65034

Концепция базы данных “Дипломатические документы постордынских государств Джучиева улуса”

Научная статья

История и СИД

Это позволяет рассматривать сохранившиеся архивные материалы как один документальный массив и следовательно пытаться анализировать не отдельные ярлыки и письма а их совокупность проводить формальный анализ именно комплекса документов.

Русский

2014-07-23

31.5 KB

0 чел.

Зайцев И.В.

Концепция базы данных “Дипломатические документы
постордынских государств Джучиева улуса”

Распад Золотой Орды в начале XV в. привел к появлению на политической карте Восточной Европы и части Азии нескольких государственных образований, долгое время игравших важнейшую роль в истории региона. К ним относятся: Крымское, Казанское, Астраханское ханства, государства сибирских Шейбанидов и Тайбугидов (Сибирское ханство), Ногайская и “Большая” орды. Эти политические объединения унаследовали от Золотой Орды традицию канцелярского делопроизводства, в том числе и внешнеполитического. Если актовый материал улуса Джучи (жалованные грамоты) изучается уже довольно давно и весьма успешно (см Усманов 1979), то джучидские документы внешней политики как самостоятельный материал для формального анализа еще не рассматривались.

В архивах Российской Федерации, Турецкой республики, Польши и других стран сохранилось огромное количество документов официальной переписки государственных деятелей постордынских “юртов” с правителями, должностными лицами, учреждениями Руси, Турции, Польши. Эти документы обладают чертами очевидного сходства, что объясняется общностью традиции делопроизводства в государствах, возникших в результате распада Золотой Орды. Это позволяет рассматривать сохранившиеся архивные материалы как один документальный массив и, следовательно, пытаться анализировать не отдельные ярлыки и письма, а их совокупность, проводить формальный анализ именно комплекса документов.

Специфика источниковедческого изучения дошедших до настоящего времени джучидских дипломатических документов состоит в том, что большинство из них сохранилось в современных оригиналам переводам на языки, принятые в официальном делопроизводстве тех стран, куда они были направлены.

Таким образом материалом создания БД служат официальные дипломатические документы государственных канцелярий джучидских государств, адресованные правителям, должностным и частным лицам, государственным учреждениям соседних стран.

Создание подобной БД существенно поможет специалистам в изучении истории, культуры, дипломатики, истории государственного аппарата и внешней политики, сфрагистики джучидских государств.

Методической основой разработанной концепции БД стали:

  •  разработка древнетюркской рунической гипертекстовой оболочки TENGRI (Васильев, Любченко 1995:19-21); 
  •  методика изучения жалованных актов Джучиева улуса М.А.Усманова (Усманов 1979); 
  •  работа В.Сметанина “Эпистолография” (Сметанин 1970:174) 

Позиционно БД группируется в:

Источниковедческое поле

  •  Название документа (ярлык/послание) 
  •  Автор и адресат документа (в том числе и предполагаемые) 
  •  Дата (точная или предполагаемая для недатированных документов) 
  •  Язык (в т.ч. для двух - , трехъязычных текстов, предполагаемый язык недошедших оригиналов, перевода и т.д.), количество строк 
  •  Внешний вид документа (материал, размеры, чернила, почерк, наличие помет, удостоверительных знаков, неодновременных документу, - для оригиналов; в составе какого документального комплекса сохранился - для иноязычных переводов) 
  •  Наличие оригинальных удостоверительных знаков (печатей, нишанов, тамг, подписей) и текстового удостоверения (корроборации) 
  •  Автор находки (для оригиналов) 
  •  Местонахождение (архивный шифр; перемещения документа со времени открытия, если таковые происходили) 
  •  Замечания по сохранности, наличие/отсутствие лакун 
  •  Научные публикации памятника 
  •  Уточнения, конъектуры, предложенные за время изучения текста 
  •  Переводы текста, предложенные разными авторами на протяжении истории изучения документа (для оригиналов) 
  •  Транскрипция текста документа (для оригиналов) 

Текстологическое поле

  •  Личные имена, встречающиеся в тексте 
  •  Топонимы, географические сведения документа 
  •  Специальная терминология документа 

Литература:

Васильев Д.Д., Любченко В.И. Древнетюркская гипертекстовая оболочка TENGRI - Международная конференция “Памятники духовной, материальной и письменной культуры древнего и средневекового Востока (создание баз данных). 30 мая - 4 июня 1995 г. Тезисы докладов. - М., 1995

Сметанин В.А. Эпистолография. -Свердловск,1970

Усманов М.А. Жалованные грамоты Джучиева улуса. -Казань, 1979


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14098. Форматування диска. Діагностика та дефрагментація дисків. Відновлення інформації на диску. Правила записування та зчитування інформації з дискет 218.5 KB
  Тема: Форматування диска. Діагностика та дефрагментація дисків. Відновлення інформації на диску. Правила записування та зчитування інформації з дискет. Мета: Охарактеризувати нову тему висвітлити її роль в курсі інформатики. Ввести поняття форматування діагностики
14099. Розпис тарелі «Летіла зозуля з яру в долину» та Ліплення з пластиліну на тему «Красивий кіт» 1.47 MB
  Конспект залікового уроку з Образотворчого мистецтва проведеного в 2А класі ЗОШ ІІІІ ступенів № 2 Тема уроку: Розпис тарелі Летіла зозуля з яру в долину. Мета. Ознайомити учнів із традиційним видом українського декоративноприкладного мистецтва – петриківським ...
14100. Конструювання моделей із сірникових коробок та Аплікація. Види аплікацій. Естетика і культура 5.11 MB
  Конспект залікового уроку з трудового навчання проведеного в 2А класі ЗОШ ІІІІ ступенів № 2 Тема уроку: Конструювання моделей із сірникових коробок. Об’єкт праці. Виготовлення моделей вантажних та легкових автомобілів. Мета. Ознайомити учнів із поняттям констр
14101. Конспект уроку Я і Україна. Декларація прав дитини. Про доброту і милосердя 607.11 KB
  Конспект уроку Я і Україна 2 клас 02. 03 Тема. Декларація прав дитини. Основний Закон держави. Обов’язки батьків та дітей. Мета. Формувати в учнів уявлення про Декларацію прав людини Основний Закон нашої держави; з’ясувати обов’язки батьків і дітей; виховувати шано...
14103. Секретарська справа. Конспект уроків та лекцій 767.33 KB
  УРОК № Тема: Вимоги до приміщення де знаходиться місце секретаря. Санітарно гігієнічні вимоги. Мета уроку: ознайомити учнів з загальними та санітарногігієнічними вимогами до приміщення секретаря. Ознайомити з сучасними тенденціями у обладнанні офісів та орга
14104. Легка атлетика. Біг на короткі дистанції. Техніка естафетного бігу та передачі естафетної палички 103 KB
  ПЛАН ВІДКРИТОГО ЗАНЯТТЯ для студентів денного відділення Тема заняття: Легка атлетика. Біг на короткі дистанції. Техніка естафетного бігу та передачі естафетної палички. Мета заняття: Місце проведення: Спортивний майданчик. Планконспект заняття ...
14105. Легка атлетика. Орієнтовний план уроку для учнів 5-х класів 43.5 KB
  Орієнтовний план уроку для учнів 5х класів початковий етап розвитку витривалості Тема уроку: Легка атлетика. Мета уроку: навчальна ознайомити з технікою бігу з низького старту. Вивчати техніку стрибку у кроці з приземленням на обидві ноги. Вивчити техніку метанн...
14106. Баскетбол. Конспект уроку для учнів 8 класу 142 KB
  КОНСПЕКТ УРОКУ для учнів 8 класу ТЕМА УРОКУ: БАСКЕТБОЛ ЗАВДАННЯ УРОКУ: вдосконалити техніку виконання ведення і передач м’яча на місці і в русі; вдосконалити техніку кидків в корзину після подвійного кроку; виховувати почуття колективізму та взаємови