65060

ЧИНГИСХАНОВЫ НОЙОНЫ БАДАЙ И КИШЛЫК И НОГАЙСКИЕ ЭТНОНИМЫ БАДАЙ И КИШЛЫК

Научная статья

История и СИД

Бадай с Кишлыхом в роды родов их пользуются свободным дарханством повелевая своим подданным носить свой сайдак и провозглашать чару на пирах. Рашидаддин писал так: Бадай и Кишлык из этого племени. Эти Бадай и Кишлык были главами конюших Экэ Чэрэна который был старшим эмиром Онхана...

Русский

2014-07-25

41.5 KB

1 чел.

ПОЛОВЕЦКАЯ ЛУНА. - 1993. - № 1-2 (5-6). - С. 97-100.

ИЗВЕСТИЯ КРЫМСКОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ. – СИМФЕРОПОЛЬ. – 1994. - № 6. –С. 74-76..

Валерий Бушаков

Аскания-Нова

ЧИНГИСХАНОВЫ НОЙОНЫ БАДАЙ И КИШЛЫК

И НОГАЙСКИЕ ЭТНОНИМЫ БАДАЙ И КИШЛЫК

Обратиться к настоящей теме меня побудила книга Г.А. Гейбуллаева “К этногенезу азербайджанцев: Историко-этнографическое исследование” (1), в которой на основании ономастического материала автор пытается доказать тюркоязычность древнего населения Кавказской Албании и Атропатены: албанов, каспиев, мидийцев, а также киммерийцев, скифов, саков, сарматов, хотя наука уже неопровержимо установила, что албаны и, возможно, каспии говорили на кавказских языках, а скифы, саки, сарматы и, возможно, киммерийцына иранских языках. Г.А. Гейбуллаев в своей книге игнорирует предостережение И.М. Дьяконова не устанавливать этнические связи на основе только сходства этнонимов. На это предостережение обращал внимание В.А. Никонов в обзоре “Состояние и задачи ономастических исследований Кавказа” (10. С. 110), в котором в отношении статей Г.А. Гейбуллаева и др. исследователей он отметил, что “работы, извлекающие этнонимы из топонимов, путь не лучший, нелегкий и ненадежный, но при скудости иных источников неизбежный” (С. 111).

Критика недостоверных и опровержение ошибочных сопоставлений этнонимов и топонимов, а также разбор этимологии этнонимов и топонимов, предложенных Г.А.Гейбуллаевым, потребуют не меньших трудов, чем затратил он сам на написание этой сложной, полной противоречий, но интересной книги.

Остановлюсь на сопоставлении этнонима каспиев, обитавших в древности в юго-западном Прикаспии, с этнонимом качинцев (каскашкач), которые вошли в язык хакасского народа, а также с именем узбекского племени кышлик, о котором писала Б.X. Кармышева (6). Этноним кышлык Г.А. Гейбуллаев полагает возможным “считать фонетически производным от *кашлык (астериск мой.В. Б.) от каш и суффикса принадлежностилык (1. С. 191-192). Он пишет о мифическом тюркском народе кас, который якобы обитал на Алтае и в Восточном Туркестане, откуда пришел в Переднюю Азию, где стал называться каспиями (1. С. 192-193).

Г.А. Гейбуллаев проигнорировал приведенные Б.Х. Кармышевой исторические и этнографические данные, согласно которым носители этнонима кышлык считают своим предком и эпонимом племени историческое лицо Кышлыка, который вместе с Бадаем, будучи табунщиками правителя кереитов Онг-Хана, предупредили Чингис-хана о заговоре против него их хозяина, за что благодарный Чингис-хан сделал обоих тарханами и старшими эмирами, о чем рассказывают “Сокровенное сказание” монголов и историк Рашид-ад-дин.

Вот что говорится в “Сокровенном сказании” о повелении Чингис-хана: “В награду за подвиг Бадая с Кишлыхом пусть будут у них сменной стражей, кешиктенами, Ван-хановы кереиты, вместе с золотым теремом, в котором жил Ван-хан, с винницей, утварью и прислугой при них. И пусть Бадай с Кишлыхом, в роды родов их, пользуются свободным дарханством, повелевая своим подданным носить свой сайдак и провозглашать чару на пирах. Во всяком военном деле пусть они пользуются военной добычей, какую только нашли!” И присовокупил: “Благодаря подвигу Бадая с Кишлыхом, подвигу, который спас мне жизнь, я, с помощью Вечного неба, ниспроверг кереитский народ и сел на высокий престол. Пусть наследники мои на троне вечно, из рода в род, преемственно хранят память о тех, кто совершил подобный подвиг” (7. С. 129,141).

Рашид-ад-дин писал так: “Бадай и Кишлык из этого племени. Их называют килингут-тархан. Чингиз-хан сделал их тарханами, и несмотря на то, что они из племени килингут, (слово) “тархан” стало их собственным именем. От детей их происходит много народа... Эти Бадай и Кишлык были главами конюших Экэ-Чэрэна, который был старшим эмиром Он-хана” (11. С. 171).

В “Сокровенном сказании” приведен список 95 нойонов-тысячников Чингис-хана, в котором под номерами 56 и 57 стоят имена Бадая и Кишлыка (7. С. 158).

Имена Бадая и Кишлыка сохранились в названиях ногайских родов бадай и кыслык и аулов Альшин-Бадай и Кислык Едисанской орды на Молочных водах, откуда ногайцы ушли в 1860 году в Турцию (14. С. 387, 12, 13). Род ябагы-бадай входил в состав племени буркыт объединения йетисан караногайцев на Северном Кавказе (5. С, 46).

Если этноним бадай сохранился только у ногайцев, то этноним кышлык, кроме ногайцев, представлен еще в этнонимии дештикипчакских узбеков (15. С. 31, 43; 8. С. 17; 6. С. 21) и узбеков-кураминцев (17. С. 45). Кураминский этноним отражен в названии кишлака Кишлык в Камашинском районе Кашкадарьинской области.

Упомянутый в списке нойонов-тысячников Чингис-хана Боорчи, или Богорчи-нойон, ведавший “тьмою правого корпуса, примыкающей к Алтаю” (7. С. 158, 161; 11. С. 167), мог стать эпонимом ногайского рода *баурчи, имя которого отражено в названиях селений Татар-Баурчи (теперь Баурчи) в Чадырлунгском, Баурчи в Сорокском и Баурчи-Молдовень в Кагульском районе Молдавии.

Нойон-тысячник Даир из племени конконтан (7. С. 158), о котором Рашид-ад-дин писал: “В эпоху Чингис-хана был эмир, которого он отдал Угедей-каану вместе с войском, имя его Даир, он был в Чагатае” (11. С. 168), — мог стать родоначальником крымского племени дайыр (18. С. 192, 223), имя которого отражено в названии Даир нескольких крымских деревень.

Названия многих родоплеменных подразделений тюркских народов, сформировавшихся в золотоордынскую эпоху, восходят к именам чингизидов и их военачальников.

Теперь перейдем к этнониму качинцев, самоназвание которыххаас. Основной их род назывался каш (кашка, каска, кашлар) и образовывал Качинскую землицу в Красноярском уезде. От качинцев отличались кашинцы, числившиеся в Яринской землице Красноярского уезда и бывшие самодийцами. Самодийцами по происхождению являются и тувинцы-тоджинцы, известные также как кайсоты, от хасут  хаазут (монгольская форма множественного числа на -ут названия тоджинского рода хаас). По ним получило название озеро Косогол в Монголии. Родовое имя каш, представленное, кроме качинцев и тоджинцев, также у карагасов (тофаларов), сохранявших самодийский язык еще в XVIII в., может быть связано с ненецким хасава и энецким каса “мужчина, муж” (2. С. 10-11; 9. С. 376-377, 385-386; 4. 223, 229-232, 238, 259, 260-263; 19. С. 79), сравните также хантыйское касы “человек” (16. С. 158).

Как видим, у Г.А. Гейбуллаева не было никаких оснований считать сибирский этноним кас тюркским и сближать его с этнонимом каспиев. Этноним же кышлык вообще имеет ясное отантропонимное происхождение и не имеет никакого отношения к этнониму кас.

В заключение хочу привести цитату из книги французского лингвиста Антуана Мейе, позаимствовав ее из статьи Т.А. Гуриева “Осетика-монголика”: “Языковеды, которые интересуются преимущественно этимологией собственных имен, часто становятся авантюристами от лингвистики, и лишь немногие из них соблюдают требование метода” (3. С. 63).

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гейбуллаев Г.А. К этногенезу азербайджанцев (Историко-этнографическое исследование). Баку, 1991. Т. 1.

2. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Л., 1926. Т. 3, вып. I: Антропологический и этнографический очерк этих стран.

3. Гуриев Т.А. Осетика-монголика (Монгольские Бодончар/Бадын северокавказское Баданаг/Боденег/Быдыноко) // Ономастика Востока. М., 1980.

4. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М., 1960.

5. Калмыков И.X., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.И.-М. Ногайцы: Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1988.

6. Кармышева Б.X. Следы средневековых этнонимов и антропонимов в узбекских генеалогиях (ас, кышлык, урус) // Ономастика Средней Азии. М., 1978.

7. Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. Юань-чао-би-ши. М.-Л., 1941. Т. 1.

8. Кубаков К. К истории развития узбекской семьи // Этнографическое изучение быта и культуры узбеков. Ташкент, 1972.

9. Народы Сибири, М., 1956.

10. Никонов В.А. Состояние и задачи ономастических исследований Кавказа // Вопросы языкознания. 1975. №4.

11. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. М.-Л., 1952. Т. 1, кн. 1.

12. Сергеев А. Ногайцы на Молочных водах (1790-1832): Исторический очерк // Известия Таврической ученой архивной комиссии (ИТУАК). Симферополь, 1912, № 48.

13. Сергеев А. Уход Таврических ногайцев в Турцию в 1860 году // Оттиск из № 9 ИТУАК. Симферополь, 1921.

14. Скальковский А.А. О ногайских колониях в Таврической губернии // Памятная книга. Симферополь, 1867. Вып. 1,

15. Султанов Т.И. Кочевые племена Приаралья в ХV-ХVII вв. (Вопросы этнической и социальной истории). М., 1982.

16. Тереножкин Н.И. Словарь восточно-хантыйских диалектов. Л., 1981.

17. Файзиев Т. О родоплеменном составе узбеков-кураминцев с конца Х1Х-начала XX вв. Общественные науки в Узбекистане. 1963. № 11.

18. Эвлия Челеби. Книга путешествия. М., 1961. Вып. 1: Земли Молдавии и Украины.

19. Этногенез народов Севера. М., 1980.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66652. Олигополия. Отличительные черты олигополии 129.5 KB
  Такой тип олигополии в условиях которой действуют фирмы производящие однородный продукт называется чистой олигополией. Олигополия в условиях которой фирмы выпускают дифференцированную продукцию называется дифференцированной олигополией.
66654. Гай Смит и Soil Taxonomy 232.86 KB
  Гай Смит – одна из наиболее значимых фигур в истории не только американского, но и мирового почвоведения. Его ключевая работой является классификация Soil Taxonomy. Разработка почвенной таксономии часто вызывала очень сильную критику.
66655. Управление качеством в сфере здравоохранения 82.5 KB
  В настоящее время в РФ сложилась система обеспечения качества медицинской помощи основанная на процедурах вневедомственного и внутриведомственного контроля качества медицинской помощи. Внутриведомственный контроль предусматривает применение мер административного воздействия...
66656. Процедура и методы оценки качества услуг 71.5 KB
  По физико-статистическим признакам и процедурам методы контроля и оценки качества подразделяют на пять групп: инструментальный, органолептический, модельно-расчетный, экспертный и социологический. В силу неосязаемости и несохраняемости услуг наибольшее распространение получили методы, относящиеся к последним трем группам.
66657. Методы управления качеством в процессе обслуживания 44 KB
  Метод диаграммного проектирования или структурирования сервисного процесса был предложен американским консультантом Линн Шостак. В сфере услуг потребительские выгоды и само удовлетворение требований потребителей в основном происходят в момент двухстороннего взаимодействия покупателя и продавца в процессе оказания услуги.
66658. Управление качеством туристско-экскурсионных услуг 59 KB
  Предоставлением туристских услуг занимаются организации двух видов тур-операторы и тур-агентства. Они приобретают туристские продукты места в самолетах номера в гостиницах и другие услуги формируют пакеты услуг туризма и продают их прямо или косвенно...
66659. Потребительские свойства услуг 62 KB
  Показатели назначения услуг характеризуют набор свойств услуги определяющий качество выполнения функций для которых она предназначена. Эта группа показателей делится на четыре подгруппы: показатели применения; показатели совместимости; показатели предприятия...