65042

Пожиратели мертвецов

Научная статья

История и СИД

Книга Марко Поло: записки путешественника или имперская космография. 232-234 Марко Поло не равнодушен к теме поедания мертвецов. Есть у них вот какой обычай: когда кого присудят к смерти и по воле государя казнят берут они то тело варят его и едят...

Русский

2014-07-23

38.5 KB

0 чел.

А. Г. Юрченко

 

Пожиратели мертвецов

 

Юрченко А.Г. Книга Марко Поло: записки путешественника

или имперская космография. - СПб.: Евразия, 2007, с. 232-234

 


         Марко Поло не равнодушен к теме поедания мертвецов. Из его наблюдений следует, что поедают не всяких мертвецов, но лишь тех, кто погиб насильственной смертью: преступников, убитых в бою, пленных, если родственников, то удушенных специальным образом. И происходит все это не на полулегендарных островах, а в центре цивилизованного мира. Например, поедание практикуют буддийские ламы, живущие при дворе Хубилая: «Знахари эти зовутся тибетцами и кашмирцами; то два народа идолопоклонников; заговоров и дьявольского колдовства знают они больше, нежели кто-либо; все их дела — дьявольское колдовство, а народ уверяют, что творят то с Божьей помощью и по своей святости. Есть у них вот какой обычай: когда кого присудят к смерти и по воле государя казнят, берут они то тело, варят его и едят, а кто умрет своею смертью, того никогда не едят» (Марко Поло, с. 96).


        Следующий пример из царства Фуги (Фуцзянь) на юге Китая: «Всяких харчей здесь обилие и всякой дичины, звериной и птичьей, много. Много и больших хищных львов. (...) Едят тут всякое мясо, не гнушаются и человеческим, коли человек не своею смертию помер, а железом убит; такое мясо почитается отличным. А когда идут на войну, принаряжаются вот как: волосы сбреют, а лицо окрашивают лазурью в цвет клинка меча; вся рать, кроме начальника, пешая; есть у них мечи и копья; это самые жестокие в свете люди. Что ни день, убивают они людей, и кровь пьют, и мясо съедают» (Марко Поло, с. 165).


         Обитатели островов Южный морей поедают своих врагов церемониально: «Хочу, чтобы вы знали: когда идолопоклонники на этих островах полонят врага, а он деньгами выкупиться не может, сзывают они своих родных и друзей. «Приходите, — говорят им, — к нам в дом обедать». Убивают они тут пленного и вместе с родными сжигают его. Варят они его и, знайте, человеческое мясо почитают за самую лучшую еду» (Марко Поло, с. 173). Культурно-психологический контекст этих обычаев уже рассмотрен в § 1.2.11. Не доверять сведениям Марко Поло оснований нет. Он фиксирует проявления универсального обычая. Это та реальность, существование которой следует признать.


          Марко Поло, сообщая об обычаях жителей острова Суматра, даже выяснил мотивацию антиповедения: «Даграиан особенное царство, и язык тут свой особливый; оно на том же острове, и есть там свой царь. Народ здесь очень дикий; почитает себя подвластным великому хану. Здешние люди идолопоклонники, и вот какой дурной обычай у них: когда кто,

233
мужчина или женщина, заболеет, родные зовут магов и просят узнать, выздоровеет ли больной; маги колдовством да через своих идолов узнают, выздоровеет ли он, или умрет; и вот тогда родные призывают людей, чтобы взяли они умирающего, положили ему что-нибудь на рот, и задохся бы он оттого; а как помрет он, родные его жарят; сойдутся все и съедают его всего, даже мозг в костях, чтобы ничего не оставалось. Если что-нибудь останется, говорят они, так черви заведутся и пропадут оттого, что жрать им нечего, а на душе покойника грех будет и вред ей; поэтому-то и съедают они покойника. А как поедят, соберут кости, сложат их в ящичек и несут в горы, в пещеры, в такое место, где ни зверь, ни какой злодей их не тронет, там и повесят (...). Обычаи и нравы тут очень скверные» (Марко Поло, с. 179).


           Есть несколько параллелей к этому сюжету.
 

          Известия, к которым мы сейчас обратимся, принадлежат двум авторам XIII в., миссионеру-францисканцу Вильгельму де Рубруку и армянскому историку Киракосу. Первый беседовал с очевидцами, второй использовал какие-то официальные документы, но ни тот, ни другой не бывали в земле Нангяс в Южном Китае. Оба они сообщают об интересующем нас обычае.


         Брат Вильгельм по пути в Монголию в 1253—1254 гг. слышал о неких жителях Тибета, пожиравших умерших родителей: «За ними [тангу-тами] есть тибетцы, которые имеют обычай поедать своих умерших родителей, потому что благоговение перед ними не позволяет захоранивать их нигде, кроме как в своих внутренностях. Однако такое поведение они оставили, ибо сие было неприемлемо другими народами. Однако они все еще делают красивые чаши из голов родителей своих и в память о них они пьют из этих чаш в моменты радости. Так мне рассказал тот, кто это видел. В земле их имеется много золота, поэтому, те, кто нуждается в золоте, копает землю до тех пор, пока не найдет его, и достигнув количества ему необходимого, остатки скрывает в земле. Ибо, если он станет откладывать золото в сокровищницу или сундук, то верит, что Бог отнимет у него все то, что остается в земле. Среди этих людей я видел очень безобразных личностей» (Itinerarium. XXVI. 3—4).


            Сведения об излишках золота, которые запрещено хранить в доме, находят подтверждение в персидской космографии (Чудеса мира. 82). Опираясь на этот случай, можно полагать, что до слуха западного путешественника доходили в первую очередь сведения, циркулировавшие в персоязычной среде. Эпизод пронизан космографическими представлениями о жизни

234
изолированных обществ: горные области Тибета; диковинный погребальный обычай; изготовление чаш из черепов; безобразный облик людей; запреты, связанные с золотом. Изготовление чаш из человеческих черепов — древняя традиция кочевников Центральной Азии183. В XIII в. этот обычай существовал, например, у найманов. Известно, что государь найманов повелел отделать серебром череп Ван- хана, хана кераитов, и клал его на свой престол ради приобретения почета и для выражения величия (Рашид-ад-дин. Т. I. Кн. 2. С. 134).


          Сведения, сообщаемые Киракосом Гандзакеци, отражают официальные имперские данные. Передаваемое Киракосом название народа — найнгам от кит. нань-цзя; *нанъ-гя 'южанин' — относится к обитателям Южного Китая и имеет слишком общий характер.


          «Величайший из царей земли, властелин вселенной Мангу-хан в 707 [1258] году армянского летоисчисления собрал неисчислимое и несметное войско и направился к далекой стране на юго-востоке, против народа найнгам, так как последние восстали против него и не платили податей, как это делали другие страны. Ибо это были люди воинственные, страна их неприступна, а сами они — идолопоклонники. Они пожирали своих стариков и старух: собиралось все племя — сыновья, внуки и внучки, и убивали своих престарелых родителей, начиная резать со рта; затем, отделив мясо и кости, варили и съедали все без остатка. Кожу, же, содрав и превратив в бурдюк, наполняли вином, которое и пили через отверстие мужского члена все, кто принадлежал к этому племени, но не представители другого племени. Только те, кто происходил от него, обладали правом есть [мясо] и пить [вино]. А черепные кости отделывали золотом и из них пили весь год. Мангу-хан пришел к ним с войной, перебил и покорил [их] могущественной рукой. А на обратном пути домой настигла его смертельная болезнь и он скончался» (Киракос Гандзакеци. 60).


           Согласно сведениям Рашид-ад-дина, события этой войны развернулись зимой 1256 г. «Менгу-каан летом дошел до области Тангут и Нан-гяс и закончил летовку в местности, которая называется Люпань Шань, а это то самое место, где Чингис-хан во время похода на Хитай, прибыв туда, заболел и скончался. Осенью [Менгу-каан] выступил в поход, направляясь на (...), что находится в пределах Нангяса, и в тех окрестностях он взял двадцать крепостей (...). Он расположился вокруг большой крепости, которую называют Дали Шанк [кит. Дяо-юй-шань], и осадил ее» (Рашид-ад-дин. Т. П. С. 146).

            Как известно, великий хан Менгу погиб во время осады крепости Дяо-юй-шань.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9480. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (транспортные преступления) 42.5 KB
  Тема №18. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (транспортные преступления). ФЗ от 10.12.1995г. О безопасности дорожного движения» Воздушный Кодекс РФ Водный Кодекс РФ ФЗ от 10.01.2003г. О ж/д ...
9481. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства 58 KB
  Тема №19. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Объект: основы КС и безопасность государства. Ст.275: государственная измена. Объект: внешняя безопасность РФ, т.е. состояние защищенности государства от внешних...
9482. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в ОМС 57.5 KB
  Тема: преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в ОМС. уголовно-правовая характеристика преступлений понятие и признаки должностного лица юридический анализ отдельных составов преступлени...
9483. Снотворные средства. Анальгетики 27.93 KB
  Снотворные средства (продолжение) Бромизовал (Бромурал) Седативное действие Легкое снотворное Детям - при хорее, коклюше Входит в состав Паглюферала Т.к. в составе бром, может оказывать раздражающее действие на слизистые ...
9484. Наркотические анальгетики 28.96 KB
  Наркотические анальгетики Продолжение Обзор препаратов в сравнении с Морфином. Кодеин (Метилморфин) Внутрь: БД 50% (биодоступность) - хорошая, у морфина всего 24%. Анальгезирующее действие, по сравнении. С морфином, меньше в 6-10 раз. А противо...
9485. Ненаркотические анальгетики. Психотропные средства 29.31 KB
  Ненаркотические анальгетики Производное анальгина - парацетамол - считается самым безопасным анальгетиком Нет противовоспалительного действия, т.к. ингибирует ЦОГ-3 в ЦНС, в периферических тканях синтез простогландинов не нарушается....
9486. Транквилизаторы. Психостимуляторы и антидепрессанты 28.76 KB
  Транквилизаторы Механизм действия: Анатомический субстрат - лимбическая система, гипоталамус, РФ ствола мозга, таламические ядра ГАМК-ергическое торможение - бензодизепиновые рецепторы рецепторы ГАМК ГАМК - реали...
9487. Антидепрессанты. Антигистаминные средства 43.56 KB
  Антидепрессанты Ниаламид - ингибитор МАО Производное гидразида изоникотиновой кислоты – ГИНК Устраняет боль при стенокардии, НТН (невралгия тройничного нерва) Эффект - через 7-14 дней психостимулирующее дейст...
9488. Бронхолитики. Отхаркивающие средства 30.26 KB
  Бронхолитики СБО (синдром бронхиальной обструкции): Аллергические заболевания (астматический бронхит, БА) ХОБЛ Инфекционно-воспалительные заболевания (бронхит, пневмония, ОРВИ) Пороки развития бронхолегочной системы ...