65109

Кыпчаки и Кимакский каганат. Йемеки

Научная статья

История и СИД

Легендарные сведения подтверждают указанное направление движения кыпчаков: согласно легенде о предке уйгуров Огузкагане последний послал кыпчаков чтобы они поселились между страной итбараков предположительно киргизов. Повидимому более раннее или параллельное название кыпчаков сиры.

Русский

2014-07-25

47 KB

6 чел.

Кыпчаки и Кимакский каганат. Йемеки

Раздел:

История

Подаздел:

Кыпчаки и Кимакский каганат

Автор:

Д. М. Исхаков, И. Л. Измайлов

Опубликована:

из книги “Татары”, серия “Народы и культуры”, Москва, “Наука”, 3-4-2001

Добавлена:

22-2-2005

В начале XI в. на границах Волжской Булгарии появляются кыпчаки (куманы). Наиболее раннее упоминание о кыпчаках сохранилось в надписи на Селенгинском камне, посвященном Эл-этмиш Билге-кагану (747-759) - правителю Уйгурского каганата. Кыпчаки вначале были в составе союза кимаков, подчинявшихся Уйгурскому каганату. После его падения (840) ки-маки, в составе которых отмечались такие племена, как йемек, емур, татар, баиан-дир, кыпчак, олсляд, л(ы)никаз, двинулись на запад и около 850 г. начали доминировать в Западной Сибири. По данным Гардизи, правящий дом у кимаков был татарского происхождения. В середине IX в. кимаки занимали уже территорию Южного Урала, Казахстана и район Аральского моря. А в конце IX - начале Х в. границей между ними и огузами стала р. Яик. Именно эту ситуацию отмечал автор труда "Худуд ал-Алам" (X в.): "Южные границы кыпчаков соприкасаются с печенегами, а все остальные границы - с северными землями, где никто не живет". Получается, что в конце IX в. кыпчаки находились уже в Центральном Казахстане. Легендарные сведения подтверждают указанное направление движения кыпчаков: согласно легенде о предке уйгуров Огуз-кагане, последний послал кыпчаков, чтобы они поселились между "страной ит-бараков (предположительно киргизов. - Д.И, И.И.) и Яиком". В варианте этого предания, записанном среди башкир, речь идет о том, что "Огуз, дав Кыпчаку войско, послал в долину реки Итиль". Далее в легенде говорится, что Огуз-каган послал Кыпчака против взбунтовавшихся народов, таких как маджары (башкиры), хазары, русы и др. После их усмирения Кыпчак "царствовал 300 лет" ("со времен Огуз-кагана до времени Чингис-хана").

Высказывались достаточно обоснованные заключения о том, что кыпчаки и йемеки под именем сеяньто в VI в. локализовывались на Алтае. Сеяньто возводят обычно к группе теле, берущей начало, в свою очередь, от гуннского объединения. По-видимому, более раннее или параллельное название кыпчаков — сиры. Последний этноним после 735 г. больше не упоминается, зато во второй половине VIII в. в ряде источников появляется племя (объединение) кыбчак-хыфчак (Ахинжанов; Кляшторный, Савинов. С. 41-49). Другое наименование кыпчаков - куманы (команы) - применялось для обозначения объединения огузо-печенегов, среди которых жили канглы, влившиеся в состав кыпчаков (по М. Кашгари, канглы -это знатное лицо у кыпчаков). Отсюда еще один этноним кыпчаков - кун (этот этноним и лежит в основе наименования куман). Связь этих двух этнонимов отчет ливо прослеживается по разным источникам. Так, в грузинской летописи XII в. упоминается "страна Куманов, которые являются кыпчаками". Г. Рубрук (ХШ в.) сообщает о "команах", которые называются "capchat" (т.е. кыпчак). По некоторым данным, среди куманов (кунов) присутствовали и монголоязычные группы. Кроме того, среди восточных кыпчаков явно имелись и уйгуры (так называемые сары-уйгуры), что отражено в источниках, - иногда кыпчаков именовали сары (шари) (Добродомов, 1978). В целом кыпчакское объединение состояло из групп, ранее входивших в Кимакский союз, но доминирующей силой в новом объединении стали кыпчаки.

Язык кыпчаков, по мнению М.Кашгари, был "чистый тюркский язык". Он даже отметил такую особенность этого языка, как "джекание": "Кыпчаки, так же как и огузы, йа в начале слова заменяют на алиф и джим в начале имен и глаголов..." В то же время для языка кыпчаков были характерны признаки, присущие огузам. Так, по его же данным, “каждый мим в начале слова огузы, кыпчаки, сувары превращают в ба... тюрки говорят "ман бардум", то есть "я ходил", а сувары, кыпчаки и огузы говорят "бан бардум"”. Судя по лингвистическим данным, кыпчаки были сложным конгломератом тюркоязычных, монголоязычных (или ассимилированных тюрками монгольских) и иранских по происхождению, но уже, видимо, тюркизированных, групп, язык которых был без архаичных черт (ламбдаизм, ротацизм и т.д.) (Баскаков, 1985).

В целом продвижение кыпчаков на запад следует датировать 1018-1050 гг. Во всяком случае, в начале 1030-х годов кыпчаки уже находились на границах государства Хорезмшахов. Да и М.Кашгари сообщает, что район Аральского моря - это "обиталище огузов и кыпчаков". В 1055 г. появляются первые сведения о кыпчаках в русских летописях. К этому времени они, скорее всего, занимали не только Поволжье (см. замечание М. Кашгари: "Итиль - название реки в стране кыпчаков"), но и южнорусские степи. К 1070-м годам кыпчаки стали доминирующей силой в степях Евразии. Общепринято деление кыпчаков на две группы - на "диких" (первое упоминание в 1146 г.) и "недиких". Первые были восточной частью кыпчаков (кыпча-ки-канглы и йвмеки-кимаки), а вторые - западной (состояли частично из куманов). Но следует иметь в виду, что в 30-е годы XII в. восточные кыпчаки сами стали подразделяться на две части - на более восточную (Андар аз-Кифчак), локализованную в бывшей зоне проживания кимаков (летом кочевки этой группировки доходили до Иртыша, зимой они спускались до низовьев Сарысу, Чу, Таласа; центр - г. Сыгнак) и более западную (летние кочевки в Южном Приуралье, а зимовки - в низовьях Сыр-дарьи, в окрестностях Аральского моря).

Куманская конфедерация локализовывалась по двум берегам Днепра: - левобережье среднего и нижнего течения реки занимали племена Бурч-оглы (Бурчевичи русских летописей), Улаш-оглы (Улашевичи), а правобережье - Ит-оглы (Итоглый), Урус-оба (Урусобичи). Известны следующие родоплеменные образования кыпчаков: ай/кай-оба (аепичи/ каепичи русских летописей), алп-ерли (алберли, ильбари, ольбери, Отперлюевичи), вададж, барат (бараг), байаут, бурч-огли (Бурчевичи), бзанги, чакраг (чокраг/сократ), читай-оглы (Читеевичи), чиртан (чортан), дурут/дурт (по-видимому, тертер-оба -Тертъробичи), енч-оглы (Иланчук), йети-оба, китан-оба (кидане), куче/куч-оба (Коучебичи), кучет, кор/коор, кара-буркли (Черные клобуки), кол/кул-оба (Колобичи/Кулобичи), команды/команды, конгор/кангу-оглы, меркиты (бекруты), мингиз-оглы, орингу(т), уран, бесене/песенег, таргил (Тарголове), токсоба (Токсобичи), тгузкут, улаш-оглы (Улашевичи), урус/орыс-оба (Урусобичи), йемеки (половцы Емякове), уогур/уйгур (Баскаков, 1985; Golden, 1992. С. 278-279).

Кыпчаки, занимавшие огромную территорию - от Дуная на западе, до Иртыша на востоке и до мусульманских государств Средней Азии на юге, так и не смогли создать единое государственное образование. Одна из причин тому - вовлечение кыпчаков в разных районах их проживания в орбиту влияния уже сложившихся государств (Русь, Волжская Булгария, Хорезм).

В начале ХШ в. другим центром объединения кыпчаков стала группа во главе с потомками Шарукана (Шару-хан?), особенно при правлении Юрия (его отец, Кончак, был внук Шару-хана), убитого в сражении кыпчаков с монголами при р. Калке. Правящий клан этой группы был связан с племенем токсоба (Golden, 1979/80. С. 304-307; Голден. С. 18-19).

В южноуральских и заволжских степях располагались кочевья йемеков, одного из основных кимакских племен. В начале XII в. ими была предпринята попытка создать более прочное объединение во главе с племенем илъбариильбури. Это племя, связанное с тюрко-монгольским кланом байаут и вышедшее из среды группы кай, около 1125 г. стало важным элементом восточных кыпчаков; около 1150 г. алберли дошли и до Поволжья. Хотя окончательной кристаллизации данного объединения помешали походы хорезмшахов против кыпчаков в 1130-е годы, представители племени алберли имели титул "хан" (Ахинжанов, 1989. С. 202). Они некогда входили в состав Кимакского каганата, а после его распада откочевали в Заволжье. Их сила и влияние в этом регионе были так значительны, что позволяли (едва ли не каждый год) совершать набеги на окрестности расположенного в дельте Волги г. Саксин. Правитель йемеков, происходивший из знаменитого кыпчакского рода Ильбари (Алберли), носил пышный титул "хан ильбари и шах йемеков" и, судя по сообщениям восточных источников, властвовал над 10 тыс. семейств (Ахинжанов. С. 93-146, 198-207). История йемеков только начала раскрывать свои тайны, но уже сейчас ясно, что они играли важную роль в международных отношениях предмонгольского времени. Так, благодаря их поддержке государство Хорезмшахов сбросило иго каракитаев и подчинило себе весь Мавераннахр.

Волжская Булгария, несомненно, вынуждена была взаимодействовать с кыпчаками и йемеками. В начале XII в. в русских летописях отмечается, что хан Аепа (Айоба) и "прочие князья половецкие" были отравлены булгарами (ответом был поход князя Юрия Долгорукого, женатого на дочери князя Аепы, против булгар в 1120 г., см.: ПСРЛ. I. С. 292). В 1183 г. русские летописи говорят о "половцах Емяковых" (т.е. о йемеках), совершивших набег во главе с булгарским князем на булгарский Великий город - Биляр (ПСРЛ. I. С. 389; Летописец... С. 93; Измайлов, 2000. С. 39-41). В 1229 г., как сообщают русские летописи, спасаясь от монголов, "саксини и половцы взбегоша из низу к болгарам перед татары и сторожеви Болгарьскыи прибегоша бьени от Татар близь рекы енже имя Яик" (ПСРЛ. I. С. 453). Вряд ли кыпчаки пришли бы к булгарам, если не надеялись на какую-то поддержку. Не преувеличивая значения этого единичного факта, все же можно полагать, что уже в домонгольское время началось взаимодействие кыпчаков с волжскими булгарами. Об этом говорят и отдельные топонимические данные, кроме вышеуказанного названия "Тухчин", следует, видимо, отметить и наименование булгарского городка "Собекуль", состоящее, скорее всего, из компонентов "соб(е)" и "кул", дающих возможность трактовать его на основе кыпчакской этнонимии (Исхаков, 1997. С. 40). Кроме того, преимущественно на правом берегу Волги в Татарстане известен ряд топонимов (названия татарских деревень), возможно восходящих к кыпчакским этнонимам: Кайбыч (от кай, Каепич). Читай (от Читой), Шырдан (от чирдан), Тарлау (от таргил, торглове). Надо думать, что взаимному смешению булгар и кыпчаков мешало то, что последние медленно принимали ислам, частично на западе они стали христианами, хотя отдельные случаи обращения в ислам кыпчаков известны еще до 1040 г. (в районе государства Хорезмшахов).

В лице кыпчаков мы имеем дело с другим крупным этническим компонентом татарского народа, сложившимся еще в домонгольский период. От булгарского компонента он отличался меньшей консолидацией, сложной этнополитической структурой и широким ареалом расселения. Несмотря на то что кыпчаки состояли из многих племен (основных было, очевидно, около 12), внутри их уже существовали какие-то этногенетические линии, что, видимо, следует из пассажа Ибн Халдуна (XIV в.): "Племя Дурут из кыпчаков, а племя Токсоба из татар". Если это не позднее переосмысление золотоордынских реалий, то не исключено, что какие-то кланы с этнонимом "татар" среди кыпчакских племен Поволжья и Южного Урала могли появиться еще в предмонгольское время.

К концу раннесредневекового периода основные, наиболее крупные тюркские этнополитические группы уже были территориально достаточно четко очерчены (хазарско-булгарская группа, кыпчаки, огузы и др.). Следующим этапом формирования тюркских народов, в том числе и татар, было образование государств Чингисидов. В этногенезе татарского народа ключевым является период Золотой Орды, когда произошло становление его основных этнополитических особенностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64210. Развитие психической деятельности животных в онтогенезе 34 KB
  Для изучения этих процессов в зоопсихологии применяют биогенетический метод базирующийся на эволюционной теории развития видов. Изучение развития психики в онтогенезе предполагает рассмотрение следующих основных аспектов: Иными словами необходимо выяснить что получает особь в наследство от предыдущих поколений...
64211. Развитие психической деятельности в пренатальном периоде 30.5 KB
  Общим правилом эмбриогенеза является асинхронность развития органов систем и нервных центров которые регулируют их функции. Важно отметить что органы находящиеся на разных этапах развития всегда функционируют согласовано обеспечивая работоспособность всей системы организма.
64212. Сравнительный обзор развития двигательной активности зародышей 42 KB
  У морских козочек отряд бокоплавы до вылупления наблюдаются спонтанные и ритмичные движения головы и других частей эмбриона из которых впоследствии формируются специфические двигательные реакции этих рачков а к концу эмбриогенеза в день вылупления появляются двигательные ответы на тактильные раздражения.
64213. Пренатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения 30.5 KB
  Развитие зрения и слуха также лучше всего изучены у эмбрионов птиц. Оптические реакции например зрачковый рефлекс формируются у птиц в конце пренатального периода когда начинают функционировать периферический и центральный отдел зрительного анализатора.
64214. Эмбриогенез и развитие психического отражения 27 KB
  Говорить о полноценной психической деятельности эмбриона нельзя так как в основе психического отражения лежит способность животного адекватно ориентировать свою деятельность по отношению к компонентам среды. Таким образом психическая деятельность эмбриона невозможна или ограничена...
64215. Развитие психической деятельности животных в раннем постнатальном периоде 33.5 KB
  Если рассматривать психическую деятельность эмбриона как поведение и психику в процессе их становления на начальной стадии существования особи то рождение является поворотным пунктом где весь процесс развития поведения получает новое направление.
64216. Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде 30 KB
  Появление инстинктивных движений является результатом реализации генетически закрепленной программы которая сформировалась в процессе филогенеза. Процесс развития инстинктивных движений в раннем постнатальном периоде...
64217. Ранний опыт (благоприобретённые компоненты поведения) 32 KB
  Преобладание облигатного научения в раннем постнатальном онтогенезе объясняется тем что в это время происходит достройка врождёных пусковых механизмов ряда важнейших инстинктивных действий путём включения в них индивидуально приобретаемых компонентов.
64218. Запечатление (импринтинг) 31.5 KB
  В связи с этим запечатление квалифицируют и как перцептивное научение направленное на распознавание незнакомого в дополнение к знакомому то есть как дополнение к врождённому узнаванию.