64977

О НЕКОТОРЫХ «БЕССПОРНЫХ ИСТИНАХ» ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Научная статья

История и СИД

Но сегодня мы остановимся только на одном фрагменте это на вопросе неудачного противостояния Руси натиску монгольских завоевателей. И главной причиной поражения Руси в этой схватке нашедшей отражение в научной и публицистической литературе неизменно называется феодальная раздробленность...

Русский

2014-07-22

48.5 KB

0 чел.

Н.С. Модоров
(Горно-Алтайский государственный университет)
О НЕКОТОРЫХ «БЕССПОРНЫХ ИСТИНАХ»
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
(на примере «монгольской эпохи»)

Бурные события, охватившие нашу страну на рубеже 80-90 гг. XX столетия, коренным образом изменили общественно-политический и социально- экономический облик нашего общества. Эти «революционные» преобразования не обошли стороной и историческую науку. Заслуживающим внимания их следствием явился необычайный рост интереса людей к истории своей Родины. В эпицентре возникшей тяги к правдивому знанию оказались многие вопросы из прошлого и настоящего нашей страны. В связи с этим перед исторической наукой встала неотложная задача: дать как можно скорее исчерпывающие ответы на них, причем без очередного «вбивания» в наши головы неких «бесспорных» истин, а объективно показать те или иные процессы, которые пережило наше государство на том или ином этапе своего исторического развития. Однако чтобы сделать это, необходимо правильно сориентироваться в происшедшем, по-новому осмыслить весь многотрудный путь, пройденный Россией, отдельные этапы которого давно уже нуждаются в своей «переоценке».

Одним из таковых, давно ждущим ее, является так называемая монгольская эпоха. В ней есть масса «неясностей». Но сегодня мы остановимся только на одном фрагменте - это на вопросе неудачного противостояния Руси натиску монгольских завоевателей. Но прежде чем перейти к изложению его сути, отметим, что для этого нам необходимо «смирить гордыню» и вернуться к выводам и взглядам историков прошлого на «сущность исторического познания и видения событий в связи с развитием общественной ситуации в то или иное время». И это будет не дань моде, не «шараханье» из одной крайности в другую, а закономерный шаг, обусловленный здравым смыслом. Не сек-

82

рет, что, возвращаясь к прошлому, мы нередко обнаруживаем: многое из волнующего нас сегодня мы, якобы, впервые открываем, на поверку выходит, что «это нечто новое» давно уже было пройденным этапом для наших предшественников, и лишь наше невежество привело к вторичному «изобретению велосипеда», и самое прискорбное, часто встречающееся в таких случаях, - к поверхностным, легковесным выводам. Теперь, когда мы расставили необходимые акценты, вернемся к предмету нашего разговора.

Общеизвестно, что в период с 1237 по 1240 г. разрозненные в политическом отношении русские земли подверглись агрессии и разорению войсками Батыя. И главной причиной поражения Руси в этой схватке, нашедшей отражение в научной и публицистической литературе, неизменно называется феодальная раздробленность, воспрепятствовавшая, якобы, ей собрать воедино все свои силы и дать должный отпор завоевателям. Спору нет, есть в этом утверждении доля истины, но только отчасти. Остальное же, на наш взгляд, требует некоторого уточнения.

Ни для кого не является секретом, что долгое время тема «Золотой Орды» являлась в нашей науке весьма нежелательной, а посему любой положительный факт, связанный с ней, неизменно ставился под сомнение. Не потому ли понятия «монголы», «татарщина» являли собой в трудах классиков марксизма синонимы варварства и несли исключительно пренебрежительный смысл. И потому потерпеть поражение от каких-то варваров - было для них событием из ряда вон выходящим! А коль скоро такое случилось, то для этого должны были быть уж очень веские причины! И они были найдены. И главная из них -это феодальная раздробленность.

А между тем, если непредвзято взглянуть на факты, то можно констатировать, что империя Чингисхана совсем не заслуживала такого пренебрежительного к себе отношения. Сами монголы, согласно источникам, являли собой сравнительно небольшой народ, и чтобы выжить в условиях того непростого времени, они вынуждены были поставить весь свой духовный и материальный потенциал на службу военному делу. Беспрекословно повинуясь воле своего верховного правителя, все их мужское население с юных лет или непосредственно служило в войске, или обслуживало его. Благодаря этому в монгольском войске выработались и установились поражавшие иноземцев четкая военная организация, выучка воинов, их выносливость, смелость, боевой дух и азарт, сочетавшиеся с железной дисциплиной, бесстрашием и хитроумной тактикой. Все это вместе взятое и делало монголов практически непобедимыми. По оценкам военных специалистов, даже единой Руси и то было бы трудно устоять против ударной мощи даже одного Джучиева улуса. А в запасе у монго-

83

лов еще были резервы, причем, немалые, для ее усиления. Один из них -это умелое использование ими людских и военно-технических ресурсов покоренных стран.

Общепризнано, что империя Чингисхана являлась типичным раннефеодальным государственным образованием. Но к началу XIII в. она сумела сохранить свое политическое единство, в то время как соседние с ней народы уже переживали период феодальной раздробленности, что во многом и предопределило исход их военного противоборства с монголами. Завоевав часть Сибири, последние приступили в 1211 г. к покорению Китая. Достигнув этого, они вывезли оттуда новейшую по тому времени военную технику, стенобитные машины, камнеметы, порох, сосуды с горючими жидкостями, разного рода мастеров и умельцев, а также грамотных и опытных чиновников. После этого успеха монголы устремились на запад. В течение 1219-1221 гг. подданные Чингисхана завоевали Среднюю Азию, Хорезм, Казахстан и Северный Иран. Спустя десятилетие (в 1231 г.) войска Чармагана (полководца Угэдея) вторглись в Закавказье и довольно-таки быстро покорили Азербайджан. И лишь только после этого курултай монгольских ханов принимает в 1235 г. решение о новом походе на Запад - «в Страну Волжских булгар и на Русь», славившуюся, по их сведениям, несметными богатствами. В соответствии с этим решением монгольские войска, предводительствуемые внуком Чингисхана - Бату-ханом, - и начинают в 1236 г. поход на Русь. К этому времени монголы располагали военным потенциалом, который во много раз превосходил силы соседей.

И, действительно, это было так. К моменту нашествия на Русь монголы, по свидетельству В.В. Кожинова, покорили почти весь азиатский континент (от Тихого океана до Урала и Кавказа), на котором пали под их ударами многие мощные государства. Словом, есть все основания утверждать, что в 1237 г. на русские, земли обрушилась концентрированная мощь всей Азии, против которой не в силах была бы выстоять даже единая Русь, не говоря уже о раздробленной. Не спасла «Русскую Землю от погибели» и cepnhweqj` борьба ее защитников. Действительно, что еще, кроме мужества и отваги, могли противопоставить они? Вот тут-то во всей неприглядности и сказались последствия удельной разобщенности русских земель и князей. Когда, к примеру, рязанцы обратились за помощью к великому князю Владимирскому Юрию Всеволодовичу, то последний их «не послуша, а пехоте сам на особь брань створити». И он «створил» ее 7 февраля 1238 г., печальным итогом которой стала гибель многих горожан, в том числе епископа и княгини. А как «изнемогаша» в борьбе с монголами жители Торжка, которым, как они ни просили, «не бысть помощи» из Новгорода. И так было почти во всех русских землях. Преодо-

84

левая мужество и отвагу их защитников, и дошли монголы, «секуще» всюду в Русской земле «все люди яко траву», до Киева, который был взят завоевателями в декабре 1240 г. После «оного» они «побита» Галицко- Волынскую Русь. В 1241 г. ужас монгольских вторжений пришлось пережить Польше, Венгрии, Чехии, Хорватии и Далмации. Так что не одна Русь пострадала и не устояла перед «варварами».

Закончив западный поход, монгольские войска расположились на жительство в юго-восточном углу Великой Русской равнины, где они основали так называемую Золотую Орду, столицей которой стал город Сарай на Нижней Волге. Разгромленная и опустошенная Русская земля стала улусом монгольского хана (или царя - согласно русским летописям), власть которого не отменила и не заменила власти русских князей, а «легла» поверх нее. Оставшиеся в живых после монгольского побоища русские князья должны были признать над собой верховную власть хана, что давало им право получить от него утверждение в своих владетельных правах.

Это положение, сложившееся в Русской земле после монгольского нашествия, никем из отечественных историков (прошлого и настоящего) не отрицалось и не отрицается. А вот с феодальной раздробленностью Руси, ввергшей ее под «иго» монгольского супостата, не все было однозначно. Не вдаваясь в дискуссию о сущности этого понятия, прогрессивности или регрессивности данного явления в жизни страны, отметим лишь одно: раздробленность на Руси к моменту нашествия на нее монголов имела место. Но Русь в это время, по авторитетному утверждению ряда историков (А.К. Леонтьева, Ю.А. Лимонова, Л.Н. Гумилева и др.), была раздробленной не более, чем какое-либо другое средневековое государство. Чтобы убедиться в этом, заглянем в ее недалекое прошлое.

После смерти в 1157 г. киевского князя Юрия.Владимировича его стол наследует Андрей Юрьевич, с малых лет связавший свою жизнь с Владимиром-на- Клязьме. Став великим князем, он делает родной город центром страны. Этот перенос, по мнению Ю.А. Лимонова, стал отправным пунктом для нового объединения Русской земли. Новоявленная столица буквально подавила самостоятельность других городов. Особенно сильно пострадал от этого Великий Новгород, во все времена «гордыню свою» являвший. «Никогда еще, - подчеркивал историк, - этот крупнейший торговый и экономический центр Древней Руси и Северной Европы не был в такой зависимости от великих князей. Владимирский самовластец буквально диктовал ему свои условия. Ощущал его влияние и Киев, превратившийся после переноса центра во Владимир, в заурядный объект вассального держания». Определенное единство Земли Русской (несмотря на все имевшие место противо-

85

речия и раздоры) сохранилось и при Всеволоде Большое Гнездо (младший брат Андрея), княжившем во Владимире с 1176 по 1212 г., и при его сыне Юрии, погибшем в сражении с монголами. Немалую роль в единении земель играла и православная церковь.

Но, несмотря на положительный эффект «единения», в его недрах уже набирал силу обратный ему процесс. И его виновниками стали сами князья. Будучи даже членами одной фамилии, они, по утверждению В.О. Ключевского, неустанно боролись меж собою за право утвердиться в более престижных уделах. Эти плановые распри исподволь ослабляли силы Руси. Другим негативным моментом в этом плане стала, по мнению Л.Н. Гумилева, известная «инертность русичей». В течение длительного времени военные столкновения Руси не перерастали рамки пограничных конфликтов. Относительная безопасность стала привычной для всех и внесла в их среду элементы беззаботности. Поколения, выросшие в таких условиях, подчеркивал ученый, уже не считали государство гарантом выживания. Утратив это чувство, люди погрязли во внутриполитических склоках, мало заботясь о судьбе Отечества. Осознавая пагубность такого «жития», безымянный автор «Слова о полку Игореве» пытался образумить соотечественников, но тщетно. Правота его призыва в полной мере была осознана ими лишь во второй трети XIII в. Однако было уже слишком поздно. Русские князья, «замотанные своими распрями», не сумели объединиться, чтобы организовать должный отпор завоевателям. Развал государственной организации, справедливо подметил С.В. Рыбаков, существенно ослабил способность Руси к сопротивлению. Хотя выше уже говорилось о том, каков бы мог быть результат, будь русские земли к 1237 г. не раздробленными.

Завершая рассуждения на эту тему, хотелось бы только подчеркнуть, что действительный распад единой Руси, на что указывают многие историки, произошел уже в годы владычества монголов, когда были резко «порушены» политико- экономические связи меж землями, а главное - «ослабли нравственные устои бытия». К 70-м гг. XIII в., к примеру, из Владимиро-Суздальского княжества выделилось 14 княжеств, в том числе такие наиболее значительные, как Суздальское, Городецкое (с Нижним Новгородом), Ростовское, Ярославское, Переяславское, Тверское и Московское. Такого рода дробление было характерно и для других территорий. Так, Смоленская земля распалась на еще более мелкие уделы: Можайский, Вяземский, Ржевский, Фоминский и др. Из Тверского княжества выделились Микулинский и Кашийский уделы, а из Московского - Серпуховский, Боровский и др. Иначе говоря, раздробленность Земли Русской в это время была весьма значительной и не шла ни в какое сравнение с 1237 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32486. ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 109 KB
  Существенно донести до учащихся что информация в таких файлах представлена лишь символами кодовой таблицы и немногими управляющими символами. создать таблицу содержащую заданное число строк и столбцов; перемещаться по таблице; устанавливать ширину столбца; заполнять таблицу текстом; создавать желаемое обрамление и заливку ячеек таблицы; удалять таблицу. Методика обучения обработке числовой информации Тема Введение в электронные таблицы Основные вопросы: Круг задач решаемых с использованием программ класса электронные...
32487. ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОФИЛЬНЫХ КУРСОВ ИНФОРМАТИКИ ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ПРОГРАММИРОВАНИЕ 250 KB
  Каждый объект можно использовать для решения задачи не вникая во внутренние механизмы его функционирования C Delphi Visul Bsic. Delphi является системой объектного программирования созданной на базе Паскаля; по оценке специалистов ее профессиональный уровень очень высок. Поурочное планирование курса Учимся программировать на Delphi Курс 10 класса 34 часа N п п Название темы Кол. Основные понятия среды Delphi.
32488. ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА МОДЕЛИРОВАНИЕ 89.5 KB
  Ряд профильных курсов информатики включает в свое название слово моделирование или использует элементы моделирования в содержании поскольку моделирование является неотъемлемым компонентом общечеловеческой культуры и мощным методом познания окружающего мира природы и общества. Курсы ориентированные на моделирование должны выполнять развивающую функцию поскольку при их изучении учащиеся продолжают знакомство еще с одним методом познания окружающей действительности методом компьютерного моделирования. Выработка практических...
32489. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 69.5 KB
  Теория и методика обучения информатики ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. Компьютер как инструмент педагогического исследования Сегодня информационные технологии находят довольно широкое применение в педагогике как науке а также непосредственно в практике учебно воспитательного процесса: дистанционное обучение учреждение онлайновых учебных заведений; помощь в системе управления образованием; создание программ и виртуальных учебников по различным предметам; поиск в сети информации...
32491. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ. СВЯЗЬ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 53 KB
  Теория и методика обучения информатики ВВЕДЕНИЕ. СВЯЗЬ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. Предмет теории и методики обучения информатики. Современный учитель информатики это не только предметник это проводник современных идей и технологий обучения с использованием компьютера в школе.
32492. СТОРИЯ ВНЕДРЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ 93 KB
  Теория и методика обучения информатики ИСТОРИЯ ВНЕДРЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ. История внедрения курса информатики в средние учебные заведения. Новая учебная дисциплина получила название Основы информатики и вычислительной техники ОИВТ. Вместе с тем постепенное проникновение в учебный план общеобразовательной школы сведений из области информатики началось значительно раньше и начинался этот процесс с опытов по изучению школьниками элементов программирования и кибернетики.
32493. Цели и задачи обучения информатики в школе 47.5 KB
  Теория и методика обучения информатики ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ. Цели и задачи обучения информатики в школе На основе общих принципов педагогической политики государство определило главные задачи общеобразовательной школы: обеспечение усвоения учащимися системы знаний определяемой общественными и производственными потребностями; формирование научного миропонимания политической экономической правовой культуры гуманистических ценностей и идеалов творческого мышления самостоятельности в пополнении знаний;...
32494. Структура обучения информатике в школе 84.5 KB
  ; логические модели дедуктивные системы сложность вывода нетрадиционные исчисления: индуктивный и дедуктивный вывод вывод по аналогии правдоподобный вывод немонотонные рассуждения и т.; искусственный интеллект представление знаний вывод на знаниях обучение экспертные системы и т.; бионика математические модели в биологии модели поведения генетические системы и алгоритмы и т.; инженерия математического обеспечения языки программирования технологии создания программных систем инструментальные системы и т.