65014

Когда монголы жили по-монгольски

Научная статья

История и СИД

Они оказались рукописными копиями монгольских законов составленных на съездах князей Халки Северной Монголии в период с 1603 по 1639 годы. Так стал известен юридический документ получивший в науке название Восемнадцать степных законов...

Русский

2014-07-23

34 KB

0 чел.

Вадим Чурбанов
Главный редактор газеты «Татарский
мир», доктор философских наук,
профессор

Когда монголы жили по-монгольски

В 1970 году археолог Э.В.Шавкунов и его коллеги из советско-монгольской историко-культурной экспедиции в ходе разведочной поездки по Монголии остановились у городища XVI-XVII веков близ селения Харбух Булганского аймака. Никаких серьёзных целей этот привал не имел. Шевкунов отправился побродить по валам городища. В одной из башен он обратил внимание на выброс земли у норы какого-то животного. Стал разгребать эту землю — можно сказать, механически, бесцельно. И вдруг… В его руках оказались несколько берестяных листов с надписями на старомонгольском языке! Подошедшие монгольские коллеги тоже кинулись копать землю…
Так были найдены более 10 видов книг: буддийские сутры (своды высказываний), описания различных шаманских и буддийских обрядов и гаданий, монгольский алфавит, записанный уйгурским шрифтом. А ещё — тексты монгольских законодательств.
Наибольший интерес у авторов находки сразу же вызвали записанные на берестяных листах юридические тексты. Они оказались рукописными копиями монгольских законов, составленных на съездах князей Халки — Северной Монголии в период с 1603 по 1639 годы. Так стал известен юридический документ, получивший в науке название "Восемнадцать степных законов".
Несколько месяцев назад в издательстве "Петербургское Востоковедение" впервые издан перевод "Восемнадцати степных законов" на русский язык (перевод, комментарии и исследование А.Д.Насилова).

Право как совокупность общеобязательных правил поведения возникло в форме неписаных норм — обычаев (потому оно называется обычным правом). Когда, где и как это произошло, учёным по силам установить лишь весьма и весьма приблизительно. Писаное же право родилось на Востоке: Судебник Ур-Намму в Двуречье — XXI век до нашей эры, Законы Хаммурапи в Вавилонии в XVIII веке до нашей эры, Хеттские законы в XIV веке до нашей эры. На Европейском континенте писаные законы появляются почти на полтора тысячелетия позже, чем в Двуречье (Законы Драконта в Афинах в VII веке до нашей эры, Законы двенадцати таблиц в Древнем Риме в V веке до нашей эры).
Так из какой части мира излился на человечество первоначальный свет права? А мы всё "римское право, римское право"…
Авторство древнейшего монгольского писаного законодательства "Ясы Чингисхана" (Яса — тюркская форма монгольского слова джасак — буквально "закон") приписывается самому создателю великой империи: этот свод предписаний был якобы обнародован Чингисханом на курултае в 1206 году при избрании его великим ханом. Текст Ясы Чингисхана не сохранился, но известны фрагменты её в передаче персидских, арабских и армянских авторов XIII-XV веков.
В 1640 году родились монголо-ойратские законы "Великое уложение". "Уааджин бичиг" — так назывался кодекс маньчжурских законов для покорённых монголов, действовавший в 1627-1694 годах. Известен сборник монгольских законов "Халха Джирим", крупнейший из которых был составлен в 1709 году. В 1789 году были изданы "Уложения Китайской палаты внешних сношений", которыми устанавливались новые государственные правила поведения монголов.
Все эти памятники истории монголов опубликованы, досконально изучены и потому их житьё-бытьё известно до мелочей. На этом фоне монгольские правовые уложения конца XVI века — первой трети XVII века зияли "белым пятном"…
Территориальная близость и длительные российско-монгольские отношения привели к тому, что в XIX веке общепризнанным центром мирового монголоведения стала Россия. Трудами лингвистов, филологов, историков, археологов, этнографов бурята Доржи Банзарова, русских А.М.Позднеева, Н.Я.Бичурина. В.Л.Котвича, О.М.Ковалевского, К.Ф.Голтунского, В.В.Бартольда, И.М.Майского, Б.Я.Владимирцова и сотен, сотен других, как великих, так и безвестных, но бесценных тружеников науки XIX-XX столетий именно российское монголоведение стало одной из наиболее развитых комплексных научных дисциплин в гигантской системе знаний о Восточном мире.
Однако выдающийся советский монголовед, академик АН СССР Борис Яковлевич Владимирцов (1884—1931) настоятельно подчёркивал исключительное значение для углубления познания эволюции монгольской нации законодательных памятников. Почему? Потому, считал Б.Я.Владимирцов, что именно они дают наиболее достоверные сведения о государственном устройстве и бытовании народа — в отличие от летописных материалов, описаний путешественников и т.п., посвящённых главным образом внешним событиям. В связи с этим "Восемнадцать степных законов" имеют огромную познавательную ценность: они хронологически заполняют большой промежуток времени между Ясой Чингисхана 1206 года и "Великим уложением" 1640 года. Эта ценность тем более несомненна, что история Монголии XVI—XVII веков, интереснейшего периода, оказавшего огромное влияние на последующую эволюцию монгольского общества, до сих пор является "одной из самых малоизученных в современном востоковедении" (А.Д.Насилов. Восемнадцать степных законов. — СПб, 2002, стр. 6).
"Татарский мир" публикует несколько фрагментов из "Восемнадцати степных законов", которые дают читателю некоторое представление о ценностях, нравах, порядках и обычаях монголов 400-летней давности.
Подчеркну: многие из них представляются сегодняшнему россиянину странными, некоторые — нелепыми и даже... смешными. Но это увлекательное чтение. И при этом весьма полезное.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57980. Действия с десятичными дробями 177 KB
  Учащиеся из ответов собирают пазл – картинку планеты и пытаются Узнать что это за планета Учитель показывает планеты и рассказывает интересные факты. МАРС –- четвертая от Солнца планета. САТУРН -– вторая по величине планета шестая от Солнца. ЮПИТЕР -– самая большая планета Солнечной системы.
57981. Всі дії з звичайними дробами 1.28 MB
  Перша команда залишається на місці працюватиме з дошкою (додаток 3), друга сідає за компютери (компютери включені на початку уроку учителем для рівноцінної роботи команд) учні відкривають програму під назвою - тестування на тему дроби...
57982. ДЕЙСТВИЯ С ОБЫКНОВЕННЫМИ ДРОБЯМИ 1.3 MB
  Цель. Обобщить и систематизировать знания учащихся об обыкновенных дробях, дробных числах; закрепить умения и навыки использования алгоритмов действий с обыкновенными дробями в процессе решения упражнений и задач.
57983. Додавання і віднімання дробів з однаковим знаменником 8.42 MB
  Сьогодні знову у пошуках друга потрапила дівчина у дивовижну казку але казка ця незвичайна казка математична і на своєму шляху зустрінеться Герда із математичними перешкодами. Одного дня Кай і Герда сиділи й роздивлялися книжку.
57984. Все действия с обыкновенными дробями 2.67 MB
  Цели: усвоение и обобщение учащимися правил сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей, формирование умений и навыков применения их при решении задач, уравнений; развитие памяти учащихся, культуры устной речи, познавательного интереса школьников...
57985. Путешествие в страну Дроби 55 KB
  Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие - мы посетим страну Дроби. В этой стране мы сделаем несколько остановок: в деревне Исторической, побываем на берегу озера Ребусного, отдохнем на поляне Театральной...
57986. Деление обыкновенных дробей 365.5 KB
  Цель: Проверить умения и навыки учащихся по умножению дробей. Добиться усвоения учащимися правила деления дробей. Проверить степень усвоения новой темы. Привить интерес к математике. Воспитание ответственности, самостоятельности, умений оценивать свои знания, учится работать на доверии, самопроверке.
57987. тематики учитель вищої категорії 2.3 MB
  Мета уроку: Мета дидактична: повторення правил множення та ділення дробів знаходження значення дробу від числа; узагальнення і систематизація знань умінь; відпрацювання навиків розв’язування задач на множення та ділення звичайних дробів та мішаних чисел при розв’язуванні прикладів зразків і задач. Корекційнорозвиваюча мета: розвивати пізнавальну діяльність мовний розвиток називати приклади пояснювати хід практичних дій сенсоматорний розвиток виконувати всі дії необхідні в досягненні результату; розвивати зоровослухову пам'ять...
57988. З чого починається дружба 82.5 KB
  Мета: з’ясувати кого називають другом що означає уміти дружити і за що цінують друзів. Кого ми називаємо другом 2. Проблемне питаня: Чи кожна людина може бути справжнім другом і чи стала Герда справжнім другом для Кая 4.