65109

Кыпчаки и Кимакский каганат. Йемеки

Научная статья

История и СИД

Легендарные сведения подтверждают указанное направление движения кыпчаков: согласно легенде о предке уйгуров Огузкагане последний послал кыпчаков чтобы они поселились между страной итбараков предположительно киргизов. Повидимому более раннее или параллельное название кыпчаков сиры.

Русский

2014-07-25

47 KB

6 чел.

Кыпчаки и Кимакский каганат. Йемеки

Раздел:

История

Подаздел:

Кыпчаки и Кимакский каганат

Автор:

Д. М. Исхаков, И. Л. Измайлов

Опубликована:

из книги “Татары”, серия “Народы и культуры”, Москва, “Наука”, 3-4-2001

Добавлена:

22-2-2005

В начале XI в. на границах Волжской Булгарии появляются кыпчаки (куманы). Наиболее раннее упоминание о кыпчаках сохранилось в надписи на Селенгинском камне, посвященном Эл-этмиш Билге-кагану (747-759) - правителю Уйгурского каганата. Кыпчаки вначале были в составе союза кимаков, подчинявшихся Уйгурскому каганату. После его падения (840) ки-маки, в составе которых отмечались такие племена, как йемек, емур, татар, баиан-дир, кыпчак, олсляд, л(ы)никаз, двинулись на запад и около 850 г. начали доминировать в Западной Сибири. По данным Гардизи, правящий дом у кимаков был татарского происхождения. В середине IX в. кимаки занимали уже территорию Южного Урала, Казахстана и район Аральского моря. А в конце IX - начале Х в. границей между ними и огузами стала р. Яик. Именно эту ситуацию отмечал автор труда "Худуд ал-Алам" (X в.): "Южные границы кыпчаков соприкасаются с печенегами, а все остальные границы - с северными землями, где никто не живет". Получается, что в конце IX в. кыпчаки находились уже в Центральном Казахстане. Легендарные сведения подтверждают указанное направление движения кыпчаков: согласно легенде о предке уйгуров Огуз-кагане, последний послал кыпчаков, чтобы они поселились между "страной ит-бараков (предположительно киргизов. - Д.И, И.И.) и Яиком". В варианте этого предания, записанном среди башкир, речь идет о том, что "Огуз, дав Кыпчаку войско, послал в долину реки Итиль". Далее в легенде говорится, что Огуз-каган послал Кыпчака против взбунтовавшихся народов, таких как маджары (башкиры), хазары, русы и др. После их усмирения Кыпчак "царствовал 300 лет" ("со времен Огуз-кагана до времени Чингис-хана").

Высказывались достаточно обоснованные заключения о том, что кыпчаки и йемеки под именем сеяньто в VI в. локализовывались на Алтае. Сеяньто возводят обычно к группе теле, берущей начало, в свою очередь, от гуннского объединения. По-видимому, более раннее или параллельное название кыпчаков — сиры. Последний этноним после 735 г. больше не упоминается, зато во второй половине VIII в. в ряде источников появляется племя (объединение) кыбчак-хыфчак (Ахинжанов; Кляшторный, Савинов. С. 41-49). Другое наименование кыпчаков - куманы (команы) - применялось для обозначения объединения огузо-печенегов, среди которых жили канглы, влившиеся в состав кыпчаков (по М. Кашгари, канглы -это знатное лицо у кыпчаков). Отсюда еще один этноним кыпчаков - кун (этот этноним и лежит в основе наименования куман). Связь этих двух этнонимов отчет ливо прослеживается по разным источникам. Так, в грузинской летописи XII в. упоминается "страна Куманов, которые являются кыпчаками". Г. Рубрук (ХШ в.) сообщает о "команах", которые называются "capchat" (т.е. кыпчак). По некоторым данным, среди куманов (кунов) присутствовали и монголоязычные группы. Кроме того, среди восточных кыпчаков явно имелись и уйгуры (так называемые сары-уйгуры), что отражено в источниках, - иногда кыпчаков именовали сары (шари) (Добродомов, 1978). В целом кыпчакское объединение состояло из групп, ранее входивших в Кимакский союз, но доминирующей силой в новом объединении стали кыпчаки.

Язык кыпчаков, по мнению М.Кашгари, был "чистый тюркский язык". Он даже отметил такую особенность этого языка, как "джекание": "Кыпчаки, так же как и огузы, йа в начале слова заменяют на алиф и джим в начале имен и глаголов..." В то же время для языка кыпчаков были характерны признаки, присущие огузам. Так, по его же данным, “каждый мим в начале слова огузы, кыпчаки, сувары превращают в ба... тюрки говорят "ман бардум", то есть "я ходил", а сувары, кыпчаки и огузы говорят "бан бардум"”. Судя по лингвистическим данным, кыпчаки были сложным конгломератом тюркоязычных, монголоязычных (или ассимилированных тюрками монгольских) и иранских по происхождению, но уже, видимо, тюркизированных, групп, язык которых был без архаичных черт (ламбдаизм, ротацизм и т.д.) (Баскаков, 1985).

В целом продвижение кыпчаков на запад следует датировать 1018-1050 гг. Во всяком случае, в начале 1030-х годов кыпчаки уже находились на границах государства Хорезмшахов. Да и М.Кашгари сообщает, что район Аральского моря - это "обиталище огузов и кыпчаков". В 1055 г. появляются первые сведения о кыпчаках в русских летописях. К этому времени они, скорее всего, занимали не только Поволжье (см. замечание М. Кашгари: "Итиль - название реки в стране кыпчаков"), но и южнорусские степи. К 1070-м годам кыпчаки стали доминирующей силой в степях Евразии. Общепринято деление кыпчаков на две группы - на "диких" (первое упоминание в 1146 г.) и "недиких". Первые были восточной частью кыпчаков (кыпча-ки-канглы и йвмеки-кимаки), а вторые - западной (состояли частично из куманов). Но следует иметь в виду, что в 30-е годы XII в. восточные кыпчаки сами стали подразделяться на две части - на более восточную (Андар аз-Кифчак), локализованную в бывшей зоне проживания кимаков (летом кочевки этой группировки доходили до Иртыша, зимой они спускались до низовьев Сарысу, Чу, Таласа; центр - г. Сыгнак) и более западную (летние кочевки в Южном Приуралье, а зимовки - в низовьях Сыр-дарьи, в окрестностях Аральского моря).

Куманская конфедерация локализовывалась по двум берегам Днепра: - левобережье среднего и нижнего течения реки занимали племена Бурч-оглы (Бурчевичи русских летописей), Улаш-оглы (Улашевичи), а правобережье - Ит-оглы (Итоглый), Урус-оба (Урусобичи). Известны следующие родоплеменные образования кыпчаков: ай/кай-оба (аепичи/ каепичи русских летописей), алп-ерли (алберли, ильбари, ольбери, Отперлюевичи), вададж, барат (бараг), байаут, бурч-огли (Бурчевичи), бзанги, чакраг (чокраг/сократ), читай-оглы (Читеевичи), чиртан (чортан), дурут/дурт (по-видимому, тертер-оба -Тертъробичи), енч-оглы (Иланчук), йети-оба, китан-оба (кидане), куче/куч-оба (Коучебичи), кучет, кор/коор, кара-буркли (Черные клобуки), кол/кул-оба (Колобичи/Кулобичи), команды/команды, конгор/кангу-оглы, меркиты (бекруты), мингиз-оглы, орингу(т), уран, бесене/песенег, таргил (Тарголове), токсоба (Токсобичи), тгузкут, улаш-оглы (Улашевичи), урус/орыс-оба (Урусобичи), йемеки (половцы Емякове), уогур/уйгур (Баскаков, 1985; Golden, 1992. С. 278-279).

Кыпчаки, занимавшие огромную территорию - от Дуная на западе, до Иртыша на востоке и до мусульманских государств Средней Азии на юге, так и не смогли создать единое государственное образование. Одна из причин тому - вовлечение кыпчаков в разных районах их проживания в орбиту влияния уже сложившихся государств (Русь, Волжская Булгария, Хорезм).

В начале ХШ в. другим центром объединения кыпчаков стала группа во главе с потомками Шарукана (Шару-хан?), особенно при правлении Юрия (его отец, Кончак, был внук Шару-хана), убитого в сражении кыпчаков с монголами при р. Калке. Правящий клан этой группы был связан с племенем токсоба (Golden, 1979/80. С. 304-307; Голден. С. 18-19).

В южноуральских и заволжских степях располагались кочевья йемеков, одного из основных кимакских племен. В начале XII в. ими была предпринята попытка создать более прочное объединение во главе с племенем илъбариильбури. Это племя, связанное с тюрко-монгольским кланом байаут и вышедшее из среды группы кай, около 1125 г. стало важным элементом восточных кыпчаков; около 1150 г. алберли дошли и до Поволжья. Хотя окончательной кристаллизации данного объединения помешали походы хорезмшахов против кыпчаков в 1130-е годы, представители племени алберли имели титул "хан" (Ахинжанов, 1989. С. 202). Они некогда входили в состав Кимакского каганата, а после его распада откочевали в Заволжье. Их сила и влияние в этом регионе были так значительны, что позволяли (едва ли не каждый год) совершать набеги на окрестности расположенного в дельте Волги г. Саксин. Правитель йемеков, происходивший из знаменитого кыпчакского рода Ильбари (Алберли), носил пышный титул "хан ильбари и шах йемеков" и, судя по сообщениям восточных источников, властвовал над 10 тыс. семейств (Ахинжанов. С. 93-146, 198-207). История йемеков только начала раскрывать свои тайны, но уже сейчас ясно, что они играли важную роль в международных отношениях предмонгольского времени. Так, благодаря их поддержке государство Хорезмшахов сбросило иго каракитаев и подчинило себе весь Мавераннахр.

Волжская Булгария, несомненно, вынуждена была взаимодействовать с кыпчаками и йемеками. В начале XII в. в русских летописях отмечается, что хан Аепа (Айоба) и "прочие князья половецкие" были отравлены булгарами (ответом был поход князя Юрия Долгорукого, женатого на дочери князя Аепы, против булгар в 1120 г., см.: ПСРЛ. I. С. 292). В 1183 г. русские летописи говорят о "половцах Емяковых" (т.е. о йемеках), совершивших набег во главе с булгарским князем на булгарский Великий город - Биляр (ПСРЛ. I. С. 389; Летописец... С. 93; Измайлов, 2000. С. 39-41). В 1229 г., как сообщают русские летописи, спасаясь от монголов, "саксини и половцы взбегоша из низу к болгарам перед татары и сторожеви Болгарьскыи прибегоша бьени от Татар близь рекы енже имя Яик" (ПСРЛ. I. С. 453). Вряд ли кыпчаки пришли бы к булгарам, если не надеялись на какую-то поддержку. Не преувеличивая значения этого единичного факта, все же можно полагать, что уже в домонгольское время началось взаимодействие кыпчаков с волжскими булгарами. Об этом говорят и отдельные топонимические данные, кроме вышеуказанного названия "Тухчин", следует, видимо, отметить и наименование булгарского городка "Собекуль", состоящее, скорее всего, из компонентов "соб(е)" и "кул", дающих возможность трактовать его на основе кыпчакской этнонимии (Исхаков, 1997. С. 40). Кроме того, преимущественно на правом берегу Волги в Татарстане известен ряд топонимов (названия татарских деревень), возможно восходящих к кыпчакским этнонимам: Кайбыч (от кай, Каепич). Читай (от Читой), Шырдан (от чирдан), Тарлау (от таргил, торглове). Надо думать, что взаимному смешению булгар и кыпчаков мешало то, что последние медленно принимали ислам, частично на западе они стали христианами, хотя отдельные случаи обращения в ислам кыпчаков известны еще до 1040 г. (в районе государства Хорезмшахов).

В лице кыпчаков мы имеем дело с другим крупным этническим компонентом татарского народа, сложившимся еще в домонгольский период. От булгарского компонента он отличался меньшей консолидацией, сложной этнополитической структурой и широким ареалом расселения. Несмотря на то что кыпчаки состояли из многих племен (основных было, очевидно, около 12), внутри их уже существовали какие-то этногенетические линии, что, видимо, следует из пассажа Ибн Халдуна (XIV в.): "Племя Дурут из кыпчаков, а племя Токсоба из татар". Если это не позднее переосмысление золотоордынских реалий, то не исключено, что какие-то кланы с этнонимом "татар" среди кыпчакских племен Поволжья и Южного Урала могли появиться еще в предмонгольское время.

К концу раннесредневекового периода основные, наиболее крупные тюркские этнополитические группы уже были территориально достаточно четко очерчены (хазарско-булгарская группа, кыпчаки, огузы и др.). Следующим этапом формирования тюркских народов, в том числе и татар, было образование государств Чингисидов. В этногенезе татарского народа ключевым является период Золотой Орды, когда произошло становление его основных этнополитических особенностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78488. Развитие речи как основа формирования культуры речевого общения старших дошкольников 44.25 KB
  Развитие речи как основа формирования культуры речевого общения старших дошкольников Культура речевого общения это такой отбор и организация языковых средств которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в определенной сфере речевых коммуникаций с непременным учетом литературных норм. На современном этапе проблемой изучения разных направлений развития речи стало рассмотрение вопроса воспитания культуры речевого общения в дошкольном детстве М. Формирование...
78489. Специфика организации труда детей в старшей возрастной группе ДОУ 52.44 KB
  Специфика организации труда детей в старшей возрастной группе ДОУ Организация трудовой деятельности в старшей возрастной группе ДОУ одна из важных актуальных проблем на сегодняшний день в дошкольной педагогике и психологии. На современном этапе дошкольная педагогическая наука продолжает разрабатывать вопросы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Цель исследования рассмотреть специфику организации труда детей старших дошкольников в ДОУ. Предмет исследования: изучение формирования трудовых навыков и умений у детей...
78490. Формирование культуры движений средствами аэробики у детей седьмого года жизни 39.56 KB
  Выполнение общеразвивающих движений: с высоким уровнем развития не выявлено ни в экспериментальной ни в контрольной группе. Со средним уровнем в экспериментальной группе 80 в контрольной группе 70 с низким уровнем в экспериментальной 20 контрольной 30. Развитие гибкости при подсчете общего среднего показателя выявлено в экспериментальной группе 2 25 см в контрольной группе 23 см. В экспериментальной группе он составил 22 балла в контрольной группе 2 балла.
78491. Сотрудничество ДОУ и семьи как основа формирования здоровья детей старшего дошкольного возраста 58.67 KB
  Сотрудничество ДОУ и семьи как основа формирования здоровья детей старшего дошкольного возраста Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. На современном этапе проблемой физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с привлечением родителей занимаются В. Была сформулирована цель исследования создание теоретически обоснованной и экспериментально апробированной модели процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей с целью формирования здоровья растущего ребенка на...
78492. Формирование морально-ценностного отношения к окружающей природе у детей старшего дошкольного возраста 42.34 KB
  Формирование морально-ценностного отношения к окружающей природе у детей старшего дошкольного возраста Формирование морально-ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста важная необходимая область теории воспитания и обучения актуальность которой диктуется современными условиями. Объект исследования: процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. В исследовании принимало участие 12 детей старшей группы...
78493. Влияние дидактических игр природосодержащего характера на формирование системы экологических знаний детей старшего дошкольного возраста 58.8 KB
  Влияние дидактических игр природосодержащего характера на формирование системы экологических знаний детей старшего дошкольного возраста Взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе вопрос малоисследованный в науке. Между тем можно предположить что включение игровых элементов в процесс обучения позволит сформировать у дошкольников представление об окружающем мире станет эффективным средством экологического воспитания научит детей бережному отношению к природе что актуально на сегодняшний день....
78494. Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности 52.54 KB
  Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности Решение глобальных экологических проблем возможно на основе обращенности педагогической науки к вопросу воспитания экологической культуры личности. Объект исследования: процесс экологотрудового воспитания детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования состоит в том что воспитание экологической культуры дошкольников на прямую зависит от включения детей старшего дошкольного возраста в экологотрудовой деятельность т....
78495. Специфика организации театрализованных игр старших дошкольников в ДОУ 50.6 KB
  В последние годы возросло внимание дошкольных работников к театрализованным играм которые представляют собой сложный вид деятельности детей и воспитателей. Педагогпрактик Т Неменова в работе ldquo;Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игрrdquo; отмечает что театр одно из ярких эмоциональных средств формирующих вкус детей. Новоселова считает что театральноигровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями знаниями и умениями развивает интерес к литературе и театру формирует диалогическую...
78496. Исследование уровня музыкально-психомоторного развития у детей подготовительной группы 40.67 KB
  Исследование уровня музыкально-психомоторного развития у детей подготовительной группы Сохранение и укрепление здоровья дошкольников одна из актуальнейших проблем нашего времени. Оптимизации двигательной активности детей в режиме детского сада способствуют занятия музыкально-ритмическими движениями которые являются одним из самых привлекательных видов деятельности ребенка. Определенная метрическая пульсация музыкального произведения с которой связаны движения ребенка вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка а...