65046

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ АШТАРХАНИДОВ (ТУКАЙ-ТИМУРИДОВ) В ПОВОЛЖЬЕ И СРЕДНЕЙ АЗИИ (XV-XVIII вв.)

Научная статья

История и СИД

В настоящее время история государства Аштарханидов в Средней Азии практически полностью установлена. Скорейшее изучение этих малоисследованных материалов видится нам основной задачей для историков и источниковедов которых привлекает позднее средневековье в Средней Азии.

Русский

2014-07-23

30.5 KB

3 чел.

А. К. Алексеев
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ АШТАРХАНИДОВ
(ТУКАЙ-ТИМУРИДОВ) В ПОВОЛЖЬЕ И СРЕДНЕЙ АЗИИ
(XV-XVIII вв.)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ с. 542

В настоящее время история государства Аштарханидов в Средней Азии практически полностью установлена. Тем не менее остается ряд весьма существенных вопросов, которые еще только предстоит выяснить. В каком-то смысле история династии Аштарханидов (1599-1785) довольно проста для исследователя, если можно так выразиться, в силу наличия большого числа нарративных источников как на среднеазиатских (персидский, чагатайский), так и на европейских языках. Другое дело, что объем этих памятников весьма значителен и часть их фактического материала еще не введена в научный оборот. Скорейшее изучение этих малоисследованных материалов видится нам основной задачей для историков и источниковедов, которых привлекает позднее средневековье в Средней Азии.

Благодаря более глубокой и основательной проработке накопленных к настоящему времени материалов источниковедческого, исторического, этнографического и археологического характера можно будет снять с повестки дня несколько довольно существенных проблем по истории данного периода, семь из которых нам представляются принципиальными. Перечислим их.

1. Характер правления и взаимоотношения потомков Тукай-Тимур-хана, обосновавшихся в Астрахани с сер. XV в.

2. Установление роли и значения северокавказских владений в уделе Тукай-Тимура и отношений астраханских ханов и княжеств Северного Кавказа.

3. Необходимо также прояснить положение, которое занимали в Астрахани Йар-Мухаммад б. Мангишлак и Джани-хан - основатели Аштарханидской (Джанидской) державы в Средней Азии - непосредственно накануне их бегства из Поволжского улуса.

4. До настоящего времени у отечественных и зарубежных ориенталистов нет единого мнения относительно того, кто являлся первым аштарханидским ханом. Выяснение этого вопроса может оказать влияние на определение хронологических рамок правления данной династии.

5. Аштарханидам удалось довольно легко закрепиться в Средней Азии и в результате династического кризиса, поразившего династию Шибанидов (1500-1598) захватить верховную власть. Однако переход власти от одной ветви чингизидского дома к другой был отнюдь не мирным и сопровождался довольно серьезным конфликтом. С гибелью Абд ал-Мумина б. Абдуллах-хана в 1598 г. род Шибана не прекратил своего существования, а его представители пытались вернуть себе свои земли и привилегии. В настоящее время история последних Шибанидов представляется довольно смутной и запутанной.

6. До последнего времени история Аштарханидов не рассматривалась в рамках истории Джучидов, т. е. не обращалось внимание на то, что, начиная с начала XVI в. мы можем рассматривать историю Средней Азии в контексте истории потомков Джучи, покинувших разгромленную Золотую Орду и, по сути, просто перешедших на другие территории.

7. Остается открытым вопрос о месте Аштарханидской державы в системе международных отношений в Центральной Азии в XVII - нач. XVIII вв., хотя данный сюжет был бы весьма интересен для изучения моделей взаимодействия кочевых и оседлых обществ позднесредневековой Центральной Азии.

Исследования, проводимые по вышеуказанным направлениям, на наш взгляд, могут быть весьма продуктивны и информативны, а также расширить, представления по данному периоду, что способствовало бы лучшему осознанию исторической картины мира центрально-азиатских оседлых и кочевых культур в целом.

Алексеев Антон Кириллович - аспирант кафедры Центральной Азии и Кавказа восточного факультета СПбГУ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52179. Похідна 280 KB
  Мета: узагальнення та систематизація знань учнів з теми формування вмінь та навичок знаходження похідної рівняння дотичної застосування геометричного та фізичного змісту похідної; виховання прагнення застосовувати здобуті знання уміння вирішувати поставлені проблеми; розвиток творчих здібностей уваги та памяті. Розвязування вправ і задачГрупова робота. Їм потрібно продемонструвати вміння використовувати теоретичний матеріал про похідну під час розвязування вправ. На дошці записана умова завдання щоб під час обдумування та...
52180. Завершення формування індустріального суспільства у провідних країнах світу 86.5 KB
  Організаційний момент Учитель пропонує учням обєднатися в групи пари для подальшої. Учитель наголошує про наявність завдань випереджувального характеру. Учитель..
52181. Виды методического анализа и самоанализа уроков 1.02 MB
  Теоретические основы анализа урока. Основные требования к современному уроку 5 Основные учебные умения которые должны формироваться на уроке 9 Технология педагогического анализа Поэлементный подход Системный подход Личностноориентированный подход Здоровьесберегающий подход 10 Требования к организации анализа урока 13 Особенности анализа урока в условиях введения ФГОС нового поколения 14 Часть2. Варианты схем анализа 18 Полный анализ урока 18 Поэтапный и структурный анализ урока 22 Аспектный анализ урока...
52185. Где твое место, уран 24 KB
  Уран находится в почти таком же затруднительном положении. Но Разве Mendeleyev не определил его положение раз и навсегда В течение многих десятилетий никто не сомневался в том что уран находится в шестой группе Периодической таблицы в качестве самого тяжелого члена семьи включая также хром молибден и вольфрам и его положение казались довольно безошибочными. Но времена изменились и уран больше не был последним в серии элементов.
52187. REGULATION AND CONTROL OF FINANCIAL INSTITUTIONS 77.5 KB
  The Fed controls the money supply and prevents the economy from crisis. Its most powerful tool in controlling the money supply is the reserve requirement. It is the percentage of all deposits that a bank must keep on hand at the bank or on deposit with the Fed. If the Fed requires banks to keep 20 percent of all funds on deposit, then they can loan out the other 80 percent to individuals and companies.