64968

К ИСТОРИИ ОТРАРА МОНГОЛО-ТИМУРИДСКОГО ВРЕМЕНИ

Научная статья

История и СИД

Имеется уникальная возможность сопоставить данные двух независимых друг от друга источников какими являются письменные и археологические материалы и реконструировать на их основе не которые важнейшие события истории Отрара.

Русский

2014-07-22

41 KB

0 чел.

                                   Известия Мин.Науки -- АН РК.
                                   Серия обществ.наук.1996.N2.C.58-62.
     М. ХОДЖАЕВ.

              К ИСТОРИИ ОТРАРА МОНГОЛО-ТИМУРИДСКОГО ВРЕМЕНИ

     Отрар ХІV-ХV вв.  как по частоте упоминаний в письменных  ис-
     точниках, так и по степени археологической изученности не име-
     ет себе равных среди позднесредневековых  городов  Казахстана.
     Имеется уникальная возможность сопоставить данные двух незави-
     симых друг от друга источников,  какими являются письменные  и
     археологические материалы, и реконструировать на их основе не-
     которые важнейшие события истории Отрара. Начало нового перио-
     да  в истории средневекового Отрара подробно освещено Джувайни
     в .  Однако результаты археологического
     исследования развалин города позволили Р.  3.  Бурнашевой', Л.
     Б.  Ерзаковичу' высказать обоснованное недоверие  к  сообщению
     персидского хрониста о масштабах разрушения Отрара монгольски-
     ми войсками. Работами ЮККАЭ выявлены хорошо сохранившиеся кре-
     постные  стены караханидского времени,  что явно противоречило
     сообщению о том,  что
     лей>.  Противоречие удалось снять после ознакомления с малоиз-
     вестной работой востоковеда М.  Х.  Абусеитовой  
     '.  Оказалось,  что обычно используемый
     историками и археологами английский перевод Джувайни Дж. Бойля
     представляет собой, по мнению М. Абусеитовой,
     и толкование оригинального персидского текста, чем перевод>. И
     действительно,  в  переводе главы об
     с, выполненном М. Абусеитовой с персидс-
     кого текста,  изданного Мирзой Мухаммадом Казвини 1912 -- 1937
     гг.,  т. е. с того же текста, с которого сделал английский пе-
     ревод Дж.  Бойль, отсутствует отмеченное выше сообщение о раз-
     рушении стен Отрара монголами.  Археологические данные о собы-
     тиях 1219 г.  неоднозначны.  На стратиграфическом раскопе 1969
     г. следы пожарищ или разрушений в слое X11 -- нач Х111 вв. от-
     сутствуют4, на раскопе 111 на уровне горизонта Ч имеются следы
     пожара,  что связывается Л.  Б. Ерзаковичем с разгромом Отрара
     монголами'".  Причем археологический материал свидетельствует,
     что после короткого периода  запустения  жители  вернулись  на

                                 - 2 -
     территорию шахристана и хоть и недолго, но проживали там'. Ес-
     ли сопоставить данные летописцев о действиях населения городов
     Средней  и Нижней Сырдарьи против монгольских захватчиков,  то
     увидим, что письменные источники прямо указывают на непосредс-
     твенное  участие в обороне Сыг
- 2 - нака,  Ашнаса городского
     населения'.  Оборона же Отрара,  судя по  сообщению  Джувайни,
     осуществлялась 6О-тысячным военным гарнизоном.  (По Нисави,  в
     распоряжении Кайрхана было тридцать  тысяч  войска).  Примеча-
     тельно,  что как только часть войска покинула Отрар, монголы в
     тот же час вошли в город.  Отсутствуют какие-либо сообщения  о
     действиях горожан по защите Отрара. Согласно Джувайни, монголы
     
     рывало  и носящих кулах и чалму выгнали из города наружу,  как
     стадо баранов,  и разграбили все,  что было из тканей и  това-
     ров>".  Исторические  события в Отраре,  непосредственно пред-
     шествовавшие монгольскому захвату города,  вряд ли располагали
     к  единению  отрарцев против врагов хорезмшаха.  Вспомним факт
     насильственного включения 1210 г.  Отрара в состав государства
     хорезмшахов,  вероломное  убийство  его правителя и замену его
     наместником.  Поэтому,  видимо, не случайно как в посольстве к
     султану Мухаммаду, так и в торговом караване от самого Чингис-
     хана фигурируют лица с нисбой  Отрари.  Примечательно  в  этом
     плане и сообщение В. В. Бартольда о том, что в Отраре, вероят-
     но,  еще до падения города,  местный представитель гражданской
     власти  Бедр ад-дин,  наместник Сафи Акра,  перешел на сторону
     Чингисхана,  его отец и дядя были казнены  при  взятии  Отрара
     султаном. От Бедр ад-дина Чингисхан получил подробные сведения
     ополитическом состоянии страны".  Таким образом, не умаляя ге-
     роизма и отваги Кайрхана и его воинов,  материалы, добытые ар-
     хеологами,  востоковедами,  требуют  пересмотра  традиционного
     взгляда как на характер сопротивления отрарцев, так и на масш-
     табы разрушения города монголами.  Исследования ЮККАЭ дают ос-
     нование предполагать,  что в ХV в.  в истории Отрара произошли
     неординарные события.  Зафиксировано запустение рабада: остав-
     лены  квартал  гончаров,  кирпичеобжигательные мастерские близ
     центрального бугра и железоделательные  мастерские  близ  Куй-
     рык-тобе;  Происходит  заселение  ранее пустовавшей территории
     шахристана.  Причем на раскопе 111,  V появляются  постройки,,
     сочетавшие в себе как жилые, так и производственные помещения,

                                 - 3 -
     в частности, керамические мастерские. Появление гончарных мас-
     терских  с  обжигательными горнами в центре города по гигиени-
     ческим и экономическим (трудности  с  доставкой  глины,  воды,
     топлива) соображениям было вряд ли приемлемо.  Отметим, что на
     раскопанной части шахристана домонгольского времени отсутству-
     ют какие-либо следы обжигательных печей. Налицо вынужденое пе-
     ремещение ремесленников из удобных для производственных  заня-
     тий,  но  неукрепленных частей города во внутрь заново восста-
     новленной стены шахристана,  что позволяет предполагать созна-
     тельную подготовку к военным действиям. О том, что Отрар в на-
     чале ХV в. подвергся
- 3 - погрому, свидетельствует слой по-
     жара, который Л.Б.Ерзакович назвал
     кого масштаба >" и датировал временем правления  Халил-Султана
     (1405  -- 1409) или вскоре после его смерти.  В письменных ис-
     точниках отсутствуют сведения о разрушении Отрара в начале  ХV
     в. Однако информация в летописях о междоусобицах в государстве
     тимуридов позволяет связать данный пожар с выступлением против
     Улугбека и его попечителя Шах Мелика,  выходца из района Сред-
     ней Сырдарьи Шейха Нур ад-дина,.  основной базой которого  был
     Отрар. По данным Бабура, Нур ад-дин происходил из знатного ро-
     да туркестанских кыпчаков.  Более ранние источники сообщают  о
     нем как об одном из главных военачальников Тимура". В качестве
     важного сановника он упомянут  в  сочинении  Клавихо".  Весной
     1410 г. Нур ад-дин выступил против Шах Мелика и Улугбека и на-
     нес им решительное поражение, в Бухару и Шахрисябэ были посла-
     ны его наместники". Только после вмешательства Шахруха удалось
     переломить ход событий в Средней Азии.  И в январе 1411 г. на-
     чался  ответный поход Шах Мелика в район Средней Сырдарьи про-
     тив Нур ад-дина.  Военные действия не могли не затронуть Отрар
     -- столичный центр региона.  Совпадение по времени перемещения
     отрарцев во внутрь крепостной  стены,  первого  общегородского
     пожара  и  похода  Шах  Мелика позволяет их считать различными
     сторонами одного и того ле исторического события. После пожара
     произошли изменения в локализации гончарного ремесла.  Если до
     пожара в трех домах из девяти квартала имелись  производс-
     твенные помещения с керамическими печами,  то во вновь выстро-
     енных или же отремонтированных  домах  отсутствуют  какие-либо
     признаки гончарного производства. Нетрудно заметить, что заст-
     ройка кварталов , после первого пожара стала более раз-

                                 - 4 -
     реженной,  менее скученной: сократилась площадь домов и расши-
     рились улицы.  Этому, на наш взгляд, может быть двоякое объяс-
     нение.  Захват города .войсками Шах Мелика мог завершиться пе-
     реселением части ремесленников в центральные  районы  Маверан-
     нахра,  что часто практиковалось при Тимуре. Или же при сохра-
     нении жилых домов внутри крепостной стены  ремесленники  могли
     перенести свои керамические мастерские в предместья,  где име-
     лись более благоприятные условия для производственной деятель-
     ности.  События,  связанные  со  вторым общегородским пожаром,
     оказались для Отрара более губительными.  Так, после этого по-
     жара из десяти домов квартала два оказались полностью заб-
     рошенными,  два имеют следы лишь частичного восстановления. По
     мнению  Л.  Б.  Ерзаковича,  второй пожар имел место во второй
     четверти ХV в. или позднее, но в пределах второй половины сто-
     летия".  На основе этого мы можем связать второй общегородской
     пожар с выступлением наместника Отрара  против  Абу  Саида.  В
     1455 г.  ему пришлось подавить мятеж в
- 4 - Отраре, который
     поддерживал Абулхаир-хан".  Резюмируя опыт сопоставления мате-
     риалов археологии и письменных источников по Отрару, необходи-
     мо отметить совпадение  данных  двух  исторических  дисциплин,
     имеющих различные методы исследования, что еще раз подтвержда-
     ет высокую достоверность результатов, полученных в ходе архео-
     логических работ на городище.  На основе письменных сообщений,
     которые содержат конкретные даты,  удается  приурочить  пожары
     Отрара к определенным событиям и надежно датировать комплексы,
     погребенные во время этих катастроф,  что делает материалы От-
     рара эталонными для археологии монголо-тимуридского времени.

                  Л И Т Е Р А Т У Р А

     1.Бурнашева Р.3.Денежное обращение Отрара в монголо-тимуридс-
     кое время (Х11  --  ХV)  //  Изв.АН  КазССР.Серия  обществ.на-
     ук.1986.N6.С.33.
     2.  Ерзакович Л.  Б. О периодизации развития
     средневекового Отрара  //  Маргулановские  чтения.  1990.  М.,
     1992.  С.  179.
     3. Абусеитова М. Х, Джувайни об
     тастрофе> // Вопросы истории.  Алма-Ата,  1975. Вып. 7. С. 107
     -- 112.

                                 - 5 -
     4. Акишев К. А. Байпаков К. М., Ерзакович Л. Б. Древ-
     ний Отрар. Алма-Ата, 1972. С. 83.
     5. Акишев К. А., Байпаков К.М.,  Ерзакович Л. Б.Отрар в Х1II-ХV
     вв. Алма Ата, 1987, С. 15,19.
     6. Ерзакович Л. Б. О периодизации развития средневекового
     Отрара.  С,  179.
     7.  История Казахской ССР.  Алма-Ата, 1979.
     Т.2.С.118 -- 119;  Кляшторный С. Г., Султанов Т. И, Казахстан.
     Летопись трех тысячелетий,Алма-Ата,1992.С.178.
     8.  Абусеитова М.Х.Джувайни об ...C.111.
     9. Кочнев Б.Д.Караханидский  чекан Параба (Отрара) Д Средневековая го-
     родская культура Казахстана и Средней Азии. Алма-Ата, 1983. С.
     116--118.
     10.Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского на-
     шествия //Соч.  М.,1963.  Т.  1.  С.  474  --  475.
     11.Акишев К.А.,Байпаков К.М.,Ерзакович Л.Б.  Отрар в Х111-ХVвв
     С.46-48.149-154.
     12.Гийасаддин Али.  Дневник похода Тимура  в
     Индию // Тамерлан.  Эпоха.  Личность. Деяния. М., С. 221, 228.
     13.Клавихо.  Дневник путешествия в Самарканд ко двору  Тимура.
     М.,  1990. С. 109 -- 119.
     14.Бартольд В. В. Улугбек и его время. Соч. М., 1964.Т.2.Ч.2.С.91.
     15.Акишев К.А.,Байпаков К.М Ерзакович Л.Б. Отрар в Х111 -- XV вв. С. 30. 16.Бар-
     тольд В. В. Улугбек и его время... С. 169.