65034

Концепция базы данных “Дипломатические документы постордынских государств Джучиева улуса”

Научная статья

История и СИД

Это позволяет рассматривать сохранившиеся архивные материалы как один документальный массив и следовательно пытаться анализировать не отдельные ярлыки и письма а их совокупность проводить формальный анализ именно комплекса документов.

Русский

2014-07-23

31.5 KB

0 чел.

Зайцев И.В.

Концепция базы данных “Дипломатические документы
постордынских государств Джучиева улуса”

Распад Золотой Орды в начале XV в. привел к появлению на политической карте Восточной Европы и части Азии нескольких государственных образований, долгое время игравших важнейшую роль в истории региона. К ним относятся: Крымское, Казанское, Астраханское ханства, государства сибирских Шейбанидов и Тайбугидов (Сибирское ханство), Ногайская и “Большая” орды. Эти политические объединения унаследовали от Золотой Орды традицию канцелярского делопроизводства, в том числе и внешнеполитического. Если актовый материал улуса Джучи (жалованные грамоты) изучается уже довольно давно и весьма успешно (см Усманов 1979), то джучидские документы внешней политики как самостоятельный материал для формального анализа еще не рассматривались.

В архивах Российской Федерации, Турецкой республики, Польши и других стран сохранилось огромное количество документов официальной переписки государственных деятелей постордынских “юртов” с правителями, должностными лицами, учреждениями Руси, Турции, Польши. Эти документы обладают чертами очевидного сходства, что объясняется общностью традиции делопроизводства в государствах, возникших в результате распада Золотой Орды. Это позволяет рассматривать сохранившиеся архивные материалы как один документальный массив и, следовательно, пытаться анализировать не отдельные ярлыки и письма, а их совокупность, проводить формальный анализ именно комплекса документов.

Специфика источниковедческого изучения дошедших до настоящего времени джучидских дипломатических документов состоит в том, что большинство из них сохранилось в современных оригиналам переводам на языки, принятые в официальном делопроизводстве тех стран, куда они были направлены.

Таким образом материалом создания БД служат официальные дипломатические документы государственных канцелярий джучидских государств, адресованные правителям, должностным и частным лицам, государственным учреждениям соседних стран.

Создание подобной БД существенно поможет специалистам в изучении истории, культуры, дипломатики, истории государственного аппарата и внешней политики, сфрагистики джучидских государств.

Методической основой разработанной концепции БД стали:

  •  разработка древнетюркской рунической гипертекстовой оболочки TENGRI (Васильев, Любченко 1995:19-21); 
  •  методика изучения жалованных актов Джучиева улуса М.А.Усманова (Усманов 1979); 
  •  работа В.Сметанина “Эпистолография” (Сметанин 1970:174) 

Позиционно БД группируется в:

Источниковедческое поле

  •  Название документа (ярлык/послание) 
  •  Автор и адресат документа (в том числе и предполагаемые) 
  •  Дата (точная или предполагаемая для недатированных документов) 
  •  Язык (в т.ч. для двух - , трехъязычных текстов, предполагаемый язык недошедших оригиналов, перевода и т.д.), количество строк 
  •  Внешний вид документа (материал, размеры, чернила, почерк, наличие помет, удостоверительных знаков, неодновременных документу, - для оригиналов; в составе какого документального комплекса сохранился - для иноязычных переводов) 
  •  Наличие оригинальных удостоверительных знаков (печатей, нишанов, тамг, подписей) и текстового удостоверения (корроборации) 
  •  Автор находки (для оригиналов) 
  •  Местонахождение (архивный шифр; перемещения документа со времени открытия, если таковые происходили) 
  •  Замечания по сохранности, наличие/отсутствие лакун 
  •  Научные публикации памятника 
  •  Уточнения, конъектуры, предложенные за время изучения текста 
  •  Переводы текста, предложенные разными авторами на протяжении истории изучения документа (для оригиналов) 
  •  Транскрипция текста документа (для оригиналов) 

Текстологическое поле

  •  Личные имена, встречающиеся в тексте 
  •  Топонимы, географические сведения документа 
  •  Специальная терминология документа 

Литература:

Васильев Д.Д., Любченко В.И. Древнетюркская гипертекстовая оболочка TENGRI - Международная конференция “Памятники духовной, материальной и письменной культуры древнего и средневекового Востока (создание баз данных). 30 мая - 4 июня 1995 г. Тезисы докладов. - М., 1995

Сметанин В.А. Эпистолография. -Свердловск,1970

Усманов М.А. Жалованные грамоты Джучиева улуса. -Казань, 1979


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83133. Які осінні турботи у людей у містах і селах восени? 93 KB
  Мета: обговорити з учнями, чим займаються люди в місті та селі восени; розвивати логічне мислення; розширювати світогляд; виховати бажання допомагати дорослим. Обладнання: таблиці «Овочі», «Фрукти», «Комахи», оповідання А.М’ясківського «Казка про яблуню».
83134. Які в осені прикмети? Осінні місяці. Творче завдання: складання казки про осінь 102.5 KB
  Мета. Поглиблювати знання учнів про осінні прикмети. З’ясувати походження назв місяців. Розкрити значення понять: рання осінь, золота осінь, підзимок. Виконати творче завдання: скласти казку про осінь. Розвивати логічне мислення, спостережливість, увагу. Захопити дітей красою природи восени.
83135. Алгоритми та виконавці. Стій, готуйсь – командувати буду 190 KB
  Мета. Навчальна. Узагальнити та закріпити знання учнів про інформаційні процеси. Вчити використовувати на практиці здобуті знання, вміння та навички, методи роботи з алгоритмами. Розвивальна. Розвивати алгоритмічне мислення, навички рольової взаємодії та роботи в групах.
83136. Підсумковий урок за темою «Казки народів Європи» 156.5 KB
  Мета: систематизувати знання дітей із розділу «Казки народів Європи», підтримувати інтерес дітей до казки, розвивати пам’ять, спостережливість, уявлення, діалогічне й монологічне мовлення, вміння відтворювати зміст прочитаного, розвивати творчі здібності, уміння перевтілюватися і концентрувати увагу...
83137. Відтворення культурної спадщини українського народу 510.5 KB
  Мета: дати учням уявлення про давні зимові обряди; ознайомити з святами: святого Миколая, Маланки та Василя, Різдва Христового, Водохреща (Йордан); зацікавити учнів народними звичаями, традиціями; збагатити духовний світ дітей; розвивати відчуття святкової піднесеності мовлення...
83138. Інформація. Інформаційні процеси: отримання, зберігання, опрацювання і передавання повідомлень 139.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з поняттям інформація з інформаційними процесами: отримання зберігання опрацювання і передавання інформації; розвивати спостережливість пам’ять мову; навички роботи з мишею; виховувати наполегливість у досягненні мети працелюбність інтерес до вивчення інформатики.
83139. Населення Землі. Культура зовнішності людини. Її стиль 166 KB
  Сформувати уявлення про населення Землі про основні раси людей на різних материках; ознайомити дітей із різними стилями зовнішності людини; розвивати вміння визначати стильову єдність одягууважність пізнавальний інтерес; виробляти уміння узагальнювати робити висновки оцінювати результати діяльності...
83140. Создание женского образа «Снежной королевы» с использованием различных элементов прически 4.04 MB
  Актуальностью для данной работы является постоянный интерес парикмахеров и технологов по прическам из длинных волос к разным историческим эпохам, для которых характерно разнообразие элементов причесок, методов и способов их выполнения.
83141. Курсовое проектирование по теории вероятностей, математической статистике и случайным процессам с элементами научно-исследовательской работы студентов 4.56 MB
  Задачи курсового проектирования по конкретной дисциплине, естественно, определяются ее спецификой, однако можно выделить и общие вопросы, не зависящие от предметной области, в том числе такие, как: профессиональная ориентация студента в изучаемых в университете направлениях (на 1 курсе, когда студент выбирает для себя направление бакалавриата)...