65046

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ АШТАРХАНИДОВ (ТУКАЙ-ТИМУРИДОВ) В ПОВОЛЖЬЕ И СРЕДНЕЙ АЗИИ (XV-XVIII вв.)

Научная статья

История и СИД

В настоящее время история государства Аштарханидов в Средней Азии практически полностью установлена. Скорейшее изучение этих малоисследованных материалов видится нам основной задачей для историков и источниковедов которых привлекает позднее средневековье в Средней Азии.

Русский

2014-07-23

30.5 KB

3 чел.

А. К. Алексеев
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ АШТАРХАНИДОВ
(ТУКАЙ-ТИМУРИДОВ) В ПОВОЛЖЬЕ И СРЕДНЕЙ АЗИИ
(XV-XVIII вв.)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ с. 542

В настоящее время история государства Аштарханидов в Средней Азии практически полностью установлена. Тем не менее остается ряд весьма существенных вопросов, которые еще только предстоит выяснить. В каком-то смысле история династии Аштарханидов (1599-1785) довольно проста для исследователя, если можно так выразиться, в силу наличия большого числа нарративных источников как на среднеазиатских (персидский, чагатайский), так и на европейских языках. Другое дело, что объем этих памятников весьма значителен и часть их фактического материала еще не введена в научный оборот. Скорейшее изучение этих малоисследованных материалов видится нам основной задачей для историков и источниковедов, которых привлекает позднее средневековье в Средней Азии.

Благодаря более глубокой и основательной проработке накопленных к настоящему времени материалов источниковедческого, исторического, этнографического и археологического характера можно будет снять с повестки дня несколько довольно существенных проблем по истории данного периода, семь из которых нам представляются принципиальными. Перечислим их.

1. Характер правления и взаимоотношения потомков Тукай-Тимур-хана, обосновавшихся в Астрахани с сер. XV в.

2. Установление роли и значения северокавказских владений в уделе Тукай-Тимура и отношений астраханских ханов и княжеств Северного Кавказа.

3. Необходимо также прояснить положение, которое занимали в Астрахани Йар-Мухаммад б. Мангишлак и Джани-хан - основатели Аштарханидской (Джанидской) державы в Средней Азии - непосредственно накануне их бегства из Поволжского улуса.

4. До настоящего времени у отечественных и зарубежных ориенталистов нет единого мнения относительно того, кто являлся первым аштарханидским ханом. Выяснение этого вопроса может оказать влияние на определение хронологических рамок правления данной династии.

5. Аштарханидам удалось довольно легко закрепиться в Средней Азии и в результате династического кризиса, поразившего династию Шибанидов (1500-1598) захватить верховную власть. Однако переход власти от одной ветви чингизидского дома к другой был отнюдь не мирным и сопровождался довольно серьезным конфликтом. С гибелью Абд ал-Мумина б. Абдуллах-хана в 1598 г. род Шибана не прекратил своего существования, а его представители пытались вернуть себе свои земли и привилегии. В настоящее время история последних Шибанидов представляется довольно смутной и запутанной.

6. До последнего времени история Аштарханидов не рассматривалась в рамках истории Джучидов, т. е. не обращалось внимание на то, что, начиная с начала XVI в. мы можем рассматривать историю Средней Азии в контексте истории потомков Джучи, покинувших разгромленную Золотую Орду и, по сути, просто перешедших на другие территории.

7. Остается открытым вопрос о месте Аштарханидской державы в системе международных отношений в Центральной Азии в XVII - нач. XVIII вв., хотя данный сюжет был бы весьма интересен для изучения моделей взаимодействия кочевых и оседлых обществ позднесредневековой Центральной Азии.

Исследования, проводимые по вышеуказанным направлениям, на наш взгляд, могут быть весьма продуктивны и информативны, а также расширить, представления по данному периоду, что способствовало бы лучшему осознанию исторической картины мира центрально-азиатских оседлых и кочевых культур в целом.

Алексеев Антон Кириллович - аспирант кафедры Центральной Азии и Кавказа восточного факультета СПбГУ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20667. Учение о субстанции в философии Бенедикта Спинозы и Готфильда Лейбница 51 KB
  Таким образом для Спинозы субстанция является causa sui причиной самой себя. Движение по мнению Спинозы относится лишь к миру модусов и не является атрибутом субстанции по той причине что для его осуществления необходима внешняя причина воздействие связи которая может существовать только в природе порождаемой. По его мнению абсолютно свободен лишь Бог так как является вселенским порядком и субстанцией вбирает в себя и определяет все природные причинноследственные связи необходимость. И так как в мире вещей господствует...
20668. Английский материализм и эмпиризм 17-18 века 64.5 KB
  Согласно Гоббсу каждый из нас стремиться рассуждать о какихнибудь вещах поэтому желание философствовать это врождённое состояние человека свойственное ему от природы. Гоббс таким образом показывает прямую зависимость мышления человека от материального мира и его эмпирического восприятия. Философия природы занимается естественными телами в том числе и изучением тела человека. Данный тип философии направлена на трактовку умственных и нравственных способностей человека этика и определение обязанностей гражданина политика.
20669. Философия французского просвещения. Характерные черты эпохи Просвещения 58 KB
  Главным положением данной эпохи становится указание на первостепенное значение разума рассудка для деятельности человека что например было запечатлено в таких высказываниях как Имей мужество пользоваться своим умом или Дерзай быть мудрым Sapere ande. Вера в человеческий разум выразилась в убеждении о решающей роли естественнонаучных знаний; в стремлении освободиться от предрассудков слепой религиозности невежества неопределённых метафизических догм неподдающихся научной проверке; в пересмотре интеллектуальных ценностей...
20670. Критическая философия Иммануила Канта. Философская система Г.В.Ф. Гегеля 58 KB
  Основы метафизики которая понимается Кантом как наука о принципах чистого разума. Само чувственное познание интуитивно поскольку непосредственно общается с объектом без посредничества разума рассудка. после двенадцати лет философских исследований работы Критика чистого разума. Наиболее значимыми произведениями этого этапа становятся также Критика практического разума и Критика способности суждения.
20671. Философская антропология Л. Фейербаха 40.5 KB
  Согласно его рассуждениям следует отвергнуть гегелевский абсолютный идеализм так как он упразднил конкретного действительного человека. В основу критики идеалистического понимания проблемы отношения Бога и человека Фейербах ставит тезис о том что теология – это антропология. Поэтому неприемлем так же и теизм по той причине что не Бог творит человека а человек создает идею Бога. Её истинность кроется в том что она является только формой запечатления отношения человека к собственной сущности.
20672. Философский пессимизм Артура Шопенгауэра 46 KB
  Основные работы: Мир как воля и представление 1818 г. Прежде всего Шопенгауэр считал неприемлемой и губительной для философии гегелевскую систему миропонимания и в работе Мир как воля и представление в основу своих размышлений он поставил положения учения Иммануила Канта. В произведении Мир как воля и представление Шопенгауэр отталкивается от кантовских рассуждений о вещах в себе и мире феноменов поэтому краеугольной идеей данного произведения становится утверждение – мир есть мое представление. Говоря о мире как воле...
20673. Экзистенциональная философия С. Кьеркегора 47 KB
  Кьеркегора. Сёрен Кьеркегор 18131855 датский философ его творчество относят к первым этапам зарождения западного экзистенциализма. он закончил теологический факультет Копенгагенского университета Кьеркегор в первую очередь стремится в своей философии исследовать вопросы о Боге религии вере отношении личности и Бога единичного бытия человека к Всевышнему. В 40х годах 19го столетия Кьеркегор прослушал лекции Шеллинга от которого перенял неприязнь к философской системе Гегеля.
20674. Философские идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса 63 KB
  Карл Маркс 1818 –1883 и Фридрих Энгельс 1820–1895 немецкие философы родоначальники диалектического и исторического материализма. Например Марксу принадлежат: Критика гегелевской философии права 1843. Капитал 1867 1885 1894 Энгельс редактировал второй и третий тома Капитала после смерти Маркса.
20675. Философия Фридриха Ницше 41.5 KB
  Фридрих Ницше 18441900г. Принято творчество Ницше подразделять на ряд этапов. На втором этапе Ницше старался разрабатывать уже собственные оригинальные идеи.