65086

ОЦЕНКА РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЗОНКАБЫ ЛОБЕАН-ДАГБЫ В ТРУДАХ Г.Ц. ЦЫБИКОВА И Б.Я. ВЛАДИМИРЦОВА

Научная статья

История и СИД

Цыбиков пользуется термином реформаторство применительно к деятельности Цзонкабы однако вместе с тем уточняет что он подразумевает под ним объясняя свое понимание сущности рассматриваемой проблемы.

Русский

2014-07-25

34.5 KB

0 чел.

УДК 315.00

ОЦЕНКА РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЗОНКАБЫ ЛОБЕАН-ДАГБЫ В ТРУДАХ Г.Ц. ЦЫБИКОВА И Б.Я. ВЛАДИМИРЦОВА

Насонов А.А.

Кафедра новой, новейшей истории зарубежных стран и международных отношений

Кемеровский государственный университет

nasonovalexander@mail.ru

 Рассматривая историю развития буддийского вероучения в Тибете, ни один из исследователей не может обойтись без анализа религиозно-политической деятельности Цзонкабы Лобеана-Дагбы (1357 - 1419). Однако если в вопросе оценки значения, проведенных им преобразований, большинство историков сходятся, признавая их основополагающим этапом складывания ламаизма, то по вопросу их сущности идут споры и высказываются различные точки зрения. Такая ситуация наблюдается не только в советской и современной историографии, но также в исторической мысли дореволюционного времени. Именно тогда сложились взгляды выдающихся востоковедов России Г.Ц. Цыбикова и Б.Я. Владимирцова. Долгое время результаты научной деятельности этих ученых находились в тени работ исследователей советского периода. И сегодня, когда активно начинают пересматриваться основные положения прежних подходов к пониманию исторической роли буддизма в развитии цивилизаций Востока, происходит отход от акцентирования внимания только на негативных чертах этого вероучения в истории стран Азии и проводится более детальная оценка его культурного наследия, весьма ценной видится позиция Г.Ц. Цыбикова и Б.Я. Владимирцова по рассматриваемым вопросам.

 Деятельность Цзонкабы Лобеана-Дагбы оценивается у Г.Ц. Цыбикова [2; С. 62] и Б.Я. Владимирцова [1; С. 440] по-разному, однако, схожие подходы в их концепциях все же имеются. И для одного и для другого исследователя Цзонкаба является основателем ламаизма, несмотря на то что буддийское вероучение стало распространяться в Тибете значительно раньше, в VII в. Этот тезис объясняется ими тем, что Цзонкаба стал основателем школы гэлугпа, которая в научной среде чаще всего ассоциируется с термином «ламаизм», а также с тем, что его действия окончательно оформили все составляющие религии Тибета: обрядовость, догматику, нормы жизни монашеской общины и даже будущий теократический строй. На этом общее во взглядах исследователей заканчивается.

 Г.Ц. Цыбиков пользуется термином «реформаторство» применительно к деятельности Цзонкабы, однако вместе с тем уточняет, что он подразумевает под ним, объясняя свое понимание сущности рассматриваемой проблемы. Для Г.Ц. Цыбикова Цзонкаба – это реформатор буддизма. Новая религия проникает в Тибет в VII в., но только в XIV в. оформляется в стройную религиозно-философскую систему и деятельность Цзонкабы в немалой степени способствует этому. Его секта действительно сделала многое: развила культ, обрядовость, а также приняла рациональное, на ее взгляд, из других школ буддизма в Тибете. Цзонкаба, по мнению Г.Ц. Цыбикова, большое внимание уделяет изучению буддийской философии. Его преобразования затронули многие сферы жизни буддизма в Тибете: начиная от регламентации жизни монашеской жизни и заканчивая церемониалом богослужения. Таким образом, Цзонкаба по праву может считаться основателем ламаизма [2; С. 52 - 62]. Во многом такая позиция автора складывается из-за того, что он был чрезвычайно близко знаком с изучаемым вероучением, поскольку сам был ламаистом, соответственно мог судить о роли Цзонкабы не только как исследователь, но и как верующий.

 Б.Я. Владимирцов по-своему понимает деятельность Цзонкабы. Для него он, прежде всего, реставратор первоначального буддизма, поскольку многие из его действий были направлены на возвращение к махаянистическим традициям. Большинство проповедников VII в. принадлежали именно к этому направлению, поэтому Цзонкаба считал необходимым вернуться к первоначальным постулатам, не искаженным временем борьбы буддизма с местными тибетскими культами. Однако, как утверждает Б.Я. Владимирцов, такое возвращение вряд ли было возможно в XIV – XV вв., и Цзонкаба это понимал, поэтому сущность его деятельности была двойственной. С одной стороны, присутствовало стремление подражать махаянистическим традициям, с другой, стали появляться новые черты: строгая иерархия лам, открытость общины для новых членов, возможность монахам иметь частную собственность. Примером такой двоякости была идея Цзонкабы по популяризации ламаистского вероучения в широких массах тибетского народа. Традиционный догмат буддизма о бодхисаттвах, праведниках находящихся на пороге нирваны, но не уходящих в нее для того, чтобы помочь остальным буддистам на пути к просветлению, наполнялся новым смыслом. Ученики Цзонкабы, воплощение бодхисаттв, должны были перерождаться в будущих иерархах ламаизма: Далай-Ламе и Панчэт-Ламе. В их лице тибетцы должны были видеть образец для подражания, поскольку они были примером действенности буддийского вероучения [1; С. 440 - 443].

  Таким образом, Г.Ц. Цыбиков и Б.Я. Владимирцов дают каждый свою оценку деятельности Цзонкабы Лобеана-Дагбы. Несмотря на то что в их взглядах есть много общего, их концепции значительно отличаются. Для Г.Ц. Цыбикова, Цзонкаба -  это реформатор буддизма, основавший своими преобразованиями ламаизм, а для Б.Я. Владимирцова, он – реставратор, сочетавший обращение к махаянистическим традициям с внедрением в жизнь Тибета значительного числа новшеств. Взгляды этих исследователей, безусловно, являются оригинальными и представляют научный интерес в сфере изучения религиозной истории Тибета.

 Литература

1. Владимирцов Б.Я. Буддизм в Тибете и Монголии // Гумилев Л.Н. Древний Тибет. М., 1996

2. Цыбиков Г.Ц. Избранные труды. Т.2. Новосибирск, 1991

 

Научный руководитель – к.и.н., доцент Решетникова Л.С.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85460. Чарівна осінь 64 KB
  Мета: Удосконалювати навички виразного читання збагачувати лексичний запас учнів; учити порівнювати художні твори; формувати естетичні смаки; розвивати уяву спостережливість; виховувати бережливе ставлення до природи. Мотивація навчальної діяльності: а Виразне читання вірша вчителем...
85461. М.Коцюбинський. Харитя 52 KB
  Мета. Удосконалювати навички виразного читання; розвивати вміння орієнтуватися у структурі оповідання, придумувати заголовки, розвивати навички елементарного аналізу художнього твору, давати характеристику дійовим особам твору, збагачувати словниковий запас, розвивати мовлення...
85462. Життєвий і творчий шлях І.Я.Франка. І.Я.Франко «Дивувалася зима» 43.5 KB
  Мета. Поглибити знання учнів про життя і творчість Івана Яковича Франка; вчити виразно читати вірші, формувати вміння аналізувати віршовані твори, виховувати через образне слово почуття любові до свого народу, до України, рідної мови.
85463. «Два брехуни одної правди не кажуть», або «Рука руку миє, нога ногу підпирає». Порівняльний опис байки Л.І. Глібова «Зозуля й півень» та байки І.А. Крилова «Зозуля й півень» 188 KB
  Мета: Розширювати знання дітей про жанр байки, вчити виразно, інтонаційно читати, порівнювати твори різних авторів; словниковий запас учнів; розвивати вміння визначати головну думку байки; виховувати почуття справедливості.
85464. Великий Кобзар. Т. Г. Шевченко «Вітер з гаєм розмовляє...»; «Садок вишневий коло хати...» 2.28 MB
  Розробка уроку читання у 4 класі на заявлену тему мета якого збагатити й узагальнити знання дітей про Тараса Шевченка великого поета і художника; зосередити увагу на образних засобах створення поетичних картин української природи; розвивати вміння виразно читати образне мислення і мовлення...
85465. Василь Сухомлинський «Усмішка» 309 KB
  Мета: активізувати і розширити знання дітей про життя і творчість В.Сухомлинського, розвивати навички швидкого виразного читання, вміння швидко орієнтуватися в тексті, знаходити описи, висловлювати оцінні судження; виховувати в учнів доброзичливе ставлення до оточуючих.
85466. Життя і творчість Павла Тичини. «Гаї шумлять», «Хор лісових дзвіночків» 77 KB
  Мета: формування ключових компетентностей: вміння вчитися – самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної особливості національної і загальнолюдської культури в побутовій і культурно–дозвільній сфері; компетентності з ІКТ.
85467. Только тот, кто помнит о прошлом, достоин будущего. Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 70-й годовщине начала Великой Отечественной войны 90.5 KB
  Цель мероприятия: - создавать у учащихся целостное представление о Великой Отечественной войне, повышать мотивацию учащихся для получения новых знаний; воспитывать общечеловеческие ценности, чувство патриотизма, уважительное отношение к историческому наследию Украины, родного края, к старшему поколению...
85468. Гурток цікавої української мови. «У світі чарівних звуків та слів» 163 KB
  Звуки утворені із них слова та речення сприймаються нами як щось звичайне буденне пересічне. У світі чарівних звуків і слів гурток цікавої української мови Мета курсу: розширити і поглибити знання учнів з української мови; показати багатство і образність слова повести до скарбниці лексичних перлин що мають тільки їм властиву і неповторну будову та значення і разом з тим тісно пов’язаних між собою нитками походження звучання граматичних особливостей; переконати учнів що світ звуків і слів не менш цікавий ніж світ тварин і рослин...