65011

Гегемония ойратов в Монголии в XV веке

Научная статья

История и СИД

Монгольское государство продолжило свое существование уже на территории Монголии которая превратилась в самостоятельный политический и экономический организм. В послеюаньский период по мере роста хозяйственной и политической самостоятельности феодальных княжеств реальная власть и авторитет верховного хана...

Русский

2014-07-23

32 KB

0 чел.

18/06/2009

Гегемония ойратов в Монголии в XV веке

История


   В истории средневековой Монголии есть период, называемый историками "гегемонией ойратов". Он связан с именами двух выдающихся ойратских государственных деятелей - Тогона-тайши (ум. в 1439 г.) и его сына Эсэна (1407 - 1455 г.г.).

   Правление монгольской династии Юань в Китае закончилось в 1368 г. изгнанием из страны монгольских завоевателей и приходом к власти в этой стране новой национальной династии Мин (1368 -1644 гг.). Монгольское государство продолжило свое существование уже на территории Монголии, которая превратилась в самостоятельный политический и экономический организм. К этому времени она отчетливо делилась на две части: восточную и западную. Западную Монголию населяли в основном ойраты.

   В послеюаньский период по мере роста хозяйственной и политической самостоятельности феодальных княжеств реальная власть и авторитет верховного хана Монголии среди феодалов стали ослабевать, а ханский трон превратился в объект бесконечной борьбы между различными соперничавшими друг с другом группировками князей. К этому времени и относятся открытые выступления ойратских правителей против власти монгольских ханов-чингисидов. Начало этим выступлениям положило убийство ойратами верховного хана Элбэка в 1399 г., после чего они освободились от власти монголов, и между двумя сторонами началось длительное соперничество за ханскую власть в стране.

   Данное событие является знаменательной вехой в эпохе феодальной раздробленности в Монголии, и ее открыли ойратские феодалы. Как писал видный советский историк-монголист И.Я. Златкин: "Опираясь на экономическую мощь своих владений, довольно значительные военные силы, относительную сплоченность ойратского общества, они первыми в Монголии противопоставили себя центральной ханской власти и повели самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, не считаясь с интересами и планами общемонгольских правителей - прямых потомков Чингиса. Первая половина XV века характеризуется, с одной стороны, усилением разброда в Восточной Монголии, с другой - ростом сил ойратских феодалов и их политической консолидацией. На этой основе возникла и стала крепнуть тенденция к установлению их гегемонии во всей Монголии, к переходу государственной власти в их руки".

   Первым, кто начал проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, был Махмуд, стоявший во главе самого крупного и могущественного из трех ойратских племенных объединений. Вплоть до своей смерти в 1416 г. он принимал самое активное участие в междоусобной борьбе монгольских феодалов за власть и влияние в стране. Его сын и преемник Тогон продолжил политику, направленную на установление гегемонии ойратов над всей Монголией. Насколько успешной была его деятельность, свидетельствует уже один тот факт, что он занял влиятельную должность первого министра-тайши при дворе верховного хана Монголии, потеснив всех соперников. Ему удалось возвести на ханский трон своего ставленника - одного из чингисидов, молодого принца Тогтобуху, который стал править под именем Дайсун-хана. Однако всеми государственными делами в стране самовластно распоряжался ойратский Тогон-тайши, тогда как номинальный правитель монгольский Дайсун-хан превратился в простую марионетку в руках своего всесильного первого министра.

   Такая политика ойратского тайши вызывала недовольство и внутри страны у крупных ойратских и монгольских феодалов, и за ее рубежами, прежде всего у правителей Минской империи. Они, помня уроки прошлого, руководствовались в своей практике соображениями военно-стратегического порядка и отнюдь не были заинтересованы в укреплении мощи объединенного государства воинственных кочевников вблизи от своих границ. В отношении соседей они всегда проводили коварную политику "разделяй и властвуй", умышленно разжигая вражду между ойратскими и монгольскими правителями, стремясь обессилить обоих противников.

   В 1430-х гг. Тогон смог утвердить свою власть над всеми ойратскими кочевыми объединениями и одержать победу над своим главным соперником восточномонгольским тайши Аругтаем, ставленником крупных монгольских феодалов, получавшим широкую поддержку со стороны Китая. Сделавшись единоличным правителем Монголии, ойратский тайши собирался военным путем урегулировать взаимоотношения с Минской империей. В разгар подготовки большой войны с Китаем в 1439 году он умер. На посту первого министра-тайши при монгольском Дайсун-хане его сменил сын Эсэн.

   Владимир САНЧИРОВ,

   кандидат исторических наук,

   ведущий научный сотрудник КИГИ РАН



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6947. Философия. Ответы на экзаменационные билеты 860 KB
  Мировоззрение и его структура. Миф, религия и философия как исторические типы мировоззрения. Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные поз...
6948. Шпаргалка по философии. Предмет и методы философского знания 837.5 KB
  Предмет философии. Предмет философии не соответствует обыденному пониманию этого слова. В обыденном смысле философия - рассуждения проводимые на досуге за чашкой чая, или стаканом (обязательно граненым) водки о предметах составляющих объе...
6949. Предмет философии и ее функции 28 KB
  Предмет философии и ее функции Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения ос...
6950. Философия Платона: сущность объективного идеализма, учение о государстве 69 KB
  Философия Платона: сущность объективного идеализма, учение о государстве Платон - великое явление в истории мировой культуры. И хотя он жил в древнегреческом обществе, как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему челове...
6951. Учение Аристотеля 119.5 KB
  Аристотель понимал, что без изучения движения не может быть познания естественных процессов, не может быть понята природа в ее жизни и стремлении. Так как природа есть начало движения и изменения, - писал он, - а предметом нашего...
6952. Учение Блаженного Августина 51.5 KB
  Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Напротив, благ...
6953. Синтез богословия, философии и науки в трудах св. Августина и Фомы Аквинского 40.5 KB
  Синтез богословия, философии и науки в трудах св. Августина и Фомы Аквинского Для древних народов, как известно, было характерно единство двух путей познания окружающего мира - пути сердца и пути разума, которое исключало  расчлененность богосл...
6954. Бэкон и его индуктивный метод 113 KB
  Бэкон и его индуктивный метод Введение Имя Фрэнсиса Бэкона - из числа тех имен в истории человечества, которые не принадлежат безраздельно какой-то одной отрасли знания, культуры или политики, как не принадлежат они одной эпохе или одной стране. Он ...
6955. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции 96 KB
  Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции Декарт - основоположник рационализма, значение его философии. Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650) - видный французский философ и ученый математик....