65060

ЧИНГИСХАНОВЫ НОЙОНЫ БАДАЙ И КИШЛЫК И НОГАЙСКИЕ ЭТНОНИМЫ БАДАЙ И КИШЛЫК

Научная статья

История и СИД

Бадай с Кишлыхом в роды родов их пользуются свободным дарханством повелевая своим подданным носить свой сайдак и провозглашать чару на пирах. Рашидаддин писал так: Бадай и Кишлык из этого племени. Эти Бадай и Кишлык были главами конюших Экэ Чэрэна который был старшим эмиром Онхана...

Русский

2014-07-25

41.5 KB

1 чел.

ПОЛОВЕЦКАЯ ЛУНА. - 1993. - № 1-2 (5-6). - С. 97-100.

ИЗВЕСТИЯ КРЫМСКОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ. – СИМФЕРОПОЛЬ. – 1994. - № 6. –С. 74-76..

Валерий Бушаков

Аскания-Нова

ЧИНГИСХАНОВЫ НОЙОНЫ БАДАЙ И КИШЛЫК

И НОГАЙСКИЕ ЭТНОНИМЫ БАДАЙ И КИШЛЫК

Обратиться к настоящей теме меня побудила книга Г.А. Гейбуллаева “К этногенезу азербайджанцев: Историко-этнографическое исследование” (1), в которой на основании ономастического материала автор пытается доказать тюркоязычность древнего населения Кавказской Албании и Атропатены: албанов, каспиев, мидийцев, а также киммерийцев, скифов, саков, сарматов, хотя наука уже неопровержимо установила, что албаны и, возможно, каспии говорили на кавказских языках, а скифы, саки, сарматы и, возможно, киммерийцына иранских языках. Г.А. Гейбуллаев в своей книге игнорирует предостережение И.М. Дьяконова не устанавливать этнические связи на основе только сходства этнонимов. На это предостережение обращал внимание В.А. Никонов в обзоре “Состояние и задачи ономастических исследований Кавказа” (10. С. 110), в котором в отношении статей Г.А. Гейбуллаева и др. исследователей он отметил, что “работы, извлекающие этнонимы из топонимов, путь не лучший, нелегкий и ненадежный, но при скудости иных источников неизбежный” (С. 111).

Критика недостоверных и опровержение ошибочных сопоставлений этнонимов и топонимов, а также разбор этимологии этнонимов и топонимов, предложенных Г.А.Гейбуллаевым, потребуют не меньших трудов, чем затратил он сам на написание этой сложной, полной противоречий, но интересной книги.

Остановлюсь на сопоставлении этнонима каспиев, обитавших в древности в юго-западном Прикаспии, с этнонимом качинцев (каскашкач), которые вошли в язык хакасского народа, а также с именем узбекского племени кышлик, о котором писала Б.X. Кармышева (6). Этноним кышлык Г.А. Гейбуллаев полагает возможным “считать фонетически производным от *кашлык (астериск мой.В. Б.) от каш и суффикса принадлежностилык (1. С. 191-192). Он пишет о мифическом тюркском народе кас, который якобы обитал на Алтае и в Восточном Туркестане, откуда пришел в Переднюю Азию, где стал называться каспиями (1. С. 192-193).

Г.А. Гейбуллаев проигнорировал приведенные Б.Х. Кармышевой исторические и этнографические данные, согласно которым носители этнонима кышлык считают своим предком и эпонимом племени историческое лицо Кышлыка, который вместе с Бадаем, будучи табунщиками правителя кереитов Онг-Хана, предупредили Чингис-хана о заговоре против него их хозяина, за что благодарный Чингис-хан сделал обоих тарханами и старшими эмирами, о чем рассказывают “Сокровенное сказание” монголов и историк Рашид-ад-дин.

Вот что говорится в “Сокровенном сказании” о повелении Чингис-хана: “В награду за подвиг Бадая с Кишлыхом пусть будут у них сменной стражей, кешиктенами, Ван-хановы кереиты, вместе с золотым теремом, в котором жил Ван-хан, с винницей, утварью и прислугой при них. И пусть Бадай с Кишлыхом, в роды родов их, пользуются свободным дарханством, повелевая своим подданным носить свой сайдак и провозглашать чару на пирах. Во всяком военном деле пусть они пользуются военной добычей, какую только нашли!” И присовокупил: “Благодаря подвигу Бадая с Кишлыхом, подвигу, который спас мне жизнь, я, с помощью Вечного неба, ниспроверг кереитский народ и сел на высокий престол. Пусть наследники мои на троне вечно, из рода в род, преемственно хранят память о тех, кто совершил подобный подвиг” (7. С. 129,141).

Рашид-ад-дин писал так: “Бадай и Кишлык из этого племени. Их называют килингут-тархан. Чингиз-хан сделал их тарханами, и несмотря на то, что они из племени килингут, (слово) “тархан” стало их собственным именем. От детей их происходит много народа... Эти Бадай и Кишлык были главами конюших Экэ-Чэрэна, который был старшим эмиром Он-хана” (11. С. 171).

В “Сокровенном сказании” приведен список 95 нойонов-тысячников Чингис-хана, в котором под номерами 56 и 57 стоят имена Бадая и Кишлыка (7. С. 158).

Имена Бадая и Кишлыка сохранились в названиях ногайских родов бадай и кыслык и аулов Альшин-Бадай и Кислык Едисанской орды на Молочных водах, откуда ногайцы ушли в 1860 году в Турцию (14. С. 387, 12, 13). Род ябагы-бадай входил в состав племени буркыт объединения йетисан караногайцев на Северном Кавказе (5. С, 46).

Если этноним бадай сохранился только у ногайцев, то этноним кышлык, кроме ногайцев, представлен еще в этнонимии дештикипчакских узбеков (15. С. 31, 43; 8. С. 17; 6. С. 21) и узбеков-кураминцев (17. С. 45). Кураминский этноним отражен в названии кишлака Кишлык в Камашинском районе Кашкадарьинской области.

Упомянутый в списке нойонов-тысячников Чингис-хана Боорчи, или Богорчи-нойон, ведавший “тьмою правого корпуса, примыкающей к Алтаю” (7. С. 158, 161; 11. С. 167), мог стать эпонимом ногайского рода *баурчи, имя которого отражено в названиях селений Татар-Баурчи (теперь Баурчи) в Чадырлунгском, Баурчи в Сорокском и Баурчи-Молдовень в Кагульском районе Молдавии.

Нойон-тысячник Даир из племени конконтан (7. С. 158), о котором Рашид-ад-дин писал: “В эпоху Чингис-хана был эмир, которого он отдал Угедей-каану вместе с войском, имя его Даир, он был в Чагатае” (11. С. 168), — мог стать родоначальником крымского племени дайыр (18. С. 192, 223), имя которого отражено в названии Даир нескольких крымских деревень.

Названия многих родоплеменных подразделений тюркских народов, сформировавшихся в золотоордынскую эпоху, восходят к именам чингизидов и их военачальников.

Теперь перейдем к этнониму качинцев, самоназвание которыххаас. Основной их род назывался каш (кашка, каска, кашлар) и образовывал Качинскую землицу в Красноярском уезде. От качинцев отличались кашинцы, числившиеся в Яринской землице Красноярского уезда и бывшие самодийцами. Самодийцами по происхождению являются и тувинцы-тоджинцы, известные также как кайсоты, от хасут  хаазут (монгольская форма множественного числа на -ут названия тоджинского рода хаас). По ним получило название озеро Косогол в Монголии. Родовое имя каш, представленное, кроме качинцев и тоджинцев, также у карагасов (тофаларов), сохранявших самодийский язык еще в XVIII в., может быть связано с ненецким хасава и энецким каса “мужчина, муж” (2. С. 10-11; 9. С. 376-377, 385-386; 4. 223, 229-232, 238, 259, 260-263; 19. С. 79), сравните также хантыйское касы “человек” (16. С. 158).

Как видим, у Г.А. Гейбуллаева не было никаких оснований считать сибирский этноним кас тюркским и сближать его с этнонимом каспиев. Этноним же кышлык вообще имеет ясное отантропонимное происхождение и не имеет никакого отношения к этнониму кас.

В заключение хочу привести цитату из книги французского лингвиста Антуана Мейе, позаимствовав ее из статьи Т.А. Гуриева “Осетика-монголика”: “Языковеды, которые интересуются преимущественно этимологией собственных имен, часто становятся авантюристами от лингвистики, и лишь немногие из них соблюдают требование метода” (3. С. 63).

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гейбуллаев Г.А. К этногенезу азербайджанцев (Историко-этнографическое исследование). Баку, 1991. Т. 1.

2. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Л., 1926. Т. 3, вып. I: Антропологический и этнографический очерк этих стран.

3. Гуриев Т.А. Осетика-монголика (Монгольские Бодончар/Бадын северокавказское Баданаг/Боденег/Быдыноко) // Ономастика Востока. М., 1980.

4. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М., 1960.

5. Калмыков И.X., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.И.-М. Ногайцы: Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1988.

6. Кармышева Б.X. Следы средневековых этнонимов и антропонимов в узбекских генеалогиях (ас, кышлык, урус) // Ономастика Средней Азии. М., 1978.

7. Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. Юань-чао-би-ши. М.-Л., 1941. Т. 1.

8. Кубаков К. К истории развития узбекской семьи // Этнографическое изучение быта и культуры узбеков. Ташкент, 1972.

9. Народы Сибири, М., 1956.

10. Никонов В.А. Состояние и задачи ономастических исследований Кавказа // Вопросы языкознания. 1975. №4.

11. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. М.-Л., 1952. Т. 1, кн. 1.

12. Сергеев А. Ногайцы на Молочных водах (1790-1832): Исторический очерк // Известия Таврической ученой архивной комиссии (ИТУАК). Симферополь, 1912, № 48.

13. Сергеев А. Уход Таврических ногайцев в Турцию в 1860 году // Оттиск из № 9 ИТУАК. Симферополь, 1921.

14. Скальковский А.А. О ногайских колониях в Таврической губернии // Памятная книга. Симферополь, 1867. Вып. 1,

15. Султанов Т.И. Кочевые племена Приаралья в ХV-ХVII вв. (Вопросы этнической и социальной истории). М., 1982.

16. Тереножкин Н.И. Словарь восточно-хантыйских диалектов. Л., 1981.

17. Файзиев Т. О родоплеменном составе узбеков-кураминцев с конца Х1Х-начала XX вв. Общественные науки в Узбекистане. 1963. № 11.

18. Эвлия Челеби. Книга путешествия. М., 1961. Вып. 1: Земли Молдавии и Украины.

19. Этногенез народов Севера. М., 1980.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29325. Анализ цветовых характеристик оригинала 50 KB
  Определяем цветовой охват оригинала и сопоставляем его с возможным цветовым охватом репродукции. Частотные параметры оригинала При анализе оригинала в первую очередь бросается в глаза градация во вторую – цвет в третью – резкостные параметры изображения то с какой точностью воспроизводятся мелкие детали изображения К частотным параметрам относятся и шумы. Могут быть детерминированные шумы примером которых может служить растровая структура полиграфической репродукции если в качестве оригинала выступает полиграфический оттиск.