65035

Как называть Золотую Орду?

Научная статья

История и СИД

Как называть Золотую Орду Под названием Золотая Орда обычно мы подразумеваем государство существовавшее в XIII XV веках на обширной территории с центром в Нижнем Поволжье. Золотая Орда в мировой геополитике играла ведущую роль.

Русский

2014-07-23

49.5 KB

0 чел.

Как называть Золотую Орду?
Миргалеев И.М. Идель №3, 2001. – С.72-73
 

Миргалеев Ильнур Мидхатович – кандидат исторических наук. Идель №3, 2001. – С.72-73.

 

Как называть Золотую Орду?

 

Под названием Золотая Орда обычно мы подразумеваем государство, существовавшее в XIII — XV веках на обширной территории с центром в Нижнем Поволжье. Причем, основная часть сегодняшней России также входила в состав Золотой Орды. Золотая Орда в мировой геополитике играла ведущую роль. Ибн Батута, посетивший эту страну во времена правления Мухаммед Узбек хана, Золотую Орду назвал одной из семи сильных держав мира.

По истории Золотой Орды до нас дошло огромное количество источников на разных языках, оставленных многими народами. Но, к сожалению, собственно татарских источников очень мало. Это создает немалые трудности и в изучении истории Золотой Орды, и в определении названия этого государства.

 

Сегодня в исторической науке в качестве синонимов применяются три названия: Золотая Орда, Улус Джучи и Дешти Кыпчак.

Как же сами современники называли эту страну? Источники сохранили нам ряд названий: улус Джучи, улус Берке, улус Дешти Берке, улус Узбека, Туркестан (применительно к Восточной части, т.е. Синей Орде), Дешти Хазар, Дешти Кыпчак, Вилает Дешта, Дешт, царство Сарайское, Тарталия, Татары, земля Татарская, Татария, Тартария, Великая Татария, Империя татар, Орда, царство Севера, Золотая Орда, Великая Орда Золотая, страна татар, Урдаи муаззам, Улуг Улус.

Как видим, Золотой Орде давали очень много красивых названий, основными из которых можно считать следующие пять — Дешти Кыпчак, Улус Джучи, Великая Татария, Улуг Улус (Великое государство) и Алтын Урда (Золотая Орда).

 

По нашему мнению, последние три и есть собственно названия Золотой Орды.

Все названия, которые мы перечислили выше, являются синонимами этих названий и, в некоторых случаях, данью исторической традиции (как, например, Дешти Хазар). А названия Дешти Кыпчак и Улус Джучи носят иной смысл, в первом случае — это географическое название, а во втором — политическое, династийное.

Улус Джучи — т.е. государство джучидов, иными словами, править этой страной имеют право лишь ханы из династии Джучи. Это знали и соблюдали все.

 

Дешти Кыпчак — это географическое название, под которым современники представляли территорию Золотой Орды, но не название государства. Если внимательно изучить источники, то мы убедимся в этом.

Например, Шерефеддин Йезди пишет, что Тимур "пожаловал ему (Токтамышу) царство всего Дешти Кипчака и Джучиева улуса".

 

Другими словами: пожаловано царство на территории Дешти Кыпчака, где правят джучиды.

На наш взгляд, Великая Татария — это общее название страны, а не только ставки хана и столицы, как в случаях с названиями Улуг Улус и Золотая Орда. Под этим названием подразумевалась вся страна. Название это не было чужим для жителей страны. Если бы татары не называли свою страну Татарией, то вряд ли Золотую Орду называли бы Татарией в Средней Азии, на Кавказе и на Руси. Европейцы знали эту страну исключительно под названием Татария. Как нам думается, традиционно ханы называли свою страну Улуг Улус или Урдаи муаззам, т.е. огромной, превосходной, обширной страной, а народ свою страну называл Золотой Ордой. В силу этого название "Великая Татария" применялось не всегда. Ее все знали, но в термине "Золотая Орда" было что-то возвышенное, "золотое". Думается, что под термином "Золотая Орда" татары подразумевали избранность и величие своего государства —Великой Татарии.

 

Улуг Улус — так называли свою страну золотоордынские ханы, эмиры, правители областей, крупные феодалы, подчеркивая этим величие своей страны на международной арене. Это было официальным названием страны, подтверждением чему служат официальные документы Золотой Орды: ярлыки, письма ханов.

 

Наверное, Улуг Улусом называла свою страну и некоторая часть городских жителей, особенно купцы, феодалы, духовенство, ученые. Возможно, Золотой Ордой свою страну вначале называли кочевники, а потом оно стало популярным и среди оседлого населения. Как известно, Золотая Орда — это название огромной, кочующей ставки хана.

Мы уверены, что термин "Золотая Орда" имеет татарское происхождение. Нам возразят, что этот термин взят из русских летописей. Да, отчасти это правильно. Но из каких летописей?

Термин "Золотая Орда" вы найдете только в "Казанском летописце". Все остальные русские летописи (а их около сорока) Золотую Орду называют или просто "Орда" или "Татары", т.е. Татария. Например:

"Князь Александръ ходилъ въ Орду къ царю на поклонъ", "И бысть мятежь силен въ Орде", "Князь Юрьи прииде изъ Орды", "Князи Рустии пошли въ Орду", "Поеха князь Олександрь в Татары", "зимова въ Татарехъ", "бысть мятеж в Татарехъ" и т.д. А "Казанский летописец" Золотую Орду называет "Великуя Орду Златую", "Златая Орда", "царя Златыя Орды" и т.д.

Почему же "Казанский летописец" в отличие от других русских летописей, это государство называл Золотой Ордой?

 

Потому что автор "Казанской истории", по его собственному утверждению, был 20 лет в плену у татар и жил при дворе казанского хана Сафа Гирея.

Поэтому он и называл это государство так, как называли его сами татары. Конечно же, за 20 лет, проведенных среди татар, он слышал разные исторические предания, дастаны и т.д. Не исключено, что он мог познакомиться и с татарскими письменными источниками, сведения из которых в последующем он и употребил при составлении своей летописи ("Казанский летописец" по содержанию очень сильно отличается от других русских летописей).

В татарском народном дастане об Идегее, который был распространен среди и крымских, и казанских, и ногайских татар, страна называется Золотой Ордой.

 

Там где стольный Сарай стоял,

Там, где вольный Идиль бежал,

Там, где город Булгар блистал,

Там, где текла Яика вода,

Там, где была Золотая Орда,

Там, где жили кыпчак и булгар, —

Ханствовал над страною татар

Хан по имени Токтамыш.

 

Если бы у современника Золотой Орды спросили об этом государстве, наверняка, он ответил бы так — это Великое государство татар — Золотая Орда, расположенная в Дешти Кыпчаке, где правят ханы джучиды. И это был бы исчерпывающий ответ.

Из всего вышесказанного вырисовывается тот факт, что Золотая Орда — это одно из татарских названий данного государства, применявшееся наряду с Урдаи муаззам, Улуг Улус и Великая Татария.

 

Я призываю наших историков активнее применять эти собственно татарские названия великого средневекового татарского государства.

 

Список использованной литературы

1. Абуль-Гази. Родословное древо тюрков. — Перев. Г.С. Саблукова. Казань. 1906.

2. Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII — XIV вв. о

татарах и Восточной Европе // Исторический архив, т. III. — М.— -Л.: изд-во АН СССР, 1940.

3. Армянские источники о монголах. Извлечения из рукописей XIII —XIV вв., пер., предисл. и прим. А.Г. Галстяна. — М.: изд-во Восточной литературы, 1962.

4. Барбаро и Контарини о России. К истории итало-русских связей в XV в. —Л.: Наука, 1971.

5. Березин И. Тарханные ярлыки Тохтамыша, Тимур-Кутлука и Саадет-Гирея с введением, переписью, переводом и примечаниями. — Казань, тип. ун-та, 1851.

6.Идегей. Татарский народный эпос. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1990.

7. Марков А.К. Инвентарный каталог мусульманских монет Императорского Эрмитажа. — СПб., 1896.

8. ПСРЛ. т. 3. СПб., 1841.

9. ПСРЛ. т. 6. Рязань, 2000.

10. ПСРЛ. т. 5, СПб., 1851; т. 7, 1856; т. 37, Л.: Наука, 1982; т. 30. М.: Наука, 1965; т. 4, СПб., 1848; т. 19, СПб, 1903.

11. П.Радлов В. Ярлыки Токтамыша и Тимур-Кутлуга // Записки восточного отделения Императорского русского археологического общества. — Т. 3. СПб., 1889.

12. Тамерлан: Эпоха. Личность. Деяния. — М., "Гураш", 1992. Утемеши-хаджи. Чингиз-наме. — Алма-Ата: Гы-лым,1992.

13. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. т. II. - М.-Л.: изд-во АН СССР, 1941; Т. I. – СПб., 1881.

14. Шильтбергер Иоганн. Путешествие по Европе, Азии и Африке с 1394 года по 1427 год. — Баку: "ЭЛМ", 1984.

15. Halasi Kun T. PHILOLOCICA III. Kasan turkcesine ait dil uadidarlari. Turk Tarih Kurumu Basimevi, 1949 (ярлык Махмуд хана).

НовостиИнформацияНаукаТерриториальные отделенияОбразованиеКультураОбщество и государствоРелигияМероприятияПубликацииИнститут истории им.Ш.Марджани АН РТАрхеологические исследования в Татарстане (Archeological research in Tatarstan)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74045. Эллинистическая цивилизация. Сущность эллинизма в историографии 34.5 KB
  После смерти Александра Македонского, начинается борьба между наследниками. Борьба проходила в два этапа: сначала сражались «диадохи» - полководцы Александра, а затем их потомки – «эпигоны». В результате Держава распалась на ряд царств: Македонию, Египет, государство Селевкидов, Пергам ит.д.
74046. Пути формирования феодальных отношений в Западной Европе в период Раннего Средневековья (V – XI вв.) 42.5 KB
  Проблема происхождения феодализма возникла одноврем. Зато возникла и быстро приобрела популярность теория генезиса феодализма в процессе германороманского синтеза. Энгельс подходя к решению проблемы генезиса феодализма с материалистических позиций рассматривали этот процесс как переход от рабовладельческой социальноэкономической формации к феодальной. и концепция синтезного происхождения феодализма преобладавшая во французской и русской медиевистике.
74048. Картина мира средневекового человека в отражении современной медиевистики 36.5 KB
  Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи этноса или субкультуры образом. Восприятие мира обусловленное исторически. Из картины мира вытекает всё остальное и ценности и иерархия и парадигмы научного познания и допустимые способы человеческих действий.
74049. Современная историческая наука о феномене Реформации 77.5 KB
  С католической точки зрения, протестантизм представлял собой ересь, самовольный отход от богооткровенных учений и установлений церкви, ведущий к отступничеству от истинной веры и попранию моральных норм христианской жизни.
74050. Основы количественного анализа 14.59 KB
  Основы количественного анализа. Количественный химический анализ имеет целью определение относительного количества отдельных составных частей какоголибо химического соединения или смеси. Количественный анализ бывает гравиметрический весовой титриметрический объемный Титриметрический метод анализа основан на определении вещества после взаимодействия с раствором вещества в ходе химической реакции. Объемный метод анализа основан на законе эквивалентов.
74051. Основы титриметрического (объемного) анализа 15.5 KB
  Титриметрический анализ титрование метод количественного массового анализа который часто используется в аналитической химии основанный на измерении объёма раствора реактива точно известной концентрации расходуемого для реакции с определяемым веществом. Титрование процесс определения титра исследуемого вещества. Титрование производят с помощью бюретки заполненной титрантом до нулевой отметки. По количеству пошедшего на титрование рабочего раствора рассчитывают результаты анализа.
74052. Физико-химические методы анализа (спектральные, хромотография, электрогравиметрические и др.) 13.89 KB
  Физико-химический анализ — комплекс методов анализа физико-химических систем путем построения и геометрического анализа диаграмм состояния и диаграмм состав-свойство.
74053. Основы химической термодинамики. Первый закон термодинамики. Энтальпия 14.81 KB
  Основы химической термодинамики. Первый закон термодинамики. Химическая термодинамика раздел физической химии изучающий процессы взаимодействия веществ методами термодинамики. Основными направлениями химической термодинамики являются: Классическая химическая термодинамика изучающая термодинамическое равновесие вообще.