65037

Золотоордынский город Сарай и роль ханской власти в его истории

Научная статья

История и СИД

Особенно большое внимание проблемам возникновения, развития и упадка джучидских городов и роли центральной власти в их судьбах уделял Г.А. Федоров-Давыдов.

Русский

2014-07-23

32.5 KB

1 чел.

В.Г. Рудаков (ГИМ, Москва) 

Золотоордынский город Сарай и роль ханской власти в его истории

(русский вариант) 

Тезисы доклада. Опубликованы на французском языке в научном сборнике: «ИЕРАРХИЯ И ВЛАСТЬ В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ» (Санкт-Петербург, 4-7 июля 2002 г.). Москва. 2002 г. Ответственные редакторы: Д.Д. Беляев, Д.М. Бондаренко, С.А. Французов. Стр. 106-108. 

 

La ville de la Horde d’Or Saraï et le rôle du pouvoir des khans à son histoire 

Abstracts. Second International Conference “HIERARCHIY AND POWER IN THE HISTORY OF CIVILIZATIONS” (St. Petersburg, July 4-7, 2002). Moscow. 2002. Editors-in-Chief: Dmitri D. Beliaev, Dmitri M. Bondarenko, Sergei A. Frantsouzoff. P. 106-108.

 

Феномен городов Золотой Орды (Улуса Джучи) неоднократно рассматривался в исторической и археологической литературе (А.Ю. Якубовский, В.Л. Егоров, М.Г. Крамаровский, П.П. Бырня и др.). Особенно большое внимание проблемам возникновения, развития и упадка джучидских городов и роли центральной власти в их судьбах уделял Г.А. Федоров-Давыдов. Цель этого доклада – обозначить основные вехи истории города Сарая и влияние на нее власти ханов.

Главным политическим центром страны была кочевая ставка ханов – орда. Сарай (тюрк. «дворец») возник, как зимняя резиденция на пути кочевания ханов и, по всей видимости, представлял собой первоначально небольшой город, не отличавшийся развитием ремесла и торговли. По определению Г.А. Федорова-Давыдова он относился к числу «степных», собственно золотоордынских городов, т. е. возникших после монгольского завоевания. Сарай (Селитренное городище в Астраханской области) был построен на берегу р. Ахтубы, там, где раньше не было традиций оседлой, земледельческой и городской культуры. Но, если большинство степных городов Золотой Орды появилось в XIV в., то Сарай-Бату был основан около 1250 г. Он являлся одним из самых ранних городов Золотой Орды. Культурные слои XIII – начала XIV вв. на Селитренном городище еще не найдены. Из-за данного обстоятельства некоторые исследователи склонны искать Сарай этого периода на других городищах. В XIII в., важнейшим экономическим центром страны являлся, по-видимому, город Болгар. Мнение Г.А. Федорова-Давыдова, который считал Сарай экономической, культурной и религиозной столицей страны, верно в отношении следующего XIV столетия.

Сильная централизация власти, принятие ислама, большое внимание ханов к развитию торговли и ремёсел, приносивших значительные доходы в казну, привели к невиданному по масштабам градостроительству в эпоху Узбека (1312-1341). Все это подготовило наивысший подъем экономического и культурного развития, как столицы, так и всей страны в годы правления Джанибека (1341-1357). С 40-х гг. XIV в. начинают чеканиться монеты с легендой «Сарай аль-Джедид» (Новый Сарай). Но, на наш взгляд, никакого основания новой одноименной столицы не было. Что касается эпитета аль-джедид (араб. «новый», «обновленный»), то он связан с интенсивным строительством и многократным расширением территории существующего города в 1310-1320-е гг. Археологические исследования показывают, что расцвет Сарая приходится на 30-60-е гг. XIV в.

Г.А. Федоров-Давыдов пишет что, как только рухнула сильная централизаторская ханская власть, и начались междоусобицы, города Золотой Орды быстро пришли в упадок. Однако период междоусобиц можно разделить на два этапа. Вначале (1359-1367) процветание золотоордынских городов все еще продолжалось. Переход во второй этап (1367-1380) был отмечен экономическим кризисом. Но упадок Сарая не был полным в отличие его от многих степных городов, где жизнь или прекращается полностью или еле теплится. Большой экономический потенциал и присутствие центральных властей в городе, а стало быть, и средств, позволяли столице оставаться достаточно крупным торгово-ремесленным центром. В правление Тохтамыша (1380-1396), которому удалось объединить государство и возродить его политическое могущество, наблюдается некоторое оживление жизни в Сарае.

Нашествие Тамерлана в 1395-1396 гг. привело к окончательной гибели почти всех степных городов Орды. Однако ханы смогли, по крайней мере, частично восстановить столицу своей империи. Хотя Сарай существовал на протяжении всего XV в., этот разоренный город не идет ни в какое сравнение с великолепием столицы в предыдущем столетии: почти вся его территория была покрыта могильниками. Нахождение в Сарае ханской резиденции (дворца) во многом определило особую историческую судьбу города.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78865. Специфика социально-гуманитарного познания 14.44 KB
  Предмет социального познания мир человека а не просто вещь как таковая. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс социального исследования и неизбежно сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний. между объектом и субъектом социального познания стоят письменные источники хроники документы и т. Текстовая природа социального познания характерная его черта.
78866. Философия в системе социально-гуманитарного знания 28.5 KB
  Философия в системе социально-гуманитарного знания. При изучении социально-культурных процессов и явлений общество культура человек в современной науке принято делать отличия социально-гуманитарного знания от естественного...
78867. Методы в социально-гуманитарных науках 13 KB
  Методы в социальногуманитарных науках. Разновидностью включенного наблюдения является этнометодология суть которой состоит в том чтобы результаты описания и наблюдения социальных явлений и событий дополнить идеей их понимания. В социальногуманитарных науках широко применяется сравнительный компаративистский метод опять же с учетом специфики их предмета. Так в психологии этот метод реализуется в двух вариантах: а Сопоставление различных групп по возрастам деятельности и другим параметрам метод поперечных срезов.
78868. Место проблемы человека в системе социально-гуманитарного знания 28.5 KB
  Место проблемы человека в системе социальногуманитарного знания Построить социальную онтологию отвлекаясь от человеческих индивидов как субъектов социального процесса невозможно. Поэтому главное внимание социальная философия уделяет исследованию человека как предпосылки и субъекта социальноисторического процесса. Что такое человек Каковы его природа и сущность Каковы характерные особенности и направленность эволюции человека Все это суть проблемы философской антропологии учения о человеке исследующего своеобразие человеческого...
78869. Концепция социальной рациональности Макса Вебера 29 KB
  Концепция социальной рациональности Макса Вебера. Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания как общая социология методология социального познания политическая социология социология права социология религии экономическая социология теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл понимающей социологией. Вебер в этом плане решительно расходится с Дюркгеймом полагая что реальным действующим лицом может быть не мифическое коллективное сознание государство или класс а конкретный индивид.
78870. Феноменологическая программа исследования знания 32.5 KB
  Феномен и логос учение о феноменах явлениях это обозначение философского движения появившегося в начале 20 века а также своеобразной практики осмысления пытающейся проникнуть к истокам человеческого опыта и познания. Ее отличительными чертами являются: нацеленность на вскрытие и приведение к непосредственной очевидности тех пластов нашего опыта которые в обыденной жизни остаются незримыми зачастую будучи основанием зримых; экспликация и истолкование смыслового содержания этого опыта и его сущностных структур; преимущественно...
78871. Герменевтический подход в социально-гуманитарном познании 29 KB
  Рикер понимает теорию операций понимания в их соотношении с интерпретацией текстов; слово герменевтика означает не что иное как последовательное осуществление интерпретации. Таким образом нужно установить соотношение между понятиями интерпретации и понимания. Цель понимания совершить переход от этого выражения к тому что является основной интенцией знака и выйти вовне через выражение. Согласно Дильтею виднейшему после Шлейермахера теоретику герменевтики операция понимания становится возможной благодаря способности которой наделено...
78872. Марксистский подход к исследованию социальной реальности 31.5 KB
  Базис или способ производства материальных благ или экономическая формация = производительные силы производственные отношения. Производительные силы ресурсы и средства обеспечивающие процесс производства. Производственные отношения выражается в различных формах собственности на средства производства. Классы в узком смысле слова социальные группы различающиеся по отношению к средствам производства.
78873. Образ науки в постмодернизме 13.99 KB
  Постмодернизм эту проблему пытается решить посвоему быть может осознавая себя не как конец философии а как переходное состояние между закатом и рассветом. На первый план в этой философии выходят проблемы языка новой субъективности иронии культуры цитат и кавычек. Понимание мира как хаоса сопряжено в философии постмодернизма с отказом от установки на целостность закономерность мира. Картина реальности в философии постмодерна состоит из симулякров не имеющих оснований во внешней реальности симулякры – точные копии оригинал...