64979

Относительно монгольского присутствия на Боспоре в 1222-1223 годах

Научная статья

История и СИД

В конечном итоге отряды Джебе-нойона и Субедей-багатура достигли в 1222 г. пределов северо-кавказской Алании, что и привело к первому сражению между ними и объединенными силами аланов и кипчаков. Как свидетельствуют летописи, во время сражения ни одна из сторон не смогла одержать победу...

Русский

2014-07-22

48.5 KB

0 чел.

О.Б. Бубенок (Киев).
Относительно монгольского присутствия на Боспоре в 1222-1223 гг.

Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. - Материалы IV Боспорских чтений. - Керчь, 2003.

{26} — конец страницы.

Сканы предоставила Юлли.

На протяжении многих столетий, несмотря на существование Керченского пролива, Боспор являлся тем связующим звеном, благодаря которому осуществлялись миграции народов из Азии в Европу и наоборот. К большому сожалению, возможность таких передвижений практически исключалась для событий начала XIII в. — периода первых монгольских походов. Однако анализ последовательности событий, происшедших во времена первого разведовательного рейда монголов в Восточную Европу в 1222—1223 гг., позволяет говорить о возможном включении Таманского и Керченского полуостровов в число первых территорий, завоеванных монголами в восточноевропейском регионе.

Монголы, покорив значительную часть Сродной Азии, решили идти дальше на запад. По их мнению, следующими объектами для нападения должны были стать Иран, Кавказ и Восточная Европа. И потому в ««Сокровенном сказании» монголов сказано, что в 1220 г. Чингисхан направил туда в разведывательный рейд тридцатитысячное войско под командыванием опытных полководцев Джебе и Субедая: «А Субеетай-Баатура он (Чингис-хан. — О. Б) отправил в поход на север, повелевая дойти до одиннадцати стран и народов, как то: Каплин, Кибчаут, Бачжигит. Оросут, Мачжарат, Асут, Сасут, Серкесут, Кешимир, Болар, Рарал (Лилат), перейти через многоводные реки Идил и Аях, а также дойти и до самого города Кивашен Кермен» [Козин, 1941, с. 188-189]. {26}

Монголы, пройдя Северный Иран, достигли Закавказья. В том месте, где Кура сливается с Алазанью, в 1221 г. произошло столкновение передовых отрядов Чингис-хана с объединенным армяно-грузинским войском, принесшее успех монголам [Галстян, 1970, с. 159-160]. Это позволило монголам двинуться к Дербенту, но взять его штурмом они не смогли. Как сообщает Ибн ал-Асир (1160-1233 гг.), монголы пошли на хитрость и оставив в стороне Дербент, через Ширванское ущелье прошли на Северный Кавказ, уничтожили множество народа [Тизенгаузен, 1884, с. 23].

В конечном итоге отряды Джебе-нойона и Субедей-багатура достигли в 1222 г. пределов северокавказской Алании, что и привело к первому сражению между ними и объединенными силами аланов и кипчаков. Как свидетельствуют летописи, во время сражения ни одна из сторон не смогла одержать победу, и тогда татаро-монголы, верные своей тактике, пошли на хитрость. Как сообщает Ибн ал-Асир, они отправили к кипчакам посланца со словами: «Мы и вы одного рода, а эти аланы не из ваших, так что вам нечего помогать им; вера ваша не похожа на их веру, и мы обещаем вам, что не нападем на вас, а принесем вам денег и одежду сколько хотите; оставьте нас с ними». Кипчаки ушли с поля сражения и монголы, верные своим обещаниям, заплатили кипчакам, а потом напали на аланов, которые остались в одиночестве. Вследствие вероломства монголов и предательства кипчаков аланы потерпели поражение. Но кипчакам их измена не прошла даром, ибо татары стали «нападать на них раз за разом, и отобрали у них вдвое против того, что [сами] им принесли» [Тизенгаузен, 1884, с. 25]. Эти же события были описаны в «Хронике» Рашид ад-Дина, что может свидетельствовать о реальности происшедшей драмы [Рашид-ад-дин, 1952, с. 229].

В данном случае можно вполне согласиться с тем мнением, что описываемые события происходили на территории Восточной Алании [Джиоев, 1982, с. 11]. Относительно продвижения монголов А.В.Гадло высказал предположение: «Их путь шел, вероятнее всего, вначале вдоль р. Гюльгерычай, а затем по маршруту Касум-кент-Кумух-Хунзах, откуда они попадали либо в низовья Сунджи (район Грозного), либо к Акташу (вблизи Хасавюрта). Двигаясь только этой дорогой, они могли повстречать на своем пути лезгин (вероятнее всего, лезгов, т.е. вообще дагестанских горцев) и алан. К аланам они, видимо, вышли в тыл и сразились с ними в горах до выхода на равнину. После столкновения с кыпчаками, которое, судя по тексту Ибн ал-Асира, было продолжительной серией стычек, монголы полностью овладели степью» [Гадло, 1994, с. 147]. {27}

Оттуда после битвы с местными аланами монголы, преследуя побежденных кипчаков, направились в Половецкую степь и Крым. Первое появление монголов в Половецкой степи нашло также свое отражение в древнерусских летописях. Относительно походов монголов в 1222-1223 гг. летописцы сообщали: ««...слышахом бо, яко многы страны поплениша - ясы, обозы, касоги и половч безбожных множество избиша» [Новгор. I л., 1888, с. 214-215; Лавр, л., 1897, с. 423-424].

О дальнейшем продвижении монголов Ибн ал-Асир писал: ««Татары остановились в Кипчаке. Это земля обильная пастбищами зимою и летом; есть в ней места прохладные летом, со множеством пастбищ; и (есть в ней) места теплые зимою (также) со множеством пастбищ, т.е. низменных мест на берегу моря». После этого, по данным Ибн ал-Асира, монголы продвинулись к Судаку: ««Прибыли они к городу Судаку; это город Кипчаков, из которого они получают свои товары, потому, что он (лежит) на берегу Хазарского (Черного. - О. Б.) моря... Придя к Судаку, татары овладели им, а жители его разбрелись; некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, некоторые отправились в море и уехали в страну Румскую (Конийский султанат. - О. Б.), которая находится в руках мусульман из рода Килиджарсла-на» [Тизенгаузен, 1884. с. 26].

Аналогичное описание маршрута мы находим и у Рашид ад-Дина: ««Уцелевшая часть кипчаков бежала в страну русов. Монголы зазимовали в той области, которая представляла сплошные луга и поросли. Оттуда они напали на город Судак...» [Рашид-ад-дин, 1952, с. 229].

После захвата монголами Судака, которое, по мнению некоторых исследователей, должно было произойти уже в январе 1223 г. [Романов, 1983, с. 20], эпицентр событий снова переместился в Половецкую степь. Об этом древнерусские летописи сообщают: «Приидоша на землю Половецкую и половцем ставшим, а Юрьи Кончаковичь боле всех половец не може стати противу их, но бегающу ему, а половци побегоша, и мнози избиени быша. И гониша их до реки Днепра, а иных загнаша по Дону, убиваеми гневом божиим...» [Холмог. л., 1977, с. 62]. Весьма логичным может выглядеть предположение, что в Судаке монголы должны были находиться до весны 1223 г., а оттуда они могли пойти через Перекоп в приазовские степи. Как свидетельствуют письменные источники, дальнейшие события привели монголов к победе над объединенными силами половецких ханов и древнерусских князей на р. Калке в Северном Приазовье. {28}

В сложившейся ситуации до сих пор неясно, как могли монголы попасть с Северного Кавказа в Крым. У некоторых современных исследователей получило распространение мнение, согласно которому разбитые монголами северокавказские половцы, спасаясь от преследований Джебе-нойона и Субедей-багатура. оказались на территории своих сородичей-половцев, кочевавших в степях Днепровско-Донского междуречья. По мнению этих историков, именно преследуя половцев, монголы могли достичь Крыма и перезимовать остаток зимы в начале 1223 г. в Судаке (Суроже) [Греков, Якубовский, 1950. с. 50, 201-202; Толочко, 1987. с. 167; Феннел, 1989, С. 101-102].

Естественно, наиболее оптимальным в данном случае представляется продвижение половцев и преследовавших их монголов вдоль северного побережья Азовского моря по направлению к Перекопу в Крым, где можно было отсидеться в суровое зимнее время. Поэтому П. П. Толочко [Толочко, 1987, прил.], Дж. Феннел [Феннел, 1989, с. 218-219] и другие исследователи на предложенных ими картах продвижение войск Джебе-нойона и Субедей-багатура именно так и обозначили - вдоль северного побережья Азовского моря через Перекоп в Судак.

Тем не менее, наиболее коротким представляется продвижение войск Джебе и Субедея со стороны Северо-Западного Кавказа через Керченский пролив, как это сделали в IV в. гунны, не решившиеся перейти такую естественную преграду как р. Дон. Данной версии придерживается в настоящее время С.А.Плетнева, по мнению которой «татары через Таманский полуостров и пролив прошли уже в Крым и разграбили один из самых богатых его городов» [Плетнева, 1990, с. 172]. В этом случае речь идет о возможном преследовании монголами бежавших с Северного Кавказа половцев, первоначально искавших убежища не в степях Северного Приазовья, а на территории Северо-Западного Кавказа.

Если это предположение соответсвует действительности, то тогда не ясно, как могли монголы зимой 1222—1223 гг. форсировать Керченский пролив? Поэтому можно вспомнить легенду о гуннах, которые в IV в. перешли пролив благодаря броду, который якобы существовал в то время. Однако данные письменных источников исключают существование такой возможности в период средневековья. С другой стороны, использование плавсредств для переправы многотысячной группы отступавших половцев и тридцатитысячного монгольского войска также исключает и эту возможность. Если исходить из того, что такая переправа могла быть {29} осуществлена в зимний период, то более логичным могло бы быть предположение о переходе половцев и монголов из Тамани на Керчь именно благодаря тому, что зимой 1222-1223 гг. Керченский пролив мог быть покрыт льдом и таким образом стал естественным мостом для беглецов и их преследователей.

О том, что Керченский пролив иногда замерзал в зимний период, благодаря чему были возможны переходы из одного полуострова на другой, могут свидетельствовать данные некоторых письменных источников времен античности и средневековья. Так, Геродот сообщал, что в V в. до н. э. «Киммерийский Босфор» покрывался льдом, благодаря чему скифы, жившие в Тавриде, имели возможность ездить по льду на повозках до земли синдов [Геродот, IV, 28]. Исходя из этого, можно предпопожить, что в середине I тыс. до н. э. климат Северного Причерноморья был более суровым, чем сейчас. Однако при этом не стоит игнорировать то, что Геродот, со свойственным южанину восприятием, явно преувеличивал суровость природных условий Крыма и всего Северного Причерноморья.

О том, что даже во времена позднего средневековья иногда зимой Керченский пролив мог быть покрыт слоем льда, свидетельствует турецкий автор Эвлия Челеби, побывавший в Крыму и на Тамани в 1666—1667 гг. Им подробно описана переправа из Тамани на Керченский полуостров по льду, осуществляемая не только пешком, но также верхом на лошадях и даже на санях. Тем не менее, по данным Эвлии Челеби, такая переправа являлась рискованой и была возможна лишь тогда, когда не было «воздествия солнечного света», ибо в последнем случае лед таял и ломался [Эвлия Челеби, 1999, с. 107-110].

В связи с этим возникает закономерный вопрос: если в V в. до н. э. и XVII в. в зимний период была возможна переправа по льду через Керченский пролив, то не могло ли это иметь место также зимой 1222-1223 гг.? Однако, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо привлечь данные геологических наук, касающиеся анализа климатической ситуации в прошлом на Крымском полуострове и соседнем Северо-Западном Кавказе. Если это сделать будет невозможно, то и тогда не следует игнорировать предположение, согласно которому зимой 1222-1223 гг. монголы, преследовавшие половцев, могли попасть в Крым не через Перекоп, а через покрывшийся льдом Керченский пролив. {30}

Литература

Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа X-XIII вв. СПб.. 1994.

Галстян А. Завоевание Армении монгольскими войсками // Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1970.

Гэродот iз Галiкарнасу. Скiфiя. Найдавнiший опис Украïни з V столiття перед Христом. К., 1992.

Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М.-Л., 1950.

Джиоев М. К. Алания в XIII—XIV вв. Автореф. дисс... канд. ист. наук. М., 1982.

Козин С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. Юань-чао-би-ши. Т. I. Москва-Лениград, 1941.

Лаврентьевская летопись // ПСРЛ. Т. I. СПб, 1897.

Новгородская Первая летопись // ПСРЛ. Т. IV. СПб, 1848

Плетнева С. А. Половцы. М.. 1990.

Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 2. Москва-Ленинград, 1952.

Романов В. К. Битва при р. Калке и ее отражение в русском летописании (Историко-текстологическое исследование). Автореф. дисс... канд. ист. наук. М., 1983.

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. СПб., 1884.

Толочко П. П. Древняя Русь. Киев, 1987.

Феннел Дж. Кризис средневековой Руси. 1200-1304. Москва, 1989.

Холмогорская летопись // ПСРЛ. Т. XXXIII. Ленинград, 1977.

Эвлия Челеби. Книга путешествия. Турецкий автор Эвлия Челеби о Крыме (1666-1667 гг.) / Пер. и ком. Е. В. Бахревского. Симферополь, 1999.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63657. Правовое регулирование 173.7 KB
  Социальные и технические нормы; Право и иные социальные нормы; Правовое регулирование: понятие предмет пределы; Методы способы и типы правового регулирования; Механизм правового регулирования: понятие элементы стадии; Нормативное регулирование: понятие особенности роль в жизни общества.
63659. Статистика производства и обращения продукции и услуг 115 KB
  Статистика производства и обращения продукции и услуг Показатели объема продукции услуг Объем произведенной на предприятии продукции в виду ее разнородности характеризуется системой статистических показателей в натуральном условно-натуральном трудовом и стоимостном выражении.
63660. АНАЛİЗ ФİНАНСОВИХ ЗВİТİВ 540.46 KB
  Головна мета аналізу фінансових звітів –своєчасно виявляти й усувати недоліки у фінансовій діяльності та знаходити резерви поліпшення фінансового стану підприємства і його платоспроможності. На підставі вивчення взаємозв’язку між різними показниками виробничої...
63661. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ 170 KB
  Сущность и назначение Пенсионного фонда РФ. Сущность и назначение фонда Социального страхования РФ. Внебюджетные фонды создаются двумя путями: выделение из бюджета определенных расходов имеющих особо важное значение; формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.
63662. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ. БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ 227 KB
  С одной стороны тело человека представляя собой средоточие высокоорганизованной материи в определенный момент своего развития с неизбежной необходимостью перейдет в небытие перестанет существовать как живой организм.