64971

РОССИЯ, СИБИРЬ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ ВОСТОКА

Научная статья

История и СИД

Литосовым признали себя подданными русского царя сказав: Рад де я быти под ево царскою высокою рукою и во всем добра хотети и на их государьское жалованье и милостивое призрение надежен В ходе переговоров Сенге...

Русский

2014-07-22

55.5 KB

0 чел.

РОССИЯ, СИБИРЬ

И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ ВОСТОКА

Н.А. Ретунских

Алтайский государственный университет

ПОСОЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ

И ДЖУНГАРСКОГО ХАНСТВА В ПЕРИОД

ПРАВЛЕНИЯ СЕНГЕ (1655–1671 гг.)

Джунгарское ханство с начала своего существования пред-

ставляло собой самостоятельное государственное образование,

способное отражать внешнюю опасность и устранять внутренние

раздоры. Первым правителем Джунгарии был Эрдени Батур – хун-

тайджи (1635–1654 гг.). Ему принадлежит заслуга в налаживании

оживленных посольских и торговых связей с Россией.

К моменту образования Джунгарского ханства Россия уже

имела немалый опыт посольских и торговых отношений со страна-

ми Востока. Поэтому был выработан определенный церемониал

приема послов, направленный главным образом на выражение пуб-

личного почета, уважения (или, как тогда называли, «чести») госу-

дарю, как отправляющему, так и принимающему послов. При по-

лучении известия о следовании посольства правитель начинал под-

готовку к его приему. Как только посольство приближалось к тер-

ритории государства, его встречали «лутчие люди». С момента

вступления посольства в пределы государства забота о содержании

его полностью ложилась на тех, к кому оно отправлялось. Русское

правительство определяло вполне достаточное содержание прибы-

вающему посольству: ему выдавались подводы; местные власти

должны были заботиться о подводах при передвижении и о поме-

щениях для них при остановках, а также оно предписывало приста-

вам и воеводам давать посольствам в «запрос», т.е. все, что посол

попросит.

По существовавшим тогда нормам, правители двух госу-

дарств обменивались подарками, так называемыми поминками, это

означило, что царь выражал уважение своему заграничному «бра-

ту» и напоминал о себе какими-то предметами (в основном посы-

лались меха).

________________________________________

Page 2

372

На аудиенции общепринято было спросить о здоровье госу-

даря, как отправляющего, так и принимающего посольство. Очень

интересен тот факт, что на Востоке посла воспринимали как шпио-

на, а на Руси это мнение было доведено до болезненности и за по-

слами велось строгое наблюдение. Непременным пунктом посоль-

ского этикета было соблюдение правил передвижения по русской

территории. Нарушение этого этикета воспринималось как предлог

к обострению отношений.

Эти принципы были перенесены на посольские отношения с

Джунгарским ханством. Посольства организовывались в основном

с целью урегулирования вопроса о «белых калмыках» (речь идет о

телеутах из улуса Абаковичей, добровольно переселившихся в рус-

ские уезды и принявших русское подданство), установления регу-

лярных торговых отношений и принятия в подданство. Численный

состав посольств колебался от 1 до 5 человек и возглавляли их в

основном дети боярские. К послам прикомандировывались подья-

чие, для письмоводства, и переводчики-толмачи.

Приняв решение об отправке посольства, воевода вызывал

лицо, назначавшегося главою миссии, и в присутствии свидетелей

поручал ему выполнить определенное задание. Получив наказ, по-

сольство отправлялось в путь и, начиная с момента отъезда и до

своего возвращения, вело своего рода путевой дневник.

После смерти Эрдени Батур-хунтайджи посольские отноше-

ния России и Джунгарии были прерваны из-за усобиц в Джунгар-

ском ханстве, вызванных борьбой двух группировок за власть. За

эти годы в города Сибири лишь изредка приходили посланцы того

или иного владетельного князя, а из сибирских городов посылались

ответные посольства, имевшие весьма ограниченное, чисто местное

значение. Обмен послами со ставкой хана Джунгарии полностью

прекратился.

Согласно документам, с середины 60-х гг. вновь налажива-

ются посольские отношения между Россией и Джунгарией. Из ста-

тейного списка Василия Литосова [1, c. 130–135] следует, что ини-

циатива возобновления посольских отношений принадлежала

Джунгарскому правителю. В 1663 г. Сенге и его дядя Чокур при-

слали посланцев Муллу и Балбана, которые просили русского царя

Алексея Михайловича взять их под «царскую высокую руку», т.е. в

подданство, а также прозвучало предложение о налаживании регу-

лярной торговли в Томске. Русское правительство дало положи-

________________________________________

Page 3

373

тельный ответ и в знак уважения 27 сентября 1664 г. отправило по-

сольство во главе с Василием Литосовым. В Джунгарии посольство

приняли радушно, выполнив надлежащий церемониал и обменяв-

шись подарками. Причем и Сенге и Чокур в беседе с В. Литосовым

признали себя подданными русского царя, сказав: «…Рад де я быти

под ево царскою высокою рукою и во всем добра хотети и на их

государьское жалованье и милостивое призрение надежен… В ходе

переговоров Сенге высказал пожелание вести торговлю с Россией,

в частности, с сибирским г. Томском: «и посланцов своих в Том-

ской с торгами, с коньми и с скотом и со всякими товары посылати

впредь стану безо всякого опасенья» [1, c. 134]. Василий Литосов

получил подарки для русского царя, ему было обеспечено хорошее

содержание, даны подводы и корм, а также провожатые. С В. Лито-

совым в Россию выехали послы Джунгарии – Чин Кошеучин, Улан

Гардачи, Улан Баатырь, всего 8 человек.

В. Литосов получил четкие инструкции о том, как себя вести

с иностранными послами [2, c. 119–120]. Как уже отмечалось, рос-

сийское правительство подозрительно относилось к послам, поэто-

му все сопровождавшие иностранные посольства, а также все мест-

ные власти имели подобные инструкции. Например, проезжая через

какой-нибудь город, предписывалось двигаться быстро (как указы-

валось в документах «проездом») для того, чтобы послы ничего не

рассматривали и ни с кем из посторонних не разговаривали. Если же

заграничные послы начинали разговор с провожающими, то им сле-

довало отвечать осторожно, не говоря ничего лишнего; если послы

говорили меж собой, то их разговор должен был строго фиксиро-

ваться и затем сдаваться в Посольский приказ. Подъезжая к любому

городу, провожающие должны были отправить туда гонцов, чтобы

местные власти могли подготовиться к встрече.

Джунгарские послы в Москве выполнили надлежащие цере-

монии и вновь просили Алексея Михайловича о подданстве и под-

держании торговых отношений.

По-видимому, В. Литосов сопровождал посольство из Моск-

вы и с ним Алексей Михайлович передал грамоту томским воево-

дам И.Л. Салтыкову и Ф.Н. Мещерскому [2, c. 135–136], в которой

говорилось о принятии джунгар в русское подданство в силу чего

запрещалось «ходить войною» на них и предписывалось поощрять

торговлю в г. Томске, но следить за количеством торговцев, а так-

же за тем, чтобы торговля велась вдали от города. В город же мож-

но было пропускать только послов.

________________________________________

Page 4

374

В 1666 г. Сибирский приказ дополнил грамоту положением о

том, чтобы русские люди с калмыками вели торговлю непрерывно

и во время торга ссор не устраивали. К тому же было запрещено

завышать или занижать цены как на продаваемые, так и на поку-

паемые товары, а тем более воровать. За нарушение данного поста-

новления на виновного накладывался большой штраф [2, c. 134].

Не дожидаясь возвращения уже отправленных посольств,

Сенге отправлял новые. Вскоре после посольства Литосова, в

Томск прибыли джунгарские послы с просьбой о подданстве и об-

мене посольствами с г. Томском. Было снаряжено посольство во

главе с Василием Бубенным. Василий должен был вновь объявить

джунгарским правителям о принятии их в подданство России, а

также о разрешении джунгарским улусным людям приходить тор-

говать к Томску и Тобольску, но в небольшом количестве, чтобы

избежать ссор и недоразумений. Бубенный должен был обговорить

с Сенге и Чокуром вопрос об обеспечении охраны и провожатых для

русских купцов, которые будут проезжать через территорию Джун-

гарии в Китай и обратно, а также вопрос о свободной торговле на-

ших людей в Джунгарии, не отбирая у них товар и не спекулируя

ценами. Со всеми означенными пунктами Сенге согласился. Вместе

с В. Бубенным вновь прибыли джунгарские послы в Москву.

В связи с тем, что характер и содержание привозимых по-

слами грамот были почти неизменными, то русский царь издал

указ, предписывающий томскому воеводе И.Л. Салтыкову не от-

правлять в Москву послов, предварительно не поговорив с ними и

не выяснив цели визита. Если он считал, что нет смысла послам

ехать в Москву, то должен был принять привезенные ими грамоты

и передать полный письменный отчет о проведенной встрече.

Благожелательное отношение к русским послам в Джунгарии

меняется в сторону «охлаждения» уже к 1667 г. Это прослеживает-

ся в статейных списках русских послов П. Кульвинского [2, c. 147–

157], В. Былина [2, с. 183–190, 202–203], М. Ржицкого [2, с. 208–

211], посетивших Джунгарию с 1667 по 1671 г. Все послы отмеча-

ли, что им подолгу приходилось ждать, когда Сенге или Чокур

примут их, на встречах и Сенге и Чокур шли на прямое нарушение

церемониала (например, не интересовались здоровьем русского

царя, принимали грамоты сидя, а подарки от русского царя сами не

принимали, а просили об этом своих приближенных. Послам по-

долгу не давали еды, подвод (если давали, то вскоре отнимали),

________________________________________

Page 5

375

корма для лошадей и верблюдов; вообще не обращали на них вни-

мания. Оба отказались признать себя подданными России, объявив,

что либо их послы что-то напутали, либо русское правительство

неправильно истолковало просьбы Джунгарии. Сенге всем своим

видом показывал пренебрежение к послам и даже вскользь упомя-

нул о возможности вооруженного конфликта между Россией и

Джунгарией. Однако, несмотря на свое поведение, Сенге высказал

пожелание продолжать торговые и посольские отношения с Росси-

ей. Например, на встрече с П. Кульвинским, Сенге отметил, что

«рад, что великих государей всяких чинов люди с русскими товары

ко мне, Сенге, ходили, или которых людей великие государи ис

своего государьства укажут с торгом идти в Китай, и я де, тайша,

рад великих государей всяких чинов людем от себя до Китайскова

(государства) провожатых давать и сколько, смотря по людем, кор-

му и подводы по силе моей давать, а от меня назад к Томску или

Тобольску провожатых тоже давать. А своих людей я, тайша, к

Томску и к Тобольску с товары с торгом посылать рад» [2, c. 152].

Посольские отношения России с Джунгарией в период прав-

ления хана Сенге условно можно разделить на два этапа: 1663–1667

и 1667–1671 гг. Первый этап характеризовался соблюдением всех

необходимых церемоний, власти Джунгарии благожелательно отно-

сились к русским дипломатам: послов регулярно и в достатке снаб-

жали едой и питьем, а лошадей и верблюдов – кормом. Это объясня-

ется тем, что Сенге находился в состоянии перманентной войны с

халхасскими Алтын-ханами за гегемонию в Центральной Азии. По-

этому для него важно было установить добрососедские отношения с

Россией, для того чтобы знать о позиции России в отношении Халхи.

На втором этапе наблюдается «ухудшение» отношений и правитель

Джунгарии идет на нарушение дипломатического церемониала, что

воспринималось как недружелюбный акт. Даже был прецедент, ко-

гда джунгарский отряд, состоявший из 4–5 тыс. человек осадил

Красноярск с требованием выдачи кыштымов [3, c. 151]. Поведение

Сенге объяснялось тем, что в 1667 г. он одержал победу над Алтын-

ханом Лубсаном и укрепил свое внутреннее положение.

Россия была заинтересована в сохранении мирных отноше-

ний с Джунгарией в интересах экономического развития Сибири; к

тому же Россия имела небольшие военные силы на пограничной с

Джунгарией линии, поэтому, несмотря на такое поведение Сенге,

вела себя сдержанно.

________________________________________

Page 6

Примечания

1. Международные отношения в Центральной Азии. XVII–XVIII

вв. М., 1989.

2. Русско-монгольские отношения. 1654–1685 гг. М., 1996. С. 119–120.

3. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. 1635–1758. М. 1964.

О.В. Боронин

Алтайский государственный университет


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67086. Курс «Я і Україна. Природознавство». Південний берег Криму. Математика. Додавання та віднімання багатоцифрових чисел 70.5 KB
  Мета: курс « Я і Україна. Природознавство »: ознайомити дітей із розташуванням, кліматом, рослинним і тваринним світом Південного берегу Криму, представити Крим як всеукраїнську здравницю; розвивати усне мовлення, увагу, уяву; виховувати дбайливе ставлення до багатства природи України; математика: повторити прийоми додавання та віднімання багатоцифрових чисел...
67087. Счастливый случай интеллектуальная игра 55.5 KB
  За одну минуту каждая команда должна дать наибольшее количество ответов. команда у капусты лист у мандарина долька у чеснока зубок морской разбойник пират 1 4 часа 15 минут дерево у Лукоморья дуб зубной врач стоматолог рыбная похлебка уха сказочная обувь кота сапоги усатая рыба сом край воды...
67089. Інтелектуальна гра «Найрозумніший» для учнів 10 – 11 класів 77.5 KB
  Протягом останніх 100 років у результаті техногенної діяльності людини вміст вуглекислого газу в атмосфері невпинно зменшується. Яка хімічно активна речовина виділяється в результаті розпаду NО2 під дією олефінів з неповністю згорілого автомобільного палива. Якої шкоди завдає легеням курців дьоготь що міститься у тютюновому димі...
67090. Інтерактивна гра «Як не захворіти на грип» 45 KB
  Оголошення теми і завдання З приходом зими похолодань люди частіше хворіють на грип. Наше завдання вияснити чому виникає грип які шляхи його поширення і що можна зробити щоб не захворіти. Напевно вам доводилося хворіти на грип.
67091. Безпека дітей в Інтернеті. Інтернет – друг чи ворог? 306 KB
  Обладнання: імпровізований мікрофон; кафедра; бейджики із написами «суддя», «адвокат», «прокурор», «свідок», «головуючий», «обвинувачений»; таблички «судді», «обвинувачення», «захист», «свідки та слухачі»; мовленнєві опори, написані на окремих великих аркушах, щоб можна було прикріпити біля дошки...
67092. «Дивись на нас, як на рівних» (сценарій конкурсно-ігрової програми до відзначення Всесвітнього дня інвалідів) 73 KB
  Мета. Ознайомити дітей з Державними програмами соціальної підтримки інвалідів в Україні; дати інформацію про проведення Параолімпійських ігор; формувати в учнів почуття милосердя та солідарності з дітьми з обмеженими фізичними можливостями; виховання толерантного ставлення, підтримки, співчуття до інвалідів.
67093. Історичні пісні 144.5 KB
  Виховувати гордість за український народ який має славне героїчне минуле прищеплювати глибокі почуття любові до пісні рідного краю свого народу. Історичні пісні здебільшого виникали у самому вирі бурхливого життя народу.
67094. Историческая игра «Путешествие в мир истории» 83 KB
  Объявляется первый конкурс конкурс Плутословов Учитель. Начинаем третий конкурс конкурс капитанов. Слово предоставляется нашему высокому ареопагу жюри объявляет результаты 13 конкурсов. Ведущий Следующий конкурс Исторический зоосад.