65035

Как называть Золотую Орду?

Научная статья

История и СИД

Как называть Золотую Орду Под названием Золотая Орда обычно мы подразумеваем государство существовавшее в XIII XV веках на обширной территории с центром в Нижнем Поволжье. Золотая Орда в мировой геополитике играла ведущую роль.

Русский

2014-07-23

49.5 KB

0 чел.

Как называть Золотую Орду?
Миргалеев И.М. Идель №3, 2001. – С.72-73
 

Миргалеев Ильнур Мидхатович – кандидат исторических наук. Идель №3, 2001. – С.72-73.

 

Как называть Золотую Орду?

 

Под названием Золотая Орда обычно мы подразумеваем государство, существовавшее в XIII — XV веках на обширной территории с центром в Нижнем Поволжье. Причем, основная часть сегодняшней России также входила в состав Золотой Орды. Золотая Орда в мировой геополитике играла ведущую роль. Ибн Батута, посетивший эту страну во времена правления Мухаммед Узбек хана, Золотую Орду назвал одной из семи сильных держав мира.

По истории Золотой Орды до нас дошло огромное количество источников на разных языках, оставленных многими народами. Но, к сожалению, собственно татарских источников очень мало. Это создает немалые трудности и в изучении истории Золотой Орды, и в определении названия этого государства.

 

Сегодня в исторической науке в качестве синонимов применяются три названия: Золотая Орда, Улус Джучи и Дешти Кыпчак.

Как же сами современники называли эту страну? Источники сохранили нам ряд названий: улус Джучи, улус Берке, улус Дешти Берке, улус Узбека, Туркестан (применительно к Восточной части, т.е. Синей Орде), Дешти Хазар, Дешти Кыпчак, Вилает Дешта, Дешт, царство Сарайское, Тарталия, Татары, земля Татарская, Татария, Тартария, Великая Татария, Империя татар, Орда, царство Севера, Золотая Орда, Великая Орда Золотая, страна татар, Урдаи муаззам, Улуг Улус.

Как видим, Золотой Орде давали очень много красивых названий, основными из которых можно считать следующие пять — Дешти Кыпчак, Улус Джучи, Великая Татария, Улуг Улус (Великое государство) и Алтын Урда (Золотая Орда).

 

По нашему мнению, последние три и есть собственно названия Золотой Орды.

Все названия, которые мы перечислили выше, являются синонимами этих названий и, в некоторых случаях, данью исторической традиции (как, например, Дешти Хазар). А названия Дешти Кыпчак и Улус Джучи носят иной смысл, в первом случае — это географическое название, а во втором — политическое, династийное.

Улус Джучи — т.е. государство джучидов, иными словами, править этой страной имеют право лишь ханы из династии Джучи. Это знали и соблюдали все.

 

Дешти Кыпчак — это географическое название, под которым современники представляли территорию Золотой Орды, но не название государства. Если внимательно изучить источники, то мы убедимся в этом.

Например, Шерефеддин Йезди пишет, что Тимур "пожаловал ему (Токтамышу) царство всего Дешти Кипчака и Джучиева улуса".

 

Другими словами: пожаловано царство на территории Дешти Кыпчака, где правят джучиды.

На наш взгляд, Великая Татария — это общее название страны, а не только ставки хана и столицы, как в случаях с названиями Улуг Улус и Золотая Орда. Под этим названием подразумевалась вся страна. Название это не было чужим для жителей страны. Если бы татары не называли свою страну Татарией, то вряд ли Золотую Орду называли бы Татарией в Средней Азии, на Кавказе и на Руси. Европейцы знали эту страну исключительно под названием Татария. Как нам думается, традиционно ханы называли свою страну Улуг Улус или Урдаи муаззам, т.е. огромной, превосходной, обширной страной, а народ свою страну называл Золотой Ордой. В силу этого название "Великая Татария" применялось не всегда. Ее все знали, но в термине "Золотая Орда" было что-то возвышенное, "золотое". Думается, что под термином "Золотая Орда" татары подразумевали избранность и величие своего государства —Великой Татарии.

 

Улуг Улус — так называли свою страну золотоордынские ханы, эмиры, правители областей, крупные феодалы, подчеркивая этим величие своей страны на международной арене. Это было официальным названием страны, подтверждением чему служат официальные документы Золотой Орды: ярлыки, письма ханов.

 

Наверное, Улуг Улусом называла свою страну и некоторая часть городских жителей, особенно купцы, феодалы, духовенство, ученые. Возможно, Золотой Ордой свою страну вначале называли кочевники, а потом оно стало популярным и среди оседлого населения. Как известно, Золотая Орда — это название огромной, кочующей ставки хана.

Мы уверены, что термин "Золотая Орда" имеет татарское происхождение. Нам возразят, что этот термин взят из русских летописей. Да, отчасти это правильно. Но из каких летописей?

Термин "Золотая Орда" вы найдете только в "Казанском летописце". Все остальные русские летописи (а их около сорока) Золотую Орду называют или просто "Орда" или "Татары", т.е. Татария. Например:

"Князь Александръ ходилъ въ Орду къ царю на поклонъ", "И бысть мятежь силен въ Орде", "Князь Юрьи прииде изъ Орды", "Князи Рустии пошли въ Орду", "Поеха князь Олександрь в Татары", "зимова въ Татарехъ", "бысть мятеж в Татарехъ" и т.д. А "Казанский летописец" Золотую Орду называет "Великуя Орду Златую", "Златая Орда", "царя Златыя Орды" и т.д.

Почему же "Казанский летописец" в отличие от других русских летописей, это государство называл Золотой Ордой?

 

Потому что автор "Казанской истории", по его собственному утверждению, был 20 лет в плену у татар и жил при дворе казанского хана Сафа Гирея.

Поэтому он и называл это государство так, как называли его сами татары. Конечно же, за 20 лет, проведенных среди татар, он слышал разные исторические предания, дастаны и т.д. Не исключено, что он мог познакомиться и с татарскими письменными источниками, сведения из которых в последующем он и употребил при составлении своей летописи ("Казанский летописец" по содержанию очень сильно отличается от других русских летописей).

В татарском народном дастане об Идегее, который был распространен среди и крымских, и казанских, и ногайских татар, страна называется Золотой Ордой.

 

Там где стольный Сарай стоял,

Там, где вольный Идиль бежал,

Там, где город Булгар блистал,

Там, где текла Яика вода,

Там, где была Золотая Орда,

Там, где жили кыпчак и булгар, —

Ханствовал над страною татар

Хан по имени Токтамыш.

 

Если бы у современника Золотой Орды спросили об этом государстве, наверняка, он ответил бы так — это Великое государство татар — Золотая Орда, расположенная в Дешти Кыпчаке, где правят ханы джучиды. И это был бы исчерпывающий ответ.

Из всего вышесказанного вырисовывается тот факт, что Золотая Орда — это одно из татарских названий данного государства, применявшееся наряду с Урдаи муаззам, Улуг Улус и Великая Татария.

 

Я призываю наших историков активнее применять эти собственно татарские названия великого средневекового татарского государства.

 

Список использованной литературы

1. Абуль-Гази. Родословное древо тюрков. — Перев. Г.С. Саблукова. Казань. 1906.

2. Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII — XIV вв. о

татарах и Восточной Европе // Исторический архив, т. III. — М.— -Л.: изд-во АН СССР, 1940.

3. Армянские источники о монголах. Извлечения из рукописей XIII —XIV вв., пер., предисл. и прим. А.Г. Галстяна. — М.: изд-во Восточной литературы, 1962.

4. Барбаро и Контарини о России. К истории итало-русских связей в XV в. —Л.: Наука, 1971.

5. Березин И. Тарханные ярлыки Тохтамыша, Тимур-Кутлука и Саадет-Гирея с введением, переписью, переводом и примечаниями. — Казань, тип. ун-та, 1851.

6.Идегей. Татарский народный эпос. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1990.

7. Марков А.К. Инвентарный каталог мусульманских монет Императорского Эрмитажа. — СПб., 1896.

8. ПСРЛ. т. 3. СПб., 1841.

9. ПСРЛ. т. 6. Рязань, 2000.

10. ПСРЛ. т. 5, СПб., 1851; т. 7, 1856; т. 37, Л.: Наука, 1982; т. 30. М.: Наука, 1965; т. 4, СПб., 1848; т. 19, СПб, 1903.

11. П.Радлов В. Ярлыки Токтамыша и Тимур-Кутлуга // Записки восточного отделения Императорского русского археологического общества. — Т. 3. СПб., 1889.

12. Тамерлан: Эпоха. Личность. Деяния. — М., "Гураш", 1992. Утемеши-хаджи. Чингиз-наме. — Алма-Ата: Гы-лым,1992.

13. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. т. II. - М.-Л.: изд-во АН СССР, 1941; Т. I. – СПб., 1881.

14. Шильтбергер Иоганн. Путешествие по Европе, Азии и Африке с 1394 года по 1427 год. — Баку: "ЭЛМ", 1984.

15. Halasi Kun T. PHILOLOCICA III. Kasan turkcesine ait dil uadidarlari. Turk Tarih Kurumu Basimevi, 1949 (ярлык Махмуд хана).

НовостиИнформацияНаукаТерриториальные отделенияОбразованиеКультураОбщество и государствоРелигияМероприятияПубликацииИнститут истории им.Ш.Марджани АН РТАрхеологические исследования в Татарстане (Archeological research in Tatarstan)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45540. Классификация PR-текстов и система жанров PR-текста 47.5 KB
  Чем же пиартекст принципиально отличается от журналистского и рекламного Рекламный попадает на платные страницы. А пиартекст умело мимикрирует под текст новостийный. Здесь полезно знать что пиар иногда определяют как ориентированную журналистику поскольку в пиартексте присутствуют всегда тщательно отобранные и соответствующим образом скомпонованные факты. Пиаринформация – это тип социальной информации которая производится в процессе деятельности социального субъекта фирмы организации персоны – базисного субъекта пиар...
45541. Типология корпоративных изданий 36 KB
  Типология корпоративных изданий Корпорация – человеческие и финансовые ресурсы общая цель профессиональные интересы идентификация Печатные методы PR: Фирменный журнал Многотиражная газета Информационный бюллетень Письмо Прессбук – результат мониторинга в сброшюрированном виде для руководителя Отчет Корпоративная реклама Корпоративные документы кодексы относит к корпоративным изданиям по форме – журналы газеты и информационные бюллетени. Что такое корпоративное издание Это периодическое издание журнал газета...
45542. Спичрайтинг как технология 41 KB
  специфическая PRтехнология представленная в виде техники подготовки и написания текста предназначенного для устного исполнения а также консалтинг первого должностного лица по организации публичного выступления и его исполнению. – учебная дисциплина раздел деловой риторики Спичрайтер – лицо занимающееся профессиональной PRдеятельностью по составлению текста устного публичного выступления для первого лица и консалтингу касающемуся организации и исполнения публичного выступления. Цели публичного выступления: информирование улучшение...
45543. Слоган в политических и корпоративных маркетинговых коммуникациях 59.5 KB
  СЛОГАН: Понятийный аппарат: Слоган – четкая ясная и сжатая формулировка рекламной идеи которая воспринимается и запоминается. Ачкасова Слоган – спрессованная до формулы суть рекламной концепции доведенная до лингвистического совершенства запоминающаяся мысль. Феофанов Слоган фирменный лозунг представляет собой постоянно используемый оригинальный фирменный девиз.Иванова Слово слоган произошло от гаэльского означавшего в древности воинственный призыв к бою.
45544. Политический имидж 43.5 KB
  Политический имидж Структурная модель политического лидера ЕгороваГантман Пятичленная модель Персональные характеристики психофизические – активность агрессивность сила мощь; характер тип личности стиль принятия решений; локус контроля психологическая интенция индивида на восприятие им ситуации контроля значимых для него ситуаций внутренний – сам всё контролирует; внешний – фаталист; личные коммуникативные характеристики Социальные характеристики модель ролевого поведения – по Берну человеческие качества социальный и...
45545. Имидж организации 39 KB
  Имидж организации Имидж – целенаправленно сформированный образ субъекта ПР персоны корпорации выделющий определённые ценностные характеристики призванный оказать эмоциональнопсихололгическое воздействие на определённую группу ЦО. Имидж – форма. Конечным результатом PRдеятельности является формирование стойкого социальнопсихологического стереотипа под названием ИМИДЖ. Образ непроизвольный и имидж конструируется специально и целенаправленно.
45546. Консалтинг в PR-деятельности: виды и технологии 44 KB
  Мнение консультанта должно носить свободный и объективный характер. Опыта консультанта. Самая важная характеристика в консалтинге – КОМПЕТЕНТНОСТЬ консультанта в области бизнеса клиента и самое главное связей с общественностью. И может быть охарактеризована следующими позициями: Неосязаемость услуги Непостоянство качества Неотделимость от источника Несохраняемость Главные критерии оценки труда консультанта: Прозрачность труда консультанта – степень открытости к.
45547. Понятийный аппарат 70 KB
  Потенциалом навредить компании или разрушить ее.Регресс Негативизация имиджа падение авторитета Последствия кризисов: необходимость уплаты штрафных санкций; смена руководства компании; массовые увольнения сотрудников; отзыв продукции с рынка; остановка производства; ликвидация предприятия; поглощение конкурентами Особенности эффективного давления на кризис: репутация компании; признание вины; открытость и обеспечение информацией; аргументы и факты; поддержка общественных групп; гибкость стратегии Кризисный PR В каких же...
45548. PR в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций 33.5 KB
  ИМК – это технология т. ИМК – новый способ понимания целого состоящего из отдельных видов МКPR – это группы общественности Маркетинг – потребиели а реклама – целевая аудитория . ИМК перестраивают МК с целью увидеть их так как и потребитель – единым потоком инфи из одного источника. Что входит в состав ИМК Несколько точек зрения: 1.