65046

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ АШТАРХАНИДОВ (ТУКАЙ-ТИМУРИДОВ) В ПОВОЛЖЬЕ И СРЕДНЕЙ АЗИИ (XV-XVIII вв.)

Научная статья

История и СИД

В настоящее время история государства Аштарханидов в Средней Азии практически полностью установлена. Скорейшее изучение этих малоисследованных материалов видится нам основной задачей для историков и источниковедов которых привлекает позднее средневековье в Средней Азии.

Русский

2014-07-23

30.5 KB

3 чел.

А. К. Алексеев
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ АШТАРХАНИДОВ
(ТУКАЙ-ТИМУРИДОВ) В ПОВОЛЖЬЕ И СРЕДНЕЙ АЗИИ
(XV-XVIII вв.)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ с. 542

В настоящее время история государства Аштарханидов в Средней Азии практически полностью установлена. Тем не менее остается ряд весьма существенных вопросов, которые еще только предстоит выяснить. В каком-то смысле история династии Аштарханидов (1599-1785) довольно проста для исследователя, если можно так выразиться, в силу наличия большого числа нарративных источников как на среднеазиатских (персидский, чагатайский), так и на европейских языках. Другое дело, что объем этих памятников весьма значителен и часть их фактического материала еще не введена в научный оборот. Скорейшее изучение этих малоисследованных материалов видится нам основной задачей для историков и источниковедов, которых привлекает позднее средневековье в Средней Азии.

Благодаря более глубокой и основательной проработке накопленных к настоящему времени материалов источниковедческого, исторического, этнографического и археологического характера можно будет снять с повестки дня несколько довольно существенных проблем по истории данного периода, семь из которых нам представляются принципиальными. Перечислим их.

1. Характер правления и взаимоотношения потомков Тукай-Тимур-хана, обосновавшихся в Астрахани с сер. XV в.

2. Установление роли и значения северокавказских владений в уделе Тукай-Тимура и отношений астраханских ханов и княжеств Северного Кавказа.

3. Необходимо также прояснить положение, которое занимали в Астрахани Йар-Мухаммад б. Мангишлак и Джани-хан - основатели Аштарханидской (Джанидской) державы в Средней Азии - непосредственно накануне их бегства из Поволжского улуса.

4. До настоящего времени у отечественных и зарубежных ориенталистов нет единого мнения относительно того, кто являлся первым аштарханидским ханом. Выяснение этого вопроса может оказать влияние на определение хронологических рамок правления данной династии.

5. Аштарханидам удалось довольно легко закрепиться в Средней Азии и в результате династического кризиса, поразившего династию Шибанидов (1500-1598) захватить верховную власть. Однако переход власти от одной ветви чингизидского дома к другой был отнюдь не мирным и сопровождался довольно серьезным конфликтом. С гибелью Абд ал-Мумина б. Абдуллах-хана в 1598 г. род Шибана не прекратил своего существования, а его представители пытались вернуть себе свои земли и привилегии. В настоящее время история последних Шибанидов представляется довольно смутной и запутанной.

6. До последнего времени история Аштарханидов не рассматривалась в рамках истории Джучидов, т. е. не обращалось внимание на то, что, начиная с начала XVI в. мы можем рассматривать историю Средней Азии в контексте истории потомков Джучи, покинувших разгромленную Золотую Орду и, по сути, просто перешедших на другие территории.

7. Остается открытым вопрос о месте Аштарханидской державы в системе международных отношений в Центральной Азии в XVII - нач. XVIII вв., хотя данный сюжет был бы весьма интересен для изучения моделей взаимодействия кочевых и оседлых обществ позднесредневековой Центральной Азии.

Исследования, проводимые по вышеуказанным направлениям, на наш взгляд, могут быть весьма продуктивны и информативны, а также расширить, представления по данному периоду, что способствовало бы лучшему осознанию исторической картины мира центрально-азиатских оседлых и кочевых культур в целом.

Алексеев Антон Кириллович - аспирант кафедры Центральной Азии и Кавказа восточного факультета СПбГУ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75007. Мово моя материнська, Сценарій свята 52 KB
  Чудова наша мова міцне моє коріння А як же я без нього могла б на світі жить Тоді б мене чекало духовне зубожіння Бо мову і Вітчизну не можна розділить Пісня О мово моя муз. Мов соловї наша мова співуча. Вірте не вірте Твердо я знаю: Мова це вірність рідному краю...
75008. Хімічна мозаїка, Сценарій з хімії 61 KB
  Ведуча: Вогонь у темряву ночей Приніс на землю Прометей. Ведуча доторкаючись до вогню: Я стверджую категорично: Реакція екзотермічна дує на палець. Ведуча звертається до кухаря: За сіль ви не забули друже Її відсутність не байдужа...
75009. Музыкальный тайник, внеклассное мероприятие для 7 класса 199 KB
  Мотивация интереса к непопулярным» музыкальным жанрам; пробуждение у учащихся заинтересованность в изучении предмета; активизация мыслительной и речевой деятельности; развитие музыкальной эрудиции, логического мышления; воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов в приобретении основы музыкально – исторических знаний, лидерских и коммуникативных качеств личности.
75010. Мусор – глобальная проблема человечества. Урок для устойчивого развития по программе «Моя счастливая планета» в 3-А классе 59 KB
  Цель урока: познакомить учащихся с терминами экология экологическая безопасность формировать представления об источниках и способах утилизации бытового мусора научить выполнять правила личной экологической безопасности познакомить с экологическими проблемами современности и путями их решения формировать ответственное отношение к использованию природных ресурсов земли.
75011. Відкриття музею історії козацтва, виховний захід 193.08 KB
  Карабинівці понад двісті років. Визнала вона і знущання панів Карабінова та Мизгова, і лихоліття громадянської війни, і голодомор, і трагічні події Великої Вітчизняної війни та вистояла. Сьогодні Карабинівка - одне з найкращих сіл Павлоградщини...
75012. Веснянки, виховний захід 60 KB
  Янушкевич веснянка А вже весна з опери Зима і весна М.Лисенка Хор А вже весна з опери Зима і весна. Діалог Діти а якою ви собі уявляєте весну Та яка ж весна без квітів Які ви знаєте весняні квіти Але першою розпускається гілочка верби а її розквітлі бруньки як називаються Котики Чи бачили ви їх які вони...
75013. Интонация – основа музыки, План-конспект урока музыки в 3 классе 332.5 KB
  Цели: Обучающая: формировать предметные компетентности: вокально-хоровую умение петь вокально правильно на дыхании музыкально-ритмическую умение выдерживать ритм и темп в движении под музыку исполнительскую умение выразительно и правильно передавать музыкальный образ...
75014. Интонационное и исполнительское развитие музыки 152.5 KB
  Тема урока: Интонационное и исполнительское развитие музыки Игра в слова. Разные ребята Цели урока: Обучающие: дать понятие о развитии интонации с помощью каких средств выразительности она развивается введение понятий лад мажор минор работать над чистотой интонирования...
75015. Українські народні думи, Відкритий урок у 4-му класі 118.5 KB
  Українські народні думи. Сьогодні на уроці прозвучать особливі своєрідні вокальні фольклорні твори думи. Боротьба українського народу за свободу і незалежність зумовила виникнення дуже відомого нині жанру народної творчості думи.