64966

Конница Чингисхана

Научная статья

История и СИД

Конница Чингисхана и его преемников родилась не по озарению гениального полководца: за её спиной была традиция в полторы тысячи лет. Когда мать Чингисхана Оэлунфучжин осталась без поддержки родственников она как говорится в Сокровенном сказании сама подняла знамя и выступила.

Русский

2014-07-22

39.5 KB

0 чел.

Конница Чингисхана

В 1222 году, громя хорезмшаха Мухаммеда и союзных ему кипчаков, отряд монгольской конницы обогнул с юга Каспийское море, перевалил через Кавказ, в мае 1223 года разбил на реке Калке дружины половцев и русских и через нынешний Казахстан и Алтай возвратился в Монголию. Такой конницы не имела ни одна держава…
Не менее двадцати пяти веков кавалерия была ядром любых вооружённых сил — от отрядов скифов и гуннов до знаменитой Конармии Будённого. Но XIII столетие, вероятно, можно назвать её золотым веком. Уже был изобретён порох, но ещё не появилось огнестрельное оружие, которое, начиная с XV века, постепенно лишит конные лавины всепобеждающей мощи.
Конница Чингисхана и его преемников родилась не по озарению гениального полководца: за её спиной была традиция в полторы тысячи лет. За это время было достигнуто небывалое слияние армии, государства и общества. Каждый достигший пятнадцати лет становился воином. Повинность кровью считалась основной повинностью мужчин в пользу кагана (хана). Под стать воинам нередко были и женщины. Когда мать Чингисхана Оэлун-фучжин осталась без поддержки родственников, она, как говорится в "Сокровенном сказании", "сама подняла знамя и выступила".
Китайский посол Чжао Хун доносил императору: "Татары рождаются и вырастают в седле. Сами собой они выучиваются сражаться. С весны до зимы они каждый день (…) охотятся, и это есть их средство к существованию. Поэтому у них нет пеших солдат, а все конные". В охоты, которые устраивались каганами и менее могущественными правителями, вовлекалась большая часть населения. Таким образом значительно пополнялись запасы мяса, особенно на зиму. Но не только. Облава на зверя рассматривалась как атака на противника, ведь приёмы охоты и ведения битвы нередко были одни и те же. В своей "Ясе" Чингисхан повелел: "Когда нет войны с врагами, пусть предаются лову — учат сыновей, как гнать диких животных, чтобы они привыкали к бою и обретали силу и выносливость, а затем бросались на врага, как на диких животных, не щадя себя". В своих поучениях — биликах он говорил: "Если мы отправляемся на охоту, то убиваем много изюбрей, а если мы выступаем в походы, то уничтожаем много врагов".
Монгольские воины не возили за собой обременительные обозы — их кони могли круглый год жить на подножном корму, а всадники довольствовались тем, что отнимали у поверженного врага и добывали на охоте, питались кислым молоком из бурдюка, а кроме того, сырым мясом, предварительно положенным под седло.
Важнейшей особенностью кочевого государства являлось полное слияние военной и гражданской власти, военно-административная система управления. Китайские историки называли военную организацию Чингисхана и его преемников "простой", но "мощной", сознавая, что в этой-то кажущейся простоте и заключалась её сила.
Чингисхан поделил своё государство на 95 "тысяч". Тысячник управлял в мирное время вверенными ему людьми и землями, набирал воинов на службу в армию и для участия в походах, куда каждый являлся со своими лошадьми и амуницией, взимал налоги, отвечал за исполнение местными жителями улы — ямской почтовой повинности, которая прочными нитями связывала воедино страну, регулярно проверял боевую готовность ратников, обслуживал нужды гонцов хана с верительными бирками-пайцзами. Выступая в поход, он возглавлял войско своей тысячи, самовольно покидать которую и переходить в другую запрещалось под страхом смертной казни.
Молодые родовитые монголы сами или по воле их родителей становились нукерами (друзьями, соратниками, дружинниками) хана. Они несли обязанности личной охраны государя и ведали его домашними делами. Кроме того, нукеры составляли ядро гвардии, куда отбирали физически крепких и умных людей, как правило, из числа сыновей и младших братьев тысячников и сотников. Каждого отправлявшегося в гвардию сопровождали младший брат и "дружина": при сыне тысячника из десяти человек, сотника — из пяти, десятника — из трёх. Служба здесь в известной мере являлась формой заложничества, ибо каждый тысячник был представлен при дворе хана сыном или братом. Гвардейский корпус, если он вводился в сражение, имел привилегию сражаться на глазах у повелителя.
Потомственные кузнецы, монголы славились изготовлением железных мечей и сабель, изогнутых, лёгких и тонких. Луки и стрелы обычно делались из дерева (ивы или берёзы) и отличались большим многообразием. В сохранившихся текстах упоминаются стрелы для охоты, пробивания доспехов, для дальнего и ближнего боя и т.д. Щит был круглый, лёгкий, сплетённый из ивовых прутьев. Тело воина прикрывал панцирь из узких кожаных или металлических пластин, связанных ремешками. Другой вид доспеха представлял собой некое подобие кафтана из ткани, войлока и кожи, простёганных и переложенных металлическими пластинами. Ни кольчугами, ни латами монголы не пользовались. Шею воина защищал "воротник" из мягкой кожи с нашитыми на неё металлическими пластинами, а голову — конусообразный шлем. Такие доспехи, надёжные и лёгкие, не стесняли в бою.
Монголы, как правило, воевали на меринах местной породы, чрезвычайно выносливых и неприхотливых. Причём их два года объезжали, затем они три года вольно паслись, а потом с ними занимались снова, приучая, в частности, не ржать и не убегать от хозяина. Каждый воин имел обычно несколько коней и в дальнем походе ехал на них поочерёдно, давая возможность другим скакунам восполнить силы.
Строевой устав предписывал всадникам приноравливаться к слабейшим, которые поневоле задавали темп движения всему войску.
Чингисхан полагал, что командиром может быть только тот, кто сам испытал лишения, сам перенёс все трудности походной жизни. Такой командир позаботится о том, чтобы и его воины не страдали без нужды от жажды и голода, не тратили понапрасну сил, не доводили до истощения лошадей.
В армии Чингисхана за вычетом доли верховного правителя каждый воин имел право на добычу. Недаром идеалом монгольского конника был воин-налётчик, удалой молодец, умевший завладеть невольниками и чужим имуществом, включая скот. В этой "простоте" — степной дикой силе монгольского воина и его коня, а также в "простоте" побуждений — добыча, месть, приказ хана, который обсуждению не подлежал, собственно, и крылись причины успехов монгольского оружия в XIII веке. К этому надо добавить жёсткую дисциплину, за нарушение которой чаще всего казнили "без пролития крови", ломая хребет провинившемуся.
Целью завоевательных походов была не только богатая добыча, но и "мировое господство", понимаемое как покорение тех земель, куда только могло ступить копыто монгольского коня. Воины Чингисхана говорили: "У нас всюду враг, от заката солнца и до восхода его" ("Сокровенное сказание").
Начало войны в самых общих чертах выглядело так: противнику или намеренно наносилось оскорбление, или припоминались давние обиды, или предъявлялись непомерные требования как условие добровольной капитуляции. Во всех случаях Чингисхан взывал к мести и обещал уничтожение врагов "до потомков потомков их". Терпя отдельные поражения, а такое бывало всегда, монголы тем не менее выигрывали крупные сражения и приступали к осаде важнейших городов и крепостей. Причём окрестное население заставляли подносить хворост, камни, землю, засыпать рвы. Под прикрытием этих несчастных воины и пробирались под стены города. Например, для осады Бухары в 1220 году пригнали не только местных жителей, но и людей из взятого ранее Отрара. Захватив Бухару, женщин поделили между собой, а мужчин отправили к Самарканду. Если город или крепость взять было трудно, использовали тактику ложных отступлений. Например, осадив заставу Цзюйюнгуань под Пекином, Чжэбе, чтобы выманить оттуда гарнизон, стал отходить. Защитники крепости вывели войска и отправились в погоню. Чжэбе же повернул свою конницу назад и вместе с подоспевшим Чингисханом нанёс сокрушительное поражение солдатам государства Цзинь.
Что бы ни говорили нынешние "адвокаты" Чингисхана, он осознанно проявлял жестокость, устрашал врага. Захватив Ургенч, "монголы перебили всех находившихся в нём, забрали всё, что в нём было". На каждого из 50 тысяч воинов Чингисхана пришлось по 24 убитых жителя города. Изуверскими кровавыми расправами монголы добивались цели — их боялись, считали "бичом Божьим", посланным свыше в наказание народам. Именно это, по словам персидского средневекового историка Джувейни, заставило современников думать, что "от Адама до наших дней не было армии, которая могла бы сравниться с армией татар".
Численность монгольского воинства после 1206 года определяют в 50-100 тысяч человек. Последняя цифра более вероятна, если учесть, что государство было поделено на 95 "тысяч". Рать Чингисхана была действительно невелика, но сильна. Сильна тренированными с младенческих лет воинами, выносливыми лошадьми, талантливыми полководцами (Субутай, Мухали, Чжэбе и др.). Она была сильна жаждой добычи и чувством мести, верой в избранность своего хана — покорителя мира.
И ещё. После нападения на государство чжурчжэней Цзинь (1211) она перестаёт быть только монгольской. На сторону завоевателей (по разным причинам) начинается достаточно массовый переход населения соседних держав. Монголы быстро вошли во вкус воевать чужими руками и уже через восемь лет после смерти Чингисхана всерьёз обсуждали грандиозный замысел покорения Китая силами мусульман, а Восточной Европы — силами китайцев. Из "Юань ши" ("История династии Юань") известна судьба тангута Сили яньбу. Сперва он сражался с монголами, вторгшимися в северокитайское государство тангутов Си-Ся, а позже, перейдя к бывшему противнику, усердно штурмовал Рязань. Для Евпатия Коловрата и других русских он всё равно оставался "татарином", хотя на деле это было не так. Русь и Восточная Европа считали "татарами" и до десятка иных китайских генералов, которые, судя по "Юань ши", принимали активное участие в западном походе Батыя и Субутая. Что же касается подлинных татар, то в монгольской армии — и в войсках Батыя и остальных Чингисидов — их было ничтожно мало.
Не более ста лет длился "золотой век" монгольской конницы и многонациональных армий сыновей и внуков великого завоевателя. Монголов изгоняют отовсюду, их домом снова становятся лишь равнины, горы и леса Монголии — просторы, которым они дали своё загадочное имя, а поколениям монгольских ханов, постоянно враждующих между собой, только и остаётся, что вспоминать о походах и громких победах их предков. Монгольские же кони по-прежнему выносливы и неприхотливы, а монгольские наездники ловки и грациозны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30667. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ 20.95 KB
  Заглавие вводит читателя в мир произведения выражает основную тему текста определяет его важнейшую сюжетную линию или указывает на его главный конфликт. Б Заглавие может называть главного героя произведения Евгений Онегин Обломов Анна Каренина Иванов В Заглавие текста может указывать на время и место действия Полтава А. Таким образом заглавие художественного произведения вопервых соотносит сам текст с его художественным миром: главными героями временем действия: Гусев А. Чехова Ионыч...
30668. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Никого не будет в доме...». (Восприятие, истолкование, оценка) 12.34 KB
  В стихотворении Никого не будет в доме мы видим причудливое взаимодействие высокого и привычного обычной человеческой жизни и тайн природы. В стихотворении мы видим описание пограничного явления сумерек. Сквозной проем сквозь который мы видим ускользающий зимний день крыши и снег выглядит как проем в другой мир в который мы подсматриваем. Мы не видим кто идет но понимаем что это человек очень дорогой лирическому герою.
30669. Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). Восприятие, истолкование, оценка. Особенности жанра 13.08 KB
  Творчество этого поэта не только внесло большие изменения в литературный процесс но и оказало большое влияние на общественную атмосферу эпохи. Этот поэт сделал предметом своего изображения те вещи которые до него считались непоэтическими: уличное воровство проституцию пьянство самоубийства семейные раздоры и так далее.Роль поэта и предназначения поэзии отдельная тема в творчестве Некрасова. Свое поэтическое кредо поэт изложил в стихотворении Элегия 1874.
30670. Судьба человека в контексте эпохи (по рассказам И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» и «Чистый понедельник») 13.94 KB
  В этом отношении показательны рассказы Чистый понедельник и Господин из Сан-Франциско. Рассказ Господин из Сан-Франциско раскрывает кризис западноевропейской цивилизации постигший ее в начале 20 века.Герой рассказа некий господин из Сан-Франциско становится символом бездуховного буржуазного мира.
30671. Сюжет, композиция и проблематика рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» 14.18 KB
  Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре рассказ Изергиль о своей жизни легенда о Данко.Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни два представления о ней.Себялюбцу Ларре контрастно противопоставлен герой второй легенды Данко. Ларра ценил только себя и свою свободу Данко же решил добыть ее для всего племени.
30672. Мотив дуэли в произведениях отечественной классики XIX в 13.4 KB
  Дуэль как социальное явление целой эпохи является одной из проблем поднимаемой в классической литературе.Писатели 19 века воспринимали дуэль как единственный и во многом естественный способ отстоять свою честь свое дворянское и офицерское достоинство.В романе Евгений Онегин дуэль становится тем явлением которое противоречит внутреннему миру героя.Перед дуэлью Онегин спокойно проспал всю ночь в противоположность Ленскому.
30673. Тема борьбы добра и зла в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 13.32 KB
  Булгакова Мастер и Маргарита Нет зла без добра нет Сатаны без Бога и Сатана также естествен в мире как обитель добра. Это основная философская мысль в романе Мастер и Маргарита. Ведь это дьявол выполняет просьбу Левия Матвея от имени Бога устроить судьбу Мастера в новой жизни. И поэтому Мастер вынужден уйти под опеку к Воланду.
30674. Тема «русского бунта» в произведениях отечественной литературы 14.29 KB
  Тема русского бунта нашла свое отражение в нескольких произведениях русской литературы но несомненно свое начало в литературе XIX века она берет с романа А.Работая над этим произведением писатель пользовался многочисленными историческими источниками совершил поездку по местам пугачевского бунта записывал рассказы очевидцев. В Капитанской дочке перед нами предстает Пушкин художник раскрывающий тему народного бунта в высшей степени художественно.
30675. Тема героя и толпы в произведениях отечественной литературы 14.5 KB
  Конфликт в который вступают Чацкий и московское общество весь ход сюжета убедительно доказывают что Чацкий по сути дела один на один с целым мирком в миниатюре миром Фамусова. Фамусовское общество является жалким подражателем всего французского; и только Чацкий единственный русский человек во всей пьесе. Воскреснем ли когда от чужевластья мод вопрошает он иронизируя над тем что московское общество одевается по французской моде предпочитает французскую кухню французский язык знает лучше чем русский.Фамусовское общество...