65014

Когда монголы жили по-монгольски

Научная статья

История и СИД

Они оказались рукописными копиями монгольских законов составленных на съездах князей Халки Северной Монголии в период с 1603 по 1639 годы. Так стал известен юридический документ получивший в науке название Восемнадцать степных законов...

Русский

2014-07-23

34 KB

0 чел.

Вадим Чурбанов
Главный редактор газеты «Татарский
мир», доктор философских наук,
профессор

Когда монголы жили по-монгольски

В 1970 году археолог Э.В.Шавкунов и его коллеги из советско-монгольской историко-культурной экспедиции в ходе разведочной поездки по Монголии остановились у городища XVI-XVII веков близ селения Харбух Булганского аймака. Никаких серьёзных целей этот привал не имел. Шевкунов отправился побродить по валам городища. В одной из башен он обратил внимание на выброс земли у норы какого-то животного. Стал разгребать эту землю — можно сказать, механически, бесцельно. И вдруг… В его руках оказались несколько берестяных листов с надписями на старомонгольском языке! Подошедшие монгольские коллеги тоже кинулись копать землю…
Так были найдены более 10 видов книг: буддийские сутры (своды высказываний), описания различных шаманских и буддийских обрядов и гаданий, монгольский алфавит, записанный уйгурским шрифтом. А ещё — тексты монгольских законодательств.
Наибольший интерес у авторов находки сразу же вызвали записанные на берестяных листах юридические тексты. Они оказались рукописными копиями монгольских законов, составленных на съездах князей Халки — Северной Монголии в период с 1603 по 1639 годы. Так стал известен юридический документ, получивший в науке название "Восемнадцать степных законов".
Несколько месяцев назад в издательстве "Петербургское Востоковедение" впервые издан перевод "Восемнадцати степных законов" на русский язык (перевод, комментарии и исследование А.Д.Насилова).

Право как совокупность общеобязательных правил поведения возникло в форме неписаных норм — обычаев (потому оно называется обычным правом). Когда, где и как это произошло, учёным по силам установить лишь весьма и весьма приблизительно. Писаное же право родилось на Востоке: Судебник Ур-Намму в Двуречье — XXI век до нашей эры, Законы Хаммурапи в Вавилонии в XVIII веке до нашей эры, Хеттские законы в XIV веке до нашей эры. На Европейском континенте писаные законы появляются почти на полтора тысячелетия позже, чем в Двуречье (Законы Драконта в Афинах в VII веке до нашей эры, Законы двенадцати таблиц в Древнем Риме в V веке до нашей эры).
Так из какой части мира излился на человечество первоначальный свет права? А мы всё "римское право, римское право"…
Авторство древнейшего монгольского писаного законодательства "Ясы Чингисхана" (Яса — тюркская форма монгольского слова джасак — буквально "закон") приписывается самому создателю великой империи: этот свод предписаний был якобы обнародован Чингисханом на курултае в 1206 году при избрании его великим ханом. Текст Ясы Чингисхана не сохранился, но известны фрагменты её в передаче персидских, арабских и армянских авторов XIII-XV веков.
В 1640 году родились монголо-ойратские законы "Великое уложение". "Уааджин бичиг" — так назывался кодекс маньчжурских законов для покорённых монголов, действовавший в 1627-1694 годах. Известен сборник монгольских законов "Халха Джирим", крупнейший из которых был составлен в 1709 году. В 1789 году были изданы "Уложения Китайской палаты внешних сношений", которыми устанавливались новые государственные правила поведения монголов.
Все эти памятники истории монголов опубликованы, досконально изучены и потому их житьё-бытьё известно до мелочей. На этом фоне монгольские правовые уложения конца XVI века — первой трети XVII века зияли "белым пятном"…
Территориальная близость и длительные российско-монгольские отношения привели к тому, что в XIX веке общепризнанным центром мирового монголоведения стала Россия. Трудами лингвистов, филологов, историков, археологов, этнографов бурята Доржи Банзарова, русских А.М.Позднеева, Н.Я.Бичурина. В.Л.Котвича, О.М.Ковалевского, К.Ф.Голтунского, В.В.Бартольда, И.М.Майского, Б.Я.Владимирцова и сотен, сотен других, как великих, так и безвестных, но бесценных тружеников науки XIX-XX столетий именно российское монголоведение стало одной из наиболее развитых комплексных научных дисциплин в гигантской системе знаний о Восточном мире.
Однако выдающийся советский монголовед, академик АН СССР Борис Яковлевич Владимирцов (1884—1931) настоятельно подчёркивал исключительное значение для углубления познания эволюции монгольской нации законодательных памятников. Почему? Потому, считал Б.Я.Владимирцов, что именно они дают наиболее достоверные сведения о государственном устройстве и бытовании народа — в отличие от летописных материалов, описаний путешественников и т.п., посвящённых главным образом внешним событиям. В связи с этим "Восемнадцать степных законов" имеют огромную познавательную ценность: они хронологически заполняют большой промежуток времени между Ясой Чингисхана 1206 года и "Великим уложением" 1640 года. Эта ценность тем более несомненна, что история Монголии XVI—XVII веков, интереснейшего периода, оказавшего огромное влияние на последующую эволюцию монгольского общества, до сих пор является "одной из самых малоизученных в современном востоковедении" (А.Д.Насилов. Восемнадцать степных законов. — СПб, 2002, стр. 6).
"Татарский мир" публикует несколько фрагментов из "Восемнадцати степных законов", которые дают читателю некоторое представление о ценностях, нравах, порядках и обычаях монголов 400-летней давности.
Подчеркну: многие из них представляются сегодняшнему россиянину странными, некоторые — нелепыми и даже... смешными. Но это увлекательное чтение. И при этом весьма полезное.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78748. «Русская улица» или «Самые старые песни о главном» 49 KB
  Родина русского фольклора – это русская деревня, где одним из самых уважаемых и нужных людей был гармонист – парень или молодой мужчина, играющий на гармони. Стоило только летним вечером, после трудного рабочего дня услышать где-то в конце деревни зазывный голос гармони...
78749. Свято Останнього дзвоника 71 KB
  Мета: літературно-музична композиція, яка підводить підсумок навчальному року, приймає нових першокласників до своїх лав; розкриває красу, багатство і значення шкільних років у житті кожного. Весняний день – грайливий травень – Дарує радощів розмай. Школярик добре кожен знає, Що це навчанню року край.
78750. Перья штампуют из той же стали, которая завтра пойдет на штыки 96.5 KB
  Напряжение физических и духовных сил во время войны рождало как примеры величайшего героизма и самопожертвования так и примеры низкого коварства и подлости. И бравый генерал лихо блиставший на учениях до войны бестолково и растерянно мечущийся на дороге войны загубив всю свою армию.
78751. Гра «Що? Де? Коли?» По життю і творчості Тараса Шевченка 170.5 KB
  Портрет Т.Г.Шевченка, виставка книжок; дзиґа, конверти із запитаннями, мультимедійна дошка. Гра проходить між командами, які формуються на основі класів. Попередньо капітани команд отримують домашнє завдання: розробити презентацію за одною із тем («Т.Шевченко - художник», «Т. Шевченко у Києві», «Значення творчості Т. Шевченка» тощо)
78752. Я люблю українську мову 74.5 KB
  Мета: узагальнити знання студентів з рідної мови; удосконалювати навики колективної роботи; розвивати творчі здібності, навики виразного читання, виробляти сталий інтерес до рідної мови, плекати почуття національної гідності, віри у творчі сили народу, формувати внутрішню потребу постійного удосконалення мовної культури.
78753. Літературна розважальна програма для учнів 10-х класів 35 KB
  Кожна пара повинна представити себе: від першої особи розповісти про тих літературних героїв імена яких вони носитимуть до кінця гри. Чи була ця пара щасливою чи хтось став на заваді цьому щастю. Кожна пара повинна написати про автора та твір героями якого вони є роки життя місце...
78754. Сценарій святкового заходу, присвяченого Т.Г. Шевченку 60 KB
  Мета: виховання любові до рідної мови, скарбів поетичного слова, України, вшанування пам’яті видатного художника слова, патріота України - Т.Г.Шевченка, формування культури мовлення через красу й багатство рідної мови, пропагування творчості обдарування рідного краю.
78755. ВОНИ ПЕРШИМИ РИНУЛИСЬ В БІЙ... 85 KB
  Мета: навчальна – закріпити знання студентів про чорнобильську трагедію, ознайомити з біографіями пожежників, ліквідаторів наслідків аварії на ЧАЕС, впроваджувати елементи екологічного виховання...
78756. Сражаюсь, верую, люблю! 100 KB
  На сцене в противоположних углах стоят стулья с участниками со стороны Э. Асадова и Б. Окуджавы, а так же два юноши и две девушки в стилизованых костюмах. На экране появляються первые слайды презентации Под музику «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» выходят ведущие вечера.