65008

Семантика этнонима «татар» в западноевропейских источниках

Научная статья

История и СИД

Ко второму классу он причисляет турков, крымских, узбекских, башкирских, киргизских и туркменских тартар, имеющих почти один и тот же диалект со следующими народами: 1) сибирско-магометанскими тартарами, живущими вблизи городов Тобольск, Тюмень и Тора; 2) якутами-язычниками, живущими на реке Лена; 3) чувашами-язычниками.

Русский

2014-07-23

40 KB

0 чел.

Семантика этнонима "татар" в западноевропейских источниках

В.Н.ХИСАМОВА (КАЗАНЬ)

Со времени монгольских завоеваний "татарская проблема" интересовала европейских исследователей.

Для начала XVIII века наиболее ярким свидетельством этого является фундаментальный историко-этнографический и лингвистический труд "Историко-географическое описание Северной и Восточной частей Европы и Азии. Но особенно России, Сибири и Великой Татарии". Он был написан Ф.И.Страленбергом, шведским офицером, плененным под Полтавой. В своей книге автор пытался дать сведение о громадной территории, объединенной им под общим названием Татария, которую он условно разделил на 6 частей:

1) Малую Татарию — большая часть которой находится в Европе, а остальная в Азии, князья которых являются вассалами "Турецкого или Российского императоров и королей Персии".

2) Часть Азии, которая понимается под названием Узбек, включая Туркмен, которые живут в Восточной части Каспийского моря; собственно Узбеки и Казахская Орда вместе с Каракалпаками.

3) Содержит независимую Великую Калмык-Татарию под предводительством с завоеванными им и его предшественниками странами; царство Кашгар или Малая Бухара.

4) Монгольская империя, чье население охарактеризовано европейскими авторами как западные или тапиап тартары.

5) Восточная или Китайская Тартария, которая содержит или японских тартар.

6) Что касается этой части, шведский исследователь имел ввиду царства Тибет и Тунгусе, "где находится Далай Лама"... (с.13).

Наиболее интересны для нас рассуждения Ф.И.Страленберга о неоднозначности и собирательном характере названия татар, применявшегося для обозначения совершенно различных народов. В этом автор видит аналогию употребления скифы, которое дал Cassidorus. Шведский исследователь выделяет "...6 народностей или классов, которые в Европе все вместе включены под названием тартары". На европейской территории автор причисляет к ним такие народы, как "...мордвины, черемисы, пермяки, а также вотяки. И в Азии — остяки, Барабинские народы..." (с.33). Ф.И.Страленберг, являясь основателем урало-алтайской теории (родства) все народы, входящие в эту языковую общность, склонен назвать "тартарами" Таким образом, здесь название татары выступает в еще более общем виде как название языковой семьи.

В своем исследовании автор дает 1-ую классификацию тюркских, угро-финских и палеоазиатских языков (Tabula Polyglotta), объединенных под общим названием — тартарские языки.

В таблице, где представлена классификация, выделено 6 классов. К первому классу он относит народы, принадлежащие к финнам, которые имеют один и тот же диалект. Это — 1) венгры; 2) финляндцы, к которым принадлежат ливонцы в Курляндии и Ливонии; 3) ваоуличи, живущие в Сибири; 4) мордвины; 5) черемисы, называющие себя мари, живущие в Казанской губернии; 6) пермяки, называющие себя коми, живущие в Великой Перми; 7) вотяки, которые называют себя ары и живут в провинции Вятка; 8) остяки, называющие себя ханты, живущие на Иртыше и в Сибири.

Ко второму классу он причисляет турков, крымских, узбекских, башкирских, киргизских и туркменских тартар, имеющих почти один и тот же диалект со следующими народами: 1) сибирско-магометанскими тартарами, живущими вблизи городов Тобольск, Тюмень и Тора; 2) якутами-язычниками, живущими на реке Лена; 3) чувашами-язычниками.

В третий класс, по его мнению, входит б народностей, по-видимому, имеющие и тот же диалект и, возможно, принадлежат к самоедскому классу. К ним он относит: 1) самоедов-язычников, живущих между Архангельском и Печерой; 2) остяков, живущих в Сибири на Оби вблизи города Нарим; 3) остяков вблизи Томска; 4) самоедов — живущих между Енисеем и Леной; 5) самоедов — Tawgi; 6) Kanskoi называющие себя Khotowa, живущие на реке Канн.

В четвертый класс были определены 3 народа не входящие в одно государство, но имеющие «одну религию и прежде бывшие частично одной конфедерацией. К ним относит: 1) китайских татар, прежде бывших вассалами монголов; 3) тунгуссов, принадлежащих Далай-ламе и имеющих одну и ту же религию с калмыками и монголами.

В пятый класс было включено 7 народностей, имеющих незначительное сходство в языке, находящиеся под русским владычеством на территории Сибири. Это — 1)камачинцы; 2) аринцы; 3) Tongusi-Konni; 4) Tongusi-Oleni; 5) Tongusi-Sabatshi; б) коряки; 7) курилы.

Наконец, шестой класс был представлен 5-ю народами, живущими между Черным и Каспийским морями, различными по языку, но в то же время говорящими все на крымскотартарском языке. Сюда были включены: 1) авары, 2) кумыки, 3) кубачинцы, 4) черкессы.

Отмечая заслугу шведского исследователя, который первым сделал попытку классифицировать "большой ряд языков", американский ученый Н.Поппе в то же время отметил, что классификация "тар-тарских языков", предпринятая Ф.И.Страленбергом "не может быть принята в настоящее время, так как не устойчива и содержит ошибки", так как финно-угорские и тюркские народы не принадлежат к одной и той же группе" (Н.Поппе, 1965, с. 125). Создатель урало-алтайской теории (родства) Ф.И.Страленберг также обратил внимание и на "великое родство" тюркских языков, а именно "тартарского языка" с германским, готским, кельтским и британским языками. При этом автор отметил, что несколько сотен слов как существительных, так и глаголов имеют общие корни. Так, тюркское слово Bull означает "великий, могущественный", в древнегерманском — bolde; Sui: —"вода, поток, речка"; в германском — See и в шведском — Sio", переводятся как "море", а также "озеро", Kail — в тартарском и турецком означает "я остаюсь"; то же значение имеет и германское слово Halt и т.п. (с.62-63).

Заслуживает внимания объяснение Ф.И.Страленберга о распространении слова "тартар", начало которому было положено, по его мнению, во времена правления Огуз-хана. "Во времена Огуз-хана на звания тартар было известно китайцами, но не как название монголов. И китайцы в своих письменах были обязаны изобрести новый характер для каждой новой нации..."(с.51). Автор считал, что именно этой целью начали пользоваться китайцы термином та-та, который, по его мнению, означал название не какого-то отдельного племени, а носил значение, что и слово Barbarus в латинском языке..." Однако, сетовал исследователь, "...они (китайцы) не позаботились в своих письменах, чтобы различить монголов, которые были объединены с тартарами и имели те же самые обычаи и нравы" (с.51),

Знаменателен и тот факт, что Ф.И.Страленберг твердо уверен в том, что предками тартар (имеет в виду тюрков и монголов)" ...были массагетские скифы, упоминаемые Геродотом" (с.39). Более того, Ф.И.Страленберг считает, что первое нашествие тюркских племен под командованием Огуз-хана и вторжение скифов, описанные Геродотом в его 4-oй книге, одно и то же.

Эта мысль шведского автора находится подтверждение в целом ряде работ современных исследователей. М.З.Закиев прямо пишет, что необходим) изучение скифской проблемы не только иранистами, но и тюркологами. Он считает, что "необходимо решительно активизировать сравнительно-исторические исследования в области лексики и особенно догуннского периодов" (М.З.Закиев, с.30). Как известно, еще в XIII веке в Западной Европе укоренилось название татар в форме "тартар", как выходцев из ада, преисподней" и, отражавшее ум европейцев перед неведомым воинственным народе» с Востока (К.Кройя, с.123). На такой точке зрении стоял и английский автор XIX века С.Коэлль. Он был убежден в правоте формы "тартар", ибо она, якобы, созвучна со словом "барбар", которое в переводе с латинского означает ни что иное, как просто "варвар" (С.Коэлль, 1882, с.128). Мнение шведского автора книги "Историко-географическое описание" Филиппа Страленберга относительно написания слова татар (тартар) является противоположительным. В самом начале своего исследования обращает внимание читателей на то, что "...в Польше, России, Турции, Персии, Индии, Китае и даже в самой Великой Тартарии название тартар не произносится с "р" в середине" (с.5).

Помимо этого Ф.И.Страленберг поднимает целый ряд других интересных вопросов. Этот огромный труд интересен современным исследователям, во-первых, как образец исследований о татарах в XVIII веке, во-вторых благодаря богатейшему фактическому матерпредоставленному в нем. Короче говоря, книга Ф.И. Cтраленберга еще ждет своего изучения.

1. М.З.Закиев. Проблемы языка и происхождения мжских татар. Казань, 1986.

2. Koelle S.W. On Tartar and Turk, Royal Asiatic Society, v.14,p. p. 125-159. London, 1882. 3. Poppe N. Introduction to altaic Linguistics. Wiesbaden, 1865

4. Strahlenberg P.J. An historico-geographical description (the North and Eastern parts of Europe and Asia.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77839. Искусство как форма протеста (дадаизм) 44 KB
  Последствия первой мировой войны оказали сильное влияние на умы тогдашних представителей искусства. Возникнув как литературное течение это направление искусства проявлялось и в живописи и в фотографии и в скульптуре.
77841. Порядок маркировки шасси и двигателя авто ЗИЛ-131, УРАЛ-4320, УАЗ-3151, КАМАЗ-4310, МТ-ЛБ, прицепы: 2ПН-4, 2ПН-2 1.51 MB
  Имеют маркировку и основные составные части изделия: корпус, двигатель, главная передача, промежуточный редуктор, бортовые передачи, торсионные валы, переговорное устройство, фильтр ФПТ-200М, подогреватель, отопитель, дифманометр-тягонапоромер, аккумуляторные батареи, реле-регулятор...
77842. Особенности празднования Масленицы 159 KB
  Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении всей масленицы заботились еще с субботы предшествующей недели.
77843. Средства и методы развития координационных способностей в спортивной тренировке 44.68 KB
  Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно к особенностям спортивной дисциплины...
77845. Назначение и устройство КПП автомобиля КАМАЗ. Восстановление корпуса КПП. Сборка КПП. Техника безопасности при восстановлении и сборке. Пожарная безопасность на АЗС. Площадка слива автоцистерн 271.63 KB
  Коробка передач является конструктивным элементом трансмиссии автомобиля. Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента скорости и направления движения автомобиля.
77846. Феноменология Гуссерля Эдмунда 58.5 KB
  Гуссерль предполагал что сознание всегда к чему-либо направлено и оно несет в себе идеал. Но речь то идет о нашем сознании о том знаем ли мы что такое наше сознание можем ли мы понять другого человека наделенного таким же сознанием или не таким...
77847. Социально-философский смысл евразийства 191.5 KB
  Славянофилы ставшие основоположниками теории локальных цивилизаций в России старались возродить религиозную философию истории и на ее теоретической основе создать образ России единственной после Византии цивилизации усвоившей высшую религию –- христианство в наиболее...