65037

Золотоордынский город Сарай и роль ханской власти в его истории

Научная статья

История и СИД

Особенно большое внимание проблемам возникновения, развития и упадка джучидских городов и роли центральной власти в их судьбах уделял Г.А. Федоров-Давыдов.

Русский

2014-07-23

32.5 KB

2 чел.

В.Г. Рудаков (ГИМ, Москва) 

Золотоордынский город Сарай и роль ханской власти в его истории

(русский вариант) 

Тезисы доклада. Опубликованы на французском языке в научном сборнике: «ИЕРАРХИЯ И ВЛАСТЬ В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ» (Санкт-Петербург, 4-7 июля 2002 г.). Москва. 2002 г. Ответственные редакторы: Д.Д. Беляев, Д.М. Бондаренко, С.А. Французов. Стр. 106-108. 

 

La ville de la Horde d’Or Saraï et le rôle du pouvoir des khans à son histoire 

Abstracts. Second International Conference “HIERARCHIY AND POWER IN THE HISTORY OF CIVILIZATIONS” (St. Petersburg, July 4-7, 2002). Moscow. 2002. Editors-in-Chief: Dmitri D. Beliaev, Dmitri M. Bondarenko, Sergei A. Frantsouzoff. P. 106-108.

 

Феномен городов Золотой Орды (Улуса Джучи) неоднократно рассматривался в исторической и археологической литературе (А.Ю. Якубовский, В.Л. Егоров, М.Г. Крамаровский, П.П. Бырня и др.). Особенно большое внимание проблемам возникновения, развития и упадка джучидских городов и роли центральной власти в их судьбах уделял Г.А. Федоров-Давыдов. Цель этого доклада – обозначить основные вехи истории города Сарая и влияние на нее власти ханов.

Главным политическим центром страны была кочевая ставка ханов – орда. Сарай (тюрк. «дворец») возник, как зимняя резиденция на пути кочевания ханов и, по всей видимости, представлял собой первоначально небольшой город, не отличавшийся развитием ремесла и торговли. По определению Г.А. Федорова-Давыдова он относился к числу «степных», собственно золотоордынских городов, т. е. возникших после монгольского завоевания. Сарай (Селитренное городище в Астраханской области) был построен на берегу р. Ахтубы, там, где раньше не было традиций оседлой, земледельческой и городской культуры. Но, если большинство степных городов Золотой Орды появилось в XIV в., то Сарай-Бату был основан около 1250 г. Он являлся одним из самых ранних городов Золотой Орды. Культурные слои XIII – начала XIV вв. на Селитренном городище еще не найдены. Из-за данного обстоятельства некоторые исследователи склонны искать Сарай этого периода на других городищах. В XIII в., важнейшим экономическим центром страны являлся, по-видимому, город Болгар. Мнение Г.А. Федорова-Давыдова, который считал Сарай экономической, культурной и религиозной столицей страны, верно в отношении следующего XIV столетия.

Сильная централизация власти, принятие ислама, большое внимание ханов к развитию торговли и ремёсел, приносивших значительные доходы в казну, привели к невиданному по масштабам градостроительству в эпоху Узбека (1312-1341). Все это подготовило наивысший подъем экономического и культурного развития, как столицы, так и всей страны в годы правления Джанибека (1341-1357). С 40-х гг. XIV в. начинают чеканиться монеты с легендой «Сарай аль-Джедид» (Новый Сарай). Но, на наш взгляд, никакого основания новой одноименной столицы не было. Что касается эпитета аль-джедид (араб. «новый», «обновленный»), то он связан с интенсивным строительством и многократным расширением территории существующего города в 1310-1320-е гг. Археологические исследования показывают, что расцвет Сарая приходится на 30-60-е гг. XIV в.

Г.А. Федоров-Давыдов пишет что, как только рухнула сильная централизаторская ханская власть, и начались междоусобицы, города Золотой Орды быстро пришли в упадок. Однако период междоусобиц можно разделить на два этапа. Вначале (1359-1367) процветание золотоордынских городов все еще продолжалось. Переход во второй этап (1367-1380) был отмечен экономическим кризисом. Но упадок Сарая не был полным в отличие его от многих степных городов, где жизнь или прекращается полностью или еле теплится. Большой экономический потенциал и присутствие центральных властей в городе, а стало быть, и средств, позволяли столице оставаться достаточно крупным торгово-ремесленным центром. В правление Тохтамыша (1380-1396), которому удалось объединить государство и возродить его политическое могущество, наблюдается некоторое оживление жизни в Сарае.

Нашествие Тамерлана в 1395-1396 гг. привело к окончательной гибели почти всех степных городов Орды. Однако ханы смогли, по крайней мере, частично восстановить столицу своей империи. Хотя Сарай существовал на протяжении всего XV в., этот разоренный город не идет ни в какое сравнение с великолепием столицы в предыдущем столетии: почти вся его территория была покрыта могильниками. Нахождение в Сарае ханской резиденции (дворца) во многом определило особую историческую судьбу города.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14244. Южно-русская музыкальная традиция 30 KB
  Лекция десятая и одиннадцатая. Тема: южнорусская музыкальная традиция. Южнорусская народная музыкальная культура представляет собой самобытнейший пласт отечественной культуры это особая песенная традиция вобравшая в себя черты иных регионов но создавшая уни...
14245. Уральские и Сибирские песенные традиции 28.5 KB
  Лекция двенадцатая. Тема: Уральские и Сибирские песенные традиции. Урал. Освоение Урала шло с Севера. Наиболее ярко уральская северная традиция проявляется в свадебном обряде. Песни данной традиции основаны на тоническом стихе. На синем было на море песн...
14246. Русские народные музыкальные инструменты 49.5 KB
  Лекция тринадцатая. Тема: русские народные музыкальные инструменты. Музыка в понимании современного крестьянства это инструментальная игра. Музыка скрипач побелорусски. Инструментальная игра мужское дело. После войны женщины тоже стали музицировать и эт
14247. Песни алтайских казаков 28 KB
  Лекция четырнадцатая. Тема: песни алтайских казаков. Алтайские казаки это особая этническая группа длительное время имевшая специальные военные задачи по охране южных рубежей сибирских российских владений. Это отразилось на поэтическом содержании песен отра
14248. Композитор и фольклор 33.5 KB
  Лекция шестнадцатая. Тема: Композитор и фольклор. В конце 19 века Эдисон изобрел фонограф. Фонографы работали по следующему принципу: по вращающемуся звуконосителю перемещалась игларезец полученные при помощи мебранымикрофона механические колебания механичес...
14249. Среднерусская и средневолжская народные музыкальные традиции 34 KB
  Лекции шестая и седьмая. Тема: среднерусская и средневолжская народные музыкальные традиции. Среднерусская музыкальная традиция. Географически она сконцентрирована вокруг Москвы и прилегающих областей то есть распространена в Московской Владимирской Нижегоро...
14250. Образы Пушкинской лирики и прозы в музыкальных произведениях 17.34 KB
  Образы Пушкинской лирики и прозы в музыкальных произведениях 1 Талисман Стихотворение Пушкина храни меня мой талисман связано с кольцомталисманом подаренным Пушкину Елизаветой Воронцовой. Это был красивый роман который имел трагическое последствие губернат...
14251. Музыкально-игровое творчество как вид деятельности дошкольников 159.5 KB
  Музыкальноигровое творчество как вид деятельности дошкольников Курсовая работа Оглавление: Введение Глава 1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Деятельность как ведущий фактор развития личности ребенка Игровая дея...
14252. Немецкая опера первой половины 19-го века 294.5 KB
  Немецкая опера первой половины 19го века В одной из глав романа Жизнь музыканта Вебер характеризует положение оперного искусства в Германии начала 19го века. Гансвурст излюбленный персонаж немецкого народного театра нечто вроде нашего русского Петрушки поочерёд