65042

Пожиратели мертвецов

Научная статья

История и СИД

Книга Марко Поло: записки путешественника или имперская космография. 232-234 Марко Поло не равнодушен к теме поедания мертвецов. Есть у них вот какой обычай: когда кого присудят к смерти и по воле государя казнят берут они то тело варят его и едят...

Русский

2014-07-23

38.5 KB

0 чел.

А. Г. Юрченко

 

Пожиратели мертвецов

 

Юрченко А.Г. Книга Марко Поло: записки путешественника

или имперская космография. - СПб.: Евразия, 2007, с. 232-234

 


         Марко Поло не равнодушен к теме поедания мертвецов. Из его наблюдений следует, что поедают не всяких мертвецов, но лишь тех, кто погиб насильственной смертью: преступников, убитых в бою, пленных, если родственников, то удушенных специальным образом. И происходит все это не на полулегендарных островах, а в центре цивилизованного мира. Например, поедание практикуют буддийские ламы, живущие при дворе Хубилая: «Знахари эти зовутся тибетцами и кашмирцами; то два народа идолопоклонников; заговоров и дьявольского колдовства знают они больше, нежели кто-либо; все их дела — дьявольское колдовство, а народ уверяют, что творят то с Божьей помощью и по своей святости. Есть у них вот какой обычай: когда кого присудят к смерти и по воле государя казнят, берут они то тело, варят его и едят, а кто умрет своею смертью, того никогда не едят» (Марко Поло, с. 96).


        Следующий пример из царства Фуги (Фуцзянь) на юге Китая: «Всяких харчей здесь обилие и всякой дичины, звериной и птичьей, много. Много и больших хищных львов. (...) Едят тут всякое мясо, не гнушаются и человеческим, коли человек не своею смертию помер, а железом убит; такое мясо почитается отличным. А когда идут на войну, принаряжаются вот как: волосы сбреют, а лицо окрашивают лазурью в цвет клинка меча; вся рать, кроме начальника, пешая; есть у них мечи и копья; это самые жестокие в свете люди. Что ни день, убивают они людей, и кровь пьют, и мясо съедают» (Марко Поло, с. 165).


         Обитатели островов Южный морей поедают своих врагов церемониально: «Хочу, чтобы вы знали: когда идолопоклонники на этих островах полонят врага, а он деньгами выкупиться не может, сзывают они своих родных и друзей. «Приходите, — говорят им, — к нам в дом обедать». Убивают они тут пленного и вместе с родными сжигают его. Варят они его и, знайте, человеческое мясо почитают за самую лучшую еду» (Марко Поло, с. 173). Культурно-психологический контекст этих обычаев уже рассмотрен в § 1.2.11. Не доверять сведениям Марко Поло оснований нет. Он фиксирует проявления универсального обычая. Это та реальность, существование которой следует признать.


          Марко Поло, сообщая об обычаях жителей острова Суматра, даже выяснил мотивацию антиповедения: «Даграиан особенное царство, и язык тут свой особливый; оно на том же острове, и есть там свой царь. Народ здесь очень дикий; почитает себя подвластным великому хану. Здешние люди идолопоклонники, и вот какой дурной обычай у них: когда кто,

233
мужчина или женщина, заболеет, родные зовут магов и просят узнать, выздоровеет ли больной; маги колдовством да через своих идолов узнают, выздоровеет ли он, или умрет; и вот тогда родные призывают людей, чтобы взяли они умирающего, положили ему что-нибудь на рот, и задохся бы он оттого; а как помрет он, родные его жарят; сойдутся все и съедают его всего, даже мозг в костях, чтобы ничего не оставалось. Если что-нибудь останется, говорят они, так черви заведутся и пропадут оттого, что жрать им нечего, а на душе покойника грех будет и вред ей; поэтому-то и съедают они покойника. А как поедят, соберут кости, сложат их в ящичек и несут в горы, в пещеры, в такое место, где ни зверь, ни какой злодей их не тронет, там и повесят (...). Обычаи и нравы тут очень скверные» (Марко Поло, с. 179).


           Есть несколько параллелей к этому сюжету.
 

          Известия, к которым мы сейчас обратимся, принадлежат двум авторам XIII в., миссионеру-францисканцу Вильгельму де Рубруку и армянскому историку Киракосу. Первый беседовал с очевидцами, второй использовал какие-то официальные документы, но ни тот, ни другой не бывали в земле Нангяс в Южном Китае. Оба они сообщают об интересующем нас обычае.


         Брат Вильгельм по пути в Монголию в 1253—1254 гг. слышал о неких жителях Тибета, пожиравших умерших родителей: «За ними [тангу-тами] есть тибетцы, которые имеют обычай поедать своих умерших родителей, потому что благоговение перед ними не позволяет захоранивать их нигде, кроме как в своих внутренностях. Однако такое поведение они оставили, ибо сие было неприемлемо другими народами. Однако они все еще делают красивые чаши из голов родителей своих и в память о них они пьют из этих чаш в моменты радости. Так мне рассказал тот, кто это видел. В земле их имеется много золота, поэтому, те, кто нуждается в золоте, копает землю до тех пор, пока не найдет его, и достигнув количества ему необходимого, остатки скрывает в земле. Ибо, если он станет откладывать золото в сокровищницу или сундук, то верит, что Бог отнимет у него все то, что остается в земле. Среди этих людей я видел очень безобразных личностей» (Itinerarium. XXVI. 3—4).


            Сведения об излишках золота, которые запрещено хранить в доме, находят подтверждение в персидской космографии (Чудеса мира. 82). Опираясь на этот случай, можно полагать, что до слуха западного путешественника доходили в первую очередь сведения, циркулировавшие в персоязычной среде. Эпизод пронизан космографическими представлениями о жизни

234
изолированных обществ: горные области Тибета; диковинный погребальный обычай; изготовление чаш из черепов; безобразный облик людей; запреты, связанные с золотом. Изготовление чаш из человеческих черепов — древняя традиция кочевников Центральной Азии183. В XIII в. этот обычай существовал, например, у найманов. Известно, что государь найманов повелел отделать серебром череп Ван- хана, хана кераитов, и клал его на свой престол ради приобретения почета и для выражения величия (Рашид-ад-дин. Т. I. Кн. 2. С. 134).


          Сведения, сообщаемые Киракосом Гандзакеци, отражают официальные имперские данные. Передаваемое Киракосом название народа — найнгам от кит. нань-цзя; *нанъ-гя 'южанин' — относится к обитателям Южного Китая и имеет слишком общий характер.


          «Величайший из царей земли, властелин вселенной Мангу-хан в 707 [1258] году армянского летоисчисления собрал неисчислимое и несметное войско и направился к далекой стране на юго-востоке, против народа найнгам, так как последние восстали против него и не платили податей, как это делали другие страны. Ибо это были люди воинственные, страна их неприступна, а сами они — идолопоклонники. Они пожирали своих стариков и старух: собиралось все племя — сыновья, внуки и внучки, и убивали своих престарелых родителей, начиная резать со рта; затем, отделив мясо и кости, варили и съедали все без остатка. Кожу, же, содрав и превратив в бурдюк, наполняли вином, которое и пили через отверстие мужского члена все, кто принадлежал к этому племени, но не представители другого племени. Только те, кто происходил от него, обладали правом есть [мясо] и пить [вино]. А черепные кости отделывали золотом и из них пили весь год. Мангу-хан пришел к ним с войной, перебил и покорил [их] могущественной рукой. А на обратном пути домой настигла его смертельная болезнь и он скончался» (Киракос Гандзакеци. 60).


           Согласно сведениям Рашид-ад-дина, события этой войны развернулись зимой 1256 г. «Менгу-каан летом дошел до области Тангут и Нан-гяс и закончил летовку в местности, которая называется Люпань Шань, а это то самое место, где Чингис-хан во время похода на Хитай, прибыв туда, заболел и скончался. Осенью [Менгу-каан] выступил в поход, направляясь на (...), что находится в пределах Нангяса, и в тех окрестностях он взял двадцать крепостей (...). Он расположился вокруг большой крепости, которую называют Дали Шанк [кит. Дяо-юй-шань], и осадил ее» (Рашид-ад-дин. Т. П. С. 146).

            Как известно, великий хан Менгу погиб во время осады крепости Дяо-юй-шань.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53457. Суд над Інтернетом. Internet: глобальне добро або зло? 142 KB
  Вчитель виконує роль судді в диспуті сторін, який незалежно і аргументовано буде приймати, або відкидати доводи, що приводяться, і стежити за тим, щоб одні і ті ж аргументи не повторювалися в різному формулюванні, і за тим, щоб дискусія була в цивілізованих рамках.
53458. Інтернет: за і проти! 119.5 KB
  Обладнання: плакат Основні правила спілкування плакат №1 із зображенням компютера плакат №2 із зображенням компютера підключеного до мережі Інтернет; запис на дошці; малюнки учнів; памятки картки зображення Золотої рибки ілюстрація мікрофон тощо. За часів сьогодення коли особливого значення набуває інформація вже ніхто не заперечує що компютер увійшов до різних сфер сучасного життя і...
53459. The Internet and Social Networking Sites 115.5 KB
  A social network is a social structure made up of individuals (organizations) called “nodes”, which are tied (connected) by one or more specific types of interdependency, such as friendship, kinship, common interest, financial exchange, dislike, sexual relationships, or relationships of beliefs, knowledge or prestige.
53460. У Інтернет–клубі 97.5 KB
  Мета: повторити і поглибити знання учнів про дієслово як частину мови, його(ЇЇ) граматичні ознаки; виробляти вміння розпізнавати дієслова серед інших частин мови; розвивати зв’язне мовлення, пам’ять, мислення; вчити учнів працювати з прикладними програмами; виховувати інформаційну культуру, любов до рідної мови.
53461. Винаходи. Досягнення науковців 33 KB
  Good morning, boys and girls! Today we’ll continue to work with the topic “Inventions and gadgets”. You have already done exercises and spoken about it with your teacher and now you’ll show your abilities. At this lesson we’ll revise all the vocabulary on the topic; we shall practice listening, reading, speaking and writing skills. Of course, we’ll make predictions using Future Indefinite and “to be going to…”.
53462. Оптимизация процедуры Heap_sort, особенности 19.42 KB
  ирамидальная сортировка (англ. Heapsort, «Сортировка кучей») — алгоритм сортировки, работающий в худшем, в среднем и в лучшем случае (то есть гарантированно) за Θ(n log n) операций при сортировке n элементов
53463. Оптимизация процедуры Shell_sort, особенности 26.29 KB
  Сортировка Шелла — алгоритм сортировки, являющийся усовершенствованным вариантом сортировки вставками. Идея метода Шелла состоит в сравнении элементов, стоящих не только рядом, но и на определённом расстоянии друг от друга.
53464. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТИ 30.23 KB
  Использование интерактивной доски один из самых перспективных и востребованных. Также с помощью различных программ учитель может создать компьютерную модель урока с которой затем можно работать с помощью интерактивной доски. Из практики обучения я могу предложить следующие формы работы с интерактивной доской PenBord: Активные презентации.
53465. Разработка конспекта обобщающего урока математики в 4 классе по теме Дроби 91.5 KB
  Познавательная деятельность учащихся через использование мультимедийных технологий. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности внимания речи мышления учащихся. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых строго отобранных соответствующим образом организованных знаний но и развивать интеллектуальные творческие способности учащихся. задействованы все каналы восприятия учащихся ...