65076

Укек по письменным источникам XIII – XVIII веков

Научная статья

История и СИД

Самым первым по времени упоминанием об Укеке принято считать сообщение францисканского монаха Гильома де Рубрука. Летом 1253 г. он проезжал через «новый поселок» на берегу Волги, «который татары устроили вперемежку из русских и сарацин, перевозящих послов...

Русский

2014-07-25

133 KB

3 чел.

Малышев А. Б., Кубанкин Д. А. аспирант Волков В. А.

Укек по письменным источникам XIII – XVIII вв.

Самым первым по времени упоминанием об Укеке принято считать сообщение францисканского монаха Гильома де Рубрука. Летом 1253 г. он проезжал через «новый поселок» на берегу Волги, «который татары устроили вперемежку из русских и сарацин, перевозящих послов, как направляющихся ко двору Бату, так и возвращающихся оттуда, потому что Бату находится на другом берегу, в восточном направлении…».

Гильом де Рубрук – утвердившиеся в русских переводах имя и фамилия человека, которые дошли до нас в нескольких вариантах. Он был выходцем из Фламандии: «Виллем из Рёбрёка». Французский вариант его имени – Гийом, а упрощённый вариант латинизированной фамилии – Рубрук (от Рубруквис). Родился в промежутке между 1215 и 1220 гг., умер около 1270 г. Рубрук был знаком с материалами путешествия к монголам 1245-1247 гг. своего предшественника Джованни дель Плано Карпини. Он имел широкий научный кругозор, лично общался со своим современником – знаменитым учёным и хронистом из Оксфорда, францисканцем Роджером Бэконом. Рубрук входил в орден миноритов (меньших братьев) францисканского ордена. Он был отправлен в 1253 г. к монгольскому императору французским королём Людовиком IX Святым (1226-1270 гг.) при содействии папства. Рубрук был хорошо знаком с Людовиком лично по участию в крестовых походах. Целями миссии были: установление мирных отношений с монгольскими императорами и предотвращение опасности новых нападений на европейские государства, заключение военного союза с монголами против мусульман на Ближнем Востоке. В ходе своей миссии Рубрук лично встречался с правителем Улуса Джучи – Бату-ханом, вёл переговоры в столице монгольской империи – Каракоруме с императором Менгу-ханом. Однако, достичь союзнических отношений европейских государств и монгольской империи ему не удалось. Сохранилось описание от лица Рубрука «Путешествия в восточные страны» (1253-1256 гг.), где он подробно рассказывал о своём пути, географии, народах, религиях в монгольской империи.

Название поселения в сообщении Рубрука нет. Поэтому В. Л. Егоров, М. Д. Полубояринова и А. Г. Мухамадиев отождествляли его с Водянским городищем в Волгоградской области (золотоордынский город Бельджамен). Подробно дискуссия о локализации безымянного поселка Рубрука представлена в работе Л.Ф. Недашковского. Заметим лишь, что заманчивость версии, связанной с Водянским городищем, выглядит в наибольшем сближении Волги и Дона именно в районе будущего города Бельджамена. Казалось бы, логично именно в этом месте устроить переправу через Волгу, о которой сообщает Рубрук. Но вся логичность не выдерживает одного очень важного аргумента – отсутствие на Водянском городище слоя XIII в.

На Увекском городище, не смотря на практически полное отсутствие стратиграфического изучения напластований, иногда встречаются находки XIIIв. Наконец, известно о существовании монетного двора в Укеке в конце XIII в.. На Увекском городище среди находок имеются монеты XIII в. – очередное подтверждение существования Укека в ранний период золотоордынской истории. Конечно, имеющейся аргументации не достаточно для однозначного утверждения о местоположении безымянного поселка Рубрука. Но на сегодняшний день именно Укек выглядит наиболее выигрышно в этом отношении. Если считать, что на месте будущего города Укек в 1253 г. существовал описываемый Рубруком поселок, то основной причиной его создания можно считать наличие переправы через Волгу. Новое государство хана Бату еще только создавалось, и для эффективного управления улусом необходима была сеть дорог. Они вливались в крупные тракты, проходившие через Монгольскую империю со столицей в Каракоруме. К сожалению, коммуникации золотоордынского государства изучены слабо. Поэтому мы можем лишь предположить, что наличие переправы в районе Укека обусловило его дальнейшее развитие как города.

Следующее упоминание об Укеке содержится в «Книге Марко Поло». Знаменитый путешественник вспоминает, что его отец Николай и дядя Матвей «… вышли из Болгара. Пошли они к городу, что был на границе земли западного царя и назывался Укака. Выйдя отсюда, переправились через реку Тигри», т.е. Волгу. В цитируемом отрывке, Укек фигурирует как пограничный город, где существует переправа через Волгу. Марко Поло не указал дату путешествия своих родственников, но написал, что в это время Хулагу победил в сражении с Берке. Известно, что война между государствами Берке и Хулагу началась в 1262 г., в ноябре войска Берке под командованием Ногая потерпели поражение от войск Хулагу, а 15 декабря был взят Дербенд. Это значит, что Николай и Матвей Поло посетили Укек в конце 1262 – начале 1263 гг., почти через 10 лет после Гильома Рубрука. В это время Укек уже, вероятно, считался городом, и находился он возле переправы через Волгу. Рубрук в Укеке сел на барку и поплыл вниз по реке. Братья Поло переправились здесь же на левый берег и пошли степью и достигли Бухары.

Марко Поло (младший) (1254-1324 гг.) – родился в Венеции. Его отец Николай и дяди (братья отца) Марко (старший) и Матвей занимались торговлей с Востоком в бассейне Чёрного моря. Из Крыма, где Марко (старший) имел факторию (в Солдайе / Судаке) братья стали вести свои коммерческие дела дальше на восток. Он достигли Среднего и Нижнего Поволжья, Средней Азии (Бухара), а затем Монголии и Китая. Братья Поло в 50-60-х гг. XIII в. торговали в монгольской империи, а также выполняли дипломатические поручения императора Хубилая. В 1271 г. Марко (младший) впервые с отцом и его братьями отправился в Монголию. Он тоже вёл коммерческие дела, а потом стал послом Хубилая. Здесь Марко изучил несколько языков. В 1295 г. Марко вернулся в Венецию, а в 1298 г. участвовал в войне против Генуи и попал в генуэзский плен. Будучи в тюрьме Марко продиктовал другому пленнику – уроженцу Пизы, свою историю о различных народах, государствах и территориях на Востоке.

На этом известные нам письменные источники об Укеке, относящиеся к XIII в., заканчиваются. Но даже исходя из этой малочисленной, а порой и не бесспорной информации, мы можем считать Укек был одним из ранних городов Улуса Джучи. Вероятно, уже к 1253 г. он существовал как поселок, населенный русскими и булгарами. Через 10 лет – в 1263-1264 гг. Николай и Матвей Поло побывали уже в городе Укек.

Развитие города шло быстрыми темпами, что обуславливалось активным вмешательством хана и его администрации в обустройстве оседлой жизни Улуса Джучи, развитии торговли и дипломатических связей. Подтверждение значимости Укека – существование здесь в XIV в. католической миссии. Известно, что в то время на территории Поволжья было 4 такие миссии: 2 – в районе Сарая, 1 в Хаджи-Тархане и 1 – в Укеке. Встречается имя Укека и в папских грамотах «епископам Херсонеса во время владычества там генуэзцев, но без всяких ближайших указаний о самом собственно городе».

Арабский ученый Абу-л-Фида в своем труде «Упорядочение стран», датируемом 1321 г. упоминает следующие населенные пункты на Волге: город Булгар, маленький город Укек, поселок (деревня, селение) Бельджамен и город Сарай. Географ указывает расположение Укека на западном берегу Волги, почти на середине пути между Балгаром и Сараем, в 15-ти днях от каждого. Это был в то время самый северо-западный город Улуса Джучи, граничивший со страною Беркетов, которых Г. С. Саблуков интерпретирует как буртасов.

Абу-ль-Фида Исмаил ибн Али (1273 – 1331 гг.) родился в Дамаске. Это известный арабский историк и географ из рода айюбидских эмиров Хамы (Сирия). Главное его сочинение — «Краткая история рода человеческого» («Мухтасар фи тарих аль-башар»), охватывающая события всеобщей истории по 1329 г., в значительной степени является сокращённым изложением труда Ибн аль-Асира. Другое сочинение Абу-ль-Фида – «Упорядочение стран» («Таквим аль-бульдан») является историко-географическим сочинением, где географические объекты и территории были сведены в таблицу с координатами.

Персидский автор Шихаб-ад-дин Абдаллах ибн Фазлаллах поместил в своем сочинении, известном как «История Вассафа» следующее сообщение: «Джучи был старший сын Чингиз-хана, владевший Саксином, Кипчаком, Хорезмом, Булгаром, Крымом и Укеком до Руси». Здесь есть определенная неувязка. Джучи умер в 1227 г., но только в 1229 г. его сын Бату по решению курултая начал поход на западные земли. Завоевания Поволжья было еще впереди. А это значит, что Джучи не мог владеть Укеком, как и другими городами в Поволжье и Крыму. На ошибку со стороны средневекового автора обратил внимание Л.Ф. Недашковский, который отметил так же сочинение ибн Фазлаллаха (Вассафа) «как еще одно свидетельство о раннем возникновении города». Для нас важно и то, что в «Истории Вассафа» Укек фигурирует как пограничный с Русью город. Вероятно, что до начала XIV в., пока не был основан Мохши, это был самый северо-западный город Улуса Джучи.

Шихаб-ад-дин ибн Фазлаллах родился в Ширазе на Юге Ирана. Он известен под почётным прозвищем «Вассаф-и-хазрет» («панегирист его величества»). Он находился под покровительством и влиянием известного средневекового историка Рашид-ад-дина и работал при дворе ильхана Улджейту. Вассаф писал свой труд как продолжение сочинения другого историка – Джувейни. В пятой части труда Вассафа содержится обзор истории Чингиз-хана, Джучидов и Чагатаидов. В качестве источников для него послужили сочинения Рашид-ад-дина, Джувейни, а также устная традиция и рассказы очевидцев.

Знаменитый арабский путешественник и купец Ибн-Батута 14 июня 1334 г. выехал из Хаджи-Тархана. Он направился к Укеку – «городу средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей. Между ним и между Сараем … 10 дней пути». Перед нами предстает пусть и короткое, но все же описание самого города Укек. В 30-е гг. XIV в., не смотря на свои средние размеры, он имел, даже по меркам бывалого арабского путешественника, красивый архитектурный облик и был благоустроен. У того же автора содержится весьма загадочное сообщение о «горах Русских» в расстоянии одного дня пути (~30 км) от Укека. Ибн-Батута сопровождал в своём пути через Укек Баялунь-хатун – жену Узбек-хана, дочь византийского императора Андроника III (1328-1341 гг.). Узбек и Андроник III заключили мир, что укрепило позиции обоих государств в Юго-Восточной Европе.

Баялунь-хатун. Как сообщал Ибн-Батута: «Имя ее Баялунь. Она дочь владыки Константинополя Великого… С этой хатунью я совершил путешествие… в Константинополь Великий…. Когда мы прибыли в город Хаджитархан, то хатунь Баялунь… просила султана [Узбек-хана – А. М.], позволить ей посетить отца своего, чтобы у него разрешиться от бремени, а (потом) возвратиться к нему (султану). Он дал ей позволение. Затем она просила его позволить мне отправиться в сообществе ее, для осмотра Константинополя Великого…. Мы отправились 10 шевваля (=14 июня 1334 г.)… Поехал с ней эмир Байдара с 5000 своего войска. Отряд хатуни (составляли) около 500 всадников, в том числе до 200 слуг из невольников и византийцев; остальные из тюрков. Было при ней (также) до 200 девушек, по большей части византийских. Арб у нее было до 400, около 1000 лошадей, для возки их и верховой езды, до 300 волов и 200 верблюдов и возки их (арб)…». По мнению Ибн-Батуты Баялунь не хотела возращаться из Константинополя. По сведениям из русских летописей Баялунь умерла в Золотой Орде в 1323 г.. Это наводит на мысль что летописная Баялунь – это жена Токты-хана Мария доставшаяся Узбеку «в наследство». То, что Баялунь попала в русские летописи говорит о том, что Русская православная церковь поддерживала с ней связь. Однако по некоторым восточным источникам Баялунь имела хорезмийское происхождение и была женой отца Узбек-хана – Тогрулджая. Позднее она помогла Узбек-хану в борьбе за престол, и он взял её в жёны. Также можно предположить, что имя «Баялунь» – традиционное имя в монгольской аристократической среде. Можно констатировать, что с историей Укека связана эта загадочная личность. Пока невозможно сказать точно, какая версия является истинной. Возможно, под именем Баялунь фигурировали разные женщины, либо версия её хорезмийского происхождения связана с мусульманской идеологией.

Ибн-Батута Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах аль-Лавати ат-Танджи (1304-1377 гг.) – известный арабский путешественник и купец. В 1325 г. отправившись из Марокко в хадж, он побывал в Египте, Аравии, Иране, Месопотамии, Сирии, Малой Азии, Крыму и Золотой Орде, дойдя до Волги; через Среднюю Азию и Афганистан прибыл в Индию и жил там несколько лет, затем посетил Индонезию и Китай. В 1349 г. Ибн-Батута возвратился в Марокко. Между 1349 и 1352 гг. он побывал в мусульманской Испании. В 1352-1353 гг. он путешествовал по Западному и Центральному Судану. Описание путешествий Ибн-Батуты – важный исторический источник. Интересны заметки Ибн-Батуты о его пребывании в Золотой Орде, изобилующие сведениями экономического, этнографического и культурно-бытового характера. Он подробно описал Константинополь, обстоятельно рассказал о положении Ирана при династии Хулагуидов, о своём пребывании в Индии, где он занимал пост судьи при дворе делийского султана Мухаммеда Туглака.

Эл-Омари – еще один автор, который упомянул Укек в своем сочинении. Он был секретарем египетского султана и написал историко-географический труд «Пути взоров по государствам разных стран». Часть рукописи датируется 1340-1344 гг. Вот что автор пишет со слов странствующего купца о землях Улуса Джучи: «Граница этого государства со стороны Джейхуна: Харезм, Сагнак, Сайрам (?), Яркенд, Дженд, Сарай, город Маджар, Азак, Акчакерман, Кафа, Судак, Саксин, Укек, Булгар, область Сибирь и Ибирь, Башкирд и Чулыман». Итак, среди городов, место локализации которых нам известно, в Поволжье упоминаются три города – Булгар, Укек, Сарай.

Шихабеддин Абулаббас Ахмед Ибнфаллах Эл-Омари – известный историк и географ. Он занимал должность секретаря при египетском султане Эльмелик-Эннасыре, и умер в Дамаске, в 749 г. х. (=1 апреля 1348 – 21 марта 1349 г.) в возрасте 49-52 лет. Свои сведения о Золотой Орде автор почерпнул главным образом из личных рассказов лиц, побывавших там по торговым и дипломатическим делам.

Труды Абу-л-Фиды и ал-Омари активно использовались египетским ученым ал-Калкашанди при написании энциклопедии для канцеляристов-катибов «Заря для подслеповатого в искусстве писания». Эта работа была написана за период с 1389 по 1412 г. Интересующие нас сведения, вероятно, были собраны и обобщены автором в конце XIV в. Ал-Калкашанди цитирует Абу-л-Фиду и пишет, что Итиль (Волга) «проходит поблизости от города Булгара…. Оттуда течет к городку на ее берегу под названием Укек, затем следует к деревне, называемой Бельджамен, течет на юг, потом сворачивает к юго-востоку и проходит Сарай с юго-запада». Особый интерес для нас представляет то, что Укек хотя и относится к «земле Сарайской», но принадлежит округе Крыма. «Он [Укек – Д.К.] находится на берегу реки Итиль, с западной стороны, между Сараем и Булгаром, приблизительно на полдороги между ними. И он от каждого из них на расстоянии примерно 15 дневных переходов. Этот Укек перешел по наследству к Орда-хану (Урду ал-кан) – владыке этого государства…».

Это сообщение объяснить крайне сложно. Отнесение Укека к улусу Крыма можно объяснить хотя бы тем, что территория Золотой Орды на запад от Волги с 1361 г. оказалась под властью Мамая и его ставленников. Некоторые из этих земель стали на определенное время независимыми княжествами (например Булгар, Наровчат). Гораздо сложнее персонифицировать Орда-хана, которому, яко-бы, по наследству перешел Укек. Нам известно только два джучида с именем Орда. Это старший сын Бату – Орда-Ичен и его потомок Орда-ходжи (в Рогожской летописи – царевич Ардемелик), который принял активное участие в «замятне» и даже некоторое время был на сарайском престоле. Кроме того, в Рогожской летописи упоминается о войне «Чанибека» с «Ордаком» в 1352 г. Если за именем Чанибек легко угадывается Джанибек, то с «царем Ордаком» не все ясно. М.Г. Сафаргалиев предположил, что это Мубарек-Ходжа – выходец из Синей Орды (потомок Орды-Ичена), боровшийся за власть с Джанибеком. В любом случае, трактовка этих сюжетов затруднительна по причине отсутствия дополнительной информации, которая смогла бы уточнить или опровергнуть сведения ал-Калкашканади.

Шихаб ад-Дин Абу-л-Аббас Ахмад ибн Али ал-Калкашанди (1355-1418 гг.) – средневековый египетский учёный, автор последней большой энциклопедии мамлюкской эпохи. Его энциклопедия «Субх ал-аша фи синаат ал-инша» («Заря для подслеповатого в искусстве писания») содержала 14 томов и представляла собой руководство для канцеляристов. В сведения обязательные для канцеляристов включена также география Египта и Сирии, а также тех государств, которые находились в сношениях с Египтом.

Ширазский автор «Мунтахаб ат-таварих-и-Муини» (написано в 1413-1414 гг.) – Муин ад-Дин Натанзи сообщает нам следующее: «Кок-Орда утвердила за собой страну Урус, Черкес, Ас, Мхши, Булар, Маджар, Авкек, Башгырд, Либкай, Хаджи-Тархан и Ак-Сарай…». В другом месте он же сообщает, что земли эти назначили потомкам Токтая.

Следующие сведения об Укеке содержатся в трудах персидских ученых начала XV в. и отражают, как правило, военные действия Тимура и Тохтамыша. Так, например, один из летописцев Тимура – Низам-ад-дин Шами в своей «Книге побед» (начало работы – 1401/2 г.)- сообщает, что после победы над Тохтамышем у Терека в середине апреля 1395 г., Тимур «двинулся и, дойдя до местности Каурай, стал лагерем. Оставив там обоз и выделив (отборное) войско, он выступил в набег (илгар), отправился в погоню за Токтамышем, перешел через переправу Идиля, которую тюрки называют Туратур, и вслед за врагами дошел до области Укек. По пути он перебил множество врагов и прижал вражеский иль к берегу моря…. Большую часть области врагов взяли (в плен), а некоторые, боясь мечей, бросились в воду. Токтамыш-хан с небольшим числом людей бежал, вошел в лес и спасся от их когтей. Разграбив всю ту область, (войска) взяли много добычи».

Низам-ад-дин Абд-ал-васи Шами был родом из Тебриза. В 1401 г. он поступил на службу к Тамерлану и работал над составлением истории его царствования «Зафар-наме» («Книга побед»). В этом сочинении содержится краткое изложение истории монгольских государств до Тамерлана и подробная история до 1404 г. Основными источниками для него были официальные описания походов Тамерлана (в том числе против Золотой Орды), официальные документы и рассказы очевидцев событий и самого Тамерлана. Сочинение Низам-ад-дина является первым полным описанием деятельности Тамерлана.

В «Анониме Искендера», составленном в 1414 г., указывается, что после Токты Улус Джучи разделился на две части: Ак-Орда и Кок-Орда. Укек, Маджар, Булгар, Сарай и другие местности были отнесены к Кок-Орде. Другой персидский автор Гаффари, опираясь на «Аноним Искендера», в своей работе «Списки устроителя мира» (закончена в 1564/5 г.) так же указывает на принадлежность Укека к Кок-Орде.

«Аноним Искендера» – условное научное название сочинения по всеобщей истории посвящённое тимуриду Искендеру, сыну Омар-шейха, управлявшему Фарсом и Исфаханом. Автором этого труда является Муин-ад-дин Натанзи. Одним из источников данного сочинения по ранней истории монголов было сочинение Рашид-ад-дина. Но по истории Тамерлана были использованы другие, недошедшие до нас письменные и устные тюркские источники. В сочинении приводится также история джучидов.

Шереф-ад-дин Йезди в «Книге побед» (закончена в 1424/5 г.) пишет о переходе Волги Тимуром у «Туратурской переправы». «А войска … поспешили по пятам неприятеля, дошли до Укека и многих из них убили. В этот день несчастным с одной стороны угрожали удары губителя-меча, а с другой – волны-кровопийцы Итиля. Большую часть их взяли в плен, а немногие из них бросились на плотах в воду и переправились на ту сторону Итиля…». Далее тот же автор перечисляет территории Улуса Джучи, разоренные Тамерланом. Среди них и (земли) Укека.

Шереф-ад-дин Али Йезди (ум. 1454 г.) написал в 1425 г. сочинение «Зафар-наме» («Книгу побед») при дворе Шахруха и его сына Ибрахим-султана – правителя Фарса. Источниками для данного сочинения послужили: «Книга побед» Низам-ад-дина Шами, описания и дневники отдельных походов Тамерлана, стихотворная уйгурская хроника «Тарих-и-хани», устные рассказы участников событий. «Книга побед» Шереф-ад-дина Йезди – полнейшее описание истории Тамерлана. Так же в ней приводятся сведения о ранней истории монгольских государств, а также о джучидах.

В 1521 г. Ших-Алей, сверженный с казанского престола Сахиб-Гереем бежит «в поле» на пути в Москву видел «боле тысячи рыболовов московских, ловящих рыбы на Волге под горами Девичьими и до Змиева камени и до Увека, тысяче верст от Казани заехавшее, тамо живяху лето все и в осень возвращахуся на Русь с рыбою». И. В. Зайцев предположил, что территория от Девичьих гор (отроги Жигулевских гор) до Увека и южнее (вероятно до Переволоки) были буферной зоной между Казанским и Астраханским ханством, где и ловили рыбу предприимчивые русские рыбаки.

28 июня 1558 г. мимо Увека по Волге проплывал Антоний Дженкинсон. Он оставил об Увекском городище следующее упоминание: «мы подъехали к большому холму, где в минувшие времена стоял замок, встроенный крымцами, теперь разрушенный; он находится как раз на полпути между Казанью и Астраханью, что составляет 200 лиг или около того, на широте 51°47¢. По всему этому берегу растет в изобилии солодковый корень, уходящий в землю подобно корням виноградной лозы». То есть, на одном из холмов городища еще в конце XVI в. были видны развалины какой-то крупной постройки, которую английский путешественник посчитал замком.

Дженкинсон(Jenkinson) Антони (? – около 1611 г.) был английским купцом и дипломатом. Он путешествовал по Европе, Азии и Африке. В 1557-1572 гг. четыре раза посетил Русское государство. С разрешения Ивана IV Грозного Дженкинсон в 1558-1559 гг. и 1562-1564 гг. ездил через Россию по Волге в Иран и Среднюю Азию. Ему удалось добиться согласия Ивана IV на английскую торговую монополию (1567-1569 гг.) при условии заключения союзного договора между Англией и Россией. После отказа Англии подписать договор Иван IV отменил монополию в 1570 г. Дженкинсон составил описания своих путешествий, которые являются важным источником по истории взаимоотношений России с Англией, Бухарой, Хивой и Ираном.

Очень схожи с заметкой А. Дженкинсона записки другого английского купца – Христофора Бэрроу. Только последний автор оставил нам гораздо больше сведений об Увекском городище. Сюда он прибыл по Волге вместе с компаньонами 5 октября 1579 г. около 5 часов утра и пробыл здесь 12 часов. Чем была вызвана такая остановка, автор не сообщает. Но этого времени оказалось достаточно, что бы изучить городище и оставить о нем следующие сведения: «Это место считается на полпути между Казанью и Астраханью. Там растет большое количество солодкового корня; земля очень плодородна. Находят там яблони и вишневые деревья. Широта Увека 51°30¢. На этом месте стоял прекрасный каменный замок, по имени Увек; к нему примыкал город, который русские называли Содомом. Город этот вместе с частью замка был поглощен землей по божьему правосудию за беззаконие обитавших в нем людей. До сего времени можно еще видеть часть развалин замка и могилы, в которых как – будто были похоронены знатные люди, ибо на одной из могил можно еще рассмотреть изображение коня с сидящим на нем всадником, с луком в руке и со стрелами, привязанными к его боку. Был также там, на одном камне обломок герба с высеченными на нем письменами; часть их истреблена непогодой, а часть остается в полуразрушенном виде. Однако очертания букв еще сохранились, и мы сочли их армянскими. Мы нашли высеченные письмена и на другой еще могиле».

Кроме солодкового корня, Х. Бэрроу упоминает о плодовых деревьях. Своим появлением эти деревья, вероятно, обязаны жителям золотоордынского города. Если могильные плиты находились рядом с развалинами «замка», то не исключено, что это кладбище располагалось рядом с мечетью, которую авторы записок называли замком. Подробнее об этом см. гл. III нашей работы. Но откуда автору записок известно название Увек? Кто рассказал ему русскую легенду о «поглощенном землей» городе Содоме? Был ли это русский лоцман с судна или же здесь проживали какие-то люди - сказать сложно. В любом случае обращает на себя внимание двенадцатичасовое пребывания на городище Х. Бэрроу, как и сам факт остановки судна именно в этом месте.

Вероятно, в XVI в. Волжский путь повторял, в основных своих чертах, средневековый речной транзит. Значимость Укека на этом транзите подтверждается английскими путешественниками XVI в., которые указывают на Увекское городище в своих записках. Дженкинсон отправился из Москвы в Бухару, Бэрроу – из Москву в города на Каспийском побережье – Баку, Дербент и т.д.. Оба путешественника упомянули так же на этом пути следующие пункты: Казань, Тетеюши, Увек, Переволока, Астрахань. Тетюши располагаются примерно в 15 км юго-западнее Болгарского городища, Переволока – неподалеку от Водянскогого городища (Бельджамен). Увекское городище располагается примерно по времени на полпути (11-17 дней) между двумя крупными торговыми центрами Поволжья того времени: Астраханью и Казанью.

Ногайский хан Урус писал в 1586 г. Федору Иоанновичу, что ты на четрых местах хочешь городы ставити: на Уфе, да на Увеке, да на Самаре, да на Белой Воложке. А тем местом твои деды владели ли?». Это письмо послужило для многих авторов основанием для отнесения места постройки первого Саратова 1590 г. на месте Увекского городища.

«Увешино» или «Увешенское» городище упоминается в «Книге Большому Чертежу», датируемой 1627 г. Книга содержала сведения «Нового чертежа» 1627 г. и «Старого Чертежа», относящегося к царствованию Бориса Годунова.

В 1769 г. на Увекском городище побывал известный путешественник, академик И. И. Лепехин. Он проехал через существовавший в то время на месте будущего села Ивановский Увек Четырехсвятский монастырь и посетил Увекское городище. «Что сие место принадлежало татарам, доказываю попадающиеся как серебряные, так и медные Татарские деньги и другая мелочь, например: кольца, серьги, посуда медная и сему подобное… Все сие очевидным служит доказательством бывшего погрома. … Других остатков древности на сем месте очень мало. Местами видны каменные погреба, откуда Увекские нынешние поселяне добывают на свои потребы кирпич, который как плотностью, так и величиною ныне обыкновенного кирпич превосходит. С северо-западной стороны, с высокой горы, Шихан называемой, начинается земляной вал, который идет понакос и продолжается до самой Волги к полудню. Высота сего вала, не более двух сажень [4,3 м]. Как по валу, так и около онаго, много растет плодовитых яблоней, которые без сумнения насаждены были древними сего места обитателями. Других никаких укреплений не видно.…». Впервые именно И.И. Лепехин дает относительно подробное описание Увекского городища. Путешественник описал сохранившуюся и хорошо видную в его время часть вала, упомянул гору Шихан (Мамайский шихан) и насаждение фруктовых деревьев в той части городища, где тогда еще не могло быть поселка. Заметил автор и многочисленные следы построек. Только ранее упоминаемый «замок» он не увидел. Вероятно, его уже разобрали местные жители, и следы постройки перестали быть такими приметными.

Лепёхин Иван Иванович (1740-1802 гг.), русский путешественник и натуралист, академик Петербургской Академии Наук (1771 г.). В 1760-1762 гг. он учился в университете при Академии Наук, а в 1762-1767 гг. – в Страсбургском университете, где получил степень доктора медицины. В 1768-1772 гг. И. И. Лепёхин руководил одной из академических экспедиций, которая исследовала районы Поволжья, Урала и Севера Европейской части России. В 1773 г. он совершил поездку по Прибалтике и Белоруссии. С 1783 г. И. И. Лепёхин работал секретарем Российской Академии Наук. Ему принадлежат многочисленные работы по ботанике и зоологии, русской словесности и географии. И. И. Лепёхин высказал гипотезы о постоянных изменениях земной поверхности, о причинах образования пещер, об изменении свойств растений и животных под воздействием внешней среды. Основным его научным трудом было описание экспедиции 1768-1772 гг., где содержится большой фактический материал по географии и этнографии России.

В том же 1769 г. на Увеке побывал еще один ученый-путешественник – Фальк, сообщения которого для нас не менее интересны. «Ниже Саратова впадает речка Увик в рукав (Воложку) у горного берега, на котором стоит село сего названия. Здесь видны еще следы бывшего города, состоящие во рве и вале, занимающих у речки и буерака место 400 сажень [около 853 м. – Д.К.]. Здешняя земля была солоновата, а потому ее прежде вываривали. При копании селитренной земли находили Татарские монеты, из коих некоторые достались мне. Также остатки города видны и вверх по сей речке» Именно Фальк впервые, пусть и приблизительно, но указывает площадь городища, ограниченного рвом и валом – около 850 м. Наконец им были отмечены следы золотоордынских построек выше Увекского городища, вероятно в районе Ивановского Увека.

Фальк Иоанн Петер (1725-1774 гг.) – российский исследователь (медик, ботаник, путешественник), швед по происхождению. Он руководил одним из отрядов Оренбургской академической экспедиции. В 1768-1770 гг. И. Фальк совершил поездку в составе академической экспедиции по рекам: Оке, Суре и Волге до Царицына и Астрахани, а потом – через Калмыцкую степь к Уральску и в Башкирию. Кроме того, он посетил девятнадцать заводов, описал многие небольшие города и реки, собрал этнографический материал о чувашах, башкирах и других народах России.

По контексту дальнейшего рассказа Рубрука, становится понятно, что под сарацинами в Поволжье он понимает волжских булгар, исповедовавших ислам.

Путешествие в Восточные страны / Г. де Рубрук. 3-е изд. М., 1997. С. 116. Возможно под ставкой Бату-хана подразумевается поселение «Лисья Балка» на р. Большой Караман Советского района Саратовской области.

Горнунг М. Б. Вступительная статья // Путешествие в Восточные страны… С. 16-18.

Недашковский Л. Ф. Золотоордынский город Укек и его округа. М., 2000. С. 12-13.

Недашковский Л. Ф. Указ. соч. С. 13; Мыськов Е.П. Русский поселок и русский квартал Водянского городища // материалы по археологии Волго-Донских степей. Вып. 1. Волгоград, 2001. С. 259; Ильина О. А. История исследований Водянского городища // Нижневолжский археологический вестник. Вып. 6. Волгоград, 2003. С. 114.

Федоров-Давыдов Г. А. Золотоордынские города Поволжья. М., 1994. С. 16; Недашковский Л. Ф. Монетный чекан золотоордынского Укека: к вопросу о политической роли города // История государственности республики Татарстан и современность. Материалы Республиканской научной конференции. 8-9 декабря 1998. Казань, 2000. С. 22;

Книга Марко Поло // Путешествие в Восточные страны… С. 193. Под рекой Тигри понимается Волга.

Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М.-Л., 1950. С. 77; Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилизаций … (Из опыта образования и распада империй XXVI вв.). М., 1996. С. 319-320; Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 1985. С. 196.

Али-Заде А. А. Борьба Золотой Орды и государства ильханов за Азербайджан // Известия АН Азербайджанской СССР. Отделение общественных наук. Вып. III. 1946. №7. С. 4.

Горнунг М. Б. Вступительная статья // Путешествие в Восточные страны… С. 18-26.

Малышев А. Б. Деятельность католиков на волжском пути в золотоордынский период // Великий Волжский путь: развитие культурных и этноконфессиональных контактов. Материалы Международной научно-практической конференции «Великий волжский путь», Казань – Астрахань – Казань, 6 – 16 августа 2001 г. Ч. III. Казань, 2002. С. 74.

Гераклитов А. А. Увек // Труды Ставропольской ученой архивной комиссии. 1910. Вып. II. С. 3.

Чекалин Ф. Ф. Саратовское Поволжье с древнейших времен до конца XVII в. Саратов, паровая скоропечатня Губернского Правления, 1892. С. 31; Саблуков Г. С. Остатки древности в с. Усть-Набережном Увеке, Саратовской губернии и уезда // Известия Общества Археологии, истории и этнографии. Казань, 1884. Т. III. С. 313, 315-316.

Abulfedae Annales Moslemici Latinos ex arabicis fecit J. J. Reiske, Lipsiae, 1794; Géographie d'Aboulféde. Trad. de l'arabe en français... par M. Reinaud, t. 1-2, P., 1837-83; Китаб аль-Мухтасар фи ахбар аль-башар, 1-4, Каир, 1325 г. х. (1907); Крачковский И. Ю., Избранные сочинения, Т. 4, М.-Л., 1957, с. 386-394.

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. М.-Л., 1941. С. 86.

Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилизаций … (Из опыта образования и распада империй XXVI вв.). М., 1996. С. 293-294.

Недашковский Л. Ф. Золотоордынский город Укек и его округа … С. 14.

Кротков А. А. К вопросу о северных улусах золотоордынского ханства // Известия Общества Обследования и изучения Азербайджана. 1928. № 5. С. 76-77.

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. СПб., 1884. С. 303.

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. С. 294-302.

Русские Летописи. Т. I. Рязань, 1997. С. 134.

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. С. 384-385; 515-516.

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. С. 47-48.

Voyages d'lbn Batoutah. Texte arabe accompagné d'une traduction par C. Detŕémery et B. R. Sanguinetti, v. 1-4, P., 1853-1358; The travels of Ibn Battûta A. D. 1325-1354, ed. by H. A. R. Gibb., v. 1-2, Camb., 1958-1962.

Тизенгаузен В. Г. Указ. Соч. Т. I. С. 236.

Григорьев А. П., Фролова О. Б. Географическое описание Золотой Орды в энциклопедии ал-Калкашканди // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. 18. СПб., 1999. С. 79; Григорьев А. П., Фролова О. Б. Географическое описание Золотой Орды в энциклопедии ал-Калкашканди // Тюркологический сборник 2001 г.: Золотая Орда и ее наследие. М., 2002.

Григорьев А. П., Фролова О. Б. Географическое описание Золотой Орды …// Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. 18. СПб., 1999. С. 72; Григорьев А. П., Фролова О. Б. Географическое описание … // Тюркологический сборник 2001 г.: Золотая Орда и ее наследие. М., 2002.

Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилизаций … (Из опыта образования и распада империй XXVI вв.). М., 1996. С. 382.

Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилизаций … (Из опыта образования и распада империй XXVI вв.). М., 1996. С. 371.

Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992. С. 195; Зайцев И. В. Астраханское ханство. М., 2004. С. 26.

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. С. 121.

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. С. 127.

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. С. 211.

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. С. 178.

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. С. 185.

Зайцев И. В. Астраханское ханство. / Под ред. Д. Д. Васильева. М.: Восточная литература, 2004. С. 245.

Речь идет об Увеке, прежнем татарском укрепленном городе, имевшим большое военное и торговое значение. Увек находился в ближайших окрестностях Саратова. Последний, основанный в 1590 г., является историческим приемником .Увека. Книга «Большого чертежа» упоминает о «Городище Увешенском» близ Саратова.

Антоний Дженкинсон. Путешествие в Среднюю Азию. 1558-1560 гг. // Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. Перевод с английского Ю. В. Готье. Л.: Тип. «Печатный двор», 1937. С. 170.

Бэрроу Х. 1579-1581 гг. // Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. Перевод с английского Ю. В. Готье. Л.: Тип. «Печатный двор», 1937. С. 264-265.

Пекарский Н. О построении Самары и Уфы // Записки Академии Наук. Т. XXI. Кн. 2. С. 239, 258.

Книга Большому Чертежу / Под ред. К. Н. Сербиной. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1950. С. 85, 143.

Дневные записки путешествия доктора и Академии Наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году. Ч. I. СПб.: Тип. имп. АН, 1795. С. 377-380.

Записки путешествия академика Фалька // Полное собрание путешествий по России. Т. VI. Издательство при Императорской Академии Наук. СПб., 1824. С. 118.

PAGE  11