65079

К вопросу об интерпретации эпитета ал-Джедид (по материалам городов Улуса Джучи)

Научная статья

История и СИД

Большинство исследователей полагает, что прибавление эпитета означает новый город. Однако существует и другая точка зрения. В.Д.Смирнов считал, что отдельных городов Сарая ал-Джедид, Булгара ал-Джедид и других вовсе не было...

Русский

2014-07-25

32 KB

0 чел.

А.В. Пачкалов (Москва)

 

К вопросу об интерпретации эпитета ал-Джедид (по материалам городов Улуса Джучи)

Тезисы доклада. Опубликованы в сборнике: «ПОВОЛЖЬЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА». Тезисы докладов Всероссийской научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Германа Алексеевича Федорова-Давыдова (1931 – 2000). Нижний Новгород.

Издательство Нижегородского государственного педагогического университета. 2001 г. Отв. редактор Т.В. Гусева.

Стр. 60-62.

 

Эпитет ал-Джедид (Новый, обновленный – арабск.) присутствует на монетах Азака, Булгара, Гюлистана, Каффы, Крыма, Маджара, Орды, Сарая, Сыгнака, Хаджи-Тархана. Есть также монеты, чеканенные в Улусе ал-Джедид (монет самого Улуса неизвестно), Шехре ал-Джедид (Новый город) и в ал-Джедиде.

Большинство исследователей полагает, что прибавление эпитета означает новый город. Однако существует и другая точка зрения. В.Д.Смирнов считал, что отдельных городов Сарая ал-Джедид, Булгара ал-Джедид и других вовсе не было, а арабское прилагательное ал-Джедид есть не более как одна из тонкостей изображения «арабской учености, заодно с прочими вычурными эпитетами». Это мнение основывается на редкости упоминаний «новых городов» в письменных источниках (нам известны только упоминания Булгара ал-Джедид и Сарая ал-Джедид). И.В. Евстратов поместил Сарай ал-Джедид на Селитренном городище, показав полную несостоятельность традиционной локализации этого города на Царевском городище. Вслед за ним такое же мнение высказал В.Г. Рудаков. Оба исследователя доказывают, что отдельного города Сарая ал-Джедид не существовало.

Мы не можем принять последнее положение. Мы считаем, что эпитет ал-Джедид, применявшийся к различным городам Улуса Джучи, обозначал новые населенные пункты. Не может служить серьезным аргументом отсутствие сведений о некоторых новых городах (Крыме ал-Джедид, Сыгнаке ал-Джедид и др.), т.к. даже многие крупные города Золотой Орды (Бельджамен, Укек) упоминаются в письменных источниках крайне редко. Для решения проблемы необходимо обратиться к тем городам, которые в настоящее время уверенно локализуются на конкретных памятниках, и с которых мы располагаем большими монетными комплексами. Ни у кого из археологов не вызывает сомнений локализация города Булгара XIII-XIVвв. на Булгарском городище. Можно также считать уже доказанным размещение монетного двора Сарай ал-Джедид на Селитренном городище.

В.Г. Рудаков локализует Булгар ал-Джедид (монетный двор нач. XV в., известный только по монетам Пулада) на месте Булгарского городища. Ошибочность этого мнения становится очевидной при анализе огромного монетного комплекса с Булгарского городища. В XV в. памятник уже не существовал. Мы располагаем информацией только о нескольких монетах XV в., найденных в Булгаре (нет никаких оснований датировать монеты хана Али и пулы с надчеканкой лировидной тамги XV в., как это сделала С.А. Янина). Невозможно связывать отсутствие монет XV в. на памятнике с их малой эмиссией (монеты Булгара этого времени встречаются на ряде средневолжских городищ и в кладах). Заметим, что существуют письменные источники, сообщающие о переносе города Булгара после разгрома его Тимуром (это целиком подтверждается монетными находками). Отрицать вышеприведенные факты нельзя. В XV в. чеканились монеты не только в Булгаре ал-Джедид, но и очень интенсивно в Булгаре. Таким образом, нумизматические находки, показывающие полное запустение Булгарского городища уже в самом начале XV в., заставляют считать, что и монеты Булгара чеканились в это время в другом городе. Мы полагаем, что после погрома Тимура средневолжская столица, перенесенная на другое место, выпускала монеты как от имени Булгара, так и от имени Булгара Нового. Ал-Джедид стал одним из эпитетов, который применялся для отличия от Старого Булгара.

Рассмотрим материал Селитренного городища (Сарай, Сарай ал-Джедид). Судя по собранным монетам город возник никак не раньше 1330-х годов По письменным источникам известно, что город Сарай был построен в середине XIII в., поэтому мы категорически неприемлим версию И.В. Евстратова и В.Г. Рудакова, которые считают, что в Золотой Орде была только одна столица и находилась на месте Селитренного городища. Прекрасно согласуется с данными нумизматики сообщение Ибн Арабшаха: «между построением Сарая (следует читать Сарая ал-Джедид – А.П.) и разрушением тамошних мест (Тимуром в 1395 году – А.П.) 63 года (минуло)». Около 1335 года, судя по находкам монет, и возникает город возле Селитренного. Это сообщение и ряд других данных (мы не можем привести их за недостатком места) позволяют считать, что древнейшая столица Золотой Орды (нижневолжский город со слоями 1250-1330-х годов) еще не найдена. Эпитет ал-Джедид на монетах Сарая означает перенос города на новое место. Очевидно, что и монеты Сарая (ал-Махруса), выбитые после 1330-х годов были чеканены на Селитренном городище. Ал-Джедид стал одним из эпитетов, который применялся для отличия от Старого Сарая, вначале постоянно (1340-е годы), а затем, когда старая столица была уже оставлена, время от времени (Ситуация совершенно сходная с той, которую мы можем проследить по Булгару). У восточных авторов нам известно 6 упоминаний Сарая ал-Джедид. Все они относятся к 1340-м годам (древнейшие - сообщения о смерти Узбека). Несомненно, что речь идет о столице Золотой Орды. После 1340-х годов письменные источники упоминают только Сарай. Нельзя видеть в этом Сарае древнейшую столицу Золотой Орды. После окончательного запустения Старого Сарая (видимо, в 1340-е годы) эпитет ал-Джедид уже мог не применяться, а на монетах тогда и стал применяться не более как одна из тонкостей изображения «арабской учености, заодно с прочими вычурными эпитетами».

Совершенно неосновательно связывать появление рассматриваемого эпитета с сильным возрастанием городов, как это делает В.Г. Рудаков. Как же быть с Гюлистаном ал-Джедид (на монетах с 766 г.х.) и с Маджаром ал-Джедид (на монетах в 774 г.х.), которые появляются в самый разгар междоусобных войн и страшной разрухи?

Таким образом, известные на сегодняшний день сведения, не позволяют считать, что золотоордынские города с прибавлением прилагательного ал-Джедид, располагались на месте старых одноименных городов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33814. Образ богочеловека — Иисуса Христа 19.21 KB
  Ветхий завет священная книга последователей иудаизма и Новый завет излагающий важнейшие этапы жизни создателя христианства Иисуса Христа и основные положения его учения. Два из этих Евангелий от Матфея и от Иоанна приписываются непосредственно ученикам Иисуса Христа а два других от Марка и от Луки ученикам учеников Иисуса Христа. Новая эра и начинает свой отсчет со времени рождения Иисуса Христа.
33815. Харизматические лидеры раннего христианства 16.39 KB
  Именно с Павлом ассоциируется разрыв со свойственной иудаизму национальной ограниченностью религии ему приписывают слова о том что для христианства нет ни эллина ни иудея что Богу угодны все; и иудеи и язычники и обрезанные и необрезанные – достаточно лишь отказаться от старого образа жизни и поверить в Христа т. Трансформация раннего христианства Переосмысление раннего христианства в духе паулинизма явилось началом его трансформации в сторону организованной вселенской церкви. В этом смысле именно Павел может считаться первым...
33816. Первый церковный собор 18.11 KB
  Для выработки единого мнения по важнейшим вопросам по инициативе императора Константина был созван 1 церковный собор который должен был заложить основы единой христианской церкви. 1 Собор прошел в г. Постановления собора были приняты не только от имени святых отцов но и от лица императора Константина что закрепило особую роль императора во взаимоотношениях с церковью.
33817. Монофизитство 14.14 KB
  В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей или семь если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать как две дефакто автокефальных церкви. Древние Восточные церкви можно разделить на три группы: 1 Сирояковиты копты и малабарцы Маланкарская церковь Индии. 3 Эфиопы Эфиопская и Эритрейская церкви. Армянская церкви в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в IV в.
33818. Несторианство 14.18 KB
  В то же время как и в халкидонских церквах различаются действия во Христе одни действия Христа рождение от Марии страдания смерть на кресте несторианство относит к его человечеству другие творение чудес к Божеству. Несторианство особо подчеркивает важность подвигов Христа как человека. Как оппозиционное византийскому христианству направление Несторианство закрепилось в церкви Персидской империи в результате чего эта церковь обособилась от всего остального христианского мира. Усилиями миссионеров Сироперсидской церкви АЦВ в...
33819. Суфии и суфизм 16.21 KB
  В отличие от рационалистовмутазилитов суфии – мистики ислама. Суфии от слова суф означающего грубую шерстяную накидку в которую они облачались – это своеобразные мусульманские монахи. Подавляя а то и пугая правоверных своим необычным видом и странным поведением суфии особенно нищие дервиши вначале вызывали настороженное к себе отношение подозрение и даже преследование властей. Посвятив себя Аллаху стремясь уйти от мирских дел отказываясь от имущества и от земных привязанностей усмиряя свои чувства и страсти суфии как бы...
33820. Бахаизм 19.62 KB
  Городом в котором сформировалась первая бахаистская община был Багдад сейчас столица Ирака. Бабизм от имени своего основателя Баба став важным идейным источником бахаизма в дальнейшем прекратил своё существование причём именно его последователи и образовали первые общины бахаи. Главная идея бабизма унаследованная бахаизмом состояла в утверждении что Мухаммад был последним пророком Бога не для всей истории человечества а только для определённого исторического этапа что после него новый этап открывают два пророка одним из...
33821. Синтоизм 13.96 KB
  В японской религии синто или синтоизме как называют её европейцы к числу божеств именуемых ками относятся божественные предки японского народа; духи гор рек камней деревьев огня ветра; божествапокровители отдельных местностей и ремёсел; божества олицетворяющие человеческие добродетели; духи умерших. Само название религии синто состоит из двух иероглифов: син и то . Таким образом дословный перевод синто путь богов . Что же стоит за столь необычным названием Строго говоря синто языческая религия.
33822. Шаманизм 15.02 KB
  Шаманизм особенно широко распространен в племенных культурах которые развиваясь на значительных удалениях друг от друга создали системы поверий поразительно схожие между собой. Шаманом называется человек который погружаясь в особое исступленное состояние сознания обретает способность общаться с оберегающими и помогающими духами и черпать из потусторонних источников значительную силу. Главной целью шаманизма является лечение тела и рассудка. Шаманизм представляет собой сложное явление и его часто ошибочно приравнивают к магии...