65066

Краткий анализ религиозных верований у монголов и в окрестностях

Научная статья

История и СИД

В конце XII – начале XIII века в Монголии наравне с языческими верованиями были распространены и мировые религии. Однако какое влияние оказывала данная религия на жизнь населения точно сказать трудно. Это связанно с тем, что мы не имеем достоверных данных о происхождении ряда народов и этническом составе государств.

Русский

2014-07-25

48.5 KB

1 чел.

Мастерские разработки

Краткий анализ религиозных верований у монголов и в окрестностях

Бирюков Влад

В конце XII – начале XIII века в Монголии наравне с языческими верованиями были распространены и мировые религии. Однако какое влияние оказывала данная религия на жизнь населения точно сказать трудно. Это связанно с тем, что мы не имеем достоверных данных о происхождении ряда народов и этническом составе государств. В общем виде распространение религий представлено в табл.1.

Некоторые пояснения

  1.  Меркиты – народ неясного этнического происхождения.
  2.  Не упомянуто манихейство, которое было государственной религией Уйгурского каганата, после разгрома которого исчезло в данном регионе без следа.
  3.  Не рассмотрены верования корейских народов, т.к. к рассматриваемому периоду они отложились от империи Кинь.

Сведения о распространении религий

1. Монгольское язычество представляет собой комплекс верований, сложившиеся в среде древнемонгольских племен начиная с I века до Р.Х. и испытавшие влияние тюркской мифологии и религии Бон. Впоследствии монгольское язычество было вытеснено христианством. Однако черты монгольского язычества просматриваются и до сих пор. Христианством не были затронуты только племена, жившие в бассейне рек Керулен и Онон. Более подробно о монгольском язычестве сказано в соответствующем докладе.

2. Шаманизм – одно из немногих верований, которое в той или иной форме бытует у многих народов. Это связано с тем, что вера в духов наполняла жизнь людей с древнейших времен. Шаманизм сибирских и маньчжурских народов отличается очень большим влиянием шаманов на общественную жизнь.

3. Зародившись среди кочевых племен Средней Азии, митраизм был воспринят кочевыми племенами Тибета. От них он пришел к оседлому населению Тибета, где стал государственной религией и стал называться Бон. Во время экспансии Тибета Бон стал распространяться среди кочевников. Вторая волна была в конце VII века в Уйгурском каганате. Третья волна была во второй половине VIII века, когда верхушка Уйгурского каганата приняла манихейство.

4. Христианство сложилось в среде иудеев около I в. нашей эры. В дальнейшем христианство исчезло у иудеев, но широко распространилось в среде ромеев. Со временем в христианстве выделились следующие направления: арианское, монофизитское, халкедонитское, несторианское.

В 431 году на Вселенском соборе в Эфесе был предан анафеме константинопольский патриарх Несторий, заявивший, что «у Бога нет матери». В 434 году на соборе в Бит-Запате несторианство признано господствующей религией в Персии. В 499 году в Ктезифоне возникла несторианская патриархия, расцветшая в VI веке.

Из Персии несторианство распространилось по Восточной Азии. В VI веке несторианство распространяется среди тюрок. В 635 году несторианство проникло в Китай. В Китае несторианство много раз запрещалось и разрешалось. Окончательно было запрещено в 845 году и к началу XI веку в Китае несторианство исчезло без следа. Однако не исчезли люди, исповедавшие эту религию – они ушли в степь.

В 1009 году приняли крещение от несторианских проповедников кераиты. В это же время принимают христианство онгуты, гузы, частично чигили. В Уйгурии христианство вытесняет манихейство. В Империи Ляо появляется большое количество христиан среди монголо-язычных народов. В 30-40 годах XII века Империя Ляо под ударом чжурчженей гибнет. Часть киданей во главе с Елюй Даши создает государство Кара-Киданей. В Китае это государство известно как Си-Ляо. Это государство становится центром притяжения для многих христиан.

В 1143 году после смерти Елюй Даши происходит отпадение от Кара-Киданей некоторых племен, которые образуют найманское государство с христианской религией.

5. Буддизм возник в Индии в VI-V веке до Р.Х. Во времена царя Ашоки (268-231 гг. до Р.Х.) миссионеры были отправлены в соседние страны. С этого момента начинается распространение буддизма по миру. В VI веке буддизм проник в степь – Жужаньскую орду, была обращена в буддизм вся верхушка. После разгрома жужаней тюрками буддизм в степи исчез. В 579 году император Бэй-Чжоу У-ди запретил буддизм.

В VI веке сделана попытка распространить буддизм среди тюркитов. Неудачно. 24 мая 626 года в империи Сун был запрещен буддизм, монахи были зачислены в податное сословие, а монастырское имущество было отдано в казну.

В конце VII века при посредничестве Китая буддизм проникает в Тибет, где становится религией верхушки. В 689 году в результате переворота организованного императрицей Тан У буддизм практически стал государственной религией Китая. В 714 году буддизм был запрещен. После разгрома Уйгурского каганата буддизм стал распространяться среди уйгуров.

6. Мусульманство возникло в VII веке в Аравии в результате проповедей Мухаммеда. Существует два основных направления в исламе: суннизм и шиизм. Распространение ислама связано в основном с завоеваниями арабов. В 637 году при Кадесии арабы-мусульмане разбили армию персов. В 642 году при Негавенде было разбито персидское ополчение. В 718 году попытка обратить в мусульманство тюргешей. Неудачно. В 960 году обращены карлуки, которые жили на территории, где потом возникло Си-Ляо.

7. Конфуцианство является скорее морально-философской концепцией, чем религией. Ее создание относят к VI-V в до Р.Х. и связывают с Конфуцием, чиновником царства Лу. В 739 году Конфуцию был присвоен титул принца. В 754 году была организованна академия Ханьлин, где готовились чиновники по конфуцианскому методу и с конфуцианской идеологией.

8. Даосизм является сплавом древних языческих верований и философских концепций. Характерен большим количеством сект. Даосизм как религиозная система сложился в период правления Восточной Хань, а при императоре Шунди (125-156) был признан государственной религией. В 579 году император Бэй-Чжоу У-ди запретил даосизм. 24 мая 626 года в империи Сун был запрещен даосизм.

Список литературы

  1.  Гумилев Л.Н. «В поисках вымышленного царства»
  2.  Гумилев Л.Н. «Древние тюрки»

Традиционные монгольские верования

Бирюков Влад

Мифологическая система у монгольских народов едина. Различия есть, но они незначительны и связаны с различиями в образе жизни и хозяйствовании. Так у «лесных народов» сохранились наиболее архаичные представления, связанные с охотой. Формирование мифологических представлений относится к тому времени, когда основным видом хозяйственной деятельности была охота.

Мифология древнемонгольских степных кочевников (сяньби, кидани и др.), известная по китайским источникам, менее архаична, чем мифология таежных охотников. Она складывалась под влиянием относительной устойчивых государственно-племенных шаманистских культов в объединениях тюркских и монгольских народов Центральной Азии (этим в частности объясняются связи древнемонгольской и древнетюркской мифологией).

Уже в период хунну и ухуань существовало почитание неба, земли солнца, луны, звезд, а также духов предков (у ухуань местом их обитания считалась Красная гора). Во фрагментах этногонических легенд сянбийских племен (тоба, муюн, тугухуань) 1-5 вв., повествующих о выходе людей из замкнутых мест их первоначального обитания, встречаются зооморфные образы (вероятно родовые тотемы): конь, бык, олень (лось, лань).

По генеалогическим преданиям, вождь или предок рождается от брака человека с небесной девой или в результате непорочного зачатия (от градины, после раската грома упавшей в рот женщины и ею проглоченной).

В пантеон богов киданей 4-12 вв. входили небо, земля (в облике старой женщины), ниспосылающие мир и помогающие в критических ситуациях, солнце (с ним были связаны ритуалы при вступлении на престол императора киданей и др.).

Кидани почитали также персонифицированных (в том числе в виде тотемных животных – белой лошади, оленя) богов огня, войны, металла, кроме того, – множество духов, в частности духов предков и их покровителя – грозного духа священной Черной горы.

Существует миф о встрече у горы Муе (ее дух также входил в число высших божеств киданей) первопредка, скакавшего на белом жеребце, и небесной девы, ехавшей в телеге, запряженной сивой коровой. Восемь сыновей первопредка и небесной девы стали родоначальниками племен. Ездовые животные, очевидно, имели тотемную природу и были посвящены этим первопредкам.

Монголы поклонялись небу – Тенгри, в монгольских источниках именуемому синим или вечным, и земле – Этуген.

Небо почиталось как верховное божество (хотя Марко Поло и Джон Мандевилл таковым называют только землю – «всемогущего бога природы»). Оно – безначальное, несотворенное, создатель всего сущего, владыка мира; оно определяет судьбы человека, санкционирует государственную власть.

Небо и земля, почти или совсем не персонифицированные, – носители мужского (небо-отец) и женского (земля-матушка) начал. С культом земли связаны существовавшие у кочевников с древнейших времен праздника возрождения природы (весенний) и плодородия (осенний).

Поклонялись также солнцу и луне – «великому владыке». Солнце считалось матерью луны. Гром, согласно Рашид ад Дину, производит дракон – Лу.

В «Сокровенном сказании» названы тотемические первопредки – Борте – Чино и Хо Марал.

По монгольским поверьям, небо подобно перевернутому котлу, который можно приподнять и тогда между ним и краем земли возникает зазор; метеор – приоткрытая на мгновение небесная дверь, необыкновенный свет из которой озаряет землю. Небо находится в постоянном движении: вертикальном (то приподнимается то опускается) и кругообразном – вращается вокруг своей оси (Полярной звезды, представляющей собой неподвижный центр неба), прочность которой обеспечивает постоянство мирового круговращения.

Обычно Полярная звезда называется Алтан гадас (Золотой кол) и осмысливается то как небесная коновязь, изготовленная девятью мудрыми кузницами, то как камень закрывающей отверстие в небе (если его вынуть вода зальет землю), то как вершина мировой горы. Центральному небесному отверстию, через которое можно попасть на различные слои неба (от 3 до 99), соответствует отверстие в центре земли, через которое можно попасть в нижние миры (более 7).

Астральные мифы объясняют происхождение Ориона – Хухедей-мерген, Большой Медведицы – Долон эбуген, Плеяд – Мичит, Венеры – Цолмон. Широко был распространено поклонение солнцу, а возможно также и луне. В шаманских призываниях после божеств неба и земли упоминаются планеты, а также «полная луна», «золотое солнце» и «полумесяц».

С солярным циклом связан миф о чудесном стрелке Эрхий-мергене, сбившим выстрелом лишние небесные светила. Другой небесный стрелок – Хухедей мерген – громовник. Он пользуется стрелами, которые выковали 77 небесных плешивых кузнецов. Громовник метает стрелы, сидя верхом на драконе. Мишень, по разным представлениям, небесные белая сова, белка летяга, колонок, хорек, бурундук, кривой крот, тушканчик и др. Попав в цель, стелы остаются в земле и через три дня становятся каменными, в случае непопадания возвращаются на небо.

На основе шаманских призываний можно полагать, что вначале небо и земля были слиты в единую массу, при их разделении возник огонь. Формирующей силой было женское начало (земное), одухотворяющей – мужское (небесное). С начало земля была маленькой кочкой, а потом разрослась. В центре мира находится мировая гора – Сумбер.

О происхождении верховных божеств известно мало. Обычно они именуются «возникшие сами по себе». Судя по некоторым эпическим мотивам, небом и землей был создан первый человек, иногда он прямо называется сыном вечного неба и золотой земли. Чаще всего его мать (как и будущая жена) происходят из среды хтонических земных духов, а по отцовской линии у него небесное происхождение.

Земля представляется многослойной, от 7 до 77 слоев. В шаманских мифах говорится о множестстве эдзенов ( 81, 77, 49 и др.), духов хозяев различных мест, прежде всего вершин гор и водоемов. Глава всех земных божеств – Цаган Эбуген. Монгольская шаманская мифология отмечает роль духов предков. Добрые покровительствуют и помогают живым, злые всячески вредят. Обычно злыми становятся души умерших неестественной смертью и грешников.

У монголов есть представление и о мире смерти. Правит в нем Эрлик-хан, его волю исполняют эрлики или элчи. В нем же живут демоны. Царство мертвых обычно располагается под землей или непосредственно соседствует с миром живых (в соседнем измерении).

Список литературы

  1.  Гумилев Л.Н. «В поисках вымышленного царства»
  2.  Гумилев Л.Н. «Древние тюрки»
  3.  «Мифы народов мира» 2Т. ОЛИМА 1997
  4.  Рашид ад-Дин «Сборник летописей», т. I-3, М. Изд-во АН СССР, 1946-1960


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28395. Глава дипломатического представительства 28.5 KB
  В МП существует классификация старшинства дипломатических представителей агентов. стройной классификации дипломатических агентов не существовало что приводило иногда во время официальных мероприятий к столкновениям и откровенным скандалам. установил следующие три класса дипломатических агентов: 1 посол и папский легат или нунций; 2 посланник; 3 поверенный в делах. Однако данный класс не прижился и Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г.
28396. Внутренняя и внешняя охрана дипломатических представительств 27 KB
  Всё зависит от посольства и от страны в которой оно находится. Больше всех защищаются конечно самые сильные страны США Израиль некоторые страны Евросоюза. : Есть страны со стабильной ситуацией а есть нет а отсюда и охрана. Территория посольства некоей страны территория данной страны.
28397. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. (краткий анализ) 25 KB
  краткий анализ Венская конвенция о дипломатических сношениях один из основных нормативноправовых актов в области дипломатического права. Конвенция регламентирует все основные вопросы дипломатического права: регламентируются виды и функции дипломатических миссий процедура назначения главы дипломатического представительства классы глав таких представительств раскрывается понятие дипломатического иммунитета. Конвенция состоит из 53 статей и включает также два факультативных протокола: о приобретении гражданства сотрудниками...
28398. Краткий анализ Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. 27.5 KB
  105 Устава ГА ООН 13 февраля 1946 г. приняла Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН в которой данные вопросы регламентируются более конкретно. ГА ООН утвердила Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений.
28400. Дипломатическое представительство (диппредставительство) 146.86 KB
  В основном служит для поддержания дипломатических отношений. Дипломатические отношения устанавливаются на основании соглашения между соответствующими государствами например Совместное заявление об установлении дипломатических отношений между РФ и ЮАР 1995 г. Могут также открываться отделения дипломатических представительств в различных городах. Основным международным нормативноправовым актом регулирующим виды и функции дипломатических представительств процедуры назначения главы дипломатического представительства классы глав...
28402. Сравнительный анализ ф-ций дип представительства и пост предст-ва 134.59 KB
  Их правовое положение определяется прежде всего положениями устава этой организации нормами Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. соглашениями о привилегиях и иммунитетах организации и другими документами. Представительство государства в международной организации включает в себя главу представительства членов дипломатического административнотехнического и обслуживающего персоналов.
28403. Венская конвенция 1961 года 98.47 KB
  Обязанности сотрудников дипломатического представительства состоят в том чтобы уважать законы и постановления государства пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела. Дипломату запрещено заниматься в государстве пребывания профессиональной и коммерческой деятельностью в целях личной выгоды. ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА ПРЕБЫВАНИЯ Статья 21 1.