65109

Кыпчаки и Кимакский каганат. Йемеки

Научная статья

История и СИД

Легендарные сведения подтверждают указанное направление движения кыпчаков: согласно легенде о предке уйгуров Огузкагане последний послал кыпчаков чтобы они поселились между страной итбараков предположительно киргизов. Повидимому более раннее или параллельное название кыпчаков сиры.

Русский

2014-07-25

47 KB

6 чел.

Кыпчаки и Кимакский каганат. Йемеки

Раздел:

История

Подаздел:

Кыпчаки и Кимакский каганат

Автор:

Д. М. Исхаков, И. Л. Измайлов

Опубликована:

из книги “Татары”, серия “Народы и культуры”, Москва, “Наука”, 3-4-2001

Добавлена:

22-2-2005

В начале XI в. на границах Волжской Булгарии появляются кыпчаки (куманы). Наиболее раннее упоминание о кыпчаках сохранилось в надписи на Селенгинском камне, посвященном Эл-этмиш Билге-кагану (747-759) - правителю Уйгурского каганата. Кыпчаки вначале были в составе союза кимаков, подчинявшихся Уйгурскому каганату. После его падения (840) ки-маки, в составе которых отмечались такие племена, как йемек, емур, татар, баиан-дир, кыпчак, олсляд, л(ы)никаз, двинулись на запад и около 850 г. начали доминировать в Западной Сибири. По данным Гардизи, правящий дом у кимаков был татарского происхождения. В середине IX в. кимаки занимали уже территорию Южного Урала, Казахстана и район Аральского моря. А в конце IX - начале Х в. границей между ними и огузами стала р. Яик. Именно эту ситуацию отмечал автор труда "Худуд ал-Алам" (X в.): "Южные границы кыпчаков соприкасаются с печенегами, а все остальные границы - с северными землями, где никто не живет". Получается, что в конце IX в. кыпчаки находились уже в Центральном Казахстане. Легендарные сведения подтверждают указанное направление движения кыпчаков: согласно легенде о предке уйгуров Огуз-кагане, последний послал кыпчаков, чтобы они поселились между "страной ит-бараков (предположительно киргизов. - Д.И, И.И.) и Яиком". В варианте этого предания, записанном среди башкир, речь идет о том, что "Огуз, дав Кыпчаку войско, послал в долину реки Итиль". Далее в легенде говорится, что Огуз-каган послал Кыпчака против взбунтовавшихся народов, таких как маджары (башкиры), хазары, русы и др. После их усмирения Кыпчак "царствовал 300 лет" ("со времен Огуз-кагана до времени Чингис-хана").

Высказывались достаточно обоснованные заключения о том, что кыпчаки и йемеки под именем сеяньто в VI в. локализовывались на Алтае. Сеяньто возводят обычно к группе теле, берущей начало, в свою очередь, от гуннского объединения. По-видимому, более раннее или параллельное название кыпчаков — сиры. Последний этноним после 735 г. больше не упоминается, зато во второй половине VIII в. в ряде источников появляется племя (объединение) кыбчак-хыфчак (Ахинжанов; Кляшторный, Савинов. С. 41-49). Другое наименование кыпчаков - куманы (команы) - применялось для обозначения объединения огузо-печенегов, среди которых жили канглы, влившиеся в состав кыпчаков (по М. Кашгари, канглы -это знатное лицо у кыпчаков). Отсюда еще один этноним кыпчаков - кун (этот этноним и лежит в основе наименования куман). Связь этих двух этнонимов отчет ливо прослеживается по разным источникам. Так, в грузинской летописи XII в. упоминается "страна Куманов, которые являются кыпчаками". Г. Рубрук (ХШ в.) сообщает о "команах", которые называются "capchat" (т.е. кыпчак). По некоторым данным, среди куманов (кунов) присутствовали и монголоязычные группы. Кроме того, среди восточных кыпчаков явно имелись и уйгуры (так называемые сары-уйгуры), что отражено в источниках, - иногда кыпчаков именовали сары (шари) (Добродомов, 1978). В целом кыпчакское объединение состояло из групп, ранее входивших в Кимакский союз, но доминирующей силой в новом объединении стали кыпчаки.

Язык кыпчаков, по мнению М.Кашгари, был "чистый тюркский язык". Он даже отметил такую особенность этого языка, как "джекание": "Кыпчаки, так же как и огузы, йа в начале слова заменяют на алиф и джим в начале имен и глаголов..." В то же время для языка кыпчаков были характерны признаки, присущие огузам. Так, по его же данным, “каждый мим в начале слова огузы, кыпчаки, сувары превращают в ба... тюрки говорят "ман бардум", то есть "я ходил", а сувары, кыпчаки и огузы говорят "бан бардум"”. Судя по лингвистическим данным, кыпчаки были сложным конгломератом тюркоязычных, монголоязычных (или ассимилированных тюрками монгольских) и иранских по происхождению, но уже, видимо, тюркизированных, групп, язык которых был без архаичных черт (ламбдаизм, ротацизм и т.д.) (Баскаков, 1985).

В целом продвижение кыпчаков на запад следует датировать 1018-1050 гг. Во всяком случае, в начале 1030-х годов кыпчаки уже находились на границах государства Хорезмшахов. Да и М.Кашгари сообщает, что район Аральского моря - это "обиталище огузов и кыпчаков". В 1055 г. появляются первые сведения о кыпчаках в русских летописях. К этому времени они, скорее всего, занимали не только Поволжье (см. замечание М. Кашгари: "Итиль - название реки в стране кыпчаков"), но и южнорусские степи. К 1070-м годам кыпчаки стали доминирующей силой в степях Евразии. Общепринято деление кыпчаков на две группы - на "диких" (первое упоминание в 1146 г.) и "недиких". Первые были восточной частью кыпчаков (кыпча-ки-канглы и йвмеки-кимаки), а вторые - западной (состояли частично из куманов). Но следует иметь в виду, что в 30-е годы XII в. восточные кыпчаки сами стали подразделяться на две части - на более восточную (Андар аз-Кифчак), локализованную в бывшей зоне проживания кимаков (летом кочевки этой группировки доходили до Иртыша, зимой они спускались до низовьев Сарысу, Чу, Таласа; центр - г. Сыгнак) и более западную (летние кочевки в Южном Приуралье, а зимовки - в низовьях Сыр-дарьи, в окрестностях Аральского моря).

Куманская конфедерация локализовывалась по двум берегам Днепра: - левобережье среднего и нижнего течения реки занимали племена Бурч-оглы (Бурчевичи русских летописей), Улаш-оглы (Улашевичи), а правобережье - Ит-оглы (Итоглый), Урус-оба (Урусобичи). Известны следующие родоплеменные образования кыпчаков: ай/кай-оба (аепичи/ каепичи русских летописей), алп-ерли (алберли, ильбари, ольбери, Отперлюевичи), вададж, барат (бараг), байаут, бурч-огли (Бурчевичи), бзанги, чакраг (чокраг/сократ), читай-оглы (Читеевичи), чиртан (чортан), дурут/дурт (по-видимому, тертер-оба -Тертъробичи), енч-оглы (Иланчук), йети-оба, китан-оба (кидане), куче/куч-оба (Коучебичи), кучет, кор/коор, кара-буркли (Черные клобуки), кол/кул-оба (Колобичи/Кулобичи), команды/команды, конгор/кангу-оглы, меркиты (бекруты), мингиз-оглы, орингу(т), уран, бесене/песенег, таргил (Тарголове), токсоба (Токсобичи), тгузкут, улаш-оглы (Улашевичи), урус/орыс-оба (Урусобичи), йемеки (половцы Емякове), уогур/уйгур (Баскаков, 1985; Golden, 1992. С. 278-279).

Кыпчаки, занимавшие огромную территорию - от Дуная на западе, до Иртыша на востоке и до мусульманских государств Средней Азии на юге, так и не смогли создать единое государственное образование. Одна из причин тому - вовлечение кыпчаков в разных районах их проживания в орбиту влияния уже сложившихся государств (Русь, Волжская Булгария, Хорезм).

В начале ХШ в. другим центром объединения кыпчаков стала группа во главе с потомками Шарукана (Шару-хан?), особенно при правлении Юрия (его отец, Кончак, был внук Шару-хана), убитого в сражении кыпчаков с монголами при р. Калке. Правящий клан этой группы был связан с племенем токсоба (Golden, 1979/80. С. 304-307; Голден. С. 18-19).

В южноуральских и заволжских степях располагались кочевья йемеков, одного из основных кимакских племен. В начале XII в. ими была предпринята попытка создать более прочное объединение во главе с племенем илъбариильбури. Это племя, связанное с тюрко-монгольским кланом байаут и вышедшее из среды группы кай, около 1125 г. стало важным элементом восточных кыпчаков; около 1150 г. алберли дошли и до Поволжья. Хотя окончательной кристаллизации данного объединения помешали походы хорезмшахов против кыпчаков в 1130-е годы, представители племени алберли имели титул "хан" (Ахинжанов, 1989. С. 202). Они некогда входили в состав Кимакского каганата, а после его распада откочевали в Заволжье. Их сила и влияние в этом регионе были так значительны, что позволяли (едва ли не каждый год) совершать набеги на окрестности расположенного в дельте Волги г. Саксин. Правитель йемеков, происходивший из знаменитого кыпчакского рода Ильбари (Алберли), носил пышный титул "хан ильбари и шах йемеков" и, судя по сообщениям восточных источников, властвовал над 10 тыс. семейств (Ахинжанов. С. 93-146, 198-207). История йемеков только начала раскрывать свои тайны, но уже сейчас ясно, что они играли важную роль в международных отношениях предмонгольского времени. Так, благодаря их поддержке государство Хорезмшахов сбросило иго каракитаев и подчинило себе весь Мавераннахр.

Волжская Булгария, несомненно, вынуждена была взаимодействовать с кыпчаками и йемеками. В начале XII в. в русских летописях отмечается, что хан Аепа (Айоба) и "прочие князья половецкие" были отравлены булгарами (ответом был поход князя Юрия Долгорукого, женатого на дочери князя Аепы, против булгар в 1120 г., см.: ПСРЛ. I. С. 292). В 1183 г. русские летописи говорят о "половцах Емяковых" (т.е. о йемеках), совершивших набег во главе с булгарским князем на булгарский Великий город - Биляр (ПСРЛ. I. С. 389; Летописец... С. 93; Измайлов, 2000. С. 39-41). В 1229 г., как сообщают русские летописи, спасаясь от монголов, "саксини и половцы взбегоша из низу к болгарам перед татары и сторожеви Болгарьскыи прибегоша бьени от Татар близь рекы енже имя Яик" (ПСРЛ. I. С. 453). Вряд ли кыпчаки пришли бы к булгарам, если не надеялись на какую-то поддержку. Не преувеличивая значения этого единичного факта, все же можно полагать, что уже в домонгольское время началось взаимодействие кыпчаков с волжскими булгарами. Об этом говорят и отдельные топонимические данные, кроме вышеуказанного названия "Тухчин", следует, видимо, отметить и наименование булгарского городка "Собекуль", состоящее, скорее всего, из компонентов "соб(е)" и "кул", дающих возможность трактовать его на основе кыпчакской этнонимии (Исхаков, 1997. С. 40). Кроме того, преимущественно на правом берегу Волги в Татарстане известен ряд топонимов (названия татарских деревень), возможно восходящих к кыпчакским этнонимам: Кайбыч (от кай, Каепич). Читай (от Читой), Шырдан (от чирдан), Тарлау (от таргил, торглове). Надо думать, что взаимному смешению булгар и кыпчаков мешало то, что последние медленно принимали ислам, частично на западе они стали христианами, хотя отдельные случаи обращения в ислам кыпчаков известны еще до 1040 г. (в районе государства Хорезмшахов).

В лице кыпчаков мы имеем дело с другим крупным этническим компонентом татарского народа, сложившимся еще в домонгольский период. От булгарского компонента он отличался меньшей консолидацией, сложной этнополитической структурой и широким ареалом расселения. Несмотря на то что кыпчаки состояли из многих племен (основных было, очевидно, около 12), внутри их уже существовали какие-то этногенетические линии, что, видимо, следует из пассажа Ибн Халдуна (XIV в.): "Племя Дурут из кыпчаков, а племя Токсоба из татар". Если это не позднее переосмысление золотоордынских реалий, то не исключено, что какие-то кланы с этнонимом "татар" среди кыпчакских племен Поволжья и Южного Урала могли появиться еще в предмонгольское время.

К концу раннесредневекового периода основные, наиболее крупные тюркские этнополитические группы уже были территориально достаточно четко очерчены (хазарско-булгарская группа, кыпчаки, огузы и др.). Следующим этапом формирования тюркских народов, в том числе и татар, было образование государств Чингисидов. В этногенезе татарского народа ключевым является период Золотой Орды, когда произошло становление его основных этнополитических особенностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79060. Понятие наследования. Сущность и происхождение наследования. Виды наследования 24.25 KB
  Подобно тому как собственность в экономическом смысле существовала и до образования государства и права а право собственности появилось только с образованием государства так и наследственное право в качестве завершения права собственности появилось только с возникновением государства. Универсальный характер наследования проявляется в том что к наследнику переходят сразу и права и обязанности входящие в состав наследства в том что наследник может приобрести в составе наследства даже такие права и обязанности о существовании которых он...
79061. Понятие права собственности. Содержание права собственности 27.13 KB
  Содержание права собственности. Понятие права собственности и развитие этого института в Риме. Римское право было системой права построенного на начале частной собственности.
79062. Понятие римского частного права. Отличие частного права от права публичного. Основные системы римского частного права 20.29 KB
  Отличие частного права от права публичного. Основные системы римского частного права. Один из римских юристов классического периода Ульпиан проводит разграничение этих двух областей права следующим образом.
79063. Понятие физического лица и правоспособности. Элементы правоспособности. Утрата и ограничение правоспособности (caput) 19.53 KB
  Древний Рим был рабовладельческим государством и поэтому признавал лицом далеко не каждого человека. Субъектом права признавался только свободный человек, поэтому рабы рассматривались не как субъект, а как объект права (говорящее орудие).
79064. Правовое положение рабов. Институт пекулия. Способы установления и прекращения рабства 25.17 KB
  Власть рабовладельца над рабом беспредельна; она является полным произволом; господин может раба продать даже убить. Раб не может вступить в брак признаваемый законом; союз раба и рабыни contubernium отношение чисто фактическое. Если тем не менее коекакие проблески признания личности раба имели место то это происходило в интересах самого рабовладельца имело целью расширить и углубить эксплуатацию рабов. Термином пекулий происходящим вероятно от слова pecus скот называлось имущество выделяемое из общего имущества рабовладельца в...
79065. Правовое положение римских граждан. Установление формально равной правоспособности свободных в области частного права. Понятие дееспособности. Лица недееспособные и частично дееспособные 23.98 KB
  Установление формально равной правоспособности свободных в области частного права. в случаях захвата римского гражданина во власть врагов или по крайней мере недружественного народа впрочем в случае последующего возвращения на римскую территорию такое лицо восстанавливалось во всех правах; это называлось ius postliminii. Правоспособность римского гражданства в области частного права слагалась из двух основных элементов: ius conubii т. права вступать в законный брак при котором дети получали права римского гражданства а отцу принадлежала...
79066. Прекращение обязательств. Новация. Зачет. Невозможность исполнения обязательства 22.39 KB
  Невозможность исполнения обязательства. Последнее возможно лишь с согласия кредитора; место исполнения соответствует месту определенному в договоре; исполнение в срок указанный в договоре.; в оба требования должны быть такими по которым срок исполнения уже наступил или определен моментом востребования. Просрочка исполнения усиливает ответственность должника который должен впредь отвечать не только соответственно прямому содержанию обязательства но и обязывался к возмещению неполученных доходов кредитора на него возлагался случайный...
79067. Развитие уголовного права в Риме в период империи 19.9 KB
  Характерной тенденцией развития уголовного права данного периода является то что ряд частных деликтов постепенно становятся уголовно наказуемыми включаются в категорию преступлений crimen publicum. Появляется также большое число новых преступлений в том числе таких которые рассматриваются как опасное посягательство на устои государства. В числе этих преступлений заговор с целью свержения императора покушение на его жизнь или жизнь его чиновников непризнание религиозного культа императора и т. К числу преступлений непосредственно...
79068. Развитие уголовного права в Риме в республиканский период. Виды преступлений. Виды наказаний. Уголовный суд и процесс 20.41 KB
  Благодаря этому обстоятельству приговор магистрата малопомалу теряет свое значение и собственными органами уголовного суда делаются comiti centurit если дело идет о cpite и tribut если дело идет об nquisitio pecuni. Все производство у магистрата приобретает характер предварительного следствия. Производство перед магистратом в уголовных делах по своему смыслу отнюдь не соответствует производству in jure в процессе гражданском: здесь магистрат ничего не разбирает и ничего не решает меж тем как в уголовном процессе суд магистрата имеет...