65086

ОЦЕНКА РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЗОНКАБЫ ЛОБЕАН-ДАГБЫ В ТРУДАХ Г.Ц. ЦЫБИКОВА И Б.Я. ВЛАДИМИРЦОВА

Научная статья

История и СИД

Цыбиков пользуется термином реформаторство применительно к деятельности Цзонкабы однако вместе с тем уточняет что он подразумевает под ним объясняя свое понимание сущности рассматриваемой проблемы.

Русский

2014-07-25

34.5 KB

0 чел.

УДК 315.00

ОЦЕНКА РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЗОНКАБЫ ЛОБЕАН-ДАГБЫ В ТРУДАХ Г.Ц. ЦЫБИКОВА И Б.Я. ВЛАДИМИРЦОВА

Насонов А.А.

Кафедра новой, новейшей истории зарубежных стран и международных отношений

Кемеровский государственный университет

nasonovalexander@mail.ru

 Рассматривая историю развития буддийского вероучения в Тибете, ни один из исследователей не может обойтись без анализа религиозно-политической деятельности Цзонкабы Лобеана-Дагбы (1357 - 1419). Однако если в вопросе оценки значения, проведенных им преобразований, большинство историков сходятся, признавая их основополагающим этапом складывания ламаизма, то по вопросу их сущности идут споры и высказываются различные точки зрения. Такая ситуация наблюдается не только в советской и современной историографии, но также в исторической мысли дореволюционного времени. Именно тогда сложились взгляды выдающихся востоковедов России Г.Ц. Цыбикова и Б.Я. Владимирцова. Долгое время результаты научной деятельности этих ученых находились в тени работ исследователей советского периода. И сегодня, когда активно начинают пересматриваться основные положения прежних подходов к пониманию исторической роли буддизма в развитии цивилизаций Востока, происходит отход от акцентирования внимания только на негативных чертах этого вероучения в истории стран Азии и проводится более детальная оценка его культурного наследия, весьма ценной видится позиция Г.Ц. Цыбикова и Б.Я. Владимирцова по рассматриваемым вопросам.

 Деятельность Цзонкабы Лобеана-Дагбы оценивается у Г.Ц. Цыбикова [2; С. 62] и Б.Я. Владимирцова [1; С. 440] по-разному, однако, схожие подходы в их концепциях все же имеются. И для одного и для другого исследователя Цзонкаба является основателем ламаизма, несмотря на то что буддийское вероучение стало распространяться в Тибете значительно раньше, в VII в. Этот тезис объясняется ими тем, что Цзонкаба стал основателем школы гэлугпа, которая в научной среде чаще всего ассоциируется с термином «ламаизм», а также с тем, что его действия окончательно оформили все составляющие религии Тибета: обрядовость, догматику, нормы жизни монашеской общины и даже будущий теократический строй. На этом общее во взглядах исследователей заканчивается.

 Г.Ц. Цыбиков пользуется термином «реформаторство» применительно к деятельности Цзонкабы, однако вместе с тем уточняет, что он подразумевает под ним, объясняя свое понимание сущности рассматриваемой проблемы. Для Г.Ц. Цыбикова Цзонкаба – это реформатор буддизма. Новая религия проникает в Тибет в VII в., но только в XIV в. оформляется в стройную религиозно-философскую систему и деятельность Цзонкабы в немалой степени способствует этому. Его секта действительно сделала многое: развила культ, обрядовость, а также приняла рациональное, на ее взгляд, из других школ буддизма в Тибете. Цзонкаба, по мнению Г.Ц. Цыбикова, большое внимание уделяет изучению буддийской философии. Его преобразования затронули многие сферы жизни буддизма в Тибете: начиная от регламентации жизни монашеской жизни и заканчивая церемониалом богослужения. Таким образом, Цзонкаба по праву может считаться основателем ламаизма [2; С. 52 - 62]. Во многом такая позиция автора складывается из-за того, что он был чрезвычайно близко знаком с изучаемым вероучением, поскольку сам был ламаистом, соответственно мог судить о роли Цзонкабы не только как исследователь, но и как верующий.

 Б.Я. Владимирцов по-своему понимает деятельность Цзонкабы. Для него он, прежде всего, реставратор первоначального буддизма, поскольку многие из его действий были направлены на возвращение к махаянистическим традициям. Большинство проповедников VII в. принадлежали именно к этому направлению, поэтому Цзонкаба считал необходимым вернуться к первоначальным постулатам, не искаженным временем борьбы буддизма с местными тибетскими культами. Однако, как утверждает Б.Я. Владимирцов, такое возвращение вряд ли было возможно в XIV – XV вв., и Цзонкаба это понимал, поэтому сущность его деятельности была двойственной. С одной стороны, присутствовало стремление подражать махаянистическим традициям, с другой, стали появляться новые черты: строгая иерархия лам, открытость общины для новых членов, возможность монахам иметь частную собственность. Примером такой двоякости была идея Цзонкабы по популяризации ламаистского вероучения в широких массах тибетского народа. Традиционный догмат буддизма о бодхисаттвах, праведниках находящихся на пороге нирваны, но не уходящих в нее для того, чтобы помочь остальным буддистам на пути к просветлению, наполнялся новым смыслом. Ученики Цзонкабы, воплощение бодхисаттв, должны были перерождаться в будущих иерархах ламаизма: Далай-Ламе и Панчэт-Ламе. В их лице тибетцы должны были видеть образец для подражания, поскольку они были примером действенности буддийского вероучения [1; С. 440 - 443].

  Таким образом, Г.Ц. Цыбиков и Б.Я. Владимирцов дают каждый свою оценку деятельности Цзонкабы Лобеана-Дагбы. Несмотря на то что в их взглядах есть много общего, их концепции значительно отличаются. Для Г.Ц. Цыбикова, Цзонкаба -  это реформатор буддизма, основавший своими преобразованиями ламаизм, а для Б.Я. Владимирцова, он – реставратор, сочетавший обращение к махаянистическим традициям с внедрением в жизнь Тибета значительного числа новшеств. Взгляды этих исследователей, безусловно, являются оригинальными и представляют научный интерес в сфере изучения религиозной истории Тибета.

 Литература

1. Владимирцов Б.Я. Буддизм в Тибете и Монголии // Гумилев Л.Н. Древний Тибет. М., 1996

2. Цыбиков Г.Ц. Избранные труды. Т.2. Новосибирск, 1991

 

Научный руководитель – к.и.н., доцент Решетникова Л.С.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57411. The World We Live In - Мир, в котором мы живем. Урок–конференция 55.5 KB
  Председатель жюри: критерии оценки выработаны предварительно: оценивается глубина научность и актуальность проектной работы объем материала наличие продукта работы презентация и др.
57412. Образ берёзы в творчестве Есенина 52.5 KB
  Цель: Знакомство со стихами С. Есенина и фактами из его биографии; совершенствование умения учащихся анализировать поэтический текст на примере произведений Есенина...
57413. Нравственная проблематика сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» 899 KB
  Цель: опираясь на анализ сцены, её образов, добиться целостного осмысления данного эпизода трагедии под углом зрения выбранной проблемы; повторить понятие нравственной проблемы произведения; работать над выразительным чтением.
57414. С. Козлов «Снежный цветок» 1010.5 KB
  Цель Анализ пьесы. Задачи урока Повторение основных особенностей пьесы как жанра; Совершенствование навыка чтения; Обогащение словарного запаса, расширение кругозора учащихся; Воспитание дружеского отношения, чувства товарищества и взаимопомощи.
57415. Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным 184 KB
  Пушкина; воспитание эстетического вкуса у учащихся. Пушкина; мультимедийный проектор с экраном; презентация; музыкальное оформление: романс Метнера на слова Пушкина Цветок на мультимедийном компакт-диске Очарование романса...
57416. Что за прелесть эти сказки! 55.5 KB
  Цель урока: Прививать интерес к чтению Развивать образное мышление Формировать умение работать в коллективе сообща принимать решения; Воспитывать отзывчивость доброту чуткость; Привлекать детей к интеллектуальным играм...
57417. Обобщение по теме «Синтаксис» 583.5 KB
  ЦЕЛЬ: Обучающая: обучение умению работать с текстом; нахождение подлежащего и сказуемого, определение его вида; определение вида словосочетания и его синтаксической связи; подготовка к написанию сочинения.