65086

ОЦЕНКА РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЗОНКАБЫ ЛОБЕАН-ДАГБЫ В ТРУДАХ Г.Ц. ЦЫБИКОВА И Б.Я. ВЛАДИМИРЦОВА

Научная статья

История и СИД

Цыбиков пользуется термином реформаторство применительно к деятельности Цзонкабы однако вместе с тем уточняет что он подразумевает под ним объясняя свое понимание сущности рассматриваемой проблемы.

Русский

2014-07-25

34.5 KB

0 чел.

УДК 315.00

ОЦЕНКА РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЗОНКАБЫ ЛОБЕАН-ДАГБЫ В ТРУДАХ Г.Ц. ЦЫБИКОВА И Б.Я. ВЛАДИМИРЦОВА

Насонов А.А.

Кафедра новой, новейшей истории зарубежных стран и международных отношений

Кемеровский государственный университет

nasonovalexander@mail.ru

 Рассматривая историю развития буддийского вероучения в Тибете, ни один из исследователей не может обойтись без анализа религиозно-политической деятельности Цзонкабы Лобеана-Дагбы (1357 - 1419). Однако если в вопросе оценки значения, проведенных им преобразований, большинство историков сходятся, признавая их основополагающим этапом складывания ламаизма, то по вопросу их сущности идут споры и высказываются различные точки зрения. Такая ситуация наблюдается не только в советской и современной историографии, но также в исторической мысли дореволюционного времени. Именно тогда сложились взгляды выдающихся востоковедов России Г.Ц. Цыбикова и Б.Я. Владимирцова. Долгое время результаты научной деятельности этих ученых находились в тени работ исследователей советского периода. И сегодня, когда активно начинают пересматриваться основные положения прежних подходов к пониманию исторической роли буддизма в развитии цивилизаций Востока, происходит отход от акцентирования внимания только на негативных чертах этого вероучения в истории стран Азии и проводится более детальная оценка его культурного наследия, весьма ценной видится позиция Г.Ц. Цыбикова и Б.Я. Владимирцова по рассматриваемым вопросам.

 Деятельность Цзонкабы Лобеана-Дагбы оценивается у Г.Ц. Цыбикова [2; С. 62] и Б.Я. Владимирцова [1; С. 440] по-разному, однако, схожие подходы в их концепциях все же имеются. И для одного и для другого исследователя Цзонкаба является основателем ламаизма, несмотря на то что буддийское вероучение стало распространяться в Тибете значительно раньше, в VII в. Этот тезис объясняется ими тем, что Цзонкаба стал основателем школы гэлугпа, которая в научной среде чаще всего ассоциируется с термином «ламаизм», а также с тем, что его действия окончательно оформили все составляющие религии Тибета: обрядовость, догматику, нормы жизни монашеской общины и даже будущий теократический строй. На этом общее во взглядах исследователей заканчивается.

 Г.Ц. Цыбиков пользуется термином «реформаторство» применительно к деятельности Цзонкабы, однако вместе с тем уточняет, что он подразумевает под ним, объясняя свое понимание сущности рассматриваемой проблемы. Для Г.Ц. Цыбикова Цзонкаба – это реформатор буддизма. Новая религия проникает в Тибет в VII в., но только в XIV в. оформляется в стройную религиозно-философскую систему и деятельность Цзонкабы в немалой степени способствует этому. Его секта действительно сделала многое: развила культ, обрядовость, а также приняла рациональное, на ее взгляд, из других школ буддизма в Тибете. Цзонкаба, по мнению Г.Ц. Цыбикова, большое внимание уделяет изучению буддийской философии. Его преобразования затронули многие сферы жизни буддизма в Тибете: начиная от регламентации жизни монашеской жизни и заканчивая церемониалом богослужения. Таким образом, Цзонкаба по праву может считаться основателем ламаизма [2; С. 52 - 62]. Во многом такая позиция автора складывается из-за того, что он был чрезвычайно близко знаком с изучаемым вероучением, поскольку сам был ламаистом, соответственно мог судить о роли Цзонкабы не только как исследователь, но и как верующий.

 Б.Я. Владимирцов по-своему понимает деятельность Цзонкабы. Для него он, прежде всего, реставратор первоначального буддизма, поскольку многие из его действий были направлены на возвращение к махаянистическим традициям. Большинство проповедников VII в. принадлежали именно к этому направлению, поэтому Цзонкаба считал необходимым вернуться к первоначальным постулатам, не искаженным временем борьбы буддизма с местными тибетскими культами. Однако, как утверждает Б.Я. Владимирцов, такое возвращение вряд ли было возможно в XIV – XV вв., и Цзонкаба это понимал, поэтому сущность его деятельности была двойственной. С одной стороны, присутствовало стремление подражать махаянистическим традициям, с другой, стали появляться новые черты: строгая иерархия лам, открытость общины для новых членов, возможность монахам иметь частную собственность. Примером такой двоякости была идея Цзонкабы по популяризации ламаистского вероучения в широких массах тибетского народа. Традиционный догмат буддизма о бодхисаттвах, праведниках находящихся на пороге нирваны, но не уходящих в нее для того, чтобы помочь остальным буддистам на пути к просветлению, наполнялся новым смыслом. Ученики Цзонкабы, воплощение бодхисаттв, должны были перерождаться в будущих иерархах ламаизма: Далай-Ламе и Панчэт-Ламе. В их лице тибетцы должны были видеть образец для подражания, поскольку они были примером действенности буддийского вероучения [1; С. 440 - 443].

  Таким образом, Г.Ц. Цыбиков и Б.Я. Владимирцов дают каждый свою оценку деятельности Цзонкабы Лобеана-Дагбы. Несмотря на то что в их взглядах есть много общего, их концепции значительно отличаются. Для Г.Ц. Цыбикова, Цзонкаба -  это реформатор буддизма, основавший своими преобразованиями ламаизм, а для Б.Я. Владимирцова, он – реставратор, сочетавший обращение к махаянистическим традициям с внедрением в жизнь Тибета значительного числа новшеств. Взгляды этих исследователей, безусловно, являются оригинальными и представляют научный интерес в сфере изучения религиозной истории Тибета.

 Литература

1. Владимирцов Б.Я. Буддизм в Тибете и Монголии // Гумилев Л.Н. Древний Тибет. М., 1996

2. Цыбиков Г.Ц. Избранные труды. Т.2. Новосибирск, 1991

 

Научный руководитель – к.и.н., доцент Решетникова Л.С.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2844. Препроцессор языка C 75.5 KB
  Препроцессор языка C Препроцессор языка C – это программа, выполняющая обработку исходного кода для передачи его компилятору, в процессе которой происходит подстановка директив и выполнение операций препроцессора. Все директивы препроцессора на...
2845. Интерпретация составных описателей 36 KB
  Интерпретация составных описателей При объявлении переменных, массивов, указателей или функций кроме простых идентификаторов могут использоваться составные описатели. Составной описатель – это идентификатор, дополненный более чем одним признако...
2846. Типы данных, определяемые пользователем (агрегативные типы данных) 51 KB
  Типы данных, определяемые пользователем (агрегативные типы данных) Язык C позволяет программисту создавать следующие типы данных: переименование типов перечислимый тип структура битовые поля объединение Переименование типов. Язык C позволяет дать но...
2847. Прерывания в ОС MS-DOS 36 KB
  Прерывания в ОС MS-DOS Драйвер – это программа, являющаяся посредником между устройством и программой пользователя и предоставляющая набор функций для работы с устройством. В MS-DOS существуют драйверы символьных устройств (за одну операцию обм...
2848. Процесс взаимодействия системы с клавиатурой в ОС MS-DOS 39 KB
  Процесс взаимодействия системы с клавиатурой в ОС MS-DOS Клавиатура – это устройство компьютера, предназначенное для ввода текстовой информации. Технически клавиатура представляет собой матрицу ключей (кнопок), замыкаемых пользователем при нажа...
2849. Работа с мышью 89 KB
  Работа с мышью. Мышь – это устройство компьютера для ввода информации, относящееся к классу манипуляторов. Курсор мыши – это указатель мыши, перемещающийся по экрану в зависимости от перемещения мыши по столу. Так как курсор мыши представля...
2850. Видеосистема компьютера 54.5 KB
  Видеосистема компьютера Видеосистема компьютера включает в себя ряд аппаратных и программных средств, позволяющих получать на экране терминала изображения. К аппаратным средствам относятся монитор и видеоадаптер. К программным средствам относятся ср...
2851. Работа в графическом режиме видеоадаптера в ОС MS-DOS 131 KB
  Работа в графическом режиме видеоадаптера в ОС MS-DOS Функции для работы в графическом режиме определены в стандартном заголовочном файле graphics.h. Так же, как и в текстовом режиме, графические функции оперируют с окнами. При запуске программы исх...
2852. Обработка системных ошибок 65.5 KB
  Обработка системных ошибок В стандартной библиотеке stdlib.h объявлена переменная errno типа int, которая содержит код системной ошибки, значение переменной устанавливается ОС после выполнения каждой системной операции. В стандартной библиотеке errn...