65021

Посмертный титул Бату-хана

Научная статья

История и СИД

Однако современники Бату никогда не использовали этот титул. Он не встречается в трудах Джувейни и Джузджани, Киракоса Гандзакеци и Вардана Аравелци или в сочинениях западных авторов — Иоанна де Плано Карпини, Симона де Сен-Кантена и Вильгельма де Рубрука.

Русский

2014-07-23

28.5 KB

1 чел.

Дж. Э. Бойл
Кембридж

Посмертный титул Бату-хана

Этот титул, применявшийся к Батыю после его смерти, — «Саин» учёные переводили как «хороший», «высокородный», «добрый», «превосходный»… Английский учёный доказывает, что в действительности он означает «покойный»

В сообщении на IX заседании систематически собирающейся (продолжающейся, proceedings) Международной Алтайской конференции учёный из Кембриджа Дж.Э.Бойл выступил с сообщением, интерпретирующим титул хана Батыя (1208-1256) Саин-хан (Sayin khan), то есть "хороший хан". Это сообщение (перевод на русский язык П.О.Рывкина) опубликовано в 2002 году на русском языке в научном издании "Тюркологический сборник", выпущенном тиражом 600 экземпляров и поэтому не известно широкому кругу читателей. В реферате излагаются основные положения сообщения Дж.Э.Бойла. 

Титулом Саин-хан Батыя называют персидские авторы Рашид ад-Дин, Вассаф и Ибн Биби, египетские историки Макризи и Нувайри, армянский хронист Григор Акнерци и венецианец Марко Поло, хотя последний ошибочно считал, что "царь Саин" и "царь Пату" являлись двумя разными правителями, которые последовательно были "царями Запада".
В "Сборнике летописей" Рашид ад-Дина сказано: "Бату появился на свет от Уки-фудж-хатун, дочери Ильчи-нойона из рода хунгират. Его называли Саин-хан. Он был очень влиятелен и всемогущ и ведал улусом и войском Джучи-хана и прожил целый век". По мнению переводчиков, Саин-хан означает "Высокородный хан".
Однако современники Бату никогда не использовали этот титул. Он не встречается в трудах Джувейни и Джузджани, Киракоса Гандзакеци и Вардана Аравелци или в сочинениях западных авторов — Иоанна де Плано Карпини, Симона де Сен-Кантена и Вильгельма де Рубрука. Данный факт, по-видимому, объясняется тем, что это был посмертный титул Бату, употреблявшийся с целью избежать упоминания его настоящего имени, как и в случае с его отцом Джучи, который имел титул — "владыка улуса".
Значение слова sayin в этом контексте интерпретировалось по-разному. Чаще всего его понимали в смысле "добрый". В связи с этим академик В.В.Бартольд (1869-1930) писал: "Так, Батый в глазах русских летописцев был только "лютым зверем"; между тем он не только получил от самих монголов прозвание "доброго хана" (саин хан), но прославляется за свою кротость, справедливость и мудрость мусульманскими и армянскими писателями, нисколько не расположенными хвалить монголов".
В том же духе высказывались европейские историки Р.Груссе, Б.Шпулер. "Монголы называли его саин-хан, "добрый правитель", и действительно превозносили его добродушие и щедрость. Но для христианского мира, напротив, он был виновником неописуемых зверств, которыми были ознаменованы его походы 1237-1241 годов на Русь, в Польшу и в Венгрию" (Груссе); "Русские и татары наделяли его образ прямо противоположными характеристиками. Первые, вероятно, видели в нём кару Божью и страшного тирана. А то, какой оценкой он пользовался в глазах своих соотечественников, видно из прозвища саин-хан (добрый хан), которое они прилагали к нему" (Шпулер).
Однако П.Пельо отмечает, что как тюркское слово edgu имеет толкование не только как "хороший" (в моральном смысле), но и "умный", так и саин-хан может обозначать "благоразумный хан" или "мудрый хан".
В своих "Заметках к Марко Поло" П.Пельо интерпретирует слово "саин" как "превосходный" (а не "хороший" в смысле "добрый"). По мнению Дж.Э.Бойла, П.Пельо очень близок к тому, что является действительным значением слова "саин".
В своём сообщении Дж. Э.Бойл показывает, что sayin в качестве эпитета использовался не только применительно к Бату. В неопубликованном письме хана Аргуна римскому папе Николаю IV от 1290 года, написанном по-монгольски, Аргун называет своих отца и мать sayin aciga, sayin amaga — "превосходный отец", "превосходная мать". В письме от 1305 года французскому королю Филиппу Красивому хан Улджэйту использует это же слово sayin при упоминании своих прадеда, деда и отца. А.Мостэр и Ф.Кливз ещё в 1952 году утверждали: "sayin в значении "хороший" — это устойчивый термин, который использовался для обозначения покойных членов семьи".
Вывод Дж.Э.Бойла: термин "саин" в выражении "саин-хан" применительно к Бату, а также в титулах других монгольских правителей (внук Чингисхана Хулагу в письме ильхана Абаки Лионскому собору 1274 года, опубликованном Д.Боргезио в журнале "Roma", упоминается как "ныне называемый Seynegen, Senegen), является точной аналогией посмертного титула Бату "саин-хан" и, если верить свидетельству Григора Акнерци, приведённому Blake Fray ("Harvard Journal of Asiatic Studies, Harvard, 1949, vol.12), в указанных случаях означает не "добрый" или "умный", а просто "покойный".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56478. Знайомство з традиціями українського і англійського народів 110.5 KB
  Національна програма патріотичного виховання населення формування здорового способу життя розвитку духовності та зміцнення моральних засад суспільства. Концепція виховання дітей і молоді в національній системі освіти.
56479. Щоб і далі жили споконвічні традиції. Позакласний виховний захід, присвячений весняним святам 321.5 KB
  Мета заходу: Розвиток естетичних поглядів та смаків, що ґрунтуються на народній естетиці та найкращих надбаннях цивілізації. Виховання гармонійно розвиненої особистості з високим національно – культурним потенціалом, розвинутим почуттям прекрасного.
56480. Индивидуальная образовательная траектория учащихся по русскому языку и литературе 312 KB
  Современная школа со всеми ее достоинствами и недостатками место уникальное. Как вооружить ребенка качественными знаниями по русскому языку и литературе как подготовить его к жизни Требования современности к выпускнику школы личный опыт работы...
56481. Сценарий агитбригады «Покорители полей» 70.5 KB
  Под песню Весілля тракториста на сцену выезжает трактор из картона колёса зонтики которые крутят двое ребят остальная команда спрятана за трактором на припеве все выскакивают из трактора пританцовывают и хлопают в ладоши. Арсен: А я вот стану трактористом классным Пашу поля а вид такой прекрасный.
56482. Віртуальна подорож «Поліський трамвайчик» 131 KB
  Мета: сформувати знання про особливості природної зони мішаних лісів України; закріпити знання про однорідні члени речення розділові знаки; навчити використовувати раніше отримані знання у новій ситуації...
56484. Економічний розвиток Українських земель у кінці 19 ст. та Залізничний транспорт, його провідна роль в економіці України 48 KB
  Обладнання: карта Адміністративно територіального поділу України дати перших доріг 1861р. карта трансторт України карти атласу. Завдяки залізниці західний регіон України став легкодоступним джерелом сировини і ринком збуту для фабричної промисловості розвинутих західних провінцій монархії Габсбургів.
56485. Транспорт України 46.5 KB
  Актуалізація опорних знань і вмінь учнів Бесіда Більшість із вас безумовно користувалася послугами різних видів транспорту тому ви легко дасте відповіді на такі питання: Яку роль відіграє транспорт у житті людей Які види транспорту ви знаєте Чим відрізняється міський транспорт...
56486. Загальна характеристика транспорту України 358.5 KB
  Мета: дати загальну характеристику транспортного комплексу України; розкрити його роль у господарстві країни; встановити суттєві ознаки понять транспортний вузол вантажообіг пасажирообіг транспортні магістралі; визначити техніко-економічні особливості різних види транспорту...