65086

ОЦЕНКА РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЗОНКАБЫ ЛОБЕАН-ДАГБЫ В ТРУДАХ Г.Ц. ЦЫБИКОВА И Б.Я. ВЛАДИМИРЦОВА

Научная статья

История и СИД

Цыбиков пользуется термином реформаторство применительно к деятельности Цзонкабы однако вместе с тем уточняет что он подразумевает под ним объясняя свое понимание сущности рассматриваемой проблемы.

Русский

2014-07-25

34.5 KB

0 чел.

УДК 315.00

ОЦЕНКА РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЗОНКАБЫ ЛОБЕАН-ДАГБЫ В ТРУДАХ Г.Ц. ЦЫБИКОВА И Б.Я. ВЛАДИМИРЦОВА

Насонов А.А.

Кафедра новой, новейшей истории зарубежных стран и международных отношений

Кемеровский государственный университет

nasonovalexander@mail.ru

 Рассматривая историю развития буддийского вероучения в Тибете, ни один из исследователей не может обойтись без анализа религиозно-политической деятельности Цзонкабы Лобеана-Дагбы (1357 - 1419). Однако если в вопросе оценки значения, проведенных им преобразований, большинство историков сходятся, признавая их основополагающим этапом складывания ламаизма, то по вопросу их сущности идут споры и высказываются различные точки зрения. Такая ситуация наблюдается не только в советской и современной историографии, но также в исторической мысли дореволюционного времени. Именно тогда сложились взгляды выдающихся востоковедов России Г.Ц. Цыбикова и Б.Я. Владимирцова. Долгое время результаты научной деятельности этих ученых находились в тени работ исследователей советского периода. И сегодня, когда активно начинают пересматриваться основные положения прежних подходов к пониманию исторической роли буддизма в развитии цивилизаций Востока, происходит отход от акцентирования внимания только на негативных чертах этого вероучения в истории стран Азии и проводится более детальная оценка его культурного наследия, весьма ценной видится позиция Г.Ц. Цыбикова и Б.Я. Владимирцова по рассматриваемым вопросам.

 Деятельность Цзонкабы Лобеана-Дагбы оценивается у Г.Ц. Цыбикова [2; С. 62] и Б.Я. Владимирцова [1; С. 440] по-разному, однако, схожие подходы в их концепциях все же имеются. И для одного и для другого исследователя Цзонкаба является основателем ламаизма, несмотря на то что буддийское вероучение стало распространяться в Тибете значительно раньше, в VII в. Этот тезис объясняется ими тем, что Цзонкаба стал основателем школы гэлугпа, которая в научной среде чаще всего ассоциируется с термином «ламаизм», а также с тем, что его действия окончательно оформили все составляющие религии Тибета: обрядовость, догматику, нормы жизни монашеской общины и даже будущий теократический строй. На этом общее во взглядах исследователей заканчивается.

 Г.Ц. Цыбиков пользуется термином «реформаторство» применительно к деятельности Цзонкабы, однако вместе с тем уточняет, что он подразумевает под ним, объясняя свое понимание сущности рассматриваемой проблемы. Для Г.Ц. Цыбикова Цзонкаба – это реформатор буддизма. Новая религия проникает в Тибет в VII в., но только в XIV в. оформляется в стройную религиозно-философскую систему и деятельность Цзонкабы в немалой степени способствует этому. Его секта действительно сделала многое: развила культ, обрядовость, а также приняла рациональное, на ее взгляд, из других школ буддизма в Тибете. Цзонкаба, по мнению Г.Ц. Цыбикова, большое внимание уделяет изучению буддийской философии. Его преобразования затронули многие сферы жизни буддизма в Тибете: начиная от регламентации жизни монашеской жизни и заканчивая церемониалом богослужения. Таким образом, Цзонкаба по праву может считаться основателем ламаизма [2; С. 52 - 62]. Во многом такая позиция автора складывается из-за того, что он был чрезвычайно близко знаком с изучаемым вероучением, поскольку сам был ламаистом, соответственно мог судить о роли Цзонкабы не только как исследователь, но и как верующий.

 Б.Я. Владимирцов по-своему понимает деятельность Цзонкабы. Для него он, прежде всего, реставратор первоначального буддизма, поскольку многие из его действий были направлены на возвращение к махаянистическим традициям. Большинство проповедников VII в. принадлежали именно к этому направлению, поэтому Цзонкаба считал необходимым вернуться к первоначальным постулатам, не искаженным временем борьбы буддизма с местными тибетскими культами. Однако, как утверждает Б.Я. Владимирцов, такое возвращение вряд ли было возможно в XIV – XV вв., и Цзонкаба это понимал, поэтому сущность его деятельности была двойственной. С одной стороны, присутствовало стремление подражать махаянистическим традициям, с другой, стали появляться новые черты: строгая иерархия лам, открытость общины для новых членов, возможность монахам иметь частную собственность. Примером такой двоякости была идея Цзонкабы по популяризации ламаистского вероучения в широких массах тибетского народа. Традиционный догмат буддизма о бодхисаттвах, праведниках находящихся на пороге нирваны, но не уходящих в нее для того, чтобы помочь остальным буддистам на пути к просветлению, наполнялся новым смыслом. Ученики Цзонкабы, воплощение бодхисаттв, должны были перерождаться в будущих иерархах ламаизма: Далай-Ламе и Панчэт-Ламе. В их лице тибетцы должны были видеть образец для подражания, поскольку они были примером действенности буддийского вероучения [1; С. 440 - 443].

  Таким образом, Г.Ц. Цыбиков и Б.Я. Владимирцов дают каждый свою оценку деятельности Цзонкабы Лобеана-Дагбы. Несмотря на то что в их взглядах есть много общего, их концепции значительно отличаются. Для Г.Ц. Цыбикова, Цзонкаба -  это реформатор буддизма, основавший своими преобразованиями ламаизм, а для Б.Я. Владимирцова, он – реставратор, сочетавший обращение к махаянистическим традициям с внедрением в жизнь Тибета значительного числа новшеств. Взгляды этих исследователей, безусловно, являются оригинальными и представляют научный интерес в сфере изучения религиозной истории Тибета.

 Литература

1. Владимирцов Б.Я. Буддизм в Тибете и Монголии // Гумилев Л.Н. Древний Тибет. М., 1996

2. Цыбиков Г.Ц. Избранные труды. Т.2. Новосибирск, 1991

 

Научный руководитель – к.и.н., доцент Решетникова Л.С.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34733. Обеспечение единства измерений и надзор за мерами и весами в Российской империи 16.29 KB
  в связи с экономическим развитием страны встал вопрос не только о единообразии мер и единой для всей страны системе мер как это было в XVI и XVII вв. Вопрос об основных эталонах оказался непростым так как было неясно какие образцы мер следует взять за основу. Предстояло прежде всего найти основания для установления величин той или иной меры а затем разработать принципы организации поверочного дела.
34734. Введение метрической системы в России. Метрические единицы измерения, принятые в СССР 17.08 KB
  Совет Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики по указанию В. И. Ленина 11 сентября 1918 г. принял декрет «О введении международной метрической десятичной системы мер и весов». Декрет определял «положить в основание всех измерений, производимых в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике...
34735. Историческая генеалогия: история развития, предмет и задачи, смежные дисциплины 13.87 KB
  Лихачева разработавшего научную методику исследования генеалогических источников и Л. Появляются исследования по истории отдельных дворянских родов работы Барсукова Васильчикова. многие отечественные генеалоги оказались за границей и там продолжили свои исследования. генеалогические исследования значительно сокращаются.
34736. Источники по генеалогии дворянства 16 - 17вв.: Государев родословец и Бархатная книга (история создания, структура, содержание) 13.23 KB
  : Государев родословец и Бархатная книга история создания структура содержание Государев родословец История создания: Составлен Разрядным приказом в 1555 1556 году. В XVII веке Государев родословец включён в Бархатную книгу. Структура: 1 часть государев родословец был составлен при Иване 4; 2 часть составлена на основе приказов. В Бархатную книгу включены: Государев родословец 1555 1556 состоящий преимущественно из родословных записей Рюриковичей и Гедиминовичей царский княжеские боярские роды а также материалы за вторую...
34738. Ревизские сказки как источник по генеалогии непривилегированных слоев населения 15.76 KB
  Это документы именной переписи податного населения Российской Империи XVIII середины XIX вв. Проведение реформы потребовало организации подушного учета населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения в которых указывались имя отчество и фамилия владельца двора его возраст имя и отчество членов семьи с указанием возраста отношение к главе семьи.
34739. Материалы всероссийской переписи населения 1897года как источник по генеалогии непривилегированных слоев населения 13.06 KB
  дают материалы Первой всероссийской переписи населения это прямой массовый статистический учет населения проводимый с целью определения его численности состава и размещения на определенный момент. Первый подробный проект переписи населения был представлен председателем Центрального статистического комитета П. Только почти через 20 лет этот проект был утвержден императором Николаем II согласно Положению о Первой всеобщей переписи населения Российской империи изданному в 1895 г.
34740. Церковные метрические книги как источник по генеалогии непривилегированных слоев населения 13.82 KB
  Метрические книги велись в России до революции в церковных приходах духовенством или особыми гражданскими чиновниками. Во второй части метрической книги также приводился порядковый номер и дата бракосочетания. Метрические книги велись в двух экземплярах: один направлялся на хранение в архив консистории учреждение с церковноадминистративными и судебными функциями которая подчинялась епархиальному архиерею второй оставался в церкви.
34741. Методика генеалогических исследований. Генеалогические таблицы и росписи 15.71 KB
  Поколенная роспись это нумерованное перечисление членов рода потомков родоначальника по мужской линии обоего пола по генеалогическому старшинству с выделением поколений и указанием при каждом члене рода номера его отца. Выделяются три наиболее употребительных: а все лица рода распределялись по коленам нумеровавшимся римскими цифрами перед представителем рода ставился порядковый номер арабскими цифрами а в конце строки ставился порядковый номер отца; как валовая нумерация б номер отца при сплошной нумерации переносится в начало...