65066

Краткий анализ религиозных верований у монголов и в окрестностях

Научная статья

История и СИД

В конце XII – начале XIII века в Монголии наравне с языческими верованиями были распространены и мировые религии. Однако какое влияние оказывала данная религия на жизнь населения точно сказать трудно. Это связанно с тем, что мы не имеем достоверных данных о происхождении ряда народов и этническом составе государств.

Русский

2014-07-25

48.5 KB

1 чел.

Мастерские разработки

Краткий анализ религиозных верований у монголов и в окрестностях

Бирюков Влад

В конце XII – начале XIII века в Монголии наравне с языческими верованиями были распространены и мировые религии. Однако какое влияние оказывала данная религия на жизнь населения точно сказать трудно. Это связанно с тем, что мы не имеем достоверных данных о происхождении ряда народов и этническом составе государств. В общем виде распространение религий представлено в табл.1.

Некоторые пояснения

  1.  Меркиты – народ неясного этнического происхождения.
  2.  Не упомянуто манихейство, которое было государственной религией Уйгурского каганата, после разгрома которого исчезло в данном регионе без следа.
  3.  Не рассмотрены верования корейских народов, т.к. к рассматриваемому периоду они отложились от империи Кинь.

Сведения о распространении религий

1. Монгольское язычество представляет собой комплекс верований, сложившиеся в среде древнемонгольских племен начиная с I века до Р.Х. и испытавшие влияние тюркской мифологии и религии Бон. Впоследствии монгольское язычество было вытеснено христианством. Однако черты монгольского язычества просматриваются и до сих пор. Христианством не были затронуты только племена, жившие в бассейне рек Керулен и Онон. Более подробно о монгольском язычестве сказано в соответствующем докладе.

2. Шаманизм – одно из немногих верований, которое в той или иной форме бытует у многих народов. Это связано с тем, что вера в духов наполняла жизнь людей с древнейших времен. Шаманизм сибирских и маньчжурских народов отличается очень большим влиянием шаманов на общественную жизнь.

3. Зародившись среди кочевых племен Средней Азии, митраизм был воспринят кочевыми племенами Тибета. От них он пришел к оседлому населению Тибета, где стал государственной религией и стал называться Бон. Во время экспансии Тибета Бон стал распространяться среди кочевников. Вторая волна была в конце VII века в Уйгурском каганате. Третья волна была во второй половине VIII века, когда верхушка Уйгурского каганата приняла манихейство.

4. Христианство сложилось в среде иудеев около I в. нашей эры. В дальнейшем христианство исчезло у иудеев, но широко распространилось в среде ромеев. Со временем в христианстве выделились следующие направления: арианское, монофизитское, халкедонитское, несторианское.

В 431 году на Вселенском соборе в Эфесе был предан анафеме константинопольский патриарх Несторий, заявивший, что «у Бога нет матери». В 434 году на соборе в Бит-Запате несторианство признано господствующей религией в Персии. В 499 году в Ктезифоне возникла несторианская патриархия, расцветшая в VI веке.

Из Персии несторианство распространилось по Восточной Азии. В VI веке несторианство распространяется среди тюрок. В 635 году несторианство проникло в Китай. В Китае несторианство много раз запрещалось и разрешалось. Окончательно было запрещено в 845 году и к началу XI веку в Китае несторианство исчезло без следа. Однако не исчезли люди, исповедавшие эту религию – они ушли в степь.

В 1009 году приняли крещение от несторианских проповедников кераиты. В это же время принимают христианство онгуты, гузы, частично чигили. В Уйгурии христианство вытесняет манихейство. В Империи Ляо появляется большое количество христиан среди монголо-язычных народов. В 30-40 годах XII века Империя Ляо под ударом чжурчженей гибнет. Часть киданей во главе с Елюй Даши создает государство Кара-Киданей. В Китае это государство известно как Си-Ляо. Это государство становится центром притяжения для многих христиан.

В 1143 году после смерти Елюй Даши происходит отпадение от Кара-Киданей некоторых племен, которые образуют найманское государство с христианской религией.

5. Буддизм возник в Индии в VI-V веке до Р.Х. Во времена царя Ашоки (268-231 гг. до Р.Х.) миссионеры были отправлены в соседние страны. С этого момента начинается распространение буддизма по миру. В VI веке буддизм проник в степь – Жужаньскую орду, была обращена в буддизм вся верхушка. После разгрома жужаней тюрками буддизм в степи исчез. В 579 году император Бэй-Чжоу У-ди запретил буддизм.

В VI веке сделана попытка распространить буддизм среди тюркитов. Неудачно. 24 мая 626 года в империи Сун был запрещен буддизм, монахи были зачислены в податное сословие, а монастырское имущество было отдано в казну.

В конце VII века при посредничестве Китая буддизм проникает в Тибет, где становится религией верхушки. В 689 году в результате переворота организованного императрицей Тан У буддизм практически стал государственной религией Китая. В 714 году буддизм был запрещен. После разгрома Уйгурского каганата буддизм стал распространяться среди уйгуров.

6. Мусульманство возникло в VII веке в Аравии в результате проповедей Мухаммеда. Существует два основных направления в исламе: суннизм и шиизм. Распространение ислама связано в основном с завоеваниями арабов. В 637 году при Кадесии арабы-мусульмане разбили армию персов. В 642 году при Негавенде было разбито персидское ополчение. В 718 году попытка обратить в мусульманство тюргешей. Неудачно. В 960 году обращены карлуки, которые жили на территории, где потом возникло Си-Ляо.

7. Конфуцианство является скорее морально-философской концепцией, чем религией. Ее создание относят к VI-V в до Р.Х. и связывают с Конфуцием, чиновником царства Лу. В 739 году Конфуцию был присвоен титул принца. В 754 году была организованна академия Ханьлин, где готовились чиновники по конфуцианскому методу и с конфуцианской идеологией.

8. Даосизм является сплавом древних языческих верований и философских концепций. Характерен большим количеством сект. Даосизм как религиозная система сложился в период правления Восточной Хань, а при императоре Шунди (125-156) был признан государственной религией. В 579 году император Бэй-Чжоу У-ди запретил даосизм. 24 мая 626 года в империи Сун был запрещен даосизм.

Список литературы

  1.  Гумилев Л.Н. «В поисках вымышленного царства»
  2.  Гумилев Л.Н. «Древние тюрки»

Традиционные монгольские верования

Бирюков Влад

Мифологическая система у монгольских народов едина. Различия есть, но они незначительны и связаны с различиями в образе жизни и хозяйствовании. Так у «лесных народов» сохранились наиболее архаичные представления, связанные с охотой. Формирование мифологических представлений относится к тому времени, когда основным видом хозяйственной деятельности была охота.

Мифология древнемонгольских степных кочевников (сяньби, кидани и др.), известная по китайским источникам, менее архаична, чем мифология таежных охотников. Она складывалась под влиянием относительной устойчивых государственно-племенных шаманистских культов в объединениях тюркских и монгольских народов Центральной Азии (этим в частности объясняются связи древнемонгольской и древнетюркской мифологией).

Уже в период хунну и ухуань существовало почитание неба, земли солнца, луны, звезд, а также духов предков (у ухуань местом их обитания считалась Красная гора). Во фрагментах этногонических легенд сянбийских племен (тоба, муюн, тугухуань) 1-5 вв., повествующих о выходе людей из замкнутых мест их первоначального обитания, встречаются зооморфные образы (вероятно родовые тотемы): конь, бык, олень (лось, лань).

По генеалогическим преданиям, вождь или предок рождается от брака человека с небесной девой или в результате непорочного зачатия (от градины, после раската грома упавшей в рот женщины и ею проглоченной).

В пантеон богов киданей 4-12 вв. входили небо, земля (в облике старой женщины), ниспосылающие мир и помогающие в критических ситуациях, солнце (с ним были связаны ритуалы при вступлении на престол императора киданей и др.).

Кидани почитали также персонифицированных (в том числе в виде тотемных животных – белой лошади, оленя) богов огня, войны, металла, кроме того, – множество духов, в частности духов предков и их покровителя – грозного духа священной Черной горы.

Существует миф о встрече у горы Муе (ее дух также входил в число высших божеств киданей) первопредка, скакавшего на белом жеребце, и небесной девы, ехавшей в телеге, запряженной сивой коровой. Восемь сыновей первопредка и небесной девы стали родоначальниками племен. Ездовые животные, очевидно, имели тотемную природу и были посвящены этим первопредкам.

Монголы поклонялись небу – Тенгри, в монгольских источниках именуемому синим или вечным, и земле – Этуген.

Небо почиталось как верховное божество (хотя Марко Поло и Джон Мандевилл таковым называют только землю – «всемогущего бога природы»). Оно – безначальное, несотворенное, создатель всего сущего, владыка мира; оно определяет судьбы человека, санкционирует государственную власть.

Небо и земля, почти или совсем не персонифицированные, – носители мужского (небо-отец) и женского (земля-матушка) начал. С культом земли связаны существовавшие у кочевников с древнейших времен праздника возрождения природы (весенний) и плодородия (осенний).

Поклонялись также солнцу и луне – «великому владыке». Солнце считалось матерью луны. Гром, согласно Рашид ад Дину, производит дракон – Лу.

В «Сокровенном сказании» названы тотемические первопредки – Борте – Чино и Хо Марал.

По монгольским поверьям, небо подобно перевернутому котлу, который можно приподнять и тогда между ним и краем земли возникает зазор; метеор – приоткрытая на мгновение небесная дверь, необыкновенный свет из которой озаряет землю. Небо находится в постоянном движении: вертикальном (то приподнимается то опускается) и кругообразном – вращается вокруг своей оси (Полярной звезды, представляющей собой неподвижный центр неба), прочность которой обеспечивает постоянство мирового круговращения.

Обычно Полярная звезда называется Алтан гадас (Золотой кол) и осмысливается то как небесная коновязь, изготовленная девятью мудрыми кузницами, то как камень закрывающей отверстие в небе (если его вынуть вода зальет землю), то как вершина мировой горы. Центральному небесному отверстию, через которое можно попасть на различные слои неба (от 3 до 99), соответствует отверстие в центре земли, через которое можно попасть в нижние миры (более 7).

Астральные мифы объясняют происхождение Ориона – Хухедей-мерген, Большой Медведицы – Долон эбуген, Плеяд – Мичит, Венеры – Цолмон. Широко был распространено поклонение солнцу, а возможно также и луне. В шаманских призываниях после божеств неба и земли упоминаются планеты, а также «полная луна», «золотое солнце» и «полумесяц».

С солярным циклом связан миф о чудесном стрелке Эрхий-мергене, сбившим выстрелом лишние небесные светила. Другой небесный стрелок – Хухедей мерген – громовник. Он пользуется стрелами, которые выковали 77 небесных плешивых кузнецов. Громовник метает стрелы, сидя верхом на драконе. Мишень, по разным представлениям, небесные белая сова, белка летяга, колонок, хорек, бурундук, кривой крот, тушканчик и др. Попав в цель, стелы остаются в земле и через три дня становятся каменными, в случае непопадания возвращаются на небо.

На основе шаманских призываний можно полагать, что вначале небо и земля были слиты в единую массу, при их разделении возник огонь. Формирующей силой было женское начало (земное), одухотворяющей – мужское (небесное). С начало земля была маленькой кочкой, а потом разрослась. В центре мира находится мировая гора – Сумбер.

О происхождении верховных божеств известно мало. Обычно они именуются «возникшие сами по себе». Судя по некоторым эпическим мотивам, небом и землей был создан первый человек, иногда он прямо называется сыном вечного неба и золотой земли. Чаще всего его мать (как и будущая жена) происходят из среды хтонических земных духов, а по отцовской линии у него небесное происхождение.

Земля представляется многослойной, от 7 до 77 слоев. В шаманских мифах говорится о множестстве эдзенов ( 81, 77, 49 и др.), духов хозяев различных мест, прежде всего вершин гор и водоемов. Глава всех земных божеств – Цаган Эбуген. Монгольская шаманская мифология отмечает роль духов предков. Добрые покровительствуют и помогают живым, злые всячески вредят. Обычно злыми становятся души умерших неестественной смертью и грешников.

У монголов есть представление и о мире смерти. Правит в нем Эрлик-хан, его волю исполняют эрлики или элчи. В нем же живут демоны. Царство мертвых обычно располагается под землей или непосредственно соседствует с миром живых (в соседнем измерении).

Список литературы

  1.  Гумилев Л.Н. «В поисках вымышленного царства»
  2.  Гумилев Л.Н. «Древние тюрки»
  3.  «Мифы народов мира» 2Т. ОЛИМА 1997
  4.  Рашид ад-Дин «Сборник летописей», т. I-3, М. Изд-во АН СССР, 1946-1960


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18296. МНОЖИНА ДОДАТНИХ РАЦІОНАЛЬНИХ ЧИСЕЛ. АРИФМЕТИЧНІ ОПЕРАЦІЇ НАД ДОДАТНИМИ РАЦІОНАЛЬНИМИ ЧИСЛАМИ 363.5 KB
  Лекція 23 МНОЖИНА ДОДАТНИХ РАЦІОНАЛЬНИХ ЧИСЕЛ. АРИФМЕТИЧНІ ОПЕРАЦІЇ НАД ДОДАТНИМИ РАЦІОНАЛЬНИМИ ЧИСЛАМИ Задача розширення поняття числа. Короткі історичні відомості про виникнення раціональних і дійсних чисел. Сумірні відрізки. Вимірювання відрізків сум...
18297. ДЕСЯТКОВІ ДРОБИ 177.5 KB
  Лекція 24 ДЕСЯТКОВІ ДРОБИ Поняття про десятковий дріб. Поширення позиційного принципу запису до запису десяткових дробів. Властивості десяткових дробів. Поняття про процент відсоток. Алгоритми арифметичних операцій над десятковими дробами. Перетворе
18298. МНОЖИНА ДОДАТНИХ ДІЙСНИХ ЧИСЕЛ. МНОЖИНА ДІЙСНИХ ЧИСЕЛ 188.5 KB
  Лекція 25 МНОЖИНА ДОДАТНИХ ДІЙСНИХ ЧИСЕЛ. МНОЖИНА ДІЙСНИХ ЧИСЕЛ Несумірні відрізки. Існування несумірних відрізків. Вимірювання несумірного з одиничним відрізком. Нескінченні неперіодичні десяткові дроби. Від’ємні дійсні числа. Число нуль€. Множина д...
18299. ВИРАЗИ. Вирази із замінимим та їх основні характеристики 109 KB
  Лекція 26 ВИРАЗИ Числовий вираз і його значення. Числові рівності і їх властивості. Числові нерівності та їх властивості. Вирази із замінимим та їх основні характеристики. Відношення тотожності на множині виразів. Тотожні перетворення на множині вира...
18300. РІВНЯННЯ. Лінійні рівняння з однією зміною та їх розв’язування 80 KB
  Лекція 27 РІВНЯННЯ Рівняння з однією зміною як предикат та його основні характеристики. Рівносильні рівняння. Теореми про рівносильність рівнянь та наслідки з них. Лінійні рівняння з однією зміною та їх розв’язування з аналізом використаної при цьому теор
18301. НЕРІВНОСТІ З ОДНІЄЮ ЗМІННОЮ 204.5 KB
  Лекція 28 НЕРІВНОСТІ З ОДНІЄЮ ЗМІННОЮ Нерівності з однією змінною як предикат та їх основні характеристики. Рівносильні нерівності. Теорема про рівносильність нерівностей та наслідки з них. Лінійні нерівності з однією змінною та їх розв’язування з аналі...
18302. ОСНОВНІ ПОНЯТТЯ ГЕОМЕТРІЇ 95 KB
  Лекція 29 ОСНОВНІ ПОНЯТТЯ ГЕОМЕТРІЇ Короткі історичні відомості про виникнення геометрії. Система геометричних понять шкільного курсу геометрії. Поняття про геометричну фігуру. Ламана та її основні характеристики. Плоскі геометричні фігури ламана...
18303. ПРОСТОРОВІ ГЕОМЕТРИЧНІ ФІГУРИ 167.5 KB
  Лекція 30 ПРОСТОРОВІ ГЕОМЕТРИЧНІ ФІГУРИ Просторові геометричні фігури та їх зображення на площині. Поняття про геометричне тіло. Многогранники. Теорема Ейлера про многогранники без доведення. Питання на самостійне опрацювання Тіла оберта
18304. ПОНЯТТЯ ПРО ВЕЛИЧИНУ ТА ЇХ ВИМІРЮВАННЯ 77 KB
  Лекція 31 ПОНЯТТЯ ПРО ВЕЛИЧИНУ ТА ЇХ ВИМІРЮВАННЯ Відображення властивостей дійсного світу через поняття величини. Додатні адитивноскалярні величини ті їх властивості. Поняття про вимірювання величин. Види величин. Довжина відрізка її основні властиво...