65019

Ислам в Золотой Орде: традиции религиозного опыта

Научная статья

История и СИД

Коротко о теме исследования Ислам в Золотой Орде: традиции религиозного опыта Проблематика распространения ислама в Золотой Орде привлекает интерес для изучения основных тенденций национально-культурного развития мусульманских народов Поволжья и Приуралья.

Русский

2014-07-23

47.5 KB

2 чел.

Коротко о теме исследования «Ислам в Золотой Орде: традиции религиозного опыта»
Галиахметова Г.Г.
 

Галиахметова Г.Г.

 

Коротко о теме исследования «Ислам в Золотой Орде: традиции религиозного опыта»

 

Проблематика распространения ислама в Золотой Орде привлекает интерес для изучения основных тенденций национально-культурного развития мусульманских народов Поволжья и Приуралья. История этих народов - часть истории народов России, поэтому обобщение историко-мировоззренческого опыта позволяет не только определить корни, причины и первоосновы происходящих в настоящее время событий, но и по-новому осмыслить современную общественно-политическую ситуацию в поволжском регионе.

 

Классификации религий могут быть весьма различны и тем не менее вполне адекватны. Можно предложить достаточно классификаций религий, и все они будут вполне корректны. Все зависит от  принципа положенного в основу классификаций. В нашем случае этим принципом является религиозный опыт. Обычно под религиозным опытом понимается вся совокупность религиозных чувств и переживаний, т.е. любые психические состояния, связанные с исповеданием любой религии, однако, основой религиозного опыта является трансперсональный опыт, рассматриваемый в мистическом опыте и представляющий для нашей темы особый интерес. В рамках ислама мистический опыт представлен суфизмом, возникшим почти одновременно с зарождением этой религии

 

Суфизм, как мистико-аскетическое течение, являющееся неотъемлемым элементом ислама в условиях средневековья и нового времени, у многих народов Кавказа, Средней и Центральной Азии до сих пор являющийся влиятельным движением, тем не менее не проявил себя активно как на фоне возрождения национального, этнокультурного и религиозного самосознания, так и не был отмечен среди настоящего всплеска нетрадиционной религиозности в общественной жизни Татарстана. Пребывание суфизма на “задворках” современной общественной жизни в Поволжье — это закономерность или же случайность? Как же в связи с развитием этого направления в исламе обстояло дело в Поволжье в средневековье? Исследование этого мистико-аскетического компонента в исламе поможет ответить на эти и многие другие вопросы.

 

Суфизм, как чрезвычайно многогранное и неоднородное явление имеет сложную структуру. Сложность во многом заключается в том, что в  каждом исламском регионе суфийская идеология и его институты имели свои особенности, обусловленные уровнем социально-политического развития, этноконфессиональными характеристиками, спецификой культурного субстрата и т.д. Сказанное особенно актуально для Золотой Орды, где сосуществовало множество культур и традиций, которые в течение более чем двухсотлетнего совместного проживания претерпели различные взаимные воздействия друг на друга. В связи с этим изучение мистико-аскетического течения в исламе в Золотой Орде, безусловно, представляет научный интерес.

 

Степень разработанности проблемы.

Важнейшей источниковедческой базой в изучении истории распространения особенностей ислама и суфизма в средневековом Поволжье по домоногольскому периоду следует считать древнетюркские историографические памятники в честь Кюль-Тегина и Тоньюкука (VII в.); сообщения Ибн-Фадлана (XI в.) и Абу Хамида ал-Гарнати (XII в.); причисляемые к группе художественных памятников: “Кутадгу билик” Ю.Баласагуни (ХI в.) и “Хикметы” А.Ясави (ХII в.). Источниками по монгольскому периоду — известия арабских и персидских авторов ХIII-ХIV столетий, собранные В.Г.Тизенгаузеном; из произведений западноевропейских авторов ХIII-ХIV вв. — Плано Карпини, Гильома Рубрука. Из области правовой и дипломатической документации - ярлык Тимур Кутлука крымскому хану Мухаммеду; тюрко-татарские памятники ХIV в. «Нахдж ал-фарадис» М.Булгари, «Джумджума султан» Х.Кятиба. Следующим типом источников стали образцы народной литературы, поверий, примет тюркских народов и татар, изучавшиеся в ХIX в. К.Насыри, Н.Катановым, В.Радловым.

 

Проблема исламизации Золотой Орды еще в дореволюционной историографии стала своеобразным объектом научного исследования (Н.Я.Бичурин, Г.С.Саблуков, И.Н.Березин, Дожи Банзаров, Б.Я.Владимирцов). Значительный вклад в становление научного осмысления истории ислама в этом государстве в 20-30-е гг. внесли В.В.Бартольд, Г.С.Губайдуллин, в 30-50-е гг. А.Ю.Якубовский.

 

В 60-80-х гг. проблема распространения ислама среди кочевников получила отражение в основном в работах историков и археологов М.Г.Сафаргалиева Г.А.Федорова-Давыдова, А.Х.Халикова, Е.А.Халиковой, А.Г.Мухамадиева, Давлетшина Г.М.

Конец 80-начало 90 гг. знаменовались выходом серии книг по истории Великой Степи Л.Н. Гумилева, где проблема религиозных отношений нашла также своеобразное отражение.

 

В первой половине 90-х гг. в российской историографии наблюдается значительное пробуждение интереса к истории Золотой Орды. Появились труды посвященные различным аспектам истории этого государства (Г.В.Вернадский, Д.Д.Васильев, М.А.Усманов, Ф.Ш.Хузин, Э.С.Кульпин, Ю.Е.Варваровский, И.Л.Измайлов, А.И. Ракушин), средневековой татарской общественно-философской мысли и исламской проблематики в целом (Я.Г.Абдуллин, Р.М.Амирханов, М.Ахметзянов, Ф.М.Султанов, Д.М.Исхаков, Р.М.Мухаметшин, А.Н.Юзеев), так и монголам средневековья в частности, особенно в плане религиозного опыта (Н.Н.Крадин, В.В.Трепавлов, Т.Д. Скрынникова).

 

Что касается проблем суфизма, которого в русской литературе именовали также дервишеством, зикризмом, мюридизмом, поначалу привлекали внимание в сугубо прагматическом плане, определяемым требованиями царской политики. Академический подход вырабатывается позднее в трудах П.Позднева, В.А.Жуковского, А.Е.Крымского, А.Э.Шмидта, Н.Казанского и др.

Особое внимание уделялось изучению истории, практики и особенностей суфизма на Кавказе, в Средней Азии в Казахстане (М.А.Казем-бек; В.Ю.Гадаев; З.Дж.Мугадиев; А.Курбанмамадов; А.Мухаммедходжаев; Ю.Г.Петрарш; С-У.Г.Яхиев).

 

Заметным явлением в отечественной историографии стали работы Е.Э.Бертельса, в которых подвергаются исследованию как история распространения и развития суфизма, так и различные историко-философские аспекты и проблемы суфиеведения.

Широтой охвата, глубиной исследования суфийской проблематики и методологических вопросов отличаются работы А.Д.Кныша.

Традиция изучения прагматического суфизма, получившая наиболее полное отражение в творчестве Дж.С.Тримингэма, нашла продолжение в исследованиях А.А.Хисматуллина. В исследованиях А.Шиммель, в отличие от Дж.Тримингэма, подвергаются тщательному анализу многие стороны не только практического суфизма но и интеллектуального, исследуются основные черты этого мистико-исторического явления как в историческом, так и в феноменологическом плане. Согласно А.Шиммель, многие традиционные на первый взгляд обычаи, например, исполнение мунаджатов - религиозных песен у татар имеют непосредственное отношение к суфизму.

 

Для полного освещения конфессиональных отношений большое значение имеют труды, посвященные анализу традиционных религий: шаманизму и тенгризма (тенгрианства). Эти проблемы поднимались такими исследователями как Я.Д.Коблов, Н.Веселовский, О.А.Сухарева, В.Н.Басилов, С.Г.Кляшторный, Л.П.Потапов, С.Ю.Неклюдов, Т.Д.Скрынникова и др. Исследование американского исследователя Девина ДеВизе среднеазиатского памятника ХVI в. «Тарих-и дуст Султан» Утемиша Хаджи и его многочисленных подражаний, повествующих об обращении в ислам хана Золотой Орды Узбека, позволили автору установить многие аспекты исламизации Улуса Джучи и прийти к заключению о том, что исламизация Внутренней Азии стала преобразующим фактором, настроенным на доисламские традиции.

 

В области регионального изучения суфизма особый интерес представляет история и литература татарского народа, этапные моменты развития которых, особенно древний период, были во многом связаны именно с этим течением (Г.Рахим, Г.Газиз, Я.Г.Абдуллин, Ш.Ш.Абилов, Р.М.Амирханов, Г.А.Тагирджанов, З.Ф.Ишмухаметов, М.В.Гайнетдинов, Г.М.Давлетшин, Р.Ф.Мухаметдинов, А.Т.Сибгатуллина, Ф.З.Яхин).

 

Для воссоздания структуры онтологического пространства Золотой Орды, позволяющем наиболее полно представить религиозные настроения и изменения в этом государстве и строить модели их динамики необходимы адекватные общетеоретические и методологические подходы к ним. Среди трудов, в которых сформированы эти подходы, можно назвать исследования У.Джемса, М.Элиаде, Н.С.Трубецкого, Е.А.Торчинова, Р.С.Хакимова, Н.С.Розова, и т.д. Исследованию философских проблем как средневековой арабской философии вообще, так и арабо-мусульманского мистицизма в частности посвящены работы А.В.Смирнова, М.Т.Степанянц, Е.А.Фроловой, Г.Б.Шаймухаметовой, Т.Ибрагима, которые позволяют полно представить историю развития суфизма и определиться в общетеоретических подходах.

 

Основные положения и выводы темы:

1. Тенденции развития суфизма в Золотой Орде были обозначены в процессе постоянных столкновений между оседлым и кочевым мирами, одинаково рьяно стремившихся к власти. Анализируя вопрос принятия почти всеми ханами исламской веры, устанавливаются параллели в системе мировоззренческих особенностей ислама и доисламских верований тюрков и монголов.

2. Для выявления особенностей функционирования ислама в Золотой Орде, рассматривается проблема преемственности в верованиях у тюрков и монголов, где основное внимание обращается на определение характера религиозно-мифологических представлений этих народов. Исторические общности и параллели в мировоззренческой системе указанных народов, наряду с такими факторами как императивы ресурсной обеспеченности, государственного и военного строительства, создавали благоприятные условия для развития общественно-политических отношений в Золотоордынском государстве.

3. Распространение ислама в Золотой Орде рассматривается и как еще одно проявление региональных особенностей ислама и его способности адаптации к местным условиям. Ислам в Золотой Орде принял своеобразный облик, обусловленный особенностями древних верований тюрков и монголов - шаманизма и тенгризма.

4. Анализируемые в художественных памятниках мотивы и ценности суфизма позволяют установить, что идеи суфизма в Золотой Орде имели место в своеобразном рационалистическом ключе, отличались рационализацией и этизацией мистического опыта, отстраненностью от непосредственного переживания.

 

Основные положения темы нашли отражение в следующих публикациях:

 

Ислам в Золотой Орде // Идель. - 1999. - №12. - С.65-67.

 

«Жомжомэ солтан» дастанында суфичыл-фэлсэфи карашларнын чагылышы // Ислам в истории и культуре татарского народа. - Казань, 2000. - С. 57-71. (на татарском языке)

 

Религиозные традиции в Золотой Орде в первой половине ХIV в. /Актуальные проблемы истории государственности татарского народа. - Казань: Изд-во «Матбугат йорты», 2000. - С.49- 57.

 

Суфизм в Золотой Орде. // Суфизм в Поволжье: история и специфика. - Казань: Иман, 2000. - С.26-28.

 

Ислам в Золотой Орде: традиции религиозного опыта (к вопросу изучения темы) //Сборник материалов итоговых конференций молодых ученых и аспирантов за 1999-2000 гг. - Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 2001. - С.43-50.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42713. Электронные таблицы. Вычисления по формулам с использованием абсолютных ссылок 57.5 KB
  В некоторых ситуациях в формулах требуется использовать содержимое конкретной ячейки и не изменять ее адрес при копировании формул. Чтобы отменить автоматическое изменение адреса ячейки, ей следует назначить «абсолютный адрес». Для этого перед номером столбца и номером строки в адресе ставят знаки доллара $ (или нажать клавишу F4). В Excel предусмотрен и другой, очень удобный способ ссылки на ячейку с помощью присвоения ей имени. Чтобы присвоить имя ячейке, выделите её и выберите команду Вставка – Имя – Присвоить. В появившемся диалоговом окне введите имя ячейки. В дальнейшем это имя можно использовать вместо адреса.
42714. Электронные таблицы. Анализ и управление данными 119 KB
  Выделите весь диапазон ячеек с данными и объявите его списком Данные Список Создать список. Отметьте пункт Список с заголовками; 3. Отсортируем список сразу по трем ключам: по отделам внутри отдела по должностям для одинаковых должностей сортировка продолжится по фамилиям. Самостоятельно отсортируйте список по отделам по возрастанию далее по величине зарплат по убыванию.
42715. Электронные таблицы. Использование функций 140.5 KB
  Для облегчения поиска нужной функции все функции разделены на категории: математические статистические и т. После выбора функции в окне мастера имеется ссылка на справку по применению конкретной функции с примерами. При выполнении лабораторной работы читайте справочные сведения по каждой применяемой функции.
42716. Электронные таблицы. Использование функции Если 101.5 KB
  Использование функции ЕСЛИ И В приведенном ниже списке задана информация о сдаче сессии студентами. Учтите что в этом случае условие будет сложным с использованием функции И.
42717. Электронные таблицы. Построение диаграмм 237 KB
  Горизонтальная ось X ось категорий вертикальная ось Y ось значений. Горизонтальная ось X ось значений вертикальная ось Y ось категорий. они отображают зависимость данных ось Y от величины которая меняется с постоянным шагом ось Х.
42718. ОЦЕНКА ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 199.5 KB
  Определить значения метрик Холстеда на основе которых дать оценку качества разработанного исходного текста программы.1 Реализация программы Текст программы для реализации возможного решения поставленной задачи разработанной с использованием языка программирования С приведен в таблице 1: Таблица 1 Текст программы для вычисления значения функции F Номер строки Строки программы 1 using System; 2 nmespce holsted 3 { 4 clss Progrm 5 { 6 sttic void Minstring[] rgs 7 { 8 double x y F; 9 chr check; 10 do 11 { 12 Console.2 Словарь программы В...
42719. Оценка характеристик программ на основе лексического анализа. Метрики 262.5 KB
  Наиболее ценным для практики является то что такая оценка может быть получена вручную на основе зрительного анализа текста программы либо автоматически с помощью специально разработанных программных анализаторов причем относительно несложных. Джилб предположил что логическая сложность должна являться значимым если не определяющим фактором для оценки стоимости программы на начальных этапах ее проектирования. Логическая сложность программы Джилб определяет как насыщенность программы условными операторами типа IFTHENELSE и...
42720. Оценка надежности программных средств 227.5 KB
  Она основана на предположении об экспоненциальной зависимости плотности вероятности интервалов времени между проявлением ошибок от интенсивности ошибок. Кроме того в модели полагается что интенсивность ошибок на каждом случайном интервале времени линейно зависит от количества оставшихся в программе ошибок. Если допустить что ошибка после ее каждого проявления устраняется и при этом в программный модуль не вносятся новые то интенсивность ошибок ti на интервале ti определяется следующим соотношением: 1 где N количество ошибок...
42721. Интерфейсы, делегаты, события 277.5 KB
  Таблица 1 Список используемых элементов управления Элемент управления Класс Описание textBox1 TextBox Окно ввода имени продавца textBox2 TextBox Окно ввода фамилии продавца textBox3 TextBox Окно ввода стажа продавца textBox4 TextBox Окно вывода списка продавцов textBox5 TextBox Окно ввода оклада продавца textBox6 TextBox Окно ввода имени менеджера textBox7 TextBox Окно ввода фамилии менеджера textBox8 TextBox Окно ввода стажа менеджера textBox9 TextBox Окно ввода оклада менеджера textBox10 TextBox Окно вывода зарплаты менеджера button1 Button...