64968

К ИСТОРИИ ОТРАРА МОНГОЛО-ТИМУРИДСКОГО ВРЕМЕНИ

Научная статья

История и СИД

Имеется уникальная возможность сопоставить данные двух независимых друг от друга источников какими являются письменные и археологические материалы и реконструировать на их основе не которые важнейшие события истории Отрара.

Русский

2014-07-22

41 KB

0 чел.

                                   Известия Мин.Науки -- АН РК.
                                   Серия обществ.наук.1996.N2.C.58-62.
     М. ХОДЖАЕВ.

              К ИСТОРИИ ОТРАРА МОНГОЛО-ТИМУРИДСКОГО ВРЕМЕНИ

     Отрар ХІV-ХV вв.  как по частоте упоминаний в письменных  ис-
     точниках, так и по степени археологической изученности не име-
     ет себе равных среди позднесредневековых  городов  Казахстана.
     Имеется уникальная возможность сопоставить данные двух незави-
     симых друг от друга источников,  какими являются письменные  и
     археологические материалы, и реконструировать на их основе не-
     которые важнейшие события истории Отрара. Начало нового перио-
     да  в истории средневекового Отрара подробно освещено Джувайни
     в .  Однако результаты археологического
     исследования развалин города позволили Р.  3.  Бурнашевой', Л.
     Б.  Ерзаковичу' высказать обоснованное недоверие  к  сообщению
     персидского хрониста о масштабах разрушения Отрара монгольски-
     ми войсками. Работами ЮККАЭ выявлены хорошо сохранившиеся кре-
     постные  стены караханидского времени,  что явно противоречило
     сообщению о том,  что
     лей>.  Противоречие удалось снять после ознакомления с малоиз-
     вестной работой востоковеда М.  Х.  Абусеитовой  
     '.  Оказалось,  что обычно используемый
     историками и археологами английский перевод Джувайни Дж. Бойля
     представляет собой, по мнению М. Абусеитовой,
     и толкование оригинального персидского текста, чем перевод>. И
     действительно,  в  переводе главы об
     с, выполненном М. Абусеитовой с персидс-
     кого текста,  изданного Мирзой Мухаммадом Казвини 1912 -- 1937
     гг.,  т. е. с того же текста, с которого сделал английский пе-
     ревод Дж.  Бойль, отсутствует отмеченное выше сообщение о раз-
     рушении стен Отрара монголами.  Археологические данные о собы-
     тиях 1219 г.  неоднозначны.  На стратиграфическом раскопе 1969
     г. следы пожарищ или разрушений в слое X11 -- нач Х111 вв. от-
     сутствуют4, на раскопе 111 на уровне горизонта Ч имеются следы
     пожара,  что связывается Л.  Б. Ерзаковичем с разгромом Отрара
     монголами'".  Причем археологический материал свидетельствует,
     что после короткого периода  запустения  жители  вернулись  на

                                 - 2 -
     территорию шахристана и хоть и недолго, но проживали там'. Ес-
     ли сопоставить данные летописцев о действиях населения городов
     Средней  и Нижней Сырдарьи против монгольских захватчиков,  то
     увидим, что письменные источники прямо указывают на непосредс-
     твенное  участие в обороне Сыг
- 2 - нака,  Ашнаса городского
     населения'.  Оборона же Отрара,  судя по  сообщению  Джувайни,
     осуществлялась 6О-тысячным военным гарнизоном.  (По Нисави,  в
     распоряжении Кайрхана было тридцать  тысяч  войска).  Примеча-
     тельно,  что как только часть войска покинула Отрар, монголы в
     тот же час вошли в город.  Отсутствуют какие-либо сообщения  о
     действиях горожан по защите Отрара. Согласно Джувайни, монголы
     
     рывало  и носящих кулах и чалму выгнали из города наружу,  как
     стадо баранов,  и разграбили все,  что было из тканей и  това-
     ров>".  Исторические  события в Отраре,  непосредственно пред-
     шествовавшие монгольскому захвату города,  вряд ли располагали
     к  единению  отрарцев против врагов хорезмшаха.  Вспомним факт
     насильственного включения 1210 г.  Отрара в состав государства
     хорезмшахов,  вероломное  убийство  его правителя и замену его
     наместником.  Поэтому,  видимо, не случайно как в посольстве к
     султану Мухаммаду, так и в торговом караване от самого Чингис-
     хана фигурируют лица с нисбой  Отрари.  Примечательно  в  этом
     плане и сообщение В. В. Бартольда о том, что в Отраре, вероят-
     но,  еще до падения города,  местный представитель гражданской
     власти  Бедр ад-дин,  наместник Сафи Акра,  перешел на сторону
     Чингисхана,  его отец и дядя были казнены  при  взятии  Отрара
     султаном. От Бедр ад-дина Чингисхан получил подробные сведения
     ополитическом состоянии страны".  Таким образом, не умаляя ге-
     роизма и отваги Кайрхана и его воинов,  материалы, добытые ар-
     хеологами,  востоковедами,  требуют  пересмотра  традиционного
     взгляда как на характер сопротивления отрарцев, так и на масш-
     табы разрушения города монголами.  Исследования ЮККАЭ дают ос-
     нование предполагать,  что в ХV в.  в истории Отрара произошли
     неординарные события.  Зафиксировано запустение рабада: остав-
     лены  квартал  гончаров,  кирпичеобжигательные мастерские близ
     центрального бугра и железоделательные  мастерские  близ  Куй-
     рык-тобе;  Происходит  заселение  ранее пустовавшей территории
     шахристана.  Причем на раскопе 111,  V появляются  постройки,,
     сочетавшие в себе как жилые, так и производственные помещения,

                                 - 3 -
     в частности, керамические мастерские. Появление гончарных мас-
     терских  с  обжигательными горнами в центре города по гигиени-
     ческим и экономическим (трудности  с  доставкой  глины,  воды,
     топлива) соображениям было вряд ли приемлемо.  Отметим, что на
     раскопанной части шахристана домонгольского времени отсутству-
     ют какие-либо следы обжигательных печей. Налицо вынужденое пе-
     ремещение ремесленников из удобных для производственных  заня-
     тий,  но  неукрепленных частей города во внутрь заново восста-
     новленной стены шахристана,  что позволяет предполагать созна-
     тельную подготовку к военным действиям. О том, что Отрар в на-
     чале ХV в. подвергся
- 3 - погрому, свидетельствует слой по-
     жара, который Л.Б.Ерзакович назвал
     кого масштаба >" и датировал временем правления  Халил-Султана
     (1405  -- 1409) или вскоре после его смерти.  В письменных ис-
     точниках отсутствуют сведения о разрушении Отрара в начале  ХV
     в. Однако информация в летописях о междоусобицах в государстве
     тимуридов позволяет связать данный пожар с выступлением против
     Улугбека и его попечителя Шах Мелика,  выходца из района Сред-
     ней Сырдарьи Шейха Нур ад-дина,.  основной базой которого  был
     Отрар. По данным Бабура, Нур ад-дин происходил из знатного ро-
     да туркестанских кыпчаков.  Более ранние источники сообщают  о
     нем как об одном из главных военачальников Тимура". В качестве
     важного сановника он упомянут  в  сочинении  Клавихо".  Весной
     1410 г. Нур ад-дин выступил против Шах Мелика и Улугбека и на-
     нес им решительное поражение, в Бухару и Шахрисябэ были посла-
     ны его наместники". Только после вмешательства Шахруха удалось
     переломить ход событий в Средней Азии.  И в январе 1411 г. на-
     чался  ответный поход Шах Мелика в район Средней Сырдарьи про-
     тив Нур ад-дина.  Военные действия не могли не затронуть Отрар
     -- столичный центр региона.  Совпадение по времени перемещения
     отрарцев во внутрь крепостной  стены,  первого  общегородского
     пожара  и  похода  Шах  Мелика позволяет их считать различными
     сторонами одного и того ле исторического события. После пожара
     произошли изменения в локализации гончарного ремесла.  Если до
     пожара в трех домах из девяти квартала имелись  производс-
     твенные помещения с керамическими печами,  то во вновь выстро-
     енных или же отремонтированных  домах  отсутствуют  какие-либо
     признаки гончарного производства. Нетрудно заметить, что заст-
     ройка кварталов , после первого пожара стала более раз-

                                 - 4 -
     реженной,  менее скученной: сократилась площадь домов и расши-
     рились улицы.  Этому, на наш взгляд, может быть двоякое объяс-
     нение.  Захват города .войсками Шах Мелика мог завершиться пе-
     реселением части ремесленников в центральные  районы  Маверан-
     нахра,  что часто практиковалось при Тимуре. Или же при сохра-
     нении жилых домов внутри крепостной стены  ремесленники  могли
     перенести свои керамические мастерские в предместья,  где име-
     лись более благоприятные условия для производственной деятель-
     ности.  События,  связанные  со  вторым общегородским пожаром,
     оказались для Отрара более губительными.  Так, после этого по-
     жара из десяти домов квартала два оказались полностью заб-
     рошенными,  два имеют следы лишь частичного восстановления. По
     мнению  Л.  Б.  Ерзаковича,  второй пожар имел место во второй
     четверти ХV в. или позднее, но в пределах второй половины сто-
     летия".  На основе этого мы можем связать второй общегородской
     пожар с выступлением наместника Отрара  против  Абу  Саида.  В
     1455 г.  ему пришлось подавить мятеж в
- 4 - Отраре, который
     поддерживал Абулхаир-хан".  Резюмируя опыт сопоставления мате-
     риалов археологии и письменных источников по Отрару, необходи-
     мо отметить совпадение  данных  двух  исторических  дисциплин,
     имеющих различные методы исследования, что еще раз подтвержда-
     ет высокую достоверность результатов, полученных в ходе архео-
     логических работ на городище.  На основе письменных сообщений,
     которые содержат конкретные даты,  удается  приурочить  пожары
     Отрара к определенным событиям и надежно датировать комплексы,
     погребенные во время этих катастроф,  что делает материалы От-
     рара эталонными для археологии монголо-тимуридского времени.

                  Л И Т Е Р А Т У Р А

     1.Бурнашева Р.3.Денежное обращение Отрара в монголо-тимуридс-
     кое время (Х11  --  ХV)  //  Изв.АН  КазССР.Серия  обществ.на-
     ук.1986.N6.С.33.
     2.  Ерзакович Л.  Б. О периодизации развития
     средневекового Отрара  //  Маргулановские  чтения.  1990.  М.,
     1992.  С.  179.
     3. Абусеитова М. Х, Джувайни об
     тастрофе> // Вопросы истории.  Алма-Ата,  1975. Вып. 7. С. 107
     -- 112.

                                 - 5 -
     4. Акишев К. А. Байпаков К. М., Ерзакович Л. Б. Древ-
     ний Отрар. Алма-Ата, 1972. С. 83.
     5. Акишев К. А., Байпаков К.М.,  Ерзакович Л. Б.Отрар в Х1II-ХV
     вв. Алма Ата, 1987, С. 15,19.
     6. Ерзакович Л. Б. О периодизации развития средневекового
     Отрара.  С,  179.
     7.  История Казахской ССР.  Алма-Ата, 1979.
     Т.2.С.118 -- 119;  Кляшторный С. Г., Султанов Т. И, Казахстан.
     Летопись трех тысячелетий,Алма-Ата,1992.С.178.
     8.  Абусеитова М.Х.Джувайни об ...C.111.
     9. Кочнев Б.Д.Караханидский  чекан Параба (Отрара) Д Средневековая го-
     родская культура Казахстана и Средней Азии. Алма-Ата, 1983. С.
     116--118.
     10.Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского на-
     шествия //Соч.  М.,1963.  Т.  1.  С.  474  --  475.
     11.Акишев К.А.,Байпаков К.М.,Ерзакович Л.Б.  Отрар в Х111-ХVвв
     С.46-48.149-154.
     12.Гийасаддин Али.  Дневник похода Тимура  в
     Индию // Тамерлан.  Эпоха.  Личность. Деяния. М., С. 221, 228.
     13.Клавихо.  Дневник путешествия в Самарканд ко двору  Тимура.
     М.,  1990. С. 109 -- 119.
     14.Бартольд В. В. Улугбек и его время. Соч. М., 1964.Т.2.Ч.2.С.91.
     15.Акишев К.А.,Байпаков К.М Ерзакович Л.Б. Отрар в Х111 -- XV вв. С. 30. 16.Бар-
     тольд В. В. Улугбек и его время... С. 169.
                             


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11473. Культура і етнос. Ментальне поле культури. Проблема культурної ідентичності 460.5 KB
  Лекція 7. Культура і етнос. Ментальне поле культури. Проблема культурної ідентичності. Термін етнос у давньогрецькій мові має більш як десять значень: народ племя юрба стадо стан соціальна група клас тощо. Етнічна спільність це спільнота повязана певною ...
11474. Роль культурних орієнтацій у розвитку суспільства 650.5 KB
  Лекція 8. Роль культурних орієнтацій у розвитку суспільства. Поняття культурна орієнтація трапляється все частіше в наукових і публіцистичних творах гуманітарного спрямування. Воно постійно використовується в повсякденному спілкуванні. Як і кожне багатозначне понят
11475. Глобалізація і культура 91 KB
  Лекція 9. Глобалізація і культура. Глобалізаційні процеси в сучасній світовій культурі та теорія модернізації Питання взаємовпливу культур різного типу як проблема теорії культури була поставлена ще культурною антропологією початку XX ст. Значний внесок у її роз
11476. Семіотика культури 59 KB
  Лекція 10. Семіотика культури Семіотика культури передбачає вивчення соціокультурних процесів і явищ як системи висловлювань культурних текстів культурних мов яке здійснюється насамперед лінгвістичними методами. Засновник семіотики американський фі...
11477. ТЕХНІКА, КУЛЬТУРА, ПРИРОДА ЛЮДИНИ 209 KB
  ЛЕКЦІЯ 11 ТЕХНІКА КУЛЬТУРА ПРИРОДА ЛЮДИНИ Питання про місце техніки в соціальній історії в житті сучасного суспільства в життєвих цінностях та орієнтирах людини є одним із найбільш болючих. Ціла низка гуманістично налаштованих мислителів вважає що техніка з ї...
11478. КУЛЬТУРА І ПОЛІТИКА 182.5 KB
  Лекція 13. КУЛЬТУРА І ПОЛІТИКА Політична культура являє собою динамічну та водночас відносно усталену систему політичних цінностей та орієнтацій моделей поведінки характерних для певної держави суспільства цивілізації. Від її стану харак
11479. ХУДОЖНЯ КУЛЬТУРА ПЕРШОЇ ПОЛОВИНИ XX ст.: АВАНГАРДНІ СТИЛІ ТА НАПРЯМИ 314.5 KB
  Лекція 14.ХУДОЖНЯ КУЛЬТУРА ПЕРШОЇ ПОЛОВИНИ XX ст.: АВАНГАРДНІ СТИЛІ ТА НАПРЯМИ Проблема сприйняття та розуміння художнього авангарду Новий зміст у традиційній мистецькій формі фовізм кубізм експресіонізм супрематизм Становлення нових форм мистецтва: футуризм ...
11480. ХУДОЖНЯ КУЛЬТУРА ДРУГОЇ ПОЛОВИНИ XX ст 159.5 KB
  Лекція 15. ХУДОЖНЯ КУЛЬТУРА ДРУГОЇ ПОЛОВИНИ XX ст. Термінологічна картина художнього авангарду Візуальні та інформаційні мистецтва: гіперреалізм концептуалізм бодіарт лендарт та ін. Акціонізм хепенінг перформанс рольова гра За відомим виразом ми живе
11481. ІДЕЯ РІВНОПРАВНОСТІ КУЛЬТУР У СУЧАСНОМУ СВІТІ 556 KB
  Лекція 16. ІДЕЯ РІВНОПРАВНОСТІ КУЛЬТУР У СУЧАСНОМУ СВІТІ Ідея про рівноправність культур формується на Заході починаючи з античної культури у безпосередньому звязку з розвитком поняття про Закон і його роль в суспільстві. Антична Греція як країна класичної демократі