64958

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА МОНГОЛИИ В XIII В. ПО «ГОЛУБОЙ КНИГЕ» УКАЗОВ ЧИНГИСХАНА

Научная статья

История и СИД

Монгольского государства на рубеже XII-XIII веков означало прежде всего создание государственного аппарата формирование принципов управления и судопроизводства. издан указ о назначении Шихихутуга главным судьей во всей державе. Назначенный указом Чингисхана Бэлгудэй позже Шихихутуг имели статус главного судьи сам хан находился на вершине пирамиды.

Русский

2014-07-22

56.5 KB

2 чел.

С.Ж. Дугарова

кандидат исторических наук,

доцент кафедры теории и истории  государства и права

юридического факультета

Бурятского государственного университета

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА МОНГОЛИИ В XIII в.

ПО «ГОЛУБОЙ КНИГЕ» УКАЗОВ ЧИНГИСХАНА

Образование единого централизованного Монгольского  государства на рубеже XII-XIII веков означало, прежде всего, создание государственного аппарата, формирование принципов управления и судопроизводства.    Особое место в системе управления занимали органы, наделенные правом  рассматривать и разрешать различные социальные конфликты, связанные с нарушением установленных правил. Началом организации органов, отправлявших правосудие в Монгольской империи,  явилось  назначение Чингисханом Шихихутуга Верховным судьей государства – Гурдэрин Заргу. В § 154  «Сокровенного сказания» упоминается распоряжение Чингисхана о  наделении  Бэлгудэя правом разрешать дела, связанные с кражей, ссорами, драками (1). Позже, через 4 года, в 1206 г. издан указ о назначении Шихихутуга главным судьей во всей державе (2).

Лица, отвечающие за соблюдение закона в государстве, назывались заргач. Об этом свидетельствует Рашид-ад Дин в «Сборнике летописей»: «На великом царском совете «Их Хуралдае» в 1206 г. в совершенстве владеющий китайской письменностью Чингай, служивший до этого десятником, был назначен  сотником и младшим судьей» (3). Этот факт упоминают в первом томе «Вчерашние следы монголов» Алтанша, действительный член международной Академии информатики, академик, профессор Бадарчи (4).  Эту же историю о Чингае можно найти в летописи  «Династии Юань» (5).

В основе организации судов была положена численная система, согласно которой лица, занимавшие средние и высшие военные должности, осуществляли судебные функции. Соединение военно-административной и судебной функций было характерно для многих средневековых государств.

Так, статус младшего судьи имел сотник, по отношению к которому тысячник являлся вышестоящим судом, а десятитысячник - третье звено в системе судов,  в свою очередь, был  вышестоящим  по отношению к тысячнику (6). Назначенный указом Чингисхана Бэлгудэй, позже Шихихутуг имели статус главного судьи, сам хан находился на вершине пирамиды.

Правосубъектность лиц, осуществлявших правосудие, проявлялась в их полномочиях. В XIII в. функции предварительного следствия и судебного расследования не были разделены.  Поэтому расследование преступлений и  назначение меры наказания за совершенные противоправные деяния было делом  заргач и багатуров- хэшигтэнов.

Прерогативой  хана было привлечение к исключительной мере наказания - к смертной казни. Согласно указу Чингисхана, судьи обязаны были писать подробный рапорт на имя хана о делах приговоренных к смертной казни и только после получения официального указа имели право приводить приговор в исполнение (7).

В случае помилования, что также было правом хана, смертная казнь заменялась на более мягкую меру наказания. Есть факты, свидетельствующие о том, что по одним делам хан сам выносил приговор, а по другим устанавливал подсудность и передавал их тому или иному судье для решения (8). К исключительным полномочиям главного судьи относились:

- дача разрешения на судебную деятельность на основе кабалы - официального ордера;

- назначение судей в селах и племенах;

-ежемесячная проверка приговоров нижестоящих судей (9).   

На местах судебные функции осуществляли главы местных административно-территориальных единиц.  Так, если преступление было совершено на территории города или против интересов города, то оно рассматривалось в городском суде (10).

Должность городского судьи была ниже должности главного судьи. Городской судья лично осуществлял функции предварительного расследования, судебного разбирательства и выносил приговор. Для вынесения правильного приговора по сложным, запутанным делам городской судья имел право проводить ревизию всех процессуальных документов, посланных сельскими судьями.

Права сельского судьи были ограничены, в частности он не имел права проводить судебное разбирательство, принимать решение, выдавать свидетельство на право владения недвижимостью (11). По сути, сельский судья не обладал судебными полномочиями, а выполнял вспомогательные функции.

Право вышестоящего судьи  осуществлять надзор за деятельностью  нижестоящих определяло характер взаимоотношений «главного судьи», назначенного ханом, и других судей.

По указу Чингисхана была установлена территориальная подсудность дел, согласно которой суды делились на полевые и  обычные, «домашние» (12).    К подсудности полевых (военных) судов относились дела, связанные с потомками хана, подданными,  имевшими  свои территории и владения. Полевые дела разбирались на территории военного поселения  военачальниками или главами местных территорий. «Сокровенное сказание» свидетельствует о том, что установление подсудности дел относилось к исключительной компетенции самого хана. Основными критериями отбора кандидатов на должность судьи были:

- честность, мудрость;  

- знание, соблюдение законов;

- развитое логическое мышление.

Большое значение имели нравственные качества кандидатов. Судьями назначали людей  мудрых, глубоко верующих, имеющих четкое убеждение, способность вникать в суть дела (13).  Признавалось, что хорошее знание законов - необходимое условие устранения «душевных грехов» злоумышленников. Четкое знание закона служило основой этики судьи и руководством в работе.

Великая Яса  предписывала судьям особое внимание уделять   анализу и проверке доказательств при расследовании и раскрытии преступных деяний. Высоко ценилось профессиональное мастерство судей по оценке доказательств и проверке свидетельских показаний, улик.

При вступлении в должность судьи давали присягу следующего содержания: «Начиная с сегодняшнего дня я буду неукоснительно выполнять  все обязательства, не уклоняясь от закона и не переступая его во всех делах, связанных с судопроизводством, регулированием спорных вопросов, примирением враждующих сторон. В случае нарушения своей присяги я готов нести любое наказание. Я беру себе в свидетели верных и надежных людей из общества» (14).

В случае нарушения  присяги судья смещался с должности, а также  мог  быть приговорен к телесным наказаниям. Содержанием ответственности судей выступало  принуждение со стороны ханской власти. Ответственность судей носила публичный характер, субъектом привлечения  к ответственности выступало государство в лице хана.

«Гните только свое,

Не вставайте ни на чью сторону,

не давайте шансов проходимцам и сутяжникам,

притупляйте их интриги, не давайте мудрым старцам повода для недовольства

и власть хана не увидит оплошности и заблуждения в грехах,

не прикрепляйте колокол к подолу и саней между ног» (15).                                                                                  

                                                                                                                                     Чингисхан

Так  сформулированы  моральные нормы, общие правила руководства судей при  отправлении правосудия. Содержание требований свидетельствует о том, что в системе управления суду отводилось особое место. Судья должен был подчиняться только закону и придерживаться справедливости во имя укрепления  политики государства (16). Указ Чингисхана предписывал  судьям служить только «Великой Ясе», служить честно и благородно, не поддаваясь никаким соблазнам,  руководствуясь советами  старцев, умудренных жизненным опытом,  уважать обычаи и традиции своего народа с тем, чтобы  судебный процесс не влек за собой пересудов, жалоб.

Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен был не допускать того, что могло умалить авторитет, достоинство суда, вызвать сомнение в его справедливости. Признавалось недопустимым для судьи принимать приглашения от  частных лиц, получать что-либо материальное  в качестве вознаграждения за вынесение приговора,  передавать  произвольно  другим лицам судебные полномочия (17).

Данный указ Чингисхана  и в будущем в Монгольской империи  служил законом, определявшим этические нормы поведения судей. Важным условием  осуществления объективного правосудия  был запрет вмешательства в деятельность судьи.  Так, никто не имел права освободить преступника, заключенного, в отношении которого вынесен приговор судьи (18).

Гарантией независимости судей было установленное Чингисханом правило осуществления суда, запрещавшее воздействие со стороны на  деятельность судей. Того, кто затеял «незаконное дело» или добился решения суда путем принуждения, следовало жестоко избить, сбрить бороду, посадить верхом на вола и водить по всему городу (19). Пресекалось высокомерное и пренебрежительное отношение к суду, за что  предусматривалась уголовная ответственность (20).

Существенная особенность судебной власти состояла в особой процедуре, методах ее осуществления, основной постулат которых сводился к тому, чтобы разбирать права и требования сторон в равных условиях, и только при соблюдении данных положений мог быть вынесен приговор.  Осуществление правосудия происходило в установленном  процессуальном порядке, базировавшемся на принципах:

1.Законности  и взаимного исключения, а именно для установления факта совершения преступления следовало ответить на вопросы: «Имело ли место данное преступление?», «Достаточно ли улик, доказательств, показаний свидетелей для возбуждения уголовного дела?»(21).

2.Равенство всех перед законом, свидетельством чего может служить § 276 «Сокровенного сказания о монголах», в котором говорится: «Ты беспомощный, властный Арасун, с кем ставишь себя в один ряд, ведешь себя высокомерно, суешь свой нос в дела нашего рода, казнить тебя стоит! Но  это сочтут  самоуправством, поэтому отправлю тебя вместе с Гуюком.  

Мы считаем, что суд должен достигать всех и все, от знати до простого люда, от столицы до  самых окраин империи. За это мы боремся всей душой» (22).  Данный принцип требовал подчинения всех, в том числе вышестоящих лиц, установленным нормам, тем самым в известной степени ограничивал власть держащих.

3. Принцип справедливости. В летописи «Свод Чингисхана» записано: «Чье это право, этот и должен пользоваться им! Наши воля и душа стремятся к тому, чтобы вообще искоренить из жизни людей несправедливость, насилие, ущемление, взяточничество. Боремся за то, чтобы навсегда были закрыты двери мошенничеству, коварству, принуждению» (23).

4.Принцип искоренения преступности. Чингисхан, определяя главное направление и круг деятельности чербов и судей, сказал: «Исправить раздоры и вранье! Пресечь ложь, наказать преступление!» (24).   Наказание имело своей целью искоренить ссоры, тяжбы в обществе.

5. Принцип соответствия меры наказания и содеянного.  В системе уголовного, административного и военного права Монгольской империи одним из главных принципов являлся принцип соответствия меры наказания содеянному. Доказательством может быть содержание § 278 «Сокровенного сказания» о недопустимости произвола (25).

6. Принцип неизбежности наказания. Всякое преступление обязательно влекло наказание. Надпись на памятнике Елюю Чуцаю гласит: «Если допустил погрешности, совершил преступление, то будь уверен, что наказание неминуемо!» (26).

7. Осуществление допроса свидетелей  по отдельности  с тем, чтобы  путем сравнения всех показаний установить их разницу и уловить слабые стороны.  Различие  свидетельских показаний служило основанием для дальнейшего  изучения дела (27).

Большое внимание уделялось тактике ведения допроса свидетелей, каждый свидетель подвергался допросу несколько раз для внесения уточнения в разборе дела. При этом должны  были учитываться  количественные и качественные критерии: время, место  и обстоятельства совершения преступления. Считалось, что «сомнение  само по себе предостерегает от принятия неправильного решения» (28), потому любые сомнения в виновности обвиняемого толковались в его пользу.

Свидетелей подвергали допросу несколько раз с целью выявления  противоречий в их показаниях. Считалось, что ошибки в  решениях судей допускаются тогда, когда решения принимаются поспешно.  

8. Принцип презумпции невиновности. Одним из основных принципов судопроизводства был  принцип, гласивший: « Не доказана вина - не виновен».      Устанавливалось правило о  недопустимости смертной казни, если вина  подсудимого не доказана (29).

По установленному Чингисханом закону  главы областей и округов не имели права заключать под стражу и освобождать из-под стражи  людей без указа или соответствующего документа, заверенного подписью хана. Чиновники не имели право  произвольно лишать свободу, ограничивать права. Потерпевший или другие лица, заставшие преступника на месте преступления с поличным,    могли задержать его, и только судья имел право  вынести окончательный приговор и привести  его в исполнение (30).

9. Коллегиальность судопроизводства. Сложные дела, споры должны были рассматриваться совместно на хуралдае  судьями, военачальниками, мэликами, местными управителями (31).

Таким образом, в  монгольском обществе в регулировании общественных отношений важное место занимали правопорядок, законность. Исследование практики рассмотрения, пресечения нарушений установленных правил  в монгольском обществе в XIII веке позволяет сделать вывод о том, что для  укрепления установленного порядка  была создана разветвленная система судов. Порядок назначения на должность судьи,  нормы, определявшие статус лиц, отправлявших правосудие,  четкие принципы судопроизводства  свидетельствуют о  наличии   в монгольском обществе  институтов публичной власти.

  1.  Козин С.А. Сокровенное сказание монголов. Улан-Удэ, 1990.С.62.
  2.  Указ.соч. С. 102.
  3.  Рашид-ад Дин. Судрын чуулган. III боть. Улаанбаатар, 2000. С.256.
  4.  Алтаншаа Н. Монголчуудын очигдорийн мор. Хух хот, 2002. С.43.
  5.  Юань улсын судар. Улаанбаатар, 2000. С.56.
  6.  Дагвадорж О., Довчинсурэн Д. Монгол эзэнт гурний Их засгийн цааз буюу Чингис ханы зарлигийн Хох дэвтэр (XIII зуун). Улаанбаатар, 2006. С. 218.
  7.  Рашид-ад Дин. Судрын чуулган. Улаанбаатар. I, II, Ш боть. 2002.
  8.  Указ.соч.
  9.  Указ.соч. С.8.268.
  10.  Указ. соч. С.8.267.
  11.  Указ.соч. С.8.268.
  12.  Козин С.А.  Сокровенное сказание монголов. Улан-Удэ, 1990. С.141.
  13.  Рашид-ад Дин. Указ.соч. 8.270.
  14.  Рашид-ад Дин. Указ.соч. 8.271.
  15.  Дагвадорж О., Довчинсурэн Д. Монгол эзэнт гурний Их засгийн цааз Чингис ханы Хух дэвтэр. Улаанбаатар,2006. С. 205.
  16.  Рашид-ад Дин. Указ. соч. 8.279.
  17.  Рашид-ад Дин. Указ соч. 8.278.
  18.  Рашид-ад Дин. Указ.соч. 8.266.
  19.  Рашид-ад Дин. Указ.соч. 8.266.
  20.  Рашид-ад Дин. Указ соч. 8.265.
  21.  Дагвадорж О. Довчинсурэн Д. Указ.соч. С.215.
  22.  Козин С.А. Указ соч. С.141.
  23.  Рашид-ад Дин. Указ соч. 8.268.
  24.  Рашид-ад Дин. Указ.соч. 6.62, 6.101.
  25.  Козин  С.А. Указ соч. С.144.
  26.  Рашид-ад Дин. Указ.соч. 7.99.
  27.  Рашид-ад Дин. Указ. соч. 8.277.
  28.  Рашид-ад Дин. Указ соч.  8.776.
  29.  Рашид-ад Дин.Указ.соч. 4.63.
  30.  Дагвадорж О., Довчинсурэн Д. Указ.соч. С. 221.
  31.  Дагвадорж О., Довчинсурэн Д. Указ.соч. С.206.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47493. Язык программирования Java 2.28 MB
  Программы на языке Java строятся на основе классов. Руководствуясь определением класса, разработчик создает произвольное количество объектов, или экземпляров, данного класса. Класс и его объекты можно сравнить, соответственно, с чертежом и деталями — имея чертеж, не составляет труда произвести необходимое количество деталей
47495. дискретно-событийного моделирования систем и технология имитационного моделирования 3.66 MB
  МОДЕЛИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. Основы дискретнособытийного моделирования СМО. ВЕРОЯТНОСТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Моделирование дискретных случайных величин.
47496. Начинаем программировать на языке Java 150.5 KB
  Элементарные строительные блоки в Jаvа называются классами как и в C. При этом необходимо набрать имя запускаемого класса точно так как оно написано в исходном тексте программы т. Вся программа состоит из одного класса с именем JаvаTest. У этого класса имеется единственный метод min аналогичный функции min в языках программирования C и C и определяющий место с которого программа начинает выполняться так называемая точка входа.
47497. Программирование на Java 1.15 MB
  Процесс инкапсуляции значения в объект называется упаковкой (boxing). До появления Java 2 версии 5.0 вся упаковка выполнялась программистом вручную, с помощью создания экземпляра оболочки с нужным значением. В приведенной далее строке кода значение 100 упаковывается вручную в объект типа Integer:
47498. Культура русской речи 1.17 MB
  Виноградова Культура русской речи Ответственные редакторы доктор филологических наук профессор Л. Ширяев Культура русской речи. Книга представляет собой первый академический учебник по культуре речи содержащий наиболее полный систематизированный материал по данной теме. В основе издания лежит принципиально новая теоретическая концепция культуры речи.
47499. Артикуляционная гимнастика в считалках 3.44 MB
  В пособии предложены эффективные упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата. Упражнения сопровождаются иллюстрациями и стихотворным текстом. Упражнения сопровождаются забавными рисунками которые дети с удовольствием раскрасят и стихотворным текстом который сначала читает взрослый а затем по мере запоминания проговаривает ребенок.
47500. Маркетинг. Тестові та ситуаційні завдання 2.67 MB
  Самостійна робота у навчанні студентів ІЕУ ІОФ маркетингу. теоретичні методичні та практичні аспекти маркетингу Змістовий модуль Теоретичні та методичні основи маркетингу. Актуальність і практична необхідність вивчення і використання маркетингу в умовах ринкових відносин.