранилось собственных исторических сочинений и других письменных источников (исключение составляют несколько ярлыков великих ханов). В этой связи, особое значение приобретают известия соседних и союзных с Джучиевым Улусом государств.

О герое данного повествования ряд отрывочных сведений сохранилось лишь у арабских авторов.

Известно, что Ала-эд-Дин Энноман Эльхарезми родился в начале сентября 1259 г. в городе Ургенч (Хорезм). Позже по названию родного города он получит свое прозвище – Эльхарезми. Известны имена его отца и деда – Даулет-шах и Али.

О его детских годах никаких подробностей источники до нас не донесли. В двадцать один год, то есть в 1280 г., он покинул родной город и совершил путешествие по мусульманскому востоку. По данным арабского историка Эннувейри, во время своих странствий он изучал логику, диалектику и медицину3.

Ала-эд-Дин Энноман вернулся в Хорезм в 701 г. хиджры (6 сентября 1301 – 25 августа 1302 г.). Был приближен к владельцу (улусбеку) Хорезма Мелик-Тимуру, стал его личным врачом и возглавил городскую больницу.

Позже он был вызван ко двору великого хана Джучиева Улуса (Золотой Орды), которым в то время являлся Токта. Хан приблизил его к себе.

Другой арабский историк Элайни называет Ала-эд-Динина Энномана Эльхарезми Шейх Номаном. По его данным, Ала-эд-Дин Энноман был приверженцем введения в Орде ислама, как государственной религии и поддерживал в претензиях на ордынский престол царевича Узбека.

При жизни Токты наследником являлся его старший сын Иксар (Ильбасар). Но он умер раньше отца. Тогда приемником был провозглашен сын Иксара (Ильбасара). Однако после смерти хана в Орде был составлен заговор, с целью возведения на

59

престол Узбека. В заговоре участвовали беклярибек Кутлуг-Тимир, одна из жен отца Узбека Боялынь, а идеологическим вдохновителем переворота был Ала-эд-Дин Энноман Эльхарезми.

Однако среди ордынской аристократии выявилась оппозиция исламизации, возглавили которую эмиры Кутлуг-Тимур (эмир г. Сарая), Тунгуз и Таз. Они заявили Узбеку: «ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон и устав Чингизхана и перейдем в веру арабов?». Упомянутые эмиры и ряд их сторонников, в том числе около 120 Чингизидов были казнены.

После перечисленных событий Ала-эд-Дин Энноман у нового хана «пользовался великим почетом…питавшего к нему большое доверие…и выпала Шейху Номану доля обильная»4.

Известно, что в 718 г хиджры (5 марта 1318 – 1 февраля 1319 гг.) Ала-эд-Дин Энноман выполнял дипломатическое поручение Узбека. Он прибыл в Каир к египетскому султану с целью передачи денег, посланных Узбеком для «богомольцев, живших в двух священных городах (Мекке и Медине – Ю.С.)»5. В Египте он пробыл около полутора лет, совершив хадж в Мекку.

Трудно сказать, возвращался ли он в Орду до 1320 г. или же встречал посольство Узбека в Египте, однако известно, что Ала-эд-Дин Энноман принимал активное участие в дипломатической миссии в мае упомянутого года. Она состояла в заключении брака между египетским султаном и царевной из рода Джучи. По данным Элайни, Ала-эд-Дин Энноман прибыл с этим посольством с целью «посетить Иерусалим и (могилу) Авраама, устроить себе место (молельню) в Иерусалиме и остаться там, чтобы поклоняться Аллаху»6. Однако одно должностное лицо, не указанное в источнике, не оказало почтения Ала-эд-Дину Энноману. Более того, оно (должностное лицо) «обругал его и наказал его». Эльхарезми вернулся в Орду и «сообщил Узбеку о поругании, которое встретил». Это событие поставило под вопрос дружеские связи между Ордой и Египтом. Узбек направил в Египет посольство с нотой протеста, в которой содержалось следующее: «Шейху Номану не было разрешено устроить в Иерусалиме место для поклонения Аллаху всевышнему, тогда как царю Грузинскому дозволено построить (там) церковь»7. Дело чуть не дошло до разрыва дипломатических отношений: послы египетского султана не получили должного приема при дворе Узбека (им было даже запрещено покупать невольников); послы ордынского хана, в свою очередь, были высланы из Каира.

Арабский путешественник Ибн Баттута, побывавший в столице Джучиева Улуса городе Сарае зимой 1334-1335 гг., беседовал с Ала-эд-Дином Энноманом, называя его правоведом, ученым имамом Номан-ед-Дин Эльхарезми.

Также он отметил, что имама каждую пятницу посещает великий хан Джучиева Улуса (Золотой Орды) Узбек. Причем Эльхарезми «не выходит к нему на встречу и не встает перед ним. Султан (хан Узбек — Ю.С.) садится перед ним, говорит с ним самым ласковым образом и смиряется перед ним, шейх же (поступает) противоположно этому». В то же время, «обхождение его с факирами, нищими и странниками было иное, чем обхождение его с султаном: он относился к ним снисходительно, говорил с ними ласково и оказывал им почет». Также Ибн Баттута сообщает, что «это один из отличнейших шейхов, прекрасного нрава, благородной души, чрезвычайно скромный и чрезвычайно строгий к обладателям благ мирских»8.

Известий об Ала-эд-Дине Энномане Эльхарезми после зимы 1334-1335 гг.) в источниках не сохранилось. Вероятно, в скором времени после посещения Орды Ибн Баттутой он скончался. Ведь к моменту беседы с арабским путешественником ему было уже 75 лет.

Таким образом, судьба Ала-эд-Дина Энномана Эльхарезми показывает нам, что в Золотой Орде были ученые (возможно только один). Необходимо отметить, что он был ученым в понятии современников, а не в нашем представлении о науке. Известно,

60

что Ала-эд-Дин Энноман изучал медицину, логику и богословие. Возможно, им были заложены какие-то начала обучения медицине в Джучиевом Улусе, ведь по данным Ибн Баттуты больница в Хорезме была одной из лучших в мусульманском мире. Причем сам Ала-эд-Дин Энноман пребывал во время путешествия араба в Сарае.

Конечно, наличие одного ученого не может говорить о развитии науки в Золотой Орде. И, тем более, о каком-либо ее уровне. Однако и совсем отрицать развитие в Джучиевом Улусе медицины, географии, логики судьба Ала-эд-Дина Энномана не позволяет. И, несомненно, мусульманское богословие в Золотой Орде в конце XIII-первой половине XIV вв. имело значительное развитие и высокий уровень. Об этом свидетельствует авторитетное мнение арабского путешественника Ибн Баттуты. Немаловажную роль в становлении и развитии богословия в степи играл и герой данного очерка Ала-эд-Дин Энноман Эльхарезми.

____________________________

1. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.-Л., 1950. С. 160-161.

2. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды: очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов. М., 1976. С. 118.

3. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.1. СПб., 1884. С. 175.

4. Там же. С. 523.

5. Там же. С. 175.

6. Там же. С. 523.

7. Там же. С.523-524

8. Там же. С. 307.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15405. Проект строительства ВОЛП на участке г.Казань – г.Набережные Челны 3.05 MB
  Целью дипломного проекта является проектирование ВОЛП между городами республики Татарстан г.Казань и г.Набережные Челны. Указанный участок строительства ВОЛП имеет большое республиканское значение для обеспечения потребностей населения и промышленных предприятий республики Татарстан в качественном информационном доступе...
15406. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ И ВНУТРИЗОНОВЫХ ВОЛП 571.5 KB
  Проектирование магистральных и внутризоновых ВОЛП Учебное пособие по курсовому проектированию направлено на углубление и обобщение знаний полученных студентами в результате изучения дисциплины Направляющие системы электросвязи. Выполнение курсового проекта явл
15407. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Биологические свойства. Роль в патологии. Лабораторная диагностика. Профилактика ВИЧ-инфекции 31.5 KB
  Практическое занятие 32 Тема: Вирус иммунодефицита человека ВИЧ. Биологические свойства. Роль в патологии. Лабораторная диагностика. Профилактика ВИЧинфекции. Вирус иммунодефицита человека – ВИЧ human immunodeficiency virus HIV вызывает ВИЧинфекцию заканчивающуюся развит...
15408. Лабораторная диагностика кишечных инфекций. Возбудитель холеры. Биологические свойства. Патогенез и клиника холеры. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика холеры 55 KB
  Практическое занятие 22 Тема: Лабораторная диагностика кишечных инфекций. Возбудитель холеры. Биологические свойства. Патогенез и клиника холеры. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика холеры. 1. Лабораторная диагностика кишечных инфекций Лабо
15409. Вирус гепатита А. Вирус гепатита В. Характеристика. Патогенез и клиника вирусных гепатитов. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика 36.5 KB
  Практическое занятие 31 Тема: Вирус гепатита А. Вирус гепатита В. Характеристика. Патогенез и клиника вирусных гепатитов. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика. 1. Вирус гепатита А Гепатит А болезнь Боткина инфекционное заболевание характериз...
15410. Грибы. Классификация. Морфология и другие биологические свойства. Роль в патологии человека 95.5 KB
  Практическое занятие 33 Тема: Грибы. Классификация. Морфология и другие биологические свойства. Роль в патологии человека. Морфологические свойства грибов Грибы Fungi – бесхлорофилльные низшие эукариотические организмы. Наука изучающая грибы называется микол
15411. Принципы и методы лабораторной диагностики вирусных инфекций. Ортомиксовирусы. Вирус гриппа. Биологические свойства. Патогенез и клиника гриппа. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика гриппа 87.5 KB
  Практическое занятие 29 Тема: Принципы и методы лабораторной диагностики вирусных инфекций. Ортомиксовирусы. Вирус гриппа. Биологические свойства. Патогенез и клиника гриппа. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика гриппа. 1. Принципы лабораторной ди...
15412. Возбудители дифтерии, коклюша, паракоклюша. Характеристика. Патогенез, клиника, лабораторная диагностика вызываемых заболеваний. Специфическая терапии и профилактика 46.5 KB
  Практическое занятие 24 Тема: Возбудители дифтерии коклюша паракоклюша. Характеристика. Патогенез клиника лабораторная диагностика вызываемых заболеваний. Специфическая терапии и профилактика. 1. Дифтерия Дифтерия острое инфекционное заболевание преимущ...
15413. Вирус клещевого энцефалита. Характеристика. Патогенез и клиника клещевого энцефалита. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика. Рабдовирусы. Вирус бешенства. Характеристика 57.5 KB
  Практическое занятие 30 Тема: Вирус клещевого энцефалита. Характеристика. Патогенез и клиника клещевого энцефалита. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика. Рабдовирусы. Вирус бешенства. Характеристика. Патогенез и клиника бешенства. Лабораторная диагн