65034

Концепция базы данных “Дипломатические документы постордынских государств Джучиева улуса”

Научная статья

История и СИД

Это позволяет рассматривать сохранившиеся архивные материалы как один документальный массив и следовательно пытаться анализировать не отдельные ярлыки и письма а их совокупность проводить формальный анализ именно комплекса документов.

Русский

2014-07-23

31.5 KB

0 чел.

Зайцев И.В.

Концепция базы данных “Дипломатические документы
постордынских государств Джучиева улуса”

Распад Золотой Орды в начале XV в. привел к появлению на политической карте Восточной Европы и части Азии нескольких государственных образований, долгое время игравших важнейшую роль в истории региона. К ним относятся: Крымское, Казанское, Астраханское ханства, государства сибирских Шейбанидов и Тайбугидов (Сибирское ханство), Ногайская и “Большая” орды. Эти политические объединения унаследовали от Золотой Орды традицию канцелярского делопроизводства, в том числе и внешнеполитического. Если актовый материал улуса Джучи (жалованные грамоты) изучается уже довольно давно и весьма успешно (см Усманов 1979), то джучидские документы внешней политики как самостоятельный материал для формального анализа еще не рассматривались.

В архивах Российской Федерации, Турецкой республики, Польши и других стран сохранилось огромное количество документов официальной переписки государственных деятелей постордынских “юртов” с правителями, должностными лицами, учреждениями Руси, Турции, Польши. Эти документы обладают чертами очевидного сходства, что объясняется общностью традиции делопроизводства в государствах, возникших в результате распада Золотой Орды. Это позволяет рассматривать сохранившиеся архивные материалы как один документальный массив и, следовательно, пытаться анализировать не отдельные ярлыки и письма, а их совокупность, проводить формальный анализ именно комплекса документов.

Специфика источниковедческого изучения дошедших до настоящего времени джучидских дипломатических документов состоит в том, что большинство из них сохранилось в современных оригиналам переводам на языки, принятые в официальном делопроизводстве тех стран, куда они были направлены.

Таким образом материалом создания БД служат официальные дипломатические документы государственных канцелярий джучидских государств, адресованные правителям, должностным и частным лицам, государственным учреждениям соседних стран.

Создание подобной БД существенно поможет специалистам в изучении истории, культуры, дипломатики, истории государственного аппарата и внешней политики, сфрагистики джучидских государств.

Методической основой разработанной концепции БД стали:

  •  разработка древнетюркской рунической гипертекстовой оболочки TENGRI (Васильев, Любченко 1995:19-21); 
  •  методика изучения жалованных актов Джучиева улуса М.А.Усманова (Усманов 1979); 
  •  работа В.Сметанина “Эпистолография” (Сметанин 1970:174) 

Позиционно БД группируется в:

Источниковедческое поле

  •  Название документа (ярлык/послание) 
  •  Автор и адресат документа (в том числе и предполагаемые) 
  •  Дата (точная или предполагаемая для недатированных документов) 
  •  Язык (в т.ч. для двух - , трехъязычных текстов, предполагаемый язык недошедших оригиналов, перевода и т.д.), количество строк 
  •  Внешний вид документа (материал, размеры, чернила, почерк, наличие помет, удостоверительных знаков, неодновременных документу, - для оригиналов; в составе какого документального комплекса сохранился - для иноязычных переводов) 
  •  Наличие оригинальных удостоверительных знаков (печатей, нишанов, тамг, подписей) и текстового удостоверения (корроборации) 
  •  Автор находки (для оригиналов) 
  •  Местонахождение (архивный шифр; перемещения документа со времени открытия, если таковые происходили) 
  •  Замечания по сохранности, наличие/отсутствие лакун 
  •  Научные публикации памятника 
  •  Уточнения, конъектуры, предложенные за время изучения текста 
  •  Переводы текста, предложенные разными авторами на протяжении истории изучения документа (для оригиналов) 
  •  Транскрипция текста документа (для оригиналов) 

Текстологическое поле

  •  Личные имена, встречающиеся в тексте 
  •  Топонимы, географические сведения документа 
  •  Специальная терминология документа 

Литература:

Васильев Д.Д., Любченко В.И. Древнетюркская гипертекстовая оболочка TENGRI - Международная конференция “Памятники духовной, материальной и письменной культуры древнего и средневекового Востока (создание баз данных). 30 мая - 4 июня 1995 г. Тезисы докладов. - М., 1995

Сметанин В.А. Эпистолография. -Свердловск,1970

Усманов М.А. Жалованные грамоты Джучиева улуса. -Казань, 1979


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46125. Методика развития артикуляционной моторики у детей с речевыми нарушениями 16.5 KB
  Особо можно выделить кончик языка ибоковые края передней и средней частей языка так как от их работы зависит качество звуков. В артикуляционную гимнастику входят упражнения в ходе которых вырабатываются следующие положения кончика языка: опущен за нижние зубы Почистим зубы поднят вверх к альвеолам Маляр Грибок Гармошка. После того как каждое положение будет отработано дается упражнение на переключение с одного положения языка на другое Качели. Средняя часть спинки языка наиболее ограничена в...
46126. Технология формирования интонационной стороны речи у детей. Развитие дыхательной и голосовой функций 19.5 KB
  ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ Восстановление голосовой функции у детей осуществляется комплексно совместными усилиями медицины и специализированной области логопедии фонопедии. Однако начальным звеном всегда является психотерапевтическая беседа основная цель которой убедить ребенка в возможности восстановления голоса установить с ним контакт включить его в активную работу разъяснив цели и задачи коррекции. Собственно голосовые упражнения состоят из вызывания голоса закрепления голоса и автоматизации процесса голосоведения....
46127. Характеристика этапов и содержания работы по формированию правильного произношения у детей(не выделяют точное колличество этапов,поэтому это не носит принципиального характера. 23.5 KB
  Логопед в ходе выполнения ребенком задания проверяет правильно ли он выбрал позу для произношения нужного звука. Поскольку это не всегда приводит к положительным результатам логопеду следует в таких случаях отвлечь внимание от звука переключив на другой объект. По мере овладения движением необходимым для реализации звука логопед переходит к отработке движений обязательных для других звуков. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков Цель данного этапа заключается в том чтобы сформировать у ребенка первоначальные...
46128. Организация и содержание совместной работы логопеда и воспитателя (учителя) детского сада (школы) для детей с нарушениями речи 21 KB
  Организация и содержание совместной работы логопеда и воспитателя учителя детского сада школы для детей с нарушениями речи. Взаимодействие логопеда и воспитателя В задачу воспитателя входит выявление степени отставания детей в усвоении программного материала по всем видам учебной и игровой деятельности. Это необходимо для устранения пробелов в развитии детей и создания условий для успешного обучения в среде нормально развивающихся сверстников. С этой целью в первые две недели воспитатели определяют возможности детей в изобразительной...
46129. Индивидуальные логопедические занятия с детьми дошкольного возраста как эффективная форма коррекционной работы 22.5 KB
  Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Активизация мыслительной деятельности детей развитие внимания и памяти необходимые условия для успешного и разностороннего обучения дошкольников. развитие памяти внимания мышления воображения обязательная составляющая индивидуального логопедического занятия. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей истимулирует развитие речи ребенка позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.
46130. Фронтальные логопедические занятия в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (с логопедическими группами) 21 KB
  Обучение на занятиях основная форма коррекционновоспитательной работы с детьми имеющая важное значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. Дети с нарушениями речи нередко характеризуются нарушением внимания пониженной познавательной активностью замкнутостью недостаточно сформированной игровой деятельностью и другими особенностями психического развития. На групповых занятиях логопед формирует умение войти в общий темп работы следовать общим инструкциям оценивать достижения партнера...
46131. Сигматизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения сигматизма у детей 40 KB
  Кончик языка упирается в нижние резцы передняя часть спинки языка выгнута. При таком укладе образуется узкий проход круглая щель между кончиком языка и передними верхними зубами. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента как при т при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов.
46132. Вивчення властивостей альгінату натрію з метою використання його у технології десертної продукції молодіжного кафе "Граціо" 2.03 MB
  Створення такого підприємства харчування як кафе це крок вперед на шляху до гідного дозвілля молоді а отже і добробуту майбутньої нації 1. ОБГРУНТУВАННЯ ПРОЕКТУ КАФЕ 1. Маркетингове обґрунтування проекту кафе що проектується 1. Характеристика маркетингового середовища кафе що проектується Науково розроблена концепція аналізу та обліку вимог покупців вимог конкретного сегменту ринку розробка відповідно до виявлених вимог нового товару система організації його продажу включаючи заходи стимулювання та реклами а також система...
46133. Учебно-методический комплекс «Дискретная математика» 1.5 MB
  Множество элементами которого являются множества обычно называется классом или семейством. Обычно в конкретных рассуждениях элементы всех множеств берутся из некоторого одного достаточно широкого множества U своего для каждого случая которое называется универсальным множеством или универсумом. Множество X называется конечным если оно эквивалентно Jn при некоторомn. Число n называется количеством или числом элементов множества X.