65046

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ АШТАРХАНИДОВ (ТУКАЙ-ТИМУРИДОВ) В ПОВОЛЖЬЕ И СРЕДНЕЙ АЗИИ (XV-XVIII вв.)

Научная статья

История и СИД

В настоящее время история государства Аштарханидов в Средней Азии практически полностью установлена. Скорейшее изучение этих малоисследованных материалов видится нам основной задачей для историков и источниковедов которых привлекает позднее средневековье в Средней Азии.

Русский

2014-07-23

30.5 KB

3 чел.

А. К. Алексеев
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ АШТАРХАНИДОВ
(ТУКАЙ-ТИМУРИДОВ) В ПОВОЛЖЬЕ И СРЕДНЕЙ АЗИИ
(XV-XVIII вв.)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ с. 542

В настоящее время история государства Аштарханидов в Средней Азии практически полностью установлена. Тем не менее остается ряд весьма существенных вопросов, которые еще только предстоит выяснить. В каком-то смысле история династии Аштарханидов (1599-1785) довольно проста для исследователя, если можно так выразиться, в силу наличия большого числа нарративных источников как на среднеазиатских (персидский, чагатайский), так и на европейских языках. Другое дело, что объем этих памятников весьма значителен и часть их фактического материала еще не введена в научный оборот. Скорейшее изучение этих малоисследованных материалов видится нам основной задачей для историков и источниковедов, которых привлекает позднее средневековье в Средней Азии.

Благодаря более глубокой и основательной проработке накопленных к настоящему времени материалов источниковедческого, исторического, этнографического и археологического характера можно будет снять с повестки дня несколько довольно существенных проблем по истории данного периода, семь из которых нам представляются принципиальными. Перечислим их.

1. Характер правления и взаимоотношения потомков Тукай-Тимур-хана, обосновавшихся в Астрахани с сер. XV в.

2. Установление роли и значения северокавказских владений в уделе Тукай-Тимура и отношений астраханских ханов и княжеств Северного Кавказа.

3. Необходимо также прояснить положение, которое занимали в Астрахани Йар-Мухаммад б. Мангишлак и Джани-хан - основатели Аштарханидской (Джанидской) державы в Средней Азии - непосредственно накануне их бегства из Поволжского улуса.

4. До настоящего времени у отечественных и зарубежных ориенталистов нет единого мнения относительно того, кто являлся первым аштарханидским ханом. Выяснение этого вопроса может оказать влияние на определение хронологических рамок правления данной династии.

5. Аштарханидам удалось довольно легко закрепиться в Средней Азии и в результате династического кризиса, поразившего династию Шибанидов (1500-1598) захватить верховную власть. Однако переход власти от одной ветви чингизидского дома к другой был отнюдь не мирным и сопровождался довольно серьезным конфликтом. С гибелью Абд ал-Мумина б. Абдуллах-хана в 1598 г. род Шибана не прекратил своего существования, а его представители пытались вернуть себе свои земли и привилегии. В настоящее время история последних Шибанидов представляется довольно смутной и запутанной.

6. До последнего времени история Аштарханидов не рассматривалась в рамках истории Джучидов, т. е. не обращалось внимание на то, что, начиная с начала XVI в. мы можем рассматривать историю Средней Азии в контексте истории потомков Джучи, покинувших разгромленную Золотую Орду и, по сути, просто перешедших на другие территории.

7. Остается открытым вопрос о месте Аштарханидской державы в системе международных отношений в Центральной Азии в XVII - нач. XVIII вв., хотя данный сюжет был бы весьма интересен для изучения моделей взаимодействия кочевых и оседлых обществ позднесредневековой Центральной Азии.

Исследования, проводимые по вышеуказанным направлениям, на наш взгляд, могут быть весьма продуктивны и информативны, а также расширить, представления по данному периоду, что способствовало бы лучшему осознанию исторической картины мира центрально-азиатских оседлых и кочевых культур в целом.

Алексеев Антон Кириллович - аспирант кафедры Центральной Азии и Кавказа восточного факультета СПбГУ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8063. Классно-урочная система обучения и её признаки 24 KB
  Классно-урочная система обучения и её признаки Классно-урочная система обучения, возникшая еще в XVII веке, образовалась и развивалась благодаря деятельности великих деятелей педагогической науки И. Лойолы, И. Штурма, Я. А. Коменского. Классно-урочн...
8064. Понятие урок. Типология и структура урока 25.14 KB
  Понятие урок. Типология и структура урока Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. На каждом уроке решается триединая цель: обучить, воспитать, развить. Урок явл...
8065. Контроль и оценка знаний учащихся 25.97 KB
  Контроль и оценка знаний учащихся. Одним из важнейших звеньев процесса обучения является контроль усвоения знаний. Он показывает, насколько полно и глубоко усвоены знания как на уроке, так и в системе уроков, а также вносит коррективы в организацию ...
8066. Подготовка учителя к уроку. Анализ и самооценка урока 21.66 KB
  Подготовка учителя к уроку. Анализ и самооценка урока. Подготовку учителя к уроку можно разделить на два больших этапа. Планирование урока. Составляется тематический план - отражение единства и взаимосвязи всех форм организации по данному пр...
8067. Дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся в социокультурной сфере 26.32 KB
  Дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся в социокультурной сфере. Едва ли не с самых давних времен, говоря об образовании, стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения разнопрофильно, на разну...
8068. Характеристика воспитания как педагогического явления 24.6 KB
  Характеристика воспитания как педагогического явления В общем педагогическом процессе развивается и процесс воспитания. Традиционно он рассматривается отдельно, потому что имеет свои особенности и его нельзя свести ни к процессу обучения, ни к проце...
8069. Цель воспитания и задача воспитания. Реализация целей воспитания в деятельности работника в сфере культуры 25.24 KB
  Цель воспитания и задача воспитания. Реализация целей воспитания в деятельности работника в сфере культуры Одной из фундаментальных проблем в педагогической науке является проблема целеполагания. Существуют разные подходы к определению цели воспитан...
8070. Понятие и характеристика общих закономерностей воспитательного процесса 27.11 KB
  Понятие и характеристика общих закономерностей воспитательного процесса Эффективность воспитания зависит от следующих факторов: От сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на ребенка осуществляется через его отношение к окружающему, в...
8071. Понятие принцип воспитания. Характеристика основных принципов воспитания 31.02 KB
  Понятие принцип воспитания. Характеристика основных принципов воспитания Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитате...