65019

Ислам в Золотой Орде: традиции религиозного опыта

Научная статья

История и СИД

Коротко о теме исследования Ислам в Золотой Орде: традиции религиозного опыта Проблематика распространения ислама в Золотой Орде привлекает интерес для изучения основных тенденций национально-культурного развития мусульманских народов Поволжья и Приуралья.

Русский

2014-07-23

47.5 KB

2 чел.

Коротко о теме исследования «Ислам в Золотой Орде: традиции религиозного опыта»
Галиахметова Г.Г.
 

Галиахметова Г.Г.

 

Коротко о теме исследования «Ислам в Золотой Орде: традиции религиозного опыта»

 

Проблематика распространения ислама в Золотой Орде привлекает интерес для изучения основных тенденций национально-культурного развития мусульманских народов Поволжья и Приуралья. История этих народов - часть истории народов России, поэтому обобщение историко-мировоззренческого опыта позволяет не только определить корни, причины и первоосновы происходящих в настоящее время событий, но и по-новому осмыслить современную общественно-политическую ситуацию в поволжском регионе.

 

Классификации религий могут быть весьма различны и тем не менее вполне адекватны. Можно предложить достаточно классификаций религий, и все они будут вполне корректны. Все зависит от  принципа положенного в основу классификаций. В нашем случае этим принципом является религиозный опыт. Обычно под религиозным опытом понимается вся совокупность религиозных чувств и переживаний, т.е. любые психические состояния, связанные с исповеданием любой религии, однако, основой религиозного опыта является трансперсональный опыт, рассматриваемый в мистическом опыте и представляющий для нашей темы особый интерес. В рамках ислама мистический опыт представлен суфизмом, возникшим почти одновременно с зарождением этой религии

 

Суфизм, как мистико-аскетическое течение, являющееся неотъемлемым элементом ислама в условиях средневековья и нового времени, у многих народов Кавказа, Средней и Центральной Азии до сих пор являющийся влиятельным движением, тем не менее не проявил себя активно как на фоне возрождения национального, этнокультурного и религиозного самосознания, так и не был отмечен среди настоящего всплеска нетрадиционной религиозности в общественной жизни Татарстана. Пребывание суфизма на “задворках” современной общественной жизни в Поволжье — это закономерность или же случайность? Как же в связи с развитием этого направления в исламе обстояло дело в Поволжье в средневековье? Исследование этого мистико-аскетического компонента в исламе поможет ответить на эти и многие другие вопросы.

 

Суфизм, как чрезвычайно многогранное и неоднородное явление имеет сложную структуру. Сложность во многом заключается в том, что в  каждом исламском регионе суфийская идеология и его институты имели свои особенности, обусловленные уровнем социально-политического развития, этноконфессиональными характеристиками, спецификой культурного субстрата и т.д. Сказанное особенно актуально для Золотой Орды, где сосуществовало множество культур и традиций, которые в течение более чем двухсотлетнего совместного проживания претерпели различные взаимные воздействия друг на друга. В связи с этим изучение мистико-аскетического течения в исламе в Золотой Орде, безусловно, представляет научный интерес.

 

Степень разработанности проблемы.

Важнейшей источниковедческой базой в изучении истории распространения особенностей ислама и суфизма в средневековом Поволжье по домоногольскому периоду следует считать древнетюркские историографические памятники в честь Кюль-Тегина и Тоньюкука (VII в.); сообщения Ибн-Фадлана (XI в.) и Абу Хамида ал-Гарнати (XII в.); причисляемые к группе художественных памятников: “Кутадгу билик” Ю.Баласагуни (ХI в.) и “Хикметы” А.Ясави (ХII в.). Источниками по монгольскому периоду — известия арабских и персидских авторов ХIII-ХIV столетий, собранные В.Г.Тизенгаузеном; из произведений западноевропейских авторов ХIII-ХIV вв. — Плано Карпини, Гильома Рубрука. Из области правовой и дипломатической документации - ярлык Тимур Кутлука крымскому хану Мухаммеду; тюрко-татарские памятники ХIV в. «Нахдж ал-фарадис» М.Булгари, «Джумджума султан» Х.Кятиба. Следующим типом источников стали образцы народной литературы, поверий, примет тюркских народов и татар, изучавшиеся в ХIX в. К.Насыри, Н.Катановым, В.Радловым.

 

Проблема исламизации Золотой Орды еще в дореволюционной историографии стала своеобразным объектом научного исследования (Н.Я.Бичурин, Г.С.Саблуков, И.Н.Березин, Дожи Банзаров, Б.Я.Владимирцов). Значительный вклад в становление научного осмысления истории ислама в этом государстве в 20-30-е гг. внесли В.В.Бартольд, Г.С.Губайдуллин, в 30-50-е гг. А.Ю.Якубовский.

 

В 60-80-х гг. проблема распространения ислама среди кочевников получила отражение в основном в работах историков и археологов М.Г.Сафаргалиева Г.А.Федорова-Давыдова, А.Х.Халикова, Е.А.Халиковой, А.Г.Мухамадиева, Давлетшина Г.М.

Конец 80-начало 90 гг. знаменовались выходом серии книг по истории Великой Степи Л.Н. Гумилева, где проблема религиозных отношений нашла также своеобразное отражение.

 

В первой половине 90-х гг. в российской историографии наблюдается значительное пробуждение интереса к истории Золотой Орды. Появились труды посвященные различным аспектам истории этого государства (Г.В.Вернадский, Д.Д.Васильев, М.А.Усманов, Ф.Ш.Хузин, Э.С.Кульпин, Ю.Е.Варваровский, И.Л.Измайлов, А.И. Ракушин), средневековой татарской общественно-философской мысли и исламской проблематики в целом (Я.Г.Абдуллин, Р.М.Амирханов, М.Ахметзянов, Ф.М.Султанов, Д.М.Исхаков, Р.М.Мухаметшин, А.Н.Юзеев), так и монголам средневековья в частности, особенно в плане религиозного опыта (Н.Н.Крадин, В.В.Трепавлов, Т.Д. Скрынникова).

 

Что касается проблем суфизма, которого в русской литературе именовали также дервишеством, зикризмом, мюридизмом, поначалу привлекали внимание в сугубо прагматическом плане, определяемым требованиями царской политики. Академический подход вырабатывается позднее в трудах П.Позднева, В.А.Жуковского, А.Е.Крымского, А.Э.Шмидта, Н.Казанского и др.

Особое внимание уделялось изучению истории, практики и особенностей суфизма на Кавказе, в Средней Азии в Казахстане (М.А.Казем-бек; В.Ю.Гадаев; З.Дж.Мугадиев; А.Курбанмамадов; А.Мухаммедходжаев; Ю.Г.Петрарш; С-У.Г.Яхиев).

 

Заметным явлением в отечественной историографии стали работы Е.Э.Бертельса, в которых подвергаются исследованию как история распространения и развития суфизма, так и различные историко-философские аспекты и проблемы суфиеведения.

Широтой охвата, глубиной исследования суфийской проблематики и методологических вопросов отличаются работы А.Д.Кныша.

Традиция изучения прагматического суфизма, получившая наиболее полное отражение в творчестве Дж.С.Тримингэма, нашла продолжение в исследованиях А.А.Хисматуллина. В исследованиях А.Шиммель, в отличие от Дж.Тримингэма, подвергаются тщательному анализу многие стороны не только практического суфизма но и интеллектуального, исследуются основные черты этого мистико-исторического явления как в историческом, так и в феноменологическом плане. Согласно А.Шиммель, многие традиционные на первый взгляд обычаи, например, исполнение мунаджатов - религиозных песен у татар имеют непосредственное отношение к суфизму.

 

Для полного освещения конфессиональных отношений большое значение имеют труды, посвященные анализу традиционных религий: шаманизму и тенгризма (тенгрианства). Эти проблемы поднимались такими исследователями как Я.Д.Коблов, Н.Веселовский, О.А.Сухарева, В.Н.Басилов, С.Г.Кляшторный, Л.П.Потапов, С.Ю.Неклюдов, Т.Д.Скрынникова и др. Исследование американского исследователя Девина ДеВизе среднеазиатского памятника ХVI в. «Тарих-и дуст Султан» Утемиша Хаджи и его многочисленных подражаний, повествующих об обращении в ислам хана Золотой Орды Узбека, позволили автору установить многие аспекты исламизации Улуса Джучи и прийти к заключению о том, что исламизация Внутренней Азии стала преобразующим фактором, настроенным на доисламские традиции.

 

В области регионального изучения суфизма особый интерес представляет история и литература татарского народа, этапные моменты развития которых, особенно древний период, были во многом связаны именно с этим течением (Г.Рахим, Г.Газиз, Я.Г.Абдуллин, Ш.Ш.Абилов, Р.М.Амирханов, Г.А.Тагирджанов, З.Ф.Ишмухаметов, М.В.Гайнетдинов, Г.М.Давлетшин, Р.Ф.Мухаметдинов, А.Т.Сибгатуллина, Ф.З.Яхин).

 

Для воссоздания структуры онтологического пространства Золотой Орды, позволяющем наиболее полно представить религиозные настроения и изменения в этом государстве и строить модели их динамики необходимы адекватные общетеоретические и методологические подходы к ним. Среди трудов, в которых сформированы эти подходы, можно назвать исследования У.Джемса, М.Элиаде, Н.С.Трубецкого, Е.А.Торчинова, Р.С.Хакимова, Н.С.Розова, и т.д. Исследованию философских проблем как средневековой арабской философии вообще, так и арабо-мусульманского мистицизма в частности посвящены работы А.В.Смирнова, М.Т.Степанянц, Е.А.Фроловой, Г.Б.Шаймухаметовой, Т.Ибрагима, которые позволяют полно представить историю развития суфизма и определиться в общетеоретических подходах.

 

Основные положения и выводы темы:

1. Тенденции развития суфизма в Золотой Орде были обозначены в процессе постоянных столкновений между оседлым и кочевым мирами, одинаково рьяно стремившихся к власти. Анализируя вопрос принятия почти всеми ханами исламской веры, устанавливаются параллели в системе мировоззренческих особенностей ислама и доисламских верований тюрков и монголов.

2. Для выявления особенностей функционирования ислама в Золотой Орде, рассматривается проблема преемственности в верованиях у тюрков и монголов, где основное внимание обращается на определение характера религиозно-мифологических представлений этих народов. Исторические общности и параллели в мировоззренческой системе указанных народов, наряду с такими факторами как императивы ресурсной обеспеченности, государственного и военного строительства, создавали благоприятные условия для развития общественно-политических отношений в Золотоордынском государстве.

3. Распространение ислама в Золотой Орде рассматривается и как еще одно проявление региональных особенностей ислама и его способности адаптации к местным условиям. Ислам в Золотой Орде принял своеобразный облик, обусловленный особенностями древних верований тюрков и монголов - шаманизма и тенгризма.

4. Анализируемые в художественных памятниках мотивы и ценности суфизма позволяют установить, что идеи суфизма в Золотой Орде имели место в своеобразном рационалистическом ключе, отличались рационализацией и этизацией мистического опыта, отстраненностью от непосредственного переживания.

 

Основные положения темы нашли отражение в следующих публикациях:

 

Ислам в Золотой Орде // Идель. - 1999. - №12. - С.65-67.

 

«Жомжомэ солтан» дастанында суфичыл-фэлсэфи карашларнын чагылышы // Ислам в истории и культуре татарского народа. - Казань, 2000. - С. 57-71. (на татарском языке)

 

Религиозные традиции в Золотой Орде в первой половине ХIV в. /Актуальные проблемы истории государственности татарского народа. - Казань: Изд-во «Матбугат йорты», 2000. - С.49- 57.

 

Суфизм в Золотой Орде. // Суфизм в Поволжье: история и специфика. - Казань: Иман, 2000. - С.26-28.

 

Ислам в Золотой Орде: традиции религиозного опыта (к вопросу изучения темы) //Сборник материалов итоговых конференций молодых ученых и аспирантов за 1999-2000 гг. - Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 2001. - С.43-50.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1735. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 1.52 MB
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
1736. СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-МАРИ В ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 1.52 MB
  Принципы выделения глаголов движения. Их специфические особенности. Сопоставительный анализ бесприставочных и приставочных глаголов движения в русском и марийском языках как лингводидактическая основа реализации транспозиции и преодоления интерференции. Лингвистические, дидактические и психологические предпосылки обучения бесприставочным и приставочным глаголам движения в системнофункциональном аспекте.
1737. ДВУХУРОВНЕВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИСКРЕТНЫХ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 1.51 MB
  Содержательное описание проблемы моделирования задач землепользования. Необходимость разработки новых методов прогнозирования. Инструментарий фазовых портретов для выявления циклов временного ряда и уточнения прогноза. Математическая постановка векторной задачи покрытия графа 4-циклами (паросочетаниями, звездами). Аппроксимация интервальной задачи покрытия графа 4-циклами векторной задачей.
1738. Энергии связи гиперъядер и их взаимодействие 1.51 MB
  Обзор экспериментальных данных, феноменологический подход, расчет систем небольшого числа частиц, характеристика используемых методов расчета, каркасные функции в расчетах кулоновских и ядерных систем.
1739. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОПИ- САНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ В РАМКАХ ТЕОРИИ ЭЛОКУТИВНОГО ПОЛЯ 1.51 MB
  Проблема изучения окказионализмов в современном отечественном языкознании. Аспекты изучения окказионализмов в современном отечественном языкознании. Структурно-семантическое и функциональное описание лексических окказионализмов в элокутивном аспекте. Полевая организация лексических окказионализмовэлокутивов в контексте макросистемы элокутивных средств языка/речи.
1740. Формирование культуры общения студентов непедагогических вузов (гуманитарные и технологические специальности) 1.5 MB
  ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. ГЕНЕЗИС ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ПОЗИТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
1741. Система социально-педагогической помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае 1.5 MB
  Нормативно-правовое и государственное регулирование психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в Российской Федерации. Общие виды отклоняющегося развития детей-инвалидов и их категории. Система оказания социально-педагогической помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае. Методы профилактики и коррекция развития детей-инвалидов. Система благотворительной помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае.
1742. Формирование лизинговых отношений в российской экономике 1.49 MB
  Лизинг как специфическая форма развития арендных отношений. Основные тенденции трансформации лизинговых отношений на современном этапе. Особенности возникновения лизинговых отношений. Проблемы эффективного использования лизинга на российских предприятиях.
1743. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ (В РАМКАХ СЕГМЕНТА ТЕРМИНОСФЕРЫ 1.49 MB
  Основные тенденции исследования термина в современной лингвистике. Экономическая терминология как системно-структурное образование. Роль конкретного этнического языка в организации общего терминологического фонда. Структурно-семантическая, морфолого-фонетическая, функциональная адаптация новейших заимствований в терминосфере Рыночная экономика.