65011

Гегемония ойратов в Монголии в XV веке

Научная статья

История и СИД

Монгольское государство продолжило свое существование уже на территории Монголии которая превратилась в самостоятельный политический и экономический организм. В послеюаньский период по мере роста хозяйственной и политической самостоятельности феодальных княжеств реальная власть и авторитет верховного хана...

Русский

2014-07-23

32 KB

0 чел.

18/06/2009

Гегемония ойратов в Монголии в XV веке

История


   В истории средневековой Монголии есть период, называемый историками "гегемонией ойратов". Он связан с именами двух выдающихся ойратских государственных деятелей - Тогона-тайши (ум. в 1439 г.) и его сына Эсэна (1407 - 1455 г.г.).

   Правление монгольской династии Юань в Китае закончилось в 1368 г. изгнанием из страны монгольских завоевателей и приходом к власти в этой стране новой национальной династии Мин (1368 -1644 гг.). Монгольское государство продолжило свое существование уже на территории Монголии, которая превратилась в самостоятельный политический и экономический организм. К этому времени она отчетливо делилась на две части: восточную и западную. Западную Монголию населяли в основном ойраты.

   В послеюаньский период по мере роста хозяйственной и политической самостоятельности феодальных княжеств реальная власть и авторитет верховного хана Монголии среди феодалов стали ослабевать, а ханский трон превратился в объект бесконечной борьбы между различными соперничавшими друг с другом группировками князей. К этому времени и относятся открытые выступления ойратских правителей против власти монгольских ханов-чингисидов. Начало этим выступлениям положило убийство ойратами верховного хана Элбэка в 1399 г., после чего они освободились от власти монголов, и между двумя сторонами началось длительное соперничество за ханскую власть в стране.

   Данное событие является знаменательной вехой в эпохе феодальной раздробленности в Монголии, и ее открыли ойратские феодалы. Как писал видный советский историк-монголист И.Я. Златкин: "Опираясь на экономическую мощь своих владений, довольно значительные военные силы, относительную сплоченность ойратского общества, они первыми в Монголии противопоставили себя центральной ханской власти и повели самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, не считаясь с интересами и планами общемонгольских правителей - прямых потомков Чингиса. Первая половина XV века характеризуется, с одной стороны, усилением разброда в Восточной Монголии, с другой - ростом сил ойратских феодалов и их политической консолидацией. На этой основе возникла и стала крепнуть тенденция к установлению их гегемонии во всей Монголии, к переходу государственной власти в их руки".

   Первым, кто начал проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, был Махмуд, стоявший во главе самого крупного и могущественного из трех ойратских племенных объединений. Вплоть до своей смерти в 1416 г. он принимал самое активное участие в междоусобной борьбе монгольских феодалов за власть и влияние в стране. Его сын и преемник Тогон продолжил политику, направленную на установление гегемонии ойратов над всей Монголией. Насколько успешной была его деятельность, свидетельствует уже один тот факт, что он занял влиятельную должность первого министра-тайши при дворе верховного хана Монголии, потеснив всех соперников. Ему удалось возвести на ханский трон своего ставленника - одного из чингисидов, молодого принца Тогтобуху, который стал править под именем Дайсун-хана. Однако всеми государственными делами в стране самовластно распоряжался ойратский Тогон-тайши, тогда как номинальный правитель монгольский Дайсун-хан превратился в простую марионетку в руках своего всесильного первого министра.

   Такая политика ойратского тайши вызывала недовольство и внутри страны у крупных ойратских и монгольских феодалов, и за ее рубежами, прежде всего у правителей Минской империи. Они, помня уроки прошлого, руководствовались в своей практике соображениями военно-стратегического порядка и отнюдь не были заинтересованы в укреплении мощи объединенного государства воинственных кочевников вблизи от своих границ. В отношении соседей они всегда проводили коварную политику "разделяй и властвуй", умышленно разжигая вражду между ойратскими и монгольскими правителями, стремясь обессилить обоих противников.

   В 1430-х гг. Тогон смог утвердить свою власть над всеми ойратскими кочевыми объединениями и одержать победу над своим главным соперником восточномонгольским тайши Аругтаем, ставленником крупных монгольских феодалов, получавшим широкую поддержку со стороны Китая. Сделавшись единоличным правителем Монголии, ойратский тайши собирался военным путем урегулировать взаимоотношения с Минской империей. В разгар подготовки большой войны с Китаем в 1439 году он умер. На посту первого министра-тайши при монгольском Дайсун-хане его сменил сын Эсэн.

   Владимир САНЧИРОВ,

   кандидат исторических наук,

   ведущий научный сотрудник КИГИ РАН



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45833. Особенности работы редактора над телевизионной информационной заметкой 352.5 KB
  В этой работе мне бы хотелось выработать некую общую методику по работе над текстами телевизионных информационных заметок, рассмотреть основные их стилеобразующие черты, обобщить лексические, морфологические и синтаксические особенности телевизионной информационной заметки.
45834. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ 17.47 KB
  Для примера возьмем одно из крупнейших мировых информационных агентств ИТАРТАСС. Его почти вековая история позволила тассовцам накопить уникальный творческий и профессиональный опыт. Богатейшими возможностями обладает банк данных ИНФОТАСС уникальный фотоархив включает в себя около 1 млн. Приведенные данные говорят об исключительно напряженной и масштабной работе сотрудников ИТАРТАСС.
45841. Маркетинг: понятие, виды, функции и задачи маркетинга 14.55 KB
  Функции маркетинга: Аналитическая изучение и оценка внешней и внутренней среды фирмы; Продуктовопроизводственная это создание новых товаров которые соответствуют требованиям потребителей. Функция управления и контроля сосредоточение всего комплекса маркетинга в руках одного из высших должностных лиц. Виды маркетинга: внешний и внутренний м.